Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социально-педагогические основы развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в молодежных общественных объединениях
1.1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностей и ценностных ориентации старшеклассников 15
1.2. Система деятельности молодежного объединения, направленная на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельских школ 40
1.3. Критерии и методика выявления уровня развития ценностных ориентации 72
Глава II. Содержательно-процессуальные аспекты деятельности молодежных объединений, направленные на развитие ценностных ориентации сельских школьников
2.1. Состояние проблемы развития ценностных ориентации в практике работы сельских школ 90
2.2. Пути, условия и средства развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в процессе деятельности молодежного объединения 109
2.3. Анализ результатов исследования 140
Заключение 160
Библиография 165
Приложения 178
- Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностей и ценностных ориентации старшеклассников
- Система деятельности молодежного объединения, направленная на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельских школ
- Состояние проблемы развития ценностных ориентации в практике работы сельских школ
- Пути, условия и средства развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в процессе деятельности молодежного объединения
Введение к работе
События второй половины нашего века не имеют прецедентов в истории. Перемены огромного масштаба и глубины затронули все стороны человеческой деятельности. Всепроникающие изменения необратимо воздействуют на наше будущее.
Происходящие в России политические, социокультурные, духовные и экономические изменения привели к тому, что общество перешло от относительно стабильной фазы своей истории к динамической фазе развития. Наша страна сегодня занята фундаментальным пересмотром своих движущих социальных механизмов. Речь идет, прежде всего, о переходе к демократической системе, связанной с перестройкой принципов социально-политической жизни общества в целом, социальных групп и каждой отдельной личности. Речь идет также о переходе к новым формам собственности и построении цивилизованной рыночной экономики. Все это требует коренного пересмотра общественной концепции развития производства, науки, культуры и самого менталитета личности.
В работе К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» [97, с. 11] отмечается, что «...без коренной переоценки своих нынешних представлений о самом себе, без кардинального пересмотра нынешних ценностей человечество не сможет выбраться из тупика, ведущего к катастрофе». Качественной характеристикой сознания, ^отражающей доминирующий тип ценностей, называется духовность.
Н.Н. Моисеев [106, с. 5-8] ставит вопрос о смене аксиологических парадигм - вместо идеала «роста благосостояния» называется идеал «духовности и нравственности», который является средством формирования новой системы ценностей, ориентированных на духовность культуры человечества.
Школа и общество едины. Взаимосвязь их проявляется в призвании школы развивать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами, культурными и национальными ценностя-
-4-ми, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Необходимость актуализации общечеловеческих моральных ценностей вынуждает школу поставить в центр своей деятельности личность, человека свободного, духовного, морально чистого и благородного. Меняются старые ориентиры «научить», «воспитать» на новые - «создать условия, помочь личности использовать эти условия соответственно своим чаяниям и возможностям, постоянно поощрять ее достижения» [126, с.93]. В этой ситуации образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо развивающее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально значимые знания и умения, отвечающие запросам социума и необходимые для успешной, самостоятельной, достойной жизни на родной земле.
В социально-образовательной сфере села в последние годы отмечаются следующие тенденции:
изменение структуры ценностных ориентации и потребностей учащихся, их социальная неустойчивость;
отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушение связей между поколениями;
постепенная утрата молодым поколением селян общинной взаимопомощи, добрососедства, подхода к решению значимых для села проблем «всем миром»;
низкая мотивация учащихся к трудовой подготовке, производственному труду в агропромышленном комплексе, выбору сельскохозяйственных профессий;
недостаточная разработанность вопросов организационно-педагогического и научно-методического обеспечения сельских школ;
возрастание социокультурной роли сельской школы как единственного очага образовательной, духовной и культурной жизни села.
Все это вместе взятое составляет совокупность проблем, решение которых поможет совершенствовать систему образования на селе.
Школа на селе обладает большими возможностями в развитии общечеловеческих и национальных ценностей, т.к. именно сельские жители при всех деформациях последних лет остаются носителями коллективного сознания и ценностей, присущих российской ментальносте, исторической памяти предшествовавших поколений.
Сельские учителя должны выполнить свое предназначение: дать молодому поколению современные знания, помочь определить ценностные ориентации и нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить их успешной реализации.
Наиболее активно развитие мировоззрения, ценностных ориентации и ценностных отношений происходит в старшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Петровский). Это обусловлено рядом социальных, психологических, культурно-исторических факторов. Исследователи отмечают, что психологические возможности (качественно новый уровень развития теоретического мышления, становление самосознания) позволяет старшекласснику сделать осознанный выбор относительно своего будущего.
Понятие «ценностная ориентация» возникло на стыке многочисленных направлений, теорий и течений в философии, психологии, социологии, педагогике. Оно возникло, прежде всего, в исследованиях о природе ценностей, категорий, норм и оценок, а также о психическом развитии и жизнедеятельности человека. Среди представителей различных наук нет единства в определении понятия «ценностная ориентация», оно включается в каждую дисциплину под ее собственным углом зрения.
В результате обсуждения этой проблемы в философии (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов и др.) была признана специфичность ценностного отражения личностью действительности, осуществляемого на основе ее потребностей и интересов, избирательного отношения человека к условиям его жизнедеятельности. В это отражение входят оценки, идеалы, вкусы, чувства человека. Диалектико-
материалистическое решение проблемы ценностей связано с практическим отношением человека к действительности, с особенностями удовлетворения потребностей людей в процессе их трудовой и общественной деятельности.
В некоторых социологических исследованиях изучение ориентации молодого человека в сфере профессий сочетается с изучением ценностного подхода к образованию.
Анализируя психологическую литературу, мы убедились в том, что понятие ценности в различных исследованиях трактуется нередко эквивалентно комплексу психических явлений, которые хотя терминологически и обозначаются различно, но семантически однопорядковы: Н.Д. Добрынин, С.Л. Рубинштейн называют их «значимостью»; А.Н. Леонтьев - «значением», «личностным смыслом»; В.М. Мясищев - «психологическим отношением»; Д.Н. Узнадзе - «установкой» и т.д., т.е., если в социологии (Л.Н. Лесохина, В.Г. Лисовский, А.А. Матуленис, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин и др.) ценность и ценностная ориентация рассматривается в связи со стандартами, эталонами, нормами социального поведения, то в психологии они выступают как элементы мотивации человека (его «значащие» переживания, пожелания и пр.).
Таким образом, изучение работ философов, социологов, психологов позволяет утверждать, что термин «ценностные ориентации» характеризует значение, которое человек придает тем или иным явлениям окружающего мира: какие из них он считает более или менее ценными, на какие примеры он ориентируется в своем поведении. Иначе говоря, ценностные ориентации фиксируют одну из главных особенностей человеческого поведения - его избирательность.
В педагогике последних десятилетий проблема ценностных ориентации исследовалась в кандидатских диссертациях М.И. Буровой-Илиевой, П.Р. Игнатенко, В.М. Кузнецова, Г.Н. Прозументовой, З.М. Павлютенко-вой, М.И. Скомороховой, И.В. Федосовой, М.Ф. Чернобаевой и др. Беря на
-7-вооружение понятие «ценностные ориентации», разработанное в социологии и психологии, педагоги пытаются исследовать сущность и функции ценностных ориентации с позиции предмета своей деятельности - процесса воспитания. При этом если психологию, прежде всего, интересует природа самого процесса, реальные механизмы и причины, обусловившие возникновение и развитие тех или иных ценностных ориентации личности, в силу которых у человека общие ценности выступают особенным образом, то педагогика же делает упор на технологическую сторону развития ценностных ориентации, исследует их с точки зрения продуктивности, эффективности их развития, возможности управления этим процессом для решения тех задач, которые общество поставило перед системой образования в качестве первостепенных.
Как показывают проведенные исследования, и наш опыт работы малоизученной остается проблема развития ценностных ориентации через детские и молодежные объединения.
Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблемам детских и молодежных общественных объединений. Так в последние годы выполнен ряд диссертационных исследований близкой тематики (А.В. Волохов, Т.Г. Пташко и др.).
Эти работы способствуют накоплению знаний по исследуемой проблеме, изучению эффективного опыта, но аспект развития ценностных ориентации сельских школьников в условиях деятельности детских и молодежных общественных объединений в них не выделен.
Теоретическую базу исследования детских сообществ заложили отечественные ученые И.Г. Гордин, Т.Е. Конникова, В.В. Лебединский, СТ. Шацкий, Б.Е. Ширвиндт, В.Н. Шульгин и др.
Актуальность выбранного направления исследования также подтверждается противоречиями, которые были определены нами по итогам анализа состояния массовой практики воспитательной работы со старшеклассниками в условиях сельской школы. Это противоречия между:
- потребностью старшеклассников реализовать свои способности в
процессе той или иной деятельности и недостаточной возможностью ее удовлетворения в процессе школьной жизни;
потенциалом молодежных общественных объединений по развитию ценностных ориентации к окружающему миру и недостаточной подготовленностью учителей к использованию его для решения этой задачи;
возрастающей ролью молодежных общественных объединений, необходимостью реализации их потенциала по развитию ценностных ориентации старшеклассников и отсутствием научно-теоретического обоснования процесса развития ценностных ориентации в процессе деятельности молодежных объединений.
Проблема исследования заключается в отсутствии научного обоснования содержания и организации деятельности молодежных объединений на селе с позиции развития ценностных ориентации старшеклассников.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития ценностных ориентации старшеклассников в условиях молодежных объединений на селе определили выбор темы исследования: «Содержание и организация деятельности молодежных общественных объединений по развитию ценностных ориентации старшеклассников сельских школ».
Объект исследования - ценностные ориентации старшеклассников сельских школ.
Предмет исследования - процесс развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в условиях деятельности молодежного объединения.
Цель исследования - выявить пути, условия и средства развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в молодежном объединении.
В основу исследования была положена следующая гипотеза - развитие ценностных ориентации старшеклассников в процессе деятельности
-9-молодежных объединений на селе будет более эффективным, если в процессе выбора содержания и организации деятельности реализуется система педагогических условий, включающая:
-системный подход к разработке и реализации программы развития ценностных ориентации старшеклассников в молодежном объединении;
-реализацию субъектного статуса старшеклассника в деятельности молодежного объединения, проявляющуюся в опоре на личностную и общественно значимую мотивацию участия, учете индивидуальных интересов молодого человека;
-обеспечение в деятельности молодежного объединения ценностно-личностного взаимодействия педагогов и старшеклассников, старшеклассников между собой, которое осуществляется с большей [по сравнению с субъектным уровнем] эмоциональной включенностью;
-включение молодежи в созидательную социальную практику, основанную на личностных и общественно значимых ценностях, реализация этого включения благодаря потребности старшеклассников в самоутверждении и самореализации;
-учет в содержании деятельности молодежного объединения специфических особенностей сельской местности.
Для проверки положений выдвинутой ішіотезьі в соответствии с целью нашего исследования поставлены следующие задачи:
Выявить социально-педагогические основы развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в молодежных объединениях.
Установить характер и уровень развития ценностных ориентации учащихся старших классов сельской школы.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить содержательно-процессуальные аспекты деятельности молодежного объединения, направленные на развитие ценностных ориентации сельских школьников.
4. Обобщить опыт работы и выявить ведущие тенденции развития
молодежных объединений в сельской местности.
5. Разработать рекомендации по содержанию и организации деятель
ности, направленной на развитие ценностных ориентации старшеклассни
ков сельских школ в молодежных объединениях.
Методологическая и теоретическая основа исследования базируется на:
-философской теории ценностей (СФ. Анисимов, Р.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.);
-психолого-педагогической теории формирования и развития личности, связи деятельности личности и ее развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); мотивации деятельности и формирования ценностных ориентации (Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, И.В. Дубровина, М.Г. Казакина и др.);
-идеях системного подхода к построению воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.С. Каган, А.В. Гаврилин, Ю.А. Конаржевский и др.);
-идеях организации педагогического процесса в сельской местности (СИ. Гессен, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и
др);
-идеях целостного педагогического процесса, соединения воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды (В.Г. Бочарова, Л.А. Иванова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Шилова и др.);
-общенаучных и частнонаучных теориях и концепциях, касающихся возрастных особенностей формирования и развития личности, самоопределения (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С Кон и др.).
В исследовании используется комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам:
эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение документов);
теоретические методы (анализ состояния проблемы исследования в философской, социологической, психологической, педагогической литературе; сравнение, синтез, моделирование);
изучение опыта работы учителей и руководителей школ, анализ организации деятельности молодежных объединений на селе; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент, позволяющий изучить состояние проблемы в школьной практике и экспериментально апробировать предлагаемую методику.
Базу научного исследования составляют 18 сельских школ, являющихся базовыми в апробации проекта «Сельские школы Иркутской области на пути в 21 век» и Усть-Кудинская общеобразовательная средняя школа Иркутского района.
Исследование проводилось с 1994 по 2002 гг.
Первый этап (1994-1995гг.). Анализ научных и официальных источников:
изучение состояния проблемы в философской, психолого-педагогической литературе;
оценка влияния особенностей сельской местности на развитие ценностных ориентации сельских школьников;
разработка критериев и методики выявления уровня развития ценностных ориентации сельских школьников.
Второй этап (1996-1997 гг.). Изучение ценностных ориентации сельских школьников и разработка организационно - методического обеспечения:
анализ образа жизни сельских школьников и их ценностных ори
ентации;
выявление факторов, влияющих на развитие ценностных ориентации сельских школьников, оценка их положительных и отрицательных сторон;
разработка воспитательной системы деятельности молодежного объединения, направленной на развитие ценностных ориентации старшеклассников;
обоснование методики и конкретизация содержательно-процессуальных аспектов.
Третий этап (1998-2000 гг.). Внедрение, отслеживание и корректировка содержательно-процессуальных аспектов деятельности молодежного объединения по развитию ценностных ориентации.
Четвертый этап (2001-2002 гг.). Оформление результатов:
интерпретация результатов формирующего эксперимента;
осмысление, обобщение и описание опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
-обоснованы факторы социализации с точки зрения их влияния на развитие ценностных ориентации сельских школьников;
-обоснована необходимость в специально организованном педагогическом обеспечении процесса развития ценностных ориентации старшеклассников в молодежном объединении;
-дана характеристика ценностных ориентации старшеклассников сельских школ;
-охарактеризованы способы включения ценностных ориентации в структуру направленности личности;
-определены пути, условия и средства развития ценностных ориентации старшеклассников на селе в процессе деятельности молодежного объединения.
-із-.
Практическая значимость исследования
-дана характеристика ценностных ориентации старшеклассников сельских школ, позволяющая на научной основе осуществлять работу по их развитию;
-разработаны критерии и методика выявления уровня развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ;
-охарактеризованы пути, условия и средства развития ценностных ориентации в воспитательной системе молодежного объединения;
-разработаны методические рекомендации по содержанию и организации деятельности молодежного объединения на селе.
На защиту выносятся:
Система деятельности молодежного объединения, направленная на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельских школ.
Обоснование факторов социализации с точки зрения их влияния на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельских школ.
Критерии и методика оценки уровня развития ценностных ориентации.
Совокупность педагогических условий развития ценностных ориентации старшеклассников сельской школы в молодежном объединении включающая в себя:
системный подход к разработке и реализации программы развития ценностных ориентации старшеклассников в молодежном объединении;
условия, гарантирующие реализацию субъектного статуса старшеклассника в деятельности молодежного объединения, проявляющиеся в опоре на личностную и общественно значимую мотивацию участия, учете индивидуальных интересов ребенка;
условия, обеспечивающие в деятельности молодежного объединения ценностно-личностное взаимодействие педагогов и старшеклассников, старшеклассников между собой, которое осуществляется с большей (по сравнению с субъектным уровнем) эмоциональной включенностью;
условия, содействующие включению молодежи в созидательную
социальную практику, основанную на личностных и общественно значи
мых ценностях, реализация этого включения благодаря потребности
старшеклассников к самоутверждению и самореализации;
учет в содержании деятельности молодежного объединения спе
цифических особенностей сельской местности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы автора в Усть-Кудинской общеобразовательной средней школе и областном ИП-КРО, что отражено в опубликованных статьях и тезисах. Ход и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «В мир поиска, в мир науки, в мир творчества (п. Карлук, Иркутский район, 1998); «Воспитательная работа в сельской школе» (п. Пивовариха, Иркутский район, 1999); «Современная система воспитания студентов: сущность, основные направления и технологии» (Иркутск, 2001); «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» (Владимир, 2001); на областном конкурсе «Учитель года» (Иркутск, 1998, 2000); на всероссийском конкурсе «Учитель года» (Москва, 2000); на областном семинаре-совещании руководителей базовых образовательных учреждений села по апробации проекта развития сельских школ Иркутской области (п. Кара-зей, Куйтунский район); в издании методических рекомендаций по опыту работы (Иркутск, 2001).
Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностей и ценностных ориентации старшеклассников
«Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России -преобразование души», - писал знаменитый философ и педагог Павел Флоренский. Но, как справедливо заметил В.П. Зинченко, «XX век может быть признан рекордсменом по утратам общечеловеческих ценностей и смыслов, по идиотизму сконструированных взамен, по варварству в их навязывании и бесплодности поисков новых смыслов» [51, с. 65].
Основной целью общества стало построение бытовой цивилизации, что и трансформировало сознание людей. Безнравственное применение накопленной веками информации увело нас с пути духовной эволюции человечества.
Только коренной поворот к русской культуре позволит привить молодежи нравственный иммунитет против шквала аморальности, накрывшего страну. Только пафос добра, красоты и милосердия, провозглашаемый народной литературой, музыкой и традициями, омоет воспаленные от жестокости и насилия детские души. Это чрезвычайно актуализирует проблему воспитания, требует радикальной перестройки самой системы воспитания, создания новой концепции, новой теории и практики воспитания.
«Цель истинного воспитания не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить чистоту; не только быть справедливыми, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин).
С древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писаных моральных норм. И хронологически речь шла о ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой. Великие философы древности стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей - добродетелей. Так, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) ввел понятие некоего синтетического качества «жэнь», которое вполне соответствует современной гуманности, человечности и проявляется в таких более частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др. Из этого качества Конфуций выводит и свою цель воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть более важную роль, чем происхождение [119, с. 4-5].
Примерно в то же время, но в другом ареале (Европа, Греция) сложилось понятие «калокагатия» - «совокупность добродетелей, относящихся прежде всего к тому, что является соединением всех возможных оттенков внешней красоты, а далее и красоты внутренней, причем критерием последней является годность к исполнению гражданских обязанностей в классовом государстве» [104, с. 33]. Калокагатия (греч. Kalos -прекрасный, aqathos - добрый) объединяет в себе эстетические и этические достоинства. Основа калокагатии - совершенство и телесного сложения, и духовно - нравственного склада, так что с красотой и силой она заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.
Философы древности стремились представить и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей - добродетелей.
Многое о фундаментальных добродетелях сказано в религиозных книгах - Библии, Коране и других. Так в заповедях Пятикнижия, особенно в Декалоге, четко сформулированы запреты убийства, чревоугодия, воровства, лжесвидетельства, прелюбодеяния и требование уважения к родителям. Все они определяют отношения между людьми и ввиду своей обобщенности практически являются общечеловеческими ценностями [15,с. 79].
Восприняв десять заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их, прежде всего, учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Она не нова. Она так же стара, как и сама история. Заратустра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьдесят лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли - важнейшем принципе на свете: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [15, с. 932].
И это вполне усвоено Кораном, который на столетия младше и Ветхого, и Нового Завета: «Аллах любит тех, кто делает добро; Аллах с теми, кто терпеливо сносит трудности; не делай зла другим, и тебе не сделают зла; если творишь добро, творишь добро для своей собственной души; если творишь зло, делаешь это самому себе». А еще много, много раньше, в древнеегипетской «Книге мертвых», сказано так: «Я делал то, о чем говорят люди, чем довольны боги; я удовлетворил бога тем, что он желает; я давал хлеб бедным, воду - жаждущим, одежду - нагим, переправу тому, кто не имеет лодки...» [119, с. 7].
Как легко увидеть в этих древних текстах - даже независимо от того, будем ли мы считать их боговдохновленными или созданием ума и рук человеческих - перекличку общечеловеческих ценностей! Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними, так или иначе, провозглашали моральные нормы, включая освященные веками ценности.
Принципы христианской морали сохранили свое значение и в наши дни. Д.С. Лихачев выразил десять заповедей человечности в своей книге «Я вспоминаю» [96].
Система деятельности молодежного объединения, направленная на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельских школ
Как известно, жизнедеятельность любого человека проходит в условиях неповторимого, свойственного только ему окружения. Отсюда развитие ценностных ориентации старшеклассников находится в зависимости от непосредственных конкретных условий. Когда речь идет о конкретных условиях, нам представляется целесообразным, прежде всего, выделить среду по месту жительства людей (городская, сельская, рабочий поселок, пригород) В силу объективно сложившихся обстоятельств различия в условиях жизни людей наиболее сильно проявляются в поселениях разного типа. Анализ социально-педагогической литературы [ПО; 113; 75] свидетельствует о том, что в разных поселениях, в силу их особенностей (таблица 4), есть потребность в разной степени педагогического управления развитием ценностных ориентации старшеклассников. Если говорить о специфических особенностях сельской школы, то большого различия в их оценке разными авторами [45; 4; 116; 164] мы не найдем. Л.С. Дровлев считает, что специфика условий воспитательной деятельности сельской школы связана с малочисленностью классного и общешкольного коллектива; удаленностью от крупных культурных центров; своеобразием общественных отношений, однородной производственной средой; близостью к природе, сельскохозяйственным окружением; ограниченностью выбора форм, средств воспитания; разобщенность микрорайона школы, отсутствие внешкольных детских учреждений в районе действия школы, многопредметность в работе учителя [45]. У.Б. Акбаева выделяет как специфические следующие аспекты воспитательной деятельности в сельской школе: своеобразие отношений в сельской среде; близость природы; сельскохозяйственное окружение; ограниченность выбора форм, средств воспитания; влияния народных традиций [4]. Небольшое село позволяет всесторонне изучить каждого ученика, знать окружающую его среду, семью, способствует эффективности индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, отмечает в своем диссертационном исследовании Н.Г. Наумов [116]. В диссертации А.В. Тищенко [164] показано, что сельская школа, как среда социальной адаптации и культурного самоопределения учеников, обладает следующими особенностями: ориентацией на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы села и крестьянства; интегративным характером образовательных процессов, дающим целостную картину мира; практической ориентированностью на трудовую деятельность в сельском хозяйстве. Проанализировав характерные особенности различных типов поселений и их влияние на социализацию подрастающих поколений, а также взгляды ученых на специфические особенности сельской школы, попытаемся выявить факторы, влияющие на развитие ценностных ориентации старшеклассников сельской школы. Первая группа факторов - это факторы, связанные с особенностями окружающего социума. Социально-психологическая среда села является особой и непохожей по своей организации на социальное пространство города, поселка, что вполне объективно видно из таблицы 4. Мы согласны с исследованиями Н.М. Косовой, Г.И. Селиванчик, которые с достаточно большой степенью достоверности отождествляют строение социально-психологической среды села с организацией замкнутой референтной группы [53; 127]. Соответственно и характерные черты такого сообщества могут быть экстраполированы на рассматриваемый объект. Существенными среди них будут: замкнутость социально-психологического пространства; кристаллизация уровня и образа социального поведения; жесткая регламентация поведения членов сообщества. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому наиболее естественным будет рассмотрение их в комплексе, интегративно. Замкнутость, ограниченность социально-психологического пространства детерминирована узким кругом общения жителей сельской местности. Большинство сел насчитывает от 100 до 500 жителей (крупные до 1000 и более), что позволяет говорить о достаточно близкой степени знакомства живущих в данном месте людей. Уменьшение физических границ пространства ведет к различным последствиям. Отсутствие анонимности, свойственной большим городам, постоянство социальных контактов, открытость многих сторон личной жизни общественному мнению и оценке имеют свои положительные и отрицательные стороны. Постоянный круг участников социального взаимодействия облегчает процессы взаимопонимания между людьми. Создаются условия для более глубокого проникновения во внутренний мир участника совместной деятельности, более детального знакомства с его личностными особенностями. С другой стороны, растет зависимость человека от окружающих. Давление социальных «прессов» в виде общественного мнения, стереотипизированных ожиданий, предписанных норм становится причиной высокого психологического напряжения и создает условия для формирования девиации и отклонений в процессе социального становления. «Диктат среды» не всегда может проявляться явно, но будет присутствовать в любом случае, его влияние будет ощущаться гораздо чаще и сильнее, чем в любом другом сообществе. Кристаллизация норм и образцов социального поведения предусматривает формирование устойчивых стереотипов поведения, восприятия, мышления и является следствием ограниченности сельского социума территориально и психологически. В отличие от подобных образований в других сообществах шаблоны поведения в сельском социуме менее пластичны и подвижны. Ограничивая спектр модальностей индивидуального стиля поведения, они будут являться барьерами на пути социального становления школьников. Это явление становится причиной жесткой регламентации поведения представителей сельского сообщества. А в итоге возрастает риск оказаться в числе отвергаемых, изолированных, и снижается готовность к апробации новых стилей и способов поведения.
Состояние проблемы развития ценностных ориентации в практике работы сельских школ
Изучение динамики жизненных ориентации и ценностей старшеклассников - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние старшеклассники - завтрашние активные участники всех социальных процессов. Старшая возрастная группа школьников является специфическим объектом исследования. Старшеклассники, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены: проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа - хороший «барометр» протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной кагорте определяется и тем, что сегодняшнему старшекласснику особенно трудно: в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследования ценностных ориентации молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества. В исследовании приняло участие 408 старшеклассников сельских школ Иркутской области, 475 родителей, 251 учитель, 30 руководителей этих школ (приложение 1). Исследование показало, что у сельских школьников слабо выражено чувство ответственности за судьбу страны, своей малой родины, нет желания что-то сделать, чтобы изменить положение. Потерян смысл понятия «российский патриотизм». Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество и, по мнению большинства старшеклассников, не в лучшую сторону. Будущее страны многие молодые люди (32%) видят довольно мрачным: «кризис», «беспредел», «крах», «развал» - вот некоторые определения, данные ими при ответе на вопрос. О будущем страны не задумывались (а некоторых оно вообще не волнует) - 28% респондентов. Четверть опрошенных верят, что будет лучше («процветание», «возрождение»), но связывают это с президентом («будущее страны зависит от правительства и президента»). Да, сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране...?!». Смысл этих слов таков: разве может быть в «этой стране» что-нибудь хорошее? Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы... Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала. Эти настроения хорошо накладываются на особенности возраста старших школьников. Сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Огромную роль в этом сыграли и играют средства массовой информации. «Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в своих мыслях о народном своем достоинстве... Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут» [64, с. 225]. Вольтер писал: «...Люди были разделены на два класса: первый -люди божественные, жертвующие своим себялюбием благу общества; второй - полный сброд, влюбленный лишь в самого себя» [24, с. 267]. «...Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Доказано уже, что... сын отечества имеет верные отличительные признаки. Он должен быть честолюбив, благонравен и благороден» [138, с. 280]. А.Н. Радищев задал программу воспитания Гражданина, сына Отечества не на одно столетие. Воспитание Гражданина - одна из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня. Да, сегодня нет общих идеологических установок, нет единой программы воспитания, нет даже столь привычного контроля за воспитательной работой школы, неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывает единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. И благополучие Отечества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены. Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на чью-то лень, пьянство. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств. Помочь в этом молодым людям должны компетентные взрослые, а на селе, зачастую, такими людьми являются только педагоги. Гражданские чувства - это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это. О том, что гражданские чувства большинства старшеклассников не развиты совершенно, говорит тот факт, что только 2% ребят считают, что они сами в ответе за будущее своего Отечества. Развитием таких чувств как любовь к Родине, чувство долга защищать Отечество, чувство уважения национальной символики (герб, гимн, флаг), культуры, языка, традиций необходимо заниматься целенаправленно. В этом плане мы хотели бы рассказать об опыте Зерновской общеобразовательной средней школы Черемховского района Иркутской области. Школа расположена на территории центральной усадьбы совхоза «Петровский», небольшая, в ней работают всего 25 педагогов, все с высшим образованием.
Пути, условия и средства развития ценностных ориентации старшеклассников сельских школ в процессе деятельности молодежного объединения
Для выявления педагогических условий, способствующих эффективности функционирования системы развития ценностных ориентации личности старшеклассника в условиях молодежного объединения, нами были намечены следующие пути: определение социального заказа в аспекте исследуемой проблемы; выявление специфических особенностей конкретного населенного пункта и их учет в процессе развития ценностных ориентации в условиях деятельности молодежного объединения; использование возможностей системного подхода к построению воспитательной концепции объединения. Социальный заказчик - государство. В программах «Развитие воспитания в системе образования России» [136] и «Патриотическое воспитание граждан РФ» [31] государством обозначены такие задачи, стоящие перед общеобразовательными учреждениями: -воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; -сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения -предоставление учащимся реальных возможностей участия в управлении общеобразовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений и т.д. Государство хочет, чтобы в школе были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, знающей свои истоки и впитавшей в себя общечеловеческие, национально-культурные и этноспецифические ценности; законопослушной и обладающей гражданской ответственностью. Социальное окружение хочет, чтобы школа выпускала из своих стен воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, уважающую права личности и собственности Социальный заказчик - родители. Родители хотят, чтобы в школе уважали права ребенка, чтобы школьник испытывал не только физический, но и душевный комфорт, чтобы обеспечивалась занятость досуговой деятельности учащихся, т.к. в сельском микрорайоне полностью отсутствуют центры детского и юношеского творчества. Сами учащиеся хотят, чтобы в школе им было интересно, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность и была обеспечена возможность самовыражения и самореализации. Исходя из данных констатирующего эксперимента, опираясь на специфические особенности сельской местности, конкретного населенного пункта, влияющие на становление личности ребенка, можно сформулировать главную цель воспитания в виде модели личности учащегося с определенными качествами в идеальном варианте. Под моделью понимается «условный образ в виде описания, схемы, плана, графика и т.п., какого-нибудь явления, объекта или процесса представленный в наиболее общем виде» [80, с. 252]. Модель личности рассматривается нами и как содержание воспитания. Итак, это человек, любящий природу, умеющий рационально ее использовать, охранять и защищать, любящий свое Отечество и свой родной край, умеющий добросовестно трудиться, жить вместе с другими, открытый, гостеприимный, уважающий культурно-исторические традиции своего села, имеющий внутреннюю свободу, умеющий преодолевать трудности, вести здоровый образ жизни, желающий изменить себя, саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Ему не достаточно того информационного и культурного поля деревни, ему необходимы театры, музеи, выставки, живые встречи с актерами, музыкантами, писателями, непосредственное общение с широким кругом людей разных возрастов и интересов. Ориентируясь на такого школьника, мы пришли к выводу, что необходимы иные пути решения поставленной проблемы, альтернативные традиционной классно-урочной системе воспитания. Мы остановились на создании молодежного объединения, куда смогли бы войти ребята разных возрастов, интересов и способностей. Критерии общественного объединения. 1. Определенная педагогическая система, которая реализуется в рамках данного объединения. 2. Лидер - совершеннолетний член объединения, несущий ответственность за жизнь и здоровье детей перед их родителями, перед вышестоящей организацией и являющийся носителем заданного типа педагогической технологии. 3. Устав, разработанный самими участниками в соответствии с законодательными требованиями, и утвержденный общим собранием. 4. Программа деятельности, отвечающая интересам участников объединения и принятая самим объединением. 5. Выборный орган, который управляет деятельностью объединения. Наличие системы самоуправления, созданной членами данного объединения.