Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях преодоления духовно-нравственного кризиса общественного сознания актуализируется проблема развития способности человека сознательно выстраивать на основе нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, природе, Отечеству, миру в целом и осуществлять деятельность на основе этих отношений. Отношение к действительности как характеристика направленности отдельной личности, в конечном счете, определяет успешность решения сложных социальных и экономических проблем человечества, и развитие у человека этого качества - одна из ведущих идей гуманизации образования.
Сегодня система образования призвана создавать условия для развития творческих сил человека, формирования в нем активной гражданской позиции и готовности к созиданию социального блага, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Современное российское общество испытывает необходимость в преодолении прагматизма мышления молодых людей и их потребительского отношения к жизни, развития у них мотивов к созидательной деятельности на благо общества. Решению этих проблем может способствовать развитие у детей эстетического отношения к действительности, являющегося нравственной характеристикой личности и определяющей ее направленность на творческую преобразовательную деятельность в соответствии с эстетическим идеалом.
Эстетическое отношение к действительности как научная категория изучалась учеными в разные исторические периоды и продолжает разрабатываться в наши дни. С позиций эстетики и философии это явление исследовалось Г.-В.-Ф. Гегелем, И.Кантом, О.В. Буткевичем, Ю.В. Боревым,
М.П. Гальпериным, С.С. Гольдендрихтом, А.В. Гулыгой, М.С. Каганом,
Н.И. Киященко, Л.Н. Столовичем и другими.
В педагогике развитию у детей эстетического отношения к действительности посвящены труды А.И. Бурова, М.А.Верба, А.Ю. Гончарука,
С.Н. Ждановой, Б.М. Теплова, Е.М. Торшиловой и других. В аспекте изобразительной и литературной деятельности эту проблему изучали А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н.Новлянская. Группой этих учёных разработана концепция художественного развития детей, в которой эстетическое отношение к действительности рассматривается как основа творческих способностей в том или ином виде художественной деятельности человека.
Изучением влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка в разных аспектах занимались П.Г. Аверьянов, О.А. Антонова,
С.В. Батуева, В.П. Бондарев, В.М.Букатов, А.Ю. Гончарук, А.П.Ершова,
Т.Ф. Завадская, Т.В.Зарембо, В.Д.Зимин, С.М. Машевская, А.Я. Михайлова, А.Б. Никитина, В.М. Рождественская, Ю.И. Рубина, Л.М. Петрова,
В.И. Плоткин, С.Р. Фейгинов, М.В. Шакурова, Н.И. Шевелев и другие.
Анализ деятельности детских театральных объединений свидетельствует о их широких возможностях для развития у детей эстетического отношения к действительности, однако эти возможности не реализуются в полной мере; важнейшей причиной этого является отсутствие научно-методического обоснования педагогических средств и условий этого процесса. Актуальность исследования обусловлена тем, что эстетическое отношение к действительности как педагогический феномен в педагогической теории изучен недостаточно, а проблема развития этого качества у детей в театральном объединении специально никем не исследовалась.
Таким образом, можно обозначить наличие ряда противоречий:
между потребностью общества в преодолении духовно-нравственного кризиса и неготовностью молодого поколения к самоактуализации, несформированностью у них гражданской позиции, определяющей направленность личности на созидание социального блага;
между наличием в теории эстетического воспитания и художественного развития понятия эстетического отношения к действительности и недостаточной разработанностью его основных характеристик;
между востребованностью у педагогов развития у детей в театральном объединении эстетического отношения к действительности и отсутствием научно-методического обоснования педагогических средств и условий, обеспечивающих решение этой задачи.
Актуальность, практическая и теоретическая значимость, а также указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: какие педагогические средства и условия обеспечивают развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении?
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических средств и условий формирования и развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
Объект исследования – развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
Предмет исследования – педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
Гипотеза исследования. Развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении будет осуществляться, если педагог использует средства, способствующие формированию социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей и развитию их онтологического единства с миром, а именно:
диалоговые формы общения, обеспечивающие создание в коллективе психологически комфортной среды, удовлетворение потребности детей в признании, формирование онтологического единства с миром;
технологии организации самостоятельного художественного творчества детей, способствующего формированию и удовлетворению потребности воспитанников в активной творческой самореализации;
метод «сверхзадачи» спектакля, обеспечивающий социальную направленность творчества детей и способствующий развитию социоцентричности мотивационно-потребностной сферы;
методы и приёмы аналитической и рефлексивной деятельности, оказывающей влияние на ценностное самоопределение личности ребёнка, укрепление его субъектности, формирование у него нравственно-эстетического идеала.
Основная концептуальная идея исследования: развитие эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении зависит от гармоничного сочетания двух взаимосвязанных процессов: развития у ребёнка, с одной стороны, онтологического единства с миром как образования многообразных личностно значимых связей, с другой стороны, потребности в творческом преобразовании действительности на основе эстетического идеала, что достигается через трансформацию мотивационно-потребностной сферы детей в процессе театральной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, выдвинутой гипотезой в нем решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность эстетического отношения к действительности как педагогического феномена.
2. Определить особенности организации педагогической деятельности по развитию эстетического отношения к действительности у детей в театральных объединениях.
3. Разработать модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
4. Обосновать педагогические средства развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении на разных этапах этого процесса.
5. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
Методологическую основу исследования составили:
аксиологический подход, определяющий гуманистический характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и рассматривающий воспитание как процесс усвоения ценностей (И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.);
экзистенциальный подход, определяющий человека как автора собственной судьбы, обладающего свободой выбора и ответственностью за этот выбор (Ж.П.Сартр, К.Ясперс, М.Бубер, А. Маслоу и др., в том числе в педагогике - Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И.Рожков,
Н.Е. Щуркова и др.);
герменевтический подход, предполагающий обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание (И.Д. Демакова, А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, И.Ф. Сулима и др.);
рефлексивно-деятельностный подход, определяющий ведущую роль деятельности в развитии личности и рефлексии как способа регуляции этой деятельности (Н.Г. Алексеев, А.В. Карпов, М.И. Рожков, Т.Н.Сапожникова);
полихудожественный подход, рассматривающий искусство как язык общения субъекта с миром и предполагающий понимание и освоение детьми выразительных средств этого языка (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов).
Теоретическую базу исследования определили:
антропологическая теория развития субъектности индивида
(В.И. Слободчиков);
психолого-педагогические концепции развития творческой личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);
идеи методологии художественной деятельности (И.К. Кузьмичев, Б.С. Мейлах, А.М. Новиков);
современные концепции развития творчества и одаренности детей (Д.Б. Богоявленская, Дж.Рензулли, К.Хеллер, Е.И.Щебланов, и др.);
концепция художественного образования (А. А. Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, З. Н. Новлянская и др.);
концепция создания воспитательного пространства (Д.В. Григорьев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов и др.)
идеи интеграции общего и дополнительного образования
(Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, С. Л. Паладьев и др.);
идеи театральной педагогики (В.М.Букатов, С.В.Гиппиус, А.П.Ершова, Т.Ф. Завадская, К.С.Станиславский и др.);
концепции психологии художественного творчества (В.И.Кочнев, Н.В.Рождественская, Л.О.Салямон, П.В.Симонов, А.С Шведерский и др.);
концепции эстетического воспитания (Ш.М. Герман, А.Ю. Гончарук, О.В.Дивненко, Б.Т. Лихачев, В.К. Скатерщиков, Б.М.Теплов и др.)
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта и изучение педагогического процесса в детском театральном объединении, моделирование, ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; эмпирические - опытная работа, опосредованное и включенное наблюдение, диагностические ситуации, тестирование, интерпретация, качественный и количественный сравнительный анализ полученных результатов исследования и творческих продуктов детей, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, письменные опросы, аналитическая диагностика); методы статистической обработки данных.
База исследования. Основной базой исследования стал образцовый детский коллектив театра «Луч» Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества». Кроме того, нами изучен опыт решения изучаемой проблемы в 51-ом театральном объединении Вологды, Воронежа, Кирова, Москвы, Минска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ярославля и Ярославской области.
Основные этапы исследования.
На первом этапе (2000-2001 гг.) – поисковом – проводились выбор и теоретическое осмысление темы, изучение научной и учебно-методической литературы по проблеме, определялся замысел исследования, понятийный аппарат, рабочая гипотеза. Изучалась мотивационно-потребностная сфера детей в театральном объединении, анализировалась динамика личностных качеств в зависимости от стажа обучения.
На втором этапе (2001-2010 гг.) - исследовательском – был проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по выбранной теме; осуществлялась опытная работа по формированию эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; проводился мониторинг динамики мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия воспитанников театра «Луч»; обобщен его педагогический опыт; осуществлены анализ и обобщение передового и массового педагогического опыта детских театральных объединений по развитию эстетического отношения к действительности; проводилась диагностика мотивационно-потребностной сферы и художественного восприятия у воспитанников других детских театральных объединений Ярославской области.
На третьем этапе (2011-2013 гг.) - обобщающем – проводилась интерпретация полученных в опытной работе данных, формулировались теоретические и практические выводы, завершалось оформление работы в виде диссертации, осуществлялось внедрение результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на ведущие исследования в области философии, психологии и педагогики художественного творчества; непротиворечивостью исследовательского аппарата; многолетним опытом работы автора в детском театральном объединении; соответствием педагогической практики концептуальным положениям исследования, репрезентативностью выборки и адекватностью обработки результатов диагностики. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
разработана и научно обоснована модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, в основу которой положена идея последовательного перехода ведущей потребности детей под влиянием театральной деятельности от потребности в признании к потребности в самопознании и самореализации через театральное творчество и к потребности в самоотдаче и творческом преобразовании мира;
определены этапы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении, соответствующие динамике мотивационно-потребностной сферы детей: этап преодоления эгоцентричной направленности, этап формирования направленности на самореализацию и самопознание через театральное творчество, этап развития социоцентричной направленности;
обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении в соответствии с этапами этого процесса, обусловленных динамикой мотивационно-потребностной сферы детей под влиянием театральной деятельности;
выделены педагогические условия, обеспечивающие успешное использование средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
расширены представления об эстетическом отношении к действительности как педагогическом феномене, конкретизированы сферы личности, в которых оно проявляется (перцептивная, мотивационно-потребностная, рефлексивно-деятельностная и аксиологическая);
расширены представления о сущности педагогического процесса в детском театральном объединении, раскрыта особенность театральной деятельности в детском объединении, заключающаяся в наличии противоречия «блуждающих приоритетов» в деятельности и необходимости гармонично сочетать педагогические и художественные задачи; эстетическое отношение к действительности обосновано как педагогический феномен, способствующий решению этих задач в детском театральном объединении и позволяющий преодолевать противоречие «блуждающих приоритетов»;
определена взаимообусловленность развития эстетического отношения к действительности и этапов трансформации мотивационно-потребностной сферы детей в театральном объединении;
определены критерии и показатели развития у детей эстетического отношения к действительности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
представлены конкретные методические рекомендации по развитию эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении;
предложены авторские и адаптированные методики диагностики уровня развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения;
разработана дополнительная образовательная программа детского театрального объединения, направленная на развитие у детей эстетического отношения к действительности;
составлен комплекс упражнений и творческих заданий для развития у детей эстетического отношения к действительности в театральной деятельности;
создано методическое пособие для педагогов театральных объединений «Я занимаюсь в театральном..»: исследование влияния театральной деятельности на развитие личности детей» (в соавторстве).
Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях любого вида и типа при организации деятельности театрального объединения, при организации внеурочной деятельности обучающихся согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам общего (полного) образования, в системе повышения квалификации педагогов театральных объединений.
Личный вклад автора в исследование состоит в разработке общего замысла и программы исследования, в проведении опытной работы; в теоретико-методологическом анализе сущности эстетического отношения к действительности как педагогического феномена; в выявлении динамики мотивационно-потребностной сферы детей под влиянием театральной деятельности и обосновании связи этой динамики с развитием эстетического отношения к действительности; в анализе педагогического опыта и разработке модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении; в определении критериев и показателей уровня развития этого качества у детей в театральном объединении; в проверке модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении и обосновании комплекса педагогических условий и средств её реализации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались в ходе проведения методических семинаров, занятий на стажерской площадке и курсов повышения квалификации педагогов театральных объединений, на заседаниях кафедры теории и истории педагогики ФБГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» а также на научно-практических конференциях различного уровня:
- всероссийского - научно-практическая конференция, посвященная 90-летию дополнительного образования (Ярославль, 2008), научная конференция в рамках IX Всероссийских Дельфийских игр (Москва, 2010), культурологический семинар «Школа и учитель в культуре региона» (Выборг, 2010), «Одаренный ребенок» (Ярославль, 2010), методический семинар «Театр, кино, музей - для новой школы» (Пермь,2011), научно-практическая конференция «Детская театральная деятельность в пространстве образования, культуры, и искусства» (Иваново, 2013);
- межрегионального – «Учитель нашей новой школы» (Ярославль, 2010);
- регионального - научная конференция «Чтения Ушинского» (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль 2009-2013), «Индивидуализация образовательного процесса» (Ярославль, 2010), «круглый стол» «Феномен театра: история и современность» (Ярославль, 2013).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическое отношение к действительности – это интегративное личностное качество, которое характеризуется онтологическим единством с миром и потребностью в творческом его преобразовании в соответствии с эстетическим идеалом и представлением о социальном благе. Как интегративное личностное качество эстетическое отношение к действительности определяется особенностями и уровнем развития перцептивной, мотивационно-потребностной, рефлексивно-деятельностной, аксиологической сфер и проявляется в самоактуализации личности, её потребности в творческой самоотдаче во благо общества.
2. В детском театральном объединении педагог решает два типа задач: педагогические, связанные с индивидуальным личностным ростом воспитанников, и художественные, связанные с качеством коллективной творческой работы театрального объединения, что определяет два противоположных вектора приоритетов: «театр для ребёнка» или «ребёнок для театра». Это позволяет выделить в деятельности театрального объединения противоречие «блуждающих приоритетов». Развитие у детей эстетического отношения к действительности интегрирует художественные и педагогические задачи, что дает возможность преодолевать это противоречие.
3. В основу модели развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении положена динамика их мотивационно-потребностной сферы под влиянием театральной деятельности. В результате исследования выделены три группы ведущих потребностей детей в театральном объединении: потребность в признании, потребность в самореализации и самопознании через театральное творчество и потребность в самоотдаче и творческом преобразовании мира. В этой связи модель развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении представлена как последовательная перестройка мотивационно-потребностной сферы детей от этапа преодоления эгоцентричной направленности через этап формирования потребности в самореализации и самопознании в театральном творчестве к этапу развития социоцентричной направленности личности. Процесс развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении организуется на основе двух подходов: полихудожественного и рефлексивно-деятельностного, что определяет использование следующих педагогических принципов: гуманистичности, действенности, мотивации на творчество, культуросообразности, природоосообразности.
4. Развитию эстетического отношения к действительности в детском театральном объединении способствуют следующие педагогические средства:
диалоговые формы общения, предполагающие освоение детьми культуры диалогового взаимодействия как способа общения с педагогом, с членами группы, с миром;
технологии организации самостоятельного художественного творчества детей, включающие в себя самостоятельную работу детей над выполнением творческого задания в мини-группе, режиссерские пробы, стимулирование и поощрение педагогом полихудожественной индивидуальной деятельности детей;
метод «сверхзадачи» спектакля, предполагающий соотнесение педагогом и детьми результатов творческой деятельности (спектакля, показа) с социальной значимостью и стимулирующий развитие социоцентричной направленности мотивационно-потребностной сферы детей;
методы и приёмы рефлексии, оказывающей влияние на ценностное самоопределение личности ребёнка, укрепление его субъектности, формирование у него нравственно-эстетического идеала через освоение детьми в процессе театральной деятельности опыта социальных взаимоотношений, связи между мотивами, поступками и результатами собственной жизнедеятельности.
5. Успешное использование педагогических средств развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении обеспечивают педагогические условия: гуманистической направленности педагогической деятельности, учет особенностей мотивационно-потребностной сферы детей, педагогическое сопровождение, развивающее субъектную позицию ребенка (со-творчество детей и педагога), позитивное подкрепление и пропаганда группового и индивидуального художественного творчества детей, обогащение опыта детей впечатлениями от восприятия окружающей действительности (со-бытие детей и педагога).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его цель, объект, задачи, теоретико-методологические основы, сформулирована гипотеза исследования, обозначены его этапы, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснована достоверность результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Теоретические и методические основания изучения развития эстетического отношения к действительности у детей театрального объединения» - на основе анализа научной литературы выделены и обобщены признаки эстетического отношения к действительности и определена сущность этого отношения как педагогического феномена, сформулировано определение изучаемого феномена. Определены проблемы и позитивный опыт развития у детей эстетического отношения к действительности в детских театральных объединениях. На основе анализа и обобщения педагогического опыта и теоретического анализа изучаемого феномена разработана модель развития эстетического отношения к действительности.
Во второй главе – «Педагогические средства и этапы развития эстетического отношения к действительности у детей в театральном объединении» - представлены результаты опытной работы по развитию у детей эстетического отношения к действительности; охарактеризованы педагогические средства и условия развития этого качества у детей в театральном объединении в соответствии с этапами модели.
В заключении обобщены результаты и изложены выводы исследования.
В приложениях представлены методики диагностики, материалы, иллюстрирующие результаты исследования.