Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы развития межличностных отношений в группе детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания 13
1.1. Эстетическое воспитание как основа аксиодинамического процесса развития личности ребенка 13
1.2. Научно-теоретическое обоснование межличностных отношений детей дошкольного возраста в современных педагогических концепциях и теориях 30
1.3. Художественно-эстетическая деятельность как педагогический феномен формирования межличностных отношений в группе детей 51
Выводы по первой главе 70
Глава II. Методика формирования межличностных отношений средствами эстетической социокультурной среды 73
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания . 73
2.2. Программа формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания («Ребенок в мире прекрасного») 88
2.3. Практико-исследовательский подход к формированию межличностных отношений старших дошкольников в процессе эстетического воспитания (результаты опытно- экспериментального исследования) 96
Выводы по второй главе 111
Заключение 113
Список литературы 116
Приложение
- Эстетическое воспитание как основа аксиодинамического процесса развития личности ребенка
- Научно-теоретическое обоснование межличностных отношений детей дошкольного возраста в современных педагогических концепциях и теориях
- Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания
- Программа формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания («Ребенок в мире прекрасного»)
Введение к работе
Актуальность исследования. Период от рождения ребенка до поступления его в школу признается учеными как наиболее важный в первоначальном формировании тех сущностных качеств, которые определяют успешность становления индивида как личности. Свои когнитивные карты реальности - субъективный образ мира - человек строит исходя из собственного опыта, имеющихся знаний и привычных способов деятельности. Именно межличностные отношения, формирующиеся в дошкольном возрасте, во многом определяют результат адаптации человека к миру, возможность его жизнедеятельности в конкретном континууме. В их становлении особая роль принадлежит искусству, способствующему развитию их духовно-ценностной структуры, эстетическому отношению к действительности, обогащающему мир эмоций и чувств ребенка, что подтверждается обширным опытом использования средств искусства в воспитании детей 5-7 лет, накопленным на протяжении всей истории философско-педагогической мысли.
О важности эстетического воспитания для развития личности свидетельствуют широко употребляемые в научных источниках понятия: «эстетическое развитие», «эстетическая активность», «эстетическое поведение», «эстетические чувства», «эстетические ценности», «эстетическая функция литературы и искусства», «эстетический феномен искусства», «эстетические свойства художественных произведений» (В.Н. Липский, Б.Т. Лихачев, Д.Ф. Марков, А.Н. Семашко, Л.Н. Столович).
Как действенное средство формирования личности, эстетическое воспитание рассматривается в работах А.И. Бурого, М.В. Бусол, В.Г. Бутенко, И.Ф. Гончарова, Н.В. Колосовой, Т.С. Комарова, М.С Кагана, Н.И. Киященко, НЛ. Лейзерова, В.Н. Липского, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова, ЕЛ. Поспелова, Г.П. Прасоловой, В.А. Салеева, Б.В. Сафронова, А.Н. Семашко, Л.Н. Столовича, А.В. Толстых, Т.Н. Тара-новой, Г.П. Шевченко и других ученых, которые видят в эстетическом воспитании большие возможности для формирования адекватных межличностных отношений. Роль средств искусства в процессе обучения и воспитания исследуется в трудах Л.С. Выготского, Н.К. Карповой, ВТ. Кисунько, О.П. Котиковой, И.С. Левшиной, А.А. Салиева, Б.В. Сафронова, В.И. Толстых, P.M. Чумичевой, ТВ. Шуртаковой и других.
Необходимой методологической основой для понимания процесса межличностного взаимодействия детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания являются концепции, разработанные А.Г Асмоло-
вым, Б.Г. Ананьевым, В.А. Крутецким, Б.Т.Лихачевым, В. Н. Мяси-щевым, Б.Ф. Ломовым, А.Е. Личко, Г.К. Ушаковым, Б.М.Тепловым, С. Л. Рубинштейном, К. Роджерсом и другими исследователями, а также философско-психологическая концепция триединства личности. Проблема эстетического воспитания личности средствами художественного творчества является объектом изучения ряда современных ученых: С.А. Аничкина, Н.А. Ветлугиной, B.C. Кузина, Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского, В.А. Разумного. Многие диссертационные исследования, посвящены формированию эстетических чувств дошкольников 5-7 лет средствами народно-декоративного изобразительного искусства (А.Б. Бакушинский, И.А. Богуславская, В.М. Василенко, Т.С. Комарова, ИА. Малашихина, МЛ. Некрасова, Г.М. Родина, А.Б. Салтыкова, Н.В. Черкасова, P.M. Чумичева и др.).
Вместе с тем, ряд актуальных вопросов, связанных с формированием межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания, изучен недостаточно: нет четкости в определении структуры межличностных отношений, составляющих основу эстетического воспитания личности дошкольника; не определено влияние эстетической культуры на межличностные взаимодействия детей в группе. В результате воспитательная работа в системе дошкольного образования нередко строится без учета важных психолого-педагогических условий, требующих сочетания различных эстетических форм развития личности.
Таким образом, выявляются противоречия: между современными требованиями к уровню эстетической культуры личности - и готовностью педагогов к проектированию межличностных отношений в группе детей; сложившейся практикой дошкольного образования - и воспитанием, в котором эстетическое развитие оказывается оторванным от свободного выбора межличностных отношений в среде дошкольников; потребностью общества в возрождении различных культур, влияющих на формирование эстетически развитой личности, - и культурой взаимоотношений в группе сверстников; необходимостью формирования базовой нравственной и эстетической культуры детей 5-7 лет - и реальным уровнем программно-методического обеспечения воспитательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей.
Учитывая актуальность и недостаточную изученность вопроса, выбрана тема исследования «Формирование межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания», проблема которого сформулирована следующим образом: какие педагогические условия
обеспечивают формирование межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей 5-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе их эстетического воспитания будет эффективным, если:
- воспитательный процесс строится с учетом результатов теоретико-
методологического анализа эстетического воспитания личности ребен
ка в генезисе научно-педагогических исследований;
- обоснованы концептуальные положения организации процесса
формирования межличностных отношений в группе детей 5-7 лет;
соблюдаются педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания;
процесс эстетического воспитания строится в соответствии с программой формирования межличностных отношений детей 5-7 лет «Ребенок в мире прекрасного».
В соответствии с целью, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания, определить характерные особенности данного процесса.
Выявить педагогические условия, способствующие эффективности формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания.
Разработать программу формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания («Ребенок в мире прекрасного»),
Проанализировать результаты внедрения разработанной программы.
Методологическую основу исследования составили: теория синтеза элементов различных образовательных парадигм (М.В. Богуславский, Д.А. Иванова, Т. Кун, Г.Б. Корнетов); исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений; основные положения эстетики
как составной части воспитания (Ю. Борев, Н.Ф. Пучило, Н.П. Кряжева. М. Лившиц, А.Ф. Лосев, В.Н. Самохин, Е.В. Шевцов, П.М. Якобсон); аксиологический подход, отражающий закономерности формирования ценностных ориентации личности (Р.Х. Баталов, М.М. Бахтерев, Е.В. Волкова, Л.А. Зеленов, Г.И. Куликов, А. Моль, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн); теории эстетического воспитания дошкольников (Е.А. Флерина, Н.Ф. Сорокина, Е.О. Смирнова, И.П. Сакулина, Д.Б. Элько-нин, А.В. Венгер, Л. С. Цветкова, P.M. Чумичева, Т. С. Комарова, И.А. Малашихина); исследование особенностей отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте (А.Н. Веракса, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, Г.Е. Иванова, Н.М. Яковлев, Н.Н. Поддъяков); фактологические данные различных модификаций социометрических измерений в группах дошкольников (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломенский, Т.А. Репина, А.И. Аржанова, Е.И. Рзаева, РА. Иванкова, РБ. Стер-кина, Т.В. Антонова).
Теоретической основой исследования являются труды отечественных психологов и педагогов, развивающих идеи и концепции эстетического воспитания дошкольников средствами искусства (Н. А. Ветлугина, А.Н. Зимина, И.А. Дзержинская, Т.Н. Доронова, ТС. Комарова, О.П. Ра-дынова, Е.А. Флёрина и др.); идеи интегративно-деятельностного подхода в теории и методике эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Н.И. Киященко, НЛ. Лейзеров, Д.Н. Джол, М.С Каган и др.); положение о роли субъект-субъектных отношений педагогов и детей, сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, В.А. Петровский и др.); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева и др.); теории культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СА. Рубинштейн и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме, систематизация психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение результатов научно-исследовательских работ); эмпирические (пракси-метрический метод, наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование, эксперимент); статистические (количественная и качественная обработка эмпирических материалов, математические методы обра-
ботки полученных данных, педагогическое измерение, множественное сравнение, ранжирование, метод экспертных оценок).
Экспериментальная база и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе государственных дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края: МДОУ ЦРР №1 д/с «Улыбка», Центр развития ребенка д/с №43 «Эрудит» г. Ставрополя, МДОУ д/с комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Георгиев-ска, МДОУ д/с №2 «Юный эколог», МДОУ д/с №12 «Ивушка» Курского района, МДОУ ЦРР д/с № 65 «Улыбка» г. Ставрополя. В исследовании принимали участие дети 5-7 лет и их родители. Общее количество респондентов 470 человек.
Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет.
На первом этапе (2005-2006 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, накапливался эмпирический опыт в области формирования межличностных отношений средствами эстетического воспитания. Полученный материал позволил определить цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, разработать теоретическую модель и программу ее реализации.
На втором этапе (2006-2008 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования, систематизировались полученные данные. Разработана и реализована в формирующем эксперименте программа формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) проводился контрольный срез, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, подводились итоги исследования, оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования: раскрыта сущность формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста средствами интегрированных форм эстетического воспитания (музыкально-художественная, литературно-образная деятельность, народное декоративно-прикладное искусство); разработаны педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания (действенность, последовательность, непрерывность организации воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей через взаимодействие с семьей и груп-
пой сверстников; комплексность и практическая координация форм и средств эстетического воспитания в процессе организации занятий; единство принципов эстетического воспитания и самодеятельности детей в процессе групповой деятельности; учет общего психического развития ребенка старшего дошкольного возраста); научно обоснована эффективность разработанной программы развития культуры межличностных отношений дошкольников «Ребенок в мире прекрасного».
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности понятий «эстетическое воспитание», «межличностные отношения», «эстетическая культура», «межличностные социальные коммуникации» и определении их феноменологических характеристик; обосновании эстетического воспитания как основы аксиодинамического процесса развития личности ребенка; выявлении и развитии представлений о межличностных отношениях детей дошкольного возраста в процессе их художественно-эстетической деятельности в современных педагогических концепциях и теориях.
Практическая значимость исследования определяется результатами экспериментальной проверки педагогических условий формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания; разработкой программы формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания («Ребенок в мире прекрасного»), предусматривающей работу с воспитателями, детьми и родителями. Данная программа вводит ребенка в сложный мир межличностных отношений, помогающих ему пережить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах окружающих его людей.
Представленный в диссертации теоретический и экспериментальный материал может быть использован при конструировании содержания дошкольного образования в российских образовательных учреждениях и новаторских поисках членов экспериментальных групп; инновационной деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений; при проведении лекционных и семинарских занятий по дошкольной педагогике, педагогике, методике воспитания для студентов педагогических вузов; системе повышения квалификации работников образования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечены методологической выверенностью исходных теоре-
тических позиций, применением разнообразных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования, репрезентативностью экспериментальной базы.
Основные положения, выносимые на защиту.
Межличностные отношения в группе детей 5-7 лет необходимо рассматривать как в статике (в том виде, в котором они сформированы на момент изучения), так и в динамике (то есть в процессе развития, учитывая возрастные особенности); межличностные отношения в данной группе, формирующиеся в зависимости от социальной ситуации поведения, представленной в диаде «воспитатель-ребенок» и «ребенок-ребенок», могут быть относительно устойчивы в процессе развития.
Формирование межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания представляет собой комплексное системное воздействие взрослых на личность ребенка средствами художественно-эстетической культуры с целью развития умений проявлять позитивные качества личности в общении друг с другом, и происходит через реализацию специальных программ (программа развития «Ребенок в мире прекрасного»),
Педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в эстетической социокультурной среде являются: действенность, последовательность, непрерывность организации воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей через взаимодействие с семьей и группой сверстников; комплексность и практическая координация форм и средств эстетического воспитания в процессе организации занятий; единство принципов эстетического воспитания и самодеятельности детей в процессе групповой деятельности; учет уровня общего психического развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Модель формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в эстетической социокультурной среде должна быть представлена как органичное единство трех блоков: развитие культуры общения воспитателя с детьми средствами эстетического воспитания (блок I); формирование межличностных отношений детей в эстетической среде (основной блок, блок II); развитие у родителей представлений о роли и влиянии эстетического воспитания на межличностные отношения детей (блок III).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на
заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, а также на научных конференциях различного уровня: международных (г. Ставрополь, 2005,2006, 2008; г. Тамбов, 2007; г. Карачаевск, 2007; г. Камбоджа-Паттая, 2008), всероссийских (г. Карачаевск, 2005; г. Ставрополь, 2007, 2006, 2009; г. Магнитогорск, 2007).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (269 наименований) и приложения.
Эстетическое воспитание как основа аксиодинамического процесса развития личности ребенка
В течение многовекового историко-педагогического процесса эстетическое воспитание рассматривалось в контексте «реализации сущностных сил человека в многообразии форм его социального бытия» как важный фактор развития личности. [119,с.42]
90-е годы стали знаменательной вехой в развитии идей и практики воспитания эстетической культуры народа. Из дела довольно узкого круга специалистов оно переросло в деятельность универсальную как по охвату широких слоев населения, так и по разнообразию вовлекаемых в воспитательную работу видов искусства, и осознается сегодня в качестве самостоятельной функции культуры, наряду с охраной памятников, созданием новых художественных ценностей, пропагандой «недосягаемых образцов» искусства прошлого и настоящего, организацией досуга и формированием художественно-благоустроенной среды.
О большом значении, которое придается воспитанию эстетической культуры в настоящее время, свидетельствует включение его проблем в новую редакцию проблемы, в основе которой лежит идея универсализации задач общества по эстетическому воспитанию, наблюдаемое в последнем столетии усиление социальных функций культуры, чему в немалой степени способствовали развитие систем обслуживания и массовых коммуникаций, необратимые перестройки в повседневной жизни и деятельности человека, в образе окружающей его жизненной среды [44]. Проявление этих процессов в культуре часто осознавалось как кризис гуманистических ценностей традиционной народной и классической «профессионализированной» культуры. Суть его усматривалась в размывании авторитета традиционного и классического образа человека; в умалении значения той достигнутой в истории духовной развитости, память о которой хранится в искусстве; в утрате ясного и отчетливого осознания тех духовных ценностей, которые придавали человеческой жизни доступную ей оправданность и завершенность.
Эстетическое воспитание - в его нынешней всенародной форме является деятельностью, призванной поддерживать и обеспечивать культивирование ценностей как на уровне личностных убеждений и предпочтений, так и на уровне поведенческого осуществления в различных областях жизни и культуры. Различные ценностные составляющие этого идеала (творческое отношение к жизни; признание ее внутренней осмысленности и ценностной оправданности; широта и открытость мировоззрения; художественно-нравственная или, иначе говоря, духовная развитость; уважение к духовному наследию своей и чужих культур) стали осознаваться как практически достижимые цели художественно-воспитательной работа принятие которых должно лечь в основу опенки социальной эффективности эстетического воспитания.
Весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, то есть эстетическую значимость, являются сферой эстетического освоения мира ребенком. Исходя из данной позиции эстетическое воспитание - это процесс, формирующий способность ребенка осваивать общечеловеческие ценности через восприятие и оценку, развивающий эстетическое отношение к миру и духовному, творческую деятельность ребенка по законам красоты.
Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача воспитания творческой активности детей, от уровня которой зависит их жизнедеятельность и гармоничность развития, в том числе и эстетического.
Эстетическое воспитание должно быть направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая интеллектуальную, эмоциональную, волевую ценностно-ориентирующую ее стороны. Изучение работ Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, И.А.Дзержинской, Т.С.Комаровой, Е.А.Флёрина, Д.Б.Кабалевского, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Б.П.Юсова и др. позволило нам установить, что современная педагогическая практика требует обновления содержания и технологий эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Личностно-ориентированный и социокультурный подходы дают возможность переосмысления данного направления педагогического процесса и определения его значимости в настоящее время.
Общественная значимость процесса эстетического воспитания заключается в ориентации на общечеловеческие ценности, на осознание их приоритетной значимости. Главные показатели эстетической воспитанности ребенка - его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразный с высоким вкусом.
Оптимальным результатом эстетического воспитания ребенка является сформированность ценностей и гармоничной, самоценной и социально-ценной, творчески активной личности, обладающей индивидуальной эстетической культурой, что позволит ему в будущем жить гуманной жизнью, действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо.
Осознанным отношением к синкретизму познания окружающего мира и его художественного восприятия отмечены цивилизации Древнего Востока. При этом нерасчлененность религиозного, нравственного, эстетического сознания народа предопределила функции искусства как инструмента воспитания [63]. В Китае во 2-3-м тыс. до н. э. существовала традиция обучения эстетическим ориентирам в природе, труде, ремеслах, языке, правилах общения. Особое значение, как в общении, так и обучении, придавалось обрядам и церемониям, наблюдениям над «разнообразием в природе». Свойственные художественно-эстетическому наследию Китая глубина, сдержанность, эмоциональность, стремление передать жизнь природы и человека в их своеобразии и множестве проявлений влияют на направленность эстетического воспитания в современных учебных заведениях.
Древняя и самобытная культура питает традиции эстетического воспитания в Индии. В древнеиндийских учениях особое значение имели тесная связь человека с миром природы и развитие ощущений, сил и способностей души. В индийской эстетике уже с начала нашей эры в связи с творчеством и восприятием художественных произведений развивалось учение о вкусе, о проявлении внутренних состояний во внешних чертах и действиях, об эстетическом чувстве.
Основные тенденции развития теории и практики эстетического воспитания в европейской культуре и образовании уходят корнями в период античности. От него идет вся идея воспитания современного человека, характеризуемая триединством истины, добра, красоты. Оно же указывает на единое происхождение наук — философии, этики, эстетики. Педагогика опиралась на эту триаду со своего зарождения. Фундаментальные исследования по истории эстетической мысли, проведенные А.Ф. Лосевым, привели к выводу об универсальности понятия «выразительное», включающее в себя все стороны эстетического [144].
Научно-теоретическое обоснование межличностных отношений детей дошкольного возраста в современных педагогических концепциях и теориях
Проблема общения и взаимодействия является одной из наиболее разрабатываемых в дидактических исследованиях. Об этом пишет М.Хайдеггер: «Сотворчество, сопонимание, соосмысление, сооценка - вот пути подлинного образования, в котором личность учащегося открыта пространству жизненных смыслов и деятельности, сопричастна их созиданию, и которое принципиально отлично от ориентированного образования, рассматривающего обучаемого в качестве строго регламентируемого, программируемого и манипулируемого объекта отождествляет процессы обучения и взаимодействия. Как показывают исследования, модели современного учебного процесса разрабатываются таким образом, чтобы перенести акценты на общение, чтобы повысить вероятность переживания личного успеха ребенка» [247, с. 187].
Общение в отечественной науке признается важнейшим условием и средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных отношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.
Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Общефилософская теория общения рассматривается в работах Л.П. Буева, М.С. Кагана, П.Е. Кряжевой, В.И. Соковнина и др.[124]. В работах Л.М. Архангельского, И.С. Кона и других осуществляется социологический подход к исследованию проблем общения[182]. В общей и социальной психологии общение изучается как социальный механизм взаимодействия людей друг с другом, выявляются его психологические функции (А.А.Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Лихачев Б.Т и др.)[115; 137; 139; 144]. В педагогике проблема общения отражена в работах Л.В. Мудрика, Н.А. Березовина, В.А. Кан-Калика и др.[93; 156].
Наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи при этом подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Так, в работах О.А. Ахвердова отмечает, что «деятельность и общение - две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого процесса жизни» [16, с. 155].
Как известно, межличностные отношения - есть одна из форм выражения социальной культуры общения, детерминируемая системой условий жизни людей. В этой связи можно указать на то, что межличностные отношения обладают рядом признаков социальной культуры [16].
Обладая многими признаками социальной культуры, межличностные отношения в то же время имеют и признаки коммуникативных процессов. В определении межличностных коммуникаций важны два момента: процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей и сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного субъекта к другому.
Отсюда межличностные социальные коммуникации - это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним мы относим прежде всего общение, межличностные отношения и взаимодействия - как внутригрупповые, так и межгрупповые.
В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить следующие уровни межличностных взаимодействий: социально-ролевой и эмоционально-ролевой. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Эмоционально-ролевой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности.
Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства «форматирования» общения. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения [31, с. 114].
В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э. Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместную деятельность как межличностное взаимодействие [24].
Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному [72, с.86].
М.С. Каган считает, что коммуникативная деятельность, или социальные межличностные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности - игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной [71]. Л.В. Мудрик из с позиции педагогики из всего многообразия социальных коммуникаций выделяет свободное общение как особый вид деятельности [156]. А.А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности не самостоятельной [137]. Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов» [144]. Г.М. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват [9]. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.
Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания
Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. Когда человек поглощен такого рода активностью, то его мозг действует гораздо более интенсивно, чем во время своей обычной деятельности. Представление, что видение или слушание основывается только на отборе информации, доставляемой органами чувств, неадекватно реальности. Вся перцептивная активность основана на конструировании образов при использовании немногочисленных данных, доставляемых органами чувств. Произведения искусства - это символы непрестанной творческой деятельности человека. Он получает ключ к пониманию произведений искусства, когда осознает, что мозг сам постоянно оперирует символами, так как произведения искусства представляют собой символы, выраженные словами, звуками музыки и т. п., которые неким способом корреспондируют с кодом символики человеческого мозга. Этот код является частично врожденным, частично обусловленным культурой, поэтому некоторые реакции на произведения искусства оказываются непосредственными и общими, однако в целом они предполагают знание кода, которым пользуется художник, т. е. код и символика художника должны сочетаться с тем, что происходит в мозгу зрителя, слушателя и т. п. Символы живописи, литературного произведения, музыки и др. являются символами потому, что они вызывают интерес у реципиента вследствие их связи с программами мозга, отвечающими за реализацию эмоциональных потребностей в процессе межличностного общения [46, с. 12].
Педагогические условия формирования межличностных отношений средствами эстетической социокультурной среды являются комплексирования в педагогической работе с детьми, по меньшей мере, в трех аспектах: живопись, музыка и литература.
Первым педагогическим условием является действенность, последовательность, непрерывность организации воспитательного процесса по развитию творческих способностей детей (воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости, потребности в творчестве и общении с окружающим социумом) через взаимодействие с семьей и группой сверстников.
Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином художественном произведении авторский замысел, включающий в себя отношение художника к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно владеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни, в частности межличностным отношениям. Иначе говоря, творческое развитие должно рассматриваться как процесс, предполагающий тесную взаимосвязь между восприятием и деятельностью. Для восприятия произведения искусства того или иного вида требуется использование целого комплекса возможностей ребенка: интеллектуальных, чувственно-эмоциональных, волевых, духовных, умениям сопереживать и помогать другим. В процессе активной творческой деятельности происходит «действенное преобразование» полученных знаний и эмоций в продукт собственного творчества ребенка, быстрое развитие его способностей. Чем разностороннее мир эмоций и чувств ребенка, тем большую гамму мира он может воспринять своими чувствами в процессе общения, формируя тем самым благоприятные межличностные отношения между детьми. Опираясь на исследования Ашикова В., следует отметить, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности как структурный компонент творческого потенциала ребенка, углубляются эмоции и положительно влияет на межличностные отношения в группе [181, с. 66].
В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме[67; 80]. Как был отмечено, в процессе формирования и развития у детей художественно-эстетического отношения к искусству главным является - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время необходимо уделять внимание практической деятельности детей, так как именно в ней, через приобретаемые умения, навыки и способность самостоятельно их использовать ребенок постигает самого себя в активном процессе саморазвития [128, с. 50]. Например, при проведении занятий по изобразительному искусству в коллективных играх и групповых занятиях необходимо обогащать и уточнять детские представления о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь - накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира. Начальный период изобразительной деятельности детей должен характеризоваться «действенным» отношением к изображению и к окружающим вещам. Вследствие этого дети проявляют особый интерес к тому, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как действует, какую роль выполняет в реальном мире. Рисунок дошкольника -почти всегда изображение события, а также отражение роли самого ребенка в этом событии - как наблюдателя или как действующего лица. «Действенность», непосредственный динамизм характерны также для выбора и использования детьми художественных материалов. Поэтому, с одной стороны, существенное место на занятиях должно быть отведено непосредственному обращению детей к элементам действительности (ветки, листья, цветы, разнообразные предметы обихода), с другой стороны, -процессу взаимодействия детей в группе во время занятия или игры. Давая выход творческим возможностям ребенка, необходимо одновременно готовить его к тому, чтобы сделать очередной шаг, подняться на более высокую ступень. Иначе в творчестве ребенка неизбежно возникает повторение форм, сюжетов (стереотип). Только в изобразительной деятельности и на ее основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты; применение интересных и разнообразных форм работы, разных художественных материалов, новых приемов технического исполнения; формирование и развитие у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелости рук, послушности их зрительному представлению; постепенное подведение ребенка к передаче пространственных явлений в изображаемом объекте. В силу особенностей своего мышления дети этого возраста проще осваивают в пространственных видах работы вопросы цвета, формы, отношения величин [35, с.ЗЗ].
Программа формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания («Ребенок в мире прекрасного»)
Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
В последние годы происходит реформирование системы образования, появляется все больше детских садов с прогимназическими кассами, центров образования, в которых есть дошкольные группы, и др. Изданы и рекомендованы Министерством образованием новые программы (программа «Детство», разработанная кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного института им. А.И. Герцена, «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой, «Я - Человек» С.Я. Козловой и др.), имеющие эстетическую направленность, содержащие оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию межличностных отношений в группе детей средствами эстетического воспитания. Согласованное функционирование этих двух сфер (межличностных отношений и эстетического воспитания), способно обеспечить всестороннее развитие личности.
С этой целью нами была разработана модель развития личности дошкольника, на основании которой в дальнейшем составлена программа «Ребенок в мире прекрасного» (рис. 3).
В основу модели легли положения теории художественно-эстетического воспитания ребенка, о необходимости использования в соответствии с возрастом, разнообразных форм детских занятий и развлечений. Чем больше процесс межличностного взаимодействия связан с эстетическим переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Значимость родителей и воспитателей проявляется в том, что они выступают для дошкольника носителями социальных стандартов поведения и системы ценностей. Средства, образующие основу представленной нами модели, выражены в следующих сферах эстетической деятельности: практической сфере (труд, быт, взаимоотношения, коллективная деятельность), сфере художественного восприятия (творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность) и потребностно-мотивационной сфере (упражнения и игры на развитие сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять, эмоционального переживания).
В процессе роста ребенка изменяются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Существенную роль в развитии межличностных отношений посредством эстетического воспитания играют эмоции. Поэтому при разработки программы нами были предложены следующие составляющие эмоциональной характеристики ребенка, которые стали основой содержания тематических блоков программы: адекватные реакции на различные явления окружающей действительности; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других детей; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. На занятиях дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом других детей, а также с культурными наследием человечества. Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка и отражает важность отношения его к самому себе. Три взаимосвязанные линии развития ребенка (чувств, познания, творчества) пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа рассчитана на 30 часов, из расчета 45 минут - одно занятие. Программа реализована в 2008-2009 учебном году, встречи с детьми и родителями проходили с частотой 1-2 раза в месяц, в зависимости от объема учебно-воспитательной нагрузки детей.
В структуре программы три тематических блока: первый блок - работа с воспитателями; второй блок (основной) - работа с детьми, третий блок -работа с родителями.
Первый блок направлен развитие культуры общения с детьми средствами эстетического воспитания. Блок предполагает следующие формы работы: беседу («Общение — это искусство», «Психологические речевые настройки ребенка», «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей», «Роль искусства в жизни ребенка»); консультацию («Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни», «Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний о социальном мире (на основе программы «Мой мир» С.А. Козловой», «Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества ребенка»); тренинг.
Тренинг направлен на формирование групповой сплоченности, которая достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений - эмоциональном, ценностном, поведенческом. Групповое единство возникает как синтез эмоциональных переживаний, ценностных отношений, совместных действий членов группы, что обусловливается качественно новым уровнем взаимоотношений в группе - групповой сплоченностью. Основным предметом формирования единства выступает совместная деятельность участников в процессе тренинга, предполагающая активность, свободу в творческом самовыражении, снижение защитных механизмов, атмосферу доверия и эмоциональной близости. Программа тренинга содержит 4 группы мероприятий (4 блока), выделенных в соответствии с их воздействием на определенную сферу группового единства. Первый блок направлен на знакомство участников. Ко второму блоку относятся тренинговые процедуры, направленные на формирование единства участников в эмоциональной сфере, на формирование доверия участников друг к другу. Их назначение - снять эмоциональное напряжение членов группы и улучшить их настроение; развить эмпатию, сопереживание, сформировать эмоционально-положительное отношение между членами группы.
К третьему блоку отнесены тренинговые процедуры, направленные на формирование единства участников в сфере ценностных ориентации. Их назначение - ослабить или изменить определенные стереотипы мышления; согласовать представления членов группы о целях и задачах тренинга; способствовать формированию общегрупповых ценностей.
К четвертому блоку отнесены тренинговые процедуры, направленные на формирование единства участников в поведенческой сфере; их назначение - сформировать согласованность действий участников тренинга в решении групповых задач, развить сотрудничество, взаимопомощь в совместной творческой деятельности. Подробное содержание приведено в приложении 1.