Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Будищева Наталия Николаевна

Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики
<
Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Будищева Наталия Николаевна. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1998 191 c. РГБ ОД, 61:99-13/187-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы эстети- ческого воспитания учащихся на уроках средствами учебного предмета .

1.1. Сущность и задачи эстетического воспитания в современной школе

1.2. Математические основы эстетики

1.3. Основные направления в системе работы вчителя математики по эстетическом}' воспитанию учащихся

ГЛАВА II. Экспериментальные материалы по эстетическому воспитанию учащихся на уроках средствами учебного предмета — математики

2.1. Поисково-констатирующий этап эксперимента: наблюдения, выводы, результаты, проблемы

2.2. Формирующий этап эксперимента: итоги, перспективы Основные результаты и выводы исследования .

Список использованной литературы рисунки

Приложения

Таблицы

Введение к работе

Перемены, происходящие за последние десятилетия в политической, общественной жизни нашей страны, существенным образом повлияли на процесс образования и развития учащихся школ, привели к необходимости разработки новых подходов к организации воспитательной работы, создания новых систем воспитания личности и ее всестороннего развития. И в настоящее время идут бесконечные поиски в каждой школе, каждым учителем оптимальных вариантов работы с детьми.

Советская система воспитания, наряду с формализмом, излишней политизацией, имела определенные достижения в различных направлениях воспитательной работы с детьми разных возрастов. Эти достижения сейчас находятся на неопределенном уровне, отношения к ним неоднозначные,- и во многом этим объясняется падение общекультурного уровня молодежи, процветание безнравственности, эгоизма, неуважения к личности. В школах исчезли общественные объединения учащихся: октнбрят-ские, пионерские, комсомольские организации, но дети наши все равно общаются, объединяются по своим интересам, общим идеям, целям. Без педагогического внимания и руководства эти объединения очень часто превращаются в криминогенные группы, с которыми школа, как правило, не справляется.

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла своего существования и своего места в мире, приводит к возрастанию ценности эстетических категорий, к все большему обращению к истокам народной мудрости, опыту и достижениям многих поколений. И среди разных путей решения проблем воспитания многие педагогические коллективы выбирают путь приобщения детей к миру прекрасного, к миру общечеловеческих ценностей, духовных и нравственных традиций народа.

В материалах Коллегии Министерства образования России (N 11/1 от 24 мая 1995 г.) отмечается, что "... эстетическое начало пронизывает все стороны жизни детей. Одно из важнейших мест в нем занимают средства искусства. Оно строится на основе ряда концепций (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, В.С.Кузин, Т.Я.Шпикалева, Ю.Б.Алиев, Т.С.Комарова, Л.М.Предтеченская и др.), которые оказали положительное влияние на развитие этого процесса в последние годы".

Проблемы эстетического воспитания отражены в трудах различных исследователей (П.П.Блонский, Б.Т.Лихачев, Б.Г.Лукьянов, Н.Н.Ростовцев, М.Н.Скаткин. В.А.Сухомлинский, С.Т.ГЦацкий), содержание и формы эстетического воспитания исследовались в диссертационных работах А.В.Гриневой, О.А.Ковалевой, В.Ф.Мартыновой, К.Г.Рейнер, Е.В.Сковина, В.Н.Соболева, Д.Г.Чембулат и многих других.

В итоге, отечественными учеными, педагогами, методистами исследованы и разработаны многие вопросы, аспекты зарождения и дальнейшего развития эстетических чувств, выявлена роль эстетических чувств, эстетических оценок в умственном воспитании и в общем психическом развитии ребенка, обосновано важное значение искусства в процессе воспитания эстетических чувств, эмоционально-чувственных реакций у школьников. Особый вклад в разработку этих вопросов внесли психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, Б.Г.Ананьев и др.

К сожалению, результаты научных исследований и накопленный опыт формирования эстетических чувств у детей недостаточно используются и не находят должного применения ни в теории, ни в практике эстетического воспитания подрастающего поколения. Итогом такого положения является то, что до последнего времени не решены многие проблемы эстетического воспитания средствами учебных предметов естественно-научного цикла.

Так, до настоящего времени наиболее раскрыты особенности и закономерности развития эстетических чувств, психолого-педагогические условия их успешного формирования средствами учебных предметов художественно-гуманитарного цикла. В качестве примера можно указать докторские диссертации Г.П.Шевченко "Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков", Киев, 1996 г.; Л.А.Ходяковой "Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории", М., 1992 г.; кандидатские диссертации — Т.Н.Ивановой "Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изо. литература, музыка)". М.. 1995 г.; К.П.Ильенко "Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интеграции курса предметов искусств", М., 1996 и многие другие.

В то же время в условиях гуманизации системы образования и воспитания молодежи настоятельно требуется разработка проблем теории и методики эстетического воспитания средствами всех учебных предметов, в том числе математики.

Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершен-ством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся.

Вопросы эстетического воздействия на чувства школьников изредка привлекают внимание математиков-методистов, и в методической литературе публикуются отдельные интересные мысли и находки, никем не обобщенные и не систематизированные. Вместе с тем, опыт автора и многих учителей математики России и Республики Саха (Якутия) убеждает в том, что эстетический элемент в математике — реальная вещь. В целях воспитания интереса к предмету, повышения эффективности обучения творчески работающие учителя, часто интуитивно, реализиуют в практической деятельности мысль К.Д.Ушинского о том, что каждая наука имеет "более или менее эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник".

На наличие эстетического элемента в математике указывали известные математики-теоретики: С.В.Ковалевская, А.Эйнштейн, Н.Винер, А.Н.Колмогоров и многие другие. Математики-учителя в практической своей деятельности по преподаванию математики находят и в гой или иной степени используют источники эстетического воздействия своего предмета. Примеры этого мы встречаем в опыте работы таких известных в России учителей, как В.Ф.Шаталов (Украина), Р.Г.Хазанкин (Башкирия), А.А.Окунев (Санкт-Петербург) и многих учителей Республики Саха (Якутия).

Проблемой, возникающей перед учителем, является выявление эсте-тического элемента в математике и изучение возможностей включения его в процесс обучения. К сожалению, систематического освещения эта проблема в отечественной литературе не имеет. В имеющихся источниках мы можем встретить отдельные идеи, разработки исследователей, учителей-практиков, таких как, В.Г.Болтянского, Л.А.Минасян, В.Л.Минковско-го, В.А.Оганесян, Н.Л.Рощиной, А.Н.Щирякова и др., которые учитель может использовать в качестве эпизодов, цитат, афоризмов, лозунгов.

Настольной книгой для учителя служит работа И.Г.Зенкевич "Эстетика урока математики". Именно в ней приводятся слова Г.Харди: "Математик так же, как художник или поэт создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей... Узоры математика так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи так же, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики". Наряду с этим нередки и устные, и печатные мнения о том, что математика сухая, бесплодная наука, что трудно проявить

фантазию, найти красоту в том, что было сформулировано, открыто, доказано много веков назад и ежегодно повторяется на уроках на протяжении этих веков.

Все выше сказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования — "Педагогические основы эстетического воспитания уча-щихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики", посвященного восполнению имеющихся пробелов в педагогической HavKe.

Рассматривая в качестве объекта исследования процесс эстетического воспитания на уроках средствами учебных предметов, мы выделили предметом исследования педагогическое руководство (педагогические направления, пути, средства) эстетическим воспитанием учащихся LIS кол Республики Саха (Якутия) в процессе обучения математике.

Отсюда проблема исследования: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка педагогических основ эстетического воспитания учащихся 5-11 классов на уроках математики. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выявление и обоснование роли и места школьного курса математики в системе эстетического воспитания; создание и экспериментальная проверка специальной системы, разработанной на основе современных научно-теоретических положений педагогики и методики, организационно-педагогического руководства обеспечивают не только высокий уровень обученное™ учащихся по математике, но и развитие личности в целом.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Выявить сущность эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

2. Обосновать роль и место школьного курса математики в системе эстетического воспитания учащихся в процессе обучении.

3. Раскрыть, научно обосновать, экспериментально проверить разработанную систему {принципы, направления, пути и средства) эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) в процессе обучения математике.

Методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические положения в разрезе сформулированной темы

Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика, включающая теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, психолого-педагогической, иеторико-этнографичеекой и методической литературе; наблюдение; собеседование; анкетирование; тестирование; моделирование учебно-воспитательной деятельности: поисковый, констатирующий и формирующий эксперимент; качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Данное исследование явилось результатом обобщения тридцатилетней педагогической деятельности автора в качестве учителя математики, инспектора-методиста Якутского городского отдела народного образования, методиста кабинета математики Якутского республиканского института усовершенствования учителей, старшего преподавателя и доцента кафедры методики преподавания математики Якутского государственного университета, заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы N 33 г.Якутска, школы-Центра эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им.Л.А,Колосовой. Автор является членом научно-исследовательского коллектива по разработке региональных стандартов образовательной области "Математика" по Республике Саха (Якутия). 

В проведенном исследовании можно выделить два основных этапа. На первом поисково-творческом этапе (1974-1983 гг.) изучалась теория и практика исследуемой проблемы, были определены объект, предмет, цель,

гипотеза и основные задачи исследования, а также разработаны основные положения системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики. Была подготовлена теоретическая и экспериментальная база опытно-экспериментальной работы и проведен констатирующий эксперимент в 1984-1991 гг. Основной базой для эксперимента на данном этапе были восьмилетняя школа N 25 г.Якутска, средняя школа N 30 г.Якутска, средняя школа N 21 г.Якутска, средняя школа N 2 г.Ленска. Мюрюнская и Легойская средние школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

На втором этапе (1991-1998 гг.) проводился формирующий эксперимент на базе средней школы N 33 г.Якутска, школы-Центра эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им.Л.А.Колосовой. Эксперимент дал возможность показать педагогическую обоснованность, практическую реализуемость и эффективность разработанной системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики, направленной на всестороннее развитие каждого ученика.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в том, что в нем выявлены и обоснованы роль и место школьного курса математики в системе эстетического воспитания и развития личности учащихся; раскрыты, научно обоснованы и экспериментально проверены эффективные педагогические основы (педагогические направления, пути, средства) эстетического воспитания школьников средствами учебного предмета-математика.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система может быть использована учителями общеобразовательных школ для повышения воспитательного потенциала уроков, vрови я обученности и качества по предмету, уровня развития личности учащихся. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по математике, при создании новых поколе

ний учебно-методических пособий для учителей и учащихся, в курсах лекций по педагогике в педагогических учебных заведениях, в институтах повышения квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на:

- педагогических советах ряда школ Якутии (1984-1998 гг.);

- семинарах и курсах повышения квалификации учителей математики г.Якутска и республики (1984-1998 гг.);

- заседаниях кафедры методики преподавания математики Якутского государственного университета (1988-1991 гг.);

- семинарах проблемной научно-исследовательской лаборатории региональных проблем образования при Якутском государственном университете (1991-1998 гг.).

По материалам диссертации сделаны следующие доклады:

- на научно-методических конференциях профессорско-преподаватель

ского состава Якутского государственного университета (1989-1991 гг.);

- на республиканской научно-практической конференции "Пути обновления и развития национальных школ Якутской АССР" (Якутск, апрель 1990 г.);

- на международной конференции Национальная школа: концепция и

технология развития" (Якутск, март 1993 г.);

- на республиканской научно-практической конференции "Новые подходы в естественно-математическом образовании в условиях национально-региональной системы" (Якутск, март 1996 г.);

- на семинарах "Образовательные стандарты в Российской Федерации" (Якутск, июнь, сентябрь, ноябрь 1996 г.);

- на семинаре учителей математики (Белорецк, Башкирия, апрель 1989 г.);

- на семинарах, конференциях по новой педагогической технологии

КСО-ДЕМСОС (Красноярск, май 1993 г., январь 1995 г., июнь 1998 г.).

Теоретические положения и практические результаты исследования;

а) внедряются в практику работы учителей общеобразовательных

школ Республики Саха (Якутия);

б) послужили основой для разработки спецкурсов для студентов ма

тематического факультета Якутского государственного университета

(1989-1998 гг.);

в) послужили основой для разработки спецкурса для студентов ЯКУТ

СКОГО педагогического училища N 1 (1997-1998 гг.);

г) явились основой для создания на базе средней школы N 33 г.Якут

ска городского Центра новых педагогических технологий (начиная с

1994 г.).

Достоверность исследования обеспечивается научно-обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью методики исследования сформулированным в нем задачам, разнообразием использованных методов, репрезентативностью опытных данных, тщательным анализом эмпирического материала, успешной апробацией выдвинутых положений в педагогической практике, использованием современных достижений педагогической науки, психологии и эстетики.

На защиту выносятся следующие положения:

- необходимость построения системы эстетического воспитания учащихся на уроках математики в соответствии с сформулированными принципами;

- система, разработанная на основе этих принципов, в которой выделены основные направления, пути и средства по практической реализации сформулированных принципов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 215 наименований, 14 приложений. В нее вошли также 16 рисунков и 9 таблиц. 

Сущность и задачи эстетического воспитания в современной школе

"Красота спасет мир". Эти слова Ф.Достоевского легли в основу концепций образования и развития многих инновационных шкод России и Республики Саха (Якутия) в наше трудное, переломное время. Каждый из нас хотел бы рядом иметь человека, который в жизни своей руководство-вался бы словами А.С.Макаренко: "Я хочу быть счастливым человеком. но самый верный путь, если я буду так поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче" [117.

Эти принципы особенно важны теперь, когда мы и, в первую очередь, наши дети испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда процветает агрессивный индивидуализм.

Отрицательные явления в нашей жизни накапливались постепенно, и сегодня практически ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив не имеют возможностей, чтобы справиться с иждивенчеством, потребительством, жестокостью, ничегонеделанием. Непопулярными, немодными стали такие качества как трудолюбие, добросовестность, справедливость, честность, порядочность. Это наша общая вина и общая беда. Одним из путей преодоления этого кризиса можно назвать приобщение детей к миру прекрасного.

ПРЕКРАСНОЕ — могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства.

Понятия "прекрасное" и "красота" настолько близки и родственны друг к другу, что чаще всего их применяют как понятия однозначные. Однако они имеют и свои оттенки. Прекрасное есть высшая степень красоты (по смыслу ПРЕ-красное значит очень красное, или красивое). Исследованию этих понятий, их влияния на человеческую личность, общественные процессы посвятили свои работы многие философы, ученые, писатели, общественные деятели. Среди многих можно назвать Пифагора, Гегеля, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, Н.К.Крупскую, А.В.Луначарского и др.

Особое место эти понятия занимают в трудах педагогов Щ.А.Амонаш-вили [8], А.С.Макаренко [118], {119], В.А.Сухомлинского [172]. [173}. Р.Г.Хазанкина [86], [186], В.Ф.Шаталова [201]. [202]. Так, В.А.Сухомлин-ский писал: "Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты — это основа, стержень :- стетическо-го образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь —- проходила красной нитью мысль — красоту надо ценить и беречь" [Т.2. С.352].

А.С.Макаренко призывал никогда не забывать аксиомы: "Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре": "Бить на красоту — значит бить наверняка"; "Красота — самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, красивый конверт, вышивка или даже красивый картонный солдат" [Т.1. С. 65]. Именно красота является источником нравственного богатства человека. "Все прекрасное, существующее в окружающем мире и созданное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и благодарить его" — читаем мы у В.А.Сухомлинского [Т.2. С.355]. И далее: В детстве, отрочестве и ранней юности каждый ученик должен восхищаться красотой во всех ее проявлениях; только при этом условии у него утверждается бережливое, заботливое отношение к красоте, стремление вновь и вновь обращаться к тому предмету, источнику красоты, который уже пробудил восхищение, оставил его в душе" [Т.2. С.359].

Среди открытий человечества одно из первых мест принадлежит парадоксам природы. Именно их и изучает наука эстетика. Название это образовано от греческого слова "эстезис" — ощущение, чувство, чувственное восприятие. Впервые это слово употреблено немецким философом А.Баумгартеном в 1750 году для обозначения науки о чувственном познании, среди объектов которого оказывались и красота, и искусство.

История эстетики уходит в глубокую древность. В процессе общественно-исторической практики она развивается и усложняется. На каждом новом этапе развития эстетики обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и самому себе. И каждый этап давал свое определение этой науки. До XIX века эстетику определяли как науку, изучающую искусство. Но уже Гегель расширял предмет эстетики, как обширного царства прекрасного, и включал туда не только искусство, но и художественное творчество в целом.

Современная научная эстетика отбросила ограничения XIX века и пользуется более широким представлением об эстетике как науке, изучающей всю действительность, во всех ее проявлениях, с точки зрения ее красоты.

Математические основы эстетики

Красота, художественно-организованное воздействие на чувства и творческие способности человека, его собственная эстетическая деятельность являются существенными и результативными факторами умножения потенциала личности, а стало быть и общества. Сошлемся в этой связи на такие общеизвестные факты; занятия музыкой математически одаренных детей ускоряют становление их собственно математических способноетеп, занятия изобразительным искусством развивает конструкторское мышление и т.п.

Учитель, организующий работу по восприятию и познанию красоты на уроках и внеурочных занятиях по своему предмету, вносит свои вклад в воспитание эстетической культуры, чувств. Учитель математики является не только источником математических знаний, но и пропаганлистом своей науки. Поэтому одна из задач преподавания математики заключаемся в том, чтобы выявить красоту своего предмета, использовать ос для эффективного развития и воспитания интереса учащихся к математике, с помощью ее увлечь учеников не только самой математикой, но и се проявлением и применением в_жизни.

Прекрасное — это коренное понятие эстетики, так как без него невозможно понять и раскрыть любое эстетическое явление. Можно ли на это понятие посмотреть аналитически, глазами математика? Еще за много веков до нашей эры ученые-философы, многие из которых занимались математикой, разрабатывали свое понимание прекрасного, критерии, признаки красоты, пытались вывести некую общую формулу се. Известный исследователь Л.М.Демина приводит в своей книге "По законам красоты" высказывания древнегреческих философов, живших в разное время.

Сократ: Целесообразность — главный критерий красоты. Корзина для мусора может быть прекрасным предметом, а золотой шит — безобразным, если для своего назначения первая сделана превосходно, а второй плохо!

Пифагор: Красота — в гармонии, в определенном соотношении частей — соразмерности. Образец гармонии — музыка. Именно музыка — самый лучший учитель, самый лучший воспитатель и даже самый лучший врач. Как математик я всю жизнь искал числовое выражение красивым соотношением, которое определяет всеобщую гармонию мира. Под влиянием моих взглядов античный скульптор Поликлет разработал канон — числовое выражение пропорций красивого человеческого тела. Красота наших статуй основана на строгом математическом расчете, ведь определенные пропорции являются наиболее привлекательными на глаз.

Протагор: Человек — мера всех вещей. Мы основываем свое понятие красоты на представлении о гармонически развитом человеческом геле; его размерах, пропорции, облике. По то му-то особое значение приобретает скульптура, берущая предметом изображения человека, и архитектура. прославляющая красоту реального мира и человека. Красота — зто обработанное, ухоженное человеком поле. Красота природы оценивается только мерой ее упорядочения человеком.

Демокрит: Нужда и опыт были для человека учителями во всем. Все искусства порожденылпотребностями и обстоятельствами. Прекрасна во всем середина.

Аристотель; Прекрасное — и животное, и всякая вещь — состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, по и обладать не какой попало величиной: красота заключается в величине и порядке... Всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое, а таково простое или по качеству, или по количеству. А где представляется невозможным что-то отнять или прибавить, там мера точна...

Но и сегодня мы согласимся с тем. что чувство красоты у нас вызывают все предметы и ятзления реального мира, которым свойственны мера, целесообразность и гармония. Первым признаком красоты какого-либо предмета или явления природы считается согласованность частей целого, т.е. их гармоничность. Гармония — это соответствие внешнего облика предмета его внутренней сущности, это слаженность, организованность всех частей целого, В этом смысле гармония воспринимается человеком как первое условие красоты и положительное свойство жизни.

Основа природной красоты — целесообраность, т.е. соответствие предметов и явлений своему жизненному назначению. То. что для пас просто красиво в минерале, растении или животном, для них самих есть то, без чего они не могли бы быть данным предметом или явлением, а значит — существовать. Форма, величина, внутреннее строение, соотношение целого и его частей, цвет и т.д. — все соразмерно, согласованно. упорядоченно и взаимосвязанно.

Раскрыть, что такое "целесообразность1 , помогает еще одно понятие — мера, которую по праву считают исходным принципом красоты и которая всегда присутствует там, где мера соблюдена, где ни одна из частей целого не противоречит всему целому, где — и это самое главное — именно соразмерность воспринимается как красивое, доставляет человеку глубокое наслаждение.

Кроме этих трех понятий, выделяется еще одно понятие, между которым и понятием красоты складываются непростые, неоднозначные отношения, хотя их нельзя ни уподобить друг другу, ни оторвать друг от друга. Этим понятием является понятие "польза". Отношение между пользой и красотой достаточно сложные, чтобы можно было их объяснить кратко "да" или "нет". В истории эстетики возникли два противоположных взгляда на этот вопрос: первый отождествляет красоту и пользу. Прекрасное есть полезное, а полезное — прекрасно. Второй противопоставляет красоту и пользу, исходя из того, что между ними нет ничего общего. Прекрасно только то, что бесполезно.

Поисково-констатирующий этап эксперимента: наблюдения, выводы, результаты, проблемы

Поисково-творческая часть первого этапа эксперимента (1969-1983 гг.) проходила в неполной средней школе N 25 г.Якутска с охватом учащихся от 120 до 160 человек. Следует отметить некоторые психолого-педагогические особенности реалий данной школы в указанный период:

1) Большая наполняемость классов (от 38 до 45 человек).

2) Многонациональный состав учащихся.

3) Совершенно различные по учебным возможностям и отношению к учебе составы классов в одной параллели. Как правило, в каждой параллели — класс с литером "а" комплектовался из детей научных работников Института мерзлотоведения и был с очень высоким уровнем учебных и поведенческих показателей. В классе с литером "б" учились дети сотрудников Института по метеорологическим исследованиям и наблюдениям, по своему уровню этот класс несколько ниже, основной причиной этого было то, что дети приезжали из дальних поселков, метеостанций с совершенно низким уровнем обученное. Класс с литером "в" составляли, в основном, учащиеся из поселка Геологов, коллектив класса был очень разным как в учебном плане, так и в воспитательном, И в классе с литером "г" учились дети из микрорайона школы, контингент учащихся был очень проблемным. Таким образом, получалось дифференциация "поневоле", связанная с особенностью проживания детей, учетом мнений и пожеланий родителей.

Эти особенности отражались при планировании и организации системы воспитательной работы с учащимися, в школе активно работали пионерская и комсомольская организации, клуб мальчиков "Орленок", клуб девочек "Подружка", большую помощь в воспитательной работе оказывали Совет отцов, воинская часть, шефы и другие общественные организации. Руководителями и инициаторами многих идей в то время были директор школы Р.Д.Березовская и заместитель директора по учебно-вое питательной работе Л.З.Емшанова.

Но в системе работы учителя-предметника стояли две основные проблемы, требующие оперативного решения. Первая проблема: работа учителя по дальнейшему развитию учащихся, имеющих высокий уровень математических способностей, причем развитие не только в математическом плане, но и в общеинтеллектуальном. Именно такого подхода требовал имеющийся контингент учащихся.

Вторая проблема: работа учителя по преодолению отрицательной мотивации к учебе вообще, и к математике в частности, которая сформировалась из-за различий фактического уровня знаний, умений и навыков учащихся и программных требований данного этапа обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, собеседования с учащимися и учителями, анализ уроков опытных учителей и самоанализ позволили сделать два вывода, имеющих решающее значение при работе над вышеуказанными проблемами: 1) Необходимо усилить воспитательный потенциал урока, т.е. приравнять приоритеты обучающей и воспитывающей направленности урока. 2) Привлечь ребят к предмету, начать работу по развитию учащихся или продолжить ее на качественно новом уровне поможет учителю обращение к красоте. Найти красоту своего предмета, увлечь ею своих учащихся — вот ключ к решению проблем в системе работы учителя -предметника.

В силу субъективных причин начинающий учитель прежде всего обращается к историческому материалу и видит в нем средство выявления красоты в содержании предмета и средство для пробуждения и развития интереса учащихся к своему предмету. Исторический материал использовался дифференцированно, в "слабых" классах в основном на занятиях математического кружка, эпизодически — на уроках. А в сильных" классах — в основном на уроках. В результате исследования на данном этапе был разработан тематический план включения исторического материала по каждому разделу курса математики 5-9 классов, сформированы системы исторических задач, что позволило прийти к своей, авторской мини-системе, которая затем была расширена подборкой стихов и различных цитат по каждому разделу. На основании этого были разработаны серии уроков, содержание которых корректировалось в ходе практической деятельности.

Формирующий этап эксперимента: итоги, перспективы Основные результаты и выводы исследования

Заключительный этап эксперимента (1992 — 1998 гг.) проходил в средней школе N33 г.Якутска, Школе — Центре эстетического образования, демократической культуры и здоровья им. Л.А.Колосовой.

В основу школы нового типа положена Концепция создания Центра эстетического воспитания и здоровья, ориентированного на коренное изменение учебно-воспитательного процесса в сторону сотрудничества школьников и учителей. Основные идеи Концепции школы были разработаны основателем и первым директором школы Л.А.Колосовой, в разработке их принимала участие также и автор данного исследования, в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Для развития многосторонних индивидуальных способностей учащихся, раскрытия талантов каждого школьника создана модульная структура, основанная на тесном взаимодействии различных центров, объединенных единой задачей подготовки гармоничной, саморазвивающейся личности с высоким уровнем гражданственности и ориентацией на здоровый образ жизни, В состав Центра"эстетического воспитания и здоровья входят; — учебный центр; — республиканский центр общественно-политической культуры; — центр эстетического образования и воспитания; — физкультурно-оздоровительный центр; — центр народных промыслов; — производственно-трудовой центр; — медицинский центр.

Коллектив школы решает сложные задачи сочетания эстетического. общественно-политического воспитания, оздоровительной работы и физической подготовки с качественным преподаванием учебных предметов. Отсюда, одной из особенностей данной школы является организация учебного процесса по пяти учебным планам, т.е. наличие разного содержания и структуры обучения в классах одной параллели (приложения 4 — 8).

Основной задачей исследования на данном этапе экспериментальной работы стала практическая апробация и дальнейшее развитие и совершенствование системы эстетического воспитания учащихся на уроках, сформулированной в главе I.

Методы исследования: личное участие автора в апробации системы эстетического воспитания на уроках в качестве учителя математики, систематическое и целенаправленное наблюдение на уроках, собеседования с учащимися, консультации учителей и обсуждение с ними результатов, полученных в процессе исследовательской работы, применение различных методик отслеживания результативности системы: сопоставительный анализ, различные срезы, контрольные работы, тестирование, анкетирование, рейтинг-система и др.

В разработке и апробации основных положений I направления эстетического воспитания учащихся на уроках — обучение учащихся навыкам общения в процессе учебной деятельности с помощью идей новой педагогической технологии КСО-ДЕМСОС приняли участие учителя различных учебных предметов, лены творческой группы "Поиск" по изучению и внедрению идей новых педагогических технологий.

В начале этой работы необходимо было четко разобраться и учителям, и учащимся в основных звеньях организационной структуры учебного процесса по технологии КСО-ДЕМСОС, через которые учитель организует учебную деятельность учащихся и их общение на различном уровне. Как правило, структура учебных занятий по указанной технологии содержит три части, которые, в свою очередь, состоят из трех этапов. I. Вводная часть: а) постановка задач, целей урока; б) инструктаж о последовательности выполнения работы; в) раздача дидактического материала. II. Учебная деятельность учащихся, в процессе которой организуется общение: . а) знакомство с материалом; б) индивидуальное выполнение заданий; в) работа в парах сменного состава. III. Заключительная часть: а) сообщение результатов работы в парах сменного состава; б) анализ работы по достижению целей и решению задач урока; в) общий вывод ст" работе, постановка задач на будущее

Учителю нужно иметь в виду, что вводная и заключительная части этой структуры в процессе работы почти не видоизменяются и обязательны на каждом учебном занятии, во второй части учебная деятельность учащихся может иметь множество вариантов форм ее организации.

Как показывает практика, полный запуск педагогической технологии КСО-ДЕМСОС в средних и старших классах, особенно там, где учащиеся совершенно не подготовлены к такой организации учебной работы и к общению в процессе учебы, является очень проблемным. Мы считаем, что здесь нужны очень осторожные, последовательные действия учителя.

Далее, приводим варианты включения идей технологии КСО-ДЕМСОС, разработанные и апробированные автором данного исследования. Такой подход позволил организовать последовательную работу по обучению учащихся навыкам общения в процессе учебной деятельности, дал хорошие результаты по формированию навыков учебного труда и не снизил показатели уровня и качества обученности, через определенный промежуток времени эти показатели стали расти.

Похожие диссертации на Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ Республики Саха (Якутия) на уроках математики