Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Жерукова Амират Аслановна

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов
<
Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жерукова Амират Аслановна. Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:04-13/2227

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 12

1.1 Семья как определяющий фактор формирования личности 12

1.2 Особенности семейного воспитания в русской народной Педагогике. 54

1.3 Особенности семейного воспитания в адыгской народной педагогике.83

Выводы по первой главе 101

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ РУССКОГО И АДЫГСКОГО НАРОДОВ 105

2.1 Средства и методы семейной педагогики русского народа 105

2.2 Средства и методы семейной педагогики адыгского народа 135

2.4 Общее и особенное в традициях семейного воспитания в рассматриваемых культурах 160

Выводы по второй главе 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179

Введение к работе

Истину воспитания и образования легче познать в сопоставлении различных педагогических систем, опыта прошлого и настоящего. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта народов России может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Сравнительная педагогика как наука призвана объективно изучать в сопоставительном плане народный опыт воспитания. Задачи отечественной сравнительной педагогики сводятся к изучению процессов, происходящих в сфере образования и воспитания, к выявлению позитивных и негативных сторон педагогических явлений и тенденций как предпосылки для дальнейших поисков совершенствования развития отечественной педагогики и школы.

Термин «сравнительная педагогика» впервые введен М.А.Жульеном Парижским В'начале XIX века. В России сравнительная педагогика выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К.Д.Ушинский. Его отдельные исследования содержат в информативном плане сравнения систем образования во Франции, Англии, Германии и Северной Америке. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л.Н.Модзалевский, П.Ф.Каптерев. Существенный интерес вызывают работы известных отечественных педагогов Б.Л.Вульфсона, Н.К.Гончарова, Н.А.Константинова, В.П.Лапчинской, З.А.Мальковой, К.И.Салимовой и других. В их трудах дан всесторонний сопоставительный анализ школы и педагогических концепций, теорий за рубежом, выделены наиболее важные общие проблемы и тенденции развития образовательных систем на национальном и региональном уровне, показаны возможности творческого использования опыта зарубежных теорий и педагогической практики в современной России. Предприняты попытки разработать теоретико-методологические основы сравнительной педагогики. В эти же годы в России усилился интерес к систематическому научному изучению

проблем сравнительной педагогики.

В 70-80-е годы вышли в свет учебные пособия, монографии и сборники научных трудов по проблемам сравнительной педагогики. В них освещались основные направления реформирования зарубежных систем образования, вопросы модернизации педагогического процесса, раскрывались глобальные тенденции и национальная специфика воспитания учащихся. С середины 80-х годов исследования по сравнительной педагогике характеризуются более объективным и всесторонним сопоставительным анализом состояния школы и педагогической мысли. Предприняты успешные попытки выявления наиболее общих проблем и ведущих направлений развития образовательных систем за рубежом в целях определения возможности использования зарубежного опыта в российской действительности.

Установленные сравнительной педагогикой закономерности развития образовательных систем, обобщения и выводы о совершенствовании образования и воспитания, рекомендации о модернизации школы могут оказать существенную помощь современной педагогической науке и школьной практике. Использование положений сравнительной педагогики для сравнения воспитательных процессов различных этносов поможет познать то, что сближает представителей разных национальностей и то, что мешает пониманию их друг другом.

Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Особенности семейного воспитания, проявляющиеся в литературных памятниках народа, могут успешно использоваться в воспитательной деятельности родителей.

При характеристике семьи мы использовали работы ученых А.И.Антонова, В.А.Ворисова, Э.К.Васильевой, СЯ.Вульфсона, О.К.Лосевой, А.Г.Харчева и других.

В исследовании общих вопросов семейной педагогики мы опирались на труды педагогов: Ю.А.Азарова, Ю.Н.Бабанского, А.Ю.Гранкина, И.В.Гребенникова, Г.И.Куцебо, Е.И.Наседкиной, А.М.Низовой, П.П.Пивненко и других.

Касаясь вопросов формирования личности ребенка в семье мы использовали исследования психологов: К.А.Абульханова-Славской, Б.Г.Ананьева, ЛИ.Божовича, С.В.Ковалева, И.С.Кона, А.И.Леонтьева, РЗ.Овчаровой, С.Л.Рубинштейна и других.

