Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Веселова Людмила Геннадьевна

Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания
<
Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселова Людмила Геннадьевна. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Мурманск, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:06-13/2682

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания .

1.1. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики . 11

1.2. Проблема развития творческой активности детей в психолого-педагогических исследованиях . 33

Глава 2. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста .

2.1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста . 49

2.2. Воспитание творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале музыкального и изобразительного искусства Кольского Заполярья. 71

Глава 3. Взаимодействие изобразительного и музыкального искусства как условие развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста .

3.1. Содержание экспериментальной работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста (на материале музыкальной и изобразительной деятельности). 84

3.2. Описание формирующего этапа эксперимента и проверка эффективности его результатов. 96

Заключение 121

Список литературы 123

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономической и социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования призвана формировать творческую личность и одновременно «человека культуры» (В.С.Библер).

Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности детей, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического.

Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, В.К.Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.КЗимина, Т.С.Комарова, Б.ТЛихачёв, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.).

Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, М.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Ю.ХФохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой

активности детей старшего дошкольного возраста представлены в работах

> Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова,

Г.А.Урунтаевой и др. Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, О.П.Радыновой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

В реализации проблемы творческой активности дошкольников особое значение имеет обеспечение целесообразной взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования, что детерминировано идеей развития гармонической личности. Это требует рассмотрения исследуемой проблемы в ракурсе интеграции искусств (П.П.Блонский, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, В.В.Кандинский, В.С.Кузин, А.В.Луначарский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Г.П.Шевченко, Б.П.Юсов, П.М.Якобсон и др.). Однако в реальной практике интеграция сводится к использованию смежных видов искусств в рамках одного предмета или вида деятельности с целью углубления процесса восприятия, а не развития творческой активности в широком плане.

Интеграция искусств понимается как определённое сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач развития творческой активности и эстетического воспитания растущей личности.

Проблема творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания сопряжена с регионализацией образования (Л.М.Андрюхина, Э.Д.Днепров, В.М.Шадриков и др.). В то же время, несмотря на исследования, поднимающие вопросы музыкальной и художественной культуры регионов в контексте образования, современный педагог дошкольного образовательного учреждения сталкивается в своей практической деятельности с недостаточностью обоснования содержания регионального компонента и технологии его реализации.

Обзор планов воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях показал, что занятия по ознакомлению дошкольников с искусством планируются один раз в месяц, взаимодействие

искусств в педагогическом процессе, практически, не решается, педагогами слабо изучены и неэффективно используются методы эстетического воспитания.

На основе вышеизложенного с учётом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания».

Проблемой исследования являются условия, способствующие эффективному развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, направленный на развитие творческой активности личности.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкальной и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий:

построении художественно-творческой деятельности на основе субъективного опыта детей;

организации взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной музыкальной и изобразительной деятельности;

организации эстетической деятельности детей на основе интеграции изобразительного и музыкального искусств, создающих реальные возможности для развития их интереса, активности в овладении опытом изобразительной и музыкальной творческой деятельности;

ориентации музыкальной и изобразительной деятельности на проявление детской активности в решении творческих заданий;

повышении эстетической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-теоретические материалы, посвященные проблеме исследования.

  2. Разработать критерии и показатели, характеризующие уровни развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

  3. Выявить педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента содержания образования.

  4. Разработать учебно-методический комплект, способствующий решению задачи развития творческой активности детей в изобразительной и музыкальной деятельности, с использованием искусствоведческого материала Кольского Заполярья.

Методологической основой исследования являются ведущие идеи и положения философии, эстетики, искусствознания о художественном творчестве (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, АЛ.Зись, М.С.Каган, Я.А.Пономарёв, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.); об искусстве как художественной форме отражения явлений окружающей действительности (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, Е.ПЯковлев и др.); идеи В.В.Ванслова, В.В.Кандинского и др. о единых корнях синтеза искусств, определяющегося их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью.

Теоретическим фундаментом исследования являются труды отечественных психологов и педагогов: идеи и концепции эстетического воспитания дошкольников средствами искусства (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, И.А.Дзержинская, Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Е.А.Флёрина и др.); идеи интегративно-деятельностного подхода в теории и методике эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов и др.); положение о роли субъект-субъектных отношений педагогов и детей, сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе (Ш.А.Амонашвили, Д.А.Леонтьев, В.А.Сухомлинский, В.А.Петровский и др.); теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков, Г.А.Урунтаева, и др.); теория культурно-исторического развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирическое наблюдение за педагогическим процессом; педагогический эксперимент; анкетирование; педагогическое тестирование; систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Исследование включало три этапа.

