Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Проблема проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода
1.1 Дополнительное образование детей в аспекте модернизации системы российского образования 14
1.2 Теоретико-методологические основы проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования детей: акмеологический подход . 29
1.3 Акмеологическая модель и технология проектирования интегративных образовательных программ ...55
1.4 Интеграция как методологический принцип проектирования интегративных образовательных программ 73
Выводы по главе 1 95
ГЛАВА 2. Акмеологический подход к проектированию и реализации интегративных образовательных программ в опытно-экспериментальной работе
2.1 Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ как условие развития творческой деятельности педагогов и обучающихся 98
2.2 Развитие профессиональной зрелости педагогов в процессе проектирования и реализации интегративных образовательных программ 122
2.3 Развитие творческой индивидуальности обучающихся в детском объединении на основе интегративной образовательной программы 138
2.4 Результативность опытно-экспериментальной работы по реализации авторской интегративной образовательной программы художественно-эстетического профиля ) 5 6
2.5 Воспитание обучающихся на основе народного творчества, традиций и ремесел как задача интегративной образовательной программы 173
Выводы по главе 2 186
Заключение 189
Список литературы 196
Приложение
- Дополнительное образование детей в аспекте модернизации системы российского образования
- Теоретико-методологические основы проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования детей: акмеологический подход
- Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ как условие развития творческой деятельности педагогов и обучающихся
- Развитие профессиональной зрелости педагогов в процессе проектирования и реализации интегративных образовательных программ
Введение к работе
Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования определено значение дополнительного образования детей (ДОД) в системе непрерывного образования, в развитии их творческих способностей и индивидуальных интересов. В связи с этим усиливается потребность в педагоге — акмео-логе (В.Н. Максимова, М.А. Вострова), способном не только вести интегрированные курсы, но проектировать интегративные авторские образовательные программы (ИОП), на основе проектно-технологической компетентности и высокой мотивации творческих достижений. Необходимость научного осмысления творческого развития педагога и обучающихся в процессе проектирования и реализации ИОП определяет актуальность данного исследования.
Практическая актуальность исследования состоит в том, что накопленный опыт работы по проектированию, апробации и внедрению ИОП как на уровне учреждения дополнительного образования детей (УДОД), так и на уровне детского объединения будет способствовать развитию проектно-технологической компетентности педагога и его профессиональной зрелости, развитию творческих способностей, особенно у педагогов ДОД, не имеющих базового педагогического образования.
Проблема исследования заключается в разработке акмеоло-гического подхода к проектно-технологической деятельности педагога ДОД как инновационного процесса, направленного на творческое развитие педагогов и обучающихся. В основе этой проблемы выделилось основное противоречие: между реальной потребностью практики в проектировании и реализации ИОП и отсутствием необходимого уровня проектно-технологической компетентности и мотивации творческих достижений у педагогов ДОД, профессиональной зрелости как готовности к инновационной деятельности. Социальная, научная и практическая значимость проблемы исследования обусловили выбор темы "Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологи-ческого подхода".
Объект исследования: проектирование образовательных программ в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования: проектирование интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода.
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально апробировать модель проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода как фактора целостного и творческого развития педагогов и обучающихся.
Гипотеза исследования: проектирование интегративных образовательных программ педагогами ДОД на основе акмеологического подхода будет выступать как фактор целостного и творческого развития педагогов и детей, если:
теоретико-методологическую основу проектирования ИОП со
ставит акмеологическая концепция и модель, ориентированная на
развитие творческой индивидуальности;
ведущими принципами проектирования ИОП будут: междисциплинарная интеграция, профессиональная направленность, акмеологическая ориентация деятельности педагога и обучающегося, их саморазвитие, рефлексивность, мотивация достижений, творческая самореализация и другие;
проектирование будет осуществляться как инновационная про-ектировочно-педагогическая деятельность педагогов, обеспечивающая формирование их профессиональной зрелости и творческой самореализации обучающихся;
педагогические технологии проектирования ИОП будут обеспечивать опережающее развитие творческой индивидуальности педагога, а технологии реализации ИОП - творческую самореализацию обучающегося, его обученность и воспитанность.
Задачи исследования: 1.Теоретический анализ научно-исследовательской, педагогической, акмеологической, психологической, философской литературы и разработка концепции исследования. 2. Разработка модели и технологии проектирования интегративных образовательных программ на основе акмеологического подхода.
Разработка и апробация разных видов ИОП: программы развития учреждения; многопредметной образовательной программы ДЦТ и программы художественно-эстетического профиля для детского объединения.
Конкретизация основных понятий исследования "интегратив-ная образовательная программа", "профессиональная зрелость педагога ДОД", "творческая самореализация ученика" и разработка методик диагностики этих феноменов на практике.
Определение показателей развития творчества педагогов и детей в процессе реализации ИОП и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по теоретическим основам дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А. К. Бруднов, В.А Горский, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Родионова и др.); научные положения о гуманизации образования (Ш.ААмонашвили, Е.В.Бондаревская, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.В. Горшкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); психологические и акмеологические теории профессиональной деятельности и непрерывного образования педагога (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, ЮА. Гагин, АА Деркач, Н.В. Кузьмина, ЕА. Климов, АА Макареня, В.Н. Максимова, АЕ. Марон, Е.П. Тонконогая, В.Н. Скворцов и др.); теоретико-методологические подходы к проектированию и развитию образовательных систем (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бек, НА. Масюкова, Т.Г. Новикова, О.Г. Прикот, В.Е. Родионов, В.И. Слободчиков, АП. Тряпицына и др.); основы теории развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция непрерывного образования взрослых (АН. Жилина, С.Ф. Касаткин, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед и др.). Исследование развивает акмеологические идеи целостного развития человека в процессе образования, достижения им вершин в профессиональной деятельности и жизнедеятельности, идеи саморазвития и самореализации, творчества, зрелости и интеграции (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, Г.С. Сухобская идр.).
В работе использованы следующие методы: анализ педагогической, акмеологической, психологической, философской литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование и педагогическое проектирование; педагогический эксперимент; анализ результатов образовательной деятельности; анкетирование; психологическая и педагогическая диагностика; метод наблюдения; анализ собственной педагогической деятельности; методы математической статистики. Методики исследования: анкетный опрос; специальные тестовые задачи; анализ деятельности педагогов; анализ домашних заданий.
Экспериментальная база исследования.
В ходе эксперимента базу исследования составили: обучающиеся и педагоги Дома детского творчества (ДДТ) г. Сосновый Бор; обучающиеся в подростковых клубах г. Сосновый Бор; педагоги и методисты Центра Развития Творчества (ЦРТ); педагоги и методисты Методического объединения ГДТЮ г. Санкт-Петербурга; педагоги, обучающиеся в Областном Центре развития дополнительного образования (ОЦРДО) г. Санкт-Петербурга. Всего экспериментом охвачено 136 педагогов и 158 обучающихся за 1999-2004 г.г..
Этапы исследования.
Этап первый - поисковый, (1999-2001 гг.) - изучение философской, науковедческой, психолого-педагогической и акмеологической литературы по проблемам проектирования, условий целостного развития педагогов и обучающихся, гуманизации образования, творческого и профессионального становления обучающихся и педагогов; формулировка исходной гипотезы; определение основных положений проектирования и реализации ПОП для УДОД и условий творческого развития обучающихся и педагогов при проектировании ПОП.
Этап второй - опытно-экспериментальный, (2001-2003 гг.) -экспериментальная проверка гипотетических предположений, формирующий эксперимент, анкетный опрос и анализ продуктов деятельности педагогов и домашних заданий обучающихся; доработка концепции исследования, конкретизация ведущих понятий исследования.
Этап третий - результативно-обобщающий, (2003-2004 гг.) -выводы на основе обработки эмпирических данных, обобщение результатов исследования и проверка гипотезы, конкретизация концепции, оформление диссертации.
Основные понятия исследования: 1) интегративная образовательная программа, под которой понимается совокупность учебных программ по предметам, интегрированных между собой на основе общего профиля или общих направлений образования и ведущих идей, обеспечивающих ее целостность; 2) профессиональная зрелость педагога ДОД — это его готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности, в структуру которой входят: профессиональная компетентность; педагогическое мастерство как способность к творческому решению нестандартных задач; инновационно - педагогическая направленность личности педагога как устойчивая мотивация творческого подхода к педагогической работе; 3) проектно-технологическая компетентность - инновационный компонент профессиональной зрелости, выражающийся в единстве теоретического, практического, мотивационного, личностного и творческого компонентов готовности педагога к проектировочной деятельности; 4) проектирование ИОП — коллективная инновационная управленческо-педагогическая деятельность педагогов ДОД по созданию интегративного проекта образовательного маршрута обучающихся; 5) акмеологический подход к проектированию — это ориентация педагогов ДОД на развитие творческой индивидуальности как ведущей цели образовательной программы, моделирование интегративных результатов целостного и творческого развития педагогов (профессиональная зрелость) и обучающихся (творческая самореализация), реализация принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений в технологиях развития творчества и технологиях системной диагностики.
Основные результаты исследования.
Разработана концепция, модель и технология проектирования ИОП для ДОД на основе акмеологического подхода.
Конкретизирован понятийный аппарат исследования.
Спроектированы ИОП: художественно-эстетического профиля и многопрофильная для ДДТ.
Определены показатели развития творческой индивидуальности педагогов и обучающихся в процессе проектирования и реализации ИОП.
Создана модель развития профессиональной зрелости педагогов ДОД как условия и результата их творческого развития.
Разработана методика диагностики, получены экспериментальные данные о показателях целостного и творческого развития обучающихся по ИОП художественно-эстетического профиля.
Научная новизна исследования состоит в разработке концепции, модели и технологии проектирования ИОП ДОД на основе акмеологического подхода, ориентированного на развитие творческой индивидуальности как педагога, так и обучающегося, в разработке и изучении показателей профессиональной зрелости педагогов и творческой самореализации обучающихся в процессе реализации таких программ.
Теоретическая значимость исследования. 1. Разработана концепция и акмеологическая модель, которые определяют совокупность научных принципов и содержание этапов проектирования ИОП на основе акмеологического подхода.
Конкретизировано научное содержание основных понятий исследования относительно системы ДОД: интегративная образовательная программа; проектирование ИОП; акмеологический подход к проектированию ИОП; профессиональная зрелость педагога; проектно-технологическая компетентность педагога дополнительного образования; творческая самореализация обучающихся; технология проектирования и др.
Разработана теоретическая модель творческого развития профессиональной зрелости педагога ДОД, имеющая трехкомпо-нентную структуру: профессиональная компетентность (специально-предметное и психолого-педагогическое развитие), творческое развитие и развитие личностно-профессиональных качеств.
Разработана структура профессиональной зрелости педагогов ДОД, инновационным компонентом которой является проектно-технологическая компетентность, обеспечивающая готовность
педагога к проектировочной деятельности на основе акмеологи-ческого подхода.
Практическая значимость исследования:
Разработана и апробирована интегративная образовательная программа художественно-эстетического профиля. Программа прошла экспертизу в Комитете общего и профессионального образования г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, получила статус "Авторской", в областном конкурсе авторских программ педагогических работников УДОД получила диплом Лауреата (2000 г.).
Разработана и апробирована интегративная многопрофильная образовательная программа учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г. Сосновый Бор. По данной программе ДДТ проводит образовательную деятельность, в 2001 году в результате аттестации и аккредитации учреждения по программе была получена лицензия и аккредитация на образовательную деятельность; также разработана и апробирована программа развития учреждения ДДТ.
Разработано методическое обеспечение к основным темам программы, автор которого стал победителем областного конкурса методических материалов в Областном Центре развития дополнительного образования (2001 г.).
Подготовлено методическое пособие по проектированию ПОП художественно-эстетического профиля для детских объединений УДОД.
Разработана авторская методика диагностики уровней творческой самореализации обучающихся по ИОП.
На защиту выносятся следующие положения:
Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ дополнительного образования детей: состоит в ориентации педагогов на развитие творческой индивидуальности на основе принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха, индивидуализации творческой самореализации, междисциплинарной интеграции в процессе проектирования и реализации таких программ.
Концепция проектирования ИОП на основе акмеологического подхода включает совокупность идей, отраженных в: 1) акмеоло-
гической модели проектирования ИОП; 2) технологии проектирования; 3) структуре профессиональной зрелости как акмеоло-гического критерия готовности педагогов к развитию творческой деятельности обучающихся; 4) структуре проектно-технологической компетентности; 5) акмеологической модели развития профессиональной зрелости педагога ДОД; 6) методике диагностики творческой самореализации обучающихся, их обученное и воспитанности.
Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей представляет собой коллективную инновационную управленческо-педагогическую деятельность по созданию междисциплинарных проектов образовательной деятельности обучающихся (многопрофильных и однопрофильных), обеспечивающих их творческую самореализацию в избранном направлении или профиле дополнительного образования.
Результатом проектирования ИОП, организуемого методистом ДДТ как инновационную деятельность, является опережающее развитие творческих способностей педагогов, которое выражается в их профессиональной зрелости, включающей проектно-технологическую компетентность и характеризующей их готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ.
Апробация и внедрение осуществлялись: в практической деятельности методистов и педагогов Дома детского творчества г. Сосновый Бор; в виде докладов на кафедре акмеологии и психологии ЛОИРО, лабораторий акмеологии образования и управления образованием взрослых в ИОВ РАО с 1999 по 2004 гг.; на международных и региональных научно-практических конференциях в ЛОИРО (1999-2004 гг.): "Личность, образование и общество в России начала XXI века" (2001 г.), ГУ областная научно-практическая конференция "Здоровье. Валеологические технологии" (2002 г.), I областная научно-практическая конференция "Культурное наследие Ленинградской земли" (2003 г.), "Личность. Общество. Образование" (2003, 2044 г.г.), Международная научно-практическая конференция "Образование взрос-
лых в современном развивающем обществе" в ИОВ РАО (2003 г.); на методических курсах в ГДТЮ (1999-2004 гг.); на курсах повышения квалификации в ОЦРДО (2004 г.); а также в публикациях диссертанта.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Дополнительное образование детей в аспекте модернизации системы российского образования
Особое место в системе непрерывного образования человека занимает дополнительное образование детей. Развитие ДОД нельзя рассматривать в отрыве от тех перемен, которые происходят в общем образовании. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы ДОД, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодёжи.
Межведомственная программа развития системы ДОД на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25.01.2002 г №123, рассматривает развитие ДОД как одно из приоритетных направлений образовательной политики. ДОД - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. ДОД нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
ДОД - неотъемлемая; часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование -специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности [31, с. 144].
Современная система ДОД предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской; работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В литературе имеются: различные определения дополнительного образования. Так, В.В. Абраухова определяет его как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни [1]. А. В. Скачков рассматривает дополнительное образование, как специфическую органическую часть системы общего и профессионального образования, представляющую детям интеллектуальные, образовательные, развивающие и другие услуги; на основе свободного выбора и самоопределения [141]. В. А. Березина подчеркивает создание педагогических условий в системе ДОД для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени её освоения; многообразием видов: деятельности, удовлетворяющей самые разнообразные интересы и потребности ребёнка [18,с.13].
В. А. Горский видит ДОД как совокупность познавательной, репродуктивной, творческой, коммуникативной деятельности детей за пределами государственного стандарта. В основе этой деятельности лежат любознательность и природосообразность, увлечённость свободным творчеством и интерес к человеку, стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать на пути постижения смысла жизни [42].
Цель ДОД - по закону "Об образовании" - всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства. Более полно цели дополнительного образования сформулированы в "Типовом положении об учреждениях ДОД" (1995): Цель дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и государства [29].
Учитывая, что период детства в целом характеризуется проявлением талантов, как замечал А. К. Бруднов, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Формирование у детей и подростков новой системы ценностей является актуальным компонентом воспитания личности в системе ДОД. А.Г. Асмолов отмечает уникальную роль дополнительного образования: во-первых, в расширении экологии детства, во-вторых, в том, что это " образование возможности быть", возможности быть личностью. Дополнительное образование - это сфера, где ребенок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования.
ДОД — единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур -русской и культуры народа, на территории которого находится школа. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного стандарта. Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха у каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности ребенка, содействует воспитанию "культурной одаренности", стимулирует к творчеству (А.К. Бруднов).
Своеобразие этого вида образования» как подчеркнуто в исследованиях, связано с инновационными идеями: гуманистической направленности (отказ от функциональной заданности этого процесса), свободного самоопределения подростка; формирования его субъектной позиции; перехода от "культуры полезности" к "культуре достоинства"; иерархии педагогических целей и ценностей; построения индивидуальных систем обучения; превращения знания в инструмент творческого освоения мира; включения научно-исследовательской, творческой деятельности. Все эти идеи созвучны идеям акмеологического подхода к образованию, который нацелен на развитие творческой индивидуальности педагога и обучающегося путем саморазвития, мотивации достижений, обеспечения успеха, создания условий для творческой самореализации, саморегуляции, активности и инициатив, ориентации на высшие духовные ценности, к. которым относится и творчество человека (В.Н. Максимова). Акмеологический подход по своей сущности соответствует природе дополнительного образования и служит методологической основой его развития.
Теоретико-методологические основы проектирования образовательных программ для системы дополнительного образования детей: акмеологический подход
В настоящее время без научной разработки проблем методологии и технологии педагогического проектирования невозможно управлять процессами преобразования образовательных систем и развивать педагогов как субъектов их непрерывного образования. Вопросам проектирования посвящено большое число работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, среди которых работы: О.С. Анисимова, Ю.В. Громыко, Дж. Джонса, Е.С. Заир-Бек, М.В. Кларина, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Д.А. Новикова, М.М.., Поташника, О.Г. Прикота, В.Е. Родионова, В.И. Слободчикова, А,П. Тряпицыной, В.Д. Шапиро и др. Разные авторы дают различное трактование термина -проектирование. Дж. К. Джонс подчёркивает: "Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде" (1976). Педагогическое проектирование — это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты [105, с. 15]. Ю.В. Громыко подчеркивал, что проектная деятельность, интеллектуальная по своему характеру, призвана до "пробы на реальном материале" исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценивать последствия реализации тех или иных замыслов; это "деятельность изначально и всецело направленная на осознанные культурно-исторические преобразования, на создание новых возможностей деятельности, на расширение горизонтов развития человеческой субъективности" [45]. Е.С. Заир-Бек определяет педагогическое проектирование как одно из направлений социального проектирования, которое способствует созданию и изменению организованности процессов образования [54]. Е.И. Казакова считает, что проектирование тесно связано с определением цели существования того или иного объекта с последующим выстраиванием возможных путей достижения цели, организуя тем самым ориентационное поле развития школы [60, с.5-6]. В.Е. Родионовым проектирование рассматривается как преломляемая, через индивидуальность проектировщика ценностно-ориентированная, глубоко-мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная, профессиональная деятельность по изменению педагогической действительности [123, с. 141]. По определению О.Г. Прикота, основанием для проектирования является результат согласования ценностей и целей проектировщиков и проектируемого феномена. Творческий характер проектирования подчеркивали многие авторы, в том числе, Краевский В.В. и A.M. Моисеев. Так, А.М. Моисеев отмечал: "Есть основания утверждать, что проектирование — прекрасное приложение творческого, созидательного настроя и потенциала руководителей школ, которые не хотят довольствоваться ролью пассивных пользователей готовых и неэффективных систем управления и в интересах развития школ хотят создавать новые" [102, с.24]. Какая бы творческая деятельность и соответствующие ей аспекты культуры не рассматривались нами через призму инновационной деятельности, каждый раз вычленяется "проектное переживание мира, пронизывающее отношение человека к миру, к социальной предметной среде" [102,170]. Как культурная деятельность, проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, норматива и творчества. Таким образом, в широком смысле проектирование — это творческая деятельность по осуществлению изменений в окружающем мире. Первоначально проектирование использовалось в сфере технической деятельности. В рамках методологии системы мыследеятельности (СМД) был разработан инструментарий создания проектов развития общественных систем, концептуально и технологически оформлена идея реализации проектирования как управленческой процедуры (О.С. Анисимов, О.И. Тенисаретский, Д.Б Дмитриев, В.Я. Дубровский, А,Г. Раппопорт, В.М- Розин, П.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий и др.). Вначале 90-х гг.актуализировалась линия рассмотрения проектной деятельности в контексте культуры с использованием философских, культурологических, психологических знаний- Произошло это в связи с массовым инновационным движением в образовании. Проектная деятельность стала рассматриваться как культурная форма: образовательных инноваций (Н.Г. Алексеев, В.А. Никитин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.) Щедровицкий ГЛ. особо обращал внимание на одну из характеристик проектирования как специальной деятельности педагогического проектирования "человека" обращенность проекта и проектируемых в будущее [174]. Таким образом, проектирование стало включено в контекст управленческой деятельности, практико-ориентированной науки и рассматривается в качестве культурной формы инноваций в образовании (Н.А. Масюкова). Анализ исследований показывает, что становление эффективной, практики проектирования интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей становится возможным, если: — в качестве теоретических оснований будут использоваться синтезированные научные представления о проектной деятельности как управленческой процедуре, методе практико-ориентированной науки и культурной форме инноваций в образовании; -аксиологической базой станут ориентации на образование и творчество как ценности, непрерывность образовательного процесса и идею развития; -нормативное содержание составит комплекс методологических подходов и принципов, среди которых акмеологический подход и принципы интеграции займут ведущее место; -основной целью проектирования станет акмеологический; критерий качество образования - "творческая индивидуальность". Теоретико-методологическая база проектирования ИОП для УДОД заключается в интеграции современных подходов к образованию; системного, деятельностного, гуманистического, акмеологического, аксиологического, интегративного, культурологического и др. Использование системного подхода [12,15] в качестве основания проектной деятельности педагогов означает выделение в качестве объекта проектирования образовательного процесса как системы. С точки зрения системного подхода проектирование ИОП характеризуется иерархической, информационной и логико-функциональной структурой. Системный: подход позволяет выделить связи и отношения между составными частями, уровнями, этапами проектирования как сложного процесса. Системно интегративный подход интегрирует системный и интегративный подходы к проектированию ИОП. В модели проектирования, построенной на основе системно — интегративного подхода, соединены принцип интеграции и системная структура программы и процесса проектирования.
Акмеологический подход к проектированию интегративных образовательных программ как условие развития творческой деятельности педагогов и обучающихся
Философское обобщение знаний о человеке и интеграцию научных дисциплин в их педагогическом приложении Б.Г. Ананьев оценивал как новый подступ к, фронтальному наступлению науки на непознанные еще явления и законы человеческого развития. Новая интегративная наука акмеология изучает закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. Акмеология - это интегративная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма на нравственно-духовной основе. По отношению к прикладной педагогике школьная акмеология может выполнять теоретико-методологическую функцию, поскольку на основе акмеологического подхода возможно создание системно-интегрированной методологии и новой концепции; образования. Очевидно, что школьная акмеология изучает вершины в развитии индивидуальности ученика и проектирует педагогические системы, их формирование с учетом всех других, факторов, создающих предпосылки и условия оптимального онтогенеза и социогенеза растущего человека [91, с.20-21]. С позиций акмеологии целью школьного и дополнительного образования является целостное и творческое развитие человека как условие его духовности и совершенства.. Для осуществления качественного дополнительного образования, гарантирующего его результат, мы применяем акмеологический подход (Ю.А. Гагин, А.А, Деркач, Н.Е. Кузнецова, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.), который ориентирует на достижение вершин в целостном и творческом развитии растущего и взрослого человека в условиях образовательных систем, вершин педагогического мастерства учителя и его творчества, на достижение "акме" педагогического коллектива в целом. Организуя опытно-экспериментальную работу педагогов ДОД, мы опирались на то понимание сущности акмеологического подхода к проектированию и развитию образовательных систем, которое раскрыто в работах В.Н. Максимовой, Н.М. Полетаевой, М.А. Востровой, О.П. Бурдаковой и др. Она заключается в трех основных исходных позициях: - изучение растущего и взрослого человека как целостного феномена в единстве его сущностных сторон, как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности; - ориентация растущего и взрослого человека на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, мотивация высоких достижений, стремления; к высоким результатам, к жизненному успеху; организация созидательной? творческой деятельности человека на всех этапах его непрерывного образования, создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала каждого учителя и ученика, их акм еол огическое сопро вождение; оценка качества образования, его процесса и результата, на основе интегративных критериев целостного развития: образовательных систем и субъектов образовательного процесса, использование категории "зрелость" как акмеологического критерия качества образования [111, с.3]. Для решения задач нашего исследования наиболее значимыми являются; следующие методологические категории акмеологического подхода: - "акме" как достижение высокого жизненного успеха, достижение вершины в развитии творческого потенциала каждого ученика и учителя и продление периода творческой деятельности человека, его творческой самореализации в сложных условиях социума; - акмеологический анализ - анализ процесса и высших результатов деятельности (учебной, профессиональной) через призму возможных вершин достижений, интегративных показателей, "узлов" связей различных направлений развития и творческой деятельности человека; - системно-комплексная диагностика как технология и методика акмеологического анализа, анализ взаимодействия различных факторов и показателей целостного развития человека в образовательной среде; - акмеологическая среда как энергетическое пространство образовательного учреждения, ее социума, установки в деятельности педагогов и обучающихся на успех, высокие результаты,,творческие поиски, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать; - профессионализм как высшее достижение в развитии человека как субъекта труда и в высоких результатах его профессиональной деятельности, если "профессиональная зрелость" — это готовность к инновационной деятельности, то "профессионализм" — это реализация в практике педагогом этой готовности на оптимальном уровне; - акмеологические технологии — это технологии саморазвития и обеспечения успеха каждого обучающегося; в условиях вариативности образовательных программ; это технологии обучения, воспитания и сопровождения педагогического процесса в совместной творческой деятельности педагогов,, родителей и обучающихся; - акмеологическая позиция учителя как профессиональная ориентация на успехи собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие; и др. [90, с. 11-12]. Таким образом, для акмеологии ведущими категориями являются развитие и творчество, поэтому акмеологию можно определить как интегративную область педагогики и психологии развития и творчества. Рассмотрим осуществление акмеологического подхода в учреждениях дополнительного образования детей на примере муниципального учреждения Дома детского творчества г. Сосновый Бор. Удовлетворение образовательных и социальных потребностей, формирование единой картины мира и осмысление себя в этом мире, развитие и становление творческой личности, допрофессиональная подготовка,, - это позиции, которые определяют сущность модели дополнительного образования Дома детского творчества г. Сосновый Бор. Основная цель, которая стоит перед образовательным учреждением (в разрезе Региональной целевой программы развития: образования Ленинградской области на 2001-2005 годы):, обеспечение возможности выбора для детей творческой деятельности, развитие мотивации к творчеству и познанию, создание оптимальных условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального потенциала обучающихся, творческой одаренности. Общая модель организации опытно-экспериментальной работы в ДДГ представлена на рис.9. В Доме детского творчества разработана акмеологическая концепция, создающая условия для творческой самореализации личности, для развития творческой индивидуальности всех участников образовательного процесса. Ведущие идеи этой концепции: — целостное и творческое развитие человека (педагога и обучающегося) как условие его духовности и совершенства, развития творческой индивидуальности каждого; - творческая самореализация обучающихся, показателями которой являются мотивация, активность и результативность творческой деятельности;
Развитие профессиональной зрелости педагогов в процессе проектирования и реализации интегративных образовательных программ
Проектирование интегративных образовательных программ педагогами ДДТ осуществлялось как инновационная и управленческая проектировочно-педагогическая деятельность. Эта деятельность сопровождалась решением актуальной для педагогов задачи — развитие их профессиональной зрелости как готовности к инновационной деятельности по проектированию- и реализации ИОП на основе акмеологического подхода. Профессиональная зрелость рассматривается в исследовании как акмеологический критерий качества педагога, отражающий качество его творческой деятельности и качества личности педагога. Это интегративный критерий, в структуру которого входят: 1) профессионально-личностные качества педагога (целостно-смысловое отношение к творчеству, мотивация достижений, креативность, творческая активность, интеллектуальная развитость и др.); 2) профессиональная компетентность (специально-предметная,, психолого-педагогическая, проектно-технологическая); 3) профессионально-педагогическое мастерство как способность творчески решать нестандартные задачи на практике и как показатель творческой индивидуальности педагога, его творческого саморазвития.
Таким образом, творческое развитие педагога рассматривается как составная часть целостного развития педагога как личности, индивидуальности и субъекта профессионально-педагогической деятельности.
Творчество занимает одно из центральных мест в системе факторов самореализации личности, является глубинной потребностью человека, определяющей смысл его жизни и значимость в глазах других людей. Творчески преобразующая деятельность служит основой развития личности. По мнению А..Н. Леонтьева - личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Психологический словарь [117, с.393] определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, также потребности личности в самореализации, в, раскрытии и расширении; своих созидательных возможностей в развития типах активности (рис. 12).
Группировка типов активности В основе творческой деятельности лежат творческие способности, креативность личности. В:Д. Шадриков, анализируя понятия "способность" и "одаренность", приходит к, пониманию способности как системного свойства функциональной психической; системы, определяющего ее продуктивность и имеющего индивидуальную меру выраженности [169, с.3-10]. Суть креативности как психического свойства сводится, по мнению А.Я. Пономарева, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели, а не новизна [116, с.21-25].
Методологические основы творчества и его природы освещены в философских трудах (Г,С. Батищев, Н.А. Венгеренко, С.С. Гольдентрихт, Б. М; Кедров, Г. А. Давыдов, А. Т. Шумилин и др.). Теоретические основы развития творчества; рассмотрены в работах психологов и педагогов: (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В.М. Вильчек, Ю. К. Бабанский, Л. С- Выготский, Д. И. Богоявленская, Н. В, Кузьмина, В. В. Краевский, Я, А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.).
В содержание понятия творческой деятельности, как утверждает В.Н.:. Максимова, входят две образовательные характеристики: во-первых, творческий процесс предполагает способность субъекта выходить за пределы достигнутого уровня, во-вторых, для творческого процесса характерен временный отрыв от внешней детерминации, поскольку творческая деятельность — саморегулирующийся процесс, характеризующийся стремлением реализовать, объективизировать себя [191,с.184-185].
По определению Ю. Н. Кулюткина, понятие творчество содержит в себе два взаимносвязаных аспекта: 1) творчество - это деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей; 2) под творчеством понимается сам процесс достижения результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама развивается [78, с. 94]. Многоаспектность творчества предполагает множественный набор критериев, наиболее общими из которых являются два: - создание качественного нового продукта; - свободное саморазвитие личности - субъекта творчества.
В условиях модернизации российского образования значительно повышается интерес ученых-исследователей и практических работников образования к проблемам творчества, творческой деятельности, развитию педагогов и школьников как творческой личности. В нашем исследовании в качестве творческой деятельности рассматривается деятельность педагогов дополнительного образования по проектированию интегративных образовательных программ. Проектирование как творческий процесс и образовательная программа, в первую очередь, авторская, как результат предполагают развитие педагога как субъекта творческой деятельности, его саморазвитие как творческой личности, критически и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке новой информации, способной к непрерывному образованию. Проблема творческой самореализации педагога в образовании является весьма актуальной и значимой, так как в современных экономических условиях работы педагога возможность реализации творческого потенциала становится важнейшим мотивом профессиональной педагогической деятельности.