Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основания аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка
1.1. Аксиологический подход как ведущий принцип развития межкультурной. компетенции студентов вуза 15
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода 37
1.3. Воспитательно-ценностный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в развитии-межкультурной компетенции студентов 60
Выводы к 1 главе 78
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка
2.1. Активные методы развития ценностно-нравственных аспектов межкультурной компетенции студентов вуза в процессе изучения иностранного языка 82
2.2. Научно-практическое обоснование педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза 102
2.3. Методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов 127
Выводы ко 2 главе 150
Заключение 155
Список использованной литературы 165
Приложения 186
- Сущностно-содержательная характеристика понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода
- Воспитательно-ценностный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в развитии-межкультурной компетенции студентов
- Научно-практическое обоснование педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза
- Методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. В социально-экономических условиях, складывающихся в России.в последние годы, отмечается процесс национального возрождения, и вместе с тем мы наблюдаем усиление межнациональной напряженности. Образование может и должно сыграть важную роль в снижении этнической напряженности. Это будет зависеть от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы. Именно их ценностно-смысловой потенциал будет выступать фактором гражданского образования и воспитания нового поколения, имплицитно включающего принцип толерантности и здорового космополитизма, что, несомненно, будет содействовать формированию у молодежи межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция является ведущей характеристикой уровня развития культуры индивида и общества в целом, при этом она отождествляется с умением человека жить в гармонии, с самим собой, и с обществом.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2010 годы» отмечается, что одним из приоритетов образовательной политики является коренное улучшение системы профессионального образования, направленного на подготовку кадров высокой квалификации только для экономики. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых одной из ведущих является межкультурная компетенция.
Реализация этой задачи не происходит стихийно, она осуществляется в ходе систематической, целенаправленной подготовки. Гуманитарные дисциплины, в частности «иностранный язык», ориентированы прежде всего на формирование межкультурной компетенции будущих специалистов, которым предстоит работать в условиях глобализации в поликультурной среде. Все вышесказанное обусловливает актуальность предпринятого исследования.
Проблема ценностных ориентации личности анализируется в работах Л.М. Архангельского, ОТ. Дробншдкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Р.Е. Мироновой, Е.А. Подольской, В.Г. Харчевой, В.А. Ядова и др.
В последние годы серьезное внимание уделяется проблемам развития межкультурной коммуникации и компетенции. В языкознании эта проблема изучается в контексте выявления единиц, отражающих национально-культурную специфику языка, проблем вербальной и невербальной коммуникации при диалоге культур, языковой интерференции (Н.Л. Шамне, И.Э. Клюканов, X. Глосс, В.Х. Гудинаф). В психологии проблема рассмат-
-Э
ривается с точки зрения особенностей психологического развития индивидов, принадлежащих к разным культурам (Л. Леви-Брюль, И.И. Райхман, А. Томас). В педагогике исследуемая проблема рассматривалась с точки зрения общей интеллектуальной компетенции учащихся, иноязычной компетенции студентов (Н.Н. Григорьева, Г.И. Железовская, И.А. Мегалова, СВ. Муреева, М.С Сафина, Л.Б. Якушкина). Различные аспекты коммуникативной компетенции личности обсуждаются в исследованиях И.Р. Ал-туниной, Н.И. Гез, Ю.М. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.И. Кашницкого, Н.Д. Колетвиновой, М.В. Мазо, Ю.А. Синицы, Г.Г. Чанышевой, Л.Н. Ша-балиной и др.
Идеи поликультурного образования нашли достаточно широкое освещение как в отечественных, так и зарубежных педагогических исследованиях. Основные цели и содержание мультикультурного образования раскрыты в трудах Дж. Бенкса; влияние культурного фактора на нацию, иерархию ее ценностей проанализировано в работах М. Анбера, К. Бенедикта, Ж. Пуассон; возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации исследовали С. Дж. Белл, С. Брок, С. Грент и др. идеи поликультурного образования и воспитания обосновываются в работах Г.Д. Дмитриева, Г.Ж. Даутовой, А.Н. Джуринского. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе в системе образования исследована Е.В. Бондаревской, Л.А. Воловичем, В.П. Комаровым, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматовым, Ю.С Тюнниковым, Л.В. Харисо-вой, Ф.Ф. Харисовым, Г.Ф. Хасановой.
Широкий круг проблем создания и функционирования культуросооб-разного образования исследовался в Институте педагогических инноваций РАО под руководством Н.Б. Крыловой. Особый интерес для нашей работы представляют исследования А.Г. Асмолова, Г.У. Олпорта, Г. Солдатовой и др., посвященные изучению проблем толерантного сознания и формирования толерантных отношений. Принципы и методы формирования толерантной личности в национально-региональных условиях нашли отражение в трудах В.Ф. Габдулхакова, Р.А. Исламшина.
Значимыми для нашего исследования являются работы, посвященные раскрытию понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентност-ный подход» в современном образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.А. Кальней, А.В. Мудрик, А.Й. Панарин, А.П. Петрова, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, СЕ. Шишов и др.; «профессиональные компетентности и компетенции»: В.А. Адольф, А.О. Бударина, Ю.В. Варданян, В.Н. Введенский, Э.Ф. Зеер, А.П. Петрова, Г.С. Смирнова и др.).
Для нашей работы имеют значение идеи профессиональной педагогики, профессионального становления личности на вузовском этапе образования, разрабатываемые или разработанные в работах СВ. Белкина, В.Ф. Бес-
сараба, Н.О. Вербицкой, СИ. Змеева, М.В. Кларина, Г.В. Мухаметзяновои, A.M. Новикова, Е.Н. Сергеевой, Е.В. Ткаченко, В.Д. Шадрикова.
В то же время, несмотря на довольно устойчивый интерес к избранной нами теме широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет монографического исследования педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия:
между возрастающими требованиями к качеству образования выпускников вузов и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с реализацией аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов;
между объективной потребностью общества в воспитании толерантной личности студента, способной ориентироваться в поликультурной среде, и отсутствием разработанных технологий решения этой задачи в учебном процессе в вузе;
- между значительным воспитательно-ценностным потенциалом
иностранного языка в развитии межкультурной компетенции студентов и
неразработанностью педагогических условий реализации аксиологическо
го подхода как ведущего принципа развития межкультурной компетенции
студентов.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки диссертанта на поиск путей и способов их разрешения определена проблема исследования: каковы педагогические условия реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Реализация аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза (на примере изучения иностранного языка)».
Объект исследования - процесс развития межкультурной компетенции студентов вуза.
Предмет исследования - педагогическое обеспечение процесса реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка.
В основу исследования положена следующая гипотеза: реализация аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка может быть успешно осущест-
влена, если в учебном процессе реализуются следующие педагогаческие условия:
формирование у студентов ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации;
овладение в процессе изучения иностранного языка реалиями культуры, этических и моральных ценностей носителей языка;
насыщение содержания обучения иностранному языку информацией, отражающей культурное многообразие мира;
, сопоставление в процессе обучения элементов культуры другой
страны с элементами родной культуры;
использование в системе поликультурного образования диалогической формы обучения;
рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
Обосновать значение аксиологического подхода как ведущего принципа развития межкультурной компетенции студентов.
Уточнить структуру и определить содержательную характеристику понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода.
Выявить воспитательно-ценностный потенциал иностранного языка в развитии межкультурной компетенции студентов вуза и определить активные методы реализации данного потенциала в процессе обучения.
Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий реализации аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка.
Методологическую базу исследования составили: философские, психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность» и «компетенция» (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, А.В. Хуторской), «развитие» (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); концепция диалога»культур B.C. Библера; ценностного подхода в образовании (И.Д. Багаева Р.Г. Гурова~В.А. Караковский, Т.Н. Мальковская, В.П. Тугаринов, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и др.); теории личностно-ориентированного и деятельностного подходов к воспитанию и обучению (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, З.И. Васильева, Л.С. Выготский, Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Р.А. Валеева, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (Р. Бауэр,
A.A. Кирсанов, IO.A. Комарова, И.Е. Кудряшова, А.С. Минцов и др.); теория интеграции различных культур в содержании образования (В .П. Абер-ган, B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, В.А. Молчанов, В.М. Полонский, Ф.Ф. Харисов и др.); идея компетентностного подхода (В .И. Байденко, И.А. Зимняя, О.М. Карпенко, Ю.Г. Татур, А.Н. Хомский и др.); идеи компетентности как системообразующего фактора в построении модели специалиста и как нового качества результата образования (Ж. Делор, И.А. Зимняя, Дж. Равен, В.Д. Шадриков и др.); философские и языковые концепции об общественной природе языка, многообразии его функций (Е.М. Верещагин, ВТ. Костомаров, Э.С. Маркорян, Л.Б. Никольский, А.Д. Швейцер, И.Г. Яковенко и др.); теории речевой деятельности, языковой компетенции, межкультурной коммуникации и компетенции (В.Ф. Габдулхаков, Н.И. Жинкин, Н.Э. Клюканов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Э.П. Шубин, Л.В. Щерба, Н. Хомски, X. Глосс, В.Х. Гудинаф и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования, сущностью изучаемого феномена и логикой педагогического исследования нами были использованы следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по проблеме исследования; логический анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, сравнение, терминологический анализ;
эмпирические: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в различных его видах; педагогическая интерпретация результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования явилась Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) г.Набережные Челны.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2004г. по 2008 г.
На первом, поисково-теоретическом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялись подбор, изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философской научной литературы по проблеме исследования, были определены тема исследования, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость; определялись основные задачи, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования.
На втором, опытно-экспериментальном этапе (2005-2007 гг.) обобщался теоретический материал, уточнялись педагогические условия, определялись методики проведения эксперимента; осуществлялось теоретическое обоснование разработки идеи использования аксиологического подхода как ведущего принципа развития межкультурной компетенции студентов. Проводилась экспериментальная работа по развитию межкультурной компетенции студентов при изучении иностранного языка.
На третьем, обобщающем этапе (2008 г.) осуществлялась обработка эмпирических данных, обобщались и систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Теоретически обоснована и практически апробирована идея опоры на аксиологический подход как ведущий принцип развития межкультурной компетенции студентов вуза, определяющий специфику этого процесса и предполагающий формирование ценностного сознания, которое заключается в демонстрации уважения к историко-культурному достоянию не только своего народа, но и народов мира.
Уточнено понятие «межкультурная компетенция» как интегрированного системного образования гуманистического мировоззрения, включающего высокую культуру межличностного общения и развитый общекультурный уровень; знания, умения и навыки, а также способы деятельности, позволяющие индивиду осуществлять деятельность в современном поликультурном пространстве; умение проявлять толерантность, дружелюбие и другие позитивные чувства и эмоции; способность к активному действию на основе ценностного самоопределения в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.
Выявлен и обоснован комплекс необходимых и достаточных педагогических условий реализации аксиологического подхода в процессе развития межкультурной компетенции студентов вуза средствами иностранного языка: формирование ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации; овладение в процессе изучения иностранного языка реалиями культуры, изучение этических и моральных ценностей жизни носителей языка; насыщение содержания обучения иностранному языку информацией, отражающей культурное многообразие мира; сопоставление в процессе обучения элементов культуры другой страны с элементами родной культуры; использование в системе поликультурного образования диалогической формы обучения; рациональное» сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка.
Определены и раскрыты критериальные показатели (когнитивный, эмоционально-ценностный и коммуникативно-поведенческий) и уровни (ценностно-ориентационный, допустимый, критический) развития межкультурной компетенции студентов вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты конкретизируют и расширяют научные представления о компетентностном подходе к профессионально-личностному развитию будущих специалистов за счет уточнения сущности межкультурной компетенции. Обоснование педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза в процессе изучения иностранного языка является вкладом в разработку ценно-
стно-смысловых основ высшего образования. Результаты работы позволяют дополнить современные идеи о воспитательно-ценностном потенциале иностранного языка как важного фактора формирования межкультурной компетенции. Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке целостной концепции поликультурного образования в учебно-воспитательном процессе вуза.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные выводы, а также собранные автором материалы могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в вузах, что позволит активизировать учебно-познавательную деятельность студентов. Результаты исследования будут полезны при подготовке будущих специалистов в высшей школе и в процессе повышения квалификации педагогов. Кроме того, результаты исследования заинтересуют руководителей вузов при проектировании и организации учебного процесса в высших учебных заведениях.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, непротиворечивостыо исходных теоретических положений и их практическим подтверждением результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
Идея опоры на аксиологический подход как ведущий принцип развития межкультурной компетенции студентов вуза, определяющий специфику этого процесса.
Содержательная характеристика понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода, специфика ее развития у студентов вуза средствами иностранного языка.
Педагогические условия реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза в процессе изучения иностранного языка.
Критериальные показатели и уровни развития межкультурной компетенции студентов вуза.
Апробация «"внедрение результатов исследования. Основные по
ложения и результаты исследования обсуждались на научно-практических
конференциях молодых ученых и студентов ТГГПУ (Казань 2005-2008); на
итоговых научно-практических конференциях профессорско-
преподавательского состава ИНЭКА (КамПИ) и нашли отражение в 8 научных публикациях автора.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложениях.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, методологические основы и методы, раскрыты научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основания аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка» обоснован аксиологический подход как ведущий принцип развития межкультурной компетенции; проанализированы сущность и содержательная характеристика понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода; раскрыт и обоснован воспитательно-ценностный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в развитии межкультурной компетенции студентов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов средствами иностранного языка» определены активные методы развития ценностно-нравственных аспектов межкультурной компетенции студентов вуза в процессе изучения иностранного языка; дано научно-практическое обоснование педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза; описаны методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов.
В заключений обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении представлен диагностический материал, используемый в опытно-экспериментальной работе.
Сущностно-содержательная характеристика понятия «межкультурная компетенция» в контексте аксиологического подхода
Рассматривая закономерности развития современного сообщества, мы в настоящее время приходим к выводу, что стержневой линией в данном процессе является сближение стран и народов и усиление их взаимодействия. Более того, это становится актуально на фоне всех тех экономических и социальных реформ в нашей стране, которые повлекли за собой раскрепощение личности индивида, скованной различными устаревшими догмами и запретами, а также поиск российским человеком своей культурной идентичности, теряющей подчас элементы толерантности и уважения друг к другу. Все это подвигает образованную общественность к более глубокому осмыслению такого неоднозначного явления как глобализация мира, имеющего определенные противоречия. С одной стороны — объединение, размывание узкого национализма, исторических барьеров между народами, с другой — опасение нивелирования этнического и культурного своеобразия народов, что ведет, естественно, к стремлению сохранять и защищать уникальность своей собственной культуры. В связи с этим, перед образованием встает такая сложная задача, как подготовка подрастающего человека к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, когда во главу угла ставится не только развитие своейі национальной культуры, но понимание своеобразия и других культур. Таким образом, воспитание молодежи в духе уважения всех народов, искоренение негативных представлений о людях других национальностей представляет собой-ту актуальную задачу, которая требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.
На современном этапе развития общества мы приходим к пониманию того, что понятие «образование», под которым ранее подразумевался процесс придания умственного и духовного облика растущему человеку, должно расширяться и углубляться. Мы имеем в виду, что в целостный процесс становления и развития личности, необходимо включение воспитания, предполагающего усвоение навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальных норм, и овладение культурой.
Боле того, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. одним из приоритетов является повышения его качества, ориентированное, прежде всего, на обеспечение личностной направленности образования. Особо подчеркнуто в связи с этим то, что- в педагогическом плане новое качество образования должно проявляться не столько? в сфере усвоения молодыми людьми определенной суммы знанищ.СКОЛЬКО в, отношении развития? их личности, познавательных и созидательных: способностей; жизненно важных компетенций и личностных качеств.
В этой связи поликультурное воспитание, мы- должны «признать, что это достаточно длительный процесс: В ходе вовлечения в мирдругойі культуры, в процессе приобретения; в этом контексте межкуль-турношкомпетенции и учитель, и ученик проходят несколько? стадий, между которыми:взаимосвязь предстает довольно диалектичной и сложной! К. таким- стадиям,, или ступеням; в. частности, можно отнести понимание и принятие друготкультуры, толерантность, уважение культуры как таковой И утверждение культурных различий;
Слово; «культура»,.какизвестнОі имеет латинское происхождение, включающее в» себя такие компоненты, как части; существительного «культ» ("cultus") и глагола "сою". Именно они и,отразились,в современной: семантике, в таких значениях как: чтить, почитать, уважать, оказывать внимание, заботиться, деятельно осуществлять и т.д..Єледует также отметить, что понятие «культура» охватывает всю совокупность традиций данного сообщества, определяющих не только поведение его- членов, но и включающих качественное своеобразие: этих традиций в данное время и в данном месте. Отсюда, культура содержит всебе всю, ту систему ценностей и идей, что выражает реально значимые-для любого сообщества психические состояния и определяет конкретные условия формирования личности.
Еслифассматривать роль,культуры в;качестве;среды развития-индивида; то станет очевидным-ее огромный потенциал. Формирование личности; так или иначе, происходит в1 ходе ее взаимодействия с культурой сообщества. При этом, чем разнообразнее и шире связи личности с мировой культурой, тем богаче будут перспективы и ее индивидуального образования. И главная роль в организации этих связей на протяжении долгого времени принадлежала образовательному институту - школам, вузам и т.д. Именно они, прежде всего, раздвигали для своих учащихся- горизонты культуры данной территории. И сегодня ситуация резко меняется, поскольку средства связи, компьютерные технологии явно расширили образовательные возможности каждого человека. Это, в свою очередь, привело к зарождению новой культурной эпохи в области образования, следствием чего, например, можно отметить увеличение количества и разнообразия альтернативных образовательных систем, доктрин и концепций, основной ценностью которых является развитие-личности.
Одной из таких концепций является поликультурное образование. И хотя на сегодняшний день трудно найти единое универсальное толкование термина «поликультурное образование», (собственно и у самого понятия «культура» большой разброс формулировок), оно, вместе с тем, всегда будет включать в себя такие важнейшие компоненты, как: материальное, художественное и духовное начала. И именно последнее нам представляется наиболее значимым для сферы образования, поскольку оно вбирает в себя совокупность идеалов и ценностей, отношений между людьми и норм поведения, характерных для всех наций.
Воспитательно-ценностный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в развитии-межкультурной компетенции студентов
Роль иностранного языка в воспитании студентов в современных условиях трудно переоценить. Новый социальный заказ в связи с этим повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения иностранному языку в частности. До последнего момента целью обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий различными видами компетенций.
Главное назначение высшего образования — становление студента как личности, специалиста, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Таким образом, перед страной, а, следовательно, перед системой образования встает задача такого обучения иностранному языку (далее -ИЯ), чтобы он был на уровне второго языка наравне с родным. Составной частью такого процесса преподавания ИЯ и должно стать обучение особенностям межкультурного общения.
Сегодня рассматриваемый во многих исследованиях тезис о взаимопроникновении языка и окружающей реальности и на основе этого взаимообусловленности взаимоотношения языка и культуры стал фактом педагогической действительности, что подтверждает мысль Я.А.Коменского о необходимости изучения языков (родного и иностранного) одновременно с освоением мира вещей. В пользу этого говорит и позиция, социолингвистов, которые утверждают, что поскольку человек ориентируется во внешнем мире с помощью языка, то1 и мир неосознанно, в той или иной мере, функционирует на основе языковых привычек различных языковых социальных групп. Таким образом, видение полноты мира и ее отдельных частей, так или иначе, формируется и поддерживается фактором языка: В связи с этим обучение ИЯ- следует строить и как своеобразное постижение культуры данного изучаемого языка. Это на сегодняшний день становится одной из приоритетных проблем реорганизации обучения ИЯ, в котором вопросы целей и содержания обучения ориентируют студентов не на общепринятое овладение языком, а на иноязычную культуру вообще в широком смысле этого слова.
С одной стороны, в связи с этим, целелеполагание детерминируется определенным социальным заказом, исходя из усиливающейся интеграции наций и народов, с другой, эти цели сами детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы, и ее организацию. И это тем более касается коммуникативной стороны данной направленности, которая отражается в структурировании целей и содержания обучения ИЯ в такой последовательности, как: обучение ИЯ — обучение иноязычной речи — обучение иноязычной речевой деятельности — обучение общению — формирование межкулътурной компетенгрш. При этом важно подчеркнуть, что ИЯ как образовательная дисциплина сможет полноценно реализовать свои возможности лишь при условии, если все аспекты процесса обучения будут рассматриваться не автономно, а взаимосвязано и на равных условиях, тем более что только в их целостном использовании возможно качественное формирование у студентов межкультурной компетенции.
Известно, что время студенчества — это тот период, когда имеется достаточная почва для понимания необходимости обладания, межкультурной компетенцией: интерес к образу жизни, взглядам, ценностям других (Д.И.Фельдштейн), внимание к вопросам идентичности (Н.Л.Лебедева), определение собственной позиции в сфере человеческих отношений (часто посредством разграничения окружающих на «таких, как я», «своих» и «не таких», «других») (B.C. Мухина, А.В.Петровский, Э. Эриксон), формиро-вание чувства социальной ответственности (А.В. Мудрик, В.И. Слободчи-ков), а также развитие умений рефлексии и рассуждения (И.С.Кон). В связи с этим становится актуальным воспитание личности студента С поликультурным сознанием и установками.
Средством воспитания поликультурной личности студента, как уже отмечалось, могут и должны стать различные учебные предметы, напри мер, иностранный язык, который не только приобщает к культуре его но сителей, но и способствует формированию и обогащению культурного самосознания личности. Среди многих общеобразовательных и специальных дисциплин выс ших учебных заведений иностранный язык занимает особое место в разви тии межкультурной компетенции студентов. Так, И.А.Зимняя указывает, " что "Иностранный язык в процессе овладения предполагает большой удельный вес формирования речевых навыков (умений) и в то же время не меньший, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ, решений разнообразных коммуникативных задач. Однако эти правила не самоценны как в других научных дисциплинах, они относятся к построению, реализации языковой деятельности" [75, с.36].
Научно-практическое обоснование педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов вуза
Как показал анализ многих исследований по проблемам педагогики, под педагогическими условиями понимается сегодня совокупность объективных и субъективных факторов, концептуальных педагогических оснований и мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективность процесса формирования у обучающихся соответствующих качеств и свойств личности. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме настоящего исследования, наш собственный многолетний педагогический опыт работы в качестве преподавателя английского языка в неязыковом вузе позволил предположить, что эффективная реализация аксиологического подхода при формировании межкультурной компетенции средствами иностранного языка у учащейся молодежи высшей школы будет возможна при соблюдении следующих условий: - формирование у студентов ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации; - овладение в процессе изучения иностранного языка реалиями культуры, этических и моральных ценностей жизни носителей языка; - насыщение содержания обучения иностранному языку информацией, отражающей культурное многообразие мира; - сопоставление в процессе обучения элементов культуры другой страны с элементами родной культуры; - использование в системе поликультурного образования диалогической формы обучения; - рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка. Подойдя к содержательному анализу вышеперечисленных условий, отметим, что в связи с интеграцией России в мировое экономическое и культурное пространство крайне актуальным становится формирование межкультурной компетенции будущих специалистов, что напрямую зависит и от уровня владения ими иностранным языком в целях профессионального и личностного роста. Этому способствует, в частности, и то, что современная действительность вынуждает специалистов все чаще становиться участниками межкультурного диалога. Исходя-из профессиональной направленности неязыкового вуза, а также из посыла, что формирование межкультурной компетенции напрямую связано с ценностным, отношением субъекта к реалиям окружающего мира и формой его- активного самоопределения в нем, вышеназванные условия мы начинаем с необходимости формирования у студентов ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.
Как уже было отмечено в первом параграфе нашего исследования, устойчивое отношение личности к окружающему миру и самому себе в-форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества называется ценностной ориентацией. Именно она, в конечном счете, формирует у индивида последовательность жизненных целей, определяя тем самым его стиль жизни и поведение. И насколько развиты у студента ценностные отношения, ориентации, настолько он быстрее социализируется в обществе. В связи с этим учебный процесс по ИЯ должен определенным образом служить формированию у обучаемого и его мировоззрения, и готовности работать в меняющемся-мире, и умений успешно осуществлять различные формы, общения и партнерства с представителями иных лингвоэтнокультур.
Это касается и социальной активности молодого человека, которая- в рассматриваемом контексте представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность, ориентированную как на формирование межкультурной компетенции, так и на развитие собственно социальных качеств личности (активной жизненной позиции). В связи с этим совершенствование иноязычного потенциала студента имеет важное значение, стимулируя ценностное отношение молодых людей к развитию своих коммуникативных способностей, что связано с общественной необходимостью и индивидуальной заинтересованностью в изучаемом языке.
При организации учебного процесса необходимо, в связи с этим, учитывать, что ценностное отношение — внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. При этом отношение характеризуется наличием стремления-личности, его активности: чем активнее студент, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение, например, к овладению ИЯ. И это очевидно, что ценностное отношение возникает тогда, когда объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Например, на занятиях по иностранному языку оно формируется в процессе включения студента в разнообразные виды деятельности, такие, как: деловые игры, диспуты, конференции, защита рефератов, творческих проектов, языковой практикум с носителями изучаемого языка, где он ориентируется на ценности окружающих, учится учитывать мнение других, соотносить свои поступки с поступками других. Именно под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека формируются его ценностные отношения, позволяющие рассматривать культуру как мир моделей жизни и как мир практического и духовного взаимодействия, субъектом которого является и он сам.
Методика, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий реализации аксиологического подхода к развитию межкультурной компетенции студентов
Как показал анализ многих исследований по проблемам педагогики, под педагогическими условиями понимается сегодня совокупность объективных и субъективных факторов, концептуальных педагогических оснований и мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективность процесса формирования у обучающихся соответствующих качеств и свойств личности. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме настоящего исследования, наш собственный многолетний педагогический опыт работы в качестве преподавателя английского языка в неязыковом вузе позволил предположить, что эффективная реализация аксиологического подхода при формировании межкультурной компетенции средствами иностранного языка у учащейся молодежи высшей школы будет возможна при соблюдении следующих условий: - формирование у студентов ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации; - овладение в процессе изучения иностранного языка реалиями культуры, этических и моральных ценностей жизни носителей языка; - насыщение содержания обучения иностранному языку информацией, отражающей культурное многообразие мира; - сопоставление в процессе обучения элементов культуры другой страны с элементами родной культуры; - использование в системе поликультурного образования диалогической формы обучения; - рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка. Подойдя к содержательному анализу вышеперечисленных условий, отметим, что в связи с интеграцией России в мировое экономическое и культурное пространство крайне актуальным становится формирование межкультурной компетенции будущих специалистов, что напрямую зависит и от уровня владения ими иностранным языком в целях профессионального и личностного роста. Этому способствует, в частности, и то, что современная действительность вынуждает специалистов все чаще становиться участниками межкультурного диалога. Исходя-из профессиональной направленности неязыкового вуза, а также из посыла, что формирование межкультурной компетенции напрямую связано с ценностным, отношением субъекта к реалиям окружающего мира и формой его- активного самоопределения в нем, вышеназванные условия мы начинаем с необходимости формирования у студентов ценностного отношения к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.
Как уже было отмечено в первом параграфе нашего исследования, устойчивое отношение личности к окружающему миру и самому себе в-форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества называется ценностной ориентацией. Именно она, в конечном счете, формирует у индивида последовательность жизненных целей, определяя тем самым его стиль жизни и поведение. И насколько развиты у студента ценностные отношения, ориентации, настолько он быстрее социализируется в обществе. В связи с этим учебный процесс по ИЯ должен определенным образом служить формированию у обучаемого и его мировоззрения, и готовности работать в меняющемся-мире, и умений успешно осуществлять различные формы, общения и партнерства с представителями иных лингвоэтнокультур.
Это касается и социальной активности молодого человека, которая- в рассматриваемом контексте представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность, ориентированную как на формирование межкультурной компетенции, так и на развитие собственно социальных качеств личности (активной жизненной позиции). В связи с этим совершенствование иноязычного потенциала студента имеет важное значение, стимулируя ценностное отношение молодых людей к развитию своих коммуникативных способностей, что связано с общественной необходимостью и индивидуальной заинтересованностью в изучаемом языке.
При организации учебного процесса необходимо, в связи с этим, учитывать, что ценностное отношение — внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. При этом отношение характеризуется наличием стремления-личности, его активности: чем активнее студент, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение, например, к овладению ИЯ. И это очевидно, что ценностное отношение возникает тогда, когда объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Например, на занятиях по иностранному языку оно формируется в процессе включения студента в разнообразные виды деятельности, такие, как: деловые игры, диспуты, конференции, защита рефератов, творческих проектов, языковой практикум с носителями изучаемого языка, где он ориентируется на ценности окружающих, учится учитывать мнение других, соотносить свои поступки с поступками других. Именно под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека формируются его ценностные отношения, позволяющие рассматривать культуру как мир моделей жизни и как мир практического и духовного взаимодействия, субъектом которого является и он сам.