Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ. 11
§ 1. Роль освоения взаимосвязей двух искусств в развитии художественного
мышления и эстетического сознания будущего учителя. 13
§ 2. Образно-смысловые ориентиры музыки и литературы в ходе их
освоения будущим учителем искусства. 39
§ 3. Связи и специфика музыки и литературы - как предметов
художественно - эстетического цикла в истории, теории и практике
современного образования. 56
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ПУТЕМ ОСВОЕНИЯ СВЯЗЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
§ 1. Изучение готовности студентов и учителей к использованию
возможностей взаимосвязей музыки и литературы в педагогической работе. 90
§ 2. Экспериментально-педагогическая модель реализации воспитательных
возможностей связи музыки и литературы в развитии художественно-эстетического
мышления студентов педагогического вуза. 110
§3. Реализация экспериментально-педагогической модели в условиях
формирующего эксперимента. 122
§4. Результаты контрольного опыта. 149
Педагогические рекомендации по реализации освоения воспитательных
возможностей связей музыки и литературы в условиях вуза и школы 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
ЛИТЕРАТУРА 180
ПРИЛОЖЕНИЯ 194-233
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация, противоречия между теоретическими позициями в области художественно-эстетической педагогики и реальной практикой школьного и вузовского образования ориентируют педагогическую науку на поиск новых подходов, эффективных средств формирования художественно-эстетического мышления будущего учителя - носителя духовного опыта человечества, запечатленного в искусстве.
Одним из условий решения этих задач является разработка новых моделей более глубокого использования воспитательного потенциала интеграционных связей искусств, прежде всего таких видов, как музыка и литература. Значительное внимание в педагогической науке этой проблеме уделялось в трудах Б.В.Асафьева, П.П.Блонского, А.В. Бакушинского, А. В.Луначарского, М.А. Рыбниковой, А.В.Чичерина, СТ. и В.Н.Шацких, Б.Л. Яворского и др., в которых разрабатывался анализ специфических особенностей разных видов искусств, выявлялись общие закономерности процесса их изучения и воспитательного влияния на учащихся. Положения выдающихся отечественных ученых получили развитие в трудах современных исследователей, определивших ряд основных подходов к изучению формирования у школьников и студентов способностей к целостному постижению различных видов искусств. Обобщен опыт построения и реализации межпредметных связей в обучении дисциплинам эстетического цикла (Ю.Б.Алиев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.М.Неменский и др.). Под руководством Б.П.Юсова успешно разрабатывается
полихудожественный подход к воспитанию; у теоретиков и практиков педагогики искусства ярко наметилась тенденция к выявлению его общих истоков (Л.В.Горюнова, Н.Д.Григорьев, С.Д.Давыдова, А.А.Мелик-Пашаев,
З.Н.Новлянская, Л.Г.Савенкова и др.).
В системе педагогического образования музыкальные и литературные блоки учебных дисциплин являются ведущими среди предметов художественно-эстетического цикла. Они составляют фундамент развития эстетической культуры личности, потребностей в освоении отечественной и мировой классики.
Современный учитель - музыкант, словесник - призван не только давать школьникам определенные знания, но и формировать их эстетическое сознание, активизировать собственный эстетический опыт, развивать чувства, вкусы, потребности, оценки воспитываемой личности.
Вместе с тем, проблема целенаправленного развития целостного художественно-образного, эстетического мышления учителя в условиях практики подготовки педагогических кадров остается недостаточно изученной. В существующих программах и методических руководствах не уделяется должного внимания разработке условий для стимулирования ценностной мотивации эстетико-познавательной деятельности студентов, возможностей выработки ими собственных убеждений, ориентации, ведущих к углублению личной художественно-эстетической культуры. Недостаточно разработаны условия развития художественно-эстетического мышления студентов, ориентированного на осознание единства смысловой природы художественного языка разных искусств. Фактически отсутствуют глобальные научно-методические положения о подготовке учителя искусства к работе в данном направлении. В частности, в педагогической литературе мало внимания уделяется способам построения занятий, направленных на формирование готовности учащихся соотносить, сопоставлять художественные идеи, образы, представленные в различных видах искусства, выявлять через них авторский замысел художественных творений, осмысляя его в контексте культуры эпохи прошлого и современности. Как показал эмпирический анализ, при существующей художественно-эстетической предметной раздробленности, у студентов не формируется целостное художественное мышление, процесс эстетического познания носит преимущественно узко рациональный характер. Количество получаемых в вузе знаний не ведет автоматически к нравственно-эстетическому развитию, обогащению духовного потенциала личности, не способствует формированию ценностно-культурных ориентации, готовности к творческому решению педагогических задач.
На основе выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая отражена в вопросе: при каких условиях можно
реализовать связи музыки и литературы, преодолеть их разрозненность в процессе освоения искусства будущим учителем посредством углубления его эстетического видения мира, пробуждения субъективных механизмов эстетического сознания личности в период профессионального становления.
В процессе исследования мы опирались на труды отечественных (А.И.Буров, Ю.Б.Борев, Н.А.Дмитриева, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович) и зарубежных (Р.Арнхейм, В.Дильтей, Т.Липпс, О.Шпенглер) ученых, исследующих влияние духовного потенциала разных видов искусств на личность, их роль в приобщении личности к эстетической культуре. Мы учитывали условия формирования художественно-эстетической подготовки учителя искусства, воспитания художественно-педагогического мышления,
соответствующих качеств, обеспечивающих мотивированность личной профессиональной деятельности, культурно-эстетическую активность (О.А.Апраксина, Е.В.Квятковский, Т.Ф.Курдюмова, Б.Т.Лихачев, В.И.Муцмахер, А.Н.Малюков, Л.П.Печко, Г.Н.Цыпин, Б.П.Юсов и др.).
Различным аспектам готовности студентов педвуза к художественно-эстетической деятельности посвящены диссертации Н.К.Карповой, А.Я.Карелина, Г.В.Рябинцевой, К.Б.Саркисян и других. Однако, освоение связей музыки и литературы как способа эстетического развития личности будущего учителя не становится предметом специального исследования в диссертационных работах.
Методологически значимыми для нашего исследования выступают положения современной педагогики и психологии о принципиальной направленности содержания образовательного процесса на становление духовно развитой культуры личности учителя, его целостного гуманистического мироотношения (И.М.Берулава, В.П.Зинченко, В.А.Кан-Калик, П.В.Конаныхин, Н.Д.Никандров, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, Б.А.Сосновский,
В.Э.Чудновский); воспитании творческой активности и самостоятельности студентов и школьников в процессе познавательной деятельности (А.В.Брушлинский, А.К.Громцева, А.В.Захарова, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и
др)
Мы обращались к трудам зарубежных авторов (Р.Берне, А.Мальруд,
М.Тоттерделл, К.Роджерс, Г.Эбли), исследующих различные аспекты подготовки учителя к профессиональной деятельности.
В исследовании разрабатывается новый теоретический подход к обучению студентов педагогического вуза. Освоение будущим учителем диалектики художественного единства музыки и литературы способствует эстетическому развитию личности, формирует готовность к творческому поиску моделей передачи духовного опыта человечества школьникам.
Цель исследования - выявление условий развития художественно-эстетического мышления будущего учителя на основе освоения образно-смысловых ориентиров, общих для музыки и литературы.
Объект исследования - процесс развития художественно-эстетическое мышления студентов в системе профессионально-педагогического образования.
Предмет исследования - развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в условиях реализации образовательно-воспитательного потенциала взаимосвязей музыки и литературы.
Гипотеза исследования: 1) в условиях существующей практики обучения в педвузе недостаточно развивается способность к интегративному осмыслению искусств и готовность использовать воспитательные возможности их взаимодействия в педагогической работе; 2) развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя возможно при актуализации применения накопленного личностью эстетического опыта (при общении с различными видами искусств) и формировании на этой основе эстетического видения и освоения окружающего мира с помощью спецкурса «Постижение художественно-смыслового единства искусства», что позволит создать условия, содействующие обогащению представлений студентов об особенностях музыки и литературы, и реализации возможностей их взаимосвязи в педагогической практике.
Основные задачи исследования
1. Провести анализ накопленных в эстетико-культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературе основных подходов к проблеме интеграции музыки и литературы; теоретически обосновать
возможности включения в образовательно-воспитательный процесс родственных компонентов этих искусств.
2. Разработать экспериментально-педагогическую модель реализации воспитательных возможностей связи двух искусств путем специального обучения студентов художественно-смысловому единству музыки и литературы; определить теоретические основы, содержание и специфику курса «Постижение художественно-смыслового единства искусства» в развитии художественного мышления студентов.
3. Провести опытную апробацию условий развития художественно-эстетического познания и самопознания в процессе профессионально-педагогического образования студентов..
4. Разработать методические рекомендации для преподавателей педагогического вуза по стимулированию готовности будущего учителя искусства к работе по воспитанию эстетического сознания школьников на основе комплексного обращения к музыке и литературе.
Методологической основой исследования явились положения современной науки - философии, эстетики, культурологии, психологии педагогики об искусстве как способе духовно-образного познания личностью окружающего мира, о развитии субъектной позиции личности в процессе ее активной познавательной деятельности по освоению духовного опыта человечества. При этом мы опирались на результаты личностно-ориентированного подхода в исследовании проблем эстетического воспитания (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Б.П.Юсов и др.): филологических исследований (М.М.Бахтин, Р.А.Будагов, Г.О.Винокур, Ю.М.Лотман, А.А.Потебня.
Ю.Н.Тынянов, Н.В.Черемисина и др.), музыковедческих работ (Б.В.Асафьев, Р.Арнхейм, Л.А.Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Холопова и
др)
Методы исследования: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; анализ педагогического опыта и изучение учебных планов и
программ по художественно-эстетическим предметам в вузе и школе: изучение документации, учебных характеристик (в том числе анализ успеваемости, отношения студентов к учению); педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, письменные опросы студентов; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), изучение результатов творческих работ студентов, обобщение и статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя кафедры художественных дисциплин в Брянском государственном педагогическом университете (в течение 10 лет).
Этапы исследования.
Первый этап - ( 1989 - 1993) - носил поисковый характер; осуществлялся теоретический анализ литературы по теме исследования, изучалось состояние практики работы вуза и школы, что позволило сформулировать цели и задачи исследования. Намечались подходы к формулировке проблемы, гипотезы, к построению теоретической и экспериментальной моделей исследования.
Второй этап - ( 1993 - 1997) - опытно-экспериментальный: осуществлялось констатирующее изучение уровня готовности учителей к использованию в педагогической практике интеграционных возможностей искусства; осуществлялась реализация разработанной экспериментально педагогической модели в условиях ведения разработанного спецкурса «Постижение художественно-смыслового единства искусства» на художественно ориентированных факультетах педагогического вуза; проводилась контрольная проверка эффективности предложенной модели.
Третий этап - (1997-1999) - аналитический: посвящен анализу, систематизации результатов эксперимента, письменному оформлению текста диссертации, формулированию выводов и методических рекомендаций для вуза и школы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. В исследовании разработан и апробирован теоретический подход к развитию художественно-эстетического мышления студентов, который основан на использовании воспитательных возможностей взаимосвязи двух искусств (музыки
и литературы) в педагогическом процессе вуза. Показаны пути теоретического и методического оснащения будущего учителя знаниями о механизме постижения и реализации на практике идеи образного единства искусства, способности их творческого применения в собственном эстетико-педагогическом опыте.
2. На основе теоретического обоснования общих ценностно-смысловых ориентиров музыки и литературы разработана авторская система включения студентов в активную познавательную деятельность по освоению образно-речевого, образно-структурного, формообразующего компонентов двух искусств («эмоциографическое описание», «образно-речевые параллели», «композиторские и поэтические комментарии», «концептуальные сопоставления»);
3. Разработаны пути формирования психолого-педагогической готовности (мотивационного компонента) студентов-педагогов к самостоятельному и творческому поиску воспитательных возможностей взаимосвязей музыки и литературы в обучении школьников: показана перспективность использования взаимосвязи двух искусств для формирования педагогических умений студентов в воспитательной работе на основе сюжетно-ролевых игр.
Практическая значимость исследования: предложенные в диссертации и апробированные в практике пути развития художественно-эстетического мышления студентов могут быть использованы при изучении курсов эстетики и мировой художественной культуры, а также при чтении лекций, в методических разработках по музыкальному воспитанию, преподаванию литературы в педагогических вузах, училищах, колледжах, в системе повышения квалификации учителей, а также в процессе преподавания музыки и литературы в школе.
Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом к решению выбранной проблемы; применением совокупности методов исследования, адекватных его основным направлениям, задачам и логике изучения проблемы, положительными результатами анализа статистических данных опытно-экспериментальной работы, проводившейся автором в течение ряда лет.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Освоение студентами педвуза интегративных связей музыки и литературы способствует усилению воспитательной и развивающей функции личностно
ориентированного обучения будущего учителя.
2. Педагогически управляемое освоение образно-смысловых ориентиров художественно-познавательной деятельности создает необходимые условия для эстетического развития студентов.
3. В соответствии с предложенной моделью происходит обогащение студентов-педагогов новыми эстетическими знаниями о специфических особенностях разных видов искусств, о характере их взаимосвязи (на основе музыки и литературы), что способствует активизации и развитию художественного мышления, овладению обобщающим методом художественного познания. Это обуславливает «интегральную» переработку накопленного личностью эстетического опыта: объединение эмоциональных и оценочно- рациональных сторон эстетического сознания, развитие творческих устремлений будущего учителя.
4. В условиях изучения студентами предложенной программы спецкурса осуществляется расширение эстетико-понятийного аппарата будущего учителя и формирование мотивационной готовности реализовать возможности связей искусств (музыки и литературы) в условиях будущей профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Брянском педагогическом университете им. ак. И. Г. Петровского; на базе УПК "Педагогический колледж-лицей" N5 г. Москвы; в выступлениях на конференциях: «Актуальные проблемы воспитания школьников» - БГПУ (1993); «Личностно-ориентированные модели взаимодействия учителя и учащихся» - БГПУ (1994), на конференции «Личностные подходы в художественно-эстетическом развитии школьников» (г. Москва, ИЦЭВ РАО. -1996 г.); на симпозиуме «Художественное образование: проблемы и перспективы» (ИХО РАО, г. Москва, 1998 г.), в ходе обсуждения на научных семинарах и заседаниях в лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования (в периоде 1994 по 1998 г. г.).