Содержание к диссертации
Введение
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования развитой, духовно богатой личности 9
1.2. Мировая художественная культура как средство эстетического воспитания младших школьников. 33
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 66
2.1. Экспериментальная программа по курсу «Мировая художественная культура» в начальных классах 66
2.2. Методика ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры в общеобразовательной школе 83
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 147
3.1. Констатирующий эксперимент 147
3.2. Формирующий эксперимент 153
3.3 Контрольный эксперимент 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 183
- Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования развитой, духовно богатой личности
- Экспериментальная программа по курсу «Мировая художественная культура» в начальных классах
- Констатирующий эксперимент
Введение к работе
Актуальность исследования. В преддверии второго тысячелетия всё чаще встаёт вопрос о будущем нашего образования, о школе XXI века. Учёные и педагоги анализируют ситуацию, которая складывается в системе народного образования нашей страны. Выводы неутешительны: отечественное образование переживает затяжной кризис, подобный тому, какой охватил все сферы жизни нашего общества.
В настоящее время российские учёные и педагоги предлагают для обсуждения различные концепции новой школы, В этих концепциях особо подчёркивается значимость культуры в формировании и определении духовного идеала, способствующего развитию личности. Человек культуры - вот идеал, на который должны быть направлены все усилия новой школы.
Всё очевиднее становится факт, что многочисленные проблемы нашей жизни в основном сводятся к общей - проблеме культуры человека, которая вмещает в себя и духовность, и нравственность. Культура человека - проекция его внутреннего мира, поэтому важно на раннем этапе обучения и воспитания сформировать у детей систему ценностей, воспитать культуру восприятия, чувств. И в этом огромную роль играет искусство, которое как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в человеке эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, дающее возможность ощущать истинную меру ценности явлений окружающего нас мира.
Таким образом, назрела необходимость создания гуманистической, куль-туроориентированной школы, в которой особая роль отводится эстетическому воспитанию.
В процессе формирования у учеников способности понимать прекрасное и через искусство приобщаться к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества важную роль играет новый предмет - мировая художественная культура, который был введён в программы общеобразовательных школ сравнительно недавно, в конце 70-х годов. Автором первой программы явля- лась кандидат педагогических наук Л.М. Предтеченская. Основная цель базового курса, рассчитанного на старшеклассников, - воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего.
Для того чтобы решать эти сложные, но необходимые, поставленные самой жизнью задачи, требуется качественно новый подход к построению всей системы обучения в средней школе, в том числе и на начальном этапе. Именно начальная школа должна заложить те основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения в средней школе.
Современная школа взяла курс на развивающее обучение, которое охватывает все возрастные ступени, начиная с младших школьников. В рамках системы развивающего обучения стало возможным введение в учебную программу начальных классов интегрированного курса «Мировая художественная культура» - предмета, имеющего большие возможности не только в области эстетического воспитания младших школьников, но и в решении самых различных воспитательных и познавательных задач. Уроки МХК в начальных классах призваны познакомить школьников с различными видами искусства, накопить эстетические впечатления и образы, пробудить интерес к произведениям искусства, подтолкнуть к осознанному творческому процессу; воспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства; воспитать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Проблема преподавания курса МХК в целом и в начальных классах - в частности является актуальной в отечественной педагогике. На страницах журналов «Искусство в школе» и «Начальная школа» до сих пор происходит обсуждение дискуссионных вопросов, возникающих в практике преподавания школьного курса МХК, Наиболее острые вопросы связаны с отсутствием пол- ноценных учебников и конкретных методик, неясны и принципиальные аспекты этого курса: его цели, задачи, внутренняя структура, связь с содержанием других гуманитарных предметов и т.п.
Актуальность и значимость темы, недостаточная её разработанность в педагогической науке обусловили выбор темы исследования «Педагогическое руководство процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры».
Цель исследования - разработка эффективной методики педагогического руководства процессом ознакомления младших школьников с элементами мировой художественной культуры и на этой основе повышение эффективности их эстетического воспитания и духовного развития личности.
Объектом исследования был определён учебный процесс в гимназическом классе мальчиков и, в частности, уроки МХК в начальных классах.
Предмет исследования: содержание, формы и методы преподавания курса «Мировая художественная культура» в начальных классах.
Проблемой исследования является разработка, научное обоснование и опытно-экспериментальная проверка экспериментальной программы и методов (средств, приёмов и т.д.) преподавания элементов мировой художественной культуры в начальных классах общеобразовательной школы.
В основу исследования положена гипотеза, которая является предположением о том, что интегрированный курс МХК, введённый в учебный план начальной школы, может выступать важнейшим средством формирования эстетически развитой личности каждого ученика, эмоционально-чувственного и интеллектуального развития учащихся при условии разработки и использовании в педагогической практике эффективных методов обучения, то есть при условии эффективного педагогического руководства.
Цель исследования и гипотеза определили решение следующих задач: 1. Раскрыть проблему эстетического воспитания как важнейшего элемента целостной системы формирования личности, лежащего в основе гуманизации и гуманитаризации образования.
Выявить место и роль мировой художественной культуры в эстетическом воспитании младших школьников.
Раскрыть и научно обосновать эффективные педагогические пути, методы и средства преподавания МХК в начальных классах.
Разработать экспериментальную методику преподавания мировой художественной культуры в начальных классах (экспериментальную программу и методические рекомендации).
Методологической основой исследования явились труды видных учёных - педагогов, психологов, философов, посвященные вопросам эстетического образования и развития личности в обществе: Валицкой А.П., Гончарова И.Ф, Кабалевского Д.Б., Квятковского Е.В., Кудиной Г.Н., Кузина B.C., Лихачёва Б.Т., Никандрова Н.Д., Новлянской З.Н., Овсянникова М.Ф., Полуянова Ю.А., Разумного В.А., Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В., Шпикаловой Т.Я. и др.
Важное значение для выполнения этой работы имели научные труды отечественных дидактов и психологов: Выготского Л.С, Давыдова В.В., Занкова Л.В., Эльконина Д.Е. и др., а также авторов и составителей программ по мировой художественной культуре: Киященко Н.И., Предтеченской Л.С., Солодов-никоваЮ.А.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были применены следующие методы: теоретический анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения, искусствознанию; анализ учебных планов и школьных программ по мировой художественной культуре и другим предметам художественного цикла; методический анализ выпускаемой литературы, применяемой на уроках МХК в начальных классах; изучение и обобщение опыта методистов, учителей начальных классов, студентов педколледжа (специальность - «Учитель начальных классов»), ведущих работу по эстетическому воспитанию младших школьников; - наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся; беседы, опрос, анкетирование учеников начальных классов и студентов педколледжа; психолого-педагогический развивающий эксперимент; изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, сочинений, художественных поделок и т.п.)
Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней школе №4 г. Сыктывкара Республики Коми с 1993 по 1999 годы.
Научная новизна исследования состоит в определении содержания курса «Мировая художественная культура» в начальных классах, а также в разработке методических основ преподавания мировой художественной культуры в начальных классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём определяется оптимальный объём учебного материала из области мировой художественной культуры, которым способны овладеть младшие школьники. В ис-; следовании разработан и предлагается комплекс методов обучения, который может быть использован учителями начальных классов, приступающих к изучению нового курса.
На защиту выносятся следующие положения:
Мировая художественная культура является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников, способствующим формированию развитой, духовно богатой личности.
Для организации занятий по мировой художественной культуре в начальных классах необходимо выполнение следующих условий: а) конкретизация задач обучения с учётом возрастных особенностей младших школьников; б) определение оптимального содержания курса МХК; в) выбор эффективных методов и форм обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации сделаны сообщения на республиканских научно-практических конференциях: «Инновационные процессы в образовательных системах Республики Коми» (1996 г.), «Новые подходы в подготовке педагогических кадров в Республике Коми» (1997 г.). Для учителей начальных классов, директоров и завучей школ республики ежегодно проводились открытые уроки; материалы исследования освещались на курсах повышения квалификации в Республиканском институте повышения профессиональной квалификации работников народного образования. На основе исследований составлена программа и методические рекомендации по преподаванию мировой художественной культуры в начальных классах, с которыми знакомятся выпускники Сыктывкарского педколледжа №1 (специальность - «Учитель начальных классов»).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования развитой, духовно богатой личности
Неуверенность в завтрашнем дне - примета времени. Всё явственнее встают проблемы подростков, ощущающих свою никчемность, неприкаянность, невостребованность. Пустота души, одиночество, отчаяние - вот постоянное состояние, свойственное внутреннему «Я» молодого поколения. В средствах массовой информации приводится неутешительная картина так называемой «чёрной дыры», в которой «гибнут надежды людей на стабилизацию жизни, рушатся планы, летит в пропасть ещё недавно, казалось, такое близкое выстроенное будущее: своё, детей...» («Красное Знамя», 1996, 12 апреля). Республиканская газета называет страшные цифры о количестве самоубийств: в Республике Коми, а далее констатирует, что «страшнее физического самоубийства - убийство души, человеческого Я».
Российская молодёжь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей. Разрушены идеалы, в которые верило старшее поколение. На смену социализму, где человек чувствовал себя социально защищенным, мог получить бесплатное образование, не бояться остаться без работы, пришёл «дикий» капитализм. В общественном сознании, и особенно сознании подрастающего поколения, образовался духовный вакуум, следствием которого стало распространение безнравственности, бездуховности.
Как противостояние общему кризису, в стране растёт желание сохранить, возродить, защитить культуру - как духовную, так и материальную. Выполнение этой миссии возложено прежде всего на школу, поэтому и встал вопрос об осуществлении образовательной реформы на «переходном этапе к новому состоянию общества» [173, С.9]. Реформа общего и профессионального образования является необходимостью, которая продиктована, с одной стороны, мировыми технологическими сдвигами, глобальными изменениями в мышлении современного человека, а с другой - «рецидивами безумных приступов национальной нетерпимости, военной агрессивности, кризисом взаимного доверия народов и составляющих их "атомов"— человеческих индивидуумов». В настоящее время в стране обозначились процессы, которые ведут к смене не только мышления, но и менталитета общества и индивида. Изменения, затрагивающие всю структуру общества, знаменуют переход человечества от техногенной к антропогенной цивилизации, в которой ключевую роль будут играть творческие потенции человека [173, С.9].
В поисках новых путей развития отечественной школы некоторые работники народного образования увлечены опытом зарубежных школ, особенно американской и японской. При этом забывается, что в США насаждают прикладные знания, давят на учащихся практицизмом и утилитарностью. Американские педагоги определили опасный результат такого воспитания и образования: это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью. На первом плане - функциональность человека: какой он конкурент, специалист и т.п.
Примерно такой же результат имеет японская система образования, цель которой — не человек как творческая единица, а деловой человек. Отсюда — перегрузка сферы ума, памяти и умений. Это сугубо авторитарная школа, школа несвободы, школа тренинга.
Экспериментальная программа по курсу «Мировая художественная культура» в начальных классах
В то время, когда осуществляется переход к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной школе, внедрение курса МХК в начальных классах является общественной потребностью, на удовлетворение которой и направлено это нововведение. Именно уровень и характер общественных потребностей определяют направленность и успех работы по внедрению новшеств [113, СП].
Вводимые экспериментальные курсы во многих школах России показывают, что уроки МХК в начальных классах призваны познакомить школьников с различными видами искусства, накопить эстетические впечатления и образы, пробудить интерес к произведениям искусства, подтолкнуть к осознанному творческому процессу; воспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства; воспитать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Но анализ предметов, уже вошедших в учебные планы многих школ различных районов России, показал, что все учителя-практики берутся за изучение только какого-то одного раздела мировой художественной культуры: это может быть, и чаще всего, отечественная культура, национальная культура региона, а также знакомство с Библией и христианской этикой. Как бы интересны и важны ни были эти разрозненные программы, они не дают ребёнку целостного представления о мире и о месте человека в этом мире, не раскрывают сути непрерывного, диалектического процесса взаимопроникновения культур. Автором диссертационной работы предлагается включить в учебный план начальной школы изучение именно мировой художественной культуры, как и задумывался этот курс Л. Предтеченской.
Для реализации задач, поставленных перед школой, на уроках МХК в начальных классах необходимо познакомить учеников с мифами, легендами, сказками народов Древнего Египта, Древней Греции, Междуречья (Месопотамии), Древнего Рима, Древнерусского государства (изучение культуры Древней Руси предполагается продолжить в 5 классе, что соответствует хронологии курса МХК). В этом фольклорно - мифологическом ряду рассматриваются и библейские предания: учитывается, что «отношение школы к богатейшему наследию христианской культуры - актуальнейшая на сегодняшний день проблема» [127, С.43]. Обращаясь к Библии, необходимо помнить, что Священное Писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою, как говорил Иоанн Златоуст. Душа ребенка легко увлекается хорошими примерами: детское сердце чутко к великим подвигам. Кроме того, не зная Библии, дети не смогут понять, к примеру, такие выражения, как «всемирный потоп», «Ноев ковчег», «Вавилонская башня» и пр., не поймут и многие произведения великих художников прошлого: Рафаэля, Рембрандта, Андрея Рублева, Ал. Иванова и др. В Новосибирске разработана программа по христианской этике, которая прошла успешную апробацию в девяти начальных классах различных школ этого города. При составлении программы по преподаванию МХК в начальных классах были учтены и рекомендации составителей курса «Этика христианства».
Таким образом, изучая мифы, легенды, сказки, предания различных народов мира, учащиеся знакомятся с картиной окружающего мира и системой взглядов на жизнь человека, жившего в древности. Перед ними открывается огромный мир прошлого, наполненный чудесами и тайнами, в которые предстоит проникнуть каждому ребенку. Такие уроки способствуют формированию чувств сострадания, сопереживания легендарным героям, вместе с которыми преодолевается трудный путь к вершинам славы и народной любви.
class3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ class3
Констатирующий эксперимент
В то время, когда осуществляется переход к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной школе, внедрение курса МХК в начальных классах является общественной потребностью, на удовлетворение которой и направлено это нововведение. Именно уровень и характер общественных потребностей определяют направленность и успех работы по внедрению новшеств [113, СП].
Вводимые экспериментальные курсы во многих школах России показывают, что уроки МХК в начальных классах призваны познакомить школьников с различными видами искусства, накопить эстетические впечатления и образы, пробудить интерес к произведениям искусства, подтолкнуть к осознанному творческому процессу; воспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы осознанно созерцать произведение искусства; воспитать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Но анализ предметов, уже вошедших в учебные планы многих школ различных районов России, показал, что все учителя-практики берутся за изучение только какого-то одного раздела мировой художественной культуры: это может быть, и чаще всего, отечественная культура, национальная культура региона, а также знакомство с Библией и христианской этикой. Как бы интересны и важны ни были эти разрозненные программы, они не дают ребёнку целостного представления о мире и о месте человека в этом мире, не раскрывают сути непрерывного, диалектического процесса взаимопроникновения культур. Автором диссертационной работы предлагается включить в учебный план начальной школы изучение именно мировой художественной культуры, как и задумывался этот курс Л. Предтеченской.
Для реализации задач, поставленных перед школой, на уроках МХК в начальных классах необходимо познакомить учеников с мифами, легендами, сказками народов Древнего Египта, Древней Греции, Междуречья (Месопотамии), Древнего Рима, Древнерусского государства (изучение культуры Древней Руси предполагается продолжить в 5 классе, что соответствует хронологии курса МХК). В этом фольклорно - мифологическом ряду рассматриваются и библейские предания: учитывается, что «отношение школы к богатейшему наследию христианской культуры - актуальнейшая на сегодняшний день проблема» [127, С.43]. Обращаясь к Библии, необходимо помнить, что Священное Писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою, как говорил Иоанн Златоуст. Душа ребенка легко увлекается хорошими примерами: детское сердце чутко к великим подвигам. Кроме того, не зная Библии, дети не смогут понять, к примеру, такие выражения, как «всемирный потоп», «Ноев ковчег», «Вавилонская башня» и пр., не поймут и многие произведения великих художников прошлого: Рафаэля, Рембрандта, Андрея Рублева, Ал. Иванова и др. В Новосибирске разработана программа по христианской этике, которая прошла успешную апробацию в девяти начальных классах различных школ этого города. При составлении программы по преподаванию МХК в начальных классах были учтены и рекомендации составителей курса «Этика христианства».
Таким образом, изучая мифы, легенды, сказки, предания различных народов мира, учащиеся знакомятся с картиной окружающего мира и системой взглядов на жизнь человека, жившего в древности. Перед ними открывается огромный мир прошлого, наполненный чудесами и тайнами, в которые предстоит проникнуть каждому ребенку. Такие уроки способствуют формированию чувств сострадания, сопереживания легендарным героям, вместе с которыми преодолевается трудный путь к вершинам славы и народной любви.