Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Царькова Наталья Ивановна

Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе
<
Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Царькова Наталья Ивановна. Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 265 c. РГБ ОД, 61:02-13/1320-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема непрерывного развития пространственного воображения школьников в учебном процессе 13

1.1. Управление развитием пространственного воображения школьников как педагогическая проблема 13

1.2. Состояние проблемы развития пространственного воображения школьников в философской и психолого-педагогической литературе 28

1.3. Педагогические условия развития пространственного воображения школьников в средней и старшей школе Констатирующий эксперимент 52

Выводы по главе 1 75

ГЛАВА 2. Пути и средства непрерывного развития пространственного воображения школьников в процессе обучения 77

2.1. Содержание этапов развития пространственного воображения 77

2.2. Новые формы представления учебной информации как средство развития пространственного воображения 100

2.3. Результаты формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента 128

Выводы по главе 2 147

Заключение 149

Список литературы 153

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования: Информационный взрыв в конце XX века, создание гибких автоматизированных производств, информационных технологий выдвинули перед образованием проблему подготовки творческих специалистов, которые могли бы самостоятельно воспринимать и оценивать лавинообразно нарастающую новую информацию, принимать самостоятельные нестандартные решения, генерировать новые оригинальные технические идеи и воплощать их в жизнь, решать творческие задачи.

Настоящее время характеризуется еще и тем, что приобретенные знания, особенно в области производственных технологий, быстро устаревают. Это приводит к тому, что в обществе все более ощущается потребность в гармонично развитой творческой личности, легко адаптирующейся к быстро изменяющимся условиям и технологиям, личности, обладающей развитым творческим воображением, системным мышлением, способной четко прогнозировать развитие системы. В этой связи развивается новое направление в педагогике - креативная педагогика, ориентированная на развитие у учащихся творческого воображения, в том числе пространственного воображения, на применение высокоэффективных способов решения творческих задач в любой деятельности. Как показал анализ педагогической практики традиционной школы, особую сложность при развитии творческого воображения школьников представляет пространственное воображение.

Веками изучались геометрические свойства тел, но, как правило, вне связи с техникой. Мы живем в условиях технической цивилизации ,где любая машина «не свободна» от геометрических форм. Поэтому изучать техническое применение геометрии очень важно, поскольку у любого геометрического тела имеется масса полезных изобретательских применений в технике. Отсюда следует, что назрела необходимость использовать в школьном образовании созданный учеными и исследователями современные информационные фонды «геометрические эффекты» (Г.С. Альтшуллер)и его научная школа. Коренное улучшение подготовки специалистов различных отраслей производства невозможно без существенной опоры на высокий уровень творческой подготовки в школе, без развития пространственных представлений и формирования пространственного мышления учащихся, без связи ее с техникой и любой практической деятельностью.

В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме даются представления о пространственном мышлении, которое можно формировать и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Так, в работах П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, А.Д. Ботвинникова, Д.Б. Богоявленской, P.M. Грановской, И.Я. Каплунова, Е.М. Кабановой-Меллер, Б.Ф. Ломова, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, И.В. Тихомирова, Н.А. Шайденко, А.Ф. Эсаулова, И.С. Якиманской и др. детально рассмотрен этот компонент, однако он не нашел достаточного отражения, в частности, при изучении естественно математических наук в средней и старшей школе.

Данное положение в школьном образовании обострило противоречие между запросами личности, общества на решение, именно, творческих задач, требующих сформированности как пространственного мышления, так и развитого пространственного воображения учащихся и недостаточной разработанностью в педагогической науке данной проблемы. Указанное противоречие определяет выбор темы данного исследования «Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе» . Возникает необходимость разработать такие педагогические условия, при которых обеспечивается непрерывное целенаправленное развитие пространственного воображения школьников в учебном процессе в 7-11 классах, на основе современной методологии развития творческого воображения (РТВ) .

Цель исследования: разработать педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников 7-11 классов в процессе обучения и проверить на практике адекватное педагогическое обеспечение этого процесса.

Объект исследования: Процесс развития творческого воображения школьников в учебном процессе.

Предмет исследования: Педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников 7-11 классов в естественно-математических науках.

Гипотеза исследования: Непрерывное и целенаправленное развитие пространственного воображения школьников в процессе обучения будет эффективным, если:

- обеспечено изучение уровня развития пространственного воображения и возрастных психологических особенностей школьников;

- разработана и обоснована модель педагогического управления развитием пространственного воображения;

- разработаны и реализованы педагогические условия непрерывного развития пространственного воображения школьников в учебном процессе;

- в учебном процессе применены активные методы, игровые формы и оригинальные средства развития пространственного воображения, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся 7-11 классов и их интересов;

- разработано содержание процесса развития пространственного воображения и интегративного факультативного курса на основе методологии развития творческого воображения.

- в учебном процессе разработана и реализована таксономия учебных задач и творческих заданий, основанных на поэтапном оперировании пространственными образами.

Цель и гипотеза выдвигают следующие задачи исследования: о Разработать и обосновать модель педагогического управления развитием пространственного воображения школьников 7-11 классов.

о Разработать и реализовать педагогические условия эффективного непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения школьников 7-11 классов в процессе обучения на примере естественно-математических предметов.

о Осуществить отбор и разработать активные методы, игровые формы и оригинальные средства развития пространственного воображения школьников 7-11 классов с учетом их психологических особенностей.

о Разработать и обосновать содержание процесса развития пространственного воображения и интегративного факультативного курса на основе современной методологии развития творческого воображения (РТВ).

о Разработать дидактические требования и таксономию задач и на этой основе создать комплекс учебных задач и творческих заданий для непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов.

о Выявить критерии оценки уровня развития пространственного воображения и разработать тесты и контрольные задания многоуровневой диагностики для оценки продвижения учащихся в развитии пространственного воображения.

Методологической основой исследования являются положения гуманистических теорий, системного подхода к развитию творческого потенциала личности; диалектика как метод познания; фундаментальные философские и психолого-педагогические исследования развития творческого воображения как средства пропедевтики формирования творческого мышления; научные положения гуманистической педагогики о сущности образования подростков. Базисной дидактической теорией для данного исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на использование психолого-педагогических средств воздействия на формирование творческого мышления и развития творческого воображения (РТВ). Данное исследование существенным образом опиралось на следующие современные теории:

- психологическую теорию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- теории развивающего обучения и непрерывного формирования творческого мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Н.А. Менчинская , М.М. Зиновкина и др-);

- теоретические основы формирования структуры системного мышления (Л.С. Выготский, М.М. Зиновкина, Т.И. Шамова и др.);

- основы теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина, Н.Ф. Талызина и др.)

-основы политехнического образования (П.Р. Атутов, В.А. Поляков, С.Я. Батышев);

- теорию проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.);

- теорию формирования пространственного мышления и воображения (И.С. Якиманская, Г.Н. Саранцев, Ю.М. Калягина, Г.Д. Глейзер и др.).

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; анализ имеющихся программ развития воображения; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; комплекс опросных методик: беседы, анкетирование учащихся, учителей, руководителей школ, родителей; психологическое и педагогическое тестирование, диагностика, статистическая обработка материалов, педагогическая коррекция.

Этапы исследования:

I этап (1996 - 1998 г.г.) состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе зарубежного и отечественного опыта, продуктов деятельности учащихся и абитуриентов, научно-методических рекомендаций по научной проблеме развития пространственного воображения школьников, в разработке рабочей гипотезы.

// этап (1998 - 2000 г.г.) был посвящен проведению формирующего эксперимента с целью проверки разработанных педагогических условий, способствующих непрерывному целенаправленному развитию пространственного воображения школьников.

Ill этап (2000 - 2001 г.г.) включал в себя обработку результатов опытно-экспериментальной работы по проверке модели формирования пространственного мышления, уточнения выводов; оформление исследования, подготовку рекомендаций и их внедрение в практику школ.

Опытно-экспериментальная база исследования: средние школы № 7, №2, №8 г. Рославля Смоленской области.

Научная новизна исследования:

выявлен важный системообразующий фактор целенаправленного развития пространственного воображения, обеспечивающий непрерывность и целостность процесса развития творческого воображения - преемственность;

определено содержание процесса развития пространственного воображения школьников 7-11 классов в учебном процессе;

-выявлены критерии и показатели эффективности развития пространственного воображения: успешность создания пространственного образа, типы оперирования образом (изменение образа по пространственному положению, мысленное преобразование структуры образа, одновременное изменение положения образа и его структуры); широта оперирования; полнота оперирования;

-разработаны педагогические условия непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения (РПВ): диагностика РПВ (тесты, анкетирование, интервьюирование); интеллектуальная разминка РПВ (мотивация, активизация, развитие творческих способностей); этапности РПВ (этапы: плоскостной, объемный, комбинационный, творческий); таксономия учебных задач по РПВ (1-я кат.- мнемонические, 2-я кат.- элементарные мыслительные операции, 3-я кат.- сложные мыслительные операции, 4-я кат.- наличие речевого акта, 5-я кат.-комбинированные задачи); формы РПВ (лекционно-практические занятия, уроки-игры, лабораторно-практический практикум и др.), методы РПВ (частично-поисковый, поисковый, исследовательский и др.) и средства РПВ (проблемно-алгоритмические раздаточные материалы, тесты, творческие задания, интегративный курс с элементами РТВ, нитяные модели обьемных тел с лазерным источником света, «Театр теней» и др.).

Теоретическая значимость заключается в разработке и обосновании модели педагогического управления развитием пространственного воображения школьников 7-11 классов в учебном процессе и дидактических основ целенаправленного непрерывного развития пространственного воображения.

Практическая значимость:

1. Разработаны тесты и контрольные работы многоуровневой диагностики пространственного воображения школьников и осуществлен отбор психологических и педагогических тестов для качественной оценки продвижения учащихся 7-11 классов в развитии пространственного воображения.

2. Разработано содержание и реализованы в учебном процессе игровые формы (дидактические, ролевые и деловые игры), ориентированные на формирование пространственного воображения на материале естественно-математического цикла.

3. Разработана учебная программа интегративного факультативного курса «Многогранники и методология РТВ» на основе применения фондов эффектов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), обеспечивающая межпредметные связи с естественнонаучными дисциплинами.

4. Разработаны оригинальные средства развития пространственного воображения школьников (динамические трансформеры моделей пространственных тел, компьютерная поддержка (компакт-диски) по самостоятельному созданию многогранников, тел вращения и их каркасных моделей, построения разверток и сечений, по разделению образов пространственных объектов на структурные элементы и их синтез), «театр теней», оригами и др.).

5. Разработаны методические рекомендации для учителей по развитию пространственного воображения школьников, связанных с применением технических средств обучения и активных методов.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается многолетними исследованиями автора и их воспроизводимостью в различных школах, стабильностью результатов, экспертными оценками педагогов и результатами опросов родителей; специальным подбором адекватных средств и методов развивающего характера; диагностическим отслеживанием содержания, методикой организации деятельности на различных этапах экспериментальной работы; внедрением разработок и авторского опыта в широкую педагогическую практику.

На защиту выносятся

1. Модель педагогического управления процессом непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения школьников 7-11 классов в учебном процессе .

2. Педагогические условия непрерывного целенаправленного развития пространственного воображения (РПВ) учащихся 7-11 классов в процессе обучения: диагностика РПВ; интеллектуальная разминка РПВ; этапность РПВ; таксономия учебных задач по РПВ; формы, методы и средства РПВ.

3. Таксономия учебных задач и творческих заданий для развития пространственного воображения школьников при обучении.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации, состояло в разработке содержания интегративного факультативного курса «Многогранники и методология РТВ», ориентированного на целенаправленное развитие пространственного воображения, его внедрения в практику обучения школьников 10-11 классов; в определении и реализации педагогических условий развития пространственного воображения школьников; в разработке и реализации технологий обучения; в отборе психологических и разработке педагогических тестов для диагностики пространственного воображения учащихся 7-11 классов; анализе полученных результатов; в руководстве их внедрением в практику. По результатам исследования получена приоритетная справка на патент «Устройство для демонстрации сечений объемных (пространственных) тел плоскостью».

Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Инженерное творчество и образовательные инновации» Московского государственного индустриального университета (МГИУ), на заседаниях Межвузовского научно- образовательного центра инженерного творчества МГИУ, на методических объединениях учителей г. Рославля Смоленской области при Методическом кабинете Управления образованием г. Рославля Смоленской области; на секционных заседаниях учителей естественно-математического цикла Межрегиональной конференции «Гуманизация образования», на Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI века» (Москва, 1999 г.), на Межвузовской конференции «Демократизация и гуманизация процесса образования» (г. Смоленск, 2000 г.), на заседаниях Совета Смоленского областного института усовершенствования учителей (1998 - 2001 г.г.). Программы, методические рекомендации, содержание курса, тесты и контрольные работы используются в практике работы средней школы №7, №8, №2, №4 в г. Рославле Смоленской области, на лекциях и практических занятиях с учителями на секционных заседаниях города Рославля при методическом кабинете г. Рославля Смоленской области. Результаты исследования представлены в 6 публикациях.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Управление развитием пространственного воображения школьников как педагогическая проблема

Анализ современного школьного образования в России, в особенности его среднего и старшего звена, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью и системой образования, сводимой к передаче знаний - умений - навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образование искать новые средства работы, которые гарантировали бы полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни и к творческой деятельности.

Формирование творческого мышления и развитие его главного компонента творческого воображения учащихся, способствующих их подготовке к жизни в современном информационном мире - важнейшие стратегические задачи, стоящие перед средней школой.

Переход к рыночной экономике ведет к переменам в традиционных ценностных ориентациях российского общества. Осознан и принят социальный заказ на иные цели, задачи, формы, качество образования и, прежде всего, на тип личности способной к стремительному гибкому применению способов своей жизнедеятельности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности («Личностно-ориентированный подход» И.Г. Якиманская) Для решения современных проблем, особенно, важно развивать способности, необходимые для адаптации в быстроизменяющемся мире: критически мыслить, ставить и решать творческие задачи, быть творческим, находчивым, коммуникабельным. Это требует переосмысления самой сути образования, отказа от существующей модели усвоения знаний в пользу того, что мы называем системой непрерывного развития творческого мышления и развития творческих способностей учащихся в трудовом обучении (В.А. Поляков, П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.М. Зиновкина ), включающей в себя интеллектуальный инструментарий - теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер). Непрерывное формирование творческого мышления (НФТМ) ставит важнейшей целью развитие творческого системного мышления, основой которого является творческое воображение.

Например, вся математика есть результат деятельности воображения и мышления человека. Ведь математические объекты реально не существуют, их нет в природе, вокруг нас, они - плод воображения и мышления, но отражающие предельно точно этот окружающий нас мир.

В окружающем нас мире нет геометрических фигур, нет чисел и функций, нет многочленов и уравнений. Но в этом мире есть предметы имеющие форму, есть совокупности предметов, имеющих величину и количество, происходят явления и процессы, в которых предметы находятся в каких-то меняющихся отношениях. Однако для того чтобы отделить форму от предметов, величину и количество от их совокупности, отношения от явления и процессов и сделать эти формы, величины, количества и отношения самостоятельными объектами, нужна была огромная работа в течение тысяч лет человеческого воображения и мышления.

Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации не достаточно для решения. Это так называемые творческие задачи с большой степенью неопределенности, мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика.

«Воображение (фантазия) - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком действительности». (СЭС, 1987 г.). Различают творческое и воссоздающее воображение. «Творчество, деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». (СЭС, 1987г.).

Итак, воображение - психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий. Наша задача создавать педагогические условия для развития творческого воображения и научить учащихся самостоятельно им управлять.

Эдвар де Боно, впервые, в своей книге «Рождение новой идеи» высказал мысль, что можно управлять творческим процессом и творческим мышлением /95/.

Формирование творчески направленной личности связано с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого человека. Творчество и интеллектуальность (Д.Б. Богоявленская) по своей сути индивидуальны /44,45,46/. Отсюда личностно-ориентированное обучение должно входить в систему креативного образования в диалектическом единстве с общей его задачей -обучению ядру знаний и формированием умений, навыков, воспитанием творческих личностных качеств, развитием интеллекта и творческих способностей.

Проблема личностно-ориентированного подхода возникла как естественный протест против « подгона» учащегося под некоторый общий стандарт, как в целях, так и в средствах обучения (И.С. Якиманская) /319/.

Это касается обучения всем творческим дисциплинам, в которых индивидуальность пронизывает всю деятельность. Игнорирование индивидуальности в процессе обучения может легко привести к «блокаде» творческого начала в учащемся или «прорыве» его в самых уродливых формах самоутверждения /318,319/. В психологической литературе наиболее систематизирована информация о проявлении индивидуальности в учебном процессе, связанная с особенностями темперамента и динамикой работоспособности.

Состояние проблемы развития пространственного воображения школьников в философской и психолого-педагогической литературе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства, переориентируется в настоящее время на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений. Современное образование должно быть направлено на разработку содержания, форм, методов и средств обучения, которые обеспечивают не только развитие интеллекта обучаемого, но и развитие его личностных качеств, учитывают его индивидуальность, стимулируют самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Развитие личности обучаемого должно обеспечивать его успешную адаптацию к условиям социальной среды, определяемым научно-техническим прогрессом, интеллектуализацией и информатизацией производственного труда, демократизацией общества и изменившимися условиями труда. В последнее десятилетие в стране произошли существенные перемены, которые обусловлены сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменениям общественного развития. В соответствии с этим изменяется и государственная политика в области образования. Одно из таких направлений - гуманизация образования, т.е. создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого, не только за счет усвоения изучаемого программного материала, но и развития его творческого потенциала. От качества подготовки специалистов, их обучения и воспитания, развития творческого потенциала каждого во многом зависит благосостояние всего общества. Суммарные творческие возможности личности составляют основное богатство страны и, в значительной мере, определяют её экономический, культурный и военный потенциал и в целом конкурентоспособность нации /116/. Поэтому необходимо в каждом учебном заведении, в частности в школах, создавать реальные условия формирования творческого мышления и развития творческого воображения у школьников. Развитие творческого воображения у учащихся отвечает главным требованиям воспитания, представляя собой, планомерный, целенаправленный, и педагогически обоснованный процесс. В наше время существует прямая зависимость между уровнем творческой подготовки учащихся специалистов, его мастерством и результатом его труда. Деятельность инженера, ученого, педагога и человека любой профессии должна опираться на творчество. Не достаточно узкой, специальной подготовке для полноценной научной, инженерной творческой деятельности. В этой связи следует особо выделить проблему развития пространственного воображения школьников на уроках математики, в частности, геометрии. Поскольку, от того, как в период школьного образования они были подготовлены к творчеству, во многом зависят не только темпы развития социально экономических отношений в обществе, но и перспективное творческое развитие личности. Воспитание творческого воображения учащихся, связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством творческой деятельности школьников в учебном процессе. Творческое развитие школьников включает основные его компоненты такие как, творческое мышление, пространственное воображение и представление, умение применять полученные знания в конкретной нестандартной проблемной ситуации и другие. Характер деятельности накладывает отпечаток на восприятие человека. Специфическое творческое восприятие определяет и своеобразное отношение человека к предметам, необходимым для данной деятельности. В процессе творческой деятельности у человека возникает тенденция обдумывания вопроса: что нужно изменить, улучшить. При этом возникает необходимость актуализировать имеющиеся знания, сопоставлять наблюдения, соотносить их с задачами, возникающими в процессе творчества, мысленно представлять предполагаемую конструкцию в виде моделей или схем. Все это, по мнению С.Л. Рубинштейна, связано с активной деятельностью воображения /247/. В процессе творческой деятельности не только создаются новые предметы, но и формируются и развиваются творческие черты и качества личности. Чем выше цель общества и труднее пути, ведущие к цели, тем выше радость победы, тем глубже и богаче наслаждение творческой деятельностью, творчеством. Прогресс и творчество - неразделимые понятия. Но в тоже время творчество - это труд и борьба, так как человеку в творческом процессе приходится противопоставлять себя всему известному и общепринятому. И это в свою очередь, требует интеллектуального усилия, которое родственно подвигу, так как человек нередко, доверяет новой идее свою жизнь. Э. Нойман, современный последователь Юнга, утверждает, что творческая личность, обладая чрезвычайной восприимчивостью, переживает глубокие конфликты и страдания. Однако в отличие от «среднего» индивида творческий человек не стремится залечивать личные раны путем приспособления к обществу, напротив страдания достигают таких глубин, из которых поднимается «другая целительная сила» - творческий прогресс. Понятие способностей, пространственного мышления, и воображения личности, в том числе и творческого, изучаются историей, философией, социологией, биологией и другими науками, но ни одна не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Поэтому, в первую очередь, остановимся на психологических аспектах развития пространственного воображения как составной части творческого воображения.

Содержание этапов развития пространственного воображения

Формирование у школьников научных представлений и понятий о пространстве - одна из важнейших задач интеллектуального развития учащихся. Основы пространственного мышления (этот термин ввела И. С. Якиманская) как разновидность образного мышления составляет деятельность представ-ливания, протекающая в разнообразных формах, на разном уровне. И.С. Якиманская выделяет два уровня этой деятельности: создание образа и оперирование им. А создание нового в образной форме приписывается обычно специфике воображения. Воображение есть процесс оперирования созданными образами, данными в представлении.

Воображение реализуется деятельностью представливания, которое выступает как самостоятельная, развернутая деятельность, осуществляемая в специфических условиях. Она выполняется на основе уже созданных первичных образов, без непосредственной опоры на исходный наглядный материал. Она базируется на использовании разнотипных образов, вовлеченных в процесс создания нового образа, творческого по своему характеру.

Преобразование пространственных образов нередко осуществляется в нескольких направлениях или, наоборот, очень избирательно, что отражается на структуре пространственных образов. Этим определяется сложность выполняемых мысленно преобразований, а тем самым и структура пространственного мышления.

Применение системного подхода к изучению пространственного мышления позволило рассмотреть его как целостное, многоуровневое образование, как специфический вид деятельности, который обеспечивается различными психическими процессами, в частности, воображение. Успех в развитии пространственного воображения у учащихся достигается системой, комплексом методов, что предполагает систему. Чтобы такая система была эффективна, она должна быть полной, достаточной, то есть ею должно обеспечиваться формирование всех пространственных компонентов; перспективной в том смысле, что она должна обеспечивать потенциальную возможность постепенного достижения учащимися все более высокого уровня развития; кроме того, система методов должна учитывать индивидуальные особенности учащихся и особенности конкретных условий обучения.

В связи с этим нами разработана модель педагогического управления развитием пространственного воображения (рис. 1).

Процесс развития пространственного воображения характеризуется определенной структурой. Его можно представить следующим образом:

1. Создание целостного образа на наглядной или абстрактно-логической основе путем опоры на ранее сформированные пространственные представления и ранее усвоенные понятия. Узнавание, различение и воспроизведение образа в основном в тех же условиях, в которых проходило его формирование.

На этом этапе наиболее эффективны такие методические средства: создание у учащихся положительных мотивов совершенствования представлений; уточнение и систематизация представлений, сформированных жизненным опытом; применение естественных, наглядных пособий и неподвижной наглядности; обучение изображению неплоских фигур на плоскости; выполнение чертежей; сопоставление чертежей и моделей. При этом наглядность модели мы понимаем в смысле, который придал этому термину В. Г. Болтянский как адекватное отображение моделью существенных черт явления и простоту восприятия.

2. Оперирование образом в односложных связях в несколько измененных условиях, закрепление его существенных признаков путем варьирования несущественных.

На этом этапе наиболее эффективно варьирование чертежей, при доказательстве теорем и решении задач; решение позиционных и метрических задач на проекционном чертеже.

3. Оперирование образом в сильно измененных условиях, логическое установление таких отношений, как равенство, подобие между элементами образа при простой проблемной ситуации без наглядной опоры и при сложной с полной или неполной; наглядной опорой.

Наиболее эффективны на этом этапе такие методические средства: анализ пространственного образа после удаления модели или чертежа из поля зрения учащихся; выделение из образа отдельных элементов (фигур) и отношений; обучение - воссозданию образа фигуры" по ее ортогональным проекциям; решение задач по моделям; повторение свойств плоских фигур в неплоских связях.

4. Активное оперирование образом в существенно измененных условиях с раскрытием внутрипредметных и межпредметных связей и зависимостей,

На этом этапе эффективны такие средства: решение геометрических задач без наглядности или с неполной наглядной опорой; применение подвижной наглядности; трансформация образа путем отображений плоскости и пространства на себя (перемещений, гомотетий, подобий).

5. Творческое конструирование новых образов и отношений на базе сформированных ранее обобщенных, подвижных и действенных образов. Здесь эффективны составление учащимися геометрических задач, конструирование и моделирование наглядности, задания практического содержания, рационализаторство и изобретательство.

Новые формы представления учебной информации как средство развития пространственного воображения

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Таково рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией. Любая технология обладает средствами активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективных результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Моховой и другие.

«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра». (И.Хейзинса). Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По словам Селевко Т.К. «Игра - это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются самоуправление поведением». Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью /255/. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся в учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

В подростковом возрасте наблюдаются обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенности игры в старшем школьном возрасте является направленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Будущее настоятельно требует от нас «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию народного образования, а значит- и существующую теорию и технологию массового обучения, в первую очередь- идеологию, нацеленную на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно изменяющемся мире, заранее отражать социально-экономические требования будущего, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Всего этого можно добиться при помощи игровой формы обучения (ИФО), как показывает опыт работы передовых учебных центров.

Согласно концепции, разработанной в дидактике средней школы, ИФО выступает в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

Педагогическая наука стремится познать природу такого педагогического процесса, постепенно расширяя горизонты своих исследований внутри него. В этом плане теория учебной игры выступает как часть научного обоснованного педагогического процесса и в свою очередь расширяют горизонты его познания, обогащая педагогическую теорию.

Технология игровых форм обучения (ИФО) есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Целью технологии учебной игры является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Применительно к школе- это, в первую очередь, развития творческих способностей и возможностей каждого школьника, формирование их собственной активности и всего того, что непосредственно отвечает интересом личности и общества.

Игра- «живой социальной, коллективной опыт ребенка, ... величайшая школа социального опыта»,- писал Л.С. Выготский, и, необходимо добавить, школа радости /64/. Дидактические игры позволяют и учителю, и школьнику стать творцом успеха в обучении, стать творческой личностью.

Учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность школьников, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7-11 классов в учебном процессе