Семья является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. На сегодняшний день становится очевидным, что каждый этнос может сохранить себя только благодаря собственной системе воспитания, в которой ведущее место отводиться семейному воспитанию.

Общетеоретические и методические выводы по проблеме этнопедагогики
семьи содержат работы Ю.Д.Анчабадзе, И.А-Арабова, В.И.Ашхамахова,
И.Л.Бабич, РЛБайчоровой, Л.Х.Балаговой, Б,Х.Бгажнокова, З.У.Блягоз,
К.И.Бузарова, Г.КВолкова, А.Ш.Гашимова, А.Ю.Гранкина, М.Б.Гуртуевой,
М.Г.Загазежева, АХ.Зафесова, А.Э.Измайлова, М.Г.Кагазежева, Х.МКазанова,
С.СКиржинова, Я.К.Коблева, Э.Л.Коджесау, М.Кузьмина, Н.Г.Ловпаче,
СА.Ляушевой, Г.Х.Мамбетова, Р.Х.Мамхеговой, СХ.Мафедзева,

МА.Меретукова, З.К.Меретуковой, Ш.А.Мирзоева., А.И.Мусукаева, Ю.К.Намитокова, Ф.Г. Никитиной, Я.С. Смирновой, Х.Х. Сукунова, СБ. Узденовой, Р.Б. Унароковой, К.Х. Унежева, Е.Е. Хатаева, АФ. Хинтибидзе, Р.Г. Читашевой, АЮ. Шадже, АТ.Щеватлохова, А.Х. Шеуджен, ЭА Шеуджен, Л.М. Шовгеновой, ИА Шорова, СИ. Эфендиева, 3.Якубова и других.

В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В

связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций народного воспитания в области семейной педагогики русского и адыгского народов.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью:

- более широкого внедрения в педагогический процесс методов семейного
воспитания;

решения конкретных задач повышения уровня знаний детей и их родителей о традициях и обычаях русского и адыгского народов;

совершенствования средств педагогического воздействия, направленных на сохранение и приумножение богатств традиционной культуры семейного воспитания этносов.

В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каковы наиболее существенные черты семейного воспитания в обществах и культурах традиционного типа русского и адыгского народов.

Решение проблемы является целью исследования.

В сравнительно-сопоставительном аспекте традиционные системы семейного воспитания русского и адыгского народов не были предметом специального изучения. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов».

Объектом исследования явилась педагогическая культура русского и адыгского народов.

Предмет исследования - специфика педагогических ценностей семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

- определить сущность и особенности семейного воспитания на основе

7 психолого-педагогического, исторического анализа литературы;

- выявить особенности, обусловившие специфику семейного воспитания
русского народа;

- раскрыть современное состояние традиционной системы семейного
воспитания адыгского народа;

- учет половозрастных особенностей детей в семейном воспитании;

- сравнить основные идеи семейного воспитания в культурах русского и
адыгского народов;

- выявить наиболее важные характеристики семейного воспитания,
присущие традиционным культурам русского и адыгского народов.

Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений:

- использование философских, гносеологических теорий в оценке культурных,
духовно-нравственных и педагогических ценностей;

- признание человека высшей ценностью в обществе;

- диалектический подход к анализу исследуемых фактов, явлений;
-трансформация педагогических ценностей изменениями социально-
экономических условий жизни общества и потребностями людей;

- объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых
процессов.

Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский,
Б.Т.Лихаяев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никаидров, В.А.Сластенин,
В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов и др.);

- историко-педагогический процесс как составную часть культурно-

исторического процесса (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Н.К.Гончаров, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, Е.Н.Медьшский, Л.Н.Модзалевский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, ЛЛ.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, М.Ф.Шабаева и др.);

проблемы сравнительных педагогических исследований (О.Анвайлер, Б.Л.Вульфсон, М.В.Кларин, В.Кумарин, З.А.Малькова, Г.В.Микаберидзе, Н.Д.Никандров, В.Г.Разумовский, М. Л.Родионов, К.И.Салимова, В.А.Сластенин, М.А.Соколова, С.А.Тангян, А.Е.Ширинский и др.);

психологические основы воспитания и образования (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, ПЛ.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон и др.);

- проблемы семейного воспитания и другие вопросы этнопедагогики
(И.А.Арабов, Б.Х.Бгажноков, Х.Х.-М.Батчаева, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров,
А.Ю.Гранкин, В.К.Кочисов, Ф.Т.Кущетерова, Г.Х.Мамбетов, АЛМусукаев,
К.Б.Семенов, А.С.Семенова., Б.А.Тахохов, С.Б.Узденоваь Е.Е.Хатаев,
И.А.Шоров и др.).

Методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2001-2003) связан с изучением состояния проблемы исследования; установление степени научной разработанности вопросов

9 этнопедагогики семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация полевых записей.

Второй этап (2003-2004) определялся систематизацией накопленного материала, осмысливались и обобщались результаты исследования, проводилась их апробация и оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - рассмотрены сущностные характеристики семейного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и адыгского народов;

- уточнены воспитательные возможности национальных педагогических
культур русского и адыгского народов;

охарактеризован сложившийся в опыте русского и адыгского народов идеал воспитания мужчины и женщины, цель воспитания (совершенный человек) и составные компоненты (задачи) воспитания: раскрытие физического и нравственного потенциала человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья;

обоснована историческая закономерность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни и семейным обязанностям, соответствующих общечеловеческой нравственности;

сопоставлены и выявлены наиболее важные педагогические ценности семейного воспитания, свойственные традиционным педагогическим культурам русского и адыгского народов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем конкретезированы сущность, структура и основные характеристики семейного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками. Система семейного воспитания в традиционных культурах

10 русского и адыгского народов является как бы концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры. Транслируясь через призму современных социальных установок, она является ориентиром образовательной политики государства, направленной на формирование национального самосознания. Единство теоретического, организационного и технологического сторон должно быть определяющим в системе возрождения педагогического наследия русского и адыгского народов.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по семейной педагогике. Материалы могут быть использованы в курсах «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики семейного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в воспитательную практику. На защиту выносятся следующие положения:

і. Семья является основой разностороннего гармонического формирования личности.

2. Представление русского и адыгского народов об идеале воспитания как

11 совершенном человеке с высоким уровнем общественного сознания, обладающего богатством знаний и являющегося носителем культурно -этнических ценностей, обычаев и традиций.

  1. Специфика содержания семейного воспитания в русской народной педагогике и этнические особенности адыгской семьи, обусловившие проблему воспитания детей.

  2. Содержание семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов заключается в том, что в семье происходит физическое развитие, подготовка к трудовому образу жизни, овладение родным языком, национальной культурой, формирование эстетического сознания, подготовка к семейной жизни и умению общаться в семье,

  3. Целесообразность использования традиций семейного воспитания в русской и адыгской народных педагогак в современной системе семейного воспитания, в повышении уровня воспитанности детей. Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация

результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского, Кабардино-Балкарского и Адыгейского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Магас (2004), Ростове-на-Дону (2004), Нальчике (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы.

Семья как определяющий фактор формирования личности

Воспитательный потенциал семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: для нормального развития ребёнку необходимо общение с физически, социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное - от родителей, отстают в своем развитии. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей, оказывается воздействие на одну из деликатнейших областей эмоциональной жизни юношества - переживание первых интимных чувств, первых половых импульсов, подготовке к семейной жизни. Вместе с тем, семья - одна из высших моральных ценностей общества[8, С.65].

Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них - это физическое и социальное воспроизводство новых людей. Репродуктивность не сводится лишь к рождению и уходу за ребенком. Она включает и социальное воспроизводство, т.е. формирование ребенка как социально самостоятельного существа, способного выполнять трудовую, общественную деятельность, социальные роли. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

Семья - древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Семейный круг - здесь, как нигде больше, можно вырастить зрелых людей.

Семья - первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо».

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, карачаевцев и балкарцев. Русский ученый И.А. Ильин (1882-1954) показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» [67, С.45-48]. Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И.А. Ильин подчеркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [67, С. 142].

Одной из главнейших ценностей у всех народов являются дети. В семье непосредственно сочетаются индивидуальное и коллективное начала, связывается индивидуальная (личная) жизнь людей с общественной. Жизнедеятельности семьи присущи материальные и духовные процессы. Семья, говоря словами И.А. Ильина, является «первичным лоном человеческой культуры», «первоначальной исходной ячейкой духовности». «Именно в семье, - писал он, - человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает прежде всего исходную ячейку духовности: если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться - и во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы» [67, С. 146].

Горцы всегда оценивали семью, родителей, прежде всего по тому, как они растили своих детей, в каком направлении они их воспитывали, насколько отец и мать справляются со своими воспитательными задачами, а основной целью семьи считали рождение и воспитание детей.

Средства и методы семейной педагогики русского народа

Основной ячейкой русского общества является группа. Существуют различные концепции и критерии определения группы. Так, согласно динамической концепции группы «...индивиды рассматриваются не столько как члены той или иной организации, сколько как активные участники какого-то рода действия». При этом важна не столько структура группы и результат ее деятельности, сколько сам процесс группового действия, которому присущи разделение труда и гибкая-координация. Оно ориентировано на поведение людей.

В странах запада во главу угла ставится личность с ее эгоистическими устремлениями, в России наиболее важными считаются интересы группы. Хотя группа отчасти нивелирует личностные качества, в то же время она дает возможность индивиду реализоваться в своих рамках. В первом случае подчеркивается важность личности, «я», личной независимости. Во втором -соблюдается норма отношений.

Народ уделял особое внимание процессу воспитания и интеграции подрастающего поколения в общество, в различные типы социальных групп (семью, трудовой коллектив, общину) посредством организации его жизнедеятельности с целью усвоения культурных, социальных, ценностей и норм, а также приобретения опыта, который необходим для исполнения социальных ролей. Этот процесс мыслился как развитие чувства гражданского долга, желания трудиться на благо семьи и общества, как подготовка детей и молодежи к выполнению социальных ролей в трудовом коллективе, семье, общине, как выработка умения взаимодействовать с окружающими, работать сообща, сотрудничать, направлять свои силы на достижение общих целей, вносить в совместный труд инициативу, творчество, смекалку, сноровку. Вместе с тем народ использовал стремление детей, молодежи к самовоспитанию и саморазвитию как в условиях семьи, так и трудовых объединений. Средствами такого воспитания и последующей социализации являлись организуемое семьей и обществом приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям, общение, самовоспитание, участие в совместном труде со взрослыми. Социализация личности включала подготовку молодежи к овладению ролями мужа (жены), к созданию прочной семьи, выработку гражданской позиции. Успех социализации связывался со способностью личности формировать и отстаивать собственную позицию, реализовывать свои способности, добиваться признания трудового объединения, общины[100, C.9S]. Анализ опыта и народных традиций воспитания свидетельствует о том, что все этнические группы уделяли внимание процессу воспитания и вхождения подрастающего поколения в общество. Однако экономическое и политическое устройство, нравы, религиозные взгляды обусловливали интеграцию молодежи в общество в рамках отдельного этноса, социальной группы. Так, условия жизни русских крестьян были далеко не одинаковы ни по отношению к собственности, ни по месту в иерархии социальных слоев общества. Исследования В.Д. Семенова показывают, что социально-национальные типы людей, представленные народной педагогикой, включали крестьян, солдат, ремесленников, впоследствии купцов и промышленников. Самый многочисленный в аграрной России социальный тип «крестьянин» был неоднородным по своему составу и был представлен несколькими подтипами. Во-первых, это были землепашцы, люди труда, хозяева своей семьи и уважаемые в «миру». Они редко встречались напрямую с господами, работая на полях, в лесах, на оброке и т. д., подчиняясь управляющим и законам общины, «миру». Во-вторых, дворовые (социальный тип «лакей», «дворовой»), которых в усадьбах было довольно много, особенно девушек и женщин. Они были совершенно бесправны и презираемы в равной степени и «верхом» и «низом». Совершенно иное социальное деление было среди крестьян Севера, Сибири, не знавших крепостного права. В такой разнородной среде средства воспитания и социализации были разными[6, С.218].

Воспитание происходило преимущественно стихийно, однако народ стремился сделать процесс вхождения молодежи в общество управляемым, целенаправленным. Особая роль отводилась семье, где вырабатывались первые коллективные трудовые навыки. Пример и авторитет родителей способствовали осознанию ребенком необходимости труда не только на благо семьи, но и во имя общественных интересов. В семье впервые дети осознавали свою сословную принадлежность, становились членами той или иной детской группы, а затем молодежного коллектива, артели, подчинялись установленньм в них правилам, обычаям, законам. В детские годы на неосознанном уровне воспитание осуществлялась с помощью усвоения родного языка как основы общения. Трудно не согласиться с К.Д. Ушинским, называвшим родной язьж «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [190, С.245].

Средства и методы семейной педагогики адыгского народа

Вековой опыт позволил народу выработать определённые дидактические приёмы и правила воспитания детей. В средствах, методах и всей системе воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология народа, его бытовые устои. Многократно повторяясь и переходя из поколения в поколение, средства и методы воспитания детей постепенно перерастали в систему, становились традиционными. В традициях воспитания закреплялись нормы и принципы взаимоотношения людей, обусловливалось их общественное поведение.

Во все времена в истории развития человечества внимание родителей и общества было направлено на обучение подрастающего поколения жизненному опыту старших, передаче им трудовых навыков и правил поведения.

Методы воспитания в народной педагогике адыгов представляют собой способы, с помощью которых совершается целенаправленное , педагогическое воздействие на сознание и поведение вослитуемых, на формирование у них нужных качеств, на обогащение их нравственного опыта и многообразных отношений.

В педагогике многих народов известны следующие методы: пример, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ, упражнение, намёк, укор, осуждение, наказание, запрет, принуждение, заклинание, порицание, презрение, проклятие, клятва, брань, устрашение, побои и т.д.

Методы воспитания в народной педагогике отличаются от средств воспитания, с которыми, они тесно связаны и используются в единстве. К средствам семейного воспитания народная педагогика относит различные виды деятельности (игра, труд, учеба и т.д.), а также совокупность предметов материальной и духовной культуры (пословицы, поговорки, сказки и легенды, эпос, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Далее, рассмотрим некоторые из группы методов семейного воспитания. Метод словесного воздействия. Эта группа методов воздействует на сознание детей. Приёмы данной группы многочисленны: разъяснение, совет., просьба, одобрение, уговор, укор и др.

Разъяснение и убеждение применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье, в обществе. Необходимость соблюдения тех или иных нравственных норм поведения, прежде всего, достигалась методом убеждения, который проявлялся в форме разъяснения, совета, внушения и т.д. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли, уборка урожая и т.д.).

Убеждение как метод семейного воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливая нравственный опыт и потребность руководствоваться им. Самым конкретным и действенным образом для ребёнка является личный пример родителей, старших сестёр, братьев и близких в семье, родственников.

Пример - это самый действенный метод народного воспитания. Основой нравственного воспитания ребёнка являются нравы того круга людей, в котором он живёт. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, их отношение к окружающим людям, искусству - всё это ребёнок видит, ощущает, чувствует и, естественно, это влияет на формирование его как личности.

Дети воспринимают и положительные, и отрицательные черты своих родителей: «Посмотрев на отца, выходи замуж за его сына»; «Что не вошло с материнским молоком, с коровьим не войдёт» [146, С.69].

Невозможно прийти к хорошему воспитанию одними нравоучениями, легче примерами, ибо дети во всём подражают взрослым: «Хороший пример лучше ста

137 слов»., «На драгоценный камень смотрят в оправе, на человека в доме». Очень важен и пример старших: «Младший делает то, что старший делает»; «Воспитай старшего, а младший сам научится». Следовательно, пример действует на детей своей наглядностью и конкретностью. Чем выше авторитет старших, тем сильнее влияние на формирование характера и поведение детей. Поэтому уровень воспитания молодого поколения, в первую очередь, связан с психологическим климатом общества, её общим культурным уровнем.

Немаловажную роль в воспитании детей играла и окружающая среда. Поэтому родители всегда стремились к тому, чтобы их дети имели хорошее окружение. Об этом говорят пословицы: «Привяжи лошадь с ослом: если она не научиться у него реветь, научиться бить копытами»; «Ребёнок делает то, что увидит».

Похожие диссертации на Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов