Введение к работе
Актуальность темы исследования. Этическая проблематика в образовании, будь то духовно-нравственное воспитание или технологии общения, обладает непреходящим смыслом. Вопросы нравственности вечны, но в конкретной исторической ситуации, в определённых бытийственных обстоятельствах они приобретают особенное значение. Человек не статичен, он меняется, но неизменной остаётся его сущность, всегда актуальны проблемы свободы и творчества. Эпохи морального подъёма сменяются безвременьем упадка и разложения, цивилизации и империи создаются и разрушаются, незыблемыми кажутся лишь истины всемирных религий, прошедших многовековую проверку на прочность. Однако сегодня, пожалуй, как никогда раньше, тысячелетние нравственные устои подверглись коррозии, стали объектом отрицания и презрения (В.В. Варава, И.А. Колесникова, А.В. Миронов, Н.Д. Никандров, В.Н. Порус, О.Д. Олейникова, В.И. Слободчиков, В.А. Тестов и др.), человечество в условиях неведомого прежде технического господства над окружающей средой столкнулось с небывалым искушением свободой.
Темы свободы и творчества – определяющие для философии образования и этики Н.А. Бердяева. Будучи весьма противоречивой фигурой с точки зрения академических философов и клерикалов, он в то же время обладает громадной аудиторией почитателей и ценителей по всему миру, его предсказания остаются в силе и заставляют вновь и вновь обращаться к себе. Вместе с тем, по сути остаётся нераскрытым потенциал понимания Н.А. Бердяева как философа образования, в том числе не получило достаточного освещения педагогическое значение этики свободы и творчества, которая во многом определяет всю его философию (И.Ю. Добродеева, Т.А. Кузьмина, В.Н. Назаров, Н.В. Плетнёва и др.), составляя, по сути, основу и для его философско-образовательной мысли. Нам не удалось обнаружить ни одного крупного научного исследования его педагогической мысли. Фрагментарный анализ его творчества с точки зрения философии образования, получивший отражение в ряде публикаций, очевидно, недостаточен. Неизученность философско-образовательного потенциала наследия Н.А. Бердяева открывает широкое поле для интерпретации его этического учения в образовательном пространстве отечественной педагогической науки.
Образование в современном мире сохраняет решающее значение как наиболее реальный и массовый инструмент воздействия на всё общество и каждого человека в отдельности. Духовно-нравственное воспитание и самообразование, становление личности представляют институциональную и экзистенциальную стороны образования. Для философии образования Н.А. Бердяева доминирующей является, несомненно, экзистенциальная, внутренняя работа человека над собой на пути обретения личности, «образа», то есть реализации собственного образовательного потенциала.
Наиболее актуально и остро вопросы духовности и нравственности поставлены в условиях современного российского социума. Поиск национальной идентичности и единой нравственной базы в эпоху больших перемен в России продолжается уже более двух десятилетий. Важнейшее место в этом процессе принадлежит не только философам, но и педагогам. На стыке философии и педагогики появилась и бурно развивается новая отрасль знания – философия образования, одной из задач которой является поиск ответов на животрепещущие вопросы самосознания, самоопределения и стратегии образовательного действия как в масштабах всей страны, так и на уровне каждого человека в отдельности. Мировые тенденции постмодерна накладываются на внутрироссийский духовный кризис, образуя взрывоопасную смесь национальной самоликвидации. Духовно-нравственное воспитание отброшено на обочину жизни, исчезла вера в ценности истины, добра и красоты, справедливости и чести, изменить моральный климат в обществе предлагается материальными средствами. Совершая эти ошибки, никто не вспоминает наследие выдающихся философов и педагогов, в том числе Н.А. Бердяева, который знал, что настоящая революция – всегда внутренняя, а не внешняя. Он связывал катастрофичность и эсхатологичность международной ситуации в мире не с политикой или экономикой, но с проблемами нравственности и духовности. Без духовного возрождения страны не будет и материального благополучия – эта простая истина актуальна сейчас, пожалуй, как никогда.
Не менее остро перед современным образованием стоит проблема деантропологизации всех сфер жизни, превращения человека в безликую функцию, винтик социального механизма, устранения самого понятия человека, «смерти автора» и других дегуманизирующих тенденций. Гедонистическое общество «человека желания» (М. Фуко) ещё не исчерпало себя, но уже сейчас очевидна ограниченность и гибельность такого пути. Н.А. Бердяев был уверен, что отрицание нравственных ценностей и всего «божественного» в человеке равнозначно отказу от самого человека, что мы сегодня и наблюдаем. Поэтому вопрос духовности как интегрального качества личности, выражающего её сущность и ценностную структуру, – это вопрос не столько теоретический, сколько практический, витальный, особенно для российского цивилизационного пространства. С новой силой и в новой форме получает своё развитие учение Н.А. Бердяева об объективации, позволяя не только по-новому посмотреть на проблему отчуждения в рамках образования человека и «снабдить постмодернистов зарядом отрицания» в критике социальности и разных форм рационального угнетения, но и открывает положительный образовательный путь просвещения и преображения человека в христианском смысле этих слов.
В мире компьютерных технологий, всемогущих информационных сетей, всеобщего вторжения в человеческую жизнь машины уходит в тень творческая личность, уступая место узким специалистам. Идеал образования заменён на педагогическую компетенцию, полнота на частичность, целостность на автономность. Атрофия абсолютного в угоду партикулярному и сиюминутному обусловливает духовно-нравственный релятивизм, подрывающий основы существования человеческого рода. Этика Н.А. Бердяева предлагает уникальный сплав христианского вероучения с самобытной философией творчества, религиозно легитимирует и раскрывает идеал образования целостной личности на пути сотворчества с Богом.
Н.А. Бердяев – свой среди чужих, чужой среди своих. Личность его, так же как и философия, исключительна. Одни считают его западником (Н.А. Нарочницкая, А.А. Корольков и др.), другие – национальным утопистом (А.А. Кизеветтер, Е.Н. Трубецкой, Н.Н. Полторацкий, О.Д. Волкогонова, Е.Г. Плимак, П.А. Сапронов, Т.А. Сабурова, Ю.Ю. Чёрный и др.). Н.А. Бердяев удивительным образом сочетал в себе русский мессианизм с западной культурной традицией, верил в религиозно-творческое призвание России и с горечью осознавал пороки, пустившие корни в русской душе. Медиативный феномен Н.А. Бердяева уникален в связи с проблемой Восток-Запад, поскольку показывает путь преодоления данной дихотомии на примере его личности. Синтез западного и исконно русского весьма показателен и плодотворен в свете решения спора между сторонниками общечеловеческих и национальных ценностей в пользу их примирения на основе взаимодополнения (М. Бегзос, М.В. Богуславский, О.Д. Волкогонова, М.-М. Дави, Дж. Пэттисон, Д. Уистлер и др.). Это весьма актуально в качестве аксиологической основы воспитания личности патриота, поддержания межнационального уважения и мира, духовно-нравственного основания для сохранения внутреннего единства страны.
В ходе диссертационного исследования использовался широкий круг источников по ряду направлений. Это публицистическая полемика и оценки современников Н.А. Бердяева (о. В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.А. Левицкий, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, Н.П. Полторацкий, В.В. Розанов, Ф.А. Степун, С.Л. Франк и др.); современные исследования различных аспектов его философии (П.Е. Вахренева, О.Д. Волкогонова, Е.А. Вологин, П.П. Гайденко, А.А. Ермичев, В.А. Кувакин, о. А. Мень, Н.В. Мотрошилова, С.А. Титаренко, Ю.Ю. Чёрный и др.), в том числе исследования этического учения Н.А. Бердяева (И.Ю. Добродеева, Т.А. Кузьмина, Н.В. Плетнёва, М.В. Силантьева и др.); труды по этике русских религиозных философов современников Н.А. Бердяева (Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Л.И. Шестов), а также современная отечественная этическая мысль (Р.Г. Апресян, В.В. Варава, А.А. Гусейнов, В.В. Миронов, В.Н. Назаров и др.).
Философия образования как институционально оформленная отрасль педагогической науки в России ещё очень молода, но уже представлена рядом трудов, касающихся её статуса, содержания, функций и перспектив дальнейшего развития (Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, Г.Б. Корнетов, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, В.М. Розин и др.). Также необходимо выделить сформировавшееся в постперестроечное время в России направление в русле общей педагогики, истории образования и педагогической мысли, ориентированное на раскрытие педагогического потенциала и изучение философии образования мыслителей Серебряного века и Российского зарубежья, встроившее их в единое поле русской культуры (Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, А.А. Гагаев, П.А. Гагаев, А.А. Корольков, Е.Г. Осовский, Е.А. Плеханов и др.).
Публикации, посвящённые непосредственно педагогическим воззрениям Н.А. Бердяева весьма немногочисленны и не дают целостного представления о его философии образования, затрагивая лишь отдельные грани (В.И. Додонов, А.Е. Крикунов, В.А. Мескин, В.М. Петров, М.В. Силантьева, Н.Л. Шеховская и др.). Однако, следует отметить ту роль в исследовании, которую сыграла заложенная в ЕГУ им. И.А. Бунина традиция, представленная в философско-педагогическом анализе творчества Н.А. Бердяева А.Е. Крикуновым. В частности, своё развитие получила идея «образования как действия объективированного», трансформировавшаяся в предложенную в настоящей работе типологию образования, эксплицированную из этики свободы и творчества Н.А. Бердяева.
Как христианский экзистенциалист и сторонник универсализма, приверженец общечеловеческих ценностей и «человек мира» в лучшем смысле этих слов Н.А. Бердяев, безусловно, встроен в общеевропейское философское движение первой половины XX века (сборник «Н.А. Бердяев и единство европейского духа» под редакцией В.Н. Поруса, раздел книги Н.В. Мотрошиловой «Николай Бердяев и философия Запада»). Поэтому вполне закономерным является рассмотрение западной неклассической парадигмы философии образования, включая концепцию экзистенциальной педагогики (О.Ф. Больнов, М. Бубер, Д. Дьюи, И. Иллич, В.А. Лай, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Ницше, М. Фуко и др.). Современное состояние философии образования в мире анализировалось исходя из работы над зарубежной библиографией (К. Бек, Н. Бурбулес, Дж. Уотрес, Дж. Кумбс, М. Питерс, Т. Дейвни, П. Фарбер, И. Сигад, Л. Уимз и др.). Философия Н.А. Бердяева снискала заслуженное уважение и значительную популярность в интеллектуальных западных кругах ещё при жизни мыслителя. В настоящее время статьи, монографии, книги, диссертации, посвящённые его творчеству, весьма многочисленны и продолжают издаваться в Германии, США, Великобритании, Франции и других странах. В нашем исследовании использовались трактовки и оценки творчества Н.А. Бердяева таких учёных, как Э. Аллен, К. Бамбауэр, В. Дитрих, Ф. Коплстон, М. Бегзос, Дж. Паничас, Г. Николаус, С. Хоффман, М.-М. Дави, Э. Брейсач, П. Скэринджи и некоторых других.
С учётом вышесказанного в ходе исследования нужно преодолеть ряд основных противоречий между:
наличным состоянием дефицита нравственности в обществе, нехваткой «духовных скреп», выхолащиванием этических начал из образования и недостатком обращённости к этической проблематике в философии образования Н.А. Бердяева, обладающей существенным нравственным зарядом и воспитательным значением;
видимой непедагогичностью философии Н.А. Бердяева и наличием значительного педагогического потенциала его этики;
внешней несистемностью философии образования Н.А. Бердяева и внутренней целостностью, позволяющей говорить об этике как философии образования Н.А. Бердяева;
понятиями образования «подлинного» (экзистенциального) и «неподлинного» (объективированного) как этико-педагогических категорий в философии образования Н.А. Бердяева;
идеалами образованности компетентного специалиста-профессионала и человека-творца, личности-героя, аристократа духа;
укоренённостью в национальных реалиях русской религиозной философии и западной культурной традицией.
Проблема исследования: какое педагогическое содержание, значение и специфику имеет этика Н.А. Бердяева в современном философско-образовательном контексте.
Объект исследования: философия образования Н.А. Бердяева.
Предмет исследования: этика свободы и творчества в философии образования Н.А. Бердяева.
Цель исследования: раскрыть педагогический потенциал этики свободы и творчества Н.А. Бердяева.
Задачи исследования:
-
Обосновать значение философии образования Н.А. Бердяева в контексте современного философско-образовательного поиска.
-
Раскрыть специфику этики свободы и творчества в философии образования Н.А. Бердяева.
-
Охарактеризовать идеал образования личности в этике Н.А. Бердяева.
-
Выявить педагогическое значение теории объективации и «русской идеи» в этике Н.А. Бердяева.
Теоретико-методологические основы исследования:
Особенности понимания и реконструкции философско-образовательного дискурса Н.А. Бердяева раскрываются на основе изучения достижений западной герменевтики (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, Р. Рорти, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, Р. Шустерман и др.), общенаучных, философских и педагогических трудов по методологии отечественных учёных (А.Г. Бермус, А.Ф. Закирова, А.О. Зоткин, П.Г. Кабанов, В.В. Краевский, Л.А. Микешина, В.М. Розин, И.И. Сулима и др.), в работах по исследованию различных аспектов истории отечественного образования и педагогики, русской философско-педагогической мысли (Е.П. Белозерцев, М.В. Богуславский, И.Н. Ванина, З.В. Видякова, А.А. Гагаев, П.А. Гагаев, Г.Б. Корнетов, А.А. Корольков, В.М. Меньшиков, Е.Г. Осовский, С.В. Перевезенцев, Е.А. Плеханов, З.И. Равкин, А.В. Рогова и др.), исследованиях в рамках различных направлений философии образования (О.Ф. Больнов, Б.С. Гершунский, Т. Дейвни, О.В. Долженко, Д. Дьюи, Э.Н. Гусинский, И. Иллич, Ю.И. Турчанинова, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, В.М. Розин, М. Фуко и др.), а также специфических подходов к интерпретации непосредственно философии Н.А. Бердяева и его этики свободы и творчества (Т.В. Беспалова, Н.К. Бонецкая, В.А. Васильев, П.Е. Вахренева, О.Д. Волкогонова, Е.А. Вологин, П.П. Гайденко, И.Ю. Добродеева, И.И. Евлампиев, Б.В. Емельянов, В.А. Кувакин, Т.А. Кузьмина, Н.В. Мотрошилова, Н.В. Плетнёва, М.В. Силантьева, С.А. Титаренко, Ю.Ю. Чёрный и др.) и реконструкции философско-педагогической мысли Бердяева (В.И. Додонов, А.Е. Крикунов, В.А. Мескин, В.М. Петров, М.В. Силантьева, Н.Л. Шеховская и др.). Кроме того, мы опирались на определённую традицию философско-образовательного поиска в осмыслении творчества В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, Л.И. Шестова, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева и др., которая сложилась на кафедре педагогики в ЕГУ им. И.А. Бунина (Е.П. Белозерцев, А.Е. Крикунов, А.И. Павленко, Д.Д. Поляков, В.В. Сороковых, А.В. Усачёв и др.). При этом учитывается методологическая позиция Н.А. Бердяева, который наиболее доверял собственной интуиции, духовному опыту и мистическим прозрениям, дающим «непосредственное усмотрение истины», наряду с традиционными инструментами рационального дискурса, что определяет его этическое учение как разновидность философии целостного духа.
Методы исследования:
Контент-анализ источников, дедукция, индукция, экстраполяция, ретроспективный и прогностический анализ, сравнительный анализ, системный анализ, биографический метод.
Положения, выносимые на защиту:
-
Философия Н.А. Бердяева может рассматриваться как философия образования и обладает значительным педагогическим потенциалом в контексте современного философско-образовательного поиска, о чём свидетельствует этико-гносеологическая позиция Н.А. Бердяева, имплицитный образовательный подтекст его работ, а также отечественная традиция философско-образовательного поиска и педагогического осмысления наследия русской религиозной философии. Имплицитность философии образования Н.А. Бердяева задаёт необходимость проведения реконструирующих процедур, описания и анализа, опирающихся как на общенаучные методы, так и на методологию самого Н.А. Бердяева.
-
Философия образования Н.А. Бердяева представляет собой целостное явление, обладающее характеристиками систематичности, что даёт основу для научного анализа и построения структуры исследования. Этика является в трактовке Н.А. Бердяева основополагающей областью философии, «учением о назначении и призвании человека», имеет онтологический характер и фактически охватывает всю его философию. Специфика этики свободы и творчества Н.А. Бердяева заключается в том, что она определяет таким образом и его философию образования, и главные темы этики становятся ведущими темами философии образования, раскрывая проблематику общей теории образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
-
Теория объективации составляет основу философии образования как этики Н.А. Бердяева, позволяя говорить о двух пониманиях образования: образовании «подлинном» (экзистенциальном, свободном, творческом) и «неподлинном» (объективированном, формальном, «внешнем»). Изначальная установка «примата свободы над бытием» определяет задачу «подлинного» образования как преодоление объективированного, выход к экзистенциальному, трансцендирование к духовному. «Неподлинное» образование видится как необходимость, неизбежность в условиях падшего мира, что не исключает его вполне определённой роли в «воспитании» человечества, прохождении «великой религиозной школы» преодоления зла и власти тлена в условиях греховной разделённости на субъект и объект, идею и материю, свободу и необходимость, творчество и объективацию, цели и средства и т.д. Критика различных форм объективации в образовании (сциентизма, социологизма, позитивизма и т.д.), диалогичность «подлинного» образования, личностность знания, адогматическое преподавание науки, а также ряд дидактических экспликаций (классификация наглядности, роль эпизода в обучении и др.) имеют очевидную этико-педагогическую направленность, задают структуру философии образования Н.А. Бердяева.
-
Образовательный идеал в этике Н.А. Бердяева – это свободная творческая личность «трансцендентального человека», аристократа духа, героя, не сравнимого с «половинчатыми идеалами» нашей эпохи (учёного, артиста, рабочего и др.), поскольку он основан на внутреннем критерии, качественном цензе, оценке человека «не по тому, что у него есть, а по тому, что он есть». В этом смысле становление личности «как целостного образа человека, в котором духовное начало овладевает всеми душевными и телесными силами человека» (Н.А. Бердяев) есть важнейший путь преодоления объективации, путь «подлинного» образования. Православная трактовка цели образования как восстановления образа Божия в человеке дополняется у Н.А. Бердяева творческим смыслом свободного ответа человека на призыв Бога к сотворчеству мира на пути исполнения своего призвания, связанного с реализацией индивидуального таланта и соборного общения личностей.
-
«Русская идея» в призме этического учения Н.А. Бердяева есть идея свободного творчества нации, понимаемой в персоналистическом ключе как соборная личность. Она является фактически идеей общероссийской, определяя призвание народа России в духовном объединении всего человечества на основе христианского универсализма. Реализация идеала «подлинного» образования невозможна только на пути индивидуального восхождения и самотворчества и потому предполагает соборное единение человечества как семьи народов, каждый из которых обладает своим неповторимым лицом. При этом Н.А. Бердяев говорит не о личности как части нации, а о нации как части личности, что фундирует экзистенциальный персонализм его философии образования. В этом смысле призвание каждой нации есть призвание каждого представителя этой нации. Патриотическое воспитание в контексте этики свободы и творчества фактически выступает как воспитание духовно-нравственное, то есть патриотизм для Н.А. Бердяева во многом тождествен нравственному поведению личности, выполнению морального долга перед собой и перед Богом.
Научная новизна исследования:
философско-образовательная мысль Н.А. Бердяева представлена как мысль этическая по преимуществу, поскольку его этика в качестве «учения о назначении и призвании человека» во многом тождественна всей философии Н.А. Бердяева и определяет его философию образования;
в рамках основополагающего для этики и всей философии Н.А. Бердяева учения об объективации различаются два понимания образования: образование «подлинное» (экзистенциальное) и «неподлинное» (объективированное), они определяют фундаментальные философские представления о феномене образования и образовательной действительности;
педагогическая реконструкция образовательного идеала в этике свободы и творчества Н.А. Бердяева представляет образ свободной личности-творца, героя, аристократа духа, который отличается как от секулярных, так и сугубо конфессиональных трактовок;
«русская идея» в философии образования Н.А. Бердяева раскрывается как идея этическая, духовно-нравственная и патриотическая, как идея соборности, братства и любви в специфической интерпретации экзистенциального персонализма и христианского универсализма.
Теоретическая значимость исследования:
Педагогический потенциал этического учения Н.А. Бердяева исследован до сих пор весьма фрагментарно, и данная работа делает определённый вклад в изучение этической мысли Н.А. Бердяева как мысли философско-образовательной. Этика Н.А. Бердяева выступает в нашем исследовании не столько в качестве аксиологической основы духовно-нравственного воспитания, сколько в качестве фундамента для исследования всего поля философско-образовательной проблематики, включая общую теорию педагогики, патриотическое воспитание и даже некоторые дидактические аспекты. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева рассматривается в связи с западной традицией, но в рамках русской религиозной философии целостного духа, а также как уникальное явление философско-образовательной мысли, что позволяет рассматривать творчество Н.А. Бердяева в контексте мирового наследия истории педагогики.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования можно использовать для разработки образовательных стратегий и траекторий, в рамках специализированных курсов, при подготовке лекционных материалов по философии образования и истории педагогики, при выстраивании собственного взгляда на образовательную действительность и своё место в ней.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией, адекватной целям и задачам работы; логикой построения материала; аргументированностью выводов; опорой на результаты и выводы исследований ведущих отечественных и зарубежных учёных и философов.
Источники исследования:
Философские, публицистические и автобиографические труды Н.А. Бердяева; воспоминания, оценки и критика современников; современные исследования философии и философии образования Н.А. Бердяева; контекстуальная и справочная литература.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось на базе ЕГУ им. И.А. Бунина и состояло из трёх условно выделенных этапов:
-
Поисковый (2007-2008 гг.) – изучение наследия Н.А. Бердяева, традиции его интерпретации, ознакомление с философско-образовательным контекстом.
-
Аналитический (2008-2009 гг.) – определение методологической базы исследования, анализ творчества Н.А. Бердяева.
-
Синтетический (2009-2013 гг.) – синтез нового знания, апробация и публикация результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты исследования представлены в 12 публикациях, три из которых входят в перечень, рекомендуемый ВАК, а также докладывались и обсуждались на внутривузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях и семинарах: всероссийские олимпиады по педагогике для аспирантов под эгидой РАО (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, 2008-2009 гг.), «Школа молодых учёных» (г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008 г.), «V Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (ЛГПУ, г. Липецк, 2009 г.), региональные научные конференции «Актуальные вопросы гуманитарной науки» (г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010 г.), «Традиции и инновации отечественной школы. Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения» (г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011 г.), «Традиции и инновации отечественной школы. Личность и среда: проблемы взаимодействия» (г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012 г.), ежегодные научно-практические конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов (г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007-2012 гг.). Кроме того, материалы настоящего исследования были положены в основу курса по выбору «Философия образования Н.А. Бердяева», который читался на историческом факультете ЕГУ им. И.А. Бунина и представлен в соответствующем учебно-методическом пособии.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.