Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Зимина Ангелина Николаевна

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
<
Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зимина Ангелина Николаевна. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности : Дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.01 : Москва, 1997 47 c. РГБ ОД, 71:98-13/33-7

Содержание к диссертации

Введение

1. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности как педагогическая проблема . 4

2. Теоретические основы воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 15

3. Методические построения процесса воспитания творческой направленности личности старшего дошкольника в музыкальной деятельности 22

4. CLASS Результаты и методы исследовани CLASS я 34

5. Список публикаций, отражающих основное содержание доклада 42

Введение к работе

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности как педагогическая проблема

Общественно-политические перемены, происходящие в современном обществе, актуализировали задачу воспитания людей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем, эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторитарную педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Д.С.Лихачев, Л.А.Рапацкая, Г.С.Ригина, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая).

Музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры и эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылки для активной деятельности и возможности "выплеснуть" свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении). Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познавать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, если не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно процесс музыкальной деятельности детей ориентировать на приоритет развития творческой направленности как качества личности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Это связано с тем, что в период дошкольного детства развивающийся организм сенситивен к звуковым характеристикам объектов окружающего мира, эмоционально откликается на музыкальные образы. Музыка оказывает сенсибильное влияние на развитие всей сенсорной сферы детей, повышает восприимчивость органов чувств к воздействиям, что побуждает ребенка к "исследовательским действиям", которые принимают форму музыкально-ритмических движений, имеют "активный слухо-моторный характер" (Б.М.Теплов) и отличаются своей "собственной логикой, побуждаются внутренними противоречиями и их разрешениями" (Н.Н.Поддъяков). Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется Е том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения (Б.М.Теплов, К.В.Тарасова). Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству.

Вместе с тем, анализ процесса музыкального воспитания и обучения в дошкольных учреждениях позволил выделить ряд педагогических явлений, оказывающих отрицательное Бездействие на его результативность. На протяжении ряда лет в музыкальном воспитании преобладало обучение основным певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам на ограниченном репертуаре и подготовка к общенародны},! праздникам. Такая тенденция углубляла противоречия между требованием общества к творческому развитию личности и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы. Принцип "дидактической направленности" всей музыкальной деятельности в дошкольном учреждении стал тор мозом для развития индивидуальности и творчества детей.

Является также спорным вопрос о приоритете певческой деятельности по сравнению с ритмической. Анализ истории становления музыкального искусства убедительно показывает, что в ходе развития человеческого общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, то есть было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин "петь" означал "производить руками музыку" (Э.Далькроз, И.Т.Александрова, С. С.Аверинцев, В.П.Шестаков, Е.А.Бодина). Потребность ребенка в различного рода движениях оказало влияние на методы народной педагогики (укачивание, хороводы, игры с движениями и пр.) Эти положения также дают основания считать актуальным изменение отношения к такому направлению музыкальной деятельности как музыкально-ритмические движения.

Теоретические основы воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста рассматривается на основе общих закономерностей восприятия окружающего мира, открытых в философии и касающихся процесса восприятия мира искусства: характера осмысления информации о действительности; системы ценностных ориентации по взаимодействию с различными областями социальной действительности.

Оценка истории развития взглядов на музыкальную эстетику позволяет обратить внимание на следующие положения, принципиально важные для настоящего исследования: - представители античной эстетики и итальянские провозвестники эпохи Возрождения (XIII в.) раскрыли особенности художественно- образного освоения мира, реалистическую сущность музыкаль ного искусства и утвердили его предназначение в качестве эффективного воздействия на формирование и развитие духовной сферы индивида, его отношения к окружающему миру, на формирование системы эстетических взглядов и норм, приняты:-: в обществе (Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Лао-Цзи, Бахара-те, Данте Алигьери, Джотто); - в период расцвета философии (И.Кант, Г.Гегель) утвердился диалектический метод познания законов развития материи и духа, акцентировалась важность развития у человека зстетическіїх чувств и вкуса, обращалось внимание на формирующее и воспитывающее воздействие на личность музыкального искусства.

Развитие эстетики и музыкознание показывает, что музыкальное воспитание призвано быть органической и неотъемлемой частью общего художественно-эстетического Боепитания, что оно ведет к познанию основных законов окружающего целостного мира, тенденций его развития, действующих в нем наиболее общих законов творчества (Б.В.Асафьев, Ю.Б.Борев, А.Н.Зись, М.С.Каган, Ю.В.Кремлев, Г.Г.Нейгауз, Е.В.Назайкинский и др.).

Музыкальное искусство, являясь частью жизни общества, испытывает на себе его воздействие, поэтому взаимодействие с ним выражается не только в деятельности восприятия, не только в подражании, повторении предложенных готовых образцов, но и деятельности созидания, самостоятельном создании ПЄЕЧЄСКОГО И музыкально-ритмического образа. С этой точки зрения к музыкальному искусству можно применить следующие положения философии: истории его создания и познания есть история развития представлений о нем. На заре человеческой цивилизации, в начале формирования музыкального искусства музыка (звучание полого рога животных, различные удары и др.) была одним из видов коммуникации- Вплоть до эпохи Возрождения музыкальное искусство использовалось в виде "прикладного" действа, способствующего вначале магическим заклинаниям, исцелению от болезней, трудовой деятельности, воспитанию воинов, затем - пониманию божественной идеи.

В дальнейшем музыкальное искусство стало рассматриваться в контексте художественной культуры как один из ее полноправны:-: компонентов, связанных с проявлением творчества и взаимодействующих с другими видами искусства.

Все вышесказанное позволило нам осмыслить закономерности, определяющие характер взаимодействия человека с миром музыки, особенности функционирования музыкального искусства на разных этапах развития общества; оценить путь совершенствования педагогических воззрений, в той или иной степени касающихся вопросов Боепитания творческой направленности личности ребенка.

Учитывая социально-экономические преобразования, которые существенно изменили содержание и методы традиционного процесса воспитания и обучения, научные высказывания последних лет заострили внимание педагогической общественности на необходимость возвращения к корневым традиционным основам культуры.

Методические построения процесса воспитания творческой направленности личности старшего дошкольника в музыкальной деятельности

В основу разработки методического построения процесса воспитания творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста были положены следующие принципы.

Принцип интеграции предполагал использование разных способов познания детьми музыкальных произведений, установление соотношений между их образами, характером, средствами выразительности и реально существующей жизнью. Интегрирующей основой процесса воспитания творческой направленности личности стало содержание музыкальной деятельности, обеспечивающее понимание зависимости создания музыкальных произведений от среды обитания их автора, раскрывающее взаимодействия в системе: окружающий мир - композитор - исполнитель - слушатель.

Принцип теоретизации предполагал учет одного из ведущих положений детской психологии, утверждающего, что развивающий эффект обучения невозможен без его обогащения теоретическими знаниями (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Существующая система музыкального воспитания ориентируется на созерцательный метод познания, авторитарную методику обучения, почти исключает ребенка из самостоятельного акта познания зависимости, связей между звучаниями реального мира, событиями и явлеріямм окружающей действительности и их музыкально-образной характеристикой. Теоретизация процесса воспитания творческой направленности личности ребенка понимается нами не как искусственное наполнение содержания обучения правилами из теории музыки, историческими сведениями, законами создания музыкального произведения, а как развитие умения детей при слушании, анализе и исполнительской деятельности определить виды, рода, жанры музыкального искусства, выделять существенное, строить рассуждения, выявлять сходство и контрастность произведений и их образов, характеризовать их, отстаивать свои рассуждения. То есть принцип теоретизации подводит детей к самостоятельному выведению теоретических некоторых несложных положений.

Куль турологический принцип предполагает отбор знаний в сфере музыкального искусства, обеспечивающих благоприятный интеллектуальный фон обучения, развитие общей культуры ребенка, его возрастной эрудиции. Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста - целенаправленный педагогический процесс, в котором предметно-практическая музыкальная деятельность прежде всего протекает как деятельность духовная, выражающаяся в переживании ребенком своей слитности с культурой общества через разнообразные формы общения с музыкой.

Культурологический принцип предполагает формирование основных музыкальных способностей в творческой деятельности с преобладанием художественных образов классической и народной музыки на основе процессов, "руководящих" творчеством, - восприятия и воображения. Познавательная деятельность ребенка в области музыкальной культуры органично сочетается с ценностно-ориентацион-ной, ибо от целенаправленно формируемого интонационно-слухового опыта зависит качество воспитания музыкальной культуры личности. Этот принцип также предполагает развитие у детей чувства сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитание устойчивого интереса к музыке, стремления к ее пониманию, заинтересованности творческими заданиями, что является одним из компонентов художественного вкуса.

Принцип коррекции музыкального развития предполагает изменение способа воспитания у детей чувства сопричастности к музыкальным звучаниям, оказание помощи ребенку в осознании своего отношения к музыкальной деятельности.

В период социокультурны:-: перемен в России, которые затрагивают всю сферу духовной жизнедеятельности человека - его потребности, мировоззрение, системі/ нравственно-эстетических ценностей и т. д., серьезным деформациям подверглась сторона жизни человека, связанная с его эстетическим отношением к окружающему миру, предпочтениям в области искусств, особенно музыкального искусства. Известно, что первое приобщение ребенка к музыкальному искусству происходит в семье, но происходящая девальвация культурных ценностей как бы отторгает молоды:-: родителей от музыкального наследия далекого и недавнего прошлого, что не может не отразиться на детях. Поэтому суть работы педагога в любых условиях и любыми способами позитивным образом воздействовать на изменение духовного мира ребенка, его мировоззрение посредством самого эмоционального из искусств - музыкального, корригирующего фон настроения, улучшающего соматическое состояние. В воспитании творческой направленности личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности педагогу необходимо противостоять уже неадекватно сформированным на более ранних этапах развития мнениям, умениям детей, использовать материал, который обеспечивает сравнение красивого и безобразного, ценного и неценного, культурного и некультурного и т. д. Корректируя этот процесс не запрещением, а отвлечением и противопоставлением.

Похожие диссертации на Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности