Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование общечеловеческих ценностей в процессе дистанционного образования в условиях современной глобализации
1.1. Общечеловеческие ценности в эпоху глобализации (философский и педагогический аспекты) И
1.2. Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема воспитания при дистанционном образовании 27
1.3. Педагогические условия приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования 48
Выводы по I главе 66
Глава II. Реализация педагогической модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования
2.1. Методологические и педагогические принципы разработки модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования . 69
2.2. Реализация педагогической модели на примере освоения учебного материала (немецкий язык) 93
2.3. Процедура эксперимента, анализ результатов и рекомендации по реализации педагогической модели 113
Выводы поп главе 136
Заключение 139
Библиография 145
Приложения 157
- Общечеловеческие ценности в эпоху глобализации (философский и педагогический аспекты)
- Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема воспитания при дистанционном образовании
- Методологические и педагогические принципы разработки модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования
- Реализация педагогической модели на примере освоения учебного материала (немецкий язык)
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современное реформирующееся образование России становится органической частью образовательного пространства в результате интенсивных процессов глобализации и интеграции мирового сообщества. При этом, с одной стороны, наблюдается взаимовлияние различных культур и языков, а, с другой стороны, - стремление к сохранению языкового и культурного многообразия мира. В этих условиях особую значимость приобретает проблема приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям.
Актуальность данной проблемы обусловлена духовно-нравственным кризисом, который переживает современное общество. Это связано с эпохой глобализации, сопряженной с нивелированием культурных, языковых и этнических различий при прагматической ориентации на материальные ценности. Поэтому остро стоит вопрос об интеграции мирового сообщества, понимаемой как приобщение к иным культурным ценностям с сохранением языкового и культурного многообразия мира.
Известно, что духовные ценности, их значимость подчеркивались в трудах философов мира со времен античности: у Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура; в эпоху Средневековья: у Августина Блаженного, Фомы Аквинского; в русской философии: у Н.А. Бердяева («человек как верховная ценность»), Н.О. Лосского («абсолютные» ценности), И,А. Ильина, Б.П. Вышеславцева и др.
Проблеме общечеловеческих ценностей в контексте процессов глобализации уделяется внимание в работах современных отечественных и зарубежных философов и культурологов М.М. Бахтина, М.П. Бочарова, А.А. Гусейнова, А. А. Зиновьева, И.Э. Клюканова, Ю.М. Лотмана, М. Маклюэна и
Общечеловеческие ценности как одна из центральных педагогических проблем находятся в поле зрения современной психолого-педагогической науки и практики (Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеев, Л.М. Архангельский, Б.С.
Гершунский, В.П. Зинченко, И.С. Кон, С.А. Тангян, В.П. Тугаринов, P. Шейерман, К. Шнекендорф, Б.Ю Щербаков и др.). Исследователи подчеркивают необходимость пересмотра подходов к воспитанию в новых социальных условиях с учетом особенностей процессов глобализации.
Понятие «общечеловеческие ценности» мы рассматриваем вслед за современными философами (Бочаров М.П., Степин B.C. и др.) как совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих индивида с обществом и создающих единство человека и мира, чему человек в ходе своей практической деятельности придает ценностное содержание и наделяет значением. При этом общечеловеческое не предполагает отказ от национально-культурной принадлежности. Но последнюю также неправильно считать единственно достойной человека и исключительной. Ибо в общечеловеческих ценностях гармонически объединены общечеловеческое и национальное, самобытное.
В современных исследованиях широко используется понятие «новая культура воспитания». При этом воспитание определяется как формирование отношений человека к Миру, а в качестве базисного механизма воспитания выдвигается категория отношения (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.А. Морозова и др.).
В узком смысле воспитание связано со специфическим процессом формирования у обучающихся личностных свойств и качеств, нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических (И.Ф. Харламов, 2003).
Эти личностные качества, необходимые для эффективного приобщения к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования (ДО), возможно сформировать у студентов на основе нового подхода к воспитанию как формированию отношения человека к Миру.
Процессы глобализации сегодня сопровождаются стремительным развитием информационных технологий, имеющих двойственный характер для человечества. С одной стороны, они приносят блага, развитие, способствуют интеграции, а, с другой, они несут информацию, негативно влияющую на развитие молодого поколения: такие общечеловеческие, нравственные категории,, как добро, совесть, милосердие сегодня обесценены, тогда как материальные блага возведены в ранг высшей ценности, их достижение любым способом стало главным ориентиром молодых людей.
Отсюда возникает настоятельная потребность в формировании новых культурных ориентиров. Реконструкция современной культуры возможна только через формирование общечеловеческих ценностей, через систему образования (Б.Ю. Щербаков, 2001).
В то же время процессы глобализации в сфере информационно-коммуникационных технологий содержат колоссальный потенциал для эффективного развития современного образовательного пространства.
Китайский мыслитель Конфуций говорил, что техника парадоксальным, на первый взгляд, но глубоко закономерным образом заставляет человека обратиться вновь к природе духовного опыта. Сегодня, в век развития техники, в эпоху информационной глобализации и информационного общества, как никогда, педагоги задумываются о проблеме духовного, нравственного образования.
В качестве одного из путей глобализации информационных технологий в современном мире предстает развитие системы дистанционного образования (ДО). Это одна из стратегических задач модернизации образования в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)".
За последние годы в зарубежной и отечественной науке проведены исследования в области дистанционного образования (обучения), среди которых наибольшую значимость приобрели следующие: проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, в частности, дистанционном (Е. И. Дмитриева, А.В. Могилев, Е.С. Полат, Р.К. Потапова, И.В. Роберт и др.); ДО в системе высшего образования (А.Н.
Грюнцев, В.Г. Домрачев, В.Н. Кащицин, А.Д. Квашников, А.О. Кривошеев, Ч. Ведемейер, Д. Киган, М. Мур, О. Петере и др.); ДО на основе принципов самостоятельной познавательной деятельности как одна из главнейших целей современного образования (А.А. Андреев, ПА. Андрианова, А.Т. Попова, Р. Деллинг, Б. Холмберг и др.); духовно-гуманистический аспект в компьютерном обучении с применением информационно-коммуникационных технологий (А.В. Хуторской, В.А. Канаво, А.И. Нелунов, Е.Д. Нелунова и др.).
Анализ проблемы приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям показывает, что современная ситуация обучения и воспитания в сложных социальных условиях интеграции и глобализации общества требует поиска новых подходов. Противоречие между необходимостью практического разрешения проблемы приобщения студентов к общечеловеческим ценностям и недостаточным педагогическим обеспечением ее решения в условиях дистанционного образования обусловило выбор темы данного исследования «Приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования».
Для нашего исследования важно определить, какие педагогические условия дистанционного образования позволяют приобщить студентов к общечеловеческим ценностям.
Объект исследования: освоение общечеловеческих ценностей в образовательном процессе неязыкового вуза.
Предмет исследования: педагогические условия приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования будет успешным, если; оно осуществляется на основе современного подхода к воспитанию как формированию отношения человека к Миру; разрабатывается и реализуется педагогическая модель приобщения студентов к общечеловеческим ценностям, важнейшей характеристикой которой является гармоничное сочетание традиционного и дистанционного образования на основе принципов природосообразности, культуросообразности и самодеятельности; активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов как личностная потребность в современных условиях информационного общества.
Исходя из постановки проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы были определены следующие задачи:
Изучение проблемы приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования.
Теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогической модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования и обоснование педагогических условий ее реализации.
Обоснование критериев сформированности нравственных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям.
Разработка методико-педагогических рекомендаций, предлагающих использование данной модели в качестве одного из возможных эффективных путей организации приобщения студентов к общечеловеческим ценностям.
Методологической основой решения поставленных задач явились положения о формировании отношений человека к Миру как нового подхода к воспитанию (Б.К Боденко, И. А. Зимняя, Н.А. Морозова и др.); реализация принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования, основанных на информационно-коммуникационных технологиях и дистанционном образовании (А.А. Андреев, Г.А. Андрианова, В.А. Кальней, С.С. Кравцов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, и др.); отдельные положения этнопедагогики, нравственного и гражданского воспитания (Л. И. Аманбаева, Г.Н. Волішв, Д.А. Данилов, И. И. Портнягин, и др,); принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и др.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретическое обобщение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; взаимодополняющие методы (наблюдение, анкетирование, беседа, методы моделирования и статистической обработки данных и др.); педагогический эксперимент.
База исследования: неязыковые факультеты Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (факультет якутской филологии и культуры, исторический факультет, филологический факультет); Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; учебно-методическая лаборатория ЯГУ «Коммуникант».
Основные этапы исследования;
На первом этапе (1999-2000 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; изучалось состояние проблемы в современных условиях, систематизировался опыт по формированию общечеловеческих ценностей; разрабатывался дистанционный курс по обучению иностранному языку; определялись гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования.
На втором этапе (2001-2002 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась педагогическая модель приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования; определялись критерии сформированности нравственных чувств и качеств студентов, свидетельствующих об уровне их приобщения к общечеловеческим ценностям.
На третьем этапе (2003 г.) велась обработка экспериментальных данных; систематизировались полученные результаты по уровням приобщения к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования; осуществлялась корректировка основных положений и выводов исследования; разрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной модели; оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Обоснован научный подход к разработке педагогической модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования.
Уточнено понятие «дистанционное обучение», главным признаком которого является не пространственная удаленность, а педагогическая проблема отсутствия «живого общения», характерная для данной учебной деятельности.
Раскрыта роль самостоятельной познавательной деятельности и ее активизации в приобщении студентов к общечеловеческим ценностям в условиях дистанционного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит: в раскрытии содержания и структуры процесса приобщения студентов к общечеловеческим ценностям, включающего в себя три уровня учебной деятельности: формирование отношений к Миру; формирование нравственных чувств; переход нравственных чувств во внутренние личностные качества (интериоризация общечеловеческих ценностей). в разработке педагогических условий, которые обеспечивают приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования и способствуют эффективной реализации разработанной модели; в определении и обосновании критериев сформированное нравственных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования и сформулированные выводы положены в основу разработанных автором практических рекомендаций, позволяющих реализовать модель приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в практике дистанционного образования на базе других образовательных учреждений, в частности, дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений о формировании общечеловеческих ценностей, разнообразием применяемых методов исследования и их адекватностью целям и задачам; подтверждением гипотезы исследования его положительными результатами, полученными в экспериментальной работе, их воспроизводимостью на основе разработанной модели.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в практических семинарах кафедры методики преподавания иностранных языков ФИЯ ЯГУ, на международных научно-практических конференциях (г. Улан-Удэ, 2001 г., г. Якутск, 2002 г.); в разработках и внедрения в учебный процесс дистанционного курса обучения немецкому языку; публикаций в научно - методических сборниках (8 работ).
На защиту выносятся следующие положения:
1) Целенаправленное эффективное приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования обеспечивается на основе современного подхода, рассматривающего воспитание как формирование отношений человека к Миру, которое включает в себя два основных аспекта: формирование отношений к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе ценностей и является истинным объектом воспитания.
2) Главнейшим условием разработки педагогической модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям выступает гармоничное сочетание традиционного и дистанционного образования, обусловленное необходимостью решения комплекса педагогических задач в условиях информационного общества.
3) Опытно-экспериментальная реализация педагогической модели основывается на активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов как личностной потребности в современных условиях информационного общества, а также на критериях сформированное нравственных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.
Общечеловеческие ценности в эпоху глобализации (философский и педагогический аспекты)
Общечеловеческие ценности выступают внутренним стержнем социального и духовного объединения общества. Под общечеловеческими ценностями имеются в виду духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению разных культур и народов. Проблема ценностей как стержня всеобщего единения приобретает особую значимость в эпоху современной глобализации.
Различные аспекты проблемы взаимодействия культур исследовались многими учеными, философами, историками и культурологами. Если рассматривать эти проблемы в историческом плане, то можно разделить эти исследования на два типа. Первый тип утверждает, что не существует единой истории человечества; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью, (концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Мейера, Э. Трельча и др.) Второй тип, напротив, придерживается универсальности и всемирности истории, в многообразии которой можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).
Глобализация охватила самые разные сферы жизни, особенно она повлияла на социальную жизнь. Некоторые исследователи уподобляют глобализацию понятиям «американизация» и «западнизация». Другие исследователи (ИЗ. Клюканов, Б.Ю. Щербаков, Томлисон и др.) в связи с этим указывают на понятие «культурный империализм», что означает «односторонний поток информации из более развитых стран («центра») в менее развитые страны («периферию»)» [56. С. 7].
Б.Ю. Щербаков подчеркивает, что формирование глобальных и общечеловеческих ценностей не должно подменяться идеей американизации и вестернизации национальных культур. Подобный подход абсолютно не отвечает реалиям современного бытия и основывается, скорее, на формоизмененной идее культурного империализма, европеизации мировой культуры, послужившей в свое время социокультурной основой для империалистического раздела мира в XIX в. [138. С. 64].
Современный философ и писатель А. А. Зиновьев рассматривает «заиаднизацию» как тревожное фатальное для общечеловеческой культуры явление, этот процесс ведет к тому, что в мире не остается никаких «точек роста», из которых могло бы вырасти что-то, способное к новой форме эволюции, отличной от эволюции на базе западнизма. [49. С. 76]
И действительно, нельзя не согласиться с тем, что «в мире, где люди от Братиславы до Бангкока едят биг-маки, носят джинсы, работают на пиратских копиях Windows и смотрят MTV, культурному многообразию угрожает опасность». [142. С. 40]
Согласно другим взглядам, миру предстоит «фрагментизация культур и межкультурные конфликты» [142. С. 41]. Сегодня этнические и религиозные конфликты приобретают тенденцию к разрастанию. Это также предрекал американский географ, геополитик Э. Хантингтон, говоря о «столкновении цивилизаций».
Глобализацию можно понять, если рассматривать культурные явления в единстве с макроэкономическими и структурно-политическими процессами. Распространение по всему миру западных структур и потребление импортируемых с Запада благ уже само по себе ведет к унификации. Сегодня и до Якутии «добрались» известные западные фирмы, которые открыли здесь свои представительства, магазины: «United Colors of Benetton», «Mexx», «Sisley», «Columbia» и др. Огромное воздействие в передаче западных культурных ценностей имеет сегодня и массмедиа.
В современной глобализации «люди пассивно воспринимают чуждое влияние, безмолвно покоряются мультинациональным концернам, бездумно перенимают представления о морали у героев американских сериалов» [142. С. 41]. Самый яркий пример глобализации - сеть «Макдональдс», которая является как бы посредником распространения мировой культуры еды и безличного общения. Благодаря доступности во всем мире идей, товаров локальные культуры трансформируются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своим и чужим стираются. По мнению немецких специалистов, эта смесь культур наблюдается не только у индивидов, но все более характерна для целых обществ.
В результате перемен, происходящих в мире, даже географические пространства меняют свое значение. На это особенно повлияло поистине знаменательное открытие 20 века, - интернет, которое является всемирной информационной магистралью, позволяющей осуществлять еще более интенсивный диалог культур. Еще в 1987-88 годах известный отечественный мыслитель, литературовед, культуролог Ю.М. Лотман в статьях «Технический прогресс как культурологическая проблема», «Несколько мыслей о типологии культур» выделял четыре типа коммуникации, смена которых влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. Четвертым типом выступает тот культурный тип, «к которому относят современные цивилизации: тип «новых информационных технологий. Последствия изменения типа культурной коммуникации приводят к невиданному ранее расширению информационного пространства, доводя его поистине до планетарных пределов, к диалогу, взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур... » [66. С. 81].
О наступлении электронной коммуникации в 60-е годы также писал М. Маклюэн. Он полагал, что только электронная коммуникация способна преодолеть разобщенность и агрессивность ... и превратить нашу планету в единую «глобальную деревню» высокой культуры. [138. С. 31].
В этой связи А.Н. Кулик говорит о «формировании глобальной информационной цивилизации на основе интернета в гипернет — гипермедийную, инфокоммуникационную инфраструктуру» [62. С. 10].
Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема воспитания при дистанционном образовании
Наше исследование затрагивает проблему воспитания в условиях дистанционного образования, что становится актуальным в связи со значительно ограниченным «живым» контактом педагога со студентами. Поиск путей решения этой проблемы стал предметом данного анализа.
В изучении вопроса приобщения к общечеловеческим ценностям в контексте дистанционного образования (обучения) мы исходим из определения ведущего специалиста в области ДО, зав. лабораторией ДО ИОСО РАО, д.п.н., Е.С. Полат, которая под дистанционным обучением понимает «организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации)» [94. С. 98],
В ДО главной педагогической проблемой является специфический опосредованный характер телекоммуникационного общения субъектов учебной деятельности и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия... Самая главная проблема при этом -отсутствие живого общения, которое при очной форме является для человека наиболее информативным с точки зрения количества вербальной и невербальной (мимика, жесты) информации. В процессе контактного обучения преподаватель, в зависимости от его способности к рефлексии, анализирует и корректирует свои действия, чего не может делать машина, В педагогическом общении студент и преподаватель познают друг друга, обмениваются информацией и ролями, испытывают определенные чувства, что также недоступно машинному варианту [110. С. 5].
Эта особенность непосредственно затрагивает проблему воспитания в современных условиях информационно-коммуникационных технологий.
Как отмечает И.Ф. Харламов, к настоящему моменту произошло определенное содержательное «раздвоение» понятия «воспитание», которое трактуется в широком и узком смысле.
Воспитание в широком смысле рассматривается как овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями и умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными, нравственными, эстетическими и идеологическими отношениями [129. С. 82].
Для нашего исследования больше подходит определение воспитания в его узком смысле - формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений и соотвествующих личностных свойств и качеств студентов (И.Ф. Харламов, 2003).
Как было заявлено выше, целенаправленное эффективное приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования может быть обеспечено при условии, если образовательный процесс осуществляется на основе концепции, рассматривающей воспитание как формирование отношений человека к Миру. Это положение основывается на современных разработках концепций воспитания (И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова [44], В.В. Краевский [60], Н.Е. Щуркова [139], Л.И. Маленкова [73] и др.)
Также при разработке педагогической модели приобщения к общечеловеческим ценностям целесообразно опираться на определение воспитания по Канту, - как приобщения к культуре и вида культуры. Ближайшей целью воспитанна он считал формирование активной личности, обладающей собственным достоинством и уважением к долгу гражданина, готового к выполнению своих обязанностей [38. С. 139].
В качестве одного из путей реализации этой цели выдающийся отчественный педагог А.С. Макаренко предлагал воспитание в коллективе и через коллектив. При этом главным было воспитание не знаний, навыков, умений, а характер, нравственность, привычки социально ценного поведения... [67. С. 13].
Известный ученый Б.Н. Битинас рассматривает воспитание как процесс определения главных компонентов социума, в котором и должны формироваться соответствующие ведущие отношения личности [135. С. 23].
Сам глагол «формировать» имеет значение «придавать определенную форму, законченность, порождать» [86.С. 743]. В этом смысле формирование сходится в значении с воспитанием.
Система воспитания на протяжении нескольких поколений приобщает молодых людей к нравственным нормам и духовным ориентирам. Но со временем средства и способы организации воспитания становятся непродуктивными, особенно в условиях поистине революционного скачкообразного перехода нашего поколения в информационную эпоху.
Таким образом, необходимо найти пути эффективного применения информационно-коммуникационных технологий для воспитания, главным стержнем которого стало бы приобщение к общечеловеческим ценностям, основанное на формировании человека к Миру.
Природа отношения к чему-либо коррелирует с понятием оценивания. В философском энциклопедическом словаре указывается на то, что по существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и, включенных в их круг природных явлений, может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и.т.д. [125. С. 732]. То есть регулятивом отношения выступают ценности. В этом заключается логика нашего выбора формирования отношений к Миру в качестве основы и механизма приобщения к общечеловеческим ценностям.
Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру [125. С. 732].
Методологические и педагогические принципы разработки модели приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного образования
Проблемам повышения эффективности самостоятельной работы, методике ее организации и средств уделяли большое внимание СИ. Архангельский;, Ю.К. Бабанский, MX. Гарунов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров, ПИ. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие.
Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (А.А. Андреев, А.В. Могилев, Г.А. Андрианова, Б.Ю. Щербаков, М.И. Станкин и др.) рассматривают использование системы дистанционного обучения как наиболее перспективное направление, ибо оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной степени самостоятельное и ответственное проективно-шбкое обучение [138. С. 75].
Зарубежные специалисты дистанционного обучения (Б. Холмберг [34], P.M. Деллинг [34], Д. Киган [147], М. Мур [148], М. Колдвелл [143] и др.) также полагают, что администрирование, консультирование, преподавание, работа в группе, проверка и оценка знаний - все эти составляющие обучающего процесса имеют значение лишь в той мере, в какой они оказывают поддержку учащемуся в самостоятельной работе.
Самостоятельная работа в условиях информационного общества касается аспекта самообразования в аутентичной среде Internet, что представляет огромное значение для приобщения студентов к общечеловеческим ценностям.
Образовательное значение интернет неоценимо: это и возможность электронной переписки со сверстником из любой страны мира, это и открытый доступ к удаленным источникам информации, международным библиотекам, новейшим баз данных. В связи с этим необходимо, чтобы студент не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо более важным, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем, и при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и.т.д.
Тем актуальнее и важнее становится задача по обучению иноязычному чтению как главному способу самостоятельной познавательной деятельности, на основе которой в свою очередь студенты приобщаются к общечеловеческим ценностям.
Как было отмечено в теоретической главе, по-настоящему эффективным этот процесс будет, если он строится на принципах активной деятельности. Сами условия ДО требуют активной перцептивной и продуктивной деятельности. Также чтение, как главный способ самостоятельной познавательной деятельности, имеет активный перцептивный характер. Ибо главной психологической характеристикой рецепции (восприятия) является именно ее активность.
Самостоятельная работа студентов может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация реальных или виртуальных студенческих групп взаимопомощи, общающихся через средства телекоммуникации, которые являются специфической организационной формой дистанционного обучения [4].
Кроме того, активизации самостоятельной познавательной деятельности способствует модульная структура дистанционного обучения, эффективно реализующая принципы современной педагогики.
Модуль определяют как учебную единицу, включающую: материалы, которые необходимо изучить; описание действий, направленных на овладение конкретными знаниями, навыками и умениями; тесты для самостоятельной проверки знаний. Характерными чертами модульного обучения являются: ? выделение конкретных целей обучения, ? поэтапное изучение учебных материалов, " постоянная обратная связь (преподаватель - обучаемый), саморегулируемая скорость прохождения материалов курса [65]. С точки зрения дидактики модуль выступает, с одной стороны, в качестве формы организации учебной деятельности, с другой стороны, как средство обучения.
Другим эффективным средством активизации самостоятельной познавательной деятельности в особенности в ДО является практика рейтинга, многобалльной системы оценки, позволяющей, во-первых, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, во-вторых, объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.
Реализация педагогической модели на примере освоения учебного материала (немецкий язык)
Целью первого рецептивно - репродуктивного уровня процесса приобщения к общечеловеческим ценностям явилось формирование представлений об общечеловеческих ценностях на основе формирования отношений человека к Миру. Этот уровень предполагал решение следующих задач:
1. Установка на формирование отношений человека к Миру. Педагогическая модель приобщения к общечеловеческим ценностям в процессе дистанционного обучения характеризуется активной перцептивной познавательной деятельностью студентов. Перцепция является весьма сложным и напряженным процессом, который еще более усложняется при работе с информацией на экране. В связи с этим целесообразно было педагогическую модель приобщения к общечеловеческим ценностям строить на основе основных положений теории установки Д.Н. Узнадзе.
Теория установки явилась важным шагом в создании положительного отношения к учению, ибо на ее основе воспитываются познавательные мотивы студентов. Исследования до психологии и педагогике показывают, что одно из центральных мест в порождении активности личности и ее развитии принадлежит познавательным мотивам. Столь сильное влияние познавательных мотивов на активизацию и успешность познавательной деятельности, и эффективность обучения объясняется тем, что с появлением у человека познавательного интереса происходит перестройка восприятия, памяти, мышления, воображения и других психических процессов, развивающих способности к деятельности, вызвавшей интерес. Таким образом, установка на формирование отношения к Миру создавалась посредством психологического раздражения в виде компьютерной рекламы перед началом курса, периодически повторяясь в новых вариациях от одного модуля к другому в целях ее фиксации.
Согласно теории установки Д.Н. Узнадзе, решающим моментом для установки является проблема внимания, ибо основной функцией внимания считается ... повышение степени ясности и отчетливости возникающего представления [123. С. 281]. Это способствует созданию установки у человека. В условиях дистанционного обучения во многом эта проблема решается за счет учета эргономических требований к разработке самого дистанционного курса, которые призваны возбудить и удержать внимание на том или ином объекте обучения по содержанию курса.
А.М. Кушнир в своей «Педагогике иностранного языка» считает необходимым выделение в отдельный учебный цикл так называемого мотивационного тренинга, куда входит, к примеру, знакомство с историей языка, с его звучанием, географией и.т.д. Практический опыт обучения иностранному языку показывает правомерность такого подхода, ибо в этом случае «язык опредмечивается тотчас, при первом же предъявлении» [68. С. 92]. Содержание мотивационного тренинга и явилось материалом для рекламы.
Реклама как средство установки показала наибольшую эффективность, ибо является неотъемлемыми элементом нашей жизни в особенности у молодого поколения, «выросшего» на ней. Процесс установки включает в себя два этапа: а) возбуждение и б) фиксация. На уровне возбуждения перед началом курса задается установка в виде рекламы изучения иностранного языка посредством дистанционного обучения с его компьютерными и телекоммуникационными возможностями, предоставляющими выход через глобальную сеть в реальную языковую среду. Узловыми моментами этой рекламы стали два аспекта: Формирование отношения человека к самому себе (своей культуре). Здесь, к примеру, рекламируется важность изучения немецкого языка для якутян, которая связана с тем огромным вкладом немецкоязычных ученых в исследование нашей родины с точки зрения истории, языка, культуры, фольклора.
Формирование отношений человека к окружающему Миру, необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям, как полезных, выгодных и необходимых для социализации современного молодого человека, живущего в эпоху глобализации (Ценность как идея полезности — Л,П. Гадзаова), На уровне фиксации происходит повторение уже заданной информации. При первом своем зарождении установка является сравнительно еще не дифференцированным, не индивидуализированным состоянием. И вот для того, чтобы она дифференцировалась как определенная, адекватная для данных условий, становится необходимым повторное предложение соответствующих раздражений [123. С. 203]. В нашем случае через каждый модуль приводится реклама-установка формирования отношений человека к Миру, но уже с новыми аспектами.
2. Обучение просмотровому виду чтения, суть которого - в формировании умения «непосредственно в процессе чтения вырабатывать лредположения о теме и содержании текста и соотносить их со своей заинтересованностью в какой-либо информации по заголовкам, первым нескольким предложениям, заключительным выводам, ключевым словам и словосочетаниям» [36. С. 69]. Поэтому обучать этому виду чтения целесообразно на основе адаптированных или несложных аутентичных материалов, газетных и журнальных статей. Наиболее распространенным методом при этом является составление аннотации к одному или группе небольших по объему текстов с целью выявления главного предмета изложения.
3. Обучение языковой форме, способствующее узнаванию, распознаванию и воспроизведению языковых средств выражения общечеловеческих ценностей. В качестве главного средства обучения здесь выступают перцептивно -репродуктивные компьютерные упражнения в структуре дистанционного курса (на основе программ multiplechoice, gapmaster, unisub, crosswordmaster и.т.д.) способствующие усвоению и закреплению знания по овладению языковой формы. Для упражнений был подобран фразеологический материал, встречающийся в текстах. Компьютерные упражнения уже на первом этапе обучения отвечают задаче высокой мотивационной установки.