Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 14
1.1 Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики 14
1.2 Особенности нравственного воспитания в русской народной педагогике 48
1.3 Особенности нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике 71
Выводы по первой главе 89
ГЛАВА II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ РУССКОГО И КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДОВ 94
2.1 Средства и методы нравственного воспитания русского народа 94
2.2 Средства и методы нравственного воспитания карачаевского народа 124
2.3 Общее и особенное в нравственном воспитании в педагогических культурах русского и карачаевского народов 140
Выводы по второй главе 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 163
- Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики
- Особенности нравственного воспитания в русской народной педагогике
- Средства и методы нравственного воспитания русского народа
Введение к работе
В современной России наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений лучшие традиции народов России, сопоставляя различные педагогические системы, опыт прошлого и настоящего. Сравнительное изучение традиционного педагогического опыта народов России, в частности опыта нравственного воспитания, может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Сравнительная педагогика как наука, призвана объективно изучать в сопоставительном плане, народный опыт воспитания.
На современном этапе роль национальной школы возрастает, она должна обеспечить оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной школы является адекватная самореализация подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной и других видах деятельности.
Вопросы нравственного воспитания являются одной из ведущих проблем народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности нравственного воспитания этносов в сопоставительном плане, изучены недостаточно. В последнее время были изданы некоторые исследования, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. Не учитывались в должной мере национальные черты, этнические особенности воспитания. Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования ряда учёных, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б.Апашев (Киргизия), В.А. Арутюнян (Армения), В.Д. Афанасьев (Якутия), Х.Х-М. Батчаева (Карачаево-Черкесия), К.И. Бузаров (Адыгея), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева, Ю.С. Кимов (Кабардино-Балкария), М.Г. Загазежев (Северная Осетия), А.Э. Измайлов (Киргизия), Ш.А. Мирзоев, 3. Якубов, P.M. Пашева (Дагестан), В.Д. Семенов (Екатеринбург), К.Б. Семенов (Карачаево-Черкесия), Е.Е. Хатаев, Х.Х.Хадиков (Северная Осетия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), А.Ф. Хинтибидзе (Грузия), СМ. Шакарян (Пятигорск), И.А. Шоров (Адыгея).
Русский ученый Г.С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составную часть педагогической культуры народа, при этом он рассмотрел некоторые вопросы нравственного воспитания. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Содержание, средства и методы нравственного воспитания в русской народной педагогике рассмотрены СМ. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х.Х-М. Батчаевой. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей нравственного воспитания в сравнительно-сопоставительном плане.
Проблемы народной педагогики, в том числе нравственного воспитания, были отражены в материалах XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной
педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Вопросы нравственного воспитания также обсуждались на Всероссийской конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий» (2004 г.)
В России сравнительная педагогика выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К.Д.Ушинский. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л.Н.Модзалевский, П.Ф.Каптерев. Существенный интерес вызывают работы известных отечественных педагогов Б.Л.Вульфсона, Н.К.Гончарова, Н.А.Константинова, В.П.Лапчинской, З.А.Мальковой, К.И.Салимовой и других.
С середины 80-х годов исследования по сравнительной педагогике характеризуются более объективным и всесторонним сопоставительным анализом состояния школы и педагогической мысли. Предприняты успешные попытки выявления наиболее общих проблем и ведущих направлений развития образовательных систем за рубежом в целях определения возможности использования зарубежного опыта в российской действительности.
Установленные сравнительной педагогикой закономерности развития образовательных систем, обобщения и выводы о совершенствовании образования и воспитания, рекомендации о модернизации школы могут оказать существенную помощь современной педагогической науке и школьной практике. Использование положений сравнительной педагогики для сравнения воспитательных процессов различных этносов поможет познать то, что сближает представителей разных национальностей и то, что мешает пониманию их друг другом.
Сравнительное изучение ценностей нравственного воспитания различных этносов, на сегодняшний день, представляет особую актуальность, так как Россия является многонациональной страной.
Вышесказанное означает, что ценности нравственного воспитания в традиционных культурах русского и карачаевского народов представляются весьма актуальными на современном этапе. Особенности нравственного воспитания, проявляющиеся в литературных памятниках народа, могут успешно использоваться в воспитательной деятельности родителей.
Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, О.Д, Мукаевой, Я.И. Ханбикова, Ш.А, Мирзоева, И.А. Шорова.
Национально-культурные ценности народов России исследуются в диссертационных работах Ж. Бешимова, П.И. Егорова, Л.В. Котенко, О.В. Леоновой, Ш.А. Мирзоева, Т.М. Мунзук, И.А. Снежковой, С.С. Танхасаевой, М.А.Терентия и др.
Особое значение для нас имели диссертационные исследования, посвященные этнокультурным ценностям народов Карачаево-Черкесии (Абаева Ф.В., Айбазова М.Ю., Борлакова Б.М., Байчорова Р.И., Батчаева Х.Х.-М., Кушетерова Ф.Т., Нагорная Г.Ю. и др.).
Касаясь общих вопросов формирования личности, мы использовали исследования психологов: К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божовича, С.В.Ковалева, И.С.Кона, А.И.Леонтьева, Р.В.Овчаровой, С.Л.Рубинштейна и других.
В современных условиях нравственный идеал утрачивает качества сформированные опытом жизни наших предков, т.к. цивилизация и вхождение в нее неизбежно таит в себе негативные стороны, и сравнительная педагогика должна искать и находить возможные пути воздействия на подрастающее поколение. В связи с этим возникла необходимость в изучении опыта и возрождении лучших традиций нравственного воспитания русского и карачаевского народов.
Педагогическая наука и практика на современном этапе нуждаются в конкретизации педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного воспитания. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями между: - новым качеством жизни и действующей системой нравственного воспитания; устаревшими методологическими подходами в характеристике литературных памятников, как источников народной педагогики вообще, нравственного воспитания в частности и требованиями времени; - возможностью творческого использования методов нравственного воспитания в современной семье, школе и действительным состоянием педагогического общества.
Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики нравственного воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных сравнительному изучению нравственного воспитания, а также необходимость использования национальных традиций и фольклора в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов».
На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования, которая состоит в выявлении наиболее существенных особенностей нравственного воспитания в этнокультурных обществах русского и карачаевского народов.
Цель исследования: сравнительно-сопоставительный анализ основных идей нравственного воспитания русского и карачаевского народов и определение его значения для модернизации современной воспитательной практики.
Объектом исследования явилась традиционная педагогическая культура русского и карачаевского народов.
Предмет исследования - нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования необходимо было решить следующие основные задачи:
- определить сущность и особенности нравственного воспитания на основе психолого-педагогического, исторического анализа литературы;
- выявить особенности, обусловившие специфику нравственного воспитания детей русского народа;
- показать специфику нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике;
- сравнить основные идеи нравственного воспитания в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов;
выявить наиболее существенные характеристики нравственного воспитания, присущие народным педагогическим традициям русского и карачаевского народов.
Методологической основой проведенного исследования явилась совокупность следующих положений:
- использование философских, гносеологических теорий в оценке культурных, духовно-нравственных и педагогических ценностей;
- признание человека высшей ценностью в обществе;
- диалектический подход к анализу исследуемых фактов, явлений; -трансформация педагогических ценностей изменениями социально экономических условий жизни общества и потребностями людей;
- объективность в подборе фактов, явлений, анализе исследуемых процессов.
Использовались также системный и комплексный подход к исследуемым педагогическим явлениям.
Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В. А.Сл астении, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов и др.);
- историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Н.К.Гончаров, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, Л.Н.Модзалевский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, ЛЛ.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, М.Ф.Шабаева и др.);
- проблемы сравнительных педагогических исследований (О.Анвайлер, Б.Л.Вульфсон, М.В.Кларин, В.Кумарин, З.А.Малькова, Г.В.Микаберидзе, Н.Д.Никандров, В.Г.Разумовский, М.Л.Родионов, К.И.Салимова, В.А.Сластенин, М.А.Соколова и др.);
- психологические основы воспитания и образования (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон и др.);
- проблемы народной педагогики (М.Ю. Айбазова, Л.С.Алексеева, Л.Г.Андреева, И.А.Арабов, Х.Х-М.Батчаева, Б.М.Борлакова, К.И. Бузаров, Ф.Т.Кущетерова, В.В.Макаев, А.И.Мусукаев, К.Б.Семенов, А.С.Семенова, А.И.-М. Сикалиев, С.Б.Узденова, И.А.Шоров и др.);
- нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егорова, Л.В. Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, С.С.
Танхасаева, М.А.Терентия, СМ. Шакарян и др.).
Методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература. Основные этапы исследования. Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме.
Второй этап (2002-2003 гг.) - установление степени научной разработанности вопросов нравственного воспитания в традиционных культурах русского и карачаевского народов; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация полевых записей.
Третий этап (2003-2004 гг.) - систематизация накопленного материала, осмысление и обобщение результатов исследования, проводилась их апробация и оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- выявлены и конкретизированы возможности нравственного воспитания в национальных педагогических культурах русского и карачаевского народов;
- осмыслен сложившийся в опыте русского и карачаевского народов идеал воспитания мужчины и женщины, цель воспитания (совершенный человек) и составные компоненты (задачи) воспитания;
- доказана комплексность воспитания в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов и одновременного формирования трудового, физического, умственного, эстетического и нравственного задач воспитания;
-обоснована необходимость повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, соответствующего общечеловеческим ценностям;
-сопоставлены и выявлены наиболее важные нравственные ценности, свойственные традиционным педагогическим культурам русского и карачаевского народов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- конкретезированы сущность и основные характеристики нравственного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками;
- выявлено, что нравственное воспитание в традиционных культурах русского и карачаевского народов является концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры;
- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах нравственного воспитания в этнокультурных традициях русского и карачаевского народов.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике. Материалы могут быть использованы в курсах «Нравственное воспитание детей в семье и школе», «Педагогика межнационального общения», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», специальных курсах, освещающих вопросы теории и
методики нравственного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность и структура нравственного воспитания детей в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов соответствующего требованиям к воспитанию детей в духе общечеловеческих ценностей.
2. Представление русского и карачаевского народов об идеале нравственного воспитания как совершенном человеке с высоким уровнем общественного сознания, обладающего богатством знаний и являющегося носителем культурно - этнических ценностей, обычаев и традиций.
3. Специфика содержания нравственного воспитания в русской народной педагогике и этнические особенности нравственного воспитания у карачаевцев, обусловившие проблему формирования нравственности детей.
4. Нравственное воспитание в этнокультурных традициях русского и карачаевского народов происходит при совместном решении всех составных частей воспитания (трудовое, физическое, умственное, эстетическое).
5. Целесообразность использования этнокультурных традиций нравственного воспитания в русской и карачаевской народной педагогике в современной системе воспитания, в повышении уровня нравственности детей.
Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Ростове-на-Дону (2004), Кисловодске (2003,2004), Карачаевске (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Процесс нравственного воспитания в теории и практике отечественной педагогики
Нравственное воспитание есть процесс передачи нравственности от предыдущих поколений к последующим. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно -церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [157, С.67]. Различные концепции, через которые реализовывались эти традиции, имели философскую направленность, где они ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общих аспектах нравственного воспитания. В других случаях, например, Ж.Ж. Руссо, имелись конкретные нравственные воспитательные программы, хотя многое в них было утопическим.
В нравственном воспитании участвуют воспитатели и воспитуемые, то есть это процесс взаимосвязанный. Воспитатели, люди старшего возраста, более компетентные, чем воспитуемые, и это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам.
Нравственность находится в основании самой человеческой деятельности и не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. Более конкретно, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.
В обществе нет специальных лиц и учреждений, профессионально занимающихся нравственным воспитанием. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное формирующее воздействие на индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю в основном в форме самовоспитания, самосовершенствования. Каждое разумное существо ответственно за собственное нравственное становление и развитие.
Нравственное развитие человека осуществляется через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. По другому говоря, поступок является основой нравственного самовоспитания личности, а также методом нравственного влияния на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.
Особенности нравственного воспитания в русской народной педагогике
Зародыши педагогической мысли в Древней Руси появились более двух тысяч лет назад. В своем историческом развитии восточные славяне создали педагогическую культуру, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых путем приобщения молодежи к своей истории и произведениям устного народного творчества.
В некоторых источниках мы находим сведения о деятельности жителей Древней Руси, так в «Повести о начале Русской земли» упоминается о Кие, Щеке и Хориве, основавших город Киев среди «лесами болота великого». Некоторые славянские племена занимались земледелием. Вятичи, жившие в глухих лесах между Десной и верхней Окой, добывали пропитание «от рала» (сохи). Древляне (судя по названию, жители лесов) «делали нивы своя и земли своя».
Славяне занимались в основном земледелием, которое в лесной зоне было трудоемким занятием и требовало огромных физических затрат. Чтобы расчистить участок для посева, надо было вырубить лес, выкорчевать пни или выжечь огромное пространство лесных массивов. Такой трудоемкий процесс подготовки почвы под сев оправдывался огромным урожаем, однако плодородие земель длилось около пяти-семи лет. Совершенно истощив землю, селяне приступали к освоению новых участков. Так, эксплуатируя землю, восточные славяне передвигались с места на место, пока не дошли до естественных границ русской равнины, до Урала и Белого моря. Основным состоянием народа являлся труд. «Всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, едем в поля наши трудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено работать ради хлеба своего», - свидетельствует Велесова книга о трудовой основе жизни славян [7, С.220].
Кроме земледелия славяне обращались к промыслам. Леса, реки, озера, болота предоставляли им множество угодий, разработка которых служила подспорьем в быту. Скотоводство, земледелие, изготовление различных изделий - каждое из этих занятий служило основанием хозяйственного быта для целых деревень.
В русском обществе отчетливо выделялись два основных класса -крестьяне и феодалы, складывались типичные феодальные отношения. Возникновение классов означало раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Происходило деление культуры общества на культуру феодалов и культуру трудящихся. Вместе с тем имело место размежевание цели подготовки к жизни и содержания воспитания подрастающего поколения этих классов. По словам исследователя В.Д.Семенова, складывалось впечатление, словно «люди одной страны жили в разных мирах, духовно не пересекаясь» [168, С.56]. В противовес педагогике господствующего класса зарождалась народная (семейная, общинная, национально - этническая) педагогика. Она представляла собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Народная педагогика являлась неотъемлемой частью общественной психологии нации, жизнедеятельности людей, их миропонимания и здравого смысла. Фольклор, обычаи, традиции, нравы - все было пропитано заботой о воспитании подрастающего поколения.
В прошлом, нравственное воспитание у русского народа осуществлялось главным образом в процессе включения подрастающего поколения в различные виды деятельности вместе со взрослыми, а также в обряды, инициации. Имели место различия в воспитании мальчиков и девочек.
В русской народной педагогике обосновывалась необходимость подготовки человека, осознающего свою неразрывную связь с предками, семьей, окружающей природой, проявляющей благоразумие, добротворчество и созидание. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс природных и социальных черт, свойств, качеств и целей, в которых концентрированно воплощены стремления и деятельность человека. В опыте народа формировался нравственный идеал воспитания. Ядром этого идеала являлось отношение к моральным ценностям, выработанным русским народом.
Нравственный идеал воспитания отражал форму жизнедеятельности народа и воплощал в себе требования социально-экономического развития общества, потребности семьи как органической частицы этого общества. Он выступал ценностным ориентиром, стимулом развития личности и общества. Претворение этого идеала в жизнь обусловливалось конкретными социально-историческими факторами и осуществлялось в рамках возможного, с учетом жизненной позиции данного человека.
Средства и методы нравственного воспитания русского народа
Основной ячейкой русского общества является группа. Существуют различные концепции и критерии определения группы. При этом важна не столько структура группы и результат ее деятельности, сколько сам процесс группового действия, которому присущи разделение труда и гибкая-координация. Оно ориентировано на поведение людей.
В странах запада во главу угла ставится личность с ее эгоистическими устремлениями, в России наиболее важными считаются интересы группы. Хотя группе отчасти нивелирует личностные качества, в то же время она дает возможность индивиду реализоваться в своих рамках. В первом случае подчеркивается важность личности, «я», личной независимости. Во втором -соблюдается норма отношений.
Народ уделял особое внимание процессу воспитания и интеграции подрастающего поколения в общество, в различные типы социальных групп (семью, трудовой коллектив, общину) посредством организации его жизнедеятельности с целью усвоения культурных, социальных ценностей и норм, а также приобретения опыта, который необходим для исполнения социальных ролей. Этот процесс мыслился как развитие чувства гражданского долга, желания трудиться на благо семьи и общества, как подготовка детей и молодежи к выполнению социальных ролей в трудовом коллективе, семье, общине, как выработка умения взаимодействовать с окружающими, работать сообща, сотрудничать, направлять свои силы на достижение общих целей, вносить в совместный труд инициативу, творчество, смекалку, сноровку.
Вместе с тем народ использовал стремление детей, молодежи к самовоспитанию и саморазвитию как в условиях семьи, так и трудовых объединений[171, С.145]. Средствами такого воспитания и последующей социализации являлись организуемое семьей и обществом приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям, общение, самовоспитание, участие в совместном труде со взрослыми. Социализация личности включала подготовку молодежи к овладению ролями мужа (жены), к созданию прочной семьи, выработку гражданской позиции. Успех социализации связывался со способностью личности формировать и отстаивать собственную позицию, реализовывать свои способности, добиваться признания трудового объединения, общины[100, С.98]