Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Падеро Наталья Владимировна

Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования
<
Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Падеро Наталья Владимировна. Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Новокузнецк, 2004 276 c. РГБ ОД, 61:04-13/1411

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы формирования нравственных ценностей студентов в системе высшего образования ... 14

1.1. Историко-педагогический анализ проблемы формирования нравственных ценностей студентов 14

1.2.Структура и содержание нравственных ценностей студентов университета на современном этапе развития общества 52

1.3. Критерии и уровни сформированности системы нравственных ценностей студентов университета - будущих юристов 78

1.4. Модель формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования 104

Выводы по первой главе 125

ГЛАВА II. Педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования 128

2.1. Гуманитарная среда вуза как условие формирования нравственных ценностей будущих юристов 128

2.2. Самовоспитание в процессе формирования нравственных ценностей будущих юристов 157

2.3. Включение студентов в волонтерскую деятельность как условие формирования их нравственных ценностей 189

Выводы по второй главе 213

Заключение 214

Библиография 217

Приложения 236

Введение к работе

Обострение многих общественных противоречий привело не только к изменению социально-экономической системы в нашей стране, но и к глубокому нравственно-идеологическому кризису. Наблюдается оскудение духовного потенциала общества, потеря многих идеалов, возникновение инфляции нравственных ценностей, что не лучшим образом сказывается на облике современной молодежи. Вызывают тревогу распространение потребительских настроений среди молодежи, падение престижа добросовестного труда, возрастание числа противоправных поступков.

В этой связи одной из важнейших задач высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью формирования нравственных ценностей студентов, ориентирующих будущих специалистов на принятие ответственных профессиональных решений, выбор гуманистической стратегии поведения, поиск путей нравственного самосовершенствования, самореализации. Особенно это касается специалистов юридической профессии, поскольку объектом их профессиональной деятельности является прежде всего человек, имеющий неотъемлемое право на уважение к своему человеческому достоинству, справедливое, гуманное отношение.

Следует отметить, что в педагогической науке изучались вопросы формирования нравственных качеств личности, однако в нынешних условиях развития общества необходимо переосмысление опыта предшествующих поколений в этой области педагогического знания с целью выработки новой системы формирования нравственных ценностей будущих юристов, которая бы эффективно работала в современной исторической ситуации.

Проблема формирования нравственности была в центре внимания прогрессивных педагогов, профессоров и просветителей высшей школы с момента ее основания и нашла свое отражение в трудах И. Ф. Богдановича, Е. Б. Сырейщикова, М. М. Снегирева, Н. И. Новикова, А. А. Прокоповича-Антонского, И. В. Киреевского, С. П. Шевырева, П. Г. Редкина, Т. Н. Гранов-

ского, Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева, С. И. Гессена и др.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что проблема ценностей рассматривалась учеными с точки зрения различных наук.

Философскому аспекту ценностей посвящены работы С. Ф. Анисимова, А.Э. Воскобойникова, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, В. И. Ксенофонтова, М. А. Розова, В. Ф. Сержантова, Ю. М. Смоленцева, В. П. Тугаринова и др.; ценности в социологии исследовали А. Н. Максимов, А. А. Ручка, Я. Щепань-ский и др.; психологический аспект ценностей рассматривали Т.П. Гаврилова, Л. Г. Десфонтейнес, А. В. Петровский, М. С. Яницкий и др.; с точки зрения культурологии ценности изучали Б. Л. Губман, П. С. Гуревич, К. М. Хорун-женко и др.; особенности ценностей в педагогике раскрывали В. П. Бездухов, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, А. И. Шемшурина и др.

Изучением сущности, содержания нравственных ценностей занимались Л.М. Архангельский, А. А. Глухова, Д. М. Гришин, Е. В. Золотухина-Аболина, В. Г. Иванов, В. П. Кобляков, Л. Д. Леутская, Н. В. Рыбакова, В. Н. Сагатов-ский, М. И. Скоморохова, Э. В. Соколов, А. И. Титаренко и др., механизма формирования нравственных ценностей — Б. С. Круглов, Г. И Курган, А. Н. Леонтьев, Б. Д Парыгин, Л. И. Рувинский и др.

В последние годы (1999-2002 гг.) появились работы, так или иначе связанные со становлением ценностной системы учащихся средних учебных заведений. Однако не так много работ, посвященных проблеме формирования нравственных ценностей в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Н. А. Асташовой, Е. Е. Волчкова, Е. П. Марычевой, Н. И. Мироновой, Ю. Г. Фокина, Ши Лонвей, др., исследующих различные аспекты нравственного воспитания студентов.

Вместе с тем, анализ теории и практики формирования нравственных ценностей студентов свидетельствует о том, что недостаточно изученной остается проблема формирования нравственных ценностей студентов в условиях создания гуманитарной среды вуза; отсутствуют современные исследования, связанные с включением студентов в практическую социально значимую

деятельность, осуществляемую во внеучебное время; недостаточно разработаны механизмы стимулирования самовоспитательной деятельности студентов, направленной на формирование нравственных ценностей.

Выявленные недостатки в теории и практике формирования нравственных ценностей студентов объясняются наличием ряда объективно складывающихся противоречий между:

потребностью общества в специалистах-юристах, способных руководствоваться нравственными ценностями в принятии профессиональных решений, и недостаточной сформированностью у них нравственных качеств;

- необходимостью формирования нравственных ценностей у будущих юристов и недостаточой теоретической разработанностью, методической обеспеченностью реализации этого процесса при обучении в вузе.

Необходимость разрешения выявленных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы, ее социальная значимость определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования.

Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей студентов.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования.

Гипотеза исследования: формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования будет обеспечено, если

формирование нравственных ценностей рассматривается как целостный

процесе, охватывающий все стороны педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на основе системного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов, учета исторического опыта формирования нравственных ценностей, определения структуры и содержания нравственных ценностей студентов на современном этапе развития общества;

разработана и функционирует модель формирования нравственных
ценностей будущих юристов, которая обеспечивает направленность воспита
тельно-образовательного процесса на усвоение студентами нравственных
ценностей в качестве своих личностных смыслов;

создана гуманитарная среда вуза путем усиления нравственно ценностного потенциала учебных предметов, организации атмосферы духовности в вузе и интеграции гуманитарных дисциплин, дающих представление о человеке в мире высших, общественно одобряемых ценностей;

осуществляется самовоспитание нравственных ценностей студентами посредством формирования механизмов самосознания личности и нравственной рефлексии;

предусматривается поэтапное включение студентов в волонтерскую
деятельность, направленную на нравственно-правовое воспитание детей, ли
шенных родительской опеки, обеспечивающую их «вхождение» в мир куль
туры и социальную адаптацию.

С учетом выдвинутой цели, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать исторический аспект проблемы формирования нравственных ценностей и современное ее состояние в педагогической теории и практике.

  2. Выявить структуру и содержание нравственных ценностей студенческой молодежи на современном этапе развития общества, определить критерии и уровни их сформированности у студентов университета — будущих юристов.

3. Разработать модель формирования нравственных ценностей будущих
юристов в системе высшего образования, определить и экспериментально

проверить педагогические условия ее реализации в университете.

4. Разработать организационно-методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по формированию нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования.

Методологической основой исследования являются: философское положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности; теоретические положения о системности, научности, связи теории с практикой, аксиологии, роли активной деятельности человека в его личностном саморазвитии, личностного, субъективного фактора в самореализации; идеи гуманизации и гуманитаризации образования; идеи нравственного воспитания, содержащиеся в трудах отечественных ученых и мыслителей; положения педагогических концепций личностно-ориентированного образования; системный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы.

Теоретической базой исследования служат теории: личностных смыслов (А. Н. Леонтьев); усвоения социальных значений (Б. Д. Парыгин); поэтапного формирования умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин); развития личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, IT М Якобсон и др.); гуманизации и гуманитаризации образования (М. В. Артюхов, М. Н. Берулава, Г. Белугина, Л. Г. Викторова, Ф. Каган, В. А. Козырев, Л. А. Коняева, А. М. Новиков, Л. В. Петрова, Л. Е. Сараскина, Ю. В. Сенько, В. И. Шаховский и др.); самовоспитания личности (А. Г. Ковалев, И. А. Донцов, Ю. М. Лагусев, В. Н. Романюта, Л. И. Рувинский, И. И. Чеснокова и др.); нравственной деятельности (М. Н. Аплета-ев, Е. В. Бондаревская, Д. М. Гришин, С. В. Шмачилина, Н. Е. Щуркова и др.); концепция осознанно-эмоционального усвоения нравственности (Л. И. Рувинский).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- теоретические методы: историко-педагогический анализ проблемы

формирования нравственных ценностей; теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме исследования; моделирование;

- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, метод неоконченного тезиса, беседа, контент-анализ взглядов отечественных мыслителей и педагогов на формирование нравственных ценностей, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент;

- методы статистического анализа результатов эксперимента.

Базой исследования явился юридический факультет Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета. Исследованием было охвачено 210 студентов, 50 преподавателей.

Исследование проводилось с 1998 г. по 2004 г. и включало три этапа.

На первом этапе (1998-2000 гг.) на основе историко-педагогического анализа изучалась проблема формирования нравственных ценностей в теории и практике отечественного опыта, осуществлялся сбор и осмысление эмпирического материала, определялись научный и понятийный аппарат исследования, цель, объект, предмет исследования, его гипотеза, задачи, методология и методика организации исследования, происходило изучение структуры и содержания ценностной системы современных студентов, разрабатывалась модель формирования нравственных ценностей будущих юристов в процессе обучения в университете.

На втором этапе (2000-2002 гг.) выявлялись компоненты нравственных ценностей, осуществлялось определение критериев и показателей оценки уровня сформированности нравственных ценностей студентов; разрабатывались и экспериментально проверялись педагогические условия формирования нравственных ценностей студентов, апробировалась разработанная модель, уточнялись положения выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) анализировались, систематизировались и обобщались промежуточные и конечные результаты исследования, прово-

дилась количественная и качественная их обработка, корректировались основные положения гипотезы, уточнялись научно-методические рекомендации по формированию нравственных ценностей студентов, осуществлялось литературное оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены и систематизированы исторические традиции формирования нравственных ценностей студентов в системе высшего образования (обусловленность формирования нравственных ценностей социально-экономической ситуацией конкретного исторического периода; неоспоримая значимость нравственных ценностей в воспитании личности; личностно-ориентированная направленность приемов, средств, методов формирования нравственных ценностей студентов; воспитывающее обучение как обязательное условие формирования нравственных ценностей студентов; этическое просвещение за счет реализации нравственного потенциала гуманитарных дисциплин);

выявлены особенности системы нравственных ценностей современных
студентов (явно выраженная полицентричность ценностей; доминирование
поведенческих и волевых ценностей по сравнению с гуманистическими нрав
ственными ценностями; прагматизм, ориентация на материальные ценности);

уточнено понятие «нравственные ценности» (уточнение состоит в рассмотрении нравственных ценностей как сложных социально-личностных образований, вошедших во внутренние структуры личности в виде нравственных чувств, качеств, идеалов, устремлений, определяющих отношение человека к миру, людям, самому себе на гуманистических основах);

разработан комплекс критериев оценки сформированности нравственных ценностей будущих юристов (когнитивный, эмоциональный, смыслооб-разующий, рефлексивный, деятельностный) и определены их показатели;

разработана и апробирована модель формирования нравственных цен
ностей будущих юристов в условиях высшего образования, рассматриваемая
как сложная система, интегрирующая все виды педагогических взаимодейст
вий преподавателей и студентов в целостный процесс, обеспечивающий в

конкретных педагогических условиях принятие студентами нравственных ценностей в качестве своих личностных смыслов; модель выполняет развивающую, обучающую, смыслообразующую, регулирующую, интегрирующую и защитную функции; структура модели включает целевой, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный компоненты;

определены и экспериментально проверены педагогические условия и средства формирования нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования:

- гуманитарная среда вуза, организуемая на основе: междисциплинар
ной интеграции человекоцентрированых дисциплин, обеспечивающей полу
чение студентами представлений о человеке в мире высших, общественно
одобряемых ценностей; усиления нравственно-ценностного потенциала учеб
ных дисциплин за счет наполнения учебных предметов нравственно-
ценностным содержанием; применения личностно-ориентированных образо
вательных технологий, которым свойственны деятельностно-творческий ха
рактер, диалогичность, предоставление студентам свободы выбора в принятии
самостоятельных решений, направленность на поддержку индивидуального
развития обучающихся; создания атмосферы духовности в вузе путем по
строения субъект-субъектных отношений в диаде «преподаватель-студент» на
нравственной основе;

поэтапное самовоспитание студентов (диагностирующий, ориентирующий, деятельностно-практический, контрольно-оценочный этапы) посредством формирования механизмов самосознания, нравственной рефлексии;

включение студентов в волонтерскую деятельность, направленную на нравственно-правовое воспитание детей, лишенных родительской опеки, обеспечивающую их «вхождение» в мир культуры и социальную адаптацию.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении теоретико-методологических оснований (принципы, цели, функции, задачи, содержание, признаки); систематизации исторических традиций; разработке педагогических условий и средств формирования нравственных ценностей

будущих юристов в системе высшего образования; методической оснащенности, направленной на активизацию нравственно-ценностного потенциала студентов.

Практическая значимость исследования состоит в реализации в образовательном процессе вуза модели формирования нравственных ценностей будущих юристов; разработке программы интегративного спецкурса этической направленности «Ценностные основания жизни человека»; программы «Нравственное и правовое воспитание детей детского дома», которая осуществлялась в волонтерской деятельности студентов; организационно-методического обеспечения процесса формирования нравственных ценностей студентов, включающего планы, программы, методические и дидактические материалы; научно-практических рекомендаций по формированию нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования, которые могут быть использованы и в системе повышения квалификации юристов.

Выводы и результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в преподавании гуманитарных дисциплин (иностранный язык, философия, история, теория государства и права, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и другие дисциплины) в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование нравственных ценностей будущих юристов является
целостным процессом педагогического взаимодействия преподавателя и сту
дентов на основе системного, личностно-ориентированного и аксиологическо
го подходов, учета исторического опыта, определения структуры и содержа
ния нравственных ценностей и рассматривается нами как сложная система,
включающая целевой, содержательный, организационно-технологический,
оценочно-результативный компоненты, обеспечивающие в конкретных педа
гогических условиях принятие студентами нравственных ценностей в качест
ве своих личностных смыслов.

2. Нравственные ценности студентов рассматриваются нами как социаль-

но-личностные образования, которые сформировались на основе усвоенных личностью гуманистических норм общечеловеческой морали и вошли во внутренние структуры личности в виде нравственных чувств, качеств, идеалов, устремлений, определяющих отношение человека к миру, людям, самому себе на гуманистических основах.

  1. Критериями оценки уровня сформированное системы нравственных ценностей студентов являются: когнитивный, эмоциональный, смыслообра-зующий, рефлексивный, деятельностный.

  2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования нравственных ценностей будущих юристов, являются:

гуманитарная среда вуза, организуемая на основе: междисциплинарной интеграции человекоцентрированных дисциплин, обеспечивающей получение студентами представлений о человеке в мире высших, общественно одобряемых ценностей; усиления нравственно-ценностного потенциала учебных дисциплин за счет наполнения учебных предметов нравственно-ценностным содержанием; применения личностно-ориентированных образовательных технологий, которым свойственны деятельностно-творческий характер, диало-гичность, предоставление студентам свободы выбора в принятии самостоятельных решений, направленность на поддержку индивидуального развития обучающихся; создания атмосферы духовности в вузе путем построения субъект-субъектных отношений в диаде «преподаватель-студент» на нравственной основе;

поэтапное самовоспитание студентов (диагностирующий, ориентирующий, деятельностно-практический, контрольно-оценочный этапы) посредством формирования механизмов самосознания, нравственной рефлексии;

включение студентов в волонтерскую деятельность, направленную на нравственно-правовое воспитание детей, лишенных родительской опеки, обеспечивающую их «вхождение» в мир культуры и социальную адаптацию.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими положениями; использованием систем-

ного подхода; опорой на данные современных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; этапным характером экспериментальной работы; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальных данных; репрезентативностью выборки участников эксперимента; использованием статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования, его основные теоретические и практические положения и выводы докладывались и получили одобрение на Всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: «Новые технологии подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях» (г.Новокузнецк, 2000); «Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе» (г.Кемерово,2001); «Социально-психологические проблемы развития личности» (г.Тамбов,2001); «Проблемы модернизации образования: региональный аспект» (г. Пенза, 2002); «Повышение качества образования в современных условиях» (г.Новокузнецк, 2002); «Научное творчество молодежи» (г.Анжеро-Судженск, 2002); «Образование в третьем тысячелетии: проблемы и перспективы» (г.Новокузнецк, 2002); «Проблемы национально-регионального компонента в условиях модернизации образования» (г.Новокузнецк, 2002); «Проблемы обеспечения качества университетского образования» (г.Кемерово,2004); в сборниках научных трудов: «Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя в условиях модернизации образования» (г.Новокузнецк, 2003); «Повышение качества подготовки учителей в условиях непрерывного образования» (г.Новокузнецк, 2004).

Результаты исследования внедрены в практику работы Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета. Основные аспекты проведенного исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора.

Историко-педагогический анализ проблемы формирования нравственных ценностей студентов

В процессе профессиональной подготовки в вузах исключительно важное значение имеет воспитание личности будущего специалиста на приоритете нравственных ценностей.

Для разработки проблемы формирования нравственных ценностей будущих юристов прежде всего необходимо определить методологические основы нашего исследования.

Одним из методологических оснований нами избран системный подход. Ключевым понятием данного подхода является «система». В нашей работе мы опираемся на понимание системы, предложенное В.П. Кузьминым. Он рассматривает систему как «определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями» [109, с. 16].

Системный подход требует комплексного изучения процесса формирования нравственных ценностей студентов как многомерного целого, системы. Он позволяет исследовать специфические особенности процесса формирования нравственных ценностей определенных исторических периодов, а также выявить общие тенденции его развития. С позиций системного подхода возможно рассматривать процесс формирования нравственных ценностей студентов как явление целостное само по себе и в отношении к системе высшего порядка, то есть ко всей системе образования, неотъемлемой частью которой этот процесс является.

Системный подход во взаимосвязи с личностно-ориентированным позволяет всесторонне исследовать изучаемый объект - процесс формирования нравственных ценностей. При личностно-ориентированном подходе в образовательном процессе во главу угла ставится личность, ее самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [226].

Личностно-ориентированный подход обеспечивает гуманное отношение к личности; поддержку ее индивидуальности; удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов; свободу выбора содержания и путей получения образования; способы самореализации личности в культурно-образовательном пространстве [35].

Для нашего исследования значим вывод Т.И. Кульпиной о том, что, личностно-ориентированный подход к образованию способствует становлению системы ценностей личности [111, с.16]. Значимость его состоит в том, что в процессе усвоения нравственных ценностей происходит не просто их «приращение», а «встреча» содержания нравственных ценностей с субъективным опытом личности, своеобразное преломление этого содержания через ее внутренние структуры, превращение нравственных императивов в личностные смыслы, являющиеся основаниями жизнедеятельности человека.

Не менее важной методологической основой исследования является аксиологический подход, значимость которого определяется тем, что «основным условием адекватной реализации личностных свойств выступает не столько операциональная сторона деятельности и общения, сколько именно мотивационная, потребностно-оценочная, ценностно-ориентационная» [8,с325]. Система ценностей человека, смыслообразующие мотивы его деятельности определяют отношение человека к окружающему миру, людям, самому себе. В этом смысле ценностный аспект образования является системообразующим в нравственном воспитании личности. Аксиологический подход помогает определить круг наиболее значимых аксиологических ориентиров, обусловливает содержание и характер направленности процесса формирования нравственных ценностей, ценностное восприятие субъектами данного процесса, как отдельных сторон жизни, так и собственной личности. С позиций системного, личностно-ориентированного, аксиологического подходов мы анализируем содержание процесса формирования нравственных ценностей, идеи, методы, подходы к проблеме формирования нравственных ценностей, которые существовали, изменялись, дополнялись в ходе развития отечественной педагогической мысли.

Выделенные нами подходы взяты за основу при исследовании теоретического и практического опыта в области формирования нравственных ценностей личности.

При изучении опыта нравственного воспитания в отечественном высшем образовании нам представляется возможным применить историко-педагогический анализ, который дает ясное представление о ценностном содержании нравственного воспитания на различных этапах исторического развития, о возникновении нового в теории и практике формирования нравственных ценностей личности, предоставляет возможность творческого использования педагогического опыта прошлого в сегодняшних условиях.

Анализируя процесс формирования нравственных ценностей в контексте исторического развития российского общества, мы пытались отразить преемственность прогрессивных педагогических идей прошлого и настоящего в области нравственного воспитания. В ходе анализа мы опирались на изучение культурных памятников прошлого - текстов, официальных документов, литературных источников, публикаций исследователей. Проблема формирования нравственных ценностей рассматривается нами только в условиях высшего образования.

Историко-педагогический анализ проблемы формирования нравственных ценностей с позиций системного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов позволяет нам выделить пять периодов:

В Древней Руси воспитание детей происходило по принципам наследования и преемственности в передаче опыта предков на основе традиций, обычаев народа, с целью подготовки детей к труду. В передаче опыта были заложены нравственные ценности, которые отвечали той или иной степени развития человеческих отношений. Воспитательный аспект традиций состоял в выработке у подрастающего поколения определенных привычек в общении с другими людьми, основанных на таких нравственных ценностях, как «вежливость, тактичность, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей» [9,с.11 ].

Критерии и уровни сформированности системы нравственных ценностей студентов университета - будущих юристов

Логика исследования на данном этапе требует учета уровня сформиро-ванности системы нравственных ценностей студентов при разработке модели формирования нравственных ценностей будущих юристов.

Система нравственных ценностей студентов-будущих юристов в нашем исследовании включает устойчивую совокупность нравственных приоритетов, определяющих отношение студентов к миру, людям, самим себе, а также успешную реализацию их будущей профессиональной деятельности. В качестве нравственных приоритетов нами выделены следующие нравственные ценности: гуманность, ответственность, трудолюбие, коллективизм, терпимость. Выбор перечисленных нравственных ориентиров в качестве стержневых обусловлен несколькими обстоятельствами:

- во-первых, эти понятия входят как обязательный компонент в любые гуманистические системы морали;

- во-вторых, их формирование обусловлено спецификой общественных отношений настоящего временного периода, их востребованностью в социуме;

- в-третьих, данные нравственные ценности, на наш взгляд, являются важнейшими и определяют сущность нравственных отношений человека к окружающему миру, следовательно, они должны занимать в структуре нравственного сознания студентов приоритетное, определяющее положение;

- в-четвертых, данные нравственные ценности обладают интегральным характером, что обусловливает и гарантирует включение в них ряда других важнейших нравственных образований (так, понятие «гуманность» охватывает целый ряд нравственных ценностей: альтруизм, бескорыстная помощь, доброта, любовь и уважение к человеку, милосердие, отзывчивость и др.; интегральный характер коллективизма обеспечивает проявление таких нравственных образований, как дисциплинированность, инициативность, чувство долга, обязательность, чуткость, взаимопомощь и взаимоподдержка и прочее). Включение в перечисленные понятия широкого круга ценностей обусловливает одновременное усвоение студентами других нравственных ценностей;

- в-пятых, значимость формирования перечисленных нравственных ценностей обусловлена спецификой труда работников правоохранительных органов, заключающейся в том, что объектом их деятельности является человек, его жизнь и здоровье. Так, в процессе отправления правосудия судья должен нести ответственность за вынесение справедливого приговора, проявлять терпимость, уважение к человеческому достоинству гражданина. Большое значение для судьи имеет трудолюбие, которое предполагает добросовестное, скрупулезное изучение обстоятельств каждого дела. При раскрытии преступлений в условиях высокого нервного напряжения от представителей органов внутренних дел требуется слаженная, четкая работа в коллективе, умение согласовывать свои действия с другими людьми, проявлять взаимовыручку, взаимопомощь, способность сочувствовать чужой беде, нести ответственность за свое поведение, последствия своих действий. Адвокату необходимо умение проявлять терпимость к своему подзащитному, обладание эмпатией, способностью найти нужный тон, форму общения.

Для решения задачи определения уровня сформированности системы нравственных ценностей студентов необходимо было разработать комплекс критериев оценки сформированности системы нравственных ценностей студентов.

В Большой Советской Энциклопедии критерий (от греческого kriterion -средство для суждения), определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки» [33, Т.13, с.450 ].

Изучение научных работ, посвященных проблеме критериев и уровней сформированности системы нравственных ценностей показало, что данная проблема рассматривается исследователями в контексте определения критериев нравственной воспитанности. Понятия «критерии сформированности нравственных ценностей» и «критерии нравственной воспитанности» трактуются исследователями как синонимичные [181; 214].

Определение общего критерия нравственной воспитанности дает И.С. Марьенко - «Это способ или признак, на основе которого устанавливается продвижение личности в своем нравственном развитии на относительно завершенном этапе обучения и воспитания» [131, с.535].

Обзор литературы свидетельствует о довольно многочисленных исследованиях проблемы критериев применительно к школьному возрасту. Однако в отношении критериев сформированное системы нравственных ценностей студенчества наблюдается недостаточная разработка данной проблемы.

Ученые выделяют разнообразные критерии нравственной воспитанности: совокупность нравственных качеств (Т.Н.Курилова, Н.И.Монахов и др.)» интегральное нравственное качество (Т.Ф. Лысенко и др.); отношения (Л.Д. Ле-утская, Н.Е. Щуркова и др.); доминанту нравственных проявлений (Т.А. Сте-фановская); внутренние психические структуры личности (А.В. Зосимовский, Г.П. Савкина, Н.В. Фролова и др.) [78; 113; 120; 125; 139; 181; 204; 214; 225].

В ходе исследования выяснилось, что существует два подхода к определению критериев. Сторонники первого подхода (Т.Н. Курилова, К.Л. Лебедева, Н.И. Монахов, Т.А. Стефановская и др.) [113, 116, 139, 204] основываются на вьщелении внешних поведенческих проявлений личности, не раскрывают внутренних психологических механизмов этого процесса. Так, Т.Н. Курилова критериями нравственности считает три «собственно моральных качества»: трудолюбие, коллективизм, честность. Выбор данного критерия автор объясняет тем, что в отличие от других элементов в структуре личности эти качества имеют явное внешнее проявление и поддаются непосредственной регистрации [113].

Н.И. Монахов в качестве критериев нравственной воспитанности выделяет общественно-значимые нравственные качества, по наличию и проявлению признаков которых определяется уровень воспитанности личности [139].

Гуманитарная среда вуза как условие формирования нравственных ценностей будущих юристов

Процесс формирования нравственных ценностей студентов — будущих юристов как неотъемлемая составляющая целостного образовательного процесса происходит на фоне гуманизации деятельности высшей школы. Важнейшим направлением осуществления идеи гуманизации системы образования является процесс гуманитаризации образования. Здесь необходимо уточнить понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» относительно сферы образования.

Термин «гуманизация» в образовании, по мнению авторов-составителей Российской педагогической энциклопедии (1993г.), отражает сущность гуманистической педагогики, в центре внимания которой — «уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» [166, с.239].

В понимании термина «гуманитаризация» в образовании мы опираемся на определение, предложенное А.М.Новиковым: гуманитаризация есть «формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем»[148,с.54].

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что многие исследователи, занимающиеся проблемами гуманизации и гуманитаризации образования (М.В.Артюхов, В.С.Безрукова, М.Н.Берулава, Л.Г.Викторова, А.С.Запесоцкий, Л.А.Коняева, А.М.Новиков, Л.Е.Сараскина, Ю.В.Сенько, Ю.Г.Фокин, В.И.Шаховский и др.) тесно увязывают эти два понятия [15; 24; 26; 27; 43; 75; 100; 148; 183; 184; 210; 219 ].

Мы разделяем мнение вышеперечисленных исследователей и полагаем, что основной точкой сопряжения понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» является обращенность образования к культуре человека, духовной стороне личности, приоритету нравственных ценностей.

Анализ литературы по проблеме гуманитаризации образования показал, что сегодня в педагогике гуманитаризация рассматривается в четырех аспектах: как средство гуманизации; как условие «вхождения» учащегося в культу ру; как процесс, усиливающий гуманитарный потенциал естественных, математических, технических и собственно гуманитарных дисциплин; как принцип организации учебного процесса на основе интеграции гуманитарного, естественнонаучного знания [97; 148; 184; 207].

Для нашего исследования важно, что гуманитаризация образования направлена на создание в вузе специально организованных условий, ориентирующих систему образования на студента - субъекта образовательного процесса, на развитие его неповторимой личности, которое происходит путем усвоения им выработанных человеческим опытом духовно-нравственных ценностей, что обусловливает его естественное «вхождение» в социальную жизнь, в культуру.

Понятие «специально организованные условия» связано с понятием «среда» образовательного учреждения, в которой протекает процесс формирования нравственных ценностей студентов. Изучение педагогической литературы показало, что в большинстве источников за единицу среды принимается пространство образовательного учреждения [121; 184 ].

Механизм влияния среды на развитие человека подробно описан Л.С.Выготским. Он утверждал, что «психическая природа человека — это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры. Перенесение внутрь внешних социальных отношений между людьми является основой построения личности» [49, с. 224 ].

По нашему мнению, одним из условий эффективности процесса формирования нравственных ценностей студентов может быть создание специально организованной гуманитарной среды вуза, являющейся гуманистической и культуросозидательной по своей сущности.

Анализ литературы показал, что не всякая образовательная среда является гуманитарной. Наличие определенных качеств позволяет характеризовать ее как гуманитарную. Рассмотрение исследуемого понятия с точки зрения ряда авторов (Л.Г.Викторова, Ф. Каган, В.А.Козырев, Л.А.Коняева, А.А.Новикова, Л.В.Петрова, Л.Е.Сараскина, Ю.В.Сенько, З.В.Смирнова, др.) [43; 87; 97; 100; 150; 183; 184; 196] позволило нам определить следующие особенности гуманитарной среды вуза:

- наличие социально-значимых целей;

- воспитывающая и личностно-развивающая направленность;

- культурологический характер;

- наличие определенной морально-психологической обстановки в вузе;

- применение технологий, содержащих активные методы обучения на гуманистической основе.

На основании проведенного анализа литературы по проблеме гуманитаризации образования, исходя из целей нашего исследования, мы приходим к следующему определению. Гуманитарная среда вуза — это образовательное пространство, создаваемое специально организованной системой средств, форм и методов учебной и внеучебной деятельности студентов с целью формирования у них личностной системы нравственных ценностей.

Включение студентов в волонтерскую деятельность как условие формирования их нравственных ценностей

На данном этапе исследования возникла необходимость включения студентов в волонтерскую деятельность с целью формирования их нравственных ценностей. При этом мы опирались на положения: 1) личностный смысл нравственных ценностей выявляется в деятельности, совершаемой студентами; 2) формирование нравственных ценностей происходит в нравственной деятельности, которая совершается ради нравственной цели и побуждается нравственными мотивами: желанием совершать добро, стремлением осуществить свой долг перед другим человеком, оказать помощь и поддержку нуждающимся. Здесь мы считаем необходимым уточнить понятие «нравственная деятельность».

Анализ литературы показал, что ряд ученых (М.Н.Аплетаев, Е.В.Бондаревская, Д.М.Гришин, С.В.Шмачилина, Н.Е.Щуркова и др.) занимался исследованием нравственной деятельности как педагогического понятия [12; 34; 65; 223; 225].Так, Е.В.Бондаревская считает, что нравственная деятельность представляет собой деятельность нравственного сознания, направленную на регуляцию поведения нормами морали в любой сфере жизнедеятельности личности. Ученый утверждает, что нравственная деятельность - сторона любой деятельности: учения, труда, общественной работы, общения, самосовершенствования [34,с.П]. Как видно, ученый считает, что в любом виде деятельности можно выделить нравственный аспект, главное, чтобы осуществляемая деятельность соответствовала нравственным нормам.

Несколько иное толкование нравственной деятельности предлагает Д.М.Гришин. Нравственная деятельность определяется им как форма и средство реализации сознательно принятого школьником этического решения. Осуществление преподавания и учения как нравственной деятельности, по мнению автора, является основным условием соединения обучения с нравственным воспитанием. Преподавание и учение по своим основным целям и мотивам направлены на создание блага для личности и общества. Знания основ наук только тогда приобретают ценность, когда они накапливаются и используются исключительно в гуманных целях. Это, как справедливо считает Д.М.Гришин, становится возможным лишь при соответствующей нравственно-гуманистичекой направленности обучения [65, с.42, с14].

Более расширенное понятие нравственной деятельности мы находим у Н.Е.Щурковой. Она выделяет два вида нравственной деятельности: первый вид — нравственно-ориентированную, под которой понимает все виды деятельности школьника, содержащие в себе элемент нравственной ориентации на интересы другого человека, и второй вид — собственно нравственную деятельность, имеющую исходным мотивом «заботу о другом человеке»[225, с.145-146]. Содержанием нравственной деятельности, как полагает ученый, могут являться все виды человеческой деятельности. Функция нравственной деятельности — объективация нравственного отношения, включение каждого учащегося в нравственное деяние. Организация нравственной деятельности строится на функциональном механизме: что? для кого? зачем? -и на операционном: как? Создание нравственной среды в учебном заведении невозможно без организованной нравственной деятельности учащихся. Создание в учебном заведении нравственной ориентации всех видов деятельности имеет своим результатом опыт положительных переживаний в связи с деятельностью «для другого человека».

Подобной точке зрения на понимание нравственной деятельности придерживается М.Н.Аплетаев, трактуя рассматриваемое понятие как интегра-тивный вид деятельности, пронизывающей все другие виды человеческой деятельности (учебную, трудовую и пр.), сознательно совершаемой по нравственным мотивам, нравственно оправданными средствами и направленной на достижение нравственной цели - общего блага и целостного развития личности. В то же время нравственная деятельность рассматривается автором как относительно самостоятельный вид деятельности и решающий фактор воспитания и развития нравственной личности [12,с.15].

С.В.Шмачшшна, разделяя точку зрения М.Н.Аплетаева, подчеркивает, что воспитание нравственной личности происходит успешно, если оно организовано в логике нравственной деятельности, которая основана на взаимодействии, нравственном содействии, сотрудничестве и взаимопомощи всех ее участников [223, с.42].

Как видим, в педагогике не существует однозначного определения нравственной деятельности. Однако приведенные точки зрения не исключают, а дополняют друг друга. В свете нашего исследования важным является то, что для формирования нравственных ценностей студентов становится условием лишь нравственная деятельность, обогащенная нравственной мотивацией, нравственно значимой целью и совершаемая нравственно оправданными средствами.

На наш взгляд, одной из форм нравственной деятельности является волонтерская деятельность.

Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций [195, с.45].

Под волонтерской, или добровольческой, деятельностью мы понимаем стремление людей самостоятельно принимать нравственные решения о бескорыстной помощи нуждающимся и воплощать их в жизнь, совершая нравственный выбор.

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностей будущих юристов в системе высшего образования