Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Плеханова Елена Мефодьевна

Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности
<
Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плеханова Елена Мефодьевна. Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Плеханова Елена Мефодьевна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т].- Красноярск, 2007.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3037

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 . Теоретическое обоснование проблемы музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза 14

1.1 Музыкально-личностное развитие как предмет философского и психолого-педагогического анализа 14

1.2 Специфика музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза 39

1.3 Музыкально-просветительская деятельность как условие музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза 55

1.4 Изучение и анализ уровня музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза 73

Выводы по первой главе исследования 88

ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности 91

2.1. Мотивирование студентов на музыкально-просветительскую деятельность 93

2.2 Организация музыкально-просветительской среды, способствующей направленности музыкально-личностного развития студентов педвуза 106

2.3 Включение в музыкально-просветительскую деятельность, обеспечивающую динамику музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза 126

2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 142

Выводы по второй главе исследования 157

Заключение 160

Библиографический список 164

Приложение 186

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества предъявляет требования к студенту педагогического вуза как гармонично развитой личности, способной к активной, осмысленной деятельности, обладающей широким кругозором, богатым культурным потенциалом. Вследствие этого возрастает роль общекультурной подготовки студентов педагогического вуза, направленной на развитие личности будущего учителя.

В этой связи понимание музыкально-личностного развития студента педагогического вуза как части гармоничного развития личности обосновывает целесообразность использования изучаемого понятия в качестве основного в теории и практике музыкального воспитания студентов педагогического вуза.

Недостаточная разработанность проблемы музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, связанная с накоплением музыкальных и личностных изменений, с трансформацией содержания музыкального сознания, а также со сложностью самого явления музыкально-личностного развития, требует выявления и научного обоснования организационно-педагогических условий музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, отражающих содержательную сторону его направленности на музыкально-просветительскую деятельность в образовательном процессе вуза.

Музыкально-личностное развитие в основных своих закономерностях опирается на общую теорию развития личности, разработанную в психологических (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.) и педагогических исследованиях (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.), а также на теорию музыкального развития человека (М.Г.Арановский, С.Н.Беляева-Экземплярская, М.П.Блинова, Е.Н.Назайкинский, В.В.Медушевский, Т.С.Ковалева, Б.М.Теплов и др.).

Решение вопроса музыкально-личностного развития подготовлено в тру
дах по теории и методике музыкального воспитания (Э.Б.Абдуллин,
Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина,

Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Г. Ражников, Л.В.Школяр и др.).

Обоснование содержания музыкального сознания как важнейшего показателя музыкального и личностного развития человека отражено в работах Т.Адорно, А.М.Махмудовой, А.Н.Сохора, Р.А.Тельчаровой, М.Н.Токарской, Г.М.Цыпина и других ученых.

Определение значимости музыкально-просветительской деятельности в музыкальном воспитании подрастающего поколения связано с именами ученых Б.В.Асафьева, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и др. В дальнейшем их идеи нашли свое отражение в научной и практической деятельности О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского.

В трудах современных исследователей (Г.С.Алфеевская, Л.А.Безбородова, В.Г.Лысенко, Л.Л.Мельникова, И.В.Митус, Е.В.Павлова, Л.А.Рапацкая и др.) проанализированы способы и приемы музыкально-просветительской деятельности, сама деятельность рассматривается как важнейшее условие подготовки будущего учителя.

Анализ педагогической теории и практики позволил выявить объективно существующие противоречия: между потребностью общества в гармонично развитом учителе, как носителе и распространителе культуры, в том числе музыкальной, и недостаточно выраженной ориентацией образовательного процесса в педвузе на музыкально-личностное развитие студентов немузыкальных специальностей педагогического вуза; между наличием потенциала в содержании образования для музыкально-личностного развития студентов и его недостаточной востребованностью в реальном образовательном процессе педагогического вуза; между объективной потребностью студентов в освоении музыкальных знаний, умений, музыкальной активности и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических условий, способствующих музыкально-личностному развитию студентов педагогического вуза.

Поиск путей разрешения данных противоречий, требующих выявления и проверки научно-обоснованных педагогических условий эффективной организации процесса музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, составляет проблему исследования.

Указанные противоречия, недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость проблемы музыкально-личностного развития студентов, обусловили выбор темы настоящего исследования «Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности».

Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность выявленных организационно-педагогических условий музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

Гипотеза исследования. Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности будет эффективным, если созданы и реализованы в единстве и взаимосвязи организационно-педагогические условия:

- мотивирование студентов педагогического вуза на музыкально-
просветительскую деятельность;

- организация музыкально-просветительской среды, способствующая на
правленности музыкально-личностного развития студентов педагогического
вуза;

включение студентов педагогического вуза в музыкально-просветительскую деятельность, обеспечивающее их музыкально-личностное развитие.

Сформулированные объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Проанализировать в философских и психолого-педагогических исследованиях проблему музыкально-личностного развития студентов педагогическо-

го вуза. Уточнить сущность и особенности музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

  1. Обосновать содержание и раскрыть сущностные характеристики музыкального сознания как ядра и важнейшего показателя музыкально-личностного развития студентов, отражающего уровень его проявления.

  2. Раскрыть специфику музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

  3. Выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе музыкально-просветительской деятельности.

  4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность организационно-педагогических условий музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные труды о личности и ее развитии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.); о сознании как отражении действительности (Л.С.Выготский, А.Г.Спиркин, С.Л.Рубинштейн); о деятельности как характеристике активной жизненной позиции личности (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев и др.); о музыкальном развитии человека (Б.М.Теплов и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды: о психолого-педагогическом понимании личностного развития (А.Г.Асмолов, Л.И. Божо-вич, И.Ф.Исаев, А.В.Петровский, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.); о фило-софско-психологическом смысле сознания (Д.В.Винник, У.Джеймс, М.В.Демин, В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили, В.Г.Маралов, В.Л.Райков, А.Г.Спиркин, В.П.Тугаринов и др.); о сущности и структуре музыкального сознания (Т.Адорно, Б.В.Асафьев, Ю.Н.Бычков, А.М.Махмудова, А.Н.Сохор, Р.А.Тельчарова, Г.М.Цыпин и др.); о педагогической аксиологии

(В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова и др.); о значении общественной деятельности в воспитании личности (М.И.Шилова и др.); о культуре повседневной жизни (Т.Е.Гордиенко и др.); о педагогической стратегии процесса приобщения (В.В.Игнатова и др.); о музыкальном развитии личности, музыкальных способностях, музыкальном восприятии (М.Г.Арановский, М.П.Блинова, Е.А.Назайкинский, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.); о музыкальном воспитании (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Ражников, Л.В.Школяр и др.); о музыкально-просветительской деятельности (Л.А.Безбородова, Л.А.Рапацкая и др.).

В основу разработки научной концепции исследования положены идеи: Л.С.Выготского о том, что ядром личностного развития выступает сознание, интегрирующее все психологические новообразования, возникающие в процессе развития; В.Г.Ражникова о том, что музыкальное развитие неизбежно ведет к новообразованиям личности, которые отражаются в ее музыкальном сознании; идея В.Л.Райкова о предметности сознания; Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, В.В.Медушевского о роли искусства в развитии личности; Б.В.Асафьева, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского о значении музыкально-просветительской деятельности.

В исследовании мы учитывали концептуальные позиции Л.С.Выготского и Д.И.Фельдштейна по отношению к новообразованиям юношеского возраста, а так же представления о личности как субъекте деятельности К.А.Абульхановой, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.А.Зимней, которые позволили определить период студенчества как ключевой для развития профессиональных и личностных характеристик человека.

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической, музыкально-педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение нормативно-программной документации; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, устные и письмен-

ные опросы, организация опытно-экспериментальной работы, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов деятельности; статистические -качественный и количественный анализ результатов исследования; математические.

База исследования: Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева, Лесосибирский государственный педагогический институт - филиал Красноярского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 111 человек (студенты первого и второго курсов данных педагогических вузов).

Личное участие соискателя состояло в осуществлении содержательного анализа и обобщения основных теоретических положений музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза; в разработке программы опытно-экспериментальной работы по музыкально-личностному развитию студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности и ее реализации в образовательном процессе факультета начальных классов педагогического вуза; в разработке программы по музыкально-просветительской работе со студентами педагогического вуза немузыкальных специальностей; в разработке модульной программы спецкурса по музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе для студентов начальных классов.

Основные этапы исследования.

Первый этап - поисково-теоретический (2003 - 2004 гг.) изучена степень разработанности проблемы исследования в отечественной и зарубежной философии, психологии, педагогике; определен категориальный аппарат; уточнена тема; поставлены цель и задачи; выдвинута гипотеза исследования; выбраны методы исследования изучаемого явления; проведен пилотажный эксперимент.

Второй этап исследования - опытно-экспериментальный (2004 - 2005 гг.) - систематизирован и обобщен теоретический и эмпирический материал по проблеме исследования; определены содержание и условия организации процесса музыкально-просветительской деятельности; разработаны и апробиро-

ваны формы приобщения к музыкально-просветительской деятельности; осуществлены констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы.

Третий этап исследования - теоретико-обобщающий (2005 - 2006 гг.) -проанализированы и обобщены результаты исследования; уточнены теоретические положения и выводы, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы; завершено оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнена сущность музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, которая заключается в количественных и качественных изменениях, и включает два аспекта: аспект музыкального развития - накопление музыкальных знаний, музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности; аспект личностного развития - отношение к миру музыки, музыкальной активности, которые отражены в мотивах, потребностях, эмоционально-оценочном отношении, в рефлексии музыкальных впечатлений.

  2. Обосновано содержание музыкального сознания как ядра и важнейшего показателя музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, аккумулирующего в своем содержании количественные и качественные его характеристики.

  3. Раскрыта специфика процесса музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, состоящего в получении ими информации о музыке (знаний, опыта восприятия музыкальных произведений), ее осмыслении и трансформации; в эмоционально-чувственном переживании музыки, ее оценке; интериоризации опыта музыкальной деятельности, общения и музыкальной активности личности; осуществлении рефлексии как возможности развития речи о музыке и преобразования содержания музыкального сознании.

  4. Выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности:

мотивирование студентов педагогического вуза, направленное на активизацию интереса и потребности в музыкально-просветительской деятельности;

организация музыкально-просветительской среды, обеспечивающая музыкально-просветительскую деятельность студентов;

включение студентов педагогического вуза в процесс приобщения к музыкально-просветительской деятельности через концертно-слушательскую и концертно-исполнительскую деятельность, сопровождающуюся рефлексивными размышлениями.

5. Проверена результативность организационно-педагогических условий для музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнение сущности музыкально-личностного развития студентов как двустороннего процесса накопления музыкальных и личностных изменений; предъявление доказательств, что музыкальное сознание является ядром и важнейшим показателем музыкально-личностного развития и отражает уровень его проявления у студентов педвуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности; обоснование организационно-педагогических условий музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза существенно обогащают педагогическую теорию и способствуют дальнейшему развитию музыкально-просветительской направленности отечественного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и реализованы в практической деятельности педагогического вуза организационно-педагогические условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза. Разработана и апробирована программа по музыкально-просветительской деятельности со студентами педвуза немузыкальных специальностей. Разработан модульный план спецкурса по музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе для студентов начальных классов. Результаты исследования музыкально-личностного разви-

тия студентов педагогического вуза используются в образовательной практике факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, в практике МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Красноярска и могут быть использованы в разработке методических материалов по музыкальному воспитанию студентов педагогического вуза, при разработке учебных программ художественно-эстетического цикла для студентов немузыкальных специальностей, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, в системе дополнительного образования.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением методов, адекватных его задачам и логике; значительной источниковой базой; репрезентативностью данных, положительными результатами исследования.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях: международной «Психология XXI» (Санкт-Петербург, 2004г.), «Ломоносов -2005» (Москва, МГУ 2005г.); всероссийской «Молодежь и наука' XXI век» (Красноярск 2005г.); межвузовской «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002г.); внутривузовской «Реализация деятельностного подхода в процессе обучения в педагогическом вузе» (Красноярск, 2002г.); образовательных чтениях «Рождественские чтения» (Красноярск 2006г.); педагогических чтениях «Социализация личности в условиях образовательного процесса» (Лесосибирск, 2006 г.); научно-практических заседаниях школы № 24; заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза представляет собой процесс количественных и качественных измене-

ний, включающих аспект музыкального и личностного развития. Аспект музыкального развития заключается в накопление музыкальных знаний, музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности. Аспект личностного развития состоит в отношении к миру музыки, музыкальной активности, которые отражены в мотивах, потребностях, эмоционально-оценочном отношении, в рефлексии музыкальных впечатлений.

