Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения процесса формирования социокультурных ориентации детей средствами детского театра 13
1.1. Понятие «социокультурные ориентации детей» в современном гуманитарном знании 13
1.2. Педагогические возможности детского театра в решении задач обеспечения процесса формирования социокультурных ориентации детей 44
1.3. Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии 63
Выводы 79
Глава 2. Экспериментальная проверка педагогических условий формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии 82
2.1. Педагогический потенциал детского музыкального театра-студии 86
2.2. Музыкальный спектакль как основная форма деятельности детского театра-студии 107
2.3. Национальная и региональная специфика в деятельности детского музыкального театра-студии 123
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 134
Выводы 149
Заключение 151
Библиографический список используемой литературы 156
Приложение 168
- Понятие «социокультурные ориентации детей» в современном гуманитарном знании
- Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии
- Педагогический потенциал детского музыкального театра-студии
Введение к работе
Современный ребенок растет и формируется как личность в сложных и противоречивых условиях. С одной стороны, разнообразие социокультурной информации, ценностное многообразие, полистилийность культуры и присутствие в единой пространственно-временной форме традиций прошлого и настоящего. С другой - однообразие содержания и форм наиболее доступных социокультурных образцов. Последнее происходит, главным образом, вследствие возрастающего влияния средств массовой информации (СМИ), оттеснивших таких агентов социализации, как семья и школа. Коммерциализация СМИ привела к тому, что зрители и читатели знакомятся преимущественно с продуктами западной культуры, причем, низкого качества.
Ряд исследователей социокультурных проблем (Л.И. Божович, О.С. Газ-ман, Т.О. Егорова, Л.Г. Ионнн, В.И. Козловский, О.Е. Коханая, Б.М. Немен-ский, Т.П. Щербакова, и др.) отмечает, что культурные предпочтения детства и юношества характеризует ориентация на развлекательные жанры, на поверхностную информацию, не требующую дополнительных интеллектуальных, нравственных, эстетических усилий.
Из-за неблагоприятных экономических обстоятельств сократилось число художественных студий, кружков, в том числе фольклорной направленности. Определить ребенка в «бюджетный» творческий коллектив, которым руководят профессиональные педагоги, ориентированные на социокультурное развитие детей, непросто. В таких условиях даже простое воспроизведение в опыте ребенка культурного наследия общества становится серьезной социальной проблемой.
Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время движение к освоению общероссийской национальной культуры как множественности разных культур затруднено «идентификационной неопределенностью» - утратойь интереса многих взрослых и детей к культуре своего этноса. Последнее особенно актуально для некоторых регионов, имеющих «двойную национальную культуру», в том числе для Республики Марий Эл. Психолого-педагогические исследования показывают, что взаимодействие ребенка с культурной средой существенно влияет на процесс развития его личности. Вышеобозначенные факторы, определяющие особенности этого взаимодействия в современных условиях, вызывают необходимость оказания ребенку педагогической поддержки. Педагог должен помочь ребенку определить свое место в культурном многообразии, представленном в социуме, сформировать на основе полученных знаний потребность разобраться в социокультурной ситуации, подготовить к самостоятельному выбору форм и видов культурной деятельности, исходя из собственных потребностей и вкусов, то есть сформировать его социокультурные ориентации (СКО).
В современных педагогических исследованиях нет однозначно понимаемого подхода ни к определению понятия «социокультурные ориентации детей», ни к сущности процесса их формирования. Заметим, что разные аспекты социокультурной проблематики изучаются в основном в рамках философских, социологических, психологических, культурологических исследований. Так, особенности взаимодействия личности и социокультурной среды раскрываются в трудах Г.В. Брындиной, Л.Й. Васеха, А.В. Волохова, Э.А. Куруленко, И.С. Кона, B.C. Лысенко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Филиппова и других. Проблемы социокультурного становления молодежи - у И.В. Адеевой, В.П. Журавлева, И.М. Ильинского, Л.Н. Когана, В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского, Ю.Я. Рубиной, В.Я. Суртаева, В.И. Чупрова, А.Ф. Шаровой и других. Анализ их работ позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования СКО детей включает создание условий для формирования вкуса, развития культурных потребностей, освоения гуманистических ценностей, высших культурных образцов. СКО ребенка формируются не спонтанно, а в процессе обучения и воспитания в школе, учреждениях дополнительного образования детей. При этом необходимо целенаправленное включение ребенка в систематические занятия искусством, позволяющие ему определить свое место в культурном многообразии мира, освоить формы и методы активного участия в культурной деятельности. По мнению специалистов, из множества форм культурно-досуговой деятельности, участие в которых способствует формированию СКО детей, важная роль принадлежит сценической деятельности. Существует ряд диссертаций, касающихся общих проблем реализации воспитательных функций театра. Некоторые из них посвящены вопросам развития таких сторон личности ребенка, которые могут .оказать положительное влияние на процесс формирования социокультурных ориентации. Речь идет об эстетическом образовании детей средствами театра (И. А. Генералова, Б.Н. Нащекин, Т.Э. Потапова, В.Н. Харь-кин), формировании нравственных качеств учащихся (И.В. Пругова), социальном взаимодействии детей в рамках театра (А.И. Аверьянов, М.А. Бабаханов), эмоциональном влиянии театра на ребенка (Л.Л. Пилипенко), развитии творческого потенциала личности в процессе театральной деятельности (М.В. Колосова, Н.И. Наумова, МЛ. Стуль), воспитательном воздействии на ребенка театрального коллектива (А.П. Ершова, Т.А. Марченко, Т.Г, Пеня). Однако, педагогические исследования процесса формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального детского театра практически отсутствуют.
В исследовании мы обращались к опыту использования детского театрального творчества в деятельности педагогов как европейских (Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе, Г. Винекен, Р. Штайнер), так и отечественных (Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.В. Завельский и др.), к трудам выдающихся театральных режиссеров и театральных педагогов (А.А. Брянцев, Е.Б. Вахтангов, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Н.И. Сац, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров и др.), в которых содержится ценный опыт воспитательных достижений в области театральной педагогики, к исследованиям лаборатории театрального искусства НИИ художественного воспитания РАО, в публикациях сотрудников которой (А.П. Ершова, Л.А. Никольский, Т.Г. Пеня, Е.К, Чухман и др.) освещается позитивный опыт театральных детских коллективов в решении задач личностного развития ребенка, а также анализируются проблемы, снижающие воспитательные функции детского театра. Анализ научных трудов в области педагогики и культурологии позволил выявить существующие в процессе формирования СКО детей в современных условиях противоречия:
между необходимостью педагогического обеспечения процесса формирования СКО и недостаточной разработанностью понятий, характеризующих сущность этого процесса, в том числе понятия «социокультурные ориентации детей»;
между необходимостью формирования гуманистических социокультурных ориентации ребенка как ключевого направления развития его личности и отсутствием научно обоснованных средств решения этой проблемы в современной педагогике, в том числе в педагогике театра;
между потенциальными воспитательными возможностями детского театра в процессе формирования СКО детей и недостаточной разработанностью в театральной педагогике средств их целенаправленного использования;
между необходимостью, в целях развития личности ребенка и формирования его СКО, освоения национального наследия и национальной культуры региона, в котором он живет, и недостаточным опытом решения этих задач, слабой эффективностью имеющихся педагогических средств.
Вышеуказанные противоречия позволяют сформулировать в качестве актуальной для исследования проблему педагогического обеспечения процесса формирования социокультурных ориентации детей в современных условиях. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии (на примере Республики Марий Эл)».
Объект исследования: процесс формирования социокультурных ориентации детей средствами театра.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии.
Цель: выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия, обеспечивающие формирование социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии.
Гипотеза исследования. Участие детей в театральных спектаклях оказывает влияние на процесс формирования их социокультурных ориентации. Результативность этого влияния связана с эффективностью воспитательной деятельности педагогического коллектива детского театра, под которой мы понимаем целенаправленное и последовательное создание условий, обеспечивающих развитие СКО детей в процессе их театральной деятельности. Процесс формирования СКО детей средствами музыкального детского театра-студии будет эффективным, если:
- в традиционную деятельность театральных педагогов будут интегрированы идеи и опыт гуманистической педагогики и психологии, что придаст процессу формирования СКО гуманистическую направленность;
- задача формирования СКО детей будет осознана педагогами театра как актуальная задача театральной педагогики, ими будет освоено понятие СКО детей и механизмы их формирования;
- в практику детского театра будут внедрены организационные формы, методы и приемы педагогического воздействия на детей и взаимодействия с ними, которые адекватны его новой социокультурной функции - формированию СКО детей;
- в деятельности детского театра максимально учитываются культурные традиции, национальные и региональные особенности места (города, поселка или села) проживания педагогов и детей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Определить структурные компоненты, основные характеристики понятия «социокультурные ориентации детей» и механизмы их формирования в современных условиях. 2. Выявить и охарактеризовать воспитательные функции детского театра в педагогическом обеспечении процесса формирования социокультурных ориентации детей.
3. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социокультурных ориентации детей в музыкальном театре-студии. .
4. Провести опытно-экспериментальную проверку выявленных педагогических условий формирования социокультурных ориентации детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития; системный и междисциплинарный подходы к исследованию процесса формирования СКО детей. Личностно-деятельностный подход лег в основу организации опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался
комплекс методов теоретических и эмпирических исследований. В их числе
теоретические: систематизация, классификация, сравнительно сопоставительный анализ, моделирование деятельности детского музыкального театра-студии; эмпирические: анализ и обобщение опыта работы детских театральных объединений; анкетирование, беседа, наблюдение (прямое, косвенное и включенное), интервью, метод незаконченных предложений, методы оценивания (самооценка и экспертная оценка), ведение педагогических дневников наблюдения, видео- и фоторегистрация процесса формирования СКО детей в процессе театральной деятельности, просмотр и обсуждение этих материалов, опытно-экспериментальная работа.
Основная база исследования - Детский музыкальный театр-студия «Зеркало» Республики Марий Эл.
Исследование проводилось в четыре этапа. В ходе предварительного этапа (1994 г.) осмысливались проблема и тема исследования, анализировался и обобщался педагогический опыт автора в качестве члена авторской группы, создавшей экспериментальную детскую творческую студию при Марийском госуниверситете, которая впоследствии была реорганизована в музыкальный театр-студию «Зеркало».
Первый этап (1995-1996 гг.) включил анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение педагогического опыта детских театров и особенностей социокультурной ситуации в Республике Марий Эл. Одновременно проводился поиск формы детского театра, обеспечивающей успешное решение задач формирования СКО детей, была осуществлена его организация.
На втором этапе (1997-1999 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа на базе детского музыкального театра-студии «Зеркало».
Третий этап (1999-2000 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению полученных эмпирических данных и оформлению диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
процесс формирования СКО детей средствами театральной педагогики рассмотрен во взаимосвязи с целостным процессом развития личности ребенка, его личностным ростом; он представлен в контексте общего процесса гуманизации образования;
проблемы театральной педагогики проанализированы на основе использования современных достижений теории гуманистического воспитания;
определены структура, основные характеристики понятия «социокультурные ориентации детей» и механизмы их формирования в условиях детского музыкального театра-студии;
выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованного методического обеспечения деятельности детского музыкального театра-студии, которое может быть широко использовано при организации театральных коллективов, функционирующих как в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей, так и при учреждениях культуры.
Полученные результаты могут использоваться при разработке спецкурсов по педагогике для средних и высших педагогических учебных заведений, институтов культуры и искусств, для системы повышения квалификации работников школ и учреждений дополнительного образования детей. В частности, разработанный автором спецкурс «Психолого-педагогические условия реализации воспитательных функций детского театра» применяется в процессе подготовки студентов отделения «Режиссер детского самодеятельного театра» колледжа культуры Республики Марий Эл.
Положения диссертационного исследования, раскрывающие особенности работы театральных педагогов в условиях полиэтнического региона, легли в основу разработанного автором проекта «Детский национальный театр - XXI век: сохранение и развитие культуры финно-угорских народов», получившего высокую оценку и включенного в Федеральную целевую программу 2000 года «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации». В рамках реализации этой программы коллектив театра-студии «Зеркало» принял участие в Детском международном фестивале театров финно-угорских народов, а его педагоги - в научно-практической конференции по проблемам воспитания подрастающего поколения средствами театра.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению избранной проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, разработкой адекватной предмету исследования" методики опытно-экспериментальной работы, а также шестилетним личным опытом работы автора в качестве руководителя детского музыкального театра-студии «Зеркало». Положения, выносимые на защиту.
1. Социокультурные ориентации детей - сложная интегральная характеристика личности ребенка, формирующаяся в результате его максимальной информированности в процессе усвоения им специальных знаний в сфере культуры. Сформированные СКО обеспечивают реализацию способностей ребенка в определении своего места и положения в социокультурной среде -особом социальном пространстве, посредством которого он включается в многообразные культурные связи общества. СКО детей проявляются в устойчивости эстетических вкусов и культурных потребностей, в последовательном освоении культурных ценностей, в умении определить и освоить культурные приоритеты, а также в способности ребенка активно участвовать в культурной деятельности.
2,Структурными компонентами СКО детей являются культурное самоопределение, ценностные предпочтения, освоенная система социальных ролей, социокультурная адаптация, социокультурная самореализация, социокультурная активность, социокультурная устойчивость, формируемые в процессе присвоения ими «культурной информации», ее преобразования и рефлексии.
3 .Педагогическими условиями эффективного решения задач формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии являются:
овладение театральными педагогами теорией .и практикой гуманистического воспитания и широкое использование гуманистических подходов в театральной педагогике;
создание системы студийных занятий как совокупности форм учебной, репетиционной и сценической деятельности детей;
интеграция в процессе постановки музыкального спектакля (как основного жанра детского театра, способствующего формированию СКО) различных видов деятельности (литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной), расширяющих возможности успешной самореализации и творческой деятельности детей; включение в театральную деятельность детей национальных культурных традиций и учет в ней региональных особенностей места их проживания. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и докладывались в рамках творческих мастерских Первой Международной Программы переподготовки преподавателей психолого-педагогических дисциплин (кафедра педагогики и психологии РИПКРО МО РФ, Международный фонд «Культурная инициатива», министерства образования Бельгии и Нидерландов, 1994-1995); на творческой встрече руководителей детских художественных коллективов - участников Международного фестиваля детского творчества «Голос детства» в Минске (1995), в программе мастерских и конференций ежегодной московской «Ярмарки идей» по проблемам воспитания подрастающего поколения Культурного центра Северо-Восточного административного округа г. Москвы (1996-2000), в программе семинара руководителей детских самодеятельных коллективов (Йошкар-Ола, 1998-1999), на заседаниях кафедры педагогики и психологии и на научных конференциях аспирантов и соискателей АПК и ПРО (1998-2000), на Всероссийских научно-практических конференциях «Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности» (Йошкар-Ола, 1997-2000), на конференции «Творчество юных на пороге XXI века» в рамках программы Первых Российских Молодежных Дельфийских Игр (Саратов, 1999), на заседаниях художественного совета детского театра-студии «Зеркало» (Йошкар-Ола, 1996-2000).
Понятие «социокультурные ориентации детей» в современном гуманитарном знании
Выяснение содержания основных понятий, связанных с объектом и предметом исследования, налагает особенную ответственность , именно здесь берут начало поиски методологических основ, методов, определение критериев полученных результатов. Важной задачей нашего исследования был анализ понятия «социокультурные ориентации (СКО) детей», определение основных характеристик названного феномена и механизмов его формирования. Задача осложнялась тем, что понятие СКО детей не имеет в современной педагогической науке общепринятого толкования. Как показал анализ научных исследований, в современном гуманитарном знании нет однозначного определения социокультурных ориентации.
Понятие «СКО» достаточно глубоко рассматривается в философских, социологических, культурологических трудах в разных смысловых связках и конструкциях, что позволяет охарактеризовать различные аспекты развития личности и общества. Использование сочетания «социокультурный» в таких областях гуманитарного знания, как социология, культурология, лингвистика (работы В.В. Сафоновой, ГЛ. Филиппова, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, Г.В. Брынди-ной и др.), а также принадлежность понятия «ориентация» понятийному аппарату психологии, обусловливают необходимость междисциплинарного подхода к его рассмотрению, определения его основных составляющих, что предполагает педагогическую интерпретацию данных, имеющих место в других науках, выяснение педагогических смыслов исследуемого понятия.
Устойчивое понятие «социокультурный» сложилось ц.гуманитарном знании сравнительно недавно: социокультурная ситуация, среда, норма, деятельность, природа, идентичность, ценность; социокультурное творчество, пространство, окружение, развитие; социокультурный механизм, процесс» кризис, опыт и т.д. - вот основной перечень наиболее часто употребляемых контекстов. В центре нашего внимания были смысловые акценты, связанные с процессом воспитания, становления личности ребенка в современной России в условиях утверждения гуманистических принципов образования.
Понятие «СКО детей» сложилось из двух компонентов: «социальный» и «культурный», что отражает взаимосвязь и взаимообусловленность процессов вхождения ребенка в мир, нахождение им своего места как в социуме, так и в культуре.
В отечественной педагогике подробно исследовались проблемы социального становления личности - ее социализации (В.Г. Бочарова, Т.П. Вернигоро-ва, А.В. Волохов, Т.В. Дурова, А.Г. Климов, В.Н. Кочергин, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, И.И. Фришман, А.В. Шариков и др.). Нас в ходе исследования, в первую очередь, интересовало, почему в педагогических и социологических текстах, наряду с этим хорошо известным понятием появляется тандем «социализация и инкультурация» (см. Э.А. Куруленко) и чем обусловлена необходимость рассмотрения социокультурных аспектов процесса развития ребенка.
Анализ исследований показывает, что своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений вызывают к жизни все более частые обращения педагогов к культурным традициям. Культурологи отмечают: «...Общее «пространство культуры» и культура детства связаны множеством сложных взаимозависимостей» [93, С.9]. Понимание этих зависимостей и умение ими управлять в значительной мере определяют как культурный потенциал общества в целом, так и влияние этого потенциала на процесс развития ребенка.
Заметим, что в 70-90-х годах произошла некоторая трансформация понятия «социализация», определяющего особенности вхождения ребенка в окружающий его мир. Если в ранних работах в основе подходов к социальному становлению детей всегда присутствовало только значение общественного компонента, усвоение ценностей, нравственных императивов, детерминированных данным обществом [24; 26; 90; 119], то в более поздних определение социализации уточняется, и все чаще связывается с категорией «культура». А.В. Муд-рик в книге «Социальная педагогика» (издание 1999 г.) понятие «социализация» рассматривает как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [118, С. 99]. Таким образом, в толковании понятия «социализация» все чаще наряду с традиционным «соответствием обществу» используется «соответствие культуре», либо «освоение социокультурных достижений общества» [53, С.34), «самоопределение в социокультурном пространстве» [49, С. 14]. Можно говорить, таким образом, о тенденции сближения этих двух категорий, их взаимопроникновении и в результате - об использовании единого понятия «социокультурный» в гуманитарных дисциплинах, исследующих человека и его деятельность. Так, в культурологическом исследовании Э.А. Куруленко подчеркивается, что «непрерывность социализации, сохранение воспроизводства и инновации в различных видах человеческой деятельности обеспечивает культура, которая сама выступает как накопленный опыт» [93, С.26]. По мнению отечественных исследователей, эта ситуация есть результат влияния гуманистического понимания образования и принятия идеи экзистенциальной сущности развития индивида [42; 106; 131].
Педагогические условия формирования социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра-студии
Основываясь на общих теоретических положениях, мы попытались выделить ряд педагогических условий формирования гуманистических СКО детей в их взаимосвязях, выделить их особенные и инвариантные параметры. В качестве главного условия рассматривалось вовлечение детей в деятельность музыкального театра-студии и обогащение форм и методов театральной педагогики положениями и принципами теории гуманистического воспитания.
Анализ литературы, а также личный опыт работы автора в качестве руководителя детского театра позволил нам предположить, что специфическими педагогическими условиями, обеспечивающими процесс формирования социокультурных ориентации детей в музыкальном театре-студии будут следующие:
- овладение театральными педагогами теорией и практикой гуманистического воспитания и широкое использование гуманистических подходов в театральной педагогике;
- создание системы студийных занятий как совокупности форм учебной, репетиционной и сценической деятельности детей;
- интеграция в процессе постановки музыкального спектакля (как основного жанра детского театра, способствующего формированию СКО) различных видов деятельности (литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной), расширяющих возможности успешной самореализации и творческой деятельности детей;
- включение в театральную деятельность детей национальных культурных традиций и учет в ней региональных особенностей места их проживания.
Выделяя первое условие, мы исходили из того, что в настоящее время главными ценностями образования признаны: человек, ребенок, их социокультурное положение, свобода выбора путей развития, гуманистический стиль отношений системе «воспитывающий взрослый - ребенок» [28; 48; 71 и др.].
Учитывая, что основной целью педагогической деятельности в детском театре является создание воспитательного пространства, мы исходили из теоретических принципов, изложенных в работах И.Д. Демаковой, В.А. Караковско-го, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой [там же]. Наиболее значимыми для нашего исследования явились идеи признания самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе; создания пространства взаимодействия, диалога педагогов и детей, построенного на безусловном педагогическом принятии детей, а также принятии детьми педагогов, сохранении индивидуальности ребенка. В детском театре, на наш взгляд, эти принципы реализуются прежде всего за счет создания условий максимального благоприятствования для личностного культурного самоопределения каждого ребенка. В исследовании мы не стремились описать достаточно хорошо известные в педагогической литературе общепринятые положения, о том, что педагог должен ориентироваться в своей деятельности на способности детей и их развитие, на гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых, на взаимное доверие, на создание творческой обстановки и т.д. Однако, все эти показатели характерны для театра-студии, как и для любой другой гуманистически ориентированной системы. Перед нами стояла задача выявления проблем, существующих в традиционном детском театре в связи с процессом формирования СКО детей.
Одной из них является сложность работы педагогов детского театра на начальном этапе, которая связана с воздействием на детей «массовой культуры» [29]. Педагогам приходится сталкиваться с «ограниченным полем эстетического восприятия»: в сознании детей существуют различные штампы, отражающие специфику детской субкультуры, традиции семьи, культурные ценности, принятые в ближайшем окружении ребенка (группы сверстников по месту жительства, школьные коллективы и т.д.). Поэтому одним из важных направлений деятельности педагогов является изучение ребенка как в процессе его развития в условиях воспитательного пространства, так и в момент его прихода в театр. В теории гуманистического воспитания изучение ребенка рассматривается как одно из условий эффективности воспитательной деятельности [32, 48]. В нашем случае речь идет об изучении детей как представителей определенной социокультурной группы: нас интересует его ближайшее социокультурное окружение, интересы, вкусы, привязанности, мотивация прихода ребенка в театр, его интерес к театральному искусству, уровень его способностей, личностные качества. Все эти данные служат основой как для проектирования общей программы работы коллектива, так и программы реализации индивидуального подхода. При этом наибольший эффект дает изучение ребенка основанное на гуманистических принципах: изучение ребенка в его внутренней целостности, в естественных условиях, в разнообразной деятельности, сравнение недостатков и успехов ребенка с его опытом, а не с опытом других детей, соблюдение принципа педагогического оптимизма: изучая ребенка надо искать в нем положительное, принимать его таким, каков он есть.
Педагогический потенциал детского музыкального театра-студии
Первый этап опытно-экспериментальной работы (1994-1995 годы) был посвящен созданию программы, целью которой было обеспечить средствами детского театрального искусства общее развитие детей и в частности - развитие их коммуникативных способностей. Констатирующий эксперимент проводился на базе Марийского госуниверситета. В нем участвовало 45 детей младшего и среднего школьного возраста, учеников разных школ г. Йошкар-Олы. Программа была рассчитана на 1 учебный год и включала занятия актерским мастерством, хореографией, английским языком. Итогом работы каждой группы детей, сформированной по моновозрастному признаку, был миниспектакль на английском языке. Результаты работы показали высокую эффективность театральных занятий в достижении поставленных педагогами задач. Кроме этого, было зафиксировано развитие активности детей в общеобразовательной школе (на основании отзывов классных руководителей, педагогов, родителей); изменение ценностных предпочтений (на основании суждений детей); повышение общего интереса к театру - его жанрам, истории; значительная часть детей определила свой выбор в направлении художественных видов деятельности. Это позволило выдвинуть предположение о комплексном влиянии театральной деятельности на развитие и личностный рост ребенка, в частности, о возможности целенаправленного воздействия средствами театра на процесс формирования СКО современных детей.
Вместе с тем, были выявлены проблемы, которые снижали эффективность этого процесса: обособленность детей разного возраста; ограниченность возможности приема детей рамками «театральной группы»; зависимость степени принятия театрального содержания от влияния «массовой культуры», занимающей значительное место в детских культурных предпочтениях.
В то же время были замечены факторы, способные повысить заинтересованность детей. Так, проявилась потребность в межличностном общении, в результате которого происходит знакомство с точкой зрения другого, «значимого» лица. Это послужило поводом для расширения рамок групповых занятий, включения в программу деятельности коллектива практики совместных выступлений и создания в конечном итоге единого театрального коллектива. Занятия хореографией показали повышенный интерес детей к музыке, музыкальному восприятию, направленность интереса на современные ритмы. Проявилась потребность в расширении музыкального «образования», что определило выбор музыкального жанра. В результате к 1995 году возникла идея создания детского театра. Таким образом, основная опытно-экспериментальная работа по теме диссертационного исследования проходила на базе детского музыкально-драматического театра-студии «Зеркало» Республики Марий Эл в период с 1995 по 2000 год ( в 1996 году театр получил звание образцового детского коллектива, см .приложение 1).
Детский коллектив театра-студии представляет собой объединение групп детей четырех возрастных ступеней: подготовительная - от 3 до 5 лет; младшая - 6—7 лет дошкольного возраста; средняя - младший школьный возраст; старшая - средний и старший школьный возраст. Следовательно, каждая из этих возрастных групп представляет собой поливозрастной детский коллектив, В составе театра существует несколько студийных групп каждой возрастной ступени. Время деятельности театра в течение года («театральный сезон») аналогично школьному учебному году. Общее число детей, занимающихся в театре в 2000 году, достигло 152 человек. Еженедельные «студийные» занятия проходят в группах, численность которых составляет 10-15 человек и включают обязательные занятия «театрального минимума», определяющего содержательную сторону работы детского музыкального театра: актерское мастерство, вокал, хореография, основы дизайна. Кроме того, в программе театра-студии предусмотрены углубленные занятия по выбору одного из этих четырех направлений
Наши исследования показали, что оптимальной формой объединения детей являются студийные группы. Ежегодный состав каждой из них включает детей, участвующих в деятельности театра-студии год и более, и вновь пришедших в театр. Независимо от уровня их подготовки и уровня способностей, дети включаются в совместную творческую деятельность, в которой помимо единой программы учитываются их индивидуальные различия и индивидуальный статус участника театра. Разнородность детского состава театра по уровню подготовки обусловлена присутствием в театре детей, принятых в коллектив в разные годы.