Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Шакирова Елена Александровна

Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования
<
Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шакирова Елена Александровна. Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Шакирова Елена Александровна;[Место защиты: Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет].- Оренбург, 2014.- 224 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся в системе СПО 21

1.1. Правовая культура обучающихся как педагогический феномен 21

1.2. Возможности правового просвещения учреждений среднего профессионального образования при формировании правовой культуры обучающихся 41

1.3. Характеристика структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры 65

Выводы по первой главе 89

Глава 2. Экспериментальная проверка структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования 92

2.1. Логика, задачи, инструментарий экспериментального исследования по реализации модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся спо 92

2.2. Апробация организационно-педагогических условий реализации структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры 107

2.3. Динамика эффективности реализации структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся СПО 139

Выводы по второй главе 165

Заключение 168

Список использованной литературы

Возможности правового просвещения учреждений среднего профессионального образования при формировании правовой культуры обучающихся

С целью обоснования содержания и структуры сложносоставного понятия «правовая культура обучающихся» необходимо изучение дефиниций «культура», «правая культура», «правовая культура личности».

В основе дефиниции «правовая культура» лежит основополагающий термин «культура», который происходит от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование.

Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на повышенный интерес к понятию «культура» в различных общественных науках, единого определения и согласованности мнений о его содержании нет.

Понятие «культура» в общеупотребительном смысле означает совокупность способов и приемов деятельности человека, которая передается последующим поколениям в предметных, объективированных формах (произведения искусства, литературы, средства и способы трудовой деятельности и т. д.). Культура имеет огромное значение для общества. Она развивает сущностные силы и потенции человека, служит своеобразным мостом поколений, вектором всей социальной истории. Вместе с тем культура наполняет человеческую деятельность особым значением социального ограничения. В этом смысле культура - высокозначимый социальный регулятор, непреходящая ценность, которая распространяет свое влияние на все сферы практической деятельности. В более узком понимании - это жизненный опыт, нормы, знаковые системы и т. д.. Культура классифицируется по видам: материальная (материальные ценности, техника, произведенный опыт, промышленные и социальные технологии, ноу-хау и г, д.) и духовная (наука, религия, искусство, литература, философия, мораль в т. г.) (Т.В. Синюкова) [181].

Философский подход к пониманию термина «культура» позволяет определять его как: «совокупность усвоенных социально передаваемых форм поведения или обычаев» (Ф. Кизинг) [267]; «внутренний, индивидуальный, высокоразвитый духовный мир личности» (И. Хейзинг) [226]; «освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности» (А. Молль) [120]. Здесь в основу понимания культуры закладываются, с одной стороны, активная творческая и созидательная деятельность человека, а с другой стороны, культура определяется как результат научных достижений и прогресса.

Исследователями (В.А. Малаховым, Т.Б. Сергеевой и др.) отмечается, что в современной науке доминирует деятельностный подход к обоснованию понятия «культура», выявляющий непосредственную связь культуры с предметно-преобразующей деятельностью человека. На наш взгляд, такой подход позволяет всесторонне рассматривать культуру как результат деятельности человека, но не позволяет глубоко обосновать культуру с позиций личностных качеств человека, что является достаточно важным, в педагогической деятельности. Современная образовательная практика требует рассмотрения понятия «культура» с позиции отражения нормативных феноменов в сознании личности (в системе интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида), социальных групп и общества в целом [187,228].

Рассматривая понятие «культура» в рамках правового подхода, исследователи отмечают отсутствие четких граней между правовой культурой и об щей культурой. Правовая культура выступает компонентом общественной жизни и ключевым фактором создания правового общества и правового государства. Правовая культура является обширной частью культуры и одной из категорий права, социологии, философии. В частности, В.А. Медведев отмечает, что правовая культура – это «разновидность общей культуры, представляющей собой меру освоения и использования накопленных человечеством ценностей, передаваемых в порядке правопреемственности от поколения к поколению» [117]. Такой подход, затрудняет выявление особенностей, которые характеризуют сущностное содержание понятия правовая культура. Мы считаем, что в рамках педагогической науки необходимо исходить из того, что правовая культура имеет собственную систему ценностей, которые требуют всестороннего и детального осмысления с позиции характеристики личности обучающегося. Так в качестве структурных элементов правовой культуры Г.И. Балюк выделяет: само право (объективное и субъективное), правосознание, правовые отношения, состояние законности, уровень совершенства законотворческой деятельности, правоприменительной и иной правовой деятельности [12] .

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле она включает в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения. В широком смысле правовую культуру общества можно определить как степень развитости и роли в данном обществе права, правосудия, законности, отношения к праву государственных органов и общественного сознания (М. Stolleis) [262].

Характеристика структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры

Понятийное поле термина на основании анализа выделенных определений позволяет сделать вывод об отсутствии единства в дефиниции «правовое просвещение». Современным исследователями понятие «правовое просвещение» определяется как: распространение, трансляция, ретрансляция, деятельность, формирование, предоставление определенной правовой информации. Нет единства в понимании, каково содержание передаваемой правовой информации, разные авторы к ней относят: знания о гражданских правах и обязанностях, базовые знания в области права, распространение правовых идей и ценностей. Расходятся авторы и в определении конечной цели правового просвещения, ее определяют как: формирование правовых знаний, правовой культуры, правосознания, навыков по овладению механизмами реализации и защиты своих прав и др.

Анализ научной литературы в свете нашей проблемы позволил выделить ряд положений, которые позволили конкретизировать авторское значение определения «правовое просвещение обучающихся СПО»: - правовое просвещение можно определить как просветительско информационную деятельность, содержательным компонентом которой вы ступает трансляция правовой информации в контексте формирования высо кого уровня правовой культуры и образованности личности обучающихся; - правовое просвещение призвано обеспечить накопление правовых знаний, формировать устойчивую правовую позицию, транслировать пони мание социальной ценности права, владение правоприменительной практи кой; - реализация приоритетных направлений правового просвещения может быть возложена на государственные, образовательные и общественные организации, обладающие определенными ресурсами для формирования правовой культуры обучающихся.

На основании вышеизложенного, не претендуя на окончательное решение поставленной проблемы, предлагаем рассматривать правовое просвещение как информационно-просветительскую деятельность, осуществляемую с привлечением образовательно-воспитательных и общественных ресурсов, обеспечивающую накопление правовых знаний обучающихся, устойчивую позицию по отношению к праву и законности как социальной ценности, овладение умениями применять законы в реальной практике.

Такая интерпретация дефиниции позволяет рассматривать правовое просвещение как деятельность, в качестве совокупных элементов которой выступают: цель (конечный результат), принципы (основные направления достижения цели), содержание (фактический материал), методы (действия педагога и обучающегося для передачи, переработки и восприятия правового содержания), средства (способы «работы» с содержанием), формы (логическое завершение процесса).

Работы Ю.В. Мазеиной, Н.А. Стефановской, Н.И. Элиасберг и др. привели нас к выводу о том, что правовое просвещение призвано оказывать влияние на формирование правовой культуры личности: «правовое просвещение служит росту общей юридической культуры и образованности населения» (Ю.В. Мезеина) [110]; «посредством правового просвещения происходит формирование правовой культуры» (Н.И. Элиасберг) [242]; «правовое просвещение – это способ передачи духовной культуры, с которым связано духовно-нравственное обновление общества» (Н.А. Стефановская) [195].

Формирование правовой культуры происходит в процессе деятельности по правовому просвещению посредством: «распространения знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации»; «предоставления необходимых базовых знаний в области права, ... приобретения навыков по овладению механизмами реализации и защиты своих прав»; «противодействия правовому нигилизму, коррупционным проявлениям, ксенофобии, профилактика правонарушений». Правовое просвещение выступает одним из способов «привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их» [167].

Правовое просвещение способно оказывать влияние на воспитание, образование и развитие личности; в процессе правового просвещения происходит формирование мировоззрения, повышается правовая осведомленность, информированность; правовое просвещение позволяет компенсировать недостатки в правовом образовании, обеспечивает профилактику отклоняющегося поведения. Правовое просвещение дает возможность: развить у обучающихся устойчивое уважение к закону; повысить уровень юридической грамотности; преодолеть правовой нигилизм; создать систему стимулов к законопослушному поведению; внедрить в сознание идеи добросовестного соблюдения правовых норм и исполнения правовых обязанностей.

Сегодняшним выпускникам среднего профессионального образования кроме профессиональных знаний, навыков и умений необходимо приобрести определенный уровень правовой культуры, обеспечивающий их успешную адаптацию в сфере общественных отношений. Однако результаты исследований показывают, что большинство обучающихся в СПО имеют недостаточный уровень правовой грамотности, испытывают затруднения в понимании правовых терминов и понятий. Многие обучающиеся занимают негативную позицию по отношению к праву и закону, допускают негативные высказывания в адрес правовой системы государства, демонстрируют нетерпимое отношение к окружающим, позволяя конфликтное поведение.

Апробация организационно-педагогических условий реализации структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры

На основе вышеизложенного цель структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования ориентирована на формирование их правовой культуры, проявляющейся в уважении к закону и правопорядку, в социально значимом и правомерном поведении. Выделенная цель обоснована потребностью «трансляции и ретрансляции правовых знаний, культуронаследования, преемственности и взаимовлияния общечеловеческих моральных ценностей, правовых идей, приобщения человека к исто-рико-культурному наследию предшественников» [187, с. 13].

Согласно цели были определены следующие педагогические задачи: расширение знаний обучающихся о праве, о необходимости правового регулирования общественных отношений; формирование понимания обучающимися значимости права для регулирования организационных процессов на производстве, связанных с будущей профессиональной деятельностью; вооружение обучающихся актуальными правовыми знаниями, умениями и навыками, влияющими на формирование профессиональных качеств, применяемых в профессиональной деятельности; выявление потребности обучающихся в получении правовых знаний; ознакомление обучающихся с путями получения правовых знаний; разъяснение значимости правового образования для профессионального роста; стимулирование потребности обучающихся в получении правовых знаний и приобретении опыта правовой деятельности влияющих на формирование правовой культуры обучающихся, как востребованного качества личности.

В основе методологического компонента разработанной модели лежат научные подходы и принципы, определяющие эффективность правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся.

В методологии научного исследования подход определяется как использование системы понятий, применяемых для обобщения педагогической практики; содержание педагогической деятельности, организованной посредством ведущих идей и принципов; система методов, приемов и способов, обеспечивающих достижение желаемых результатов. Э.Г. Блауберг и И.В. Юдин рассматривают методологический подход как общий принцип, определяющий «стратегию исследования» [17, с. 271]. В настоящее время высказывается идея о том, что необходимо использование совокупности методологических подходов в связи с тем, что многоаспектные и сложные явления нельзя рассматривать односторонне.

В соответствии с вышеизложенным, в качестве методологической основы нами были выбраны наиболее оптимальные научные подходы, адекватные цели нашего исследования: личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный.

Выбор личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.) обусловлен его целостным характером, позволяющим решать задачи, направленные на формирование ответтвенного поведения, самосознания, самовоспитания, сохраняя свободу и индивидуальность каждого обучающегося [26, 70, 71,72, 249]. Положения данного подхода способствуют актуализации интеллектуальных возможностей обучающегося, позволяют ему стать подлинным субъектом правовых отношений, в процессе которых он будет реально обладать субъектными полномочиями и умело использовать правовые знания и опыт правовой деятельности в повседневной жизни.

Деятельность педагога, основанная на положениях личностно-ориентированного подхода, предполагает выстраивание эффективного взаимодействия с обучающимися, позволяет увидеть в каждом из них уникальную личность с ее индивидуальными особенностями и притязаниями; ориентирует педагога на создание поля выбора для обучающихся содержания, форм и способов правового просвещения, на отказ от авторитарного воздействия, на обеспечение информационно-правовой поддержки.

Смысл аксиологического подхода (А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Е.Н. Шиянов и др.) раскрывается посредством признания необходимости решать задачи «гуманистически ориентированного образования», направленного на создание ценностей, необходимых современному обществу [182, 236]. Важность аксиологического подхода определяется тем, что он обеспечивает повышение уровня правовой культуры обучающихся СПО и обусловливает взаимодействие с миром и окружающими людьми на основе сформированных ценностей: личность, права человека, справедливость, законодательство, право, равенство людей и т.п. Аксиологический подход предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, посредством приобщения воспитанника к различным пластам культуры [236]. Ценность данного подхода состоит в том, что он позволяет создать условия, необходимые для интериоризации общественно-значимых ценностей, созданных в области права, во внутренние установки обучающихся СПО, обусловливающие формирование мышления законопослушного гражданина. Как показывает педагогическая практика, правовая культура у индивидуума не развивается сама по себе. Усвоение ее ценностей может происходить лишь в процессе определенной деятельности. Исследования Л.С. Выготского, С.Л. Леонтьева и др. позволяют констатировать, что формирование качеств личности происходит в процессе деятельности [113]. Именно в процессе деятельности формируется отношение человека к окружающему миру, происходит целостное и всестороннее развитие его как личности. Значение деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) состоит в возможности активного взаимодействия обучающегося и педагога [39, 58, 225]. Положения подхода позволяют: выявить особенности взаимодействия педагога и обучающегося в процессе правового просвещения; обосновать положение о том, что формирование правовой культуры происходит посредством применения разнообразных форм и методов правового просвещения; учитывать особенности просветительско-информационной деятельности именно в системе СПО.

Правовое просвещение обучающихся как средство формирования правовой культуры основано на следующих принципах.

Принцип гуманистической направленности определяется ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3, п. 1.3) [207] и предполагает выстраивание взаимоотношений педагога и обучающегося в направлении свободного развития личности обучающегося, духовного и культурного становления посредством воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

Динамика эффективности реализации структурно-функциональной модели правового просвещения как средства формирования правовой культуры обучающихся СПО

Выбор методов определялся целями, принципами, содержанием организуемого процесса, соответствием возрасту обучающихся, уровню их подготовки.

В процессе экспериментального исследования было выявлено, что традиционные методы в большей степени ориентированы на формирование правовых знаний, оценок и убеждений, однако недостаточно эффективны при формировании опыта общественных отношений, умений и привычек социально-ориентированного деятельностного поведения. В этой связи возникла потребность в поиске инновационных методов, оказывающих влияние на личность и усиливающих эффективность формирования правовой культуры личности.

В качестве ведущих методов правового просвещения, которые были апробированы, и их эффективность доказана в процессе экспериментального исследования, следующие инновационные методы: метод аргументов, метод case-study, метод сторитейллинга, метод панельной дискуссии.

Оценочный компонент структурно-функциональной модели правового просвещения включает характеристику динамики уровневых показателей сформированности правовой культуры обучающихся (высокий, средний, низкий) по когнитивному (критерий - правовая грамотность: знание норм права, владение правовыми понятиями, понимание структуры органов власти и их полномочий, информированность, критичность к правовой информации), мотивационному (критерий - правовая позиция: понимание значимости закона и правопорядка, негативное отношение к противоправным действиям и поступкам, осознание правовой ответственности), деятельностному (критерий -правовая деятельность: соблюдение правовых норм, умения и навыки применения права, социально активная деятельность, умение защищать права) компонентам и соответствующим показателям.

Структурно-функциональная модель правового просвещения как средство формирования правовой культуры обучающихся СПО характеризуется рядом функций: – информационной, в ее основе лежит сообщение определенной правовой информации обучающимся, необходимой для осуществления целенаправленной просветительно-информационной деятельности, и распространение правовых знаний без навязывания системы взглядов, на основе свободы выбора правовой позиции; аналитической, обеспечивающей на основе анализа правовой информации адекватность, осознанность уяснения сообщаемых правовых сведений и знаний, формирование системы взглядов на основе признания ценностей права, приоритетов правового решения проблем, признания основных прав человека высшей ценностью с целью развития устойчивых убеждений, переходящих в навыки сознательно правомерного поведения; коррекционной, направленной на диагностику и профилактику отклоняющегося поведения, позволяющие восполнить пробелы в правовом образовании или в правовых знаниях, не полученных или не освоенных по каким-либо причинам, на любом этапе развития личности.

В разработанной модели обоснованы этапы формирования правовой культуры обучающегося: интуитивно-бытовой (слабое владение правовой информацией (от случая к случаю), демонстрация интуитивного способа защиты прав, осведомленность о правах и обязанностях понаслышке (либо совсем их не знает); формально-правовой (осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к законодательству и правовым явлениям); осознанно-правовой (владение способами защиты прав и свобод, умение самостоятельно защитить свои права, социально активное правомерное поведение, инициативность в различных сферах общественной деятельности).

Структурно-функциональная модель правового просвещения как средство формирования правовой культуры обучающихся СПО может успешно действовать в педагогически комфортной среде, то есть в определенных педагогических условиях (В.И. Андреев) [6]. Условия – значимые обстоятельства, от которых зависит высокий уровень профессионализма деятельности и профессионализма личности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается [82, с. 5, 497].

Анализ педагогических интерпретаций данного понятия показывает, что большинство ученых трактуют педагогические условия как совокупность мер, направленных на совершенствование образовательного процесса. А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева и другие рассматривают педагогические условия как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют успешному протеканию какого-либо процесса, и обеспечивающие искомый уровень сформированности определенных качеств личности [228].

В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность повышения правовой культуры в процессе правового просвещения являются следующие организационно-педагогические условия: - привлечение общественных ресурсов с целью накопления и распространения правовой информации; - использование ситуаций нравственно-правового выбора для формирования устойчивой правой позиции личности; - использование разнообразных форм и методов просветительско-информационной деятельности, обуславливающих развитие навыков правовых действий обучающихся. Первое организационно-педагогическое условие - привлечение общественных ресурсов с целью накопления и распространения правовой информации.

Похожие диссертации на Правовое просвещение как средство формирования правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования