Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические аспекты проблемы приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования
1.1. Сущностно-содержательные характеристики процесса приобщения детей к поликультурным ценностям 17
1.2. Теоретико-методологические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования и его педагогического обеспечения 33
1.2.1. Современные тенденции взаимодействия и взаимообогащения культур как пример интеграции поликультурных ценностей народов регионов России 46
1.3. Педагогическое обеспечение процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования 59
1.4. Организационно-педагогические условия эффективности процесса приобщения детей 72
Выводы по первой главе 90
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования
2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям (констатирующий этап эксперимента) 93
2.2. Содержание педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования -программа «Мозаика культур» (формирующий этап эксперимента) 107
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента) 131
Выводы по второй главе 145
Заключение 148
Список литературы
- Теоретико-методологические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования и его педагогического обеспечения
- Педагогическое обеспечение процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования
- Содержание педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования -программа «Мозаика культур» (формирующий этап эксперимента)
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента)
Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из основных задач российской образовательной системы как основного общего (школьного) так и дополнительного образования является воспитание молодого поколения, обладающего высоким уровнем культуры, национального самосознания, межкультурной толерантности; воспитание молодежи в духе гуманистических ценностей, идеалов добра и человеческого достоинства. Современный рост уровня национального самосознания на фоне высокого уровня межнациональной интолерантности общества придают проблеме приобщения детей к достижениям как национальной, так и мировой культуры особую значимость и актуальность.
Направленность российской системы образования на становление ее поликультурности, формирование поликультурных ценностей у учащихся согласуется с социальным заказом в системе образования. Об этом свидетельствуют и законодательные акты, разработанные с учетом общегосударственных, национально-региональных и этнокультурных особенностей полиэтнического российского общества, такие как: Закон Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов России»; «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»; «Национальная доктрина образования в России (на период до 2025 года)», «Комплексная программа реализации поликультурного образования в Российской Федерации на период 2011-2020гг».
Однако современная социокультурная среда чаще выступает в качестве тормоза процесса приобщения детей к поликультурным ценностям, не способствует развитию толерантности общества. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира и уважение к народам как носителям этих культур.
Приобщение детей к поликультурным ценностям может стать механизмом развития толерантного общества, общества, в котором каждый является носителем «мировой культуры». Для реализации этого механизма необходимо создание образовательного пространства, основанного на педагогических идеях гуманизации, гуманитаризации, личной ориентированности, вариативности воспитательного процесса, его поликультурности.
Поликультурное образование в своей основе содержит глубокое знание, понимание и преумножение народной культуры. На сегодняшний момент в системе как общего, так и дополнительного образования существует (на фоне развития его поликультурности) тенденция обращения к народной педагогической практике, что способствует сохранению своеобразия национальной системы воспитания, защите ментальности личности от разрушения этнокультурной самоидентификации. Формирование ценностного отношения к народным традициям, произведениям народного творчества должно быть основано и на осмыслении, и на личностной рефлексии нравственно-эстетического потенциала, духовного богатства искусства своего народа.
Дополнительное образование расширяет возможности основного общего образования в решении проблем приобщения детей к поликультурным ценностям; целостного развития детей, развития их творческих способностей; удовлетворения их социокультурных потребностей, их самореализации. Использование потенциала дополнительного образования, разнообразия его форм позволит оптимизировать процесс воспитания у детей осознанного, эмоционально-ценностного отношения к культуре народа, этнокультурной самоидентификации.
Анализируя научно-педагогическую литературу, касающуюся темы данного исследования, необходимо отметить важные для нас работы, посвященные: поликультурному образованию и воспитанию учащихся (М.М. Бахтин, И.В. Бестужев-Лада, B.C. Библер, Н.Д. Гальскова, А.Н Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Ф.Н. Зиатдинова, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Т.В. Сафонова, Л.Л. Супрунова, Г.С.Трофимова, В.Ю. Хотинец и другие); общей педагогике (Р.М. Асадуллин, В.Л. Бенин, А.С. Гаязов, В.В. Краевский, А.В. Петровский и др.); психолого-педагогическим аспектам поликультурного образования (Л.С. Выготский, В.И. Петрушин, А.З. Рахимов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.В. Филиппова, В.А. Ядов, С.П. Якобсон и др.); методологическим проблемам обучения и эстетического воспитания, в том числе инклюзивного образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Р.Г. Аслаева, Т.М. Бондаренко, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Т.Г. Казакова и др.); этнопедагогическим проблемам образования (К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, З.Г Нигматов, Т.Н. Петрова, А.М. Сафин, Ю.В. Филиппов, Я.И. Ханбиков, В.Ю. Хотинец и др.).
Теоретический анализ исследуемой проблемы, изучение опыта работы образовательных учреждений общего и дополнительного образования в этом направлении обнаруживают ряд существенных противоречий между:
- объективной потребностью приобщения детей к поликультурным ценностям в условиях дополнительного образования и недостаточной разработанностью педагогических основ этого процесса;
- необходимостью оптимизации процесса приобщения детей к поликультурным ценностям и отсутствием условий обеспечения эффективности этого процесса в учреждениях дополнительного образования;
- большими потенциальными возможностями системы дополнительного образования в решении проблемы и их низкой реализацией на практике;
- необходимостью инновационных преобразований в системе дополнительного образования; разработки новых подходов и технологий приобщения детей к поликультурным ценностям и недостаточной подготовленностью педагогов, работающих в системе дополнительного образования к решению данной проблемы.
Таким образом, проблемой исследования является определение педагогических основ приобщения детей к поликультурным ценностям в условиях дополнительного образования; выявление организационно-педагогических условий, способствующих оптимальности этого процесса.
Это определило тему исследования: «Педагогическое обеспечение процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования» и проблему настоящего исследования, которая заключается в выявлении теоретико-методологических и программно-методических основ педагогического обеспечения процесса, а также организационно-педагогических условий эффективности этого процесса.
Цель исследования – научно обосновать, разработать программу приобщения детей к поликультурным ценностям в условиях дополнительного образования как содержание педагогического обеспечения этого процесса и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования – процесс приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – теоретико-методологические и программно-методические основы педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования процесс приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
- выявлены сущностно-содержательные характеристики процесса приобщения детей к поликультурным ценностям;
- процесс педагогически обеспечен, то есть:
* определены теоретико-методологические, и программно-методические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования;
* создана соответствующая толерантная, развивающая культурно-образовательная среда учреждения дополнительного образования;
* обеспечена интеграция основной и дополнительной форм образования, семейного воспитания; межпоколенная преемственность,
* разработана и реализована программа приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования как программно-методическое обеспечение этого процесса;
* выявлены и учтены организационно-педагогические условия оптимальности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования;
- определен критериально-диагностический аппарат исследования уровня знаний о поликультурных ценностях, эффективности программы приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
Теоретические:
- проанализировать степень разработанности проблемы приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования в современной научно-педагогической литературе;
- выявить сущностно-содержательные характеристики этого процесса и организационно-педагогические условия его эффективности;
- определить преимущества и потенциал системы дополнительного образования для организации процесса приобщения детей к поликультурным ценностям.
Методические:
- определить теоретико-методологические и программно-методические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования и его педагогического обеспечения;
- определить критериально-диагностический аппарат для исследования эффективности программы приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования;
Практические:
- разработать программу приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования как педагогическое обеспечение процесса;
- реализовать программу приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования;
- экспериментально проверить эффективность этой программы.
Методологической основой исследования являются диалектическая связь общего и единичного, традиционного и инновационного подходов, деятельности, общения и самопознания важнейших факторов личностного развития; непрерывность и преемственность развития личности, идеи социальной обусловленности развития человека как личности; идеи приоритетности толерантности личности и общечеловеческих ценностей, положения философии гуманизма и гуманистической педагогики. Особо важными методологическими подходами являются системный подход, педагогическая интерпретация отдельных положений синергетического подхода, культурологический подход, диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма; положения о своеобразии и самобытности культур, средовой и личностно-ориентированный подход. Синергетический подход в его педагогической интерпретации определяет парадигмальные идеи нелинейности, открытости, диссипативности систем. Процесс приобщения детей поликультурным ценностям должен ориентироваться на внутренние тенденции самоизменения, которые изначально присущи системе «развивающийся человек». Процесс нелинейного развития индивида как системы сочетает в себе тенденции вариативности и избирательности векторов развития.
Теоретическую основу исследования составляют:
философские и исторические труды, посвященные идеям кросскультурализма (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.А. Данилевский, Э. Мейлер);
синергетические положения о развитии открытых систем, их нелинейной динамике (С.П. Капица, Е.Н Князев, С.В. Кульневич, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, И.Р. Пригожин, С.Г. Хакен, и др.);
психолого-педагогические труды П.П. Блонского, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Н.Н. Малофеева, Л.И. Новиковой, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого, В.А. Сластенина, В.В. Серикова;
- педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др.); педагогика диалога (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад и др.); педагогика свободы (О.С. Газман, А.Г. Асмолов и др.) как основа гуманистической педагогики;
- концепции личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская); культурологическая концепция образования (Е.В. Бондаревская); диалог культур (В.С.Библер); концепция эстетического образования (О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и др.);
- работы по общей и музыкальной психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Леонов, В.И. Петрушин, А.З. Рахимов, В.В. Рыжов, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Рындак, Б.М. Теплов, В.А. Ядов, С.П. Якобсон и др.);
- вопросы фольклорного искусства (В.М. Беляев, Н.В.Ахметжанова, Р.С.Сулейманов и др.);
- положения теории культуроведения (В.Л. Бенин, П.С. Гуревич, М.С. Каган, В.В. Медушевский и др.).
- идеи этнопедагогического образования – К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Л.Н. Бережнова, Г.Н. Волков, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, А.М. Сафин, Т.В. Сафонова, Ю.В. Филиппов, Я.И. Ханбиков, и др.);
- теория педагогической деятельности (Р.М. Асадуллин, В.Н. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);
- концепции внешкольного воспитания, дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, В.А. Березина, Е.П. Голованов, А.В. Золотарева, М.Б. Коваль, А.Б. Фомина, С.Т. Шацкий, И.И. Фришман и др.)
- основные положения педагогической инновационной педагогики (В.А. Сластенин, И.Р. Айдарова, А.И. Субетто, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др.);
- принципы и подходы к проектированию педагогической деятельности (С.Г. Абрамова, В.А. Болотов, А.Я. Данилюк, Г.В. Девятова, В.К. Зарецкий, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий, Е.Н. Шиянов и др.).
Методы исследования.
На различных этапах исследования и при решении отдельных задач применялся широкий спектр методов сбора материала и его обработки.
Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по тематике исследования, интерпретация личностно-ориентированного подхода, обобщение результатов исследования.
Разработка диагностического (констатирующего и контрольного) и формирующего этапов эксперимента.
Эмпирические: наблюдение, сравнение, тестирование, измерение, качественный анализ данных.
Квалиметрические: регистрация, ранжирование, шкалирование, методы математической статистики.
Для оценки валидности и надежности анкет использовали способ оценки, основанный на методе групповых экспертных оценок ГЭО (по шкале желательности Е.С.Харрингтона); при обработке экспериментальных данных методами математической статистики был использован статистический метод анализа данных по К. Пирсону, табличное значение 2.
Экспериментальная база исследования: детская музыкальная школа №1 г. Уфы, уфимская районная музыкальная школа, Школа искусств при Уфимском училище искусств, МБОУ СОШ №№ 34, 20 г. Уфы.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена исходными методологическими положениями. Экспериментальное исследование проводилось с четким соблюдением правил эмпирического исследования; применением методов исследования адекватных предмету, задачам и логике исследования; обеспечено статистической значимостью и выверенностью экспериментальных данных; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Основные этапы исследования.
Теоретико-методологические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования и его педагогического обеспечения
Содержательная сущность понятия о приобщении детей к поликультурным ценностям вмещает в себя процесс, при котором ребенок, в период формирования мировоззрения и мироощущения в поликультурной образовательной среде, приходит к осознанию себя «человеком мира», что позволяет ему на равных взаимодействовать с представителями различных культур. Процесс приобщения детей к поликультурным ценностям как собственно и поликультурное образование должен, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны - формировать у детей умения и навыки толерантного, межнационального общения. Фактором эффективности этого процесса является повышение внимания со стороны государства к проблеме сохранения и развития культурного наследия различных народов России, а также открытость культуры России по отношению к культуре других народов.
Для нашего исследования большое значение имеют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи в педагогике национального и общечеловеческого. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному». Педагогическое обеспечение как деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим»[125].
Приоритетность национального аспекта в образовании и воспитании поддерживается идеями этнокультуры разных народов. В мировом значении данная проблема была обозначена в ряде законодательных актов и манифестов, среди которых по своему значению выделяется международный документ «Декларация Мехико по политике в области культуры». В нем задекларированы такие основные постулаты, которые, с нашей точки зрения, способствуют раскрытию содержания и сущности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям: 1)любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. 2) утверждение культурной самобытности способствует освобождению народов, и, наоборот, любая форма господства является отрицанием этой самобытности или угрозой ее существованию. 3) культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ и каждую группу, заставляя их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур, совместимых со своим характером, и тем самым продолжать процесс самосозидания. 4) ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом. 5) культурные особенности не нарушают единство всеобщих ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными. Многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции. 6) международное сообщество считает своим долгом сохранять и защищать культурное наследие каждого народа. 7) все это требует такой культурной политики, которая бы охраняла, развивала и обогащала самобытность и культурное наследие каждого народа, обеспечивала полное уважение культурных меньшинств и других культур мира. Незнание культуры той или иной группы или её уничтожение обедняет человечество в целом. 8) необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать её уважение [92, с.78-79].
Как отмечает Т.В. Поштарева «Поликультурное образование отвечает не только интересам этноса, но также интересам государства, всего мирового сообщества, оно направлено на развитие сотрудничества и взаимодействия. В последнее время наметилась тенденция к сближению концепций поликультурного, антирасистского и глобального образования вплоть до их объединения» [187, с.23].
При определении параметров освоения культурной грамотности Р.Хенви в рамках освоения кросскультурной грамотности, выделяет четыре уровня: на первом - человек знакомится с поверхностными, бросающимися в глаза особенностями определенной культуры; на втором и третьем -происходит проникновение в сущность глубинных особенностей инокультуры, имеющих отличие от собственной культуры; на четвертом -возможно восприятие чужой культуры глазами ее носителя, взглядом изнутри, и только тогда эта культура воспринимается как что-то понятное и знакомое, но для достижения этого уровня необходима способность человека к эмпатии [160, с.23].
Дж. Бенкс условиями поликультурного образования считает поощрение интегрирования, доступность материалов, изменения культуры самой школы и, ее постоянно действующих программ в той мере, в какой это необходимо для отражения культур и когнитивных стилей обучающихся представителей разных этнических групп, направленности содержания образования на формирование ценностей, отношений и способов поведения, поддерживающих этнический плюрализм,; реализации междисциплинарного подхода [40,с. 110-115].
Таким образом, процесс приобщения детей к поликультурным ценностям в поликультурной образовательной среде оптимизируется за счет его обогащения процессами развития собственных созидательных сил каждого ребенка и развития способности к самоорганизации этого процесса.
В данном аспекте важен диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур. Суть этого подхода заключается не только в процессе приобщения к различным культурам, но и тесного взаимодействия с носителями различных культур. Философско-методологической основой данного подхода является такое понимание диалога, когда все философские системы не отвергаются и даже не снимаются в гегелевском смысле слова, а сосуществуют и взаимодействуют (B.C. Библер).
Гуманизм такого взаимодействия заключается в том, что «каждый субъект культуры должен пережить неполноту бытия перед бесконечным разнообразием всей мировой культуры. В таких условиях единственно разумной и вместе с тем нравственной дорогой подлинного объединения различных культур может быть признан только диалог между ними». «Диалогичность - это особое качество культуры, стремящейся к цельности. Это качество обеспечивает механизм самосохранения и саморазвития культуры, помогает избежать её стагнации, окаменения и ритуализации. Диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт, всегда ищет баланса, компромисса»[47].
Педагогическое обеспечение процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования
В России исследуемая проблема приобщения учащейся молодежи к поликультурным ценностям приобрела особую актуальность в 90-е годы, когда в условиях экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой были характерны необходимость формирования самосознания личности, возрастания роли родного языка, идей народной педагогики и этнопедагогики, что, в конечном счете, способствовало формированию в России гражданского демократического общества, в котором нет и не может быть места проявлению шовинизма, расизма и другим негативным явлениям.
Проблема сохранения национально-культурного своеобразия наиболее ярко проявляется в понимании сути поликультурного образования в процессе приобщения детей к поликультурным ценностям народов регионов России. Культура, также как и поликультура, выступает как источник интеллектуального и нравственного здоровья человека. Для нее характерны особые формы человеческого общения. Вопросы, касающиеся взаимоотношений между людьми, приобретают социальное звучание. Культура направлена на преодоление всего, что ведет «к разобщению людей, к отчуждению ее от общества, а активное общение людей между собой ведет к взаимообогащению культур людей разных национальностей». «Этнопедагогические возможности» культуры [42, с. 197], связанные с народной педагогикой, традициями воспитания на основе обычаев, народного искусства, этнокультуры в виде нравоучения, похвалы, наказания или одобрения пронизывают содержательную сущность произведений народного творчества.
Культурный расцвет народов сопровождается гармоничным расцветом поликультурных эстетических традиций. В художественных проявлениях искусства (в музыкальных, художественных образах, в танцевальной хореографии, в поэтической культуре) отражаются мысли, чувства, менталитет каждого отдельного этноса, его отношение к миру в целом.
Развитие ценностного отношения к народным традициям, к культурному наследию, к культуре и искусству как своего народа, так и других народов России, к мировой культуре должно быть основано на системном и культурологическом, диалоговом (основанном на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма) подходах, на непрерывности этого процесса; на интеграции общего, дополнительного форм образования и семейного воспитания; на средовом и личностно-ориентированном подходах.
Таким образом, теоретико-методологические аспекты процесса приобщения детей к поликультурным ценностям раскрываются благодаря исследованию сущности основных составляющих этого понятия, а также исследованию процесса с позиции синергетического подхода в его педагогической интерпретации.
Современные тенденции взаимодействия и взаимообогащения культур как пример интеграции поликультурных ценностей народов регионов России Приобщение детей к культурным ценностям не только своего, но и других народов - необходимое условие в формировании личности будущего гражданина отечества. Изучение содержательной сущности народной культуры регионов России можно рассматривать как условие для реализации процесса формирования у детей знаний о поликультурных ценностях. Культура вмещает в себя целостную систему, охватывающую социально-общественную жизнь, философские, социальные идеи, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми. В отдельно взятой народной культуре нельзя искать лишь какие-либо отдельные ценности. Многообразие культур означает, что каждый народ вносит свой вклад в общую сокровищницу духовной культуры, создает духовные ценности, которые нередко являются подлинными завоеваниями общечеловеческой культуры. Ведь не случайно в наше время идет процесс общемировой ассимиляции культурных традиций и праздников. Так, например, всем известные зарубежные праздники: «Хэллоуин», «День святого Валентина» и другие постепенно утрачивают свою национальную принадлежность и становятся достоянием всех людей на земле.
Самобытная и богатейшая художественная культура народов регионов России, как и любая другая мировая культура, немыслима без народного творчества, потому что именно в нем сконцентрированы представления, исторический опыт, запечатлена мораль и воплощена эстетика жизни.
По мнению Г.И. Ломидзе, каждая нация значительна и нужна для истории, иначе она не возникла бы, а возникнув, распалась бы мгновенно. Каждая национальная культура, взаимодействуя с другими, воспринимая и преобразуя их опыт, сопоставляя его с собственными традициями, обретает новую энергию для продвижения вперед, развивая свою национальную культуру, причем, это взаимодействие происходит очень активно, культуры как бы чувствуют жизненную необходимость этого взаимодействия [150].
В нашем исследовании рассматриваются материалы поликультурных ценностей творчества регионов России, и в частности, народов Поволжья. Накоплен богатый материал не только об историческом и культурном наследии каждого из народов Поволжья, но и, о содержательной общности и взаимосвязи культур, о дидактических особенностях искусства и культуры народов регионов России. О культурном наследии народов Поволжья пишут
П.А. Апакаев, В.И. Баймурзина, Н.Ю. Бикеева, Г.Б. Поляков, С.Н. Митин, А.Н. Голубкова, Р.А. Чуракова, Ф.Т. Кузбеков, Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, Ф.А. Надршина М.Н. Нигмедзянов, Г.А. Сепеев и др. [17; 32;49;85;158; 159;141; 165; 171; 257].
Рассматривая творчество каждого из народов Поволжья в виде обрядов, народных праздников, игрового фольклора, изделий декоративно-прикладного искусства, вышивки, рисунков, музыки, танцевального творчества можно заметить, что в них присутствуют общие черты, объединяющие и одновременно взаимодополняющие друг друга.
Процесс приобщения детей к поликультурным ценностям можно проводить как на образцах отдельных видов искусств, так и в целом. Мы согласны с мнением Г.С. Голошумовой, которая отмечает, что целесообразно «в зависимости от индивидуальных художественных склонностей, возможностей и интересов бережно погрузить учащихся в систему этнокультурных ценностей, создать реальную основу для вхождения каждого школьника в этнокультурное пространство как самоценное явление, порождающее потребность в продолжении и расширении духовных контактов в современном многонациональном социуме» [84, с. 34].
Народные праздники как часть народной культуры вмещают в себя различные виды искусств, так как представляют собой действие разнообразное по жанрам: в сопровождении инструментальной, вокальной и хоровой музыки ведутся обрядовые игры, танцы в народных костюмах, украшенных вышивкой, с использованием декоративно-прикладной атрибутики.
Содержание педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования -программа «Мозаика культур» (формирующий этап эксперимента)
Первый этап эксперимента был проведен в форме сравнительного анализа результатов сформированности знаний, умений, навыков в процессе приобщения детей к поликультурным ценностям экспериментальных и контрольных групп респондентов. Программа констатирующего этапа исследования решала следующие задачи: 1) выделить основные критерии (компоненты) оценки процесса приобщения подростков к поликультурным ценностям, поддающиеся диагностическому изучению; 2) определить набор методик для изучения процесса приобщения к поликультурным ценностям детей контрольной и экспериментальной групп; 3) провести исследование процесса приобщения к поликультурным ценностям детей контрольной и экспериментальной групп, в соответствии с гипотезой исследования; 4) дать педагогическую интерпретацию выявленным характеристикам эффективности процесса приобщения к поликультурным ценностям детей контрольной и экспериментальной групп.
Констатирующий этап эксперимента, проводимый среди учащихся школ прогнозировал уровень сформированности знаний, умений, навыков в процессе приобщения детей к поликультурным ценностям. На данном этапе решались задачи: 1) выявление содержания и объема знаний о поликультурных ценностных народов России; 2) выявление исходных педагогических условий, препятствующих формированию этнических, поликультурных и общечеловеческих ценностей школьников в образовательном процессе. Перед началом исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детской музыкальной школы №1 г. Уфы, уфимской районной музыкальной школы №2 в селе Дмитриевка, СОШ №№ 20,34 г. Уфы.
Отдельные положения исследования прошли апробацию школе искусств при Уфимском училище искусств. Определение мест проведения экспериментальных исследований было продиктовано спецификой темы исследования, наличием предметов регионального компонента в учебных планах учреждений. Состав выборочной совокупности составил 104 человека детей в возрасте от 11 до 12 лет.
В эксперименте приняли участие детской музыкальной школы №2 уфимского района (констатирующий этап) и учащихся детской музыкальной школы №1 г.Уфы (формирующий этап). Поскольку тематика нашего исследования связана с поликультурным образованием в процессе приобщения детей к поликультурным ценностям народов регионов России, мы решили, что будет уместно сообщить сведения об участниках констатирующего эксперимента по национальной принадлежности и возрастным категориям подростков (см. табл. 2).
По сведениям о национальной принадлежности участников эксперимента можно судить о национальном многообразии народонаселения республики в целом и в данных учебных заведениях в частности.
Итак, процессу приобщения детей к поликультурным ценностям народов России предшествует рассмотрение теоретических основ данной проблемы, выявление компонентов, критериев, показателей и уровней их формирования. Проблема выделения уровней развития процесса приобщения детей к поликультурным ценностям взаимосвязана с проблемой определения критериев ее сформированности. В ходе формирования ценностного отношения учащихся к культуре выделяется система отношений, взглядов, убеждений, благодаря которым ценностное отношение к культуре может быть измерено. Возможность и измерения поликультурных ценностей связана с проблемой выделения критериев и показателей исследуемого нами феномена.
Критерий (от греческого kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация; мерило оценки. По определению В.А. Ядова критериями определения уровня являются: а) принадлежность систем к различным классам сложности; б) специфичность законов и закономерностей каждого уровня; в) подчинение законов и систем низших уровней высшим; г) происхождение систем каждого последующего уровня из основных структур предыдущего; д) образования каждого последующего уровня относятся к образованиям предыдущего как система к своим элементам [259, с. 73].
Определить степень сформированности ценностного отношения учащихся к культуре, сформировать наиболее полное представление о его составляющих (качественных и количественных) можно по показателям, которые характеризуют исследуемое явление.
Личность ребенка (в ее динамическом аспекте) - главный показатель эффективности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям. Это может быть оценено по совокупности компонентов развития личности ребенка: - когнитивного (сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе); - аксиологического (сложившаяся система мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе); - эмоционального (эмоциональная культура, эмоциональная отзывчивость, самоощущение); - деятельностного (соблюдение толерантных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного, толерантного взаимодействия с представителями разных культур).
Итак, сформированность ценностного отношения учащихся к культуре народов регионов России мы рассматриваем, опираясь на когнитивный, аксиологический, эмоциональный и деятельностный критерии.
Когнитивный (интеллектуальный) критерий отражает объем знаний, умений и способностей, необходимых для активного их применения. Показателями данного критерия могут служить: понимание сущности народной культуры, ее традиций, специфики этнокультур народов России, творческая деятельность.
Аксиологический (ценностный) критерий определяет развитость умений и навыков повседневной жизнедеятельности в результате осмысления сложившейся системы мотивов, ценностей, интересов, регулирующих осознание личностной значимости в образовательном пространстве и обоснование выбора способов деятельности.
Эмоциональный критерий определяет степень эмоционально-ценностного развития и отзывчивости учащегося. Эмоциональная культура ребенка, определяют уровень осознания себя не только носителем своей родной культуры, но и осознания себя «человеком мира».
Деятельностный критерий определяет самопознание, саморазвитие, самооценку личности и позволяет вносить изменения в процесс формирования толерантных норм и правил поведения в поликультурном обществе, воспитывает опыт позитивного, толерантного взаимодействия с представителями разных культур.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента)
Актуальность проблемы диссертационного исследования обусловлена тем, что приобщение детей к поликультурным ценностям может стать механизмом развития толерантного общества, общества, в котором каждый является носителем «мировой культуры». Для реализации этого механизма необходимо педагогическое обеспечение этого процесса; создание образовательного пространства, основанного на педагогических идеях гуманизации, гуманитаризации, личной ориентированности, вариативности воспитательного процесса, его поликультурности. В результате исследования установлено, что феномен поликультурных ценностей народов регионов России - уникальное средство воспитания личности, овладения ценностями окружающей среды, гармонизации отношений с окружающим миром. Каждый этнос, имеет свою культуру, обладает неповторимым этнокультурным наследием, традициями, которые обогащены сводом дидактических задач, направленных на решение проблемы этнической преемственности поколений. Культурное наследие любого народа как поликультурная ценность в контексте культуры народов мира предстает как ценность общечеловеческая и становится явлением глобального масштаба в истории человечества. Поликультурная, в частности, этнокультурная парадигма позволяет выдвигать цели и задачи воспитательного процесса, сообразуясь с детерминирующей в обществе системой ценностных ориентиров и возможности коммуникации с культурным прошлым и будущим народов. Образовательная среда (школа и семья) становится транслятором знаний об общечеловеческих культурных ценностях и несет ответственность за формирование самосознания, менталитета и самоидентификации молодого поколения. Это в свою очередь повышает значимость процесса приобщения молодежи к поликультурным ценностям народов, совершенствования знаний, умений, навыков, полученных в ходе изучения основ народной культуры.
В процессе исследования определены теоретико-методологические и программно-методические основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования и его педагогического обеспечения. Выявлены сущностно-содержательные характеристики процесса приобщения детей к поликультурным ценностям. Это процесс развития толерантности, осознанного, эмоционально ценностного отношения ребенка к культуре своего народа, этнокультурной самоидентификации, приобщения к культуре других народов России, мира, становления личности ребенка как носителя «мировой культуры».
Основными механизмами процесса приобщения детей к поликультурным ценностям, развития толерантности личности являются механизм интериоризации, механизм экстериоризации, традиции (традиционный механизм); институциональный механизм развития культуры личности; межличностный механизм; рефлексия (рефлексивный механизм).
В работе представлено содержание педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям народов России в системе дополнительного образования в виде программы «Мозаика культур». Программа приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования «Мозаика культур» как содержание педагогического обеспечения этого процесса направлена на развитие: - эмоционально-ценностного отношения к народным традициям, к культурному наследию, к культуре современности как своего народа, так и других народов России, к мировой культуре как базиса поликультурных ценностей; 149 - толерантности к культуре других народов, навыков взаимодействия с носителями различных культур, как основы процесса приобщения детей к поликультурным ценностям; - рефлексии как степени самосознания и одновременно активного интереса к окружающим людям, событиям.
4. Доказано, что эффективность реализации разработанной программы предполагает учет комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогического обеспечения процесса приобщения детей к поликультурным ценностям в системе дополнительного образования, а именно: - создание толерантной развивающей культурно-образовательной среды учреждения дополнительного образования; условий для развития эстетического, вкуса, рефлексии культуры, творческого, исследовательского потенциала каждого ребенка - создание условий для стремления ребенка к самосовершенствованию и самореализации; осознания им приоритетности гуманистического образа жизни; развития его субъектного отношения и участия в деле сохранения самобытности народной культуры, сохранения и развития ее традиций и обычаев; развития исследовательского интереса к культуре других народов как России, так и мира. - обеспечение непрерывности процесса приобщения детей к поликультурным ценностям, интеграции общего, дополнительного форм образования и семейного воспитания; - согласованность действий педагогов и родителей, развитие опыта толерантного общения и взаимодействия детей между собой, со взрослыми; - вариативность форм, методов приобщения детей к поликультурным ценностям; профессиональная компетентность педагогов системы дополнительного образования, высокий уровень их организационной культуры, инновационного потенциала;