На первом этапе (2000 - 2002) анализировалась научная литература по проблеме, определялись исходные компоненты исследования, проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2002 - 2003) выявлялись условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания, проводился формирующий этап эксперимента, апробировался учебно-методический комплект «Прекрасное рядом».

На третьем этапе (2003 - 2005) проводился контрольный этап эксперимента, определялись уровни сформированности творческой активности детей, анализировались, систематизировались и обобщались результаты

исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных
образовательных учреждений учебно-методический комплект по

эстетическому воспитанию, направленный на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста, «Прекрасное рядом».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

определено содержание эстетического воспитания с учётом регионального компонента;

выявлены педагогические условия развития творческой активности детей, используемые в работе по эстетическому воспитанию педагогами Кольского Заполярья;

разработаны и обоснованы критерии оценки развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы оценок уровней развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, определяющихся по:

степени сформированности эстетических потребностей;

степени развития нравственно-эстетических качеств, свидетельствующих об активном отношении ребёнка к творческим заданиям в области музыкальной и изобразительной деятельности;

характеру эмоционально-волевых проявлений (самостоятельность, инициативность, способность к сопереживанию и др.);

степени сформированности потребности в общении, способности к сотворчеству;

- соотношению репродуктивного и продуктивного в музыкальной и
изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

разработан и внедрён в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений учебно-методический комплект по эстетическому воспитанию;

определено авторское содержание учебно-воспитательного процесса для групп старшего дошкольного возраста (детей 5-7 лет) с учётом мотивов, потребностей и интересов воспитуемых;

материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, включают ознакомление с разнообразными видами эстетической деятельности, организованной на основе взаимодействия изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, празднично-развлекательной деятельности.

  2. Процесс развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия изобразительного и музыкального искусства предполагает наличие эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений, знаний о жанровой специфике художественных произведений, их образном характере.

  3. Сущностью творческой активности детей старшего дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, видоизменять имеющиеся знания и выражать собственное отношение к ним в различных видах художественно-творческой деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечена

аргументированностью и фундаментальностью его методологических позиций; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; обоснованностью технологии педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследовании осуществлялись в процессе экспериментальной работы в детских садах №№ 7, 8, 12, 49 г. Североморска Мурманской области; участием в научно-практических конференциях Мурманского государственного педагогического университета (Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: региональная научно-практическая конференция: март 2003 г.; Молодая наука Заполярья: идеи, новации, перспективы: научно-практическая конференция студентов и аспирантов МГЛУ: апрель 2004 г.; Перспективы развития начального образования России: межвузовская научно-практическая конференция: март 2004 г.; Ушаковские чтения: I научно-практическая межрегиональная краеведческая конференция памяти профессора И.Ф.Ушакова: март 2004 г.; Ушаковские чтения: II научно-практическая межрегиональная историко-краеведческая конференция памяти профессора И.Ф.Ушакова: март 2005 г.; Актуальные проблемы практической психологии: региональная научно-практическая конференция: апрель 2005 г.); посредством публикации материалов по проблеме исследования в печати.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Философский словарь определяет понятие эстетического (греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) как отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа.1

Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, «бескорыстности» эстетического переживания. Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развёртывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий, где творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.2

Философское постижение вопросов эстетического воспитания и сущности творческой деятельности имеет многовековую историю. Крупнейшие мыслители - от Конфуция и Аристотеля, А.Августина и Боэция, М. де Монтеня и Э.Роттердамского, Д.Дидро и Н.Баумгартена до Н.А.Бердяева, М.С.Каган, А.Ф.Лосева и др. раскрыли статус эстетического в жизнедеятельности человека, в процессе формирования его личности.

Эстетическая мысль возникла в эпоху рабовладельческого общества. Но появление зачатков эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи и историки, относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита. Об умении древнего человека видеть красивое, и желании самовыражения, свидетельствуют памятники, дошедшие до нас из глубин веков (наскальные рисунки, орудия труда, быта). Ритуально - обрядовая форма передачи жизненного опыта, выражающаяся в песнях и танцах, стала источником становления процесса эстетического воспитания.

Особые представления о процессе эстетического воспитания складываются в странах Древнего Востока. Эстетические идеи, носящие космологический характер, были связаны с мифологией. В мифах отражалось отношение человека к прекрасному, желание выразиться в пении, поэзии, игре на музыкальных инструментах.

Древний Египет представлен в различных видах искусства, среди которых архитектура, ювелирное дело, живопись, мозаика, музыка, танец. Египтяне слыли искусными музыкантами, умеющими записывать музыку с помощью «невмы» (крючков и завитушек, показывающих ход мелодии). В Древнем Египте музыка стала использоваться в целях воспитания.

Древнекитайская эстетическая мысль, в частности, конфуцианская доктрина выдвигала вопросы морально-этического совершенствования личности. Музыка рассматривалась как эффективнейшее средство, способствующее установлению социальной гармонии в обществе. Согласно его концепции, образование надо начинать с поэзии, затем совершенствоваться в нормах поведения и завершать музыкой - могучим оружием правителей Древнего Китая. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются «Ли цзи» - («Книга обрядов») Конфуция (551 — 479гг. до н.э.) и трактаты Сыма Цяня (II -1 вв. до н.э.). «Великую науку» Китая представляли 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей).

Одна из ведущих философско-педагогических теорий античности -учение об Этосе - связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, влиянии музыки на процесс воспитания личности. Синонимом понятия «образованный человек» стало «мусический», то есть получивший знания во всех видах искусства. В Древней Греции проблемы эстетического воспитания рассматривались в контексте общего образования. Школы Сократа, Платона, Пифагора и других являли собой философские форумы, где ученики и учителя блистали мудростью и красноречием.

Древние мыслители видели цель воспитания в гармоническом развитии личности, которое понималось ими как постижение калокагатии. Калокагатия как гармония внешнего и внутреннего обеспечивает красоту личности и формируется путём соразмерного нравственного, музыкального, физического и умственного воспитания.

Учение об Этосе ярко воплотилось в трудах Платона (428 - 348 гг. до н.э.). В работах «Государство», «Законы» и других он уделял пристальное внимание системе государственного воспитания, основой которой считал музыку и гимнастику. Интерес представляет осмысление Платоном понятия «лад». По его мнению, это гармония Вселенной, гармония в душе человека, которая порождает гармонию поступков, благополучие в государстве. Выше музыки для Платона только искусство познания самого себя, что является «высочайшим мусическим искусством».1

Ученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) в работе «Политика» развивал идеи эстетического воспитания в ракурсе познавательного и нравственного начал. Он акцентировал внимание на гедонистическом отношении к прекрасному. В то же время, по его мнению, музыка способна изменить и очистить душу от разного рода аффектов, восстановить «строгость», и «умеренность», «пристойность» чувств, освободить от власти негативных эмоций.

Ценными для нашего исследования видятся два момента в системе Аристотеля: 1) музыке следует обучать с раннего возраста; 2) попытка раскрыть понятие творческой деятельности. В своём знаменитом эстетическом трактате «Поэтика» Аристотель пишет: «Так как подражание свойственно нам по природе, так же как и гармония и ритм (а что метры - особые виды ритмов, это очевидно), то ещё в глубокой древности были люди, одарённые от природы способностью к этому, которые, мало-помалу развивая её, породили из импровизации (действительную) поэзию».1 Далее он размышляет: «...искусство и приобретённое душевное свойство творчества, следующего истинному разуму, - одно и то же. Всякое искусство касается генезиса, творчества и теории того, что может быть или не может быть. Принцип создаваемого заключается в творящем лице, а не в творимом предмете».2 В Древнем Риме формирование гармонично развитой личности уступает место идее практической полезности. Приоритет отдаётся ораторскому искусству в обучении подрастающего поколения. Элементами эстетического воспитания являются риторика, гимнастика, рисование, пение, обучение игре на музыкальном инструменте. Прослеживается связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием.

Проблема развития творческой активности детей в психолого-педагогических исследованиях

Проблема развития творческой активности ввиду её значимости для самореализации и духовного роста личности постоянно находится в поле пристального внимания различных исследований в области психологии и педагогики.

В современной науке развитие творческой активности личности рассматривается психологами (Б.Г.Ананьев, Е.Я.Басин, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Л.Б.Ермолаева-Томина, А.В.Петровский, П.МЛкобсон и др.) и педагогами (П.П.Блонский, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, М.Б.Зацепина, А.Н.Зимина, Т.Г.Казакова, Н.С.Карпинская, Т.С.Комарова, О.П.Радынова и др.). Они трактуют понятие «активность», как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в общении, волевых актах, творчестве.

В психологическом словаре понятие «творчество» рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.1

Все способы появления нового, базирующиеся на дифференциации и интеграции, охватываются понятием развития.

В психологии развитие определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).1

Традиционно проблема развития ребёнка рассматривается как процесс воспроизводства в структуре личности основных социальных связей и норм (А.В.Петровский). Из этого положения исходит твёрдая позиция - личность конструируется по определённой модели, как правило, через включение её в процесс деятельности (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков и др.).

Подробно рассматривая природу творчества, а также способы его развития, педагогическая наука выделяет три основных закона развития, опора на которые необходима для творчества (Л.Б.Ермолаева-Томина).

Первый закон - развитие происходит только в контакте со средой. Роль среды в развитии всех психических процессов определяется самой функцией психики как отражения внешнего мира для ориентации в нём. Контакт со средой детерминирован внутренними и внешними факторами. Одна и та же среда по-разному воздействует на человека в зависимости от его способностей к контакту с ней.

Уровень контакта определяется количеством «точек соприкосновения» с реальностью. Такие точки соприкосновения оставляют свой след в мозгу человека и создают «почву для творчества». Поэтому художнику необходимо развивать все формы контакта со средой (Л.С.Выготский, В.С.Мухина).

Второй закон - могут быть развиты только те качества и свойства, которые потенциально заложены в генетическом коде живого организма. Потенциальные возможности развития у человека безграничны. Главным «каналом» реализации потенциальных, индивидуальных возможностей человека является творчество.

Третий закон - развитие необратимо. Включение в творчество становится для человека потребностью. Вступив на путь созидания, человек не может остановиться, не может не творить, испытывает необыкновенно сильную потребность в познании, в созидании. Процесс обновления, развития, получения нового становится постоянной и необратимой потребностью и способностью человека выходить за рамки стандарта, ничего не делать небрежно и по шаблону (Л.А.Венгер, В.С.Мухина).

Психологическая наука выделяет следующие формы развития -естественное (развитие «изнутри»), инструментальное (овладение навыками использования инструментов) и индивидуальное (инициируется самим субъектом на неосознаваемом и осознанном уровне; детерминируется специальными способностями к какой-либо деятельности) (Л.Б.Ермолаева-Томина).

По мнению психолога Л.Б.Ермолаевой-Томиной, главными объектами развития являются: -потребность в творчестве, которая формируется быстрее всего при выполнении нестандартных заданий, где важна частота упражнений и положительные результаты, которые легко достигаются при изображении абстрактных качеств или процессов из-за отсутствия зрительного шаблона и полной свободы для фантазии; - творческое сознание, которое рассматривается как «включение себя в инновационные процессы, фиксация изменений, происходящих в социуме, в искусстве, в событиях, определяющих дух времени, а также доминирующих потребностей и категорий ценностей в разных слоях общества» ; сформировать творческое сознание это значит - поверить в свои силы, выбрать собственную тему в искусстве, осмысленно относиться к цели собственной деятельности, иметь своё представление о необходимом будущем человека; -управление творческим процессом, при котором необходимо придерживаться установки - ничего не делать бессмысленно, по шаблону, без включения установки на поиск нового смысла для себя и для зрителя; - чувство зрителя: контакт с потенциальными зрителями опосредуется у художника его произведениями; контакт происходит на духовном уровне, поскольку он обращен к мыслям и чувствам неизвестных зрителей и не ограничен ни пространством, ни временем.

Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Современная наука рассматривает условия как «совокупность объектов (вещей, процессов, отношений), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта и образа».1

Учёные разных стран по-разному рассматривают вопрос о необходимости создания соответствующих педагогических условий, способствующих развитию творческой активности личности ребёнка. Так теоретик новой немецкой педагогики Георг Кершенштейнер рассматривал детское творчество как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения, роль которых сводится к наблюдению за ребёнком. Г.Кершенштейнер принял попытку доказать, что у ребёнка, и без систематического воздействия, и именно благодаря его отсутствию, изобразительные способности развиваются до художественных.

Педагогические идеи Георга Кершенштейнера в 20-е годы XX века привлекли внимание теоретиков молодой советской школы. По высказываниям деятелей педагогических наук этого времени, можно судить о возникших спорах по поводу развития творческого процесса и в том числе развития творческой активности ребёнка в учебно-воспитательной деятельности.

Развитие теории тормозилось неверными представлениями о детском творчестве, о специфике управления им. Так К.Н.Вентцель в русле педоцентризма пытался освободиться от «мер», сковывающих детскую инициативу. Он считал ненужным ознакомление детей с музыкальными произведениями, предлагая им самим сочинять и исполнять свои песни.

Поддерживая мнение предыдущего автора, А.В.Бакушинский, Ф.И.Шмит провозглашали самопроизвольное спонтанное развитие детского творчества, выступая против обучения детей рисованию. Появилось утверждение о том, что ребёнок - художник и даже самое лучшее обучение может испортить природный талант. Детям учиться нечему. Наоборот взрослые должны учиться у них мастерству.

Сторонники другого направления считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, искусство. В связи с этим, для развития творческой активности детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, усвоение детьми эстетического опыта, обучение приёмам творческой работы.

Вопрос о создании педагогических условий развития творческой активности детей дошкольного возраста нашёл отражение в исследованиях ряда авторов: Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, В.А.Езикеевой, А.Н.Зиминой, Т.Г.Казаковой, Н.С.Карпинской, Т.С.Комаровой, О.С.Ушаковой, Л.С.Фурминой и др. Анализ их трудов позволяет выявить ряд педагогических условий, одним из которых является активизация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим пути и средства реализации данного условия.

Н.А.Ветлугина указывает на поэтапный характер возникновения творческого начала в эстетической деятельности детей.

На первом этапе педагог организует жизненные наблюдения, которые влияют на развитие творческой активности и являются источником «питания» его творческой деятельности. Она указывает на то, что наблюдения следует проводить не непосредственно перед процессом творчества, а накапливать их как бы «впрок».

Н.А.Ветлугина отмечает, что ребёнок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях, то есть восприятие должно быть целостным. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. В процессе ознакомления с предметами необходим также не только целостный, но и дифференцированный подход: для наблюдения выделяются отдельные качества предметов и явлений, внимание детей обращается на выразительность художественных средств.

Организуя наблюдения, воспитатель устанавливает связи, соотношения между общественным окружением и национальными традициями, которые находят отражение в искусстве и эстетике быта, в памятниках старины и трудовом укладе. Н.А.Ветлугина считает: «Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира - путь, по которому развивается творчество ребёнка».1 Наряду с этим, происходит формирование ценнейших черт личности -любознательность, пытливость, наблюдательность - качества, придающие активности ребёнка четкую познавательную направленность.

Под влиянием познавательного интереса, который проявляется в активном отношении к деятельности, меняется качество знаний - они становятся более полными, яркими, образными. Познавательный процесс активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса ребёнок легче и прочнее запоминает материал, быстро и образно воспроизводит его. Познавательный интерес дошкольника отражён во всех видах его творческой деятельности, которая при его наличии становится интереснее, богаче, содержательнее.

Особое значение для развития творческой активности на первом этапе Н.А.Ветлугина придаёт освоению детьми способов сенсорного обследования материалов (освоение формы, цвета, движения в танце, звуков музыкального инструмента, слова, интонации), считая при этом, что чем шире ориетированность детей в разнообразных свойствах предметов и явлений, тем жизненнее и образнее творчество. На этом этапе повышается роль искусства.

«Оно уже не только побуждает к творческому акту, а, художественно преобразуя жизнь, ещё больше обогащает восприятие ребёнка, углубляет художественное познание жизни, сообщает ребёнку о наиболее выразительных способах изображения».1

Третий этап посвящен формированию способов творческих действий детей в связи с самостоятельным построением или музыкальной игры, композиции, её эпизодов, сквозного развития музыкально-игрового образа. Здесь появляется новая продукция. Естественно, что ребёнок интересуется качеством своей продукции, пытается сделать её завершённой. Н.А.Ветлугина считает, что переживания его будут полнее, если он увидит, что эта работа интересна не только для него, но и для окружающих, поэтому очень важен анализ продукции, проводимый взрослыми.

Содержание экспериментальной работы по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста (на материале музыкальной и изобразительной деятельности).

Экспериментальная работа проводилась в дошкольных образовательных учреждениях №7, №8, №12, №49 г. Североморска Мурманской области с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе исследования на различных его этапах принимали участие 150 дошкольников, из которых 50 детей - воспитанники МДОУ д/с №8: экспериментальная группа (ЭГ) - 25 детей, контрольная группа (КГ) - 25 детей (Приложение 1).

Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного и был направлен на решение основных задач исследования.

В процессе констатирующего этапа эксперимента осуществлялся анализ условий эстетического воспитания в МДОУ д/с №8, разрабатывались методические приёмы работы с детьми, проводилась диагностика стартового уровня творческой активности детей старшего дошкольного возраста по рисуночному тесту - творческому заданию, включающему личностные характеристики; определялся уровень эстетических потребностей детей и способ их удовлетворения (анкета для родителей); проводилось дискретное наблюдение за детьми.

В начале экспериментальной работы мы проанализировали условия эстетического воспитания в МДОУ д/с №8. Анализ показал, что созданы благоприятные условия для организации и проведения процесса эстетического воспитания, развития творческих качеств личности ребёнка-дошкольника, в том числе и его творческой активности.

Природный мир дошкольного учреждения представлен оборудованными природными уголками групп, зелёными насаждениями участка, огородом, а также природным окружением микрорайона (зелёная зона вблизи территории МДОУ), где организована экологическая тропа, часто посещаемая детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитательно-образовательная зона соответствует функциональному назначению и эстетическим требованиям. Помещения групп оборудованы материалами, стимулирующими развитие познавательных способностей детей, которые рационально размещены (по принципу комплексирования и свободного зонирования): материалы по сенсорному развитию, математике, логике, грамоте; конструкторы разных размеров и фактуры; ширмы, наборы кукол, книги; уголки живой природы, содержащие различные растения, аквариумы, материалы для труда, тематические альбомы, наборы открыток, календари природы и др. Созданы условия для осуществления разнообразной детской деятельности (игровой, художественной, трудовой, учебной). Зоны творчества содержат различные изобразительные материалы (гуашевые и акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, уголь, материалы для выполнения рисунков в нетрадиционной технике, бросовый материал для создания различных поделок и др.).

Кроме того, для проведения творческой музыкальной деятельности в игровых зонах имеются: музыкальные игрушки, металлофоны, барабаны, трещотки, колокольчики, молоточки, волчки, звуковые открытки, проигрыватели; неозвученные игрушки-самоделки (игрушки-инструменты, пятиступенчатые лесенки), наглядный материал (портреты композиторов, демонстрационные картины, настольные музыкально-дидактические игры), атрибуты и костюмы. Все материалы периодически обновляются.

Методический кабинет МДОУ оснащён специальной литературой: методической, искусствоведческой, книгами, освещающими вопросы эстетического воспитания, журналами «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»; материалами передового педагогического опыта (конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, доклады, перспективные планы); материалами по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (репродукциями картин, живописными картинами и графическими рисунками художников-североморцев), собранным практическим материалом (народными игрушками, предметами народно-прикладного творчества, изделиями малой скульптуры) для использования его на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Социальным условием процесса эстетического воспитания детей дошкольного возраста является также эмоциональный, культурно-психологический климат, определяемый характером взаимодействия детей и взрослых в процессе жизнедеятельности. Наблюдения за детьми в процессе воспитательно-образовательной работы показали, что в экспериментальной группе преобладает направленность на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (тактика сотрудничества, обоснование мотивированности действий, предоставление возможности выбора, самостоятельного решения).

В процессе констатирующего этапа эксперимента была определена характеристика уровней развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Первоначально детям экспериментальной группы был предложен рисуночный тест: рисование на свободную тему, после чего они должны были ответить на вопросы: Что ты нарисовал? Что ты считаешь красивым в своём рисунке? Почему ты думаешь, что это красиво?

Анализ рисуночного теста показал, что дети обладают хорошими изобразительными способностями: смело используют всю площадь листа для реализации замысла, не имея проблем с составлением композиции, умело пользуются различными изобразительными материалами (результаты анализа подведены в таблице - Приложение 2).

В целом, можно отметить, что в детских рисунках преобладает изображение сложных форм с точной передачей; части предметов расположены верно; наблюдается верная передача пропорций; для композиции характерна «широкая полоса земли» без передачи перспективы; относительная динамика; осторожное использование цвета; присутствие творчества (творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа; ответов столько же, сколько и детей); самостоятельность; положительное отношение к процессу рисования.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания