Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ПИСАТЕЛЯ И ЕГО РОЛИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Марксистско-ленинское учение о нравственно-эстетическом идеале личности. Понятие о нравственно-эстетическом идеале в искусстве и отражение его в творчестве писателя 10
1.2. Педагогические основы формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале в процессе изучения литературы как учебного предмета 35
1.3. Психологические предпосылки формирования понятия о сущности нравственно-эстетического
идеала в процессе изучения творчества писателя ... 59
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА) 7
2.1. Формирование установки на изучение личности и творчества А.П.Чехова как основы процесса формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале 77
2.2. Формирование понятия о нравственно-эстетическом идеале писателя и его роль в становлении идеалов учащихся 118
2.3. Формирование нравственно-эстетического идеала личности на обобщающем этапе изучения творчества писателя 167
ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е 189
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Марксистско-ленинское учение о нравственно-эстетическом идеале личности. Понятие о нравственно-эстетическом идеале в искусстве и отражение его в творчестве писателя
- Педагогические основы формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале в процессе изучения литературы как учебного предмета
- Формирование установки на изучение личности и творчества А.П.Чехова как основы процесса формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале
Марксистско-ленинское учение о нравственно-эстетическом идеале личности. Понятие о нравственно-эстетическом идеале в искусстве и отражение его в творчестве писателя
В Материалах ХХП съезда КПСС важное место отводится вопросам формирования нового человека и указывается, что социалистическое общество: располагает большими возмонностями для все более полного и гармонического развития граждан нашем страны. В период развернутого строительства коммунизма в СССР первоочередной становится задача активного, целенаправленного формирования духовных интересов и потребностей личности /12, с.63/.
Всестороннее развитие личности - понятие диалектическое, ибо оно обусловлено общественными потребностями своего времени и представляет собой максимально возможное в данных исторических условиях развитие всех способностей и дарований человека. Этапы социалистического строительства в нашей стране обусловили разработку требований, предъявляемых к всесторонне развитой личности, цели и задачи формирования ее.
Особенность старшего школьного возраста - повышенный интерес к самопознанию, самовоспитанию, а также стремление расширить и углубить социальные связи и взаимодействия. Поэтому так важно выработать у старшеклассников способность самим оценивать и формировать свои моральные качества, поведение, а, следовательно, и умение выбирать обоснованные ценностные ориентации.
Мировоззрение школьников складывается в процессе взаимодей - II ствия образования и воспитания, имеет под собой базу в виде основ наук, отражающих различные формы бытия, и воспитательного процесса, направленного на постижение этих форм человеческих взаимоотношений. Иными словами, оно формируется под влиянием самых различных факторов в жизни молодого человека.
Важность складывающейся жизненной позиции определяется тем, что она поможет школьнику, будущему гражданину, точнее определить свое место и роль в окружающей действительности, свой взгляд на мир, становится основой его всестороннего развития;
Основоположники научного коммунизма рассматривали сущность человека через его труд, так как только в труде человек реализует и утверждает свои духовные силы, способности и дарования. "Труд, - писал Ф.Энгельс, - источник всякого богатства, утверждают политико-экономисты.., Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека" /3, с.486/. Трудовая, производственная деятельность человека играет решающую роль в формировании и развитии способности понимать, оценивать и создавать прекрасное, самому творить по законам красоты, добра и справедливости. Только в процессе общественного труда возникает потребность в идеале. М.Горький писал: "Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье" /56, 2, сЛ28/. Поэтому человек только тогда может состояться как личность, когда в процессе достижения поставленной сверхзадачи, сверхцели, т.е. идеала пол - 12 -ностью реализует свои способности и возможности.
Рассматривая идеал с различных точек зрения, видим, что, с одной стороны, он отражает основные тенденции и закономерности развития определенного класса в процессе общественной практики, а с другой стороны, является такой категорией, которая определяет высшие (для определенной исторической эпохи) цели, основные мотивы творческой деятельности людей,
Педагогические основы формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале в процессе изучения литературы как учебного предмета
Проблема взаимосвязи и взаимодействия нравственного и эстетического занимает не только философов, но в последнее время ей уделяется много внимания и в педагогической науке. Особое значение эта взаимосвязь приобретает в осуществлении целей и задач эстетического воспитания, где понятия прекрасного и нравственного неразделимы. По мнению великого русского критика В.Г.Белинского, "кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами, чью грудь не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галантерейную вещь, годную для украшения комнаты, и дивится в ней одной отделке; кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки, тот не человек, хотя бы он умел болтать о Россини, о Роберте-дьяволе, о чугунных дорогах и паровых машинах. Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности"
Выработка в сознании и поведении человека нравственно-эстетических критериев в отношении к действительности: к людям, к себе, к обществу в целом, к труду, к природе, к искусству, и как высшее выражение этого отношения - формирование нравственно-эстетического идеала личности - и есть главная задача коммунис - 36 -тического нравственно-эстетического воспитания.
На нынешнем этапе коммунистического строительства, в решениях съездов КПСС, документах партии, отмечается, что эстетические проблемы должны приобретать все большее политическое звучание в произведениях искусства, отражающих жизнь в свете нравственно-эстетического идеала. Нравственно-эстетическое воспитание - неотъемлемая часть коммунистического воспитания, а потому школа учит не просто умению наслаждаться красотой, умению находить и создавать прекрасное в окружающей действительности, но вырабатывает у школьника активную жизненную позицию, формирует марксистско-ленинское мировоззрение учащихся, способных с точки зрения .коммунистического нравственно-эстетического идеала дать оценку явлениям искусства и действительности. Говоря о важности формирования коммунистического мировоззрения учащихся, А.И.Буров отметил, что необходимость воспитания эстетических потребностей и эстетических вкусов молодого поколения в их единстве с политическими и нравственными взглядами и убеждениями поставлена решениями партии как насущная задача воспитания коммунистического сознания человека нашей эпохи /131/.
Формирование установки на изучение личности и творчества А.П.Чехова как основы процесса формирования понятия о нравственно-эстетическом идеале
Формирование нравственно-эстетического идеала учащихся включает в себя несколько аспектов, так как в процессе работы приходится решать задачи как общего, так и более частного порядка, а именно:
1) формирование представлений о проявлениях прекрасного в жизни и в искусстве, образного представления о прекрасном человеке; воспитание эстетического вкуса, правильных эстетических оценок и суждений;
2) формирование умения воспринимать произведение искусства в гармоническом единстве формы и содержания; развитие эстетического чувства и воображения на примерах высоких образцов искусства и явлений окружающей жизни;
3) изучение нравственно-эстетических идеалов писателей, чье творчество в неповторимых конкретно-чувственных образах отражает идеалы своей эпохи;
4) выработка способности соотносить идеалы определенной эпохи с собственными, уже сформировавшимися или формирующимися под влиянием определенных эстетических факторов.
Целью нашего исследования явилась разработка конкретной деятельности учителя и учащихся по формированию понятия о нравственно-эстетическом идеале лисателя в процессе литературно-художественного образования, ибо основой для формирования нравственно-эстетического идеала школьника на уроках литературы является постижение сущностных черт нравственно-эстетических идеалов писателей, чье творчество в ярких и неповторимых образах фиксирует не только их собственные, но и общественные идеалы эпохи. Причем, само формирование представлений о нравственно-эстетическом идеале писателя и складывается в процессе синтеза таких важных компонентов, как изучение личности самого писателя, выразителя определенных нравственно-эстетических идеалов, что связано с выявлением авторской позиции в отношении определенных общественных явлений, системы его философских взглядов. И дело не в том, что .личность писателя оказывает прямое нравственно-эстетическое влияние на личность школьника, ибо не каждому писателю довелось, как Байрону, с оружием в руках отстаивать счастье и свободу народа, или, как Рылееву, подымать своими песнями людей на борьбу и остаться верным своим идеалам даже в страшный час гибели на царском эшафоте. Зачастую мировоззрение писателя во многом сложно и противоречиво, а иногда, по современным понятиям, и вовсе ошибочно, однако мы должны дать школьникам возможность познакомиться с личностью писателя, так как это пробудит у них интерес к мировоззренческим вопросам, заставит задуматься над проблемами взаимоотношений личности и общества, человека и искусства; смысла жизни, гуманизма, патриотизма и т.д.