  1. Музыкальное сознание студентов педагогического вуза является ядром музыкально-личностного развития и обобщает в своем содержании его количественные и качественные характеристики. Аккумулируя в своем содержании систему музыкальных знаний, умений понимать, интерпретировать и оценивать музыку, потребность и активность в осуществлении музыкальной деятельности, а также эмоционально-оценочное отношение к музыкальному искусству, музыкальное сознание выступает важнейшим показателем уровня музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза.

  2. Специфика музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза заключается в получении информации о музыке (знаний, опыта восприятия музыкальных произведений), ее осмыслении и трансформации; в эмоционально-чувственном переживании музыки, ее оценке; интериоризации опыта музыкальной деятельности, общения и музыкальной активности личности; осуществлении рефлексии и развитии речи о музыке как возможности преобразования имеющегося содержания музыкального сознания.

  1. Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий в их единстве и взаимосвязи:

мотивирование студентов на приобщение к музыкально-просветительской деятельности с целью активизации интереса и увлеченности концертно-слушательской и концертно-исполнительской деятельностью;

организация музыкально-просветительской среды, способствующей направленности музыкально-личностного развития студентов, с целью создания

музыкально-эстетической атмосферы, воздействующей на активность и ориентированность музыкального сознания как его ядра и важнейшего показателя;

включение в музыкально-просветительскую деятельность, обеспечивающую динамику музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, с целью погружения студентов в концертно-слушательскую и концертно-исполнительскую деятельность.

5. Результативность музыкально-личностного развития обеспечивается осуществлением выдвинутых условий в процессе приобщения студентов педагогического вуза к концертно-слушательской и концертно-исполнителькой деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего таблицы, диаграммы, графики, отражающие уровень музыкально-личностного развития студентов педвуза, материалы организации опытно-экспериментальной работы.

Музыкально-личностное развитие как предмет философского и психолого-педагогического анализа

В параграфе анализируется сущность музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза, рассматривается музыкальное сознание как его смыслообразующее ядро и важнейший показатель. На основе выявления сущностных особенностей и структурных компонентов музыкального сознания раскрывается процесс музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза.

Ставя перед собой сложную задачу решения проблем музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности, необходимо определить базисные ориентиры и понятия, на которые следует опираться в данном исследовании. Такими станут понятия, раскрывающие суть «музыкально-личностного развития» - «личность», «личностное развитие», «музыкальное развитие», «музыкальное сознание личности».

Анализ существующих в науке различных подходов к осмыслению сущности личности позволил сделать вывод о том, что «личность» - одно из многомерных, междисциплинарных понятий, содержание которого включает различные модальности в зависимости от методологического контекста его использования.

Так, в словарной литературе понятие «личность» рассматривается в связи с индивидуальными характеристиками человека и общественными отношениями.

Например, в словаре современного русского литературного языка под редакцией Э.И. Коротаева, дано определение личности как совокупности внутренних признаков и свойств, присущих человеку как существу общественному, как человеку - члену общества, носителю личностного, индивидуального начала [179].

В психолого-педагогических и философских словарях акцент в определении личности ставится на характеристике ее как субъекта деятельности, на таких сторонах, как осознанность отношений к действительности, направленность, которая отражает систему мотивов и убеждений, идеалов, что находит свое проявление в потребностях человека [36; 141; 142].

С социально-педагогической позиции в науке понятие «личность» трактуется как феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Для развития личности важной является категория «личностного смысла», как особого уровня индивидуального сознания, подчеркивающего личностные особенности отражаемой человеком картины мира [178: 142].

Остановимся на понимании личности и личностного развития в научной литературе.

В философии образования под личностью понимается одновременно и устойчивая система черт, характеризующих данного человека как члена того или иного сообщества, и сам индивидуальный носитель данных черт (Э.Н. Гусинский, Ю.И.Турчанинова и др). Личность здесь - носительница воли, свободного выбора и ответственности [56: 50].

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе накоплен огромный опыт в области изучения личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн К.Роджерс, Б.М. Теплов, К.Юнг и т.д.).

Так, зарубежной психологии существует большое количество концепций, рассматривающих понятие личности как сочетание всех характеристик индивида, обобщенных в уникальную структуру, которая выявляется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде (А.Маслоу, К.Роджерс, К.Юнг идр.)[114;162;228].

В отечественной психологии понятие личности рассматривается через призму: собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований, определенностью жизненных целей, к достижению которых он стремится (Л.С. Выготский и др.) [47: 300]; отношения к окружающему миру, к обществу, людям и общественное поведение (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) [9: 124; 106: 175;]; система мотивов и задач, которые ставит человек, свойства характера, обуславливающие его поступки и действия (А.Г.Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.) [23: 166; 164: 310].

В педагогической литературе личность рассматривается как субъект деятельности, отношений и развития (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Шиянов и др.) [111;173;191;222].

Обращаясь к анализу музыкально-педагогической литературы, мы отметили что, рассматривая вопросы музыкального образования и воспитания, исследователи не раз поднимали проблему личности в контексте формирования музыкальной культуры, отзывчивости на музыку, музыкального мышления, профессионального становления учителя музыки и т.д. (О.А.Апраксина, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Ражников, Л.В.Школяр и др.).

Так, О.А.Апраксина отмечает, что воспитание личности, можно считать полноценным и всесторонним только тогда, когда будет осуществляться приобщение человека к музыке, которая дает возможность музыкально-эстетических переживаний, радости открытия прекрасного в искусстве, отражает все существенное в окружающей деятельности и в самом человеке [12: 62].

При этом следует отметить, что сущность понятия личности в психолого-педагогическом аспекте рассматривается в теснейшей взаимосвязи с понятием развитие. Остановимся на понимании сущности развития личности в научной литературе.

Специфика музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза

Музыкально-личностное развитие студентов в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности изменяет музыкальное сознание и ориентирует его на освоение мира музыки в процессе его познавательной и деятельностной активности.

Основываясь на принципах материалистической диалектики, методология педагогической науки утверждает деятельность как основу, средство и решающее условие развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин и др.).

Данный параграф посвящен анализу специфики музыкально-личностного развития студентов педвуза с позиции деятельностного подхода. В связи с особенностями музыкальной деятельности, рассмотрена сущность процесса приобщения как необходимого условия музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза. Дана характеристика студенческого возраста как важного периода развития личности и завершающего звена целенаправленного воспитательного воздействия.

Гуманизация и модернизация современного высшего педагогического образования выдвигает приоритетной целью создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации, которая позволяет включать студента - будущего учителя - в общественно полезный труд в соответствии с его интересами и способностями.

Поэтому наиболее значимой и важной в вузовском образовании становится его деятельностная направленность. Переориентация высшего образования с гностической парадигмы на деятельностную, формирование способности студента к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе и профессиональному, сегодня составляет основную его тенденцию.

Проблема деятельностной направленности высшего педагогического образования актуальна в рамках усвоения культуры личностью студента. Ученые отмечают, что культура реализует свою функцию развития личности только тогда, когда активизирует, побуждает личность к деятельности [53; 175]. При этом разнообразие и продуктивность деятельности является условием усвоения общечеловеческой и профессиональной культуры.

Особую значимость вопрос о реализации деятельностной направленности приобретает в связи с проблемой музыкально-личностного развития студента, где включенность студента в музыкальную деятельность является основным условием ее решения.

В научных исследованиях подчеркивается взаимосвязь музыкального сознания и музыкальной деятельности, которая проявляется в управлении музыкальной деятельностью, интериоризации ее форм и обобщении результатов музыкальной активности субъекта (Ю.Н.Бычков, А.М.Махмудова, Р.А.Тельчарова, М.Н.Токарская, Г.М.Цыпин и др.).

Поэтому деятельностный подход как способ организации музыкально-личностного развития студентов педвуза для настоящего исследования стал основополагающим и определил его методологическую направленность.

В связи с этим встает необходимость обратиться к анализу понятия «деятельность» и сущности деятельностного подхода в научной литературе в связи с проблемой данного исследования.

На сегодняшний день вопрос о деятельности и ее значении остается сложным и противоречивым. Прежде всего, данным понятием охватываются различные формы человеческой активности и сферы функционирования общества (материальная деятельность, физическая, умственная и т.д.).

В словарной литературе деятельность трактуется по-разному: - как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром [209: 137-139]; - как необходимое условие развития человека, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки [156: 117-119]; - как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [161: 135-136].

Мотивирование студентов на музыкально-просветительскую деятельность

Мотивирование, с нашей точки зрения - главное условие активизации сущностных характеристик музыкального сознании как ядра важнейшего показателя музыкально-личностного развития студентов педагогического вуза. В данном параграфе рассматриваются особенности мотивирования студентов экспериментальной группы (67 человек факультета начальных классов 2 курса КГПУ им. В.П. Астафьева) к музыкально-просветительской деятельности, обеспечивающей музыкально-личностное развитие посредством стратегии приобщения студентов к музыкально-просветительской деятельности.

Являясь основной формой опытно-экспериментальной работы, внеучеб-ная деятельность позволила реализовать необходимые условия процесса приобщения к музыкально-просветительской деятельности, среди которых следующие.

1. Выбор видов музыкально-просветительской деятельности, отражающих музыкально-художественную направленность (филармонические концерты и фольклорный праздник).

2. Выбор формы музыкально-просветительской деятельности, позволившей задействовать наибольшее количество студентов в связи с их интересами и потребностями (массовые формы внеучебной работы).

3. Выбор средств и приемов, адекватных возможностям студентов, не имеющим специальной музыкальной подготовки.

Важно отметить, что при выборе видов внеучебной деятельности мы руководствовались их ориентированностью на концертно-слушательскую и кон-цертно-исполнительскую деятельность, которые обеспечивали получение музыкальных знаний, музыкальную активность, музыкальную коммуникацию студентов. Для каждого этапа опытно-экспериментальной работы были найдены принципы и методы, поставлены цели и задачи в связи со спецификой содержания и деятельности.

Так, цель этапа мотивирования мы видели в создании ситуаций, пробуждающих интерес студентов к встрече с музыкой, с музыкантами-исполнителями г. Красноярска в концертном зале и увлеченность идеей организации и проведения факультетского народного праздника.

В связи с целью данного этапа мы определили ряд частных задач , дать установку на музыкально-просветительскую деятельность; актуализировать музыкальные знания и выявленные нами музыкальные потребности и интересы студентов; представить обзор тематики концертов «Мировая музыкальная культура», предусмотренных экспериментальной программой; выбрать тему фольклорного праздника; показать необходимость ведения дневника музыкальных наблюдений и методических папок для сбора информации о фольклорном празднике.

Ведущими принципами этапа мотивирования студентов на приобщение к музыкально-просветительской деятельности стали принципы гуманистического воспитания: - профессионально-этическая взаимоответственность, заключающая ся в актуализации внутренне детерминированной активности личности, охва тывающей выработку личной стратегии в рамках процесса приобщения к му зыкально-просветительской деятельности, творческом обдумывании своих действий, в формировании установок на самосовершенствование; - эстетизация среды, активизирующая эстетическое отношение к музы кальной действительности, способствующая формированию эстетического вкуса, пониманию прекрасного, умению отличать «великое от посредственно го».

В качестве основных методов мотивирования студентов на музыкально-просветительскую деятельность мы определили: - словесные методы (методы формирования сознания - беседа, рассказ), позволяющие передать информацию о цели и перспективе музыкально-просветительской работы, активизировать интерес студентов к данной работе и потребность дальнейшего общения; - метод перспективы и ретроспективы (забеганий вперед и возвращений к пройденному), создающие преемственные связи между уже имеющимися музыкальными знаниями, музыкальным опытом студентов и тем, что они смогли получить в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности; - метод дискуссии, направленный на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения студентов, на выявление их убеждений, взглядов и личностной позиции; - метод требование-совет, направленный на убеждение студентов в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий.

Активную музыкальную позицию в поведении студентов, активизирующую функционирование музыкального сознания как ядра и важнейшего показателя музыкально-личностного развития, определял настрой студентов на ту или иную деятельность, их отношение к ней. Успешность мотивирования студентов к музыкально-просветительской деятельности зависела от их заинтересованности, «живого» эмоционального отношения к тому, что они узнавали на концертах, или при подготовке фольклорного праздника, от их потребности в музыкальной коммуникации, актуализации системы музыкальных убеждений в их музыкальном сознании, от их отношения к музыке, как необходимой части жизни.

Организация музыкально-просветительской среды, способствующей направленности музыкально-личностного развития студентов педвуза

Например, для нас весьма важным явилось использование в программе для характеристики отличительных особенностей эпохи романтизма в Европе XIX века, произведений мало известных студентам композиторов СО. Франка (1822-1890), М.Регера (1873 -1916).

Мы учитывали так же, что образовательные музыкальные курсы не в полной мере отражают одну из главных особенностей музыки эпохи романтизма господство камерных жанров вокальной и инструментальной музыки. Поэтому в цикл «Мировая музыкальная культура» были включены непредусмотренные программой вокальные произведения Ф.Шуберта, Ж.Оффенбаха, фортепианная музыка Ж.Бизе, И.Брамса, Ф.Листа, Р.Шумана и т.д.

Программа предложенных концертов включала произведения композиторов Западной Европы, России, Америки, что давало возможность донести до музыкального сознания слушателя характерные черты, свойственные музыке разных стран, показать отличительные особенности и жанровые предпочтения композиторов (См.: Приложение 4.2: 232).

Так, особую часть программы музыкальных встреч в огранном зале составили концерты, посвященные народной и композиторской музыке России.

Как известно, творчество композиторов золотого и серебряного века русской музыки, представленное произведениями М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, С.В.Рахманинова, С.И.Танеева, А.Н.Скрябина и др., связано с величайшими открытиями в области композиции, драматургии и т.д.

Особенности таких открытий в области музыкознания отражены в традиционных общеобразовательных программах по музыкальному воспитанию. Однако, как показывают наблюдения, студенты более знакомы с инструментальным творчеством данных композиторов и часто испытывают удивление при встрече с романсами П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, вокальной музыкой М.П.Мусоргского и фортепианной музыкой А.Н.Скрябина и т.д.

Открытие данной стороны творчества композиторов, показ ее красоты и неповторимости, ее специфических черт способствует обогащению представлений слушателей об отечественной школе музыки. В тоже время, у студентов-слушателей была возможность вновь встретиться с уже полюбившимися романсами М.И.Глинки, А.А.Алябьева, С.В.Рахманинова и др.

Для нас весьма важным явилось выделение такой темы концерта, как «Народная музыка России», которая включала разножанровые произведения -это лирическая песня, протяжная, плясовая, трудовая, солдатская, величальная, былина, а также инструментальные обработки русских народных песен. Это было использовано как возможность музыкально-личностного развития студентов в плане формирования в содержании музыкального сознания обобщенных представлений о самобытности народной музыкальной культуры России, ее отличительных жанровых и стилистических особенностей.

Знакомством с различными исполнительскими интерпретациями музыки (инструментальными, вокальными) пронизана заключительная тема, предложенная в программе концертных вечеров - «Современное музыкальное искусство». В программу входили фрагменты музыкальных жанров и направлений, появившихся или ставших популярными лишь в XX столетии (мюзиклы, рок-оперы, джазовая музыка).

В то же время, программа включала музыку западных импрессионистов К.Дебюсси и М. Равеля, отечественного, мало известного для широкой публики, композитора И.Стравинского, что позволяло еще раз сконцентрировать внимание студентов на изменениях, которые произошли в развитии музыкального искусства, в современном музыкальном языке, отражающим особенности современного мира и жизни (См.: Приложение 4.2:232).

Показ вокальной музыки во всем богатстве композиторских имен, видов вокальной музыки, тембров человеческого голоса, использованных композиторами разных эпох, составила главную отличительную черту предложенных музыкальных вечеров. В современных музыкально-образовательных программах, направленных на изучение тех или иных музыкальных стилей и направ 4 лений, нередко упускаются произведения вокального жанра, акцент переносится на инструментальную музыку. Это приводит, на наш взгляд, к формированию одностороннего представления о музыке тех или иных композиторов в музыкальном сознании обучающихся.

Предложенная концертная программа была направлена на открытие студентам неизвестных для них произведений вокального жанра давно знакомых им композиторов.

Так, программа концерта включила большое количество вокальной музыки композиторов советского периода - С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского, Г.В.Свиридова, А.А.Петрова и др.

Выбор данного музыкального жанра представляется особенно интересным в плане формирования представлений у студентов о тенденциях музыкальной культуры начала XX века. Это время характеризовалось особенным подъемом жанра песни, которая пользовалась особой любовью народа и формировала творческую направленность деятельности композиторов данной музыкальной эпохи.

Таким образом, анализ предложенной программы филармонических вечеров позволил нам сделать выводы о ее доступности и научности, обилии звучащего материала, широте транслируемых музыкальных знаний, разнообразии использованных музыкальных жанров, широкого охвата композиторских имен. Всего было запланировано шесть музыкальных вечеров в концертном зале, которые должны были проводиться с периодичностью - один раз в три недели.

Похожие диссертации на Музыкально-личностное развитие студентов педагогического вуза в процессе приобщения к музыкально-просветительской деятельности