Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения физического воспитания эвенков Республики Саха (Якутия)
1.1. Сущность понятия традиционного физического воспитания эвенков в современных социокультурных условиях 12
1.2. Психолого-педагогические основы традиционного физического воспитания эвенков 29
1.3. Содержание и теоретическая разработка модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) 67
Выводы по первой главе 96
Глава 2. Условия этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
2.1. Диагностика и критериальные показатели физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
2.2. Организационно-педагогическое обеспечение модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) 109
2,3. Ход и результаты формирующего эксперимента 130
Выводы по второй главе 138
Заключение 139
Библиография 143
Приложения
- Сущность понятия традиционного физического воспитания эвенков в современных социокультурных условиях
- Психолого-педагогические основы традиционного физического воспитания эвенков
- Диагностика и критериальные показатели физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
- Организационно-педагогическое обеспечение модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
Введение к работе
Ашуальность исследования. Происходящие процессы демократизации и гуманизации общественного строя способствуют возрождению национальной самобытности малочисленных народов европейского севера, южной и Северо-Восточной Сибири, Дальнего Востока, возрождают утраченную материальную
и духовную культуру, в том числе и физическую.
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации разработала национальную программу «Молодежь коренных народов Севера Российской Федерации», в которой рассматриваются проблемы данных этносов. Характер проблем молодежи коренных народов Севера имеет общие черты с проблемами молодежи России в целом, так и некоторую специфику. Это определяется общим положением коренных малочисленных народов Севера в контексте российского общества, резко обострившегося в период проведения экономических реформ, отчего напрямую зависит и масштаб проблем молодежи, как неотъемлемой части своих народов.
Понимание важности культуры коренных народов к мировой общественности пришло нс сразу. Этому предшествовала большая работа общественных организаций, общин и отдельных представителей коренных народов в борьбе за свои права. Крупным достижением с точки зрения участия общественности, в том числе и коренных народов, явилась конференция ООН по Окружающей среде и Развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Принцип 22 Декларации гласит: «Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития». В 1995 году
ООН было объявлено Десятилетие коренных народов мира. В нашей стране права коренных народов закреплены в 69 статье Конституции РФ [128, с. 51].
Основная часть эвенков проживает в сельской местности и занята в традиционных отраслях хозяйства народов Севера - оленеводстве, охотничьем промысле и рыболовстве, которые были основой хозяйственной деятельности этого народа с древнейших времен.
В настоящее время большинство малочисленных народностей Севера проживают компактно, и лишь эвенки расселены на достаточно обширной территории - от правобережья средней Оби, на западе, и до Охотского моря. На территории Республики Саха (Якутия) эвенки проживают в Оленекском, Булунском, Мирнинском, Кобяйском, Томпонском, Олекминском, Алданском, Нерюнгринском и Усть-Майском улусах, однако относительно многочисленные и компактные группы они образуют только в ее южной части: в Алданском улусе (с. Хатыстыыр - 62 %, Кутана - 67 %, и Угоян - 70 %); в Нерюнгринском (с, Иенгра - 52 %); в Олекминском (с. Тяня - 69 %), в Усть-Майском (с. Кюпцы - 61 % и Эжанцы - 71 %) [152].
Эвенки Республики Саха в процессе своего исторического развития в силу ограниченности социально-экономических условий существования, суровых природно-климатических условий, тяжелой и сложной трудовой деятельности -разведения оленей, рыбной ловли, промысла диких зверей - создали собственную самобытную, рациональную систему физического воспитания. Это отличие связано с ранним началом, естественностью, перманентностью, простотой, доступностью подготовки детей к традициям своего народа,
В данной работе исследуется организация процесса физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах. Нами установлено значение национальных игр и состязаний в физическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении их к традициям здорового образа жизни, что влияет на сохранение генофонда эвенков и возможности сохранения этого народа в будущем-
В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды Руссо Ж. Ж,, Локка Д., Выготского Л. С, Венгера Л. А., Пиаже Ж., Фрейда 3., Запорожца А. В., Коменского Я. А., Крупской Н. К., Луначарского А. В., Макаренко А. С, Сухомлинского В. А., Эльконина Д. Б., Ушинского К. Д. и других.
Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г. Н. Волкова, на которые опираются многие современные авторы, исследующие педагогические традиции разных народов: Григорьева А. А., Неустроев Н, Д., Попов Б. Н., И, С. Портнягин, Чиряев К. С. и другие.
Большое значение в исследованиях этнопедагогики эвенков имели исследования ряда авторов: Афанасьева В. Ф.? Василевич Г. М., Григорьевой А. А., Кочнева В, П, , Неустроева Н. Д., Певговой Л, В,? Попова Б, Н,, Портнягина И. С, Чередниченко Н. Е. и других. В работах этих ученых раскрыты особенности формирования личности в процессе физического воспитания, самобытной физической культуры и народных традиций для оздоровления подрастающего поколения народов Севера, населяющих территорию современной Якутии,
Главным направлением государственной политики в регионах Российской Федерации в современных условиях является возрождение системы национального образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 2). Еще в 1990 году Министерством образования Российской Федерации была принята Концепция по формированию национальных систем образования. Эта концепция направлена на возрождение национальных традиций малочисленных народностей. Основная ее цель - обновление сельских национальных школ на основе традиционных систем воспитания подрастающего поколения. В 1992 году была принята правительством Республики Саха (Якутия) Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия), в которой учитывается этнопедагогизация
учебно-воспитательного процесса, модернизация и обновление содержания и технологии обучения. В связи с этим вышел Указ Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева о здоровом образе жизни и введении четырехчасовых занятий физической культуры во всех общеобразовательных учреждениях республики.
При всей несомненной значимости данных документов и существующих исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современной сельской школы испытывает потребность в конкретных технологиях педагогического обеспечения физического воспитания эвенков. Безусловно, учителя физкультуры сельских школ на отдельных уроках стараются учитывать национальный аспект, но целый ряд проблем, связанный с применением национальных видов спорта и народных игр остается неразработанным. Сказываются и отсутствие системности в видении самой проблемы педагогического обеспечения физического воспитания в национальных сельских школах» и недостаточная четкость в понимании сущности психолого-педагогических основ традиционного физического воспитания эвенков; и неполное раскрытие механизма его педагогического обеспечения, и отсутствие критериев оценки уровней физического воспитания.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, проблема физического воспитания эвенков в сельской национальной школе специально не исследовалась. В связи с этим не разработано содержание педагогического обеспечения физического воспитания эвенков в сельских школах, способствующее изучению собственной физической культуры этого народа. Недостаточно раскрыты национальное содержание физического воспитания эвенков и его применение в учебно-образовательном процессе, не конкретизированы приемы и формы физического воспитания в условиях национальной сельской школы.
Возникает противоречие между объективно существующей потребностью
в педагогическом обеспечении физического воспитания эвенков Республики Саха (Якутия), с одной стороны» и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационно-методологических аспектов, с другой стороны.
Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ общества на сохранение генофонда эвенков и потребность в разработке целостной педагогической системы для педагогического обеспечения физического воспитания эвенков Республики Саха (Якутия).
Все изложенное выше обусловило выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)».
Проблема исследования заключается в определении педагогического обеспечения физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия),
Объект исследования - процесс физического воспитания в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия).
Предмет исследования - пути и условия педагогического обеспечения физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия).
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка модели физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия),
Гипотеза исследования основана на том, что эффективность педагогического обеспечения физического воспитания эвенков Республики Саха (Якутия) может быть достигнута, если систематизировать содержание, формы и средства традиционного физического воспитания эвенков Якутии в современных социокультурных условиях; определить условия педагогического
обеспечения физического воспитания эвенков, достаточно детерминированных, методологически и дидактически обоснованных.
Исходя из предмета, цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы выдвигаются следующие задачи исследования:
- проанализировать сущность понятия «традиционное физическое
воспитание эвенков» в современных социокультурных условиях;
- определить содержание, формы и методы педагогического обеспечения
физического воспитания эвенков, методологически и дидактически
обоснованных;
проверить экспериментально-опытным путем функциональную жизнеспособность разработанной модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия);
- разработать научно-практические рекомендации по педагогическому
обеспечению физического воспитания эвенков Республики Саха (Якутия).
Методологической основой исследования явились идеи классиков педагогики Ушинского К. Д., Бабанского Ю. К. о необходимости использования народного педагогического опыта в учебно-воспитательном процессе; основные положения личностно-ориентированной педагогики (Коменский Я. А., Белинский В- Г., Бабанский Ю. К.5 Волков Г, Н,); положения материалистической философии об активной сущности человеческой деятельности, о роли труда в развитии человека (Крупская И, К.? Плеханов Г, В., Попов Б. Н,); ведущие принципы государственной политики в области образования: гуманизация, демократизация, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, свободное развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации личности (Барахсанова Е. А., Кукушин В. С, Леднев В. С, Мордовская А. В., Портнягин И. И., Прокопенко В. И., Пушкин В- Н., Федорова Л. И.).
Методы исследования:
теоретический: теоретико-методологический, историко-сравнительный анализ психолого-педагогической, историко-этнографической, культурологической, этнопсихологической, этнопедагогической и учебно-методической литературы, ретроспективный анализ;
эмпирический: диагностический (анкетирование, опрос, тестирование, интервьюирование, беседа); обсервационный (педагогическое наблюдение, фиксирование результатов учебной деятельности, анализ экспериментальных работ);
- педагогический эксперимент: методы математической статистики,
табличного и графического представления количественных и качественных
результатов эксперимента.
Базой исследования явились экспериментальные площадки: 1) Эжанская средняя общеобразовательная школа (с, Эжанцы Устъ-Майского улуса); 2) Тянская национальная эвенкийская школа им. И. Н, Кульбертинова (с. Тяня Олекминского улуса); 3) Золотинская средняя общеобразовательная школа-интернат им. Г. М. Василевич (с, Иенгра Нерюнгринского улуса); 4) Хатыстырская средняя общеобразовательная школа (с. Хатыстыр Алданского улуса) Республики Саха (Якутия),
Основные этапы исследования:
I этап (2001 - 2002 г,г.). Автором определена тема научного исследования,
выявлена степень ее разработанности в педагогической науке, обобщен опыт
использования традиций народной культуры в физическом воспитании
учащихся общеобразовательных школ. Определены предмет, цель, основные
задачи и гппотеза исследования, теоретико-методологические основы и
аппарат исследования по этнопедагогике физического воспитания эвенков
Якутии, составлен план экспериментальной работы.
II этап (2003 - 2004 г.г.). Организация опытно-экспериментальной
проверки положений разработанной модели традиционного физического
воспитания для обеспечения формирования прикладных, морально-волевых и физических качеств учащихся средствами традиционного физического воспитания в сельских малокомплектных общеобразовательных школах Олекминского, Нерюнгринского, Алданского и Усть-Майского улусов республики,
III этап (2005 - 2006 г.г.). Обработка результатов апробации теоретических положений в процессе опытно-экспериментальной работы; оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическое обеспечение физического воспитания эвенков
осуществляется на основе непрерывности и преемственности» отражающие
временную, пространственную и содержательную связи этапов и уровней
прикладной физической подготовленности учащихся; единство системного и
личностно-деятельностного подходов, позволяющих педагогу видеть и
понимать индивидуальность, повышать уровень естественности
(природосообразности) обучения и воспитания, тем самым, расширяя
этнопедагогическое пространство.
2. Эффективность педагогического обеспечения физического воспитания
эвенков Республики Саха (Якутия) определяется действием следующих
педагогических условий: этнопедагогизация семьи и школы, коллективная
спортивная деятельность в сфере учебной и внеучебной деятельности,
повышение уровня общей и этнопедагогической подготовки учителей,
соответственно, педагогической культуры родителей.
3. Модель этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских
общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) представляет собой
систему взаимосвязанных элементов: образовательный (теоретическая
подготовка), прикладной (прикладная и морально-волевая подготовка) и
оздоровительный (национальные виды спорта и народные игры).
Научная новизна исследования:
Разработана модель этнопедагогизации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и определены педагогические условия традиционного физического воспитания, способствующие преобразованию системы образования в основной механизм передачи народного опыта, формирующие национальный менталитет и этнокультурные традиции;
Восстановлена ретроспективная периодизация сензитивного развития физических качеств у эвенкийских детей.
Систематизированы народные средства, формы и методы физического воспитания эвенков Якутии для создания научно-методического обеспечения процесса прикладной подготовки по физическому воспитанию, раскрыт педагогический потенциал традиционных физических упражнений, игр и состязаний, определены педагогические условия их использования в педагогической практике.
Теоретическая значимость исследования;
L Сформулированы теоретические основы интенсификации результатов деятельности сельских национальных общеобразовательных учреждений, внедряющих этнопедагогику в содержание физического воспитания,
2, Разработана модель этнопедагогизации физического воспитания учащихся сельских национальных общеобразовательных школ Якутии в современных социокультурных условиях.
Достоверность результатов исследования, научно-теоретических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных нами, обеспечивается: опорой на достижения философии, культурологии, педагогики, этнопедагогики, этнографии, психологии, этнопсихологии, методики преподавания учебных предметов и дисциплин других наук; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; изучением традиций народной педагогики и проведением экспериментальной работы в сельских
национальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в
регионах Якутии; сопоставлением полученных результатов педагогического
опыта сельских общеобразовательных учреждений, расположенных в регионе
наших исследований и других регионов Российской Федерации,
Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание
и результаты исследования сообщены в виде докладов, тезисов и статей в
сборниках материалов международных научно-практических конференций;
«Реальность этноса. Этнонациональпые аспекты модернизации образования»
(г. Санкт-Петербург, 2003 г.); «Реальность этноса. Образование
и национальная идея» (г. Санкт-Петербург, 2004 г,}; «Физическая культура и
спорт: тенденция развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона»
(Якутск, 2004 г.); «Культура оленеводческих народов» (Якутск, 2005 г.);
«Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования
в контексте Болонского процесса» (г. Санкт-Петербург, 2005 г); в сборниках
материалов республиканских научно-практических конференций:
«Национальные виды спорта, народные игры в современной системе
физического воспитания и образования» (г. Якутск, 2002 г.);
«Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и
спорта в PC (Я)» (г. Якутск, 2005 г.); в сборнике материалов региональной
научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и
образование: состояние, проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 2005г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сущность понятия традиционного физического воспитания эвенков в современных социокультурных условиях
В историческом пути развития, становления и существования любых народностей, наций и вообще человечества важное место имеют определенные моральные устои, сложившиеся обычаи, обряды и традиции. Одними из важных моментов социальной организации человечества являются сложившиеся своеобразные особенности быта, культуры и физического воспитания, которые у различных народностей своеобразны, но все они были направлены на выживание их в условиях становления. [76, с. 34-37].
Целесообразное использование народных традиций обучении и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе, в ходе которого осуществляется активное взаимодействие лучших достижений академической педагогики и народной системы воспитания входит в состав этнопедагогики. Она предполагает демократизацию образования и культуры, доказывает всеобщность и сохранность педагогических традиций народов. [15, с, 40]. Еще Ушинский К, Д, [174] отмечает, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа- [174, с, 482].
Народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы своего рода общественное самосознание народа, рефлексия этнокультуры. [87, с- 304]. Эта педагогика возникла и развивалась на основе размышления, осмысления и обобщения поступков отдельных людей, осведомленности об эффектах реализации тех или иных моделей социальной деятельности и социального поведения в целом и, главное, способов введения растущего ребенка в человеческую общность, [87, с, 39]. Становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания, происходили в течение длительного времени и включают в себя: 1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; 2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; 3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур, [42, с. 34]. Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. [47, с- 87],
В избранных педагогических сочинениях В, Г. Белинский [14] писал о самобытности народа, которая состоит из обычаев, которые состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, поверьях и понятиях народа. Все эти обычаи укрепляются и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие, они составляют образ народа. Чем младенчественнее народ, тем резче и цветней его обычаи, тем большую важность пологает он в них- [14, с. 127],
Первые глубокие этнографические исследования народов Якутии были произведены Ивановым В. Ф. [68], Линденау Я. И. [95], Мааком Р. К. [99], Серошевским В. Л. [160], которые всесторонне изучали не только географические особенности расположения нашего края, флору, фауну, но и культуру народностей проживающих в пределах современной территории Якутии. В их работах приведены материалы о значении физического воспитания у малочисленных народов Севера, Вопросы воспитания и образования молодежи изучали К, Маркс и Ф. Энгельс [109]- Под воспитанием они понимали совокупность умственного воспитания, физического воспитания, технического обучения. [109, с, 116]. Немалую роль физической культуры Энгельс видел в подготовке юношей к военной службе.
Крупская Н. К. [84] считала, что необходимо выработать у учащихся социально-жизненный опыт. Для этого предлагала в физическом воспитании разнообразить и усложнять упражнения, ставить детей в условия преодоления трудностей, чтобы они приобретали жизненную закалку, [84, с. 241].
О необходимости и целесообразности всестороннего гармонического развития личности в своих трудах подчеркивал Луначарский А. В. [98]- Он считал, что проблема физического воспитания детей должна охватить весь круг вопросов, связанных с их жизнью. [98, с. 33].
Макаренко А, С, [101, 102] утверждал, что «все, что мы делаем в области воспитания подрастающего поколения, нацелено на формирование, воспитание гражданина, что любое направление этого воспитания - интеллектуальное, физическое, художественное и т.п. - обуславливает социализацию молодых» [101, с. 456].
Педагог, анатом и врач, создатель теоретической анатомии, научно обоснованной теории физического образования и теории семейного воспитания, основоположник врачебно-педагогического контроля в физическом образовании П. Ф, Лесгафт изучал вопросы гармонического развития растущего человека, [93, с. 172]. В основу теоретической педагогики II Ф. Лесгафта был положен антропологический принцип, идеей которого стало выяснение для педагога значения личности ребенка как самой большой ценности.
Одним из первых, кто собрал огромный фактический материал по физическому воспитанию народов, населявших Якутию в конце XIX в., был В. Л, Серошевский [160]. Он отмечал, что эвенки хорошо развиты физически, высоко ценят ловкость, отвагу и физическую силу. Он писал, что «как все воинственные народы, они высоко ценят физическую силу, ловкость, отвагу; любят борьбу, состязания, танцы», «Якуты относятся к тунгусам высокомерно, но боевым их способічостям отдают должное; «ловкий, как тунгус», говорят они». «Тунгус верток, он сквозь сон может почувствовать направленное в него железо и ускользнуть». «Тунгус может стрелять на ходу, на лыжах, на лодке, верхом на олене, лежа, стоя, прыгая .„ и попадать в цель. Он может вбежать на высокую гору, ни разу не передохнув, может не есть, не пить, не спать, по нескольку суток...» [160, с. 216]. В данном произведении под «тунгусом» он имел в виду эвенков. О хозяйственной деятельности, физических и психических качествах эвенков есть высказывание А. Ф. Миддендорфа, на которое ссылается В. Л. Серошевский [160]. Он отмечал, что «северные тунгусы слывут искони как народ охотничий, подвижный и воинственный; оленей они всегда держали немного, самые крупные стада не достигают 600 штук; обыкновенно держат их не более двух десятков, охота и рыбная ловля главные их занятия, олени были им необходимы только как средство быстрого и удобного передвижения в горах. Жизнь, полная опасностей и риска, развила в них многие положительные качества...Они обладают известной выправкой, исполнены приличия, ловки, предприимчивы до отваги, жиеы, откровенны, самолюбивы, охотники наряжаться, а вместе с тем закалены физически» [160, с. 158].
Психолого-педагогические основы традиционного физического воспитания эвенков
В основу исследования педагогического обеспечения физического
воспитания в сельских общеобразовательных школах мы положили научные объяснения физического развития и воспитания эвенков. Всякое развитие представляет собой процесс освоения внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. [124].
Обучение, как и воспитание, направлено на развитие детей. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сфере, а воспитание - в социальной сфере. В целом, предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии и ускорении процесса развития детей. [92, с. 11].
Освоение этих двух пластов идет не в отрыве друг от друга, а одновременно, они взаимосвязаны. Более того, освоение внутреннего потенциала может идти только через общечеловеческий опыт. Ребенок, видя, что умеют другие, пытается сделать это сам, и, таким образом, развивает свои внутренние возможности, [92, с, 13],
Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. [191], Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры- [96, с, 296].
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций- Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы (руки и ноги; гибкость и стройность тела; глаза и уши) и способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества -борьбе с отрицательными явлениями в обществе, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, её значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с вредными привычками, бездельем, беспорядочными бдениями у телевизора или компьютера. Тем самым физическая культура и спорт выполняют общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными, увлекательными занятиями. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, выступают против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака. [96, с. 296-297].
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активно-деятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни. [186].
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляется костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются и закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство, самоопределение и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. [96, с. 297-298].
В педагогическом плане главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремление детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта- В стимулировании детей к занятиям физической культурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей. [96, с. 296-300],
Как правильно замечает Сергии А. А- в своих исследованиях [157] в среднем школьном звене наблюдается, что занятия национальными играми и единоборствами играют большую роль в воспитании целеустремленности, поскольку основывались на желании победить соперника или улучшить свои показатели в спорте. [157, с. 49].
Диагностика и критериальные показатели физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
В процессе разработки темы диссертационной работы нами были созданы экспериментальные площадки в эвенкийских национальных общеобразовательных школах с. Тяня Олекминского, с. Эжанцы Усть-Майского, с, Хатыстыр Алданского и с. Иенгра Нерюнгринского улусов. В зависимости от условий проведения этнопедагогизации нами была разработана спортивно-оздоровительная программа «Авгара». (См. таблицы 4,5). В данном разделе приведены материалы по введению элементов этнопедагогики физического воспитания в экспериментальных школах.
В национальной эвенкийской школе изучается культура эвенков. Особое внимание было уделено традиционному физическому воспитанию, культуре данного этноса в целом. Проводилась работа по сохранению культуры эвенков, что не представляло особой трудности, так как в связи с основными видами их хозяйственной деятельности (оленеводство, охота и рыбный промысел) древнейшая культура этого народа сохранилась практически в первозданном виде.
Одновременно с обучением физическим умениям и навыкам мальчики с особым интересом учились самостоятельно изготовлять предметы охотничьего снаряжения, предметы домашнего обихода и учебного инвентаря (луков, стрел, ножей с ножнами, копьев, берестяных труб для зова изюбра, манков для уток, мячей из коровьей шерсти, охотничьих лыж с камусом, нарт и т.д.). По мере увеличения мышечной силы у учеников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, прошло обучение стрельбе из лука в мишень, способам устройства? разведения костра и другим методам выживания в тайге, которые вырабатывались этим народом в течении длительного времени их становления и выживания в суровых условиях Севера. Большое значение заслуживают традиционные эвенкийские подвижные игры5 развивающие ловкость, сноровку, физическую силу и возможность выходить из различных сложных ситуаций. К этим национальным играм относятся: «Прыжки через парты», «Бой глухарей», «Пастух и олени», «Маут», «Гонки на оленях» и другие,
В этой программе учащихся подразделили на возрастные группы и для каждой группы ввели физические упражнения и игры в соответствии с их возрастным и физическим состоянием. Например, в Усть-Майском улусе селе Эжанцы секция северного многоборья имеет две возрастные группы -младшую (до 14 лет) и стартую (с 14 лет). Цели физического воспитания и общего развития этих групп различные. Тренировочный процесс младшей группы направлен на общее физическое развитие с использованием своеобразных (традиционных) методов развития. Старшая группа юношей уже подготавливается к соревнованиям по национальным видам спорта различных уровней - сельских, улусных и межулусных. Такое распределение физических нагрузок на организм школьников способствует развитию у них силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений, которые необходимы при будущей трудовой деятельности. Большая часть упражнений связана с метанием аркана по неподвижной и подвижной целям, ловле оленей, свертыванию и наматыванию аркана. Из прыжковых упражнений наиболее распространенными являются прыжки через нарты, которые проводятся в различных вариантах по количеству перепрыгнутых нарт, прыжки на скорость, на одной ноге, прыжки на дальность, прыжки с разбега через расставленные рядом нарты.
Данная, программа ввиду своего разностороннего содержания позволяет учитывать возраст, увлечение разными видами спорта, воспитание здоровому образу жизни, спортивные соревнования, как по традиционным, так и но современным видам спорта. Основная цель программы - формирование потребностей у учащихся проявить забот) о своем здоровье и стремление к ведению здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.
Для осуществления оздоровительной программы «Авгара» используются различные оздоровительные мероприятия (общешкольный кросс «Бег с палкой по пересеченной местности», Лига метателей аркана, спортивно-развлекательная игра «Бултлон», создание уголка «Спортивные будни клуба «Авгара», классные часы «Семейные традиции» и «Природа и мы», анкетирование «Национальные виды спорта, игры и состязания», соревнования по национальным прыжкам).
Например, в Олекмииском улусе в программу физического воспитания входили спортивные состязания: между классами, наслегами и различными школами (Токкинской, Киндигирской, Бясь-Кюёльской, Куду-Кюёльской и Олбутской). Такие же состязания проводились на национальных праздниках «Бакалдын» и «Проводы охотников».
Любимыми мероприятиями учащихся, предусмотренными по программе, стали: неделя подвижных игр и состязаний, «Ловля хариуса», стрельба из лука, вечер «Игры наших предков». В программу включены и такие мероприятия как круглый стол «Здоровье глазами детей и взрослых», соревнования по прыжкам через нарты, северное хмногоборье «А ну-ка, парни!», «День подлёдной рыбалки», лыжные гонки и лыжная эстафета, соревнования по национальным видам спорта (метание топора на дальность, прыжки через нарты, метание аркана). Проводились конкурсы рисунков на темы: «Олени наши друзья», «Я люблю спорт!», «Кочевье».
Программа проводит подразделение на возрастные группы. Соревнования, игры и другие развлекательные мероприятия проводятся отдельно для каждой группы. В программе предусмотрены также показательные выступления учащихся перед населением и лекции на самые разнообразные актуальные темы. Так в марте-апреле девочки из секции национальных танцев выступают с показательной программой перед населением села. Темы бесед и лекций, проводимые спортивные мероприятия могут меняться ежегодно, однако основное направление спортивно-оздоровительных мероприятий остаётся неизменным.
На уроках физической культуры в общеобразовательных школах этих сел введен национально-региональный компонент, который был разработан нами совместно с учителями. Основное направление применения национального компонента- введение традиционных физических упражнений, подвижных игр и состязаний. Кроме того, на уроках истории, культурологии введено обучение элементам национальных праздников эвенков Бакалдын, Икинипкэ, День Оленевода, Бултлон. Восстановление традиционных праздников и ознакомление с элементами их проведения на уроках способствует сохранению и дальнейшему развитию народной традиции и культуры эвенков. Следует отметить, что национальный праздник Бултлон возродился в 1995 году. На уроках физической культуры и на проводимых праздниках соревнования проводятся в форме эстафеты. Цель эстафеты - укрепление здоровья, усовершенствование физического развития и закаливание детей. Участвуют все юноши и мальчики с 1 по 11 класс.
Организационно-педагогическое обеспечение модели этнопедагогизации физического воспитания эвенков в сельских общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия)
Исследования были проведены в сельских общеобразовательных учреждениях, расположенных в регионах Республики Саха (Якутия): Эжанская средняя общеобразовательная школа села Эжанцы Усть-Майского улуса; Тянская национальная эвенкийская школа им. И. Н. Кульбертинова села Тяня Олекминского улуса; Золотинская средняя общеобразовательная школа-интернат села Иепгра Нерюнгринского улуса; Хатыстырская средняя общеобразовательная школа села Хатыстыр Алданского улуса. Экспериментальные работы проводились с 2001 года - по 2006 год»
В настоящее время научно-методическая литература по теме нашего исследования отсутствует, поэтому в диссертационной работе приводятся лишь дидактические материалы, собранные в различных районах Якутии.
Сбор экспериментального материала проводился на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, входящих в годовой учебный план по воспитательной работе, в особенности на национальных праздниках и культурно-массовых мероприятиях, проводимых местным населением в этих населенных пунктах.
Для определения физических качеств и отношения к традиционному физическому воспитанию учащихся сельских общеобразовательных учреждений было проведено социологическое исследование среди учащихся, учителей физического воспитания и знатоков традиционного физического воспитания эвенков (приложение 2, 3,4, 5), Всего в опросе приняло участие 128 учащихся, 12 учителей физической культуры и 28 знатоков традиционного физического воспитания эвенков в местах компактного проживания эвенков,
На основе полученных данных об особенностях традиционного физического воспитания эвенков мы разработали план экспериментальных работ по этнопедагогизации физического воспитания эвенков.
Социологические и экспериментальные исследования проводились с целью выявления средств и методов, повышающих физическую подготовленность юношей 5-7 классов общеобразовательных школ с учетом национальных их особенностей. Для этого были разработаны тесты по выявлению физической подготовленности школьников, оценки уровня их двигательной подготовленности, сбора статистического материала для решения вопроса о влиянии предложенной методики на состояние и динамику важных
физических качеств. Тестирование проводилось в начале и в конце экспериментальных исследований. На основе предварительного изучения специальной литературы были выявлены тесты, характеризующие различные стороны двигательной подготовленности учащихся сельских общеобразовательных учреждений.
Метод экспертной оценки применялся тогда, когда специалисты по физическому воспитанию оценивали разработанную вариативную часть программы по физическому воспитанию, которая включает содержание подвижных игр и состязаний эвенков.
Педагогический эксперимент проводился в выше указанных сельских общеобразовательных школах. Суть его заключается в определении эффективности внедрения и применения национального компонента в программу физического воспитания.
В исследовании применялся комплекс исследовательских методов адекватных цели, задачам, объекту и предмету данного диссертационного исследования: устные методы (беседа, интервью, опрос), анкетирование, наблюдение, тестирование физической подготовленности, определение успеваемости по предмету «Физическая культура», методы математической статистики.
Беседы, интервью, опрос, анкетирование и наблюдение проводились с целью выявления средств и методов повышающих физическую подготовленность юношей 5-7 классов с учетом национальных и региональных особенностей. Они проводились среди учителей физической культуры и учащихся общеобразовательных школ.
Анкеты содержали вопросы по перечню необходимых средств и методов, позволяющие с точки зрения респондентов существенно повысить уровень подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура». Среди учащихся был проведен опрос, содержащий сведения о применении национальных средств физического воспитания на уроках физической культуры и в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями (приложение 2).
Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения содержания вариативного компонента в учебном процессе, выбора оптимальных методов организации учащихся, выявления эффективности применяемых традиционных национальных средств для развития физических качеств.
Тестирование физической подготовленности школьников проводилось с целью оценки уровня двигательной подготовленности, сбора статистических данных для решения вопроса о влиянии предложенной методики на состояние и динамику важных физических качеств. Тестирование проводилось в начале и в конце опытно-экспериментальных исследований. На основе предварительного изучения специальной литературы были выявлены тесты, характеризующие различные стороны двигательной подготовленности учащихся сельских общеобразовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная работа была посвящена обоснованию эффективности разработанного физического воспитания учащихся с применением традиционных национальных форм физического воспитания эвенков. Сущность данного исследования заключалась в акцентированном развитии традиционно важных физических качеств, необходимых эвенкам и в том, что экспериментальные группы занимались по общепринятой комплексной программе физическою воспитания с включением разработанного нами вариативного компонента. Контрольные группы занимались по комплексной общеобразовательной программе Министерства образования и науки РФ.
Непременным условием проведения экспериментальных работ было сравнение исходных и полученных конечных результатов экспериментальных и контрольных групп, а также проведение контрольных срезов на каждом этапе исследования.
Проведение опытно-экспериментальных работ отвечало обязательному правилу: его содержание, методы проведения не противоречили общим принципам обучения и воспитания.
Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный.
Эксперимент проводился в виде опытных уроков физической культуры и внеклассных культурно-массовых мероприятий. Были использованы стандартные математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований. Обработка результатов исследований проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ на персональном компьютере.
Поставленные в диссертационной работе задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в три этапа. В конце констатирующего этапа исследования (май 2002 г.) был проведен первый контрольный срез. Второй контрольный срез был проведен в конце диагностирующего этапа (май 2005 г.)- И в конце формирующего этапа (май 2006 г.) был проведен третий контрольный срез.
В учебно-воспитательной деятельности сельских национальных общеобразовательных школ этих четырех улусов приоритетом является этнопедагогизация физического воспитания необходимого компонента комплексного развития эвенкийской национальной школы.