Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Абдрафикова Альбина Ринатовна

Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века
<
Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдрафикова Альбина Ринатовна. Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2005 184 c. РГБ ОД, 61:05-13/1545

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Историко- философский аспект развития гуманистической парадигмы образования 13

1.1 Тенденции развития гуманистической парадигмы в истории философии образования 13

1.2 Становление и развитие гуманистической парадигмы в зарубежной педагогике 31

1.3 Ретроспектива тенденций развития гуманистической парадигмы в истории отечественной педагогики 48

1.3.1. Поиски.и подходы к пониманию педагогического аспекта гуманизма в XX - начале XXI в

Глава II Тенденции и принципы проявления гуманистической парадигмы в системе высшего педагогического образования (последняя четверть XX века) 84

2.1. Принцип диверсификации как проявление педагогической парадигмы в системе высшего педагогического образования 84

2.2.Фундаментализация подготовки студентов как принцип и тенденция гуманизации высшего педагогического образования 99

2.3. Гуманизация и гуманитаризация подготовки студентов как действующие тенденции построения современных образовательныхсистем 115

2.3.1. Прогностические тенденции развития гуманистической парадигмы высшего педагогического образования 135

Заключение 154

Библиография 166

Приложение 182

Введение к работе

Наряду с развитием национальной системы образования происходит интеграция российского педагогического образования в европейское и мировое образовательное пространство. Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на воспитание широкообразованной и гармонично развитой личности характерны для всего мирового сообщества конца XX века. Возможности гармоничного развития личности в значительной степени зависят от уровня развития системы образования в стране, содержания передаваемых подрастающему поколению ценностей, знаний, умений и навыков, качества профессиональной подготовки членов общества. В ходе исторического развития народы совершенствуют свои системы образования. В преддверии XXI века в странах мира усилились поиски новых моделей образовательных систем, более полно удовлетворяющих потребности личности и общества. К их числу относится проблема гуманизации образования, в том числе высшего профессионального.

Исследование гуманизации педагогического образования в историко-теоретическом контексте потребовал разработки категориального аппарата и уточнения базовых понятий с современных позиций.

Ключевое понятие исследования «гуманизация педагогического образования» включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманизация».

Гуманизм — это сложное и многоплановое явление. Понятие «гуманизм» в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Фундаментальные научные исследования последних лет, работы Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой (95), З.Г. Нигматова (127,128,129,130,131), Е.Н.Шиянова (211) и др. привлекают внимание более строгим определением понятия «гуманизм», четкостью и научной емкостью его сущностных характеристик. Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил» (211). Гуманность рассматривается им как «качество личности, совокупность нравственно психологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как к ценности». Понятие о гуманизме связано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознанием самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей.

З.Г.Нигматов определяет «гуманизм» как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякого угнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для свободного, разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей ценности, уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистических общественных отношений» (129).

Этимологический анализ понятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный». И в самом определении присутствует «человек», признающийся высшей ценностью, то есть гуманизм относится к миру моральных ценностей.

А гуманизм педагога проявляется в том, что он видит в ученике личность независимо от его жизненных ориентиров, от его приверженности к тем или иным социальным взглядам, независимо от того, разделяет ли он его моральные идеи. Поэтому учитель-гуманист не требует, чтобы дети подчинялись мыслям, которые властвуют над ним. Осуществление такого стиля взаимоотношений в практике обучения и воспитания произойдет тогда, когда учитель не только

примет моральные ценности гуманизма, но и когда они будут определять направленность его деятельности, общения, станут также моральной ценностью.

Гуманность, по определению З.Г. Нигматова, это осознанное и заботливое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности. Обобщая наиболее характерные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что наиболее существенными являются:

признание ценности человека как высшего капитала;

проявление заботы о человеке (на основе чуткости, отзывчивости, доброты);

нетерпимость к равнодушию, ко всякому злу.

Гуманизация как производное от понятия «гуманизм» выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми. В этой связи она характеризует и ценностные параметры образования как общественного явления. Гуманизация образования соответственно может быть рассмотрена, с одной стороны, как важнейший социально-педагогический принцип, а, с другой, отражающий гуманистические общественные тенденции в построении и функционировании систем образования.

При рассмотрении вопроса гуманизации педагогического образования были приняты во внимание работы Г.Б.Корнетова (94), И.Б.Котовой (95), З.Г. Нигматова (127, 128, 129, 130, 131), В.А.Сластенина (173), Е.Н.Шиянова (211). Большое значение в раскрытии аксиологических аспектов изучаемой проблемы имели работы В.И.Додонова, С.Ф.Егорова, Н.Д.Никандрова, В.Г. Пряниковой, З.И.Равкина(160).

По своим целевым функциям гуманизация образования является действующей тенденцией гармоничного развития личности, способствующая обогащению ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как

субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом этого процесса становится развитие личности, качество и мера которого является показателем работы системы образования.

Педагогические исследования 70-х-80-х годов характеризуются поисками эффективных средств и методов воспитания гуманности учащихся в школе (М.А. Вейт, М.А. Гавриловец, А.В. Скиндер, Л.В. Стукач, Н.Н. Тарасевич и др.).

Систематическая разработка основных направлений гуманистической педагогики начинается во II половине 80-х годов. С этого времени в педагогику начал входить термин «гуманизация образования». В последнее десятилетие XX века защитили докторские диссертации по гуманистической проблематике В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Р.А. Валеева, Е.В. Васильев, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов и др.

В монографических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, Г.Б. Корнетов, И.Б. Котова, А.А. Кочетова, М.И. Мухин, Е.Н. Шиянов) подчеркивается, что гуманизация - это ключевой элемент нового педагогического мышления.

Тщательное изучение научных трудов позволило нам сформулировать совокупность следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманизацию учебно-воспитательного процесса в педвузе.

— создание гуманистически ориентированного учебно-воспитательного пространства;

- op иентация профессиональной подготовки учителя, с одной стороны,
на социально заданную гуманистическую цель педобразования, а с другой — на
развитие его творческой индивидуальности;

- формирование мотивационно-ценностного отношения учителя к
педагогической деятельности, составляющего содержание гуманистической
направленности его личности;

- органичное сочетание в рамках методологии ценностного подхода
принципов культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного
и индивидуально-творческого подходов;

- единство общекультурного, социально-нравственного и
профессионального развития личности учителя в условиях широкой
гуманитаризации содержания педагогического образования;

- демократизация профессиональной подготовки учителя в связи с
обеспечением субъектной позиции его развития, создание условий для его
творческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления;

- гуманизация общения в учебно-воспитательном процессе педвуза, организация учебно-профессионального сотрудничества.

Наступивший XXI век требует выработки новой образовательной философии, призванной сбалансировать роль преподавателей, студентов и высшей школы в целом в процессе социальной реконструкции. Отечественной высшей школе, которой предстоит жить и работать в грядущем социально-культурном измерении, необходимо найти реальные пути ее обновления и совершенствования. В этих условиях несомненную актуальность приобретают сравнительно-педагогические исследования, направленные на изучение современного мирового образовательного процесса и тенденций его развития.

Сегодня очевидным является наличие противоречия между необходимостью внедрения гуманистических технологий обучения и воспитания в высшую школу и недостаточной разработанностью тенденций и

принципов развития гуманистической парадигмы в системе высшего профессионального (педагогического) образования.

С учетом вышеизложенного, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы тенденции и принципы развития гуманизма в педагогике от истоков возникновения в философской мысли о сущности человека до становления его как гуманистической парадигмы высшего педагогического образования?

Решение этой экстенсивной и многогранной проблемы, естественно, требует конкретизации темы исследования на уровне кандидатской диссертации: «Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века».

Целью данного исследования является попытка дать по возможности целостное представление о развитии гуманистической проблематики в истории педагогики и современного высшего педагогического образования.

Объектом исследования является история и теория гуманизации педагогического образования, а его предметом - тенденции развития гуманистической парадигмы и принципы ее проявления в системе высшего педагогического образования.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

  1. вскрыть основные этапы развития и содержания гуманизма в истории зарубежной и отечественной педагогики;

  2. выявить ведущие тенденции и принципы развития гуманистической парадигмы образования и её влияние на духовно-нравственную сферу личности студента педвуза;

  3. раскрыть сущность диверсификации и фундаментализации образования как принципов проявления гуманистической парадигмы в системе высшего профессионального образования;

4) обосновать прогностические тенденции развития и функционирования гуманистической парадигмы в системе высшего педагогического образования.

Методологическую основу исследования составили гуманистические идеи и концепции, разработанные в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, о принципах взаимообусловленности логического, исторического и культурологического в познании социально-педагогических явлений, о личностно-деятельностном и аксиологическом подходах, согласно которым человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель развития.

В качестве теоретических основ исследования выступили:

— труды отечественных и зарубежных педагогов, философов, социологов,
культурологов, политологов и экономистов по истории проблемы гуманизации
образования: (Аристотель, И. Кант, Я.А. Коменский, Т. Мор, И.Г. Песталоцци,
Н.И. Пирогов, Ф. Рабле, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский);

— идеи демократизации и гуманизации образования XX века: (Ш.А.
Амонашвили, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева,
Л.А Волович, Л.Г. Вяткин, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова,
В.В. Налимов, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов);

— труды педагогов по методологии и теории педагогического
образования (Б.З. Вульфов, В.В. Краевский, К.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.И.
Махмутов, A.M. Новиков, А.И. Пискунов, З.И. Равкин и др.);

работы по аксиологическим аспектам подготовки будущего учителя в условиях педвуза (И.Д. Багаева, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, К.Д. Никандров, В.А. Сластенин, и др.);

программы по педагогическим курсам для высших педагогических учебных заведений.

Этапы и методы исследования.

Первый этап (2000-2001) — поисковый - включал в себя анализ философской, психологической и педагогической литературы; обоснование (определение) целей и задач исследования; изучение литературы по проблеме исследования.

Второй этап (20012003) теоретический - характеризовался систематизацией и классификацией материалов, их теоретическим осмыслением, синтезированием и уточнением логики исследования. На этом этапе было завершено изложение рабочего варианта исследования.

Третий этап (20032004) обобщающий - позволил осуществить корректировку основных тенденций и принципов гуманизации высшего педагогического образования различных периодов XX века, а также осмыслить и конкретизировать полученные материалы, оформить выводы и заключение диссертации.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов
историко-педагогического исследования, ведущими из которых стали метод
теоретического анализа и диалектический метод познания, предполагающие
ретроспективный, сравнительно-исторический и сравнительно-

сопоставительный анализ исследуемой проблемы, а также раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы и решении её историко-теоретической задачи о тенденциях развития гуманистической парадигмы и принципах ее проявления в системе высшего педагогического образования.

В результате проведенного исследования:

- вскрыты основные этапы развития гуманистической парадигмы в истории философии образования от истоков возникновения в философской мысли до становления ее как основного принципа гуманизации высшего педагогического образования;

#

— уточнено определение понятия «гуманизм» как философской
категории, с одной стороны, как принципа учебно-воспитательного процесса, с
другой. Раскрыто содержание спряженных с ним понятий - гуманность,
гуманистическая парадигма и др.;

— выявлены и обоснованы гуманистические тенденции, характерные для
высшего педагогического образования (гуманизация, гуманитаризация,

Ш фундаментализация, генерализация);

диверсификация и фундаментализация образования обоснованы как принципы гуманизации высшего педагогического образования, раскрыта их сущность, психолого-педагогические предпосылки возникновения, характерные признаки проявления;

определены прогностические тенденции развития гуманистической парадигмы высшего педагогического образования: деидеологизация, деполитизация, стандартизация, плюрализация и др.

4 Теоретическая значимость состоит в представлении целостной

системы развития гуманистической парадигмы высшего педагогического образования, объединяющей различные этапы изучаемого исторического времени; во введении в научный оборот таких источниковедческих и историографических материалов, которые позволяют приумножить научно-методологические возможности создания гуманотворческои среды в условиях высшей школы, внося тем самым реальный вклад в теорию и историю высшего педагогического образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что

выявленные в ходе исследования теоретические положения и сформулированные в результате их осмысления и обобщения выводы могут быть применены в педвузе при изучении и характеристике тенденций развития высшего педагогического образования рассматриваемого периода, при написании историко-педагогических монографий, учебных пособий, в работе по реформированию системы подготовки учительских кадров, при

#

модернизации и составлении учебных программ, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории педагогики.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены
методологической обоснованностью исходных позиций, логикой, методами
исследования, адекватными задачам исследования, репрезентативностью
источниковедческой базы.
.* На защиту выносятся:

1. Характеристика содержания различных концепций
гуманистической проблематики, по-разному понимаемая в различные
периоды исторического развития;

2. Обоснование выявленных тенденций развития гуманистической
парадигмы в системе высшего педагогического образования.

3. Сущность и содержание диверсификации и фундаментализации как
принципов университетского образования в целом и гуманизации

щ высшего педагогического образования в частности.

4. Тенденции развития гуманистической парадигмы высшего
педагогического образования в образовательных стандартах первого и
второго поколений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
автором в публикациях, в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики
гуманитарных факультетов Казанского государственного педагогического
университета. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на
Ф международных и республиканских научно-практических конференциях:

«Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров» (Казань, 2003-2004гг.); «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003 год); «Иностранные языки в современном мире» (Казань, 2004 год).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Основной объем диссертации составляет 184 страницы. Список включает 217 наименований.

Тенденции развития гуманистической парадигмы в истории философии образования

В истории педагогики нет более актуальной проблемы, чем воспитание гармонически развитой личности. Человека во всей полноте значения этого слова. Человека, способного не только создать свой богатый внутренний мир, но и пронести сквозь свою жизнь любовь к людям, отечеству, целеустремленно преобразовавшего вокруг себя все, чтобы сделать жизнь и окружающих его людей гуманными.

Историко-философский аспект данной проблемы предполагает раскрытие того, как возникли, формировались и развивались вопросы гуманизма, как они затем ставились и решались в классическом наследии мировой философской мысли.

Для того чтобы ответить на вопрос о зарождении гуманистических устремлений людей большое значение имеет изучение и анализ взаимоотношений человека и общества на различных этапах их развития. Философская концепция гуманизма предполагает изучение человека, прежде всего с точки зрения борьбы с силами природы, пагубными, отрицательными явлениями, возникающими в процессе развития общества. Она требует также изучения вопросов формирования и эволюции подлинно гуманистических черт личности самого человека.

Во-первых, необходимо отметить отсутствие четкости в определении исторического периода возникновения гуманизма даже у философов. Так, В. П. Волжин, А. X. Горфункель, П. Н. Федосеев относят его появление к эпохе Возрождения; В. Келле рекомендует искать истоки гуманизма в народном творчестве с древнейших времен; М. И. Петросян утверждает, что гуманистические идеи были характерны для идеологии трудящихся масс в период рабовладельческого строя, а Г. М. Фомин доказывает, что гуманистические устремления людей возникли еще в доклассовом обществе.

Хотя, более правдивой и верной представляется точка зрения тех ученых, которые считают, что гуманизм был присущ всему ходу развития человечества с его ранних этапов, являясь его неотъемлемой частью. Характер гуманизма менялся в соответствии с изменением общества и самого человека. Исторический процесс возникновения, формирования и развития гуманизма отражает процесс становления и эволюции человеческой цивилизации. Эволюция самого человека, выделение его из животного мира, обретение им идей гуманизации означали смену биологических факторов его поведения социальными. Это означает, что на следующем этапе эволюции человеческого общества первостепенную значимость и доминантность обрели социальные факторы. Поведение людей все более строилось на удовлетворении социальных, собственно человеческих потребностей. В свою очередь, удовлетворение социальных потребностей, означало завершение процесса становления человека как вида homo sapiens - человек разумный.

Некоторые ученые, имея в виду первобытное общество, полагают, что личность еще не выделилась. Подобная оценка может быть дана лишь с точки зрения современного понимания гуманизма. Во все времена целесообразная деятельность человека была направлена на освобождение от различного рода зависимостей, противоречащих его свободному развитию. В самом начале гуманизм выступал в виде практической деятельности людей, т.е. в труде, который, по выражению Энгельса, и «создал человека». Идеалы гуманизма, в конечном счете, возникли, как следствие стремления людей привести настоящую жизнь в соответствие с желаемым, с должным.

Изучение трудов видных философов, социологов, этнографов, педагогов, а также анализ многих исторических факторов, почерпнутых из различных источников, подтверждают, что гуманистические порывы, стремления, идеи зародились еще при родовом строе. Многие ученые обратили внимание на то, что именно в тот период впервые проявились настоящие человеческие черты, обусловленные родовой близостью. Будучи в условиях родового строя человек начинал осознавать собственное отношение к природе, к другим людям, к самому себе, к труду.

Решающее значение в формировании человека сыграл труд, который постепенно сделал его способным активно изменять существующую вокруг него действительность. Труд с момента своего появления носил общественный характер: люди сообща охотились на диких зверей и птиц, ловили рыбу, позже вместе обрабатывали землю, строили жилища, организовывали защиту от нападения других племен и т. д.

Всё это помогает прийти к заключению о том, что общий труд сыграл решающую роль для появления подлинно человеческих, то есть гуманистических отношений между людьми. В совместном труде и в процессе защиты от диких зверей, от других враждебных племен вырабатывались беззаветная преданность своему роду и племени, навыки проявления заботливости о своих сородичах, дружба с ними, храбрость, мужество, выдержка и трудолюбие, чувство долга, справедливости, то есть все основные идеи гуманистических отношений между людьми.

В первобытном же обществе, из-за низкого уровня развития производственных сил, сложилась своеобразное равенство между людьми и свойственный ему первобытный коллективизм. Человек не мог существовать вне коллектива, с которым он чувствовал органическую связь.

Все сказанное подтверждает мысль о зарождении гуманистических идей и чувств еще в доклассовом обществе. Приведем, к примеру, книгу аргентинского философа Э. Агости «Возрожденный Тантал», в которой автор делает вывод, что «история гуманизма — это, в конечном счете, история человеческого общения» [5,с.128].

Становление и развитие гуманистической парадигмы в зарубежной педагогике

На современном этапе развития общества происходит пересмотр ценностей и очевидна, попытка выработать новый взгляд на мир и на место человека в нем. Особенностью цивилизаций на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрёл общемировые масштабы и связан с изменением роли образования в современном мире. Происходит переосмысление роли образования не только в развитии общества, но и в духовном возрождении человека, «...именно образование и только образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль в спасительной интеграции и гармонизации Знания и Веры, в упреждении необратимых деформаций в менталитете, как локальных социумов, так и человеческой цивилизации в целом, а главное, - в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека.

Формирование нового, творчески мыслящего специалиста является одной из главных задач, стоящих перед высшим образованием. Это отмечает Президент России В.В. Путин в своём докладе: «За последние десятилетия ситуация в стране поменялась кардинально. Мы уже реально живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и мировое хозяйство. Это предопределяет принципиально новые требования ко всем системам образования... Государству нужны грамотные, инициативные и коммуникабельные люди, подготовленные к тому, чтобы уверенно войти в XXI век».

Гуманизм, имеет много аспектов, поэтому является широкой философской, социологической, психологической, педагогической категорией. Однако очень часто гуманизм понимается лишь как нравственное качество. Такое понимание сужает его истинное значение. Первыми, кто предложил различать философское понятие «гуманизм» от нравственного качества «гуманность», были философы. Так, отечественный философ М.И. Петросян писала: «Гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта .или принцип... нравственности или идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие «гуманизм» гораздо шире, чем гуманность, человечность» [149,с.7].

Важнейшими путями решения поставленных перед образованием задач являются гуманизация и гуманитаризация образования. Термины гуманизация и гуманитаризация похожи по звучанию и происхождению, но различаются по содержанию. Для сравнения нравственного понятия «гуманность» и философского - «гуманизм» обратимся к словарю. Эти понятия происходят от двух латинских слов humanitas и humanus, поэтому латинско-русский словарь дает широкое и разнообразное их толкование: Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство; человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Humanus - человеческий, свойственный человеку; человечный; высокообразованный. Анализ содержания терминов показывает, что семантические значения их многообразны: они выражают и признаки, и качество, и свойства духовного мира человека. Таким образом, слово humanitas больше употреблялось в смысле готовности помогать другим людям, благосклонности к ним. Видимо, в данном значении и состоит основное первоначальное содержание термина ( «гуманность». В связи с этим именно гуманности — комплексу качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку, - обязан своим возникновением гуманизм - humanus.

Принцип диверсификации как проявление педагогической парадигмы в системе высшего педагогического образования

Развитие цивилизации приводит к глобальным противоречиям, которые послужили толчком к созданию кризисной ситуации в экономической, политической, экологической, социально-культурной и правовой областях. Она обусловила и кризис образования, проявившийся в несоответствии целей образования требованиям современного общества, запросам и интересам отдельной личности. В настоящее время кризис высшего образования имеет двойственную природу: во-первых, он происходит под воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы, а во-вторых, он является проявлением глобального кризиса образования в целом. Происходящие в обществе изменения все больше обостряют недостатки отечественного высшего образования:

Возникла потребность в таких специалистах, которые не выпускаются на сегодняшний день или для которых еще не готова научно-методическая база образовательной системы.

Девальвировалась ценность высшего образования, снизился его статус, высшее образование потеряло свою элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности.

Чрезмерное увеличение профессиональной подготовки шло в ущерб духовному и культурному развитию личности.

Усредненный подход к личности, «валовый выпуск продукции», невостребованность интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека.

Тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований давили инициативу и ответственность преподавательского состава.

Экономический застой, кризис повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения высшего образования.

В последние годы все чаще встает потребность и указывается на необходимость реформирования системы вузовского образования, задачи которого сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой личности.

Все острее стал проявляться кризис и в гуманитарном образовании. Его характерными чертами являются: снижение интереса к философии, литературе; снижение уровня владения знаниями, умениями и навыками; снижение уровня гуманитарной культуры и отсутствие навыков логичных рассуждений; снижение уровня представлений о предмете как единой науке со своим предметом и методом исследования; отсутствие современной теоретической концепции методической системы обучения и т.д. Это ярко и убедительно подтверждается в работах В.Г. Болтянского, Г.Д. Глейзера, Р.С. Черкасова, Г.В. Дорофеева, Г.И. Саранцева и др. Все эти явления послужили толчком к становлению новой философии образования, которая связывает его с образованием «... духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбы земной цивилизации, ее культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности» [78, с.З]. Образование такой личности приведет к формированию нового, гуманного мировоззрения. Интенсивный процесс реформирования высшего образования обусловлен охарактеризованным нами вкратце кризисом образования. Одним из принципов реформирования высшего педагогического образования, способствующий преодолению кризисных явлений в обществе, мы считаем диверсификацию образования, т.е. возникновение и утверждение многовариативной образовательной системы. Диверсификация высшего педагогического образования представляет собой реакцию образовательной системы и всего общества на кризис образования.

Назревшая потребность в перестройке образования вызвала ряд публикаций, посвященных вопросам государственной политики в области профессионального образования (А.П. Беляевой, Б.С. Гершунского, В.М. Зуева, В.Г. Кинелева, Г.В. Мухаметзяновой, А.Я. Савельева, Ю.Г. Татура, В.Е. Шукшунова и др.).

Диверсификация образования обострила интерес к проблемам содержания образования, педагогических технологий и психологической поддержки обучающихся в новых экономических и социально-политических условиях (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.К. Зарецкий, Б.Б. Коссов, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др.), к некоторым ее вариантам: многоуровневое образование, дифференциация образования, разноуровневое обучение и т.д. (Ю.Э. Гильбух, В.И. Горовая, А.Н. Дахун, Л.С. Казарин, А.И. Панарин и др.).

Качество функционирования усовершенствованных образовательных систем или их структур существенно повысится, если их реформирование будет осуществляться согласно принципу диверсификации высшего педагогического образования.

Похожие диссертации на Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века