Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Бровко Наталья Валерьевна

Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству
<
Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бровко Наталья Валерьевна. Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:04-13/926

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество нуждается в эстетически раз т& гичности, понимающей высшие цели человеческого суще ЛіЛШшя, стремящейся к утверждению гармонии во всех сферах жизни, способной отражать и творить изменяющийся мир выразительных форм по законам красоты и добра. Это обуславливает необходимость организации педагогически управляемого процесса становления индивидуальной способности переживаемо осознавать и осознанно творить ценностную предметность эстетической составляющей человеческой культуры, что наиболее значимо в аспекте личностного самовозвышения. В этих процессах эстетическое мышление выступает важнейшим системообразующим и смыслонаполняющим компонентом, определяющим гуманистические основы мироотношения и мировос-приятия.

Педагогическая важность развития эстетического мышления как стороны целостного (гармоничного) становления личности раскрыта в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы (П.П.Блонский, П.Я.Гальперин, П.Ф.Каптерев, Ж.Пиаже, И.П. Подласый, В.А.Сластенин, Г.Н. Филонов, И.Ф. Харламов, Н. Ф. Талызина и др.)

В целом актуализация рационального компонента образовательного процесса способствует совершенствованию познавательной и речевой деятельности учащихся (Е. С. Заир-Бек, А. Н. Ксе-нофонтова, Т.А. Слухай, А. П. Тряпицына, Г. И. Щукина и др.), позитивно влияет на развитие ценностных ориентации (В. И. Вернадский, Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева, А. В. Кирьякова и др.), и творческих способностей личности (В. И. Андреев, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, Т. Е. Климова, Э.Э.Пурик, В. Г. Рындак, и др.).

Развивающее обучение способно привести в движение ряд психических процессов, способствующих переходу личности к более высоким уровням наглядно-образного отражения действительности (Л.И. Анцыферова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.). Важнейшая роль в развитии интеллекта и эмоционально -смысловой сферы учащихся принадлежит проблемному обучению (Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов).

В психологии эстетическое мышление понимается в качестве важнейшего компонента, определяющего особенности личностного мировоззрения (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Философское исследование сущностных основ эстетического становления личности показывает значимость влияния на эти процессы духовного потенциала различных видов искусств (B.C. Библер, Е.С. Громов, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и др.). Эстетически развивающая роль занятий искусством в аспекте формирования осознанной системы отношений в сфере художест венно-творческой деятельности всесторонне рассматривалась оте чественными (Б.Т.Лихачев, А.В.Бакушинский, Ю.М.Бонди, В.Е.Пестель, Ф.И.Шмит, Б.П.Юсов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский др.) и зарубежными педагогами (Эдвард де Боно, Эдвард де Кор те, Д. Брунер, Д.Дьюи, Д.Лукача, X. Таба, Д.Шваб и др.). Изобразительное искусство релевантно становлению базовой личностной способности обобщенно-опосредованного отражения окружающего мира в многообразном спектре эстетических категорий вследствие своей выразительной природы и наглядно 5 образной сущности художественного языка. Успешность развития эстетического мышления индивида в изобразительной деятельности предполагает намеренный характер педагогического руководства (А.В. Бакушинский, Н.Н.Волков, B.C. Кузин, В.С.Мухина, С.В.Масловская, Б.М.Неменский, Э.Э.Пурик, Б.П.Юсов, и др.).

Вместе с тем проксиологическая сторона обучения изобразительному искусству в большей степени направлена на освоение художественной грамоты и развитие памяти, в то время как формирование собственно мыслительных способностей личности, развития умения образно мыслить, действовать и поступать по законам красоты не всегда носит характер целенаправленной педагогической намеренности (О.С.Анисимов, А.Г.Асмолов, У.Глассер).

Современное состояние педагогических воззрений на проблему развития эстетического мышления во многом обусловлено имеющимися противоречиями между: - потребностью социума в личности с развитым эстетическим мышлением и недостаточным вниманием к данному вопросу со стороны педагогической науки; - значимыми возможностями изобразительного искусства в развитии эстетического мышления студентов и нуждающейся в дальнейшей разработке сферы педагогической инструментовки практической реализации этого потенциала в образовательном процессе. , Общепедагогическое и практическое значение проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству». Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия развития эстетического мышления личности при обучении изобразительному искусству. Объект исследования: эстетическое мышление как интегра-тивное личностное качество. Предмет исследования: процесс развития эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству. Гипотеза исследования: развитие эстетического мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству будет более эффективно, если: - активизирована рациональная (мыслительная, пони мающая) сторона компонента отношения к действительности как выразительному феномену; - актуализирована эмоционально - образная сторона со держания учебных предметов; - обеспечена подготовка педагогов к организации эстетически развивающего образовательного процесса. Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость постановки следующих задач: 1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике и конкретизировать понятийный аппарат исследования. 2. Определить критерии и уровни развития эстетического мышления. 3. Выявить возможности изобразительного искусства в развитии эстетического мышления личности. 4. Обосновать модель развития эстетического мышления студентов при обучении изобразительной деятельности. 5. Разработать научно-методические рекомендации для пре 7 подавателей по развитию эстетического мышления личности в изобразительной деятельности. Теоретико-методологической основой исследования являются: - психологические теории формирования личностных качеств в общении и деятельности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, С. Л. Рубинштейн и др.); - положение о гуманистическом характере эстетического развития личности в учебно-познавательном процессе (Б.Г. Анань ев, Е.Н. Ильин, Б.Н. Неменский, Л.П. Печко, Б.Т.Лихачев, В. А. Сухомлинский В.И. Андреев, С.М.Каргапольцев, И. Я. Лернер, А. П. Тряпицына и др.), - философские подходы, раскрывающие сущность эстетиче ского как выразительного (М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Д.Лукач, Ю.М.Лотман, Г.И.Фихте, Г.Г.Шпет и др.); - основные идеи педагогики искусства, показывающие зна чимость рационального начала в художественно-эстетическом развитии личности (А.Г.Ермаш, Э.Э.Пурик, В.С.Кузин, А.Лилов, Б.П.Юсов). В целях научной проверки гипотезы и реализации выдвинутых задач были использованы следующие методы исследования: Теоретические , комплексный анализ научной литературы по психологии, педагогике, дидактике и другим смежным областям исследований в обозначенной проблематике. Эмпирические: проектно-тестовые методики; специально разработанные формирующие технологии; методы устного и письменного опроса, тесты по изучению уровней развития эстетиче 8 ского мышления, метод сравнительных характеристик, методы математической статистики. База исследования: архитектурно-строительный факультет Оренбургского государственного университета. Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2003 гг. В ходе первого этапа (2000-2001 гг.) анализировалось состояние рассматриваемой проблемы в философской, психологической и педагогической литературе; уточнялись гипотеза, предмет и задачи исследования, в том числе путем целенаправленного изучения педагогической документации и продуктов изобразительного творчества студентов; определялся исходный уровень сформиро-ванности эстетического мышления; была разработана комплексная экспериментальная программа по изучению эстетических основ изобразительного искусства. На втором этапе (2001-2002 гг.) проводился формирующий педагогический эксперимент, связанный с созданием и реализацией условий развития эстетического мышления личности в процессе обучения изобразительному искусству; основными методами исследования на данном этапе явились тестирование, анкетирование и математическая обработка полученных данных. Третий этап (2002-2003 гг.) был связан с анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы; проведением сравнительного анализа теоретических и экспериментальны; данных, оформлением диссертационной работы и автореферата. Научная новизна исследования: 1. Обогащена сущность понятия «эстетическое мышление личности» путем актуализации выразительной стороны феномена эстетического и акцентирования проектно-гуманистической составляющей эстетического осмысления мира. 2. Обоснованы критерии и уровневые показатели развития эстетического мышления:

- восхождение эстетической категориалъности на уровень мировоззренческой личностной доминанты (повышение индивидуальной смысловой значимости базовых понятий, расширение вербального тезауруса; сформированность эстетической осознанной картины мира);

- влияние на эмоционально-выразительную составляющую изобразительной деятельности степень эстетического обуславли-вания творческого решения эмоционально-образных заданий и задач; независимость художественно - эстетических суждений);

- эстетическая осмысленность поведения (приоритет действий, основанных на стремлении к порядку и созиданию прекрасного; становление фиксированного внимания на лицо другого как центр его выразительной представленности; переживаемое понимание эмпатических проявлений субъектов общения).

3. Выявлены возможности процесса обучения изобразительному искусству в развитии эстетического мышления студентов (тематический охват мировоззренчески сложной проблематики; содержательное проектирование (построение) изобразительной деятельности соответственно качеству структурно-мыслительных уровней в парадигме «слово-образ-символ»; диалогический характер процесса обучения; актуализация образно-символической стороны художественного языка).

4. Разработана эвристическая образовательная модель, включающая содержание, формы и методы организации учебного процесса и оценку его результатов; в основе построения модели лежит принцип соответствия содержательной логики становления эстетического мышления личности развивающим возможностям изобразительного искусства, реализуемым в учебно воспитательной деятельности.

Результаты проведенного исследования будут способствовать обогащению научно-педагогических представлений о сущности эстетического мышления как формы понятийно-образного постижения действительности и его роли в гуманистической ориентации личностных мировоззренческих доминант, а также позволят с большей полнотой реализовать в управляемых процессах духовного становлении личности эстетически развивающий потенциал искусства.

Практическая значимость исследования определяется: - разработкой научно-методических рекомендаций для препо давателей по развитию эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству; - возможностью использования результатов исследования при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и семина ров эстетически развивающей направленности не только для высшей школы, но и в системе повышения профессиональной ква лификации работников образования, реальной практике школьного обучения. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обусловлена методологически обоснованной логикой его осуществления; использованием комплекса научно-практических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе. Положения, выносимые на защиту: 1. Эстетическое мышление является структурным компо 11 нентом личности, во многом определяющим гуманистический характер обобщенного категориально-образного отражения (понимания, видения) выразительной предметности и намеренно-осознанного ее творения (прежде всего и главным образом) согласно законам красоты. Эстетическое мышление опосредует познавательное отражение мира личностью, что обуславливает наглядно-выразительный статус операциональной, экспрессивный характер эмотивной и видимую представленность поведенческой его составляющих. 2. Эффективность процесса развития эстетического мышле ния студентов при обучении изобразительному искусству обеспе чивается реализацией комплекса педагогических условий: - активизация рационального (мыслительного, понимающе го, познавательного) компонента отношения к действительности как выразительному феномену; - актуализация эмоционально-образной стороны содержания учебных предметов; - подготовка преподавателей к организации эстетически-развивающего учебного процесса. 3. Активизация рационального компонента отношения личности к действительности как к выразительному феномену связана с развитием способности ее категориально-образного постижения и творческого преобразования в содержательно-смысловом пространстве изобразительного искусства и жизнедеятельности. 4. Актуализация эмоционально-образной стороны содержания учебных предметов определяется степенью выведения на уровень осознанного отражения выразительной специфики изучаемого материала. 5. Обеспечение готовности преподавателей к организации эстетически-развивающего учебного процесса выступает важнейшим фактором реализации принципа целостного подхода к личностному развитию студентов, расширяя и усиливая творческую сферу педагогического воздействия.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в методических разработках, научных статьях и тезисах; докладывались на международных (Оренбург, 2000), всероссийских (Оренбург, 2002), региональных (Оренбург, 2001) конференциях, ежегодных семинарах Союза дизайнеров России (Екатеринбург, Москва, Набережные-Челны, 2001), методических советах кафедры архитектуры и дизайна Оренбургского государственного университета.

Основные результаты исследования внедрены в практику педагогического процесса кафедры архитектуры и дизайна Оренбургского государственного университета, используются в работе университетских Дизайн-центра и художественной школы, гимназии №5, Оренбургского художественного училища.

Структура диссертации определяется задачами исследова-ния и состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Развитие эстетического мышления студентов при обучении изобразительному искусству