Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Дормидонтов Роман Александрович

Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода
<
Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дормидонтов Роман Александрович. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Липецк, 2006 230 с. РГБ ОД, 61:07-13/659

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода 15

1.1 Эволюция идей воспитания гражданственности в философской и психолого-педагогической литературе 15

1.2. Сущность и структура гражданственности в контексте культурологического подхода 48

1.3. Модель воспитания гражданственности старшеклассников в рамках культурологического подхода 71

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода 103

2.1. Характеристика состояния сформированности гражданственности старшеклассников 103

2.2. Реализация и оценка эффективности модели воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода 132

Заключение 168

Библиография 174

Приложения 191

Введение к работе

Актуальность исследования. В России на современном этапе развития происходит становление гражданского общества, формирование и закрепление его основных институтов. Одновременно отмечается рост гражданской активности части населения и индифферентное отношение многих социальных и возрастных групп к проблемам социально-политического, экономического и духовного развития России. Это связано с тем, что в последние десятилетия происходят изменения не только политического и экономического уклада страны, но и всей общественной жизни. Современному российскому обществу необходимы сознательные, ответственные граждане, так как период длительной дестабилизации жизни страны привел к отсутствию воспитательных ориентиров, а идеал воспитания, пропагандируемый государственными стандартами, оказался слишком далек от реалий школьной системы воспитания. В таких условиях воспитание гражданственности подрастающего поколения становится одной из актуальнейших проблем, затрагивающих интересы всего общества.

Изменение социально-экономической, политической ситуации в обществе потребовало обновить, привести в соответствие с актуальными задачами воспитания, требованиями жизни систему воспитания гражданственности учащихся, выбрать наиболее рациональные для данного содержания методы и средства воспитания.

Гражданственность - средоточие культурных ценностей и само понимание гражданственности является достоянием мировой и, в частности, отечественной культуры. Гражданственность является элементом базовой культуры личности, что определяет необходимость рассмотрения воспитания гражданственности с точки зрения культурологического подхода. В рамках культурологического подхода образование рассматривается сквозь призму понятия культуры, то есть понимания образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной ере-

4 де, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Необходимость воспитания гражданственности старшеклассников обусловлена усилением в этом возрасте роли нравственных убеждений, сознания в поведении. Поведение старшеклассников в гораздо большей степени определяется их моральными представлениями и понятиями, системой их взглядов на жизнь. Именно в старшем школьном возрасте формируется способность выбирать правильную линию поведения в различных обстоятельствах. Поэтому возраст старшеклассника является сензитивным периодом формирования представлений, убеждений, ценностей личности.

Проблема формирования гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей - философов, в работах которых отражается сущность и содержание понятия "нравственность", «Гражданин» и вопросы взаимоотношений общества и личности (Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Гельвеция, П.Я.Чаадаева А.И.Герцена, Н.П.Огарева), педагогов (Ж.-Ж.Руссо, В.Г.Белинского, В.П.Вахтерова, В.Н.Сороки-Росинского, П.Ф.Каптерева, К.Д.Ушинского, Н.Ф.Бунакова, В.В.Зеньковского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).

Психологи, в контексте научных взглядов которых рассматривались проблемы воспитания гражданственности личности старшеклассника (В.А.Аверин, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.А.Бодалёв, Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.А.Крутецкий А.Н.Леонтьев), отмечают, что возраст старшеклассника представляет собой период наиболее интенсивного созревания личности, её качественного потенциала и является сензитивным для формирования нравственных качеств личности.

Особенности воспитания качеств личности, входящих в гражданственность как интегральное качество личности (гуманность, толерантность, ответственность, патриотизм, активная социальная позиция и др.) отражены

5 в работах Ш.А.Амонашвили, В.И.Сперанского, Б.С.Братуся, Т.М.Буякас, О.Г. Зевиной, И.С. Кона, В.А.Крутецкого, К.Муздыбаева, Л.А.Сухинской, Г.Е.Зелесского и др.

Вопросы воспитания гражданственности в последнем десятилетии рассматривались в работах Л.И.Аманбаева, Ю.П.Азарова, Б.З.Вульфова, Э.С.Кузнецовой, И.П.Подласого, И.В.Суколенова, Г.Н.Филонова, Н.Е.Щурковой, В.М.Шепель и др., подтверждая то, что они остаются одними из важнейших вопросов современности.

Теоретический анализ современных исследований различных аспектов гражданственности на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровне указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к решению задач гражданского воспитания и образования.

В отечественной педагогике проблема воспитания гражданственности старшеклассников разрабатывалась по разным направлениям: определялись принципы отбора необходимого для изучения материала, шел поиск адекватных методов формирования у учащихся представлений о стране, ее истории, обществе, активизация у учащихся навыков поведения, адекватного идеалам гражданского общества.

Гуманизация современного образования, обращение к личностно ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода учителей и воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по воспитанию гражданственности старшеклассников.

Вместе с тем, педагогическая наука до настоящего времени не дает аргументированного ответа на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам гражданственности, а также механизмам его воспитания в условиях учебно-воспитательного процесса на основе культурологического подхода. Необходимость воспитания гражданственности и уровень разработанности отдельных философских, социальных и пе-

6 дагогических аспектов темы вступают во все более очевидное противоречие между имеющимся педагогическим потенциалом воспитания гражданственности старшеклассников и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения этого процесса на основе культурологического подхода.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: выявить педагогические условия, позволяющих организовать процесс воспитания гражданственности старшеклассников в ходе учебно-воспитательного процесса на основе культурологического подхода. Актуальность выявленной проблемы и обозначенное противоречие определили тему нашего исследования: «Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода».

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода и комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.

Объект исследования - воспитание гражданственности

старшеклассников в процессе учебно-воспитательной работы.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подходЪпотеза исследования: процесс воспитания гражданственности старшеклассников в общеобразовательной школе будет проходить эффективно, если:

раскрыта сущность и структура гражданственности старшеклассников с учетом современных положений культурологического подхода;

разработана модель воспитания гражданственности старшеклассников, включающая в себя два этапа: планирование процесса воспитания гражданственности и осуществление данного процесса;

- определен комплекс педагогических условий, включающий в себя:
> знание истории и культуры своего народа, законов и документов о

7 правах и обязанностях граждан, уважение к законам государства и правам другого человека;

активизацию гражданской направленности старшеклассников в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности;

включение активных тренинговых методов в процесс формирования гражданской позиции старшеклассников;

диагностику уровня сформированное гражданственности старшеклассников по определенным критериям и показателям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику понятия «гражданствен
ность» на основе культурологического подхода.

  1. Определить структуру гражданственности и разработать критериальный аппарат оценки данного качества личности;

  2. Разработать и реализовать модель воспитания гражданственности старшеклассников.

  3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели воспитания гражданственности старшеклассников в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование, анализ документации и практической деятельности образовательных учреждений);

эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование);

математические методы обработки экспериментальных данных.

8 Теоретико-методологической основой исследования послужили:

гуманистические философские положения о человеке и личности и её предназначении как важнейшей ценности (К.А.Абульханова-Славская, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, С.И.Гессен, А.В.Кирьякова и др.);

философско-антропологический подход в современной методологии образования и воспитания (Ш.А.Амонашвили, К.Д.Ушинский, Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Филонов).

- обоснования культурологического подхода (B.C. Библер, Е.Б. Бон-
даревская, Г.И.Гайсина, С.И.Гессен, М.С.Каган, Б.ТЛихачев, Е.Г.Силяева,
В.А.Сластении, В.А.Разумный, Н.Л.Шеховская, Н.Е.Щуркова и др.);

- исследования о единстве личности и деятельности, сознания и дея
тельности (Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.Н.Мя-
сищев, В.А.Кан-Калик и др.);

общетеоретические направления в изучении гражданственности, формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, представленные в трудах Г.Н.Филонова, И.П.Подласого, Б.З.Вульфова, Э.С.Кузнецовой и др.;

аналитические материалы по гражданскому воспитанию учащихся в ходе осуществления учебно-воспитательной работы, содержащейся в трудах Б.А.Ахмедова, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, А.С.Макаренко, И.В.Суколенова, В.А.Сухомлинского, В.М.Шепеля, и др.;

- исследования психологических особенностей возраста старшеклассника (В.А.Аверин, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, В.А. Караковскй, И.С. Кон, В.А.КрутецкиЙ, Л.СЛукин, Д.И.Фельдштейн и др.).

Особо значимыми для нашего исследования являются диссертационные работы по проблемам формирования гражданственности в процессе учебно-воспитательной деятельности (В.Н.Власова, О.И.Волжина, Г.Я.Гревцева, Е.Р.Евдокимова, Л.М.Фенева и др.).

Научная новизна исследования заключается:

У в уточнении сущности и структуры гражданственности как интегрального качества личности старшеклассников на основе культурологического подхода;

в определении критериев, показателей и уровней гражданственности старшеклассников как интегрального качества личности;

в построении модели воспитания гражданственности старшеклассников, интегрирующей системное представление об этой категории, перспективные организационные формы, методы и средства оптимизации данного аспекта педагогической действительности на основе культурологического подхода;

в разработке совокупности педагогических условий воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

выявленные возможности культурологического подхода в воспитании гражданственности старшеклассников позволяют расширить научные основы дальнейших исследований в области воспитания базовой культуры личности;

обоснованные педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников вносят существенный вклад в теорию воспитания в русле концепции культурологического подхода;

выявленные критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности позволяют исследовать динамику и оказывать корректирующее воздействие на результативность процесса, расширяя теоретические представления об основных параметрах педагогического сопровождения старшеклассников в процессе воспитания гражданственности.

В целом, полученные результаты дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях воспитания гражданственно-

10 сти и могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.

Практическая значимость связана с возможностью использования в практике воспитания гражданственности старшеклассников следующих результатов исследования:

- разработанный оценочно-критериальный инструментарий диагно
стики уровней сформированное гражданственности позволяет определить
исходные возможности и перспективы развития каждого старшеклассника и
отразить динамику исследуемого процесса;

разработанная модель воспитания гражданственности личности старшеклассника и условия её эффективного функционирования, позволяют активизировать процесс воспитания гражданственности старшеклассников в общеобразовательной школе, комплексно решать задачи воспитания гражданственности на основе включения школьников в активную деятельность по изучению истории и культуры своего Отечества, применении активных методов обучения и воспитания в рамках гражданско-правового образования;

результаты и выводы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

материалы исследования положены в основу методических разработок и рекомендаций по организации воспитания гражданственности старшеклассников в форме учебного курса, рассчитанного на учителей школ и студентов педагогических ВУЗов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Сырская средняя школа Липецкого района, МОУ СОШ №66, МОУ СОШ № 52 г. Липецка. В опытно-экспериментальной работе участвовало 17 преподавателей и 123 старшеклассника.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (1999-2002 гг.) - поисково-теоретический. Включал в себя анализ философской, исторической, педагогической, психологической

отечественной и зарубежной литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования гражданственности как качества личности. Проведенный анализ послужил основой для определения понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологической базы и методов исследования. Проанализирована история становления и развития понятия «гражданин», «гражданственность», системы воспитания гражданственности.

Второй этап (2002-2004 гг.) - опытно-экспериментальный. Включал разработку модели воспитания гражданственности, выявление педагогических условий воспитания гражданственности в учебно-образовательном процессе. Осуществлялась экспериментальная проверка основных теоретических положений исследования. Проверялась гипотеза, проводились контрольные срезы среди учащихся школ.

Третий этап (2004-2006 гг.) - обобщающий, состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов, обобщении теоретических и практических результатов исследования.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена культурологическим подходом к решению поставленной проблемы; опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальных данных; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гражданственность старшеклассника рассматривается нами на основе культурологического подхода как интегративное качество личности, определяющее систему мотивов, установок, направленности, отношений личности к государству, обществу и личности другого человека, включающее в себя такие компоненты как: мировоззренческий, познавательный, дея-тельностный.

  2. Критерии и соответствующие им показатели гражданственности старшеклассника: I) наличие исторических и правовых знаний в сочетании с

критичностью мышления: знание конституции, своих прав и свобод; знание истории своей страны, сознательное фиксирование и проверка получаемой информации; любознательность; учебная и познавательная активность; 2) степень выраженности социальной ответственности и гражданской активности: ответственное отношение к учебе; выполнение обязанностей по отношению к обществу и государству; проявление самостоятельности, инициативности; сознательное, активное участие в деятельности коллектива, общественных организаций; 3) сформированность ценностных отношений к государству, обществу и другим людям: проявление любви к людям; терпимое отношение к друзьям, одноклассникам, учителям, людям другой национальности, корректность; способность к сопереживанию; проявление любви к своей Родине, ее культуре, народу, способность защищать ее.

  1. Модель воспитания гражданственности отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (воспитание гражданственности старшеклассника на основе культурологического подхода); задачи (формирование мировоззренческого, деятельностного и познавательного компонентов) формы и методы (тренинги, ситуативные игры, тематические внеклассные мероприятия, АКС, дискуссии и т.д.); критерии (наличие исторических и правовых знаний в сочетании с критичностью мышления; степень выраженности социальной ответственности и гражданской активности; сформированность ценностных отношений к государству, обществу и другим людям); уровни сформированности (высокий, достаточный, индифферентный, неудовлетворительный) и ожидаемый результат (переход на более высокий уровень гражданственности старшеклассников).

  2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели воспитания гражданственности старшеклассника включающий в себя знание истории и культуры своего народа, законов и документов о правах и обязанностях граждан; уважение к законам государства и правам другого человека; активизацию гражданской направленности старшеклассников в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности; включе-

13 ниє активных тренинговых методов в процесс формирования гражданской позиции старшеклассников; диагностику уровня сформированности гражданственности старшеклассников по определенным критериям и показателям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях, а также докладывались и обсуждались на международных, региональных научно-практических конференциях (Липецк, 2003, Тамбов 2006); а также в научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Липецкого государственного педагогического университета, выступлений на методологических семинарах вузов, отчетов на заседаниях кафедр теории и истории педагогики, психологии Липецкого государственного педагогического университета. Основные материалы исследования изложены в публикациях, методических рекомендациях и используются учителями школ города Липецка, преподавателями на занятиях и студентами исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета в процессе прохождения педагогической практики.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В тексте диссертации содержится 20 таблиц, 4 рисунка.

Во введении содержится обоснование актуальности работы, обозначены предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы, описаны формы апробации и внедрения результатов, методологическая основа диссертации.

В первой главе - «Теоретические предпосылки воспитания гражданственности старшеклассника на основе культурологического подхода» проведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме воспитания гражданственности личности, рассмотрена эволюция понятия «гражданственность», проанализированы взгляды

14 педагогов, психологов, общественных деятелей на проблему воспитания гражданственности, определены проблемы воспитания гражданина в современной российской школе Уточнена сущность и структура гражданственности в контексте культурологического подхода, выделены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности личности, отражена построенная модель воспитания гражданственности в рамках культурологического подхода.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода», исходя из выделенных критериев и показателей проведена оценка первоначального уровня сформированности гражданственности личности, рассматриваются содержание и специфика воспитания гражданственности старшеклассников в современных условиях, проанализированы результаты экспериментального исследования.

В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования, подчеркивается роль уроков истории, внеклассных мероприятий, активных форм и методов обучения и воспитания в формировании гражданственности старшеклассников, показываются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Библиография содержит перечень из 216 работ.

В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: анкеты для преподавателей, старшеклассников, программа курса занятий «Психолого-педагогические основы формирования гражданственности школьника», план воспитательной работы в экспериментальных классах, планы-конспекты уроков по истории, граждановедению, план-конспект внеклассных мероприятий, программа тренинга толерантности для старшеклассников.

Эволюция идей воспитания гражданственности в философской и психолого-педагогической литературе

Воспитание гражданственности является элементом нравственного воспитания личности. Проблема становления гражданского воспитания, осмысления гражданственности как качества личности и, в тоже время, как системы отношений человека и государства, общества и государства, привлекала внимание философов и общественных деятелей еще в эпоху античности. Хотя в развитии западной цивилизации и, в особенности российской, были исторические периоды, когда воспитание гражданственности, и сам термин «гражданин» не употреблялись ни в философской, ни в педагогической литературе.

Процесс формирования содержания категории «гражданственность» в период античности был тесно связан с морально-этической оценкой поведения качеств личности человека как гражданина. Об этом говорит жизненный подвиг философа-гражданина Сократа, произведения Платона и Аристотеля, Цицерона и Марка Аврелия, а также других мыслителей. Устоявшееся с этих пор сравнение качеств личности человека и гражданина прошло через века и вошло в Декларацию прав человека и гражданина (1798)[3] и Всеобщую декларацию прав человека (1948) [2].

Как считает А.-И.Марру [118], гомеровская Греция не акцентировала внимание на процессе формирования гражданина, т.к. главной целью взросления было воспитание способного, сильного воина. Герои гомеровской Греции воспитывались в духе соревновательности и не ставили перед собой общественные цели и не рассматривали благо государства как высшее благо, что появилось при полисной системе. Главные цели человека в этот период Марру определяет так: «Блистать, первенствовать, победить, восторжествовать, утвердить себя в соревновании, превзойти соперника перед судьями, совершить подвиг...который сделает его первым среди людей -современников, а может быть, и потомков - вот зачем он живет и для чего умирает» [118, с.32].

Выделить элементы гражданского воспитания на данном этапе можно, анализируя систему воспитания в Спарте, в Афинах и других греческих полисах. Именно в Спарте «...на смену глубоко личному идеалу гомеровского рыцаря, царского дружинника приходит отныне коллективный идеал преданности государству»[118,с.36]. Преданность и служение государству становится фоном, на котором осуществляется вся духовная жизнь. В Спарте можно обнаружить тот идеал гражданственности, который позднее утверждался с помощью воспитательных систем во многих государствах. Однако Марру считает этот идеал тоталитарным. Именно в государстве индивид становится человеком. Наличие государства рождает глубокое чувство солидарности, объединяющее всех граждан одного города, рождает любовь и преданность каждого благу общей родины и в тоже время готовность пожертвовать своей жизнью ради блага государства. В процессе исторического развития цели государства стали ставиться выше целей отдельных граждан, начала происходить нивелировка, что привело к уничтожению идеи гражданственности в Спарте.

Наибольший расцвет теория воспитания гражданина и интерпретация гражданского состояния получила в системе классической полисной демократии. «Военные добродетели», характерные для гомеровской Греции, получали в полисе права гражданства, но вместе с тем и несколько видоизменялись. При переходе от «военных» (аристократических) добродетелей -мужество, смелость, отвага, - к «мирным» (полисным) - справедливость, разумность, рассудительность, «мирные добродетели» превращаются в идеал полисного воспитания, в цель подготовки граждан полиса, военные и гражданские добродетели концентрируются в обобщенном, а значит подлинном облике вой на-гражданина. Слияние военных и гражданских добродетелей как основная цель воспитания и формирования человека соответствовала специфике античного полиса как своеобразного союза вооруженных мужчин, гражданской корпорации, гражданской общины, т. е. поселения, в котором над родовыми нормами взаимоотношений, передаваемыми от поколения к поколению стали преобладать принятые, установленные и равно-обязательные для всего населения законы.

В связи с перемещением центра общественной жизни в народное собрание важным компонентом полисных добродетелей, наряду с «военными», становятся такие качества, как разум, умеренность и рассудительность. Аргумент, на который опирались гомеровские герои - сила, - перестает быть главным. Требовалось умение заставить себя слушать, убеждать. Заставить же кого-либо из граждан замолчать силой было невозможно. В этот период среди всех гражданских добродетелей на первый план выступила справедливость.

Понятие «справедливость» и «добродетель», неразрывно связанные с характеристикой личности как гражданина, в процессе исторического развития и становления античной философии претерпевают изменения,-отмечает В.С.Нерсесянц [129, с.16]. Так, у Гесиода справедливость, как и у Гомера, противопоставляется силе и насилию.

Демокрит считал справедливостью «исполнение долга», несправедливостью - «неделание того, что должно, уклонение от выполнения своих обя-занностей»[129, с.74]. Хороший гражданин, по мнению Демокрита, не должен заниматься чужими делами, пренебрегая собственными, но и не пренебрегать общественными делами, т.к. подобное пренебрежение влечет за собой репутацию дурного гражданина, даже если человек не совершил ничего дурного.

Добродетель как характеристика гражданина полиса, по мнению Про-тагора, состоит из справедливости, рассудительности и благочестия. По мнению философа, добродетели нужно учиться, так как она необходима в делах домашних и государственных. И здесь большая роль отводится воспитанию.

В период расцвета афинской демократии зарождаются представления о гражданских добродетелях как регуляторе поведения человека. Сократ (ок. 470-399) как философ-гражданин своей жизнью и смертью решает проблему соотношения предписываемого гражданской культурой и реального политического поведения.

Сократ обратил внимание на роль законов в организации общественной жизни. По мнению Сократа, отношение человека к людям и Богам определяется не произволом, а законами. Подчинение законам и есть справедливость и является долгом гражданина. Например, Ксенофонт в своих «Сократических сочинениях», передавая мысль Сократа, высказанную им в разговоре с Евтидемом, пишет: «...без справедливости нельзя быть хорошим гражданином»[100, с.154]. Законопослушание Сократ считал основной гражданской добродетелью, т.к. под властью закона общество благоденствует.

По мнению Сократа, там, где сограждане строже всего повинуются законам, государство является самым счастливым во время мира и самым непобедимым во время войны. Согласие граждан - самое важное благо для государства. Сократ не оставил после себя сочинений, поэтому его взгляды можно реконструировать по произведениям Платона, Аристотеля, Ксено-фонта, Диогена Лаэртского и др., но жизнь Сократа представляет из себя подлинный подвиг гражданственности.

Сущность и структура гражданственности в контексте культурологического подхода

Культурологический подход относится к конкретно-научным методологическим основам воспитания личности, ориентированным на человека. Е.В.Бондаревская рассматривает культурологический подход как «видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей»[42., с.251].

Становление культурологического подход в образовании имеет длительную историю. В истории педагогической мысли выделение принципа культуросообразности относится к эпохи Просвещения и нашло свое отражение во взглядах ДжЛокка, К.А.Гельвеция, Ф.А.В.Дистерверга.

В отечественной педагогической традиции обращалось внимание на культурные аспекты образования в трудах К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого и других педагогов мыслителей. Проблемы обоснования реализации культурологического подхода в отечественной системе образования поднимались в работах В.С.Библер, Е.В.Бондаревской, С.И.Гессена, , Б.Т.Лихачева, Н.Е.Щурковой.

Философское представление проблемы образования как одной из составляющих культуры дают труды Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, А.П. Валиц-кой, А.В.Долженко, И.А.Ильина, А.Камю, С.Кьеркегора, А.П.Лиферова, Н.А.Лурье, Н.С.Розова и других философов. Тенденция образовательной деятельности в культурном контексте освещена в трудах В.С.Библера, Е.В.Бондаревской, Г.И.Гайсиной, Г.Д.Дмитриева, И.Ф.Исаева, Н.Б.Крыловой, Е.Г.Силяевой, В.А. Сластенина, Н.Л. Шеховской и др. Поскольку культура предполагает культ человека, то "отношение к человеку как субъекту, является главным признаком образования, осуществляемого в контексте культуры.

Суть культурологического подхода состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного и личностного плана акцен-тированно выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные акспекты. Очевидно, как любой другой научный метод, культурологический подход позволяет увидеть изучаемое явление лишь в определенном, в данном случае культурном, ракурсе.

Культурологический подход - это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей.

Культурологический подход предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты сущности человека как субъекта культуры (сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество) понимаются во "внеиерархическом сопряжении" как грани целостного культурного человека.

Культурологический подход - это прежде всего принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредотачивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все старые смыслы культуры и одновременно производить новые. При таком подходе сфера деятельности человека, сфера его бытия, в которых осуществляются восприятие и создание артефактов, рассматриваются как культура.

Г.И.Гайсина отмечает, что общепедагогически ми предпосылками становления культурологического подхода в педагогической науке явились:

- изменение ракурса научного анализа проблем образования, детерминированных кризисными явлениями в социокультурной сфере и усложнением характера самого процесса образования, акцентуация его культурообразующих функций; - переосмысление методологических основ педагогики с позиций культуры, обращение к культурологическому подходу как одному из методологических подходов гуманистической педагогики;

- потребность в конкретных культуросодержащих проективных педагогических решениях, направленных на преодоление социокультурных проблем, проявившихся в сфере образования;

- становление культуросообразной и культуротворческой парадигмы образования, определившей в качестве своей цели развитие личности как субъекта культуры; - разработка и начало функционирования культурных образовательных моделей; - актуализация научных проблем педагогической культуры общества, обще культурного развития личности, воспитания как культурного процесса, профессионально-педагогической культуры учителя [61].

Как методологическая основа педагогики культурологический подход предполагает взгляд на педагогические явления и процессы как феномены культуры. В качестве методологического направления исследований он позволяет рассматривать педагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне социума и с учетом локальной культурной ситуации.

В педагогической литературе определяются компоненты культурологического подхода в образовании, к которым относятся:

- отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- отношение к педагогу как посреднику и проводнику, вводящего ребенка в мир культуры, помогающего детской личности в самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смысл, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей его культурного саморазвития;

- отношение к школе как целостному культурнообразовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры[42, с.251].

С позиций культуры цель образования заключается в содействии ребенку в его саморазвитии, взаимоотношениях с расширяющимся кругом людей через культуру педагогической деятельности и культуру педагога как личности. Педагогика как часть культуры видит свою главную задачу в приобщении ребенка к культурному наследию социума и во включении его в культурную среду. При этом изучение социокультурной среды, окружающей ребенка, является для педагогики теоретической и прикладной задачей, а сама она - условием формирования личности. В социокультурной среде опыт предшествующих поколений передается различными путями, но самый верный из них - "проживание" содержания этого опыта. Вместе с тем социокультурная среда становится разрушительной силой, если социум развращает личность, если в нем господствует антикультура, от которой необходимо защищать личность ребенка.

Характеристика состояния сформированности гражданственности старшеклассников

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданственности старшеклассников состояла из 2 этапов: планирование процесса воспитания іражданственности и подготовка к нему, осуществление данного процесса с последующей диагностикой уровня гражданственности старшеклассников контрольной и экспериментальной группы. На этапе планирования проводилась диагностика уровня сформированное гражданственности старшеклассников в контрольной и экспериментальной группах. Также исследовался уровень знаний педагогического состава экспериментальной школы о психолого-педагогических особенностях воспитания гражданственности старшеклассников.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы проводилось внедрение модели воспитания гражданственности старшеклассников в экспериментальных классах. Воспитание гражданственности осуществлялось с помощью специально организованной урочной и внеурочной деятельности и было направлено на формирование мировоззренческого, деятельностного и познавательного компонента. Осуществление процесса воспитания гражданственности старшеклассников подробно описывается в параграфе 2.2. диссертационного исследования. На заключительной стадии опытно-экспериментальной работы проводилось контрольное исследования уровня сформированнности гражданственности в контрольной и экспериментальной группах с целью анализа эффективности реализации модели воспитания гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Подчеркнем, решающее значение в процессе воспитания имеют педагогические условия и факторы, преднамеренно выдвигаемые учителями в соответствии с целями и задачами воспитания гражданственности старшеклассника. Для этого необходимо, чтобы сам учитель обладал знаниями и навыками психолого-педагогических особенностей и условий воспитания гражданственности. В данном случае интересными представляются данные, полученные в ходе проведения пилотажного исследования, проведенного перед началом формирующего эксперимента в МОУ Сырской средней школе. Эксперимент был направлен на диагностику уровня педагогических знаний и умений воспитания гражданственности старшеклассников и формирование у педагогов и воспитателей знаний по проблеме воспитания гражданственности. Исследованием было охвачено 18 учителей различных специальностей, а также педагогический состав школы, отвечающий за организацию воспитательной работы школы.

Данные, отраженные в таблице, свидетельствуют о том, что большинство педагогов имеют размытые представления о гражданственности. Наилучшие результаты были получены по первым двум вопросам. Большинство педагогов при ответах на вопросы отмечали, что главная цель воспитания -воспитать гражданина, патриота, ответственную, гармоничную личность. При ответе на второй вопрос 38.,9% педагогов в ответах указывали, что их предмет влияет на становление гражданственности старшеклассника. 50% отметили, что гражданственность учеников следствием формирования других качеств личности, которые воспитываются на преподаваемых ими уроках. 12,1% учителей считают, что их предметы не формируют личность гражданина.

Многие педагоги не смогли ответить на третий вопрос «Что такое іражданственность», некоторые ответы под гражданственностью понимают «любовь к Родине», «способности защищать ее». Лишь три педагога (16,7%) отметили, что гражданственность - это сложная характеристика личности, включающая многие социально важные качества, такие как «активная гражданская позиция», «патриотизм», «комплекс гражданско-правовых знаний», «Любовь к своей стране» и т.д.

Интересными представляются ответы на пятый вопрос анкеты «Обладаете ли Вы психолого-педагогическими знаниями необходимыми для формирования этих качеств?». Подавляющее большинство ответов (66,7%) ответили, что знания и умения, необходимые для воспитания данного качества личности у них отсутствуют. Часть педагогов (22,2%) отметили, что знания есть, но редко приходится применять их на практике. Давая развернутые ответы во время дискуссий, учителя отмечали, что современный старшеклассник социально пассивен, не интересуется политической обстановкой, больше ориентирован на развлечения и т.п.

Наличие психолого-педагогических знаний особенностей воспитания гражданственности было диагностировано всего у двух педагогов (11,1%), среди них - учитель истории и обществознания.

Таким образом, проведенное констатирующее исследование педагогического состава школы показало, что большая часть педагогов не обладает четкими представления о том, что такое гражданственность, какие качества включаются современной педагогической наукой в гражданственность как интегральное качество личности. В подавляющем большинстве не обладают психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками для формирования гражданственности. Исходя из этого, нами был разработан специальный обучающий курс по проблеме воспитания гражданственности и проведены занятий с педагогами Сырской средней школы г.Липецка. Описания данных занятий и контрольных результатов представлены в параграфе 2.2 диссертационного исследования.

Для разработки условий воспитания гражданственности старшеклассников и выявления их эффективности необходимо выявить начальный уровень данного качества личности, а также представлений старшеклассников о гражданственности личности. С этой целью в ходе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование, которое включало в себя следующие методы: включенное наблюдение при посещении занятий, внеклассных мероприятий, анкетирование, беседа, стандартизированные методики (Личностный тест 16 PF Кэттелла по фактору G, направленного на исследования социальной ответственности личности), методика на исследования толерантности, методы математической статистики (t-критерий Стыо-дента).

Наблюдением и анкетированием было охвачено две группы старшеклассников - контрольной (10 «б» - 32 ученика, 11 «б» класс - 31 ученик МОУ средней школы №52 г.Липецка) и экспериментальной (Юкласс - 29 учеников, 11 класс - 31 ученик МОУ Сырской средней школы). Всего в исследования приняло участие 123 старшеклассника. Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступили школьные учителя различных специальностей.

Реализация и оценка эффективности модели воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода

Анализ теоретической, методической, нормативной литературы, а также изучение и анализ результатов констатирующего эксперимента, изучение опыта работы учителей-практиков позволили нам разработать и обосновать методику воспитания гражданственности старшеклассников.

Основной целью разработанной нами методики является создание условий, при которых формируются мировоззренческий, познавательный и деятельностный компоненты гражданственности личности старшеклассника.

В процессе работы нами решались следующие задачи: - формирование представлений учителей экспериментальной школы о гражданственности, формах и методах воспитания данного качества личности у старшеклассников;

- создание условий воспитания гражданственности старшеклассника как интегрального качества личности на базе экспериментальной школы;

- формирование у старшеклассников качеств и характеристик личности, относящихся к мировоззренческому (гуманности, патриотизма, толерантности), познавательному (формирование правовых и исторических знаний, критичности мышления) и деятельностному (социальной ответственности, активной социальной позиции и способности к реализации своих прав и обязанностей) компонентам гражданственности;

- анализа эффективности реализации модели воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода в условиях общеобразовательной школы путем контрольного исследования уровня сформированнности гражданственности в контрольной и экспериментальной группах..

Первая задача решалась нами путем привлечения педагогов экспериментальной школы к участию в занятиях, посвященных «Психолого-педагогическим основам воспитания гражданственности школьников». Программа курса теоретических и практических занятий представлена в Приложении 3.

В рамках курса рассматриваются механизмы и условия воспитания гражданственности как интегрального качества личности. Общий объем курса - 14 часов. Цель курса - способствовать углублению знаний учителей и воспитателей о современном понимании гражданственности, как интегрального качества личности и психолого-педагогических условиях формирования данного качества личности в учебно-воспитательном процессе в школе.

Основными задачами курса были: - формирование у учителей представлений об основных этапах становления понятия «гражданственность» в истории философской, политической и педагогической мысли;

- характеристика основных качеств личности, являющихся необходимыми элементами гражданственности;

- анализ условий воспитания гражданственности для упрочения демократии, права и консенсуса в обществе.

По завершении курса был проведен контрольный срез методом анкетирования с целью выявления уровня сформированности знаний педагогов относительно условий и методов формирования гражданственности на школьников. На заключительном этапе нами был проведен расчет статистической достоверности по Т-Критерию Стьюдента.

Результаты исследования педагогов, полученные в ходе констатирующего и контрольного исследования представлены в сводной таблице (см.: Приложение 5).

В результате анкетирования и переводе полученных данных в баллы нами было выявлено, что средние значения, полученные в ходе констатирующего и контрольного анкетирования отличаются на 2.4. балла. Примерно одинаковые результаты наблюдаются по первым двум вопросам 2,3 баллы при констатирующем анкетировании, 2,4 при контрольном).

Преподаватели считают, что одной из целей воспитания на уроках является воспитания гражданственности, патриотизма, чувства ответственности и самостоятельности. На этапе констатирующего эксперимента 88,9% учителей (как гуманитарного, так и естественнонаучного и технического профиля) ответили, что уроки, преподаваемые ими влияют на становление гражданственности. На этапе контрольного исследования данный показатель увеличился до 94,4%. Понимание гражданственности, совпадающее с пониманием в педагогике выявлено на этапе контрольного исследования у 16,7% респондентов, на фоне 27,8% затруднившихся с ответом при констатирующем анкетировании. Неточные, понятийно не оформленные представления о гражданственности отмечено у 55,5% респондентов. Выявлена положительная динамика формирования у учителей знаний о гражданственности как интегрального качества личности. Так, на этапе контрольного анкетирования высокие баллы диагностировались уже у 38,9% учителей, 10,7% -по прежнему затруднялись с ответом. Размытые определения встречались у 50,4% преподавателей школы. Средние показатели как констатирующем, так и в контрольном исследовании остались неизменными (61,6%).

При ответе на 4 вопрос анкеты «Какими качествами личности должен обладать гражданин» при проведении констатирующего тестирования затруднились дать ответ или ответы были слишком общими или же неточными 38,9% педагогов, тогда как при контрольном исследовании неточный ответ зафиксирован только у 1 респондента (5,56%). Высокие результаты диагностировались у 33,6% педагогов, на этапе констатирующего исследования не было получено ни одного ответа, соответствующего представлению в современной педагогике.

Наибольшие расхождения в среднем балле были выявлены при ответе на заключительный вопрос анкеты: «Обладаете ли Вы психолого-педагогическими знаниями и учениями необходимыми для формирования этих качеств?». При констатирующем исследовании 67,2% учителей ответило, что подобными знаниями и умениями не обладает, 11,2% - ответили, что обладают в полной мере необходимыми знаниями и умениями. Показательно, что это учителя русского языка и литературы и истории. 22,4% ответили, что знаниями обладают, но не в той мере, чтобы активно реализовывать их на практике.

На этапе контрольного исследования 56,6% педагогов ответили, что обладают необходимыми знаниями для воспитания гражданственности старшеклассников, на фоне 28% кто по прежнему отмечали, что необходимых знаний и умений для реализации цели воспитания гражданственности у них нет. Снизились в процентном соотношении ответов, оцениваемые в 2 балла с 22,4% до 15,4%. Данные педагоги считают, что их уровень знаний и умений не позволяет в полной мере реализовывать цели гражданского воспитания и образования.

Похожие диссертации на Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода