Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Волчкова Марина Алексеевна

Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде
<
Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волчкова Марина Алексеевна. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тула, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:02-13/1922-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде как педагогическая проблема 14

1. Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей детей 14

2. Музейно-усадебная микросреда как педагогическое явлние и ее образовательный потенциал в развитии творческих способностей детей 32

3. Педагогические условия реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей 60

ВЫВОДЫ 80

ГЛАВА II. Создание педагогических условий реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей (в условиях музея-усадьбы «ясная поляна») 82

1. Организация образовательного процесса в музейно- усадебной микросреде, направленного на развитие творческих способностей детей (на материалах деятельности музея- усадьбы «ясная поляна») 82

2. Экспериментальная проверка педагогических условийреализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей 105

Выводы 124

Заключение 126

Литература 129

Приложения 147

Введение к работе

В условиях современной России очевидна необходимость изменения подходов к организации деятельности образовательных учреждений различного типа по развитию творческих способностей ребенка.

Любому обществу и во все времена нужны творческие личности. Однако в условиях современных деструктивных тенденций в российском обществе потребность в людях, обладающих мощным творческим потенциалом, способных решать сложные экономические, политические, научно-технические, социальные проблемы, возрастает.

Разрушение в стране системы дополнительного образования негативно отразилось на развитии творческих способностей детей. Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми, которые помогли бы им впоследствии успешно вписаться в современное общество и производство, что требует от человека творческих способностей, творческой активности, социальной мобильности, готовности к возможным сменам профессии, общего научного и технического кругозора, более широкого набора культурных (эстетических, общественных, этических и эмоциональных) средств, чем тот, который может дать современная система образования (Г.П.Щедровицкий).

Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показывают, что сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка является дошкольный и младший школьный возраст.

Отечественными и зарубежными исследователями были рассмотрены следующие проблемы развития «первичной» креативности ребенка: творческое мышление в обучении (Е.В.Бодрова, Е.Г.Юдина), решение творческих задач (Л.С.Выготский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.А.Никитин), возможности прямого обучения творчеству (Л.С.Выготский, Б.Л.Яворский), влияние художественного воспитания на развитие творческих способностей детей (Б.П.Юсов, А.А.Мелик-Пашаев), связь знаково-

символической и творческой деятельности ребенка (Е.Е.Салогова), оптимизация процесса формирования творчества у дошкольников в конструктивной деятельности (Г.В.Урадовских), методики развития творческого мышления дошкольников (Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.А.Парамонова и др.), влияние системных знаний о предметах и явлениях окружающего мира на формирование творческих речевых умений у детей 5-6 лет (О.Н.Сомкова) и др.

Кроме того, в практике детских образовательных учреждений успешно
реализуется средовый подход к развитию способностей детей: разработаны
принципы и параметры организации творческой предметно-
пространственной среды дошкольных и школьных учреждений, центров
дополнительного образования (В.Н.Дружинин, Т.В.Кузнецова,

С.Л.Новоселова, В.С.Мухина, Л.Б.Переверзев, Е.А.Диченская,

Г.Н.Пантелеев, В.А.Петровский, Н.ВХазратова О.В.Цаплина и др); исследована аксиоматика средового подхода и функции среды в воспитании и развитии личности ребенка (О.В.Артамонова, Ю.С. Бродский, Ю.С.Мануйлов, Я.М.Кларина, Л.П.Стрелкова и др.); в рамках теории воспитательных систем рассмотрены вопросы превращения среды в воспитательное и развивающее пространство (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.).

В ряде диссертационных исследований выявлены особенности развития креативности детей в условиях образовательной среды (И.В.Борзенкова, Т.П.Васильева, О.Б.Куликовская и др.).

Изученные работы, а также наши собственные исследования показывают, что мощным потенциалом для развития творческих способностей ребенка обладает музейная среда, включая музейно-усадебную микросреду.

Ведущими специалистами-музееведами были выявлены

педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды

(Н.Ф.Федоров, Т.А.Алешина, Г.В.Вишина, А.А.Голышев, Ю.В.Зиновьева, Н.Б.Крылова, Н.Г.Макарова, Н.В.Соловьева, и др.), определены направления педагогической работы в условиях музея (А.Г.Бойко, Е.Г.Ваислова, М.Б.Гнедовский, Н.Л.Кульчинская, О.Л.Некрасова-Каратеева, Б.А.Столяров и др.), разработаны вопросы содержания образования ребенка в музейной среде (Е.Г.Ваислова, Н.Л.Кульчинская, Т.Н.Панкратова, Т.В.Романова, О.А.Севастьянова, Н.В.Соловьева, Т.ВЛумалова и др.).

В последние годы в ряде публикаций были выделены отдельные проблемы творческого развития ребенка в среде художественного музея (Н.Н.Бельфор, Е.Н.Конухова, Л.П.Михеева, Н.Д.Соколова, Б.А.Столяров, Л.Г.Сушко, Н.Д.Рева, Л.М.Шляхтина, С.В.Фокин и др.).

Однако тема образования ребенка в музейно-усадебной микросреде не нашла своего отражения в работах исследователей. Вместе с тем музейно-усадебная микросреда, являясь уникальным культурно-историческим, мемориальным, природным пространством, обладает значительным образовательным потенциалом. В силу своей специфики музейно-усадебная микросреда способна стать средством творческого развития детей разного возраста.

Сегодня создаются возможности для реализации творческих устремлений педагогов и музейных работников, направленных на создание условий для развития творческих способностей детей. Опыт функционирования центров дополнительного образования и отдельных учебных заведений, созданных при крупных российских музеях (детская художественная студия и детский клуб при Государственной Третьяковской галерее, детская академия «Муравейные братья» при Государственном музее Л.Н. Толстого (г. Москва), образовательный комплекс детский сад -гимназия при Русском музее и др.), а также опыт сотрудничества музеев с детскими дошкольными учреждениями и школами различного типа демонстрирует большие возможности музейной среды для создания условий

позитивного развития ребенка, для творческого сотрудничества музейных работников, детей разных возрастных категорий и их родителей. Однако опыт, реализованный известными музееведами в ряде образовательных учреждений России, в подавляющем большинстве современных детских садов и школ остается невостребованным.

Анкетирование воспитателей детских садов выявило, что все они считают организацию творческой деятельности ребенка в музейной среде необходимой, но лишь 6 % смогли назвать конкретные формы подобной деятельности и только 8 % респондентов среди желательных для организации подобной деятельности музеев назвали известные в нашей стране усадебные комплексы.

Наши исследования, проведенные в образовательных учреждениях Тульской области, показали, что деятельность по использованию музейной среды для развития творческих способностей детей педагоги этих учреждений особо среди других видов деятельности не выделяют и специальным образом не организуют. Взаимодействие образовательного учреждения с музеем чаще всего ограничивается однократным посещением музея педагогами и детьми с целью проведения досуга. Инициатива в организации других форм сотрудничества между школой, детским садом и музеем обычно исходит от музейных работников.

Анализ педагогической практики сотрудничества музеев и образовательных учреждений, данные анкетирования педагогов показали, что решить проблему развития творческих способностей детей только эмпирически недостаточно. В связи с этим возникает необходимость теоретически обосновать педагогические условия реализации образовательных возможностей музейной среды.

Однако при изучении научных работ, посвященных организации творческой деятельности детей, стало ясно, что проблема использования условий музейно-усадсбной микросреды исследована явно недостаточно, не

выявлен образовательный потенциал этой микросреды, не определена структура образовательных компонентов. Проблема музейно-усадебной микросреды как фактора развития творческих способностей детей в исследованиях педагогов не нашла своего отражения.

Таким образом, сложившаяся ситуация явно обозначила противоречие между возможностями музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей и отсутствием теоретически обоснованных педагогических условий, при которых эти возможности будут реализованы.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили тему исследования - «Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде».

Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды, определяющих развитие творческих способностей детей.

Объект исследования - процесс образования детей в условиях музейно-усадебной микросреды.

Предмет исследования - педагогические условия реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды как фактор развития творческих способностей детей.

Гипотеза исследования: музейно-усадебная микросреда обладает образовательным потенциалом, который определяется следующими ее характеристиками: предметно-информационная обогащенность, образцы творческой деятельности, низкая степень регламентации поведения, эмоционально-ценностная обогащенность, наличие микромира исторической личности, знаково-символическая насыщенность. Однако реализация образовательного потенциала возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

организационно-методические:

- координация целеполагания музея и детского учреждения при организации образовательной деятельности в музейно-усадебной микросреде;

- соответствие образовательной программы, реализуемой в музейно-
усадебной микросреде, уровню возрастного развития детей и уровню
развития их способностей;

- владение музейным педагогом комплексом психолого-педагогических и
музейно-специфических знаний и умений;

мотивационные:

- создание в процессе проведения занятий атмосферы эмоционального
комфорта, способствующей позитивному восприятию ребенком микросреды;

- презентация музейных предметов-подлинников как образцов для
творческой деятельности детей;

- стимулирование стремления детей к творческому идеалу;

содержательные:

- включение в содержательный компонент образовательного процесса
педагогически адаптированного наследия творческой личности,
сформировавшейся в данной микросреде;

интегрирование различных видов художественного творчества в образовательном процессе;

введение в содержательный компонент образовательного процесса семантики предметного и событийного ряда;

процессуальные;

- понижение регламентации образовательного процесса в музейно-усадебной
микросреде;

-созданиеситуаций для игровой импровизации детей;

- вариативность в образовательном процессе предметно-пространственного
окружения ребенка.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия «творческие способности личности» и выявить общие пути их развития.

  2. Дать характеристику музейно-усадебной микросреде как педагогическому феномену и определить ее образовательный потенциал в развитии творческих способностей ребенка.

  1. Выявить педагогические условия, способствующие реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей.

  2. На основе учета образовательного потенциала и выявленных педагогических условий разработать музейную образовательную программу развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде и экспериментально проверить ее эффективность.

Теоретико-методологическая основа исследования:

философские и культурологические подходы к проблеме образования в музейной среде (Н.Ф.Федоров, Т.А.Алешина, Ю.В.Зиновьева Н.Б. Крылова, Н.Г.Макарова, Н.В.Соловьева и др.);

научные положения педагогики и психологии развития
творческих способностей детей (Д.Б.Богоявленская, Н.А.Ветлугина,
Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.Н.Дружинин, О.М.Дьяченко,
А.Н.Леонтьев, А.М.Матюшкин, С.И.Маслов, С.Медник,

Я.А.Пономарев, Е.Е.Сапогова, Д.Саймонтон, Р.Стернберг и др.);

идеи образования детей в музейной среде (М. Бартран, А.В.Бакушинский, Е.Г.Ван слова, Г.В.Вишина, А.У.Зеленко, И.М.Коссова, Е.Б.Медведева, Т.Н.Панкратова, Н.В.Соловьева, Б.А.Столяров, Т.В.Чумалова, М.Ю.Юхневич и др.);

идеи практического использования культурно-исторического наследия Л.Н.Толстого в образовательном процессе

(Н.В.Кудрявая, В.Б.Ремизов, Т.В.Романова, Т.Т.Бурлакова, А.В.Шадская,

Е.А.Жуков, Е.Г.Шаин и др.).

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих в себя: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, качественный анализ результатов работы, методы математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музейно-усадебная микросреда обладает образовательным потенциалом, который определяется следующими ее характеристиками: предметно-информационная обогащен ность, наличие образцов творческой деятельности, низкая степень регламентации поведения, эмоционально-ценностная обогащенность, наличие микромира исторической личности, знаково-символическая насыщенность.

  2. Реализация образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей возможна при создании следующих педагогических условий: организационнр-

методические (координация целеполагания музея и детского учреждения при организации образовательной деятельности в музейно-усадебной микросреде; соответствие образовательной программы, реализуемой в музейно-усадебной микросреде, уровню возрастного развития детей и уровню развития их способностей; владение музейным педагогом комплексом психолого-педагогических и музейно-специфичесхих знаний и умений); мотивационные (создание в процессе проведения занятий музейным педагогом атмосферы эмоционального комфорта, способствующей позитивному восприятию ребенком микросреды; презентация музейных

предметов-подлинников как образцов для творческой деятельности детей; стимулирование стремления детей к творческому идеалу); содержательные (включение в содержательный компонент образовательного процесса педагогически адаптированного наследия творческой личности, сформировавшейся в данной микросреде; интегрирование различных видов художественного творчества в образовательном процессе; введение в содержательный компонент образовательного процесса семантики предметного и событийного ряда); процессуальные (понижение регламентации образовательного процесса в музейно-усадебной микросреде; создание ситуаций для игровой импровизации детей; вариативность в образовательном процессе предметно-пространственного окружения ребенка).

3. Специфика образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде, определяется видом деятельности творческой личности, сформировавшейся в данной микросреде.

Этапы исследования:

I этап (1992-1993 гг.); определялись исходные позиции исследования,
велось накопление эмпирических данных о состоянии и особенностях
процесса образования в музейной среде, изучалась и анализировалась
психолого-педагогическая литература по проблеме исследования,
разрабатывались экспериментальные материалы и осуществлялась их
апробация. На основе полученных данных сформулирована гипотеза и
разработана концепция исследования.

II этап (1995-1999 гг.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась
музейная образовательная программа, направленная на развитие творческих
способностей детей в музейно-усадебной микросреде, осуществлялась
проверка эффективности разработанных педагогических условий, вводимых
в процессе реализации программы, проводился анализ полученных

результатов.

Ill этап (1999-2002 гг.): проводилась корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались данные исследования, формулировались выводы и оформлялась диссертация. Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

внесен вклад в теорию образования в музейной среде путем выделения образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды и ее качественной характеристики;

выявлены педагогические условия, способствующие реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей;

определено культурно-творческое наследие исторической личности в качестве основы для построения содержательного компонента образовательного процесса в музейно-усадебной микросреде.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— полученные в результате исследования новые знания о
структуре музейно-усадебной микросреды, ее образовательном
потенциале и условиях его реализации могут быть использованы и
находят реальное применение в практической работе по
совершенствованию образовательного процесса в других музейно-
усадебных комплексах, при создании других образовательных
программ, учебных пособий, в образовательной деятельности
различных музеев, образовательных учреждений различного типа и
учреждений дополнительного образования;

— прошедшая опытно-экспериментальную проверку

программа совместной деятельности социального института (музей-усадьба) и образовательного учреждения, направленная на развитие творческих способностей детей, используется в совместной

деятельности Музея-усадьбы «Ясная Поляна» и образовательных учреждений различного типа (ДОУ, гимназии, средние школы и т. п.) Тульской области.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в научных статьях, методических разработках, тезисах докладов. Результаты исследования обсуждались на Международных Толстовских чтениях (Тула, 1993-1997 гг.), на Российской научно-практической конференции по проблемам музейной педагогики «Здравствуй, музей!» (Москва, 1994 г.), научно-практической конференции «Концептуальные вопросы деятельности музеев-заповедников» (Тула, 1998 г.), 4-ой областной научно-практической конференции по проблемам музейной педагогики «Здравствуй, музей. Итоги и перспективы» (Тула, 1998 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» (Москва, 1999 г.), ХХП Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» (Москва, 1999 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе руководства научным экспериментом по созданию образовательной программы, направленной на развитие творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде, и ее внедрению в практику деятельности детских садов № 32, 22 и гимназии №1 г. Щекино Тульской области.

Данный опыт получил признание на межрегиональном уровне, воплотившись в детское межрегиональное общественное движение «Муравейное братство», возникшее на базе Музея-усадьбы «Ясная Поляна» и имеющее целью создание условий для творческого развития личности ребенка.

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей детей

Отечественная педагогика и психология, ведущие интенсивный поиск путей формирования творческой личности, отличаются многообразием методологических подходов к проблеме творческого воспитания ребенка. Все имеющиеся концепции творческого развития личности, обладая ярко выраженной гуманистической направленностью, ориентируют педагогов на сохранение творческой индивидуальности ребенка и создание необходимых педагогических условий для развития его творческих способностей.

Определяя понятие «творческие способности», многие исследователи рассматривают его в рамках теории общих способностей и подчеркивают значение эффективности развития в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский, Н.СЛейтес, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.).

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами . 1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения (47, с.12).

Исходя из указанных признаков способностей, можно сделать вывод: чем больше развита у человека определенная способность, тем успешнее он овладевает каким-либо видом деятельности, и этот процесс дается ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, к которой у него нет способностей.

Таким образом, очевидна взаимозависимость способностей человека и его деятельности, где способность обеспечивает достижение некоторой цели деятельности (160).

Деятельность рассматривается В.В.Давыдовым как форма исторического культурного творчества, которая имеет преобразующий и целеполагательный характер, отличается принципиальной открытостью и универсальностью (43, с. 14-15).

В системе имеющихся классификаций видов деятельности в области социологии (трудовая, политическая, художественная, научная и др.), психологии (сенсорная, мыслительная, знаково-символическая и др.), педагогики (игровая, учебная и др.) особенно выделяется творческая деятельность, под которой понимают создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего продукта. Очевидно, что творческая деятельность может лежать в основе любого другого вида деятельности человека и определять успешность ее выполнения. В этой связи важно заложить основы творческой деятельности на этапе раннего развития личности.

Большинство исследователей, рассматривая творческую деятельность, основываются на принципе зависимости ее формирования и развития от воображения, где условиями воображения являются, с одной стороны, потребности и желания, а с другой - самопроизвольное воскрешение образов. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность творческого воображения и всех входящих в нее процессов (35, с. 24), а также факторы, от которых зависит воображение: опыт, потребности и интересы, комбинаторные способности, техническое умение и традиции, окружающую среду.

Музейно-усадебная микросреда как педагогическое явлние и ее образовательный потенциал в развитии творческих способностей детей

Сегодня уже не требует доказательства тот факт, что включение культуры и искусства в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в современном стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в этом мире социально-культурных преобразований. Речь идет о формировании творческой личности, способной, усвоив наследие гуманитарной культуры, интерпретировать его в контексте собственной жизни.

Роль музея, который в научной литературе давно рассматривается полифункциональный институт, то есть как равноправный участник диалога «культура - образование», как собрание гуманитарных ценностей, воплощающих в себе идеал творческих возможностей человека, как «банк данных», хранящий бесценную информацию об истории развития цивилизации, - общеизвестна. Необходимо подчеркнуть, что именно в музее внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства, мир событий и явлений и внутренний - личностный - мир человека взаимосвязаны.

Музей как хранитель духовного опыта и «окно» в мир художественной реальности имеет особое значение для формирования ценностных ориентацией ребенка, развития его творческих способностей. И, разумеется, естественно воспринимается стремление общества рассматривать музей как социально значимое педагогическое явление, способное оказать большое влияние на развитие образования и культуры в целом (145).

А, Лихтварк отразил новый взгляд на музей как образовательный институт: «К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждений носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала.., Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума» (83, с. 3).

Выйдя на качественно новый уровень взаимодействия с образовательными учреждениями, музей в последние годы значительно укрепил свои позиции как самостоятельный образовательный центр, что позволяет говорить о нем как о социальном феномене и педагогическом явлении. Результатом осмысления этой взаимосвязи стало развитие музейной педагогики, изучающей и реализующей образовательный потенциал музейной среды.

Термин «воспитательный потенциал» относительно музейной практики, впервые был употреблен при анализе путей оптимального использования воспитательного потенциала культурно-просветительской деятельности литературных музеев-заповедников, который понимается, как возможность привлекать трудящихся к культурно-просветительской деятельности по изучению, пропаганде, сбережению памятников культуры, природной среды, заповедных мест (1). Однако очевидно, что значение понятия «образовательный потенциал» значительно глубже. Его изучение является важной терминологической проблемой, решение которой позволит выработать подлинно научное определение содержания и методики образовательной работы в условиях музейного учреждения. Латинское слово potentia несет двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, оно характеризует степень мощности чего-либо, с другой - указывает, что эта мощность скрытая (5, с. 15).

Исходя из такого понимания слова «потенция», А.И.Голышев определяет «воспитательный потенциал» как способность удовлетворять общественную потребность в образовании путем целенаправленной деятельности конкретного социального института, характеризующую способностью участвовать в формировании образа. Движущей силой его реализации является противоречие между возникающими под влиянием объективных и субъективных факторов образовательными потребностями человека в освоении историко-культурного наследия и возможностями их удовлетворения. Эти потребности не только создают мотивы того или иного вида деятельности, но и являются предпосылкой культурно-образовательной функции музеев, поскольку средства, приемы и методы освоения культурного наследия формируются в различных областях гуманитарного знания и музей является одной из институционализированных форм, обеспечивающих комплексное воспроизведение ценностей ушедших культур (41, с. 109). Актуальность и темпы развития образовательного потенциала музея зависят от правильного сочетания его профиля и источниковой базы, коммуникативных возможностей фондовых коллекций, уникальности памятников, средств их выразительности.

Образовательным потенциалом обладают многие учреждения культуры: музеи, театры, библиотеки, культурио-досуговые центры. Поэтому при определении образовательного потенциала необходимо, прежде всего, учитывать его соответствие потребностям общества. При этом образовательный потенциал каждого конкретного учреждения культуры обладает специфическими особенностями. Выявление структурных компонентов среды образовательных и социальных институтов позволит выявить их специфические особенности и направленность реализации образовательного потенциала.

Организация образовательного процесса в музейно- усадебной микросреде, направленного на развитие творческих способностей детей (на материалах деятельности музея- усадьбы «ясная поляна»)

Организация образовательного процесса в музейно-усадебной микросреде является гарантом эффективного педагогического воздействия на ребенка и определяет развитие творческих способностей детей. Образовательный процесс в музейно-усадебной микросреде является средством реализации образовательного потенциала этой микросреды, возможности структурных компонентов которой содействуют развитию творческих способностей детей при определенных условиях. Педагогические условия реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей, выявленные и обоснованные нами в процессе исследования, определяют целостность организации образовательного процесса в этой микросреде. Целостность -синтетическое качество образовательного процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем (116, с. 168).

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности (И.А.Колесникова). По мнению Л.М.Шляхтиной и С.В.Фокина, целостный образовательный процесс в музее сочетает в себе рациональный и ценностный аспект и является творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов.

«Первый этап - накопление историко-культурного опыта, эмоциональных впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникающих в воображении в ходе "переживания" музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений, а также опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала. И, как следствие, -нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Второй этап - формирование музейного образа в сознании личности. Третий этап - осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями» (165, с. 113). Принимая во внимание указанные этапы образовательного процесса в музее, выделенные Л.Шляхтиной и С.В.Фокиным, мы определили этапы организации целостного образовательного процесса в музейно-усадебной микросреде, направленного на развитие творческих способностей детей. I этап - создание педагогических условий реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей и на их основе разработка музейной образовательной программы. II этап - реализация образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей. III этап - совместная и самостоятельная творческая деятельность педагога и детей в музейно-усадебной микросреде.

Придерживаясь мнения В.А.Сластенина о том, что целостный образовательный процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности детей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на развитие личности (116, с. 168), нами были созданы, в соответствии с целью исследования, педагогические условия развития творческих способностей детей, вызывающие положительные переживания, стимулирующие мотивационно-ценностное отношение к музейно-усадебной микросреде и содержанию образования в ней, что отвечает требованиям целостного образовательного процесса. Реализация образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей позволила разрешить противоречие между целостностью личности ребенка и специально организуемым влиянием на него как на субъекта образовательного процесса. Преодоление указанного противоречия достигалось созданием педагогических условий, составляющих единство организации, мотивации, содержания, процесса образования личности ребенка, направленного на развитие его творческих способностей.

Качество организации образовательного процесса в музейно-усадебной микросреде определяется не только созданием педагогических условий развития личности, но и уровнем музейной образовательной программы, ориентированной на достижение определенной образовательной цели. Музейные образовательные программы, по мнению Б.А.Столярова, являются новым типом научно-методической разработки и педагогическим инструментом образования ребенка в музейной среде. Они имеют комплексный характер и обеспечивают поэтапное и последовательное развитие личности, а также служат обоснованием инновационной образовательной практики музея (146, с. 103).

Экспериментальная проверка педагогических условийреализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей

Предположения, выдвинутые в исследовании, нуждались в экспериментальной проверке. В ходе эксперимента необходимо было определить: во-первых, эффективность выявленных педагогических условий реализации образовательного потенциала музейно-усадебной микросреды в развитии творческих способностей детей и, во-вторых, результативность использования музейной образовательной программы в образовательном процессе развития творческих способностей детей. Эффективность организации образовательного процесса и реализации образовательной программы зависит от педагогических условий, которые определяют развитие творческих способностей детей.

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было исследовано отношение педагогов к проблеме детского творчества (тестирование по методике Л.Н.Лука), проведен анализ планов работы и программ образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, изучена существующая практика организации и построения образовательного процесса в предметно-пространственной среде детского учреждения, а также опыт работы педагогов с детьми в детском образовательном учреждении.

В качестве показателя эффективности выбранных педагогических условий развития творческих способностей детей выступала продуктивность творческой деятельности детей. Диагностика осуществлялась в процессе игровой деятельности, при этом были использованы следующие игровые действия; творческое сочинение и выполнение творческих (ассоциативных) заданий. В процессе диагностики использовались методы монографического изучения детей, анализ продуктов их творческой деятельности и педагогическое наблюдение.

Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

Констатирующим обследованием было охвачено 202 человека, из них 98 воспитанников детского сада и 25 учащихся занимались в экспериментальных группах (123 человека), 53 дошкольника и 26 учащихся начальных классов - в контрольных группах (79 человек).

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня развития творческих способностей детей и педагогов в детском образовательном учреждении. Диагностический этап констатирующей части эксперимента включал в себя два направления: 1) изучение содержания и методов организации предметно-пространственной среды детских образовательных учреждений; 2) диагностика проявления творческих способностей детей.

Первый этап педагогического эксперимента включал в себя выбор групп и уравнивание влияния дополнительных переменных на результаты эксперимента. Выявлялись наиболее низкий и наиболее высокий уровни развития творческих способностей детей при решении творческих заданий. Проводились анкетирование и беседы с детьми, педагогами и родителями, наблюдения и анализ выполненных работ детей. Отбирались и уточнялись сравнительные показатели. Одновременно уравнивалось влияние на результаты эксперимента дополнительных переменных, обусловленных личностью педагога, приемами контроля, условиями эксперимента. Основу банка полученных данных составляли результаты анкетирования, бесед, анализа участия детей в творческой деятельности при реализации педагогической программы образования в музейно-усадебной микросреде. В результате этой работы выявлены группы дошкольников с приблизительно одинаковым уровнем развития творческих способностей.

Важной особенностью первого этапа педагогического эксперимента являлось выявление педагогических и творческих возможностей воспитателя в развитии творческих способностей дошкольников. Сопутствующей целью здесь являлось определение возможностей широкого использования методики проведения занятий внутри и вне музейно-усадебной микросреды для усиления образовательного эффекта.

В качестве рабочей гипотезы данного эксперимента мы выдвинули предположение, что музей-усадьба может выполнять функцию культурно-образовательного центра макросоциума и координировать культурно-творческую деятельность в процессе образовательного воздействия на ребенка.

В процессе решения указанных задач использовались анкеты, опросники, беседы с воспитателями и детьми, проводилось наблюдение.

Для обработки и интерпретации полученных данных использовались качественные и количественные критерии, их показатели. Ведущими из них являются: характер и диапазон знаний детей в области культуры и искусства; количество детей, владеющих навыками решения творческих задач; факторы, влияющие на развитие интереса к творческой деятельности.

На этапе констатирующего эксперимента нас интересовала проблема развития творческих способностей детей в детском учреждении. Для ее изучения было выяснено отношение педагогов дошкольного обучения к этой проблеме, проведено анкетирование. После этого были выяснены способы решения воспитателями этой проблемы в образовательном процессе. С этой целью нами были проанализированы педагогические планы работы воспитателей разных регионов страны. Чтобы определить, как часто учителя могут давать творческие задания, в какой форме и как они выполняются детьми, было посещено 32 занятия с предварительной установкой учителя на использование в практике подобных заданий.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде