Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Картавцева Ольга Дмитриевна

Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте
<
Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Картавцева Ольга Дмитриевна. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 1999 212 c. РГБ ОД, 61:00-13/1001-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ 14

1.1. Отражение проблемы интенсивного обучения в педагогической литературе 14

1.2. Дидактические принципы в интенсивном обучении изобразительной грамоте 30

1.3. Роль педагогического рисования в интенсивном обучении изобразительной грамоте 45

1.4. Выводы 63

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ 67

2.1. Психолого-педагогические основы интенсивного обучения изобразительной грамоте 67

2.2. Технологии интенсивного обучения изобразительной грамоте 86

2.3. Организация экспериментального обучения изобразительной грамоте и выявление его дидактической эффективности 99

2.4. Выводы 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

БИБЛИОГРАФИЯ 159

ПРИЛОЖЕНИЕ 172

Введение к работе

Актуальность темы. Наиболее характерной чертой современной жизни является интенсивность. Политическая и экономическая жизнь общества стремительно изменяется, и чем быстрее происходят изменения, тем они болезненней для общества, тем интенсивнее следует формировать у молодого поколения представления об истинном отношении к жизни. Особая роль в становлении личности отводится изобразительному искусству, средствами которого возможно воспитать эмоциональную и эстетическую привязанность человека к миру, любовь к жизни, созидательное отношение к ней.

Педагогическая наука интенсивно развивается, и в современном образовании ярко выражены поиски нового качества преподавания, где переход от экстенсивных к интенсивным формам обучения знаменует собой новый этап развития системы обучения. С одной стороны, интенсивное обучение является насущной осознанной общественной и дидактической потребностью, с другой - эволюционное состояние сознания человека характеризуется определенной интенсификацией процессов познания, что дает возможность сделать обучение интенсивным учебным процессом нового качества. Поэтому существует практическая потребность в подготовке специалистов по изобразительному искусству в сжатые сроки. Это в определенной степени решило бы проблему преподавания изобразительного искусства в сельских школах, где данный предмет ведут 82 % учителей, не имеющих специального художественного образования, что снижает качество учебного процесса. Низкий уровень подготовки учителей по предмету приводит к тому, что ученики не могут в должной степени приобщиться к изобразительному искусству. А между тем школа призвана дать среднее образование по всем предметам школьной программы, воспитать у детей любовь к искусству, расширить их эстетический кругозор.

Создание технологии обучения взрослых людей, активно занимающихся профессиональной деятельностью, развитие их творческого потенциала является современной педагогической проблемой в парадигме теории лично-стно-ориентированного образования.

Общедидактический аспект проблемы интенсивного обучения разработан в достаточной степени Ю.К.Бабанским, Т.А.Мамигоновой, Г.А.Китайгородской, А.А.Леонтьевым, И.А.Зимней, Е.И.Пассовым и др. Известные исследования интенсивного обучения связаны с преподаванием иностранного и русского языков. Исследований, посвященных интенсивному обучению изобразительной грамоте, нет.

В нашем исследовании мы использовали также теоретическое наследие педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, В.Оконя, Л.В.Занкова, Л.Клинберга, Ч.Куписевича, В.В.Давыдова и др, Мы также использовали научные знания об обучении изобразительному искусству как специфической форме познания, чтобы дать психолого-педагогическое обоснование процесса интенсивного обучения изобразительной грамоте, В частности, мы рассматривали материалы исследований Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломова, О.К.Тихомирова, В.П.Симонова, Д.Н.Узнадзе, А.Н.Леонтьева и др.

В нашем исследовании мы опирались на концепцию дидактически интегрированной оптимизированной модели интенсивного обучения Т.А.Мамигоновой. Данная теоретическая модель интенсивного обучения построена на интеграции базовых для основного предмета наук, оптимизации учебного процесса и активизации учебной деятельности преподавателя и обучающихся. Специфическими особенностями интенсивного обучения являются: совместная деятельность преподавателя и обучающихся, при которой реализуется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал; наличие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся.

Проблема интенсивного обучения изобразительной грамоте нуждается в специальном рассмотрении, ибо изобразительное искусство как предмет познания сильно отличается от других предметов обучения. В его постижении основную роль играет зрительное восприятие. Специфика обучения изобразительной грамоте требует максимальной реализации принципа наглядности. В арсенале педагогических средств преподавателя изобразительного искусства имеется динамическое средство наглядности - педагогическое рисование. Оно является методом активизации процесса обучения и средством максимально эффективной подачи учебного материала.

В нашем исследовании нашли отражение теоретические изыскания ученых и педагогов в области изобразительного искусства: Н.Н.Волкова, А.Е.Терентьева, Н.Н.Ростовцева, В.Г.Беды, Г.Баммеса и др.

Интенсивное обучение является оптимизированной деятельностью (Ю.К.Бабанский, Т.А.Мамигонова, Г.А.Китайгородская), поэтому к работе преподавателя, выбору условий, средств и методов осуществления процесса обучения предъявляются высокие требования. Чтобы обеспечить необходимое качество интенсивного обучения, педагогическое рисование должно соответствовать определенному уровню педагогической культуры. В области педагогической культуры мы использовали теоретические материалы Е.В.Бондаревской.

Существенно, что в нашем исследовании интенсивное обучение рассчитано на усвоение обучающимися общих теоретических понятий, правил, принятых в изобразительном искусстве, открытие и осмысление средств изо- бразительной деятельности, приобретение ими навыков исполнения основ изобразительной грамоты. При этом изобразительная деятельность обучающихся рассматривается нами не только как учебная, но и как творческая.

Творческий аспект деятельности в области изобразительного искусства отражен в работах психологов и педагогов; В.И.Кириенко, Е.И.Игнатьева, Я.А.Пономарева, B.C. Кузина и др.

Методы интенсивного обучения могут быть применены и эффективны при отсутствии у обучаемых элементарной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Объект исследования: процесс интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучающихся.

Предметом исследования являются педагогические условия, средства и методы интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте, обеспечивающие его эффективность.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучающихся.

Задачи исследования: проанализировать имеющийся научный опыт и определить основные дидактические положения интенсивного обучения; выявить возможности интенсификации деятельности преподавателя и интенсификации процессов усвоения знаний обучающимися; теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическое рисование как основное средство интенсификации; теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные педагогические методы, интенсифицирующие процесс обучения изобра- зительной грамоте и выявить оптимальные условия не только для репродуктивной, но и для творческой деятельности обучающихся; - разработать вариант курса интенсивного обучения основам изобрази тельной грамоты для контингента взрослых обучающихся и эксперименталь но проверить эффективность интенсивного обучения изобразительной грамо те.

Гипотеза исследования заключается в том, что интенсивное обучение изобразительной грамоте может быть эффективным при соблюдении следующих условий: использование общедидактических основ интенсивного обучения (оптимизации, интеграции, активизации); следование дидактическим принципам, интенсифицирующим процесс обучения; использование методов, интенсифицирующих процесс обучения; применение в обучении педагогического рисования как средства интенсификации; учет психолого-возрастных особенностей обучаемых, мотивация и стимулирование их деятельности, создание условий для интенсификации их познавательных процессов.

Методологическая основа исследования: - научно-теоретические положения педагогики об интенсивном обуче нии, гуманитаризации и гуманизации образования; деятельностный, системный, комплексный, личностный подход к обучению; основные положения педагогической культуры учителя и их использование для определения педагогического рисования как средства интенсификации и критериев исполнения педагогических рисунков; теоретические основы художественного восприятия и изображения, их анализ для определения воспитательного влияния на развитие изобразительного творчества' теоретические положения изобразительного искусства и их использование для определения содержания изобразительной грамоты.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по педагогике, истории, теории и методике преподавания изобразительного искусства, психологии изобразительной деятельности; изучение и анализ программ по рисунку, живописи, композиции, методике изобразительного искусства художественно-графических факультетов, анализ программ средней школы по предмету "Изобразительное искусство"; анализ материалов ОНО; анализ и обобщение педагогического и методического опыта традиционного и интенсивного обучения изобразительной грамоте; стабильное применение педагогического рисования в интенсивном обучении изобразительной грамоте обучающихся; анализ самостоятельных работ обучающихся по изобразительному искусству; анкетный опрос, беседы с учителями сельских школ, не имеющими художественной подготовки и обучающимися на курсе интенсивного обучения; наблюдение, педагогический контроль за работой обучающихся в период проведения эксперимента; проведение экскурсий-бесед с обучающимися в музее изобразительного искусства.

База исследования. В работе использован 17-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе в качестве учителя рисования в сельской школе, 15-летний опыт работы преподавателем рисунка, живописи и композиции на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета РГГТУ, 3-летний опыт работы педагогом детской художественной школы при ХГФ РГПУ.

Этапы проведения исследования. Исследования проводились в 3 этапа в течение 7 лет.

I. На первом этапе (1989-1990 гг.) изучались материалы по педагогике, истории, теории, методике и психологии изобразительного искусства. Изуча лось состояние предмета "Изобразительное искусство" в сельской школе, оп ределялся уровень художественной подготовки учителей изобразительного искусства. Определялись основной аспект исследования, его цели, объект, предмет, задачи, гипотеза. Выявлялись теоретические и методические пред посылки решения проблемы в виде интенсивной формы обучения изобрази тельной грамоте.

II. На втором этапе (1991-1993 гг.) поводилась экспериментальная про верка использования педагогических средств и условий, интенсифицирую щих процесс обучения. Определялись теоретические и методические основы курса интенсивного обучения. Формировалась программа заданий по осно вам изобразительной грамоты. Проводился анализ школьных программ по изобразительному искусству. Проводилась апробация авторской программы курса интенсивного обучения.

III. На третьем этапе (1994-1996 гг.) осуществлялись анализ и обоб щение исследованного материала, уточнялась программа курса интенсивного обучения, проводилась разработка методических и наглядных пособий. Про водилась работа по оформлению результатов исследования в диссертацию.

Научная новизна заключается: - в применении дидактической модели интенсивного обучения в препо давании изобразительной грамоты; - в психолого-педагогическом обосновании процесса интенсивного обучения изобразительной грамоте; в определении основного средства интенсификации в обучении изобразительной грамоте - педагогического рисования; в определении условий и методов интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте; в экспериментальном подтверждении эффективности интенсивного обучения изобразительной грамоте; в теоретической разработке и практической проверке курса интенсивного обучения изобразительной грамоте.

Теоретическая значимость исследования: определены основные дидактические положения процесса интенсивного обучения; даны теоретический анализ и определение педагогическому рисованию как средству интенсификации процесса обучения изобразительной грамоте; определены психолого-педагогические условия интенсивного обучения основам изобразительной грамоты; разработана программа курса интенсивного обучения изобразительной грамоте взрослых обучаемых.

Практическая значимость исследования: - выводы и рекомендации экпериментально-педагогического исследо вания могут быть использованы для методических разработок, учебных по собий по изобразительному искусству, в самостоятельной подготовке студен- тов художественно-графических факультетов и учителей к урокам изобразительного искусства, работа в целом, отдельные ее фрагменты, программа курса интенсивного обучения могут быть использованы в практической подготовке любого контингента обучающихся, не имеющих представлений об изобразительном искусстве; обучающиеся, прошедшие курс интенсивного обучения основам изобразительной грамоты, могут проводить уроки изобразительного искусства по любой школьной программе; материалы исследования могут быть использованы студентами художественно-графического факультета и учителями изобразительного искусства в самостоятельной подготовке по педагогическому рисованию.

На защиту выносятся следующие положения:

Интенсивное обучение изобразительной грамоте является новым этапом в развитии системы образования и представляет собой образовательный процесс нового качества, осуществляемый в сжатые сроки и обеспечивающий выявление и максимальную реализацию учебных возможностей и способностей обучающихся. Интенсивное обучение является обучением личностно-развивающим, так как в нем реализуется творческий потенциал личности> развиваются ее способности, формируется уверенность в себе и другие личностные свойства.

Интенсивному обучению изобразительной грамоте соответствуют следующие дидактические положения: интеграция базовых для основного предмета наук; оптимизация учебного процесса; активизация учебной деятельности; совместная деятельность преподавателя и обучающихся; фронтальная форма работы преподавателя с обучающимися; организация коллективной познавательной деятельности; реализация всего эмоционального и интеллектуального потенциала преподавателя и обучающихся; максимальное использование в обучении средств наглядности; создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения; организация учебного материала по принципу обобщения.

Педагогическое рисование является способом наглядного изображения, к которому преподаватель обращается в процессе непосредственного обсуждения с учащимися содержания учебного материала, чтобы регулировать их зрительное восприятие, обеспечить доступность изобразительного материала, расширить их зрительные представления, помочь осознать изобразительные действия. Педагогическое рисование является средством интенсификации обучения изобразительной грамоте, но его эффективность обеспечивается только при грамотном и художественно-выразительном исполнении педагогических рисунков.

Эффективность интенсивного обучения обеспечивается использованием в обучении методов: активизации деятельности обучающихся; мотивации и стимулирования деятельности; сочетании репродуктивной и творческой деятельности обучающихся; педагогических установок, направленных на развитие и поддержку личности обучающегося, создание ситуации успеха.

Достоверность научных результатов определяется соответствием исходных теоретических положений исследования основным положениям педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства, основным положениям педагогической культуры, психологии изобразительной деятельности. Достоверность научных результатов подтверждается применением дидактических принципов обучения и общепринятых методов исследования, объективным анализом полученных результатов, использованием автором программы интенсивного обучения в практической работе.

Апробация работы осуществлялась в процессе многолетнего личного педагогического опыта диссертанта (работавшего в течение 17 лет, в том числе учителем изобразительного искусства в сельской школе, преподавателем рисунка и живописи в детской воскресной школе при ХГФ РГГТУ и на кафедре изобразительного искусства РГГТУ). Диссертант читала лекции и проводила семинары по методике преподавания изобразительного искусства, руководила педагогической и пленерной практикой студентов ХГФ, организовывала художественные выставки студентов ХГФ, проводила занятия на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ Ростовской области.

Основные результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедр изобразительного искусства и педагогики РГГТУ, на внутривузовских научно-теоретических конференциях. Разработанные теоретические положения и предлагаемая программа внедрены на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства на ХГФ РГГТУ и в СШ № 35. Апробация программы была осуществлена на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ Ростовской области.

Отражение проблемы интенсивного обучения в педагогической литературе

В педагогической литературе современный этап развития образования определяется как переход от экстенсивного к интенсивному обучению. Ю.К.Бабанский указывает, что "главным направлением перестройки обучения в современной школе является интенсификация и оптимизация учебного процесса" (8, с.380). Данное обстоятельство обусловлено диалектикой развития образования, когда количественное накопление опыта приводит к качественному изменению характера обучения на более высокий, интенсивный. По мнению Ю.К.Бабанского, внедрение в школьную практику интенсификации и оптимизации обучения обеспечит переход от догматического к творческому построению учебного процесса (8, с.380). Т.А.Мимигонова называет интенсивное обучение назревшей и осознанной общественной и дидактической потребностью (89, с.7). «Интенсификация ... - усиление напряженности, производительности, деятельности» (131, с.501). Интенсификация обучения означает в первую очередь напряженную учебную деятельность для достижения необходимых результатов в сжатые сроки.

Становление системы интенсивного обучения происходит на синтезировании экстенсивных методов обучения, использовании достижений наук и передового педагогического опыта и предполагает качественное преобразование содержания обучения. Научные теоретические и практические исследования в этом направлении представляют поиск интенсивных методов, оптимальных вариантов, форм и средств обучения, которые позволили бы обучающимся усваивать знания и приобретать умения в более короткий срок без снижения их качества.

В работах Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Талызиной, П.Я.Гальперина, Г.А.Китайгородской, ТА.Мамигоновой определены цели, содержания и методы интенсивного обучения и намечены формы их взаимодействия. Исследования проводятся на основе системности и комплексного подхода. Интенсивное обучение рассматривается, с одной стороны, как повышение скорости учебной деятельности, с другой, - как качество и эффективность этой деятельности.

Ю.К.Бабанским определены основные факторы интенсивного обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение его информативной емкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование новых средств обучения. Существенным является также заявление Ю.К.Бабанского о том, что интенсивное обучение должно основываться на оптимизации учебного процесса и интеграции учебных предметов (8, с.380-381).

В исследованиях проблемы интенсивного обучения и определении его интенсивного характера Т.А.Мамигоновой обоснован инвариант оптимизированной интегративной модели нового типа, которая представлена как результат, зависящий от целостности системы, разработаны возможности применения технологии интегративной модели интенсивного обучения в учебном процесс (89, с.7).

Дидактические принципы в интенсивном обучении изобразительной грамоте

Интенсивное обучение представляет собой процесс, в котором дидактические принципы указывают на способы использования законов обучения и реализуются через виды учебной деятельности.

Дидактические принципы - исходные положения любой концепции и следует выделить те из них, которые придают обучению интенсивный характер, и определить условия, при которых принципы будут реализовываться максимально.

Методологической основой педагогических научных исследований является система дидактических принципов, сформулированная Я.А.Комен-ским.

В методике обучения изобразительному искусству Н.Н.Ростовцев выделяет 6 дидактических принципов: принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности, принцип научности, принцип наглядности, принцип активности и сознательности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности и посильности обучения (П9.С.114).

В.С.Кузин перечисляет 9 принципов обучения изобразительному искусству: воспитывающий характер обучения, принцип научности, систематичность и последовательность в обучении, сознательность и активность учащихся в обучении, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений и навыков, учет индивидуальных особенностей учащихся, наглядность обучения, связь обучения с практикой, жизнью (78, с.47).

Такие разночтения свидетельствуют о постоянном развитии дидактики, когда педагогические исследования способствуют появлению новых принципов обучения. Один из ведущих дидактов В.Оконь предсказывал, что со временем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов (101, с. 161).

При более глубоком исследовании процесса обучения с целью его усовершенствования принципы его осуществления приобретают более сложный характер. Так, в современной дидактике определены такие принципы, как принцип комплексного решения задач образования, воспитания и развития, принцип оптимального сочетания методов, форм и средств обучения (8, с.382). Данные принципы в своем содержании указывают на интенсивный характер современного образования.

Реализация классического дидактического принципа научности в интенсивном обучении изобразительной грамоте означает, что обучающимся должны быть предложены к усвоению утвердившиеся в современном изобразительном искусстве теоретические положения, при этом и преподаватель, и обучающиеся используют только принятые в изобразительном искусстве термины. Для организации научного познания обучающихся преподаватель правильно, без искажений организует восприятие ими изучаемых явлений изобразительного искусства, а для "постижения внутренних закономерностей предмета необходимо раскрывать картины развития изучаемых явлений" (45, с Л 75).

class2 УСЛОВИЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ class2

Психолого-педагогические основы интенсивного обучения изобразительной грамоте

В педагогической психологии известно, что активизация и интенсификация процесса обучения обеспечиваются наличием у обучаемых мотивации, потребности и интереса к деятельности, уровнем их психического развития. Психолого-возрастные особенности взрослых отражены в исследованиях Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, П.В.Симонова, С.Л.Рубинштейна, О.К.Тихомирова и др.

Изобразительная деятельность доступна, по утверждению Б.Г.Ананьева, в любом возрасте. Практика обучения взрослых является доказательством развития в процессе обучения механизма образования новых временных связей и, следовательно, новых функциональных систем (133, с.71-72).

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что в ходе развития взрослого человека происходит возрастание степени обучаемости. В то же время образование для взрослых имеет особую роль: оно выполняет не только культурную и техническую функцию, но и является одним из важнейших психологических факторов, обеспечивающих повышение жизнестойкости человека (4, с.32).

В исследованиях Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой, М.Д.Дворяшиной, Н.А.Кудрявцевой, отражающих особенности познавательной деятельности и личности взрослых, отмечается высокий уровень их мышления и речи, а также то, что:

- для взрослых характерны высокий объем и усиление устойчивости внимания (4, с.23);

- с возрастом усиливается роль образного мышления (29, с.66);

- объем восприятия достигает своего максимализма у взрослых людей и сохраняется на высоком уровне (4, с.21-22);

- в период взрослости достигают высокой степени развития имеющиеся функции и возникают новые сенсорно-перцептивные образования, например, перцептивное зрительное поле (27, с. 109);

- у взрослых долговременная вербальная память усилививает свою информативность (28, с.79).

Для нас также являются важными профессиональные качества личности учителей - наших обучающихся. Е.И.Рогов выделяет четыре профессиональных типа учителя: «коммуникатор», реализующий функции своей деятельности за счет таких качеств, как общительность, доброта, внешняя привлекательность; «организатор», характеризующийся высокой требовательностью, сильной волей и организованностью; «предметник», в структуре личности которого преобладают профессиональная компетентность, стремление к творчеству, наблюдательность; «просветитель», отличающийся высокой нравственностью, высокой культурой, высоким интеллектом (118, с.295). Он отмечает также, что важнейшим проявлением профессионализма педагога является высший уровень его активности в социальной сфере (118, с.292).

Психологи различают вербальное, т.е. словесно выраженное, и наглядно-действенное мышление, которое характеризуется обязательным наличием восприятия наглядно представленного материала, выполнения с ним действия (116, с.23).

Похожие диссертации на Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте