Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА І. Историко-теоретические основы изучения детской игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет 15
1.1. Детская игрушка в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук в отечественных и зарубежных исследованиях 15
1.2. Теоретические подходы к нравственно-эстетическому воспитанию детей 5-7 лет средствами детской игрушки 46
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 65
ГЛАВА II. Формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет средствами детской игрушки 69
2.1. Реализация интегративного подхода к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами игрушки 69
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 86
2.3. Научно-практические рекомендации по использованию игрушки в нравственно-эстетическом воспитании детей 5-7 лет 98
Выводы по второй главе 116
Заключение 119
Библиография 124
Приложение 142
- Детская игрушка в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук в отечественных и зарубежных исследованиях
- Теоретические подходы к нравственно-эстетическому воспитанию детей 5-7 лет средствами детской игрушки
- Реализация интегративного подхода к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами игрушки
- Научно-практические рекомендации по использованию игрушки в нравственно-эстетическом воспитании детей 5-7 лет
Введение к работе
Актуальность темы. Понимание важности возрождения духовности, ответственность за интеллектуальный и нравственный облик молодого поколения определяют основные цели развития образования и пути их достижения. Приоритетными являются направления, связанные с решением задач духовного становления личности, нравственного и гражданского воспитания детей.
Проблема укрепления здоровья нации напрямую связана с духовным миром ребенка и является предметом внимания педагогов, психологов, медицинских работников. Сохранение здоровой духовной жизни детей является задачей государственной важности.
Вопросы духовно-культурной сферы являются приоритетными в стратегии деятельности образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан.
Основы нравственно-эстетической воспитанности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование этических представлений и моральных чувств, ребенок усваивает основные правила взаимоотношений между людьми, нравственные нормы. Это дает основание рассматривать возрастные особенности детей 5-7 лет (острота восприятия, яркость воображения, впечатлительность) как предпосылку формирования нравственных качеств в процессе воспитания.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняет свое существенное значение в жизни младших школьников. Игра -относительно самостоятельный этап онтогенеза человека, причем этот этап чрезвычайно важен для формирования личности. В современной психолого-педагогической литературе введен термин «недоигравший ребенок» для детей, которые в силу каких-либо обстоятельств были лишены возможности проиграть жизненный сценарий в детстве и не получили достаточного социального опыта в игровой деятельности.
Атрибутом игровой деятельности являются игрушки, которые в обобщенном виде отражают экономические, социальные, политические, этические и другие показатели общественного устройства, господствующие в обществе идеологические, нравственные ценности и нормы.
Однако не каждая игрушка благоприятно воздействует на неустойчивую детскую психику. В целях защиты детей от игрушек, отрицательно влияющих на их психическое и физическое здоровье, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принято решение о введении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, что предполагает создание региональных комиссий, подбор и подготовку кадров по проведению экспертизы, разработку критериев оценки детских игр и игрушек.
Детская игрушка как «великое изобретение культуры» (М.С. Каган) изучается с точки зрения различных наук: философии, искусствоведения, археологии, этнографии, педагогики, психологии, различных методик. Вопросы, связанные с игровой деятельностью и игрушками представляют одно из направлений исследовательской работы Российской академии образования.
На протяжении веков игрушка являлась необходимым элементом приобщения ребенка к истории и культуре. О том, что игрушки были частью предметного окружения детей, свидетельствуют археологические находки, историко-педагогическая и художественная литература, произведения искусства.
В античной философии (Аристотель, Платон) игра и игрушки рассматривались как обязательный атрибут детства и как средство воспитания. В эпоху Возрождения появляются работы, авторы которых призывают к возрождению античного наследства и выдвигают требование использования игр в воспитании детей (Т. Кампанелла, Э. Роттердамский и
другие). В разное время вопросам, связанным с детской игрой и игрушками, уделяли внимание Д. Дьюи, И. Кант, Д. Локк, Ф. Фребель.
В современной философии игрушка рассматривается как носитель социальной информации в контексте приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям современной культуры (М.С. Каган, Л.Н. Столовим). Проблема искусственного интеллекта, по существу, представляет трансформированный интерес философии к механическим игрушкам.
Гипотезы происхождения игр и игрушек разработаны как отечественными (Е.А. Аркин, Г.В. Плеханов, Д.Б. Эльконин), так и зарубежными исследователями (Ж. Пиаже, И. Хейзинга, Ф. Шиллер).
В археологии и этнографии игрушка предстает как часть духовной и материальной культуры различных народов, как культовый и обрядовый предмет, поскольку многие из них найдены в захоронениях (Н.Г. Богораз-Тан, В.А. Городцов, М.Г. Левин, А.Н. Рейнсон-Правдин, СИ. Руденко, С.Н. Стебницкий).
Анализ искусствоведческой литературы позволяет рассматривать народную игрушку, с одной стороны, как культовую и обрядовую скульптуру, с другой - как простую детскую игрушку (Н.Д. Бартрам, А.Н. Бенуа, B.C. Воронов, Л.А. Динцес). Художественная ценность и особенности традиционных игрушек различных регионов России отражены в работах Г.Л. Дайн, О.С. Поповой, Т.С. Семеновой, Е.Н. Хохловой.
Проблема детской игрушки нашла свое отражение в психолого-педагогической литературе. Классические идеи П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова нашли свое развитие в трудах Е.М. Водовозовой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Симонович, В.А. Сухомлинского, Е.А. Флериной.
Идеи научного изучения народных игр и игрушек, их практического
применения в воспитании получили обоснование в работах В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, В.И. Даля, Н.А. Добролюбова, П.Ф. Лесгафта,
Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, современных исследователей народной
педагогики (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Л.Г. Оршанский), в ряде диссертационных исследований последних лет (Н.С. Александрова, З.Ф. Исламова, В.И. Колякина, СМ. Мухамедьянов).
Русская народная игрушка как средство приобщения к национальной культуре русского народа представлена в работах М.И. Богомоловой, А.П. Усовой. А.В. Молчева рассматривает традиционную игрушку как средство приобщения к национальной культуре башкирского народа.
В педагогической литературе предложены различные классификации игрушек (А.С. Макаренко, С.Л. Новоселова, Е.А. Флерина), определены педагогические требования к игрушке (Е.В. Зворыгина, Н.К. Крупская, С.Л. Новоселова, Е.А. Флерина). В исследованиях Л.В. Артемовой, Д.В. Менджерицкой и других активизация детских представлений в игре связывается с выразительностью образной игрушки. В работах Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой игрушка рассматривается в контексте развития художественно-творческих способностей ребенка.
В методических пособиях по развитию речи (З.А. Коротова, В.К. Лотарев, М.Р. Львов) детская игрушка рассматривается как средство обучения связному рассказу и умению высказывать свои мысли.
Актуальными для нашего исследования являются труды, в которых определяется значение игровой деятельности для психического развития ребенка (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков. Д.Б. Эльконин), воспитания сенсорной культуры (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец).
В нашей работе мы опирались на исследования по нравственному воспитанию Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова, учитывали различные подходы, отраженные в работах О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой.
Значение искусства в духовном развитии личности отражены в работах Ю.В. Борева, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева. Возможности изучения
особенностей мировосприятия и духовного мира ребенка средствами искусства рассмотрены в исследованиях Э.Т. Ардашировой.
Мир детской фантазии, этические представления воплощены в произведениях художественной литературы и портретной живописи (произведения художественной литературы конца XIX века СТ. Аксакова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других), детские образы в работах О.А. Кипренского, К. Маковского, В.А. Сурикова, В.А. Тропинина, Л. Юшанова.
В произведениях начала XX века (Л.А. Кассиля, В.П. Катаева, К.И. Чуковского), позднее в рассказах и повестях В.Ю. Драгунского, Б.С. Житкова, Н.Н. Носова, Ю. Сотника, Э.Н. Успенского, стихах А.Л. Барто, СВ. Михалкова раскрывается внутренний мир детей, особенности мировосприятия, чувства и мысли, стремление к гармонии и красоте.
