Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Губанова Наталья Федоровна

Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации
<
Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Губанова Наталья Федоровна. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 308 c. РГБ ОД, 61:04-13/1600

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие творческой активности в философской, психолого-педагогической литературе 14

1.2 Психолого-педагогические акпекты формирования творческой активности детей 5-7 лет 36

1.3 Художественно-игровая деятельность как средство активизации творческих проявлений детей 5-7 лет 65

1.4 Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей 5-7 лет 87

Выводы по I главе 131

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

2.1 Характеристика творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации 136

2.2 Реализация педагогических условий формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации 162

2.3 Динамика формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации (анализ опытно-экспериментальной работы) 224

Выводы по II главе 242

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —-244

ЛИТЕРАТУРА 249

Введение к работе

Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования, степень влияния на нее эстетической деятельности. Творческая активность в настоящем исследовании рассматривается как социальная, психолого-педагогическая проблема. Осознанная активная жизнедеятельность порождает преобразующие творческие возможности личности, формируя творческую энергию. Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в работах Н.А.Бердяева, Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова, Г.Н.Волкова, А.Я.Зися, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, А.Лилова, Вл.Соловьева, С.Л.Франка.

Психологические основы сущности творческой активности раскрыты в трудах отечественных и зарубежных исследователей Д.Б.Богоявленской, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.В.Зеньковского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Гилфорда, А.Маслоу, Дж.Рензулли, К.Роджерса, П.Торренса и др.

Педагогические исследования в области творческой активности изложены в работах П.П.Блонского, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, А.И.Савенкова, Н.М.Сокольниковой, Т.И.Шамовой.

Развитие каждого ребенка как творческой индивидуальности отвечает потребностям педагогики сегодняшнего дня, способствует гуманизации образования. Приобщение детей к искусству формирует эмоционально- ценностное отношение к миру, активизируя их стремление к созидательной деятельности, поэтому особое значение в этом приобретает эстетическое воспитание. U Возможности формирования творческой активности личности рассматриваются в исследованиях с различных позиций:

- с позиции личностно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- с позиции личностно-ориентированного обучения и гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Л.В.Тодоров, Д.Б.Эльконин);

- в педагогике искусства (Л.Г.Арчажникова, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.Г.Савенкова, Н.А.Терентьева, Л.В.Тодоров, Т.В.Челышева, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр);

- в педагогике творчества, художественно-творческих способностей и одаренности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, О.М.Дьяченко, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.С.Лейтес, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, А.И.Савенков, Н.П.Сакулина, М.Н.Скаткин, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Г.М.Цыпин);

с позиции интонационной теории (Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова, В.В.Медушевский, Л.В.Школяр);

- с позиции театральной педагогики (П.М.Ершов, К.С.Станиславский, М.А.Чехов).

Творческая активность изучалась многими исследователями, но, не смотря на это, большинство работ посвящено развитию творческой активности у детей школьного возраста. В дошкольной педагогике остаются нерешенными вопросы формирования творческой активности в одном из важнейших видов деятельности детей - в игре, выступающей в качестве подготовительной ступеньки художественного творчества ребенка, центра, ядра любой художественной детской деятельности. Игра как самодеятельное творчество, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и удовлетворяет основные потребности в познании и самовыражении, заключает в себе неисчерпаемые возможности для проявления творческой активности.

Особое место в художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет принадлежит игре-драматизации, являющейся специфическим средством

формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Одной из особенностей игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). Именно искусство играет решающую роль в формировании целостной личности, потому что прежде всего оказывает влияние на интеллектуально-чувственную сферу человека. Творческая игра на занятиях по искусству способствует углубленному мировосприятию вследствие личностной "проживаемости" художественного явления, более активного проникновения в тайны выразительных средств, что захватывает детей, доставляет радость, благопрятствует осмыслению, постижению произведения. Ролевое поведение, осуществляемое ребенком в процессе игры-драматизации, дает ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет силу мысли и воображения в творческое русло.

Современное изучение вопроса о необходимости создания условий для формирования творческой активности старших дошкольников с использованием игры-драматизации основывается на решении следующих противоречий:

- между пониманием значимости игры-драматизации в формировании творческой активности детей, их эмоциональных творческих стремлений, запросов и недостаточной разработанностью содержания, методики и условий этого формирования;

- между требованиями к профессиональной деятельности воспитателей по руководству детской творческой игрой и отсутствием специальной психолого-педагогической, методической подготовки педагогов к осуществлению этой деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы определили проблему исследования:

- каковы условия, необходимые и достаточные, для формирования у детей 5- 7 лет творческой активности в процессе игры-драматизации?

Игра-драматизация как эстетическая деятельность обладает большими возможностями в формировании творческой активности, которые недостаточно осознаны и выделяются в теории и практике, следовательно, не до конца изучены.

Не разработанность указанной проблемы по созданию педагогических условий для формирования творческой активности детей 5-7 лет как существенного фактора реализации личностно-деятельностного подхода в художественно-игровой деятельности подтверждает актуальность нашего исследования.

Объект исследования: формирование творческой активности• детей 5-7 лет.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческой активности детей в процессе игры-драматизации.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности детей 5-7 лет будет успешным, если:

1) содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации разработаны на основе интеграции различных видов искусства, художественно-творческих деятельностеи и способностей детей с учетом поэтапного осуществления процесса формирования;

2) соблюдены педагогические условия, в которые входят:

- отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей в игре-драматизации, на основании определенных критериев (художественная ценность, педагогическая целесообразность, соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка и др.); единство педагогического взаимодействия, включающее в себя взаимосвязанные звенья: педагоги - дети - родители;

- дополнительная подготовка воспитателей в области театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и содержание творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации.

2. Определить педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей.

3. Разработать педагогические условия, содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 5-7 лет и проверить их в опытно- экспериментальной работе.

4. Разработать критерии диагностики уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет на основе анализа психолого-педагогической, методологической литературы и отобрать эффективные методики.

Методологическую основу исследования составили: современные теории личности и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов);

- философско-психологические теории формирования творческой личности (Л.С.Выготский, Н.А.Бердяев, Я.А.Пономарев);

- положения философии и эстетики о взаимосвязи искусства и средств выразительности, лежащих в основе художественной деятельности (Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, Г.Н.Волков, А.Я.Зись, М.С.Каган);

- положения интонационной теории (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский);

- положения педагогики о воспитании эстетического отношения к миру (Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Тодоров);

- теория игры (А.К.Бондаренко, А.В.Запорожец, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин);

- идеи теории педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан- Калик, Н.Д.Никандров и др.).

Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило следующий выбор теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта в исследуемой области; анализ учебно-методической документации, моделирование; целенаправленные педагогические наблюдения на различных этапах опытно-экспериментальной работы; сбор массового материала (анкетирование воспитателей, музыкальных руководителей и родителей, беседы, анализ продуктов деятельности детей); проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов, методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись детские сады и школы г. Коломны и г. Клина Московской области. В ходе исследования принимали участие педагоги и дети старших и подготовительной групп дошкольных учреждений, учащиеся первых классов общеобразовательных школ. В экспериментальные и контрольные группы входили дети дошкольных образовательных учреждений № 42 г. Коломны и № 38 г. Клина.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 г. и включало три этапа.

Первый этап (1998 - 1999) - теоретико-поисковый: изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме изысканий; анализ программ и методов обучения и воспитания в дошкольном учреждении; определение методологического аппарата; разработка диагностических заданий; выяснение состояния

изучаемого вопроса на практике; проведение констатирующего эксперимента; определение игры-драматизации для формирования творческой активности детей; апробация музыкально-драматического материала; знакомство детей с различными способами перевоплощения, создание выразительных игровых образов.

Второй этап (1999 - 2001) - опытно-экспериментальный: проведение педагогического эксперимента; проверка разработанной методики на практике; научно-методическая консультативная работа с педагогами; проведение семинаров, курсов повышения квалификации, открытых просмотров в естественных условиях базы исследования; формирующий эксперимент.

Третий этап (2001 - 2003) - обобщающий (аналитический): проведение заключительных срезов, подведение итогов экспериментальной работы; обобщение данных, формулирование основных выводов; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработаны и проверены в опытно-экспериментальном исследовании содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации: система творческих заданий, программа специально организованных занятий "В мире красок и мелодий", диагностические методики, педагогический театр "Взрослые - детям".

2. Разработаны критерии уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет, учитывающие специфику художественно-игровой деятельности: увлеченность деятельностью; эмпатийный настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения.

3. Установлено, что формирование творческой активности детей 5-7лет обеспечивается специальным комплексом педагогических условий, в который входят:

- отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей в игре-драматизации, определенный следующими критериями: художественная ценность, педагогическая целесообразность; соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; яркая образность и выразительность интонаций - музыкальных, словесных, изобразительных - осуществляющих "захват впечатлением", обладающих силой воздействия на ребенка;

единство педагогического взаимодействия, включающее в себя взаимосвязанные звенья: педагоги - дети - родители;

- дополнительная подготовка воспитателей в области театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в определении сущности и структуры творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации, которые заключаются в следующем:

а) творческая активность детей 5-7 лет, формируемая в игре-драматизации, есть интегративное качество личности, проявляющееся в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала и характеризующееся созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа);

б) компонентами творческой активности являются эмоционально- мотивационный, волевой и творческий;

в) уровни сформированности творческой активности таковы: репродуктивно- пассивный (потенциальный), репродуктивно-активный (подражательный), поисково-рефлексивный, активно-творческий (созидательный, актуальный);

- в обосновании педагогических возможностей игры-драматизации, заключающихся в их способности осуществлять четыре основные функции в формировании творческой активности детей 5-7 лет: эмоциогенную, синкретическую, инструментальную, креативную;

- в представлении педагогической модели формирования творческой активности детей 5-7 лет в образовательном процессе при использовании игры-драматизации, включающей в себя организационно-содержательный и процессуально-технологический компоненты;

- в теоретическом обосновании возможности использования метода интонационного постижения искусства для формирования творческой активности детей в процессе игры-драматизации.

Вышеизложенное позволяет сделать заключение о том, что внесен известный вклад в теорию художественно-эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания, форм и методов педагогической работы с детьми 5-7 лет по формированию у них творческой активности в процессе игры-драматизации, что позволяет повысить уровень эстетического воспитания старших дошкольников. Материалы диссертации используются при подготовке воспитателей на дошкольном отделении психолого-педагогического факультета КГПИ, на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей г. Коломны, могут быть использованы для разработки курсов лекций и специальных семинаров для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов, педагогических училищ, выпуска методических пособий для воспитателей и музыкальных руководителей детских учреждений.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разносторонностью экспериментального исследования, адекватностью целям, задачам и логике анализа; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения эксперимента; количественным и качественным анализом полученных данных.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой и обоснованием концептуальных положений исследования, непосредственным руководством и участием в проведении эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: основные теоретические положения и результаты экспериментальных исследований были доложены и обсуждались на заседании кафедры музыки, искусствознания и спецдисциплин КГПИ (г. Коломна, 1999 - 2001); кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО (г. Москва, 1999 - 2003); на I Всероссийской научно-практической конференции "Педагогические аспекты подготовки учителя музыки" (г.Коломна, 1997), международной научно-практической конференции "Региональные особенности педагогики народного художественного творчества. Методика. Опыт. Проблемы." (г.Барнаул,1999); межвузовской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества". (г.Саратов, 1999); на второй научно-практической конференции "Эстетическое воспитание в контексте экологии культуры XXI века" (г. Коломна, 2000) и др.; на заседаниях городского методического объединения и курсах повышения квалификации музыкальных руководителей г. Коломны, на семинарах воспитателей, апробировались в ходе личной преподавательской практики в ДОУ, КГПИ, включены в содержание спецкурса "Праздники в дошкольном образовательном учреждении".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации выражается в формировании у них интегративного качества личности, которое проявляется в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала и характеризуется созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа); определяется единством эмоционально-мотивационного, волевого и творческого компонентов.

2. Формирование творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации достигается при следующих педагогических условиях:

- если произведен отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей 5-7 лет в игре-драматизации, который определяется критериями: художественная ценность; педагогическая целесообразность; соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; яркая образность и выразительность интонаций — музыкальных, словесных, изобразительных - осуществляющих "захват впечатлением", обладающих силой воздействия на ребенка;

если осуществлено единство педагогического взаимодействия, включающего в себя взаимосвязанные звенья: педагоги - дети - родители;

- если воспитатель включается в систему дополнительной подготовки в области театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

С учетом педагогических условий, необходимых для реализации формирующей методики, нами была сконструирована модель формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации, которая является единством двух компонентов. В организационно-содержательный компонент входят три блока: специально-организованное обучение в форме занятий (программа "В мире красок и мелодий" с включенной в нее системой творческих заданий для различных видов художественно-творческой деятельности: восприятия искусства, вокально-речевой, двигательной и инструментальной импровизации, сюжетосложения, музыкально-игровой композиции); совместная взросло-детская (партнерская) деятельность (педагогический театр, воспитание сказкой); свободная деятельность самих детей (самодеятельная игра-драматизация). Процессуально-технологический компонент включал в себя этапы формирования творческой активности, серию диагностических методик, группу методов поисково-творческого характера (драматизации, моделирования эмоций, ассоциативного сравнения, творческого диалога, эмпатийного познания).

3. Критериями оценки уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации, отражающими сущность изменений этого формирования, являются следующие: увлеченность данной деятельностью; эмпатииныи настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения. Структура диссертации:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Понятие творческой активности в философской, психолого-педагогической литературе

В настоящее время проблема творческой активности личности является актуальной. Растет необходимость в новых идеях, оригинально мыслящих людях, способных к открытию. Самобытность, способность к творчеству — эти качества востребованы самой жизнью.

Проблема формирования творческой личности включает в себя ряд аспектов, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

- характеристика творческой активности и особенности ее развития;

- факторы, воздействующие на творческую активность;

- творческая активность с точки зрения выделения наиболее существенного структурного, ведущего компонента;

- отношения: творческая активность - деятельность.

Творческая активность рассматривается с позиций: - личностно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); « - концепции экологии творчества (В.А.Петровский); - концепции одаренности (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков).

Историко-ретроспективный анализ показывает, что проблема творчества активно разрабатывается с начала XX века в связи с переломной эпохой, давшей миру научно-технический прогресс. В характеристике сущности творчества с точки зрения философии существует два подхода: религиозно-идеалистический и диалектико-материалистический.

Размышления о предназначении человека стали ключевыми для мыслителей "серебряного века". Ощущению рубежности, кризисности, катастрофичности, перелома, возникшему на стыке веков и воплотившемуся в емкой формуле Ф.Ницше "Бог умер", была противопоставлена позиция национальной философской традиции (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, СЛ.Франк).

Творение рассматривается здесь как "возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему творению" (17, 60). Н.А.Бердяев, развивая концепцию творчества, раскрывает заветную идею о творческом призвании человека, его нравственном долге. Разнообразным проявлениям зла в мировой истории он противопоставляет творческую активность человека, истинам пассивного интеллекта - активное отражение мира, как порыва к иному бытию. Философ, отнеся марксизм и дарвинизм к дотворческой эпохе, предлагает новой, творческой эпохе создать новое творческое учение о человеке, мире, развитии. Признавая неотрывность творчества от свободы, Н.А.Бердяев трактует его как тайну, неизъяснимую бездну и предлагает путь спасения от духовной смерти - путь творческого потрясения духа. С его точки зрения, творчество оитологично, а не психологично по своей природе. Дух есть свобода, но она не безлична, а принадлежит личности (18, 64). В свободе духа проявляется подлинная творческая активность личности. Опираясь на В.С.Соловьева, Н.А.Бердяев выдвигает идею богочеловека - человека как сотрудника Бога. Вслед за В.С.Соловьевым, Н.А.Бердяев ставит теургическую задачу творения мира, вмешательства творческой воли в саму жизнь, творческого просветления, нравственного преображения жизни, "полет в бесконечность". Созвучный в этом В.С.Соловьеву, Н.А.Бердяев, раскрывая эстетический смысл жизни, видит проявление философии искусства в том, что все художественные произведения являются промежуточным этапом на пути к божественной красоте грядущего бытия, а искусство — активной формой отражения бытия. В подъеме к таким высотам художественное творчество выполняет свою роль как земное подобие творчества Божественного, упраздняющее противоречие между идеальным и чувственным. Спасение человечества - в слиянии с Душой Мира: Из смеха и глухих рыданий

Созвучие вселенной создаю. (В.С.Соловьев,1880) (169, 640) Философию В.С.Соловьева и Н.А.Бердяева роднит с философией С.Л.Франка стремление в познании к просветлению бытия, его творению. По С.Л.Франку, момент творчества доступен человеку как творцу, если цель деятельности рождается из человеческого духа. Творческая активность выражается в двуединстве индивидуального и божественного, творческие силы ощущаются личностью, связанной с Богом (199, 294).

Принимая во внимание вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что идеалистический взгляд на творчество утверждает следующее:

1. Идеи "богочеловечности" определяют жизнетворческий подход к бытию, к искусству как форме бытия: творчество призвано не к созданию ценностей в искусстве, а к вмешательству творческой воли в саму жизнь.

2. Проблемы творчества - вопрос онтологический: активность человеческого познания проявляется в преображении бытия.

3. Творчество и "восприятие мира в красоте" проявляются в свободе, творческая активность человека черпает энергию и силы в божественной связи.

Характеристика творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации

Цель экспериментального исследования заключалась в проверке эффективности методики формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации. Для этого была разработана специальная экспериментальная программа, представляющая собой совокупность последовательных этапов:

Предварительный этап проводился с целью подготовки к эксперименту и включал в себя следующие задачи:

- подготовку экспериментального материала (разработка серии творческих заданий с включением игр-драматизаций; составление тематического плана их использования на интегрированных занятиях по драматизации; составление программы "В мире красок и мелодий" для детей 5-7 лет, составление спецкурса "Праздники в дошкольном образовательном учреждении", программу деятельности педагогического театра "Взрослые — детям";

- проведение организационно-педагогической работы (подготовка базовой основы эксперимента: отбор контрольных и экспериментальных групп; методическая подготовка педагогов-экспериментаторов);

- разработку методики педагогических измерений с целью обеспечения объективного и качественного контроля за ходом эксперимента и оценки его итоговых результатов.

Констатирующий этап проводился с целью получения исходных данных. Он включал в себя следующие основные задачи:

- изучение состояния и места творческой игры в педагогическом процессе;

- определение содержания и уровней сформированности творческой активности детей в игре-драматизации.

В ходе констатирующей части эксперимента были использованы диагностирующие методики для всесторонней оценки измеряемого качества личности детей 5-7 лет.

Обучающий этап проводился с целью создания педагогической модели формирования творческой активности детей посредством игр-драматизаций, включающей в себя огранизационно-содержательный (основан на типах взаимодействия детей и взрослых: специальное обучение в форме занятий; совместная (партнерская) деятельность детей и взрослых; самостоятельная деятельность детей) и процессуально-технологический компоненты (содержит этапы формирования, диагностические методики, группу методов поисково-творческого характера).

В ходе проведения основного эксперимента проводились промежуточные срезы, позволявшие судить о динамике уровней сформироваиности творческой активности детей-дошкольников для сопоставления этих данных между экспериментальными и контрольными группами.

В конце формирующего эксперимента был сделан заключительный срез, который направлен на проведение процедуры измерения итоговых данных по уровням сформироваиности творческой активности дошкольников и на выявление степени успешности результатов эксперимента. Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогичной методике констатирующего этапа.

Характеристика творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации.

В констатирующей части эксперимента проводилось изучение творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации в практике современного дошкольного образовательного учреждения.

Реализация педагогических условий формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации

Для решения проблемы формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации данный процесс формирования должен основываться на применении фундаментальных, имеющих современное звучание, психолого-педагогических теорий обучения и воспитания. В нашем исследовании мы выбрали личностно-деятельностный подход, в котором исходным является следующее положение: развитие всех сущностных сил человека, овладение им знаниями, опытом происходит в процессе целесообразно организованной деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). В силу своей двукомпонентности (личностного и деятель ностного аспектов) обладает двойственной направленностью: подход предполагается с позиции обучающего и с позиции обучаемого.

Первый компонент соотносится с личностно-ориентированным подходом (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и.др.), согласно которому все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку. Применительно для нашего исследования, личностно-ориентированный подход означает, что ребенок является полноправным партнером взрослого в условиях их сотрудничества; педагог исходит в работе из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития, учитывает его потребность в творчестве, общении, искусстве. В процессе такого общения ребенок проявляет свою творческую активность, реализует полно свой потенциал. Личностный компонент предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором важным представляется не передача знаний для заучивания, а постоянное обогащение опытом творчества.

Вместе с тем, делать личностный аспект единственным, значит, по С.Л.Рубинштейну, закрыть путь исследования закономерностей психической деятельности, а также поведения и деятельности человека в целом (167, ч. II, 102). Поэтому важным является второй компонент, который соотносится с деятельностным подходом. Требования последнего заключаются не только в наличии на занятиях различных видов художественно-творческой деятельности, но, самое главное, полноценное их осуществление путем проникновения в сущность искусства и постижения образа. Развивающие и воспитательные возможности деятельности значительно возрастают, если она организуется как творческая и коллективная (150, 375). Спонтанный художественный опыт детей, по И.Я.Лернеру, (читательский, зрительский, слушательский) последовательно осмысливается в процессе обучения через художественную деятельность, через анализ собственных художественных реакций. Смысл функционирования искусства в образовательном процессе не в том, чтобы идти к познанию кратчайшим путем, а чтобы как можно больше почувствовать, увидеть, услышать, осваивая эту область человеческой практики ("Прогностическая концепция целей и содержания образования", 1994). Таким образом, через деятельность происходит преобразование совокупности внешних влияний в собственно развивающие изменения.

Данные подходы предполагают необходимость использования целостной современной модели развивающего обучения, в которой могли бы учитываться личностные особенности каждого ребенка в художественно-игровой деятельности. Для нашего эксперимента была разработана модель формирования творческой активности детей 5-7 лет, которая обеспечивает организацию вышеуказанного процесса.

Концептуальными основами настоящей модели формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации явились следующие положения концепции эстетического воспитания и развития дошкольников Т.С.Комаровой:

- широко включать детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности;

- активизировать психические процессы, составляющие базу каждого вида этой деятельности: эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эмоционально-оценочное отношение к художественной деятельности, овладение способами деятельности;

- предоставлять возможность как можно полнее реализовать творческий потенциал личности;

- бережно и уважительно относиться к детскому творчеству (87, 1-18).

Реализация личностно-деятельностного подхода есть стратегия гуманизации обучения и воспитания. Данная стратегия воплощается через ведущие принципы нашей модели - гуманизации и интеграции. Рассмотрим те принципы, которыми мы руководствовались в работе по формированию творческой активности детей 5-7 лет.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации