Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы 12
1. Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, социологов и педагогов 12
2. Развитие понятий "духовные ценности", "общечеловеческие ценности" в отечественной философии, психологии, педагогике 34
3. Своеобразие понятия "ценности образования" в трактовке философов, психологов, педагогов 57
4. Сущность и значение классического педагогического наследия как духовной ценности в системе профессиональной подготовки будущего
учителя (в хронологических рамках исследуемого периода) 77
Глава II Процесс приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и специфическим ценностям образования 93
1. Духовные общечеловеческие и образовательные ценности в содержании гуманитарных предметов и дисциплин психолого-педагогического цикла 93
2 Организационно-методическая система приобщения студентов педагогических вузов к духовным ценностям 123
3. Профессиональные требования к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным ценностям 150
Заключение 170
Список литературы 176
Приложение 190
- Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, социологов и педагогов
- Развитие понятий "духовные ценности", "общечеловеческие ценности" в отечественной философии, психологии, педагогике
- Своеобразие понятия "ценности образования" в трактовке философов, психологов, педагогов
- Духовные общечеловеческие и образовательные ценности в содержании гуманитарных предметов и дисциплин психолого-педагогического цикла
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным становится вопрос о том, что сложившаяся структура образования перестала отвечать потребностям современного этапа общественного развития как в социокультурном, так и в организационно-педагогическом и научно-содержательном плане.
Именно теперь, когда наше общество переживает период распада привычного нравственного уклада жизни, всей системы ценностных ориентации, когда возрастает опасность утверждения господства лжеценностей, проблема приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям приобретает особую остроту.
Однако опыт работы в педагогическом вузе показывает, что в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла студенты получают профессионально необходимые знания, но при этом недостаточное внимание уделяется духовному облику студента как будущего учителя. Так, незначительное количество времени, отводимое на историю педагогики (так называлась в исследуемые годы дисциплина, именуемая ныне философией и историей образования) как учебный предмет, приводит к тому, что в процессе занятий изучаются взгляды педагогов различных эпох на проблемы воспитания и образования, концептуальные положения их идей в этом аспекте, но мало внимания уделяется тем ценностям, вторые привносит определенная эпоха, конкретный педагог в систему общечеловеческих аксиологических приоритетов.
Представляется логичным начать рассмотрение проблемы аксиологии в педагогическом образовании с периода так называемой "обществен
но-политической оттепели", т.к. именно в начале 1960-х г.г. после разоблачения культа личности проблема человека как ценности обретает новый смысл. Наряду с социально-ориентированными приоритетами (чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине), особое значение приобретают ценности личностно-ориентированные, способствующие развитию, саморазвитию и самореализации человека.
Таким образом, демократизация общественной жизни в рассматриваемый период, усиление внимания к аксиологии как науке способствовали повышению интереса к проблеме гуманизации в педагогике и, в частности, к проблеме приобщения студентов к духовным общечеловеческим ценностям.
В рассматриваемый период в теории нравственного воспитания выявляются различные подходы к решению проблемы "коллектив и личность" (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и ее научная школа, В.А. Сухомлинский и др.) с определенной направленностью на гуманизацию и демократизацию взаимоотношений коллектива и личности, повышение статуса в нем. Много внимания уделяется нравственным аспектам в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон и др.). Получают развитие и осуществляются в опытно-экспериментальной работе педагогические концепции с четкой гуманистической ориентацией, альтернативные административно-авторитарной педагогике (формирование духовных потребностей школьников - Ю.В. Шаров; познавательного интереса - Г.И. Щукина и ее научная школа; педагогического стимулирования - Л.Ю. Гордин, А.Н. Кондратюк, З.И. Равкин и его научная школа).
Серьезное значение в указанные годы уделяется проблеме подготовки будущего учителя в системе педагогического образования, формированию его важнейших личностных и профессиональных качеств (Ф.И. Гоно
болин, И.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков).
Однако вопросы приобщения будущего учителя к духовным общечеловеческим ценностям в учебных пособиях по педагогике и учебниках, вышедших в 1960-е г.г., рассматриваются довольно поверхностно при раскрытии задач и содержания нравственного воспитания будущего педагога. В учебниках и учебных пособиях 1970-80-х г.г. данным вопросам не уделяется практически никакого внимания. Это может быть объяснено тем, что усиление тенденции технократизации привело к тому, что аксиологические проблемы в сфере образования были фактически сняты с повестки дня.
Середина и конец 1980-х г.г. в связи с курсом на демократизацию, кардинальную перестройку всех общественных институтов характеризуются появлением ряда работ, авторы которых косвенно и непосредственно рассматривают аксиологические аспекты духовной культуры личности.
Это работы философов и социологов: Л.П. Буевой, Г.Е. Глезермана, Л.Н. Когана и др.; психологов: К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодале-ва, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова и др.; педагогов: Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Б.С. Гершунского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина и др.).
К настоящему времени получили освещение некоторые пути повышения духовной культуры молодого учителя в работах С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной.
В то же время формирование у студентов как будущих учителей интереса и понимания значимости духовных общечеловеческих ценностей до сих пор еще не составляло предмета специальных педагогических исследований.
Обращение к вышепоставленной проблеме обусловлено наличием противоречий между возросшими требованиями общества к духовной
культуре учителя и реальными возможностями педагога в этом плане, недостаточным уровнем его эрудиции, общекультурной подготовки; между насущными потребностями школьной практики в отмеченных выше аспектах и неразработанностью условий, содержания и методов духовного развития будущего учителя.
С учетом этих противоречий актуальной представляется поставленная нами проблема, решение которой позволяет определить процессуально и содержательно сложившуюся в рассматриваемый исторический период систему приобщения будущего педагога к духовным общечеловеческим ценностям в процессе его профессиональной подготовки с тем, чтобы она была востребована современной социально-педагогической ситуацией.
Все изложенное выше стало основанием для выбора темы нашего исследования: "Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов психолого-педагогического и гуманитарного цикла. 1960-е - начало 1990-хгг.)".
Объект исследования - целостная система профессиональной подготовки будущего учителя в условиях педагогического вуза в хронологических рамках избранного периода.
Предмет исследования - процесс приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям, воплощенным в содержании курсов гуманитарного и психолого-педагогического циклов.
Цель исследования - определение на основе изучения соответствующего исторического опыта содержания, методов и организационных форм учебного процесса педагогического вуза, способствующих приобщению будущих учителей к общечеловеческим .уховным аксиологическим приоритетам.
Поставленные выше объект, предмет и цель определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть научно-теоретические основы процесса приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям, воплощенным в курсах гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, а также в соответствующих программно-методических документах, отражающих классическое педагогическое наследие.
2. Проанализировать на основе обобщения исследуемого исторического опыта сущность (целі, содержание, задачи, организационные формы и методы) приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям как органической составной части системы профессиональной подготовки студентов.
3. В итоге планируемого историко-педагогического исследования обосновать систему профессиональных требований к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным общечеловеческим и специфическим педагогическим ценностям.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что при определенных условиях целенаправленной реализации изучаемого исторического опыта, он может содействовать повышению уровня духовного развития студентов педагогических вузов и подготовить будущего учителя к работе по ориентации школьников на общечеловеческие ценности.
Методологическую основу исследования составляют труды философов, педагогов, психологов рассматриваемого периода по проблеме духовных ценностей и вопросам культурологии и социологии, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю в рассматриваемый период.
2. Диагностические методы (анкетирование, индивидуальная беседа, интервьюирование).
Сравнительно-сопоставительный метод анализа программно методических документов педагогических вузов по циклу психолого-педагогических дисциплин и ряда предметов гуманитарного цикла в плане исследуемой проблемы.
4. Конструктивно-генетический метод, посредством которого на основе
изучения генезиса исследуемого процесса выявлены его специфические особенности, тенденции развития и сформулированы выводы, имеющие актуальное значение для улучшения подготовки будущего учителя.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании выделены и проанализированы идеи видных отечественных и зарубежных педагогов-классиков с точки зрения содержащегося в них аксиологического потенциала в плане приобщения студентов педвузов к классическому педагогическому наследию как ценности общечеловеческого и национального характера; проведена классификация различных научных подходов к трактовке понятия "духовные общечеловеческие ценности"; раскрыто своеобразие понятия "ценности образования" как органического компонента духовных общечеловеческих и национальных приоритетов; обоснована система принципов и требований к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать процесс приобщения студентов педагогических вузов к приоритетным духовным аксиологическим ориентирам сферы образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии методологических основ исследуемой проблемы и формулировании принци
пов форм и методов ее решения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы используются при разработке курсов педагогических дисциплин, ориентированных на подготовку студентов и учителей в процессе повышения квалификации к решению в школьном опыте задач, связанных с проблемой, рассмотренной в данной диссертации.
Апробация результатов исследования проводилась посредством обсуждения их на заседаниях кафедры педагогики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института; выступление на международной научно-практической конференции "Совершенствование содержания и методов обучения в вузе и школе" (Пенза, 1995), Российской научно-практической конференции "Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя" (Тула, 1996), международной конференции "Воспитание и развитие личности" (Москва, 1997), на сессиях Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки института теории образования и педагогики (Москва, 1994-1998). Материалы данного исследования пользуются в учебно-воспитательном процессе Борисоглебского государственного педагогического института.
На защиту выносятся следующие положения: 1. В первой половине 1960-х - начале 1990-х годов процесс теоретического обоснования основных методологических положений приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям в рамках определенных аксиологических философских концепций, а позже - аксиологии как самостоятельной научной дисциплины, представлял собой сложный и противоречивый синтез идей современ
ных зарубежных и отечественных философов и педагогов.
2. Одним из существенных компонентов системы духовных общечеловеческих аксиологических приоритетов следует считать ценности образовательные, включающие в себя социально-политические, интеллектуальные, нравственные и специфически педагогические ценности образования. Их сущностное изучение и осмысление студентами педагогических вузов способствует целостной аксиологической направленности общепедагогической подготовки будущих учителей.
3. Духовной ценностью общечеловеческого и национального характера является классическое педагогическое наследие как своеобразный аксиологический смысловой ориентир критериев для оценки, отбора, целенаправленного формирования в педагогической реальности у студентов - будущих учителей понимания значимости духовных ценностей классического педагогического наследия и умения их реализовывать в учебно-воспитательном процессе школы, что способствует осознанию системы аксиологических ориентиров, синтезирующих общечеловеческое и национальное начала.
4. Для организационно-педагогического обеспечения системы работы по приобщению студентов к ду 1 зным общечеловеческим ценностям являются необходимыми следующие условия: ориентация на осознание методологических оснований аксиологии как науки, ее различных течений и направлений, взаимодополняющих или взаимоисключающих друг друга; формирование умений соотнести аксиологические приоритеты общечеловеческого, национального и специфически педагогического характера с собственной жизненной позицией, личностной системой ценностных ориентации будущей профессиональной деятельности; готовность (на основании полученных теоретических знаний в области аксиологии) к работе со школьниками по приобщению их к ду
ховным общечеловеческим ценностям. 5. Реализация указанных условий возможна при соответствии профессиональных качеств личности вузовского педагога, призванного осуществлять процесс приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим ценностям, определенным требованиям: теоретическая и методологическая аксиологическая грамотность; ориентация на концептуальные идеи и аксиологические основания философии образования; знание психологии и педагогики высшей школы; организация работы по изучению профессионально-личностных ценностных ориентации студентов и подготовке их на этой основе к соответствующей деятельности со школьниками.
Структура диссертации определяется последовательностью раскрытия ее содержания. Она состоит из,введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, социологов и педагогов
Проблема ценности явлений окружающего нас мира, ценности человеческой жизни, ее идеалов и целей была и является предметом изучения наук о человеке (философии, социологии, психологии, педагогики).
Ее философско-педагогический аспект представляется одним из важнейших при выработке логических понятий, изучении происхождения духовности человека, формировании его ценностных ориентиров в мире.
Анализ аксиологических теорий, существующих в западной и отечественной научной литературе, дает возможность выявить расхождения и общую логическую связь в различных теориях ценностей, а также внутреннее взаимодействие различны., сфер общества, влияющих на формирование духовных ценностей личности.
Как самостоятельная отрасль философского знания, аксиология разрабатывалась еще во 2-ой половине прошлого века (В.Виндельбанд, Г.Риккерт и др.), а в специальный философский лексикон понятие ценности вводится в 60-х гг. XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценности немецкий философ Герман Лотце (1817 - 1881 гг.). В первое десятилетие XX в. эта область исследования выделяется в самостоятельную теоретическую дисциплину под названием «аксиология», которое ввел французский философ П. Лапи [44]. Вместе с возникновением теории ценностей в ней образуется целый ряд различных научных школ, ее разрабатывающих.
Поскольку в нашем исследовании не ставится задача изучения и анализа всех аксиологических концепций, обратимся лишь к тем из них, положения и выводы которых представляют интерес для нас в свете изучения проблемы исследования и решения поставленных в нем задач.
За последние десятилетия появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценностей. И хотя вопрос об их природе, о соотношении классового и общечеловеческого ставился в современной литературе, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей ныне имеет исключительно большое значение для переосмысления проблем аксиологии. Вместе с тем, следует учесть, что признание приоритета общечеловеческих ценностей еще не проясняет того, что же такое «общечеловеческие ценности», в каком соотношении они находятся с ценностями национальными и какое место они занимают в жизни человека и общества.
Разработка теории ценностей не может не опираться на то, что было сделано в истории общественной мысли. К сожалению, все, что до сих пор наработано, в должной мере не обобщено и не систематизировано. В аксиологической литературе делаются порой экскурсы в историю этой области знания. В своем исследовании мы предпринимаем попытку осветить современное состояние некоторых аксиологических теорий, оказывающих наибольшее влияние на развитие аксиологии как науки и позволяющих определенным образом раскрыть научно-теоретические основы процесса приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям.
В западной философии аг< дологическая проблематика укрепилась благодаря неокантианскому пониманию ценности, которые наиболее полно изложено В.Виндельбандом и Г. Риккертом.
Основополагающие характеристики этой концепции отражают сущностное состояние ценностей как особого класса объектов, своеобразие которых заключается в том, что они реально не существуют, но признаются всеми как абсолютные принципы, обладающие всеобщей значимостью и составляющие собственный предмет философии. Такой подход к проблеме ценностей явился своеобразным фундаментом аксиологии как теории ценностей и позволил трактовать ее как самостоятельную отрасль знания.
В современной западной философии к проблеме ценностей прослеживается два подхода: натуралистический и антинатуралистический. Позитивная тенденция натурализма заключается в том, что ценность способствует эффективному функционированию «человеческой природы», т.е. способностей индивида, удовлетворению его интересов, развитию его потенциальных задатков.
В данной трактовке особую значимость приобретают субъективные, личностно ориентированные ценности, игнорируется аксиологическая сущность общечеловеческих приоритетов, способствующих прогрессу общества в целом, либо они отождествляются, что не всегда правомерно.
Суть антинатурализма состоит в отрыве ценностей от реальных интересов личности, от естественных потребностей человека. Для антинатуралистов ценности - это идеальные сущности, сфера которых находится вне опыта и которые не зависят от человеческих интересов, что резко снижает роль идеалов, целей личности и других характеристик, удовлетворяющих потребности индивида в самоактуализации его способностей. Антинатуралистическая тенденция в учении о ценностях усилилась в XX в. под влиянием критики натурализма английским философом Д.Э. Муром. Мур настаивал на том, что ^акты и ценности имеют различный «онтологический статус», что из описательных суждений о том, что существует, нельзя сделать выводы, которые бы позволили определить, какие ценности должны существовать.
Основоположником феноменологического направления в аксиологии явился Макс Шелер, в центре философии которого - человек и проблемы его бытия [44]. Отличительной чертой этой концепции является трактовка ценностей как феноменов, особенностью которых является отрешенность от окружающего мира (человека и общества), способность существовать независимо от них. Это эстетические ценности, ценности справедливого и несправедливого, ценности чистого познания.
Как самостоятельное направление можно выделить релятивизм, наиболее ярким представителем которого является французский философ -экзистенциалист и писатель Ж.П. Сартр. Согласно его концепции, все ценности провозглашаются делом вкуса каждого человека, что предполагает невозможность существования теории ценностей, ее основополагающих направлений, объективизирующих научную сущность аксиологии как науки [153, 319].
Исходя из экзистенциального подхода к человеку, известный германо-американский ученый, крупный представитель философской антропологии XX в. Эрих Фром подчеркивал, что ценности соотносятся не с истиной, а с представлениями об идеале, желаемом, нормативном. [165, 285]
Рассуждения Э. Фромма относительно некоторых аксиологических установок, на которые ориентируется человек, во многом были созвучны с представлениями о ценностях экзистенциалистов М«. Хайдеггера, К. Яс-перса, Г.Марселя, пытавшихся понять, как влияют на человеческое существование такие состояния конкретного человека, как забота, страх, надежда. Эти положения, как и взгляды представителей других западных философских течений, могут быть изучены студентами педагогических вузов, поскольку будущий учитель должен приобрести не только понятие о ценностях, но и на основе анализа аксиологических концепций и направлений выработать свою позицию и вести работу со школьниками по при- общению их к духовным общечеловеческим ориентирам. В этом смысле аксиологические взгляды современных зарубежных философов имеют немаловажное значение.
Развитие понятий "духовные ценности", "общечеловеческие ценности" в отечественной философии, психологии, педагогике
Проблема приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям, как было указано выше, имеет междисциплинарный характер и предполагает изучение не только категориального аппарата аксиологии как теории ценностей, различных (иногда взаимоисключающих друг друга) трактовок понятия «ценность», но и выяснение сущности развитие понятия «духовные общечеловеческие ценности» в философии, психологии, педагогике как науках о человеке.
При этом следует иметь в виду, что общечеловеческий компонент тесно связан с национальным. Они развиваются и обогащаются во взаимосвязи друг с другом, а общечеловеческие ценности, по сути своей, есть интегрированные национальные аксиологические приоритеты.
Прочные духовно-нравственные ориентиры русской педагогики были заложены православием, которое стало духовно-религиозной основой ее эволюции и определило лицо древнерусской педагогики. [70]
В XVII в. на фоне подъема всех сфер жизни российского общества, усиления контактов с Западом, проникновения достижений европейской образованности наметилось зарождение новых подходов к осмыслению природы человека, целей и способов его воспитания и образования. Традиционно трактуемый как божественное творение, теперь он начинает также все более рассматриваться как общественное и природное существо; пристальное внимание уделяется его разумной познавательной деятельности; усиливается светский элемент в культуре; намечается поиск смыслов человеческого бытия во «внешней», т.е. нерелигиозной сфере. [146, 106]
Радикальная европеизация России, начатая Петром Великим, ориентация на западный образ жизни и присущие ему духовные ценности повлекли за собой, в частности, трансформацию педагогической традиции, уходящей своими корнями в средневековую Русь. [9, 396]
В XVIII в. в культуре и педагогике «у русских, - отмечал В.В.Зеньковский, - все чаще начинает выдвигаться основное значение морали и даже проповедуется первенство нравственности над разумом ...» [49, 95-96]
В первой половине XIX в. в русском обществе сформировалось течение, отстаивающее идею самобытного пути развития России и критически относящееся к достижениям Запада. Эта тенденция проявилась и в педагогике. Так, И.В. Киреевский отстаивал необходимость отхода от западных педагогических традиций, мотивируя эту мысль односторонним рационализмом западной педагогики и культуры в целом, подчеркивая целостный взгляд на человека, взятого в единстве всех его духовных сил - разума, чувства, эстетического восприятия жизни, любви, совести, стремления к истине, синтезирующихся в сверхчувственной вере. Киреевский стремился утвердить приоритет нравственного воспитания, основанного на развитии религиозного чувства.
Принимая во внимание то, что лишь во второй половине XIX - начале XX веков стали предприниматься попытки определить национальный педагогический идеал, специфичный для России и позволяющий говорить и о воспитании человека вообще, и о воспитании гражданина своей страны, попытаемся проанализировать работы видных отечественных философов и педагогов именно этого времени в русле изучаемой проблемы развития понятия «духовные общечеловеческие ценности». Имея в виду, что самобытную отечественную педагогику, уходящую своими конями в допетровскую эпоху, разрабатывали по преимуществу религиозные философы, и учитывая правомерное, на наш взгляд, утверждение Г.Б. Корнетова о том, что нравственные императивы христианства объективно содержали в себе общечеловеческие ценности, ибо «опирались на многотысячелетнюю традицию народной мудрости» [66, 50], представляется логичным обратиться к наследию русских религиозных философов конца XIX - начала XX века. Их теории наиболее последовательно отражают идею взаимосвязи общечеловеческих и национальных духовных ценностей. В центре учения - идея свободы личности, понимаемая Н.А. Бердяевым, В.В. Зеньков-ским, В.В. Розановым и др. как высшая общечеловеческая ценность. Основная мысль этих философов - человек рождается свободным, и никакие обстоятельства не могут оправдать его духовного порабощения. Можно поработить человеческую плоть, но не дух, а общество, порабощающее личность, не может считаться цивилизованным. Вместе с тем, свобода личности связывается у философов рассматриваемого направления с ее ответственностью перед обществом и другими людьми. [15]
Идеи русских философов относительно свободы личности могут быть творчески реализованы при решении многих важных и неотложных проблем современного образования и воспитания. [43, 86]
Высшей ценностью в философии отечественных мыслителей провозглашается Человек. Так, П.А. Флоренский писал, что цель всего в человеке есть сам человек [162, 40], который является центром мироздания.
Непреходящими ценностями в трактовке рассматриваемых философов являются гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, но при этом они подчеркивали недопустимость противопоставления национального и общечеловеческого. Общечеловеческое, полагали они, может развиваться только на основе национального и через национальное, общече-ловеческая культура основывается на специфически национальных культурах и недопустимо игнорировать их [15].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в работах отечественных религиозных философов конца XIX - начала XX века серьезное значение придается проблеме общечеловеческих ценностей, обогащается понимание содержания этого понятия, хотя само оно не формулируется достаточно полно, причем особое значение придается ценностям национальным.
Философы указанного направления трактуют понятие духовных ценностей и духовности как великий дар человечеству, имеющий отношение к его сущностному состоянию, подчеркивая, что в результате исчезновения духовности происходит разрушение личности человека, целых государств и народов. Духовность, по их мнению, всеобъемлющий собирательный термин, который охватывает основные компоненты развития личности и общества.
Возрастающий в настоящее время интерес к работам отечественных философов русской религиозной школы объясняется, помимо ряда других причин, тем, что значительное место в их учении занимает проблема духовности, общечеловеческих и национальных ценностей. В последнее время появляются работы, авторы которых анализируют учение этих мыслителей с различных точек зрения. В плане изучаемой нами проблемы определенный интерес представляют работы В.И. Додонова [3;43;170], в которых сделана плодотворная, по нашему мнению, попытка осмысления идей отечественных религиозных философов о сущности общечеловеческих духовных ценностей, подчеркивается их значение для решения теоретико-методологических вопросов педагогической науки и школьной практики.
Исходя из положений философии Бердяева о духовном возвеличении личности, следует, по справедливому мнению В.И. Додонова, "выработать привлекательные для молодежи ценностные ориентации, новые идеалы. Раскрывая содержание образования, в процессе обучения и воспитания важно довести эти идеалы до молодых людей, и на основе этих идеалов уже с раннего детства поставить перед растущим человеком зримые, ощутимые цели" [43, 64]. И самое главное, что представляется наиболее значимым в контексте изучаемой проблемы приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям, «важно добиться, чтобы учитель, педагог сам проникся этими идеалами, чтобы произошло переосмысление новых отношений между образованием, с одной стороны, личностью, обществом, культурой, наукой - с другой». [43, 64]
Наряду с наследием русских религиозных философов Н.А. Бердяева, В.В.Зеньковского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, В.В. Розанова и др., особый интерес в отмеченных выше аспектах представляют работы и других отечественных мыслителей, рассматривающих понятие «духовная общечеловеческая ценность» под различными углами зрения, его обогащающих и развивающих.
В число известных философских направлений прошлого входит аксиологический трансцендентализм, возникший на основе неокантиантства. К числу русских философов этого направления наряду с А.И. Введенским, И.И.Лапшиным, Ф.А. Степуном и др., относится философ и педагог СИ. Гессен, ученик Г. Риккерта и последователь В. Виндельбанда. Гессен считал возможным осуществить синтез философии и педагогики на основе их взаимообогащения: с одной стороны, раскрыть философский характер педагогических проблем, с другой, - показать мощь философского анализа конкретных явлений образования и воспитания. [3, 112]
Как и во взглядах русских религиозных философов, главной ценностью в. философской концепции СИ. Гессена провозглашается личность, являющаяся носителем духовной жизни. Основным Гессен считает «абсолютные ценности культуры», ставя актуальную и поныне проблему связи образования и культуры, утверждая, что, в конечном счете образование есть не что иное, как культура личности, «освоение культурных ценностей».
Важнейшими категориями являются: дисциплина, свобода, долг как ценности личности и общества, а сама личность, по мнению философа, должна быть носителем духовной жизни, стремиться к индивидуальности, руководствоваться не сиюминутными, а «сверхличностными» задачами. Нельзя не признать актуальность этой проблемы в наше время, когда в процессе недостаточно подготовленного перехода к рыночной экономике претерпели разрушение прежние стабильные этические идеалы и ценности, утверждается приоритет материального над духовным.
Своеобразие понятия "ценности образования" в трактовке философов, психологов, педагогов
Проблема общечеловеческих ценностей, как показывает исторический опыт, актуализируется в самые сложные, переломные эпохи развития общества, когда происходит обесценивание прежних идеалов и целей.
На первый план выходят ценности, порожденные временем, которые трудно назвать вечными, общечеловеческими. В сложном положении оказывается школа, которая во все времена должна быть ориентирована на будущее, а не только удовлетворять сиюминутные запросы общества. Это определяет потребность в специальной отрасли знаний, которая разрабатывает вопросы, связанные с ценностями в сфере образования. Однако мы не имеем педагогической аксиологии в качестве самостоятельного предмета научных исследований.
Вместе с тем, именно образование определяет нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал страны, оно является той ключевой, одной из наиболее приоритетных сфер, от которой зависит главное - формирование личности человека, живущего в демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою собственную жизнь, воспитывать детей в духе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом традиций своего народа, его культуры, нравственности, непреходящих понятий добра, социальной ответственности, патриотизма, уважения к другим народам, осознания личностной и общественной значимости, высокой профессиональной компетентности и добросовестности в труде.
Исследование проблемы приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям предполагает обращение к понятию "ценности образования", поскольку они являются важнейшим компонентом духовных ценностей.
Наиболее приемлемым в свете изучаемой проблемы приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям является следующее его определение: «Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида ... в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде ... "В обучении и самостоятельно осуществляемом учении осваиваются технологические навыки, приобретаются знания. В воспитании и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей". [48, 7]
Приняв данную трактовку образования в качестве исходной, следует определить, что возможно подразумевать под понятием «ценности образования». На наш взгляд, это отнюдь не строгие нормативы, а скорее всего, гуманистические идеалы и нормы, принимаемые педагогами за основу, являющиеся целями, значениями, ориентирами и смыслом всей педагогической деятельности.
По нашему убеждению, в сложившейся социально-политической и экономической ситуации особое звучание приобретает подход к образованию как ценности общечеловеческого значения и выделение специфически образовательных ценностей. Нельзя в этом смысле не согласиться с мнением Б. С. Герпгунского о том, что ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, образование как ценность общественная; образование как ценность личностная. [33, 12-17] Несомненным представляется то, что указанные аксиологические блоки содержат в себе немало общего и особенно, взаимопроникающего и взаимодополняющего друг друга.
Относительно структуры самой дефиниции «ценности образования» небезынтересным представляется мнение М.В. Богуславского [3, 29-34], утверждающего, что необходимо выделить блок «установление образовательных ценностей», включающего в себя ряд страт. Прежде всего следует установить те глобальные ценности, на которые ориентируются конкретные педагогические направления (Бог, Разум, Свобода, Отечество, Культура, Народ, Человечество), следует рассмотреть, каким образом эти ценности «педагогизируются» и приобретают черты ценностей образовательных.
Следующей стратой, по мнению М.В. Богуславского, выступают те традиции, догмы, философские и идеологические постулаты, в которых «опосредуются глобальные ценности, приобретающие характер руководящих образовательно-воспитательных аксиологических ориентиров.
И, наконец, существеннейшее значение имеет рассмотрение специфичных ориентиров, присущих определенному сообществу ..., которое обслуживает данная система образования», так как позволяет проследить взаимосвязь ценностей образовательных и общечеловеческих, установить характер их взаимосвязи и взаимовлияния. [3]
Такая аксиологическая ориентация не может быть не принятой во внимание при осуществлении исследования своеобразия понятия «ценности образования».
Различные подходы к проблеме духовных общечеловеческих ценностей достаточно подробно, с нашей точки зрения, были освещены в предыдущих параграфах, поэтому мы позволим себе обратиться к понятию «ценности образования», имея в виду систему ценностей специфически педагогических. В качестве исходной нам представляется возможным охарактеризовать классификацию специфически педагогических (образовательных) ценностей, предлагаемую З.И. Равкиным [96, 28]
Данная классификация интересна не только тем, что на сегодняшний день не имеет аналогов, но и тем, что специфически педагогические (образовательные) ценности трактуются в ней, и как условие и как основание развития образования, в целом, и деятельности его субъектов-педагогов и их воспитанников, учащихся, в частности. При этом следует иметь в виду, что характеризуемая классификация не должна и не может восприниматься как нечто неизменное, статичное, однако она может стать одной из альтернатив других возможных наборов аксиологических ориентиров в педагогике.
З.И. Равкин выделяет 4 группы специфически педагогических ценностей в сфере образования:
1. Социально-политические ценности (общедоступность и бесплатность образования, равенство мужчин и женщин, право на образование, исключающее какую-либо расовую или национальную дискриминацию учащихся; свобода выбора учеником или его родителями определенного типа школы и формы получения образования вне зависимости от имущественного или социального положения).
Духовные общечеловеческие и образовательные ценности в содержании гуманитарных предметов и дисциплин психолого-педагогического цикла
Как было выяснено в результате анализа источников, к настоящему времени, в целом, разработаны методологические подходы и понятийно-категориальный аппарат аксиологии как науки.
В данной главе мы ставим ^еред собой задачу выяснения «технологического» уровня изучаемой проблемы - самого процесса приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и национальными ценностям. Логичным представляется в этой связи анализ программ и учебных пособий ряда дисциплин гуманитарного и психолого-педагогического цикла, изучаемых студентами пединститутов, позволяющий судить о роли содержании, значении духовных ценностей в профессиональной подготовке будущего учителя.
Одно из ведущих мест в цикле гуманитарных дисциплин, изучаемых в педагогических вузах, принадлежало в исследуемые годы истории как учебной дисциплине. Традиционно этот курс включал в себя следующие разделы: история СССР и история КПСС.
В учебных программах и пособиях по истории советского периода исторический процесс трактуется как смена социально-экономических формаций, а основное содержание его - борьба классов. [57, 20]
В связи с этим учебные программы и пособия по истории для высших учебных заведений 1960-х - 1980-х гг. не содержали в себе упоминаний об аксиологических приоритетах общечеловеческого и, тем более, национального характера. Все исторические события трактовались с марксистско-ленинских позиций, а при анализе культуры России содержатся ссылки на марксистское положение о «двух культурах» в эксплуататорском обществе и на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой есть мысль о том, что большевистская партия воспитала блестящую плеяду журналистов и публицистов, наполнившую новым содержанием русскую демократическую литературу. [55, 425-426]
В начале 1990-х гг. появляются учебные пособия по курсу «История Отечества», содержащие анализ исторических фактов с позиций видных российских историков Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева. Однако и в этих учебниках по истории не раскрывается аксиологическая сущность национальных интересов, поэтому правомерной представляется мысль о том, что программы и учебные пособия по истории СССР, а в дальнейшем по истории Отечества, содержат в основе своей констатацию фактов с достаточно подробным их анализом, но нет упоминания о роли духовных общечеловеческих и национальных ценностей в процессе развития общества, в целом, и каждого его члена в отдельности.
Важнейшими в плане аксиологической подготовки будущих учителей, являются гуманитарные предметы, среди которых следует выделить курс литературоведения, ставящий своей главной задачей «сообщить студентам исходные сведения о сущности, особенностях и общественном, идейно-нравственном, эстетическом значении художественной литературы».[124, 1] В программе курса «Введение в литературоведение» отмечается также, что лекции и практические занятия следовало бы строить так, чтобы «они способствовали формированию идейно-нравственных качеств личности будущего учителя, его профессиональной подготовке». [124] В плане исследуемой проблемы характерными для своего времени представляются суждения авторов программы об общечеловеческом значении «классовости, партийности, народности литературно-художественных произведений». Общечеловеческая ценность самой литературы, определенных национальных ее качеств и свойств ограничивалась рамками классово-партийного подхода к изучению художественных произведений. Естественно, указанного рода ограничения приводили к тому, что «»качест-венно новым этапом в развитии мировой литературы» признавался лишь метод социалистического реализма.
В программе представлены такие национальные ценности как русское устное народное творчество; древнерусская литература; литература периода феодальной раздробленности и объединения северо-восточной Руси (XII - начало XVI в.в.); литература XVII - XVIII в.в. и русская советская литература. Это позволяло не только проследить генезис отечественной литературы, но и осознать роль русской литературы как ценности национального и общечеловеческого значения.
Учебные пособия по русской литературе отражали ценности, присущие русскому народу издревле, и наиболее показательными в этом плане являлись учебники по древнерусской литературе.
Однако и здесь, в духе господства политической и идеологической диктатуры, отмечалось, что «древнерусская литература никогда не ограничивалась одним описанием происшедших событий, она всегда была острым оружием политической борьбы своего времени. Вместе с тем, преобладающими чертами ее являлись патриотизм и защита народных интересов». [31, 58] Мысль о патриотизме как ценности общечеловеческой и национальной являлась одной из самых основных при анализе памятников древней русской литературы.
Учебные пособия по русской литературе XVIII века учитывали то, что важнейшим фактором жизни России этой эпохи были идеи просветительства. Они во многом определили развитие русской литературы этого периода, особым образом воздействуя на творчество писателей, перипетии общественной жизни, формирование течений и направлений, появление новых литературных форм.
Определенный интерес в плане исследуемой проблемы представляет учебник П.А. Орлова «История русской литературы XVIII века» (1991 г.), в котором литературные течения и направления автор характеризовал, используя понятие «ценность». Так, отмечая, что «главное в идеологии классицизма - государственный пафос», подчеркивалось и то, что «государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью». [99, 26]
Поскольку русская литература XIX века продолжила лучшие национальные традиции и обогатила систему духовных ценностей, то закономерно, что это явление нашло отражение и в вузовских учебниках по истории русской литературы изучаемого периода. В них, в частности, отмечалось, что прогрессивные русские писатели данной эпохи весьма разнообразны по своим конкретным социальным связям, по идейно-эстетическим идеалам. Но всех их объединило стремление к правде, к улучшению жизни людей труда, поэтому русская литература XIX века имеет существенное значение как идейно-нравственный и эстетический идеал, в центре которого находятся такие аксиологические приоритеты как гуманизм, социальное равенство, братская взаимопомощь, любовь к людям, преданность народу, родине. Наряду с этим, писатели первой половины XIX века уделяли значительное внимание личности, ее самосознанию, духовным исканиям, изображая личность человека как одну из вечных общечеловеческих ценностных категорий.
Таким образом, русская литература, представляющая собой ценность национальную и общечеловеческую, нашла свое достойное отражение в вузовских учебных программах и учебниках, и в них же достаточно рельефно представлены те приоритеты, которые привнесла определенная эпоха развития национальной литературы в систему общечеловеческих аксиологических ориентиров.
Помимо изучения русской литературы, учебные программы педагогических вузов исследуемого периода предполагали знакомство студентов с зарубежной литературой. В частности, при построении курса античной литературы особое внимание было обращено на «специфику образного мышления, эстетическую значимость, неповторимость античной литературы как явления, исторически и художественно обусловленного». [8]
Небезынтересным представляется и то, что программа по античной литературе при изучении ранней греческой классики отразила систему общечеловеческих ценностей, характерную для того времени. Это - «утверждение самоценности, самозначимости отдельной человеческой личности ..., тема воинской доблести, дружбы, любви, красоты». [8] Значительное место в программе по зарубежной литературе было отведено знакомству с наиболее яркими произведениями эпохи Возрождения и гуманизму как ценности, провозглашенной этой эпохой. Предполагалось изучение социальных корней гуманизма и сам он трактовался как «жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века». [117, 117]