Введение к работе
Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы возникло противоречие мевду таловой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Развитие личности молодого специалиста невозможно без раскрытия его потенциальных возможностей, самостоятельности и творческого начала. Обращенность к личности, его творческому потенциалу, саморегуляции - основные направления, обеспечивающие глубокие преобразования в подготовке педагогических кадров.
В профессиональном становлении учителей паяную роль играет их вузовская подготовка, от успепзюсти вховдонил студентов в будущую профессию учителя во многом зависит их профэссконально-лич-ностное самоутверхденке.
Ресенкя этих задач во многом способствует педагогическое общение студентов с наставниками. На наш:взгляд, процесс демократизации управления вузами, современное осмысление сущности этого явления по новому определяет характер и содержание взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества.
Проблема взаимодействия коллективного самоуправления и организатора данного процесса в педагогических аспектах впервые получила разработку в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинс-кого,. в психологических исследованиях - В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова и др. Эмоционально-психологическая атмосфера коллектива в совместной деятельности'студентов и наставников изучалась С.Л.Гкн-дисом, В.Грошевым, Б.Я.Землянеким, В.Н.Лысенко, И.Е.Тараловым и др. Характер общения студента и наставника рассматривает Кан-Калик Б.Ф.Ломов, Н.И.Плешкова и др., что получило дальнейшую разработку в связи с исследованием процесса педагогического сотрудничества в работах Е.П.Белозерцева, И.М.Катюсовой, А.Н.Орлова, Л.И.Гу-
4.
еинского, Н.Л.Хмель и др.
азлкчные стороны творческого взаимодействия наставников с воспитанниками при освещении музыкально-педагогических вопросов нашли отражение о исследованиях видных ученых и педагогов Б.В.Асаф ева, О.А.Апраксиной, Л.А.Баренбоима, СТ. и В.Н.Шацких и др. Отдел ные аспекты организации студенческого самоуправления, его взаимодействие с преподавательским коллективом музыкально-педагогичес-кого факультета поднимаются в" работах Л.Г.Дмитриевой, Л.Ф.Пашо, С.Х.Раппопорта, Б.И.Теплова и др.
Ряд исследователей, как Л.Г.Арчакникове, Л.А.БаренбоЯм, Е.П.Белоэерцев, И.Е.Тарапов и др., предпринимают попытку раскрыть процесо взаимодействия в условиях творческого сотрудничества. А вопросам педагогического руководства наставничества при взаимодействии со студенческим самоуправлением придают ваиюе значение И.А.Константинов, Г.Ю.Овакимова, Н.И.Приходько, С.Х.Раппопорт и др
Таким обрасом, анализ литературы свидетельствует о том, что исследования по названной проблематике ведутся довольно интенсивно в философской, псіжелого-подагогической и музыкально-педагогической науке,
Выесто с той, приходятся констатировать, что проблема педагогического воакисдейзтшія студенческого самоуправления и наставнк чества в подготовка будущих учителей музики в условиях перестройки высвоЛ васали ецо но Сила продоотом специального исследования. Опыт же работы больпшіства cyoos показывает, что их коллективы нувдают-ся в научно-обоснованных рекомендациях по организации педагогичес-кй целесообразного веаккодействия настевничестш и студенческого самоуправления.
Педагогическое общение, вваимоотноаания студентов с наставниками являются частью Солее широкой проблемы профессионально—по-
цагогичєской деятельности учителя.
Таким образом, слошівпееся противоречие между необходимостью усиления индивидуального характера подготовки будущих учителей и недостаточным использованием воспитательного потенциала творческого общения наставников со студентами в условиях демократизации вузовской жизни обусловило выбор темы исследования: "Педагогические условия взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества в процессе подготовки будуцего учителя музыки".
Цель исследования - изучить и охарактеризовать педагогические условия взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества как средства повышения эффективности подготовки будущих учителей куанки.
Объект исследоення - процесс профессиональной подготовки будущих учителей тіузнйп.
Предметом исследования является процесс взаимодействия студенческого самоуправления и изстазничестЕа, направленный на цро-фвесиональнуэ подготовку студентоо.
В исследовании га исходили из следугяцвй гипотез»: взаимодействие студенческого самоуправления и наставничества, на музыкально-педагогическом факультете будет эффзктипннм, асли целенаправленно осуществлять педагогическое руководство даіпь'м процессом, развивая взаимоотношения, общение и педагогическое сотрудничество- рбеик сторон, опираясь на ицдивидувльнув и коллективно-творческую деятельность.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
I. Выявить теоретические предпосылки проблемі взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества в музыкальной педк-гогпке.
о.
-
Проанализировать основные направления, формы, средства и методы педагогического руководства при взаимодействии студенческого самоуправления и наставничества на музыкально-педагогической факультете.
-
Экспериментально доказать условия эффективности взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества в практике подготовки будущих учителей музыки.
Методологической основой исследования являются диалектико-магериалистическое учение о процесса взаимоотношения, самосознания и личности, органической связи теории и практики, психолого-педагогические, музыкально-методические труда по проблеме исследования.
Источниками исследования послужили материалы по вопросам народного образования, основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы; музыкально-методическая, педагогическая и психологическая литература по различным аспекте" профессионально-педагогической подготовки учителя; содержания .кандидатских и докторских диссертаций; периодической печати по проблемам высиего иузыкадьно-педагогического образования.
В организации и процедуро исследования условно выделены сде-дуадно атапы;
На первом этапе (I982-19ES гг.) изучалась психолого-педаго-гнческая к муаикально-мотодичаскап литература, накапливался фактический материал, определялись исходные теоретические позиции, намечались рабочая гнлотазй и понятии; анализировался и обобщался опыт работы пед«ксті!тутоа, отракешшй в печати, а такие собственный - в качестве преподавателя is наставника студенческой группы; проводился поисковый эксперимент.
На втором отапе (I9S5-I9S8) анализировалась система органи-
7.
зацші и проведения взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества; осуществлялись собеседования со студентами; массовое анкетирование; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы. Полученные материалы обобщались и на их основа делались определенные выводы. В эти so годи била прозедена подготовка it опытной работа, проверялись и уточнялись отдельные по-лоеония гипотезы и методики исследования.
Третий этап (1968-1990 гг.) посвящался опит:т-экспоркменталь> ной работе, дальнейшему углублению и. проверке гипотезы, теоретическому обобщению полученных данных, разработке научно-педагогических рекомендаций.
Четвертый этап,(1991 г.) был посвящен анализу полученных экспериментальных данных, обобщения результатов исследования, оформления выводов и рекомендации.
Научная новизна исследования:
обоснованы теоретические положения взаимодействия студенческого самоуправления и наставничества;
«характеризована сущность студенческого самоуправления б системе высшего музыкального образования;
- определены критерии, показатели и уровень взаимодействия
' студентов и наставников, обеспечивающие профессиональную
подготовку будущих учителей музыки;
- выявлены услозия педагогического руководства процесса зззют.
действия студенческого самоуправления и наставничества.
Достоверность исследования подтверждают методологическая обоснованность исходных позиций; использование комплекса исследовательские методов, адекватных целям и задачам исследования; положительные результаты опытно—педагогической работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, ито pan-
2-70П
о.
работана и экспериментально апробирована методика взаимодействие студенческого самоуправления и наставничества о процессе профессиональной подготовки будущих учителе!! музыки. Разработаны методические рекомендации по внедренкв предложенной методики и реализации педагогических условий, которые могут быть успешно ЙСПОЛ оованы в практике обучения на музыкально-педагогических фвкульт тах педвузов, музыкальных отделениях педучилищ, курсах повышения квалификация учителей музыки и других факультетов педвузов.
Ведущая идея: взаимодействие студенческого самоуправления, и наставничества может способствовать вффектнвной подготовке будущих учителей музыки, если целенаправленно осуществлять педагогическое руководство данный процессом с позиций комплексного, системного подхода к его осуществлению.
На защиту наносятся следующие положения;
обоснование необходимости совершенствования воаинодействн студенческого самоуправления и наставничества как веяного фактор повишения оффоктивности подготовки будучих учителей иуоыки;
характеристика критериев, показателей п уровней вэаимодей cvpiin студенческого самоуправления и наставничества в условиях ьіусикально~педагоп;чского факультета;
(экспериментальное обоснованно педагогических условия совершенствования взаїзлодсПстзші студенческого самоуправления и на тавничеетва в процессе подготовки будущих учителей музыки.
Апробация осноепдх положении и внводоп исследования осущост влилась в ходе проведения слепертаентпльной работы на нувыкально педагогическом факультете іаоахского государственного яенского педагогического института; чороо выступления с докладами на кауч но-тооретических н учебно-методических конференциях института, н заседаниях Совота наставншгоо и органов студенческого саыоуправ-
ения; посредством публикаций статей, внедрения методических реко-іендаций в практику работе музыкально-педагогических факультетов СазГосйенПИ, Петропавловского педагогического института, Чимкент-;кого института культури имени Аль-Зараби.
Публикации. Основное содеріглкио даігного исследования изложе-to в 4-х публикациях.
Объем и структура работы. Диссертация состой? ю введения, »вух глав, заключения, библиография и приложения. Основной объем