Содержание к диссертации
Стр.
Введение 3-19
Глава I. Развитие художественно-образного мышления
в системе художественной и педагогической
подготовки студента ХГФ
Развитие художественно-образного мышления студента как педагогическая проблема . . 20-31
Роль различных видов практических занятий изобразительным искусством в развитии художественно-образного мышления студента
ХГФ 31-46
1.3. Самостоятельная работа как фактор активи
зации развития художественно-образного
мышления студента I курса 46-53
Глава 2. Руководство развитием художественно-образного мышления студентов в процессе . самостоятельной работы
Уровни развития художественно-образного мышления студентов ХГФ 54-64
Содержание самостоятельной работы студентов I курса 64-82
Условия успешного развития художественно-образного мышления студентов I курса в
процессе самостоятельной работы на ХГФ 82 - 104
Заключение 105 - 109
Список использованной литературы НО - 126
Приложение 127 - 129
Введение к работе
На современном этапе строительства социалистического общества художественное воспитание является одним из важнейших элементов гармоничного развития личности, духовной зрелости, идейно-политической закалки молодого поколения.
Перед советской педагогикой стоит сложнейшая задача научной разработки путей целенаправленного воздействия на формирование и развитие у учащихся эстетически полноценного отношения к окружающей действительности.
Изобразительное искусство в ряду других видов искусства призвано "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности"!
В любом возрасте и на любом уровне специальной обученнос-ти человек может попытаться реализовать себя в практической изобразительной деятельности. В то же время, восприятие произведений изобразительного искусства - это наиболее доступная форма приобщения к миру искусства, обогащающая не только сферу чувств человека, но и воздействующая на другие сферы человеческого сознания: мышление, познание.
В настоящее время эти проблемы успешно разрабатываются: в 1981 году Министерством просвещения СССР утверждена новая типовая программа по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. В основу содержания обучения положен "единый целостный принцип: систематическое развитие у учащегося способнос-
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 - 15 июня 1983. - М. : Политиздат, 1983, с. 47.
ти восприятия художественного образа и его посильного создания в собственных художественных работах"^
Типовая программа внедряется во многих союзных республиках. Так, на основе типовой программы Министерства просвещения СССР разработана и утверждена в 1983 году программа по изобразительному искусству для общеобразовательных школ Казахской ССР.
В решениях ХХУІ съезда КПСС и последующих пленумах партии, в постановлениях ЦК КПСС о реформе общеобразовательной школы справедливо указывается, что именно в школе закладывается основа эстетического воспитания, развивается гражданственность, стойкость жизненных идеалов, нравственность, активность жизненной позиции и изобразительное искусство играет огромную роль в этом.
В связи с этим подготовка учительских кадров по изобразительному искусству для школ приобретает большое государственное значение. Поиски путей реализации задач, поставленных партией перед вузовской педагогикой, являются центром внимания педагогических исследований последних лет, в том числе и нашей работы. Подготовка учителя к осуществлению современных принципов обучения в школе ставится на уровень одной из важнейших задач вузовской педагогики. Студенту - будущему учителю изобразительного искусства, необходимо дать такую подготовку, которая позволила бы ему адекватно реализовать задачи школьного воспитания и обучения.
Задачи специальной подготовки учителей изобразительного ис-
I. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. Министерство просвещения СССР. - М., 1981, с.2
_ 5 -
кусства для школ решаются на художественно-графических факультетах (ХГФ) педагогических институтов. За годы обучения студенты получают знания, умения и навыки, необходимые для будущей педагогической работы в школе. Система подготовки учителя на ХГФ постоянно совершенствуется. Разработке научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвящен ряд трудов и пособий методического характера, а также учебные программы по рисунку, живописи, композиции, пленэру, авторы которых (Г.В.Беда, В.П.Климович, В.С.Кузин, Н.Я.Маслов, А.С.Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.М.Серов, А.Е.Терентьев, А.В.Триселев, А.А.Унков-ский, Е.В.Шорохов, А.П.Яшухин) стремятся учесть значительный опыт и достижения русской художественной педагогики (К.П.Брюллова, И.Н.Крамского, В.Е.Савинского, П.П.Чистякова) и вклад советских художников-педагогов (Д.Н.Кардовского, Н.Э.Радлова, Г.Б. Смирнова, А.М.Соловьева).
Необходимость решения сложных современных задач требует от исследователей проблем ХГФ не только изучения опыта прогрессивных представителей художественной мысли (И.И.Бродского, М.Д. Бернштейна, А.А.Дейнеки, А.Н.Остроумовой-Лебедевой, П.Я.Павли-нова, В.А.Фаворского, К.Ф.Юона), но также и учета достижений психологических исследований художественного творчества (Б.Г. Ананьева, Н.Н.Волкова, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.П.Зин-ченко, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова).
Советская художественная педагогика накопила также значительный опыт специальных исследований по художественному воспитанию детей средствами изобразительного искусства, который во многом определил дальнейший ход развития современной художественно-педа-
гогической мысли (В.В.Алексеева, А.В.Бакушинский, В.Н.Ветров, И.П.Глинская, Г.В.Лабунская, Г.А.Назаревская, Е.Е.Рожкова, Н.П. Сакулина, А.В.Щербаков, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов).
В последнее десятилетие был выполнен ряд исследований, посвященных современным проблемам совершенствования обучения студентов на ХГФ (Т.Г.Безгодова, Л.А.Брынцев, А.С.Дерябин, Е.П.Зальцман, В.П.Зинченко, Л.А.Ивахнова, Л.Г.Медведев, Ю.И.Найда, В.Е. Нестеренко).
Однако и сейчас не все проблемы процесса подготовки студента на ХГФ решены полностью. Более того, жизнь ставит перед художественной педагогикой новые задачи, требующие незамедлительного решения. Одной из наиболее сложных и трудноразрешимых проблем на ХГФ является проблема соотношения учебной и творческой работы студентов, определения роли и значения этих видов деятельности в развитии художественно-образного мышления студентов и в формировании профессиональных качеств будущего художника-педагога.
В связи с введением новой программы по изобразительному искусству для школ образовалось существенное отставание качества педагогической и методической подготовки учительских кадров на ХГФ от требований, предъявляемых современным уровнем развития социалистического общества. Прежде всего это выражается в отсутствии у некоторой части студентов понимания основных задач художественного образования и воспитания школьников, неспособности студентов самостоятельно разбираться в основных тенденциях современного изобразительного искусства, неумении в связи с этим педагогически влиять на эстетическое развитие учащихся.
Данные противоречия в подготовке выпускников ХГФ возникают не в силу слабого преподавания какой-либо одной из специальных
дисциплин, например методики преподавания изобразительного искусства в школе или теории изобразительного искусства, а в силу того, что все предметы специального изобразительного цикла и, в особенности: композиция, рисунок, живопись, - недостаточно ориентированы на развитие у студента самостоятельности мышления,
В новой программе по рисунку, живописи, пленэру и композиции на ХГФ1 учтены эти недостатки и внесены существенные дополнения. Большое внимание уделено лекционным занятиям, значительно пересмотрена программа по композиции. Б программе особое значение придается обучению студента педагогическому рисунку, умению работать на классной доске.
В то же время рассмотрение развития художественных способностей под углом зрения формирования педагогического мастерства студента ХГФ не может быть полным и весомым без ориентации этого развития на умение активно воздействовать средствами изобразительного искусства на формирование коммунистического мировоззре* ния, гражданского мужества, нравственных идеалов человека -строителя коммунизма, созидающего в условиях острой идеологической борьбы с антиморальными установками буржуазной пропаганды.
Наличие у учителя изобразительного искусства способности влиять на общее и эстетическое развитие учащихся во многом зависит от уровня развития его художественно-образного мышления. Мышление составляет основу продуктивной деятельности в любой области, в том числе в художественной и педагогической (Б.Г.Ананьев, Б.С, Библер, А.В.Брушлинский, Н.Н.Волков, Л.С.Выготский,Н.Л.Лейзеров,
I. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленэр (практика по изобразительному искусству). Композиция. - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин, Б.М.Теплов, В.С.Тюхтин, Д.Н.Узнадзе, И.С.Якиманская, П.М.Якобсон). Художественно-образное мышление - это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека.
Педагогическая постановка проблемы развития художественно-образного мышления студента ХГФ требует прежде всего рассмотре-ния условий его развития и реализации в процессе различных видов учебной и самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности.
В данном исследовании делается попытка осуществить анализ педагогических путей целенаправленного развития художественно-образного мышления студента, при этом мы хотим привлечь внимание к малоизученной форме деятельности студентов ХГФ - самостоятельной работе в мастерских как связующему звену учебно-аудиторной и самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности студента.
В связи с этим в исследовании мы выделяем: I) учебно-аудиторную деятельность на ХГФ как педагогически организованный процесс, регламентированный учебной программой и протекающий при непосредственном участии, руководстве и контроле педагога: 2) самостоятельную внеаудиторную деятельность студента как вид творческой активности студента вне рамок учебного процесса, в свободное время, направленный на создание собственных художественных произведений, по собственному желанию и замыслу; 3) самостоятельную работу в мастерских как одну из форм учебно-аудиторной деятельности, введенную в учебный план на ХГФ в последнее деся-
тилетие. Самостоятельная работа студентов организуется и контролируется здесь преподавателем, ведущим основные учебно-аудиторные занятия.
Итак, с одной стороны, самостоятельная работа студентов ХГФ является частью учебной деятельности, так как она включена в учебный план, с другой стороны, ее назначение, зафиксированное в названии "самостоятельная", позволяет говорить о том, что она должна способствовать развитию у студента самостоятельности в решении задач познавательного и творческого характера.
В настоящее время в педагогической практике на ХГФ самостоятельная работа чаще всего используется как дополнительная к учебным занятиям, сюда выносится все то, что не успели освоить на основных учебно-аудиторных занятиях. Однако поиски резервных возможностей совершенствования процесса подготовки учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ требуют такой постановки самостоятельной работы на ХГФ, которая позволила бы использовать ее как особую форму целенаправленного развития художественно-образного мышления студентов.
Вопрос совершенствования подготовки современных кадров для школ требует всестороннего освещения всех компонентов учебного процесса и всех видов деятельности, в том числе и самостоятельной работы студентов ХГФ. Это определило актуальность выбора темы исследования, которое посвящено рассмотрению условий организации самостоятельной работы как фактора развития художественно-образного мышления студента ХГФ.
Уровень познавательной и творческой активности студента на протяжении всего обучения на ХГФ во многом зависит от постановки учебного процесса на начальном этапе обучения. Поэтому, учитывая опыт педагогической работы со студентами всех курсов, в
исследовании уделяется особое внимание самостоятельной работе студентов первого курса.
В существующей практике подготовки специалиста на ХГФ самостоятельная внеаудиторная деятельность хотя и предполагается, и вменяется в моральную обязанность каждого студента, существует независимо и не учитывается аудиторными формами работы, которые не ставят задачи организованно влиять на внеурочную деятельность студентов.
Считается, что такое влияние учебно-аудиторных форм работы на творческую активность студентов вне занятий само собой разумеется и осуществляется самопроизвольно, что внеурочная деятельность целиком и полностью зависит от учебных занятий и ее источником является то, что студенты получают в процессе аудиторной работы. В действительности же эта зависимость имеет несколько иной характер. Учебная работа несомненно оказывает влияние на самостоятельную внеаудиторную творческую деятельность студента, но в неменьшей степени значительно и обратное влияние.
Поскольку внеаудиторные занятия искусством существенно связаны с реальными потребностями и духовными устремлениями студентов, их воздействие на познавательную активность оказывается порою более значительным, чем учебный курс, не всегда отвечающий творческим интересам личности студента и зачастую ограниченный репродуктивным характером учебных заданий.
Таким образом на современном этапе педагогической практики на ХГФ можно констатировать разобщенность усилий учебных дис -циплин и форм занятий в воздействии на формирование сознания и творческих способностей студента, их оторванность от его самостоятельной внеаудиторной художественной деятельности.
- II -
Художественно-образное мышление студентов наиболее интенсивно развивается и реализуется в самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности. Поэтому необходимо решительно усилить сферу самостоятельной деятельности в двух ее формах: аудиторной и внеаудиторной, как наиболее тесно связанных с реальными потребностями, интересами и художественно-творческой направленностью занятий студентов искусством в противоположность существующему соотношению видов и форм художественной деятельности на ХГФ.
В предпринятом нами исследовании путей целенаправленного развития художественно-образного мышления студента I курса ХГФ особое внимание уделяется аудиторной самостоятельной работе по рисунку и композиции. Выбор этих предметов из цикла специальных художественных дисциплин на ХГФ обусловлен тем, что в существующей практике преподавания рисунок является предметом, который обеспечивает грамотность изображения объектов действительности в живописно-композиционных работах. На занятиях композицией студенты выполняют большей частью работы в технике живописи, графика же занимает относительно небольшое место в программе. На занятиях рисунком выполняются чаще всего карандашные работы с натуры, при этом в основном решаются задачи учебно-познавательного характера, имеющие важное значение для всех предметов изобразительного цикла, такие как: композиционное размещение изображения на листе бумаги, конструктивное построение, передача светотеневых и тоновых характеристик формы, передача наглядной и воздушной перспективы и так далее. Однако повторение этих задач во всех постановках от натюрморта до фигуры человека как обязательных создает у студента впечатление, что они
имеют лишь чисто учебное значение. В процессе занятий рисунком не осознается возможность творческого решения данных задач, в связи с этим выполнение учебных заданий у многих студентов носит репродуктивный характер. Все это отрицательно влияет на развитие художественно-образного мышления студентов.
Очевидно, что для более эффективного воздействия на развитие художественно-образного мышления следует учебные и творческие задачи ставить перед студентами в комплексе так, чтобы их взаимосвязь осознавалась и в процессе работы над программной учебной постановкой, и в процессе выполнения композиции по собственному замыслу. В то же время занятия рисунком и композицией должны иметь более тесные взаимосвязи, основанные на творческой направленности обоих предметов, тем более, что предметы эти объединены одной целью: вооружить студента реалистическим методом в изобразительном искусстве. Поэтому в ходе исследования были предприняты попытки проследить развивающие возможности рисунка и композиции как предметов, объединенных творческим характером заданий.
Объект исследования - развитие художественно-образного мышления студентов в процессе изобразительной деятельности на ХГФ.
Предмет исследования - условия организации самостоятельной работы как фактор развития художественно-образного мышления студентов.
Цель исследования - совершенствование художественно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Задачи исследования:
- провести анализ компонентов педагогического процесса на
- ІЗ -
ХГФ для выяснения роли и значения самостоятельной работы в развитии художественно-образного мышления студентов;
- охарактеризовать педагогические условия развития художес
твенно-образного мышления студента в процессе самостоятельной
работы.
Рабочая гипотеза исследования. Развитие творческой самостоятельности и художественно-образного мышления студентов ХГФ станет более целенаправленным и эффективным, если в своей деятельности по их формированию педагогический коллектив будет опираться на возможности целостной взаимосвязи всех видов практической учебной и внеучебной работы по предметам специального цикла, при этом роль связующего звена между учебно-аудиторными и самостоятельными внеаудиторными творческими занятиями будет отведена самостоятельной работе в мастерских.
Развитие будет успешным, если педагог направит усилия на формирование у студента представлений:
об учебно-аудиторной и самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности как едином комплексе, способствующем целенаправленному освоению художественного и педагогического мастерства;
об основных творческих задачах, решаемых большим искусством, в сочетании с постановкой перед студентом эмоционально-образных задач, в процессе решения которых, он осознает изобразительные и выразительные возможности художественного языка как средства передачи содержания замысла.
Уровень развития художественно-образного мышления зависит не только от наличия у студента способности к художественной деятельности, но и от условий получения специальных знаний и умений.
Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма об определяющей роли практической деятельности в развитии мышления, партийные и государственные документы по вопросам художественного воспитания личности на современном этапе развития социалистического общества, основные положения современной советской психологии и педагогики, положения марксистско-ленинской философии о природе художественного отражения,
В ходе исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ проблемы,
изучение педагогического опыта работы по развитию творческих способностей студентов ХГФ,
констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития художественно-образного мышления студентов (констатирующий эксперимент опирался на использование социолого-педагогических методов: анкетирование, анализ практических работ студентов, наблюдение, опросы экспертов, беседы со специалистами изобразительного искусства и преподавателями ХГФ),
опытно-экспериментальная работа.
Исследование проводилось с 1975 по 1984 год. На первом этапе (1975 - 1979 гг.) на основе практических наблюдений и опыта преподавания рисунка на ХГФ КазПЙ им. Абая была сформулирована проблема, определены предмет и объект исследования, намечена цель и гипотеза. Наблюдения за работой двух групп студентов, обучающихся у двух разных преподавателей с первого по четвертый курс, позволили выявить основные закономерности развития художественно-образного мышления студентов в процессе учебно-аудиторных занятий по установленным программам.
Второй этап эксперимента проводился с 1977 по 1981 год, здесь одна из групп была экспериментальной (24 студента), другая - контрольной (23 студента). Основной переменной величиной являлся характер учебно-творческих заданий на самостоятельных занятиях рисунком. В результате этого этапа исследования были выяснены основные связи между характером учебно-творческих заданий на самостоятельных занятиях и уровнем развития художественно-образного мышления студентов.
Третий этап исследования (1982 - 1984 гг.) был нацелен на опытно-экспериментальную проверку основных теоретических положений и практических рекомендаций, выдвинутых в исследовании (группа студентов I курса - 27 человек). Кроме того были про-анализированы работы студентов разных курсов, разных лет обучения (около 200 работ по живописи, рисунку и композиции).
В ходе констатирующего эксперимента анкетным опросом и методом бесед было охвачено 143 студента ХГФ, 24 преподавателя кафедр живописи и рисунка, 16 выпускников ХГФ разных лет обучения, работающих учителями изобразительного искусства в школах города Алма-Аты и области.
Основной базой исследования был художественно-графический факультет Казахского педагогического института им. Абая.
Тема данного исследования связана с необходимостью подготовки педагогических кадров для школ Казахской ССР в соответствии с требованиями новой программы по изобразительному искусству в школе?
I. Программы для 1-6 классов общеобразовательных школ. Изобразительное искусство. Министерство просвещения Казахской ССР. -Алма-Ата, 1984. - 62 с.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе "Развитие художественно-образного мышления в системе художественной и педагогической подготовки студента ХГФ" дан анализ основных педагогических закономерностей развития художественно-образного мышления студента в условиях учебной и самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности. Развитие художественно-образного мышления наиболее интенсивно происходит в процессе самостоятельной творческой деятельности. Однако в существующей практике обучения на ХГФ этот вид деятельности студентов находится вне поля педагогического влияния преподавателей спецдисциплин, что отрицательно влияет на качество , развития художественно-образного мышления студентов. Существующие формы педагогического руководства творческой деятельностью в системе НИРС - научно-исследовательской работы студентов, в рамках которой студент работает под индивидуальным руководством преподавателя, не обеспечивают полного охвата всех студентов. Поэтому творческая внеаудиторная деятельность некоторой части студентов пускается на самотек. В то же время на учебных занятиях по композиции студенты решают творческие задачи, но обычно вне связи с собственной творческой внеаудиторной деятельностью* В главе аргументируется возможность управления самостоятельной внеаудиторной творческой деятельностью студента через самостоятельную работу в мастерских, включенную в учебный план.
Самостоятельная работа студента в мастерских, ориентированная на выполнение творческих заданий, показала, что эта форма занятий в аудитории может положительно влиять не только на уровень усвоения учебного материала, но также и на творческую ак-
тивность студентов вне занятий.
Экспериментальный поиск показал, что целенаправленное развитие художественно-образного мышления возможно, если дать студенту представление об учебно-познавательной и самостоятельной внеаудиторной творческой деятельности как едином комплексе овладения реалистическим методом в изобразительном искусстве. И самостоятельная работа в мастерской может стать одним из путей формирования этого представления.
Во второй главе "Руководство развитием художественно-образного мышления студентов в процессе самостоятельной работы" рассмотрены основные условия развития художественно-образного мышления студента начального этапа обучения в процессе самостоятельной работы, определены и охарактеризованы уровни развития художественно-образного мышления студентов ХГФ, намечено содержание самостоятельных занятий по спецдисциплинам, отвечающее задачам его формирования.
В заключении даны основные выводы исследования и практические рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассмотрены условия организации самостоятельной работы в мастерских как фактор развития художественно-образного мышления студентов ХГФ. В ходе исследования выявлены пути осуществления взаимосвязи специальных художественных дисциплин (рисунка и композиции) с целью развития художественно-образного мышления, определены принципы педагогического руководства самостоятельной работой студентов первого курса ХГФ:
- подведение студентов к осознанию взаимосвязи учебно-аудиторной и самостоятельной внеаудиторной деятельности как еди-
ного комплекса, ведущего к овладению художественным и педагогическим мастерством;
раскрытие функционального значения художественных средств для решения изобразительных и выразительных задач при передаче содержания замысла;
постановка перёд студентами учебно-творческих задач блоками.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-исследовательской конференции аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР в 1982 году, на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава КазПИ им. Абая в 1979 и 1983 годах, на конференции преподавателей ХГФ КазПИ им. Абая в июне 1983 года. Материалы исследования систематически обсуждались на заседаниях лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР и на заседаниях кафедры рисунка ХГФ КазПИ им. Абая.
Достоверность исследования достигается многоаспектным рассмотрением влияния самостоятельной работы на развитие художес~ твенно-образного мышления студентов начального этапа обучения. Данные, полученные в результате длительной опытной работы, проходящей в естественных условиях педагогического процесса на ХГФ, позволяют считать, что предложенные в исследовании пути формирования и развития художественно-образного мышления студента на самостоятельных занятиях по спецдисциплинам эффективно влияют на качество общей и специальной подготовки учителя изобразительного искусства.
Практическая значимость выводов и рекомендаций заключается в том, что на основе выявленных закономерностей влияния самосто-
ятельной работы на учебную и самостоятельную внеаудиторную творческую деятельность определены основные пути формирования и развития художественно-образного мышления студентов первого курса. Это дает возможность в дальнейшем перестроить методы практической работы для целенаправленного влияния на профессионально-педагогическую подготовку студента и совершенствование его художественного мастерства. Основные выводы, сделанные из опыта работы со студентами первого курса, правомерны для старших курсов, при учете специфических особенностей развития художественно-образного мышления студентов старших курсов.
Результаты исследования опубликованы в сборнике научных трудов профессорско-преподавательского состава КазПй им. Абая, 1983 года и в Республиканском учебно-методическом журнале "Русский язык и литература в казахской школе", 1984, №9,