Одухотворенность, мечтательность, индивидуальность детского мира запечатлены в работах М.Н. Кузнецова, А. Петрова, К. Петрова-Водкина, 3. Е. Серебряковой, Н.И. Фешина и других.
Научную значимость для нашего исследования имеет анализ положений о детском творчестве Т.С Комаровой, B.C. Кузина, Г.В. Лабуп-ской, И.Я. Лернера, П.П. Пидкасистого, А.З. Рахимова, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой.
В процессе творческой деятельности ребенок испытывает различные переживания, которые возникают в том случае, если содержание деятельности ребенка отвечает его потребностям или, опираясь на наличные потребности, вызывает другие, относящиеся к предмету деятельности (B.C. Кузин, СЛ. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Художественное творчество удовлетворяет потребность ребенка в деятельности вообще и в продуктивной деятельности, в частности, то есть в необходимости отражения полученных впечатлений, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, прочувствованному.
Эмоционально положительное отношение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности познания нового, в свою очередь, активизирует творческую деятельность ребенка (П.М. Якобсон и другие).
Зарубежный опыт по проблеме игрушки представлен достаточно широко (классические работы Я.А. Коменского, Я. Корчака, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, исследователей более позднего периода -К. Притт и другие).
В Японии большое внимание уделяется развитию эстетического восприятия, воспитанию сенсорной культуры («уроки созерцания», «куклы для любования»), сохранению традиций японской национальной культуры («игрушки для волхования», специальные игрушки, посвященные японским праздникам девочек - 3 марта и мальчиков - 5 мая).
В современной отечественной и зарубежной психотерапии детская игрушка рассматривается как средство психодиагностики и коррекции личности (Н.В. Аникеева, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, X. Джинот, Г. Лэнд-рет); средство избавления от психологических травм (Дж. Аллан, А.В. Спи-ваковская и другие).
За рубежом накоплен большой опыт по вопросам воспитания детей средствами искусства. Существуют различные национальные (в Великобритании, США и других странах) и международные (INSEA при ЮНЕСКО) общества и ассоциации воспитания детей через искусство.
В исследованиях американских и английских ученых отмечено большое значение собственно художественной практики для эстетического воспитания детей (Б. Джефферсон, Е. Эйснер), а также, в частности, коррекционная (Ф. Хартман) и терапевтическая функции искусства (В. Ловенфельд).
Вышеуказанные исследования способствовали накоплению теоретических и практических материалов по проблеме детской игрушки. Вместе с тем необходимо отметить следующее: в практической работе
игрушки используются в рамках игровой деятельности ребенка, в контексте развития творческих способностей и приобщения к национальной культуре, без учета нравственной сущности игрушки, безотносительно к содержанию, формам и методам нравственно-эстетического воспитания детей.
Анкетирование, проведенное среди родителей пяти-семилетних детей, свидетельствует, что около 30% родителей считают, что игрушки народных промыслов не нужны и не интересны современным детям, 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Около 24% родителей уверены, что игрушек «вредных» для ребенка не существует, 15%о никогда не задумывались над этим вопросом. Вместе с тем, многие современные агрессивные и уродливые игрушки способствуют формированию у детей культа насилия, жестокости, что, во многом, порождает различные социальные проблемы: наркоманию, подростковую преступность, суицид.
На основании изучения и анализа философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы и педагогического опыта была выявлена проблема исследования, которая определяется противоречием между изменившимися условиями общественного развития и недостатком целесообразных методов и средств нравственно-эстетического воспитания детей; противоречием между процессом духовного развития ребенка и стихийным влиянием действительности; значительным духовно-нравственным потенциалом детской игрушки и недостаточным осмыслением и преломлением этого потенциала в практической работе педагогов.
Возникшие противоречия могут быть успешно разрешены в процессе совершенствования системы организации и осуществления нравственно-эстетического воспитания, усилением влияния педагогически организованной среды, эстетизацией всей детской жизни.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей
5-7 лет средствами детской игрушки».
Цель исследования: определить и теоретически обосновать формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей на основе включения духовного потенциала детской игрушки в содержание воспитательного процесса.
Объект исследования: нравственно-эстетическое воспитание старших дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание детей 5-7 лет средствами детской игрушки.
При решении выдвинутой проблемы мы исходили из гипотезы исследования, согласно которой процесс нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет будет эффективным, если:
осуществить интегративный подход к исследованию детской игрушки в системе философско-культурологических, психолого-педагогических наук;
раскрыть функциональные особенности детской игрушки и совокупность этико-эстетических понятий, составляющих ядро нравственно-эстетического воспитания детей;
включить духовно-нравственную сущность игрушки в содержание воспитания детей, что позволит обогатить формы и методы нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Осуществить интегративный подход к исследованию игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет.
Определить функции детской игрушки и совокупность этических и эстетических категорий, являющихся основой выявления духовно-нравственной сущности игрушки.
Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей средствами игрушки.
Разработать научно-практические рекомендации по организации и осуществлению процесса нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет средствами игрушки для студентов педагогических учебных заведений.
Методологической основой нашего исследования являются:
принципы природосообразности и культуросообразности воспитания (А. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский);
положение о роли предметной деятельности в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
теория сенсорного развития детей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец);
теория игры (Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Ф. Фребель, Д.Б. Эльконин);
учение о роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В. Бо-рев, М.С. Каган, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, Э.Т. Ардаширова);
теория этического просвещения (А.И. Шемшурина и другие);
теоретические положения о детском творчестве (Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и другие).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки
гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов
исследования: изучение и анализ научной литературы, материалов научно-
практических конференций, документации органов управления народным
образованием, учебных планов и программ образовательных учреждений,
произведений литературы и живописи; наблюдение, анкетирование, беседа,
интервьюирование, метод творческих заданий, создание педагогических
ситуаций, изучение и анализ опыта образовательных учреждений, обобщение
личного опыта, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ
результатов творческой деятельности детей; количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось в соответствии с поставленными задачами поэтапно с 1996 по 2001 годы.
Первый этап (1996-1997 гг.) включал изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; на основе анализа состояния проблемы в теории и практике воспитания и обучения были сформулированы исходные позиции исследования; подготовлены научно-методические материалы для проведения экспериментальной работы; проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап (1997-1999 гг.) был связан с организацией формирующего эксперимента; определением содержания, выявлением форм и методов нравственно-эстетического воспитания детей средствами детской игрушки: разработкой научно-методического обеспечения экспериментальной работы.
Третий этап (1999-2001 гг.) характеризовался корректировкой плана исследования, анализом результатов опытно-экспериментальной работы, обобщением исследовательского материала, формулировкой общих выводов, оформлением работы в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
осуществлен интегративный подход к раскрытию проблемы детской игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет:
обобщены и систематизированы зарубежные и отечественные классические идеи и современный опыт по выявлению духовно-нравственной сущности детской игрушки;
проведена систематизация мирового художественно-эстетического наследия в области изучения духовного потенциала детской игрушки, темы игрушки в жизни выдающихся людей;
определена совокупность этико-эстетических категорий, являющихся основой выявления духовно-нравственной сущности детской игрушки;
определены ее функции: мировоззренческая, эвристическая, компенсаторная, диагностическая, катарсическая, гедонистическая, этическая, эстетическая, креативная, коммуникативная;
- раскрыты формы и методы нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников средствами детской игрушки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программно-учебные материалы, содержащие учебно-тематический план и программу спецкурса «Детская игрушка в подготовке педагога», методические рекомендации по организации деятельности в рамках данного спецкурса. Эти материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей начальных классов и работников дошкольных образовательных учреждений.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются анализом теоретических положений философских, искусствоведческих и психолого-педагогических наук, реализацией комплекса научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной работы, прошедших апробацию; анализом опыта работы диссертанта в образовательных учреждениях различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения:
Интегративный подход к исследованию детской игрушки в системе философско-культурологических, психолого-педагогических наук, позволяющий выявить теоретическую основу и функции детской игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания детей: мировоззренческую, эвристическую, компенсаторную, диагностическую, катарсическую, гедонистическую, этическую, эстетическую, креативную, коммуникативную.
Совокупность этических и эстетических категорий, являющаяся основой духовно-нравственной сущности детской игрушки.
Формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей средствами игрушки.
Духовный потенциал детской игрушки, оказывающий этико-эстетическое воздействие и способствующий развитию нравственно-эстетической воспитанности старших дошкольников и младших школьников.
Апробация и внедрение результатов.
Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры научных основ управления школой, кафедры эстетического образования Башкирского государственного педагогического университета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей БГПУ (1997-2001 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997), Международной научно-практической конференции «Человек. Язык. Искусство» (Москва, 2000), Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2000), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка в контексте детской игрушки» (Уфа, 2000). Основные результаты исследования используются преподавателями и студентами средних и высших педагогических учебных заведений, учителями начальных классов, работниками дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Детская игрушка в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук в отечественных и зарубежных исследованиях
Педагогическая наука определяет воспитание как часть жизни, в процессе которой формируются такие способности и потребности, которые вырабатывают у человека необходимость непрерывного самосовершенствования, духовного развития и реализации творческого потенциала.
Изучение игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания детей обусловлено тем, что игрушка дает возможность педагогу через эмоциональные переживания приобщить ребенка к этическим понятиям, способствовать формированию нравственных идеалов, что является актуальным на современном этапе общественного развития.
Детская игрушка как «великое изобретение культуры» (М.С. Каган) является предметом изучения различных научных дисциплин: философии, искусствоведения, археологии, этнографии, педагогики и психологии.
В целях определения историко-теоретических основ использования игрушки в нравственно-эстетическом воспитании детей рассмотрим основные подходы к проблеме каждой из наук.
Проблема детской игры и игрушки являлась предметом внимания в разные исторические периоды (античные философы - Аристотель, Платон; эпоха Возрождения - М. Монтень, Э. Роттердамский и другие; более позднего периода - И. Кант, Я.А. Коменский, Д. Локк; современные исследования М.С. Кагана, Л.Н. Столовича).
В диалогах «Государство» и «Законы» Платон выдвинул идею государственного общественного воспитания детей, изложил свою педагогическую теорию, в которой, в частности, определил роль детских игр («забав») в воспитании детей. В «Законах» Платон сравнил человека с игрушкой (марионеткой), а человеческие страсти - с нитями, которые приводят ее в движение.
Аристотель считал, что дети до семи лет должны воспитываться в домашней обстановке и именно в семье получать необходимые для развития игры, игрушки; с пяти лет готовиться к школьному обучению.
В эпоху Возрождения появляются работы (например, «Разговор об играх»), авторы которых в противовес средневековой муштре, призывают к возрождению античного наследства и выдвигают требование использования игр в воспитании детей (Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла).
Джон Локк в педагогическом сочинении «Некоторые мысли о воспитании» (1693) рассматривал содержание, методы и приемы индивидуального, семейного воспитания джентльмена, разграничив воспитание детей буржуазии и рабочих. В разделе «Игрушки» Д. Локк высказывает свои мысли по этой проблеме: дети должны иметь разнообразные игрушки, которые хранятся у взрослых, ребенок получает только одну игрушку и может получить другую, только вернув первую (тем самым, по Локку, ребенок учится бережливости и аккуратности); большое разнообразие игрушек приучает к вечному желанию чего-то нового, к вечной неудовлетворенности тем, что имеет; не следует покупать игрушки, лети должны делать их сами или, по крайней мере, пытаться их сделать. Д. Локк считал: не следует ничего давать детям, пока они сидят в ожидании, что получат все из чужих рук, без всякого старания со своей стороны; маленькие дети могут играть без игрушек, поскольку игрушкой для них становится все, что попадает им в руки.
Проблема искусственного интеллекта, по существу, представляет трансформированный интерес философии к механическим игрушкам. В XVIII веке с развитием механики разгорается дискуссия о соотношении естественного в машине и механического в природе. Созданный в 1738 году механиком Жаком Вокансоном первый андроидный (человекоподобный) автомат рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека: автомат, как творение механики и искусства, наделялся способностью «творить» искусство. Провозглашая возможность безусловной имитации живого организма, Вокансон создает зооморфную модель - «утку» - свой первый и единственный трюковой автомат. Механика достигла предела своих возможностей и исчерпала их.
Позднее идея создания механического человека трансформируется в идею создания модели человека на основе парового котла, затем электрического (робот), и, наконец, переходит в проблему искусственного интеллекта.
В современной философии детская игрушка рассматривается как носитель социальной информации и общественно значимых нравственных установок в контексте приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям современной культуры, выполняет роль буфера между созерцательным (эстетическим, художественным) и практическим (деятельностным) мировоззрением (М.С. Каган, Л.Н. Столович, B.C. Хазиев).
Рассмотрим следующие положения философско-культурологических наук, являющиеся теоретическим обоснованием нашего исследования:
Принцип диалектического единства общего и индивидуального обуславливает неразрывную связь и взаимодействие между формированием общечеловеческих ценностей и свойств личности, необходимых каждому человеку для жизнедеятельности в обществе, с одной стороны, и индивидуальными особенностями каждого ребенка (типом темперамента, способностями, чертами характера) с другой стороны.
Теоретические подходы к нравственно-эстетическому воспитанию детей 5-7 лет средствами детской игрушки
Нравственно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, жить и творить «по законам красоты».
Цель нравственно-эстетического воспитания - формирование цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, привычки общественно-ценного поведения (117, 152, 154, 162).
В нашем исследовании мы руководствовались следующими принципами воспитательного процесса: гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности ребенка, уважение его прав и свобод, ненасильственного формирования требуемых качеств, предъявление посильных и разумных требований); опора на положительное в ребенке (опираясь на положительное в ребенке, развивать другие, недостаточно сформированные качества личности); личностный подход (знание индивидуальных особенностей, взглядов, ценностных ориентации ребенка; учет половых различий; диагностика реального уровня сформированности личностных качеств; привлечение к посильной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности ребенка); принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями культуры, «открытость» различных культур, формирование познавательных интересов).
Одной из задач нашего исследования является синтез данных философских, искусствоведческих, психолого-педагогических наук по изучению детской игрушки.
В психолого-педагогической, искусствоведческой литературе представлены различные определения понятия «игрушка»: - «вещь, служащая для игры» (Толковый словарь русского языка/ СИ. Ожегов и другие); - «вид изобразительного искусства; специальный предмет, использующийся в детских играх, предназначенный для забавы, обучения, эстетического воспитания и развития» (Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь/Под ред. A.M. Кантора); - «великое изобретение культуры, призванное передавать накапливаемый практический опыт новым поколениям людей и подготавливать их к последующей собственной практической деятельности» (М.С. Каган); - «предметный мир игры, концентрирующий в себе эстетические начала игровой деятельности» (Л.Н. Столович); «жизненный нерв игры» (Е.А. Аркин); - «материальный центр игры» (А.С. Макаренко); - «специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типические свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним» (Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой); - «специально изготовленные предметы детских игр, одно из средств обеспечивания игровой деятельности» (Российская педагогическая энциклопедия. Т 1.).
Таким образом, данные определения рассматривают игрушку как вид искусства, атрибут игровой деятельности и как средство воспитания. Вместе с тем, на наш взгляд, детская игрушка обладает значительным духовно-нравственным потенциалом, который не находит отражения в указанных определениях.
Для решения задач нравственно-эстетического воспитания необходимо выявить духовно-нравственную сущность детской игрушки. Рассмотрим этико-эстетические категории, являющиеся ядром духовно-нравственной сущности детской игрушки.
В качестве основных понятий нами взяты этические и эстетические категории, доступные детям 5-7 лет. Это категории этики: добро, зло, благодеяние, честность, правдивость, верность, чуткость, бережливость, терпимость, сочувствие; категории эстетики: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, героическое.
Обращение к категориям эстетики позволяет раскрыть нравственную сущность детской игрушки. В классических традициях прекрасное и нравственное представлены как органическое целое: понятие «калокагатия» означает «прекрасное, хорошее, доброе». Взаимопроникновение относительно самостоятельных этических и эстетических понятий отражает ценностную установку, выработанную в процессе исторического развития общества: прекрасным является то, что нравственно, а нравственное не может быть признано таковым, если оно внутренне не связано с прекрасным.
Реализация интегративного подхода к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами игрушки
Анализ научной литературы выявил теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет средствами игрушки, позволяющие определить значение детской игрушки в формировании нравственно-эстетических понятий и воспитания этико-эстетических качеств личности ребенка.
Методологической основой нашего исследования являются: принципы природосообразности и культуросообразности воспитания; положение о роли предметной деятельности в развитии ребенка; теория сенсорного развития детей; теория игры; учение о роли искусства в духовном развитии личности; теория этического просвещения; теоретические положения о детском творчестве.
Интегративный подход, включающий в себя теоретические положения философско-культурологических, психолого-педагогических наук, позволяет выделить следующие аспекты проблемы детской игрушки: философский, педагогический, нравственно-эстетический, эмоционально-психологический.
Основные идеи отечественных и зарубежных исследователей, рассмотренные в первой главе, явились основополагающими при разработке экспериментальной части нашей диссертационной работы.
Теоретическое обоснование темы позволило предположить, что включение духовно-нравственной сущности детской игрушки в содержание нравственно-эстетического воспитания позволяет обогатить формы и методы нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников, что способствует развитию нравственно-эстетической воспитанности детей 5-7 лет.
Значительный духовно-нравственный потенциал детской игрушки и недостаточное осмысление и преломление этого потенциала в практической работе педагогов позволили сделать акцент на выявлении духовно-нравственной сущности игрушки в контексте нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников.
В первой главе нашего исследования было определено содержание, предложены формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей средствами детской игрушки.
В нашей работе мы отмечаем, что обращение к детской игрушке позволяет расширить содержание таких методов нравственно-эстетического воспитания как этическая беседа, этический диалог, эстетическая игра. Для повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания детей, нами предложено дополнить существующую классификацию методов нравственно-эстетического воспитания следующими методами: - изучение художественных образов детей с игрушками в произведениях искусства; - изучение примеров детских игрушек выдающихся людей.
Предложенной нами формой организации процесса нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников является специальное занятие, состоящее из трех взаимосвязанных блоков: I блок - «Общение с игрушкой», II блок - «Художественно-творческая деятельность», III блок - «Вербализация». Таким образом, ребенок осмысливает и закрепляет в деятельности свой эмоциональный опыт и полученные знания. Структура занятия рассмотрена во втором параграфе первой главы.
Необходимым компонентом процесса нравственно-эстетического воспитания является педагогическая диагностика и прогнозирование.
Регулярная диагностика обусловлена спецификой процесса нравственно-эстетического воспитания, которая заключается в его непрерывности, длительности и динамичности результатов педагогического воздействия. Все требования, предъявляемые ребенку со стороны общества, доступны и выполнимы. Данные требования определяются общественными отношениями и ценностными ориентациями, господствующими в обществе. Общая тенденция нравственно-эстетического развития личности ребенка проявляется во взаимоотношениях, возникающих в различных видах деятельности. Постоянная и своевременная диагностика и прогнозирование результатов позволяют вносить коррективы в процесс воспитания детей.
Для изучения уровня усвоения этико-эстетических понятий были определены основные критерии и показатели нравственно-эстетической воспитанности детей 5-7 лет.
Ряд исследований (28, 111, 131, 132) позволяют считать, что у детей 5-7 лет обобщенные нравственные требования могут функционировать в качестве внутренних требований ребенка к себе и другим. К 7 годам повышается устойчивость морального поведения. Простейшие формы. связанные с выполнением элементарных этических норм, приобретают тенденцию к закреплению. Вместе с тем, относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость, обусловливают восприимчивость как к позитивному, так и к негативному влиянию.
Результаты психолого-педагогических исследований (26, 72, 126) позволяют сделать вывод, что основные различия в характере этической направленности у разных детей проявляются не только в содержании, но и в том, насколько устойчива свойственная данному ребенку структура мотивов его поведения.
Научно-практические рекомендации по использованию игрушки в нравственно-эстетическом воспитании детей 5-7 лет
Для внедрения результатов нашего исследования необходимо обеспечить методическую и практическую подготовку педагогов к применению игрушки в процессе нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет.
«Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру... И вы, педагоги, обязаны уметь играть» (А.С. Макаренко).
Возраст 5-7 лет является «пограничным» между дошкольным и младшим школьным возрастом, когда актуализируется проблема готовности к обучению в школе, требующая сформированность мотивационной сферы, нравственных качеств, достаточного уровня самосознания и самоконтроля.
Вместе с тем серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка - сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. В частности, недооценивается значение игровой деятельности, в практике работы дошкольных учреждений используются «школьные» технологии, осуществляется искусственное форсирование развития ребенка, что, в конечном счете, сказывается на физическом и психическом здоровье детей.
Определить приоритеты в содержании образования на каждом возрастном этапе с учетом современной ситуации, обеспечить преемственность в развитии ребенка призвана Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (проект). Концепция определяет общие цели непрерывного образования: воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. Таким образом, приобщение детей к нравственным ценностям является приоритетным направлением в современной образовательной политике государства.
Азбукой воспитания считал В.А. Сухомлинский преодоление эмоционального невежества, воспитание «гармонии эмоциональных оценок». В гармонии эмоционального восприятия и эмоциональных оценок он видел самое главное - развитие способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на место другого.
Именно детская игрушка дает возможность педагогу без назидательности и нравоучений приобщать ребенка к этическим понятиям, способствовать формированию нравственных идеалов. Она сопровождает ребенка с рождения в течение целого десятилетия и больше. Через внешнюю красоту игрушки ребенок приобщается к красоте внутренней. Именно этим обусловлена необходимость тщательного отбора игрушек и, прежде всего, при оснащении детских образовательных учреждений.
Любому событию или поступку можно дать как эстетическую, так и этическую оценку: прекрасно то, что нравственно. Отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через установление ее нравственного содержания. Задача педагога - помочь ребенку пройти этот путь познания нравственности.
Предлагаемый спецкурс является реализацией теоретических положений нашей диссертационной работы, позволяющих методически грамотно осуществлять процесс нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников средствами детской игрушки.
Спецкурс предназначен для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, а также может быть использован в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (приложение 1).
Предлагаемый нами подход к нравственно-эстетическому воспитанию детей 5-7 лет средствами игрушки построен на следующих принципах: интеграции наук (психолого-педагогических дисциплин, философских наук, искусствоведения); учета индивидуальных и половых особенностей детей, возрастных особенностей детского восприятия; культуросообразности; природосообразности воспитания; системности; последовательности и наглядности.
Особенностью данного подхода является рассмотрение проблемы игрушки в нескольких аспектах: философском, педагогическом, эмоционально-психологическом, нравственно-эстетическом, что определяет отбор содержания, выбор форм и методов нравственно-эстетического воспитания детей 5-7 лет средствами детской игрушки.
Анализ историко-педагогической литературы, произведений искусства (в частности, портретной живописи и художественной литературы для детей), позволяет определить значение игрушки в жизни ребенка в разные периоды общественного развития.
Археологические и этнографические знания дают возможность будущим педагогам рассматривать игрушку в контексте исторического развития, поскольку история игрушки тесно переплетается с историей культуры.
Изучение игрушек народных промыслов позволит студентам педагогических учебных заведений расширить представление о мире и обществе. Развитие личности через художественное творчество необходимый компонент подготовки педагога-профессионала, способного отказаться от стереотипов профессиональной деятельности, умеющего создавать атмосферу вдохновения, творчества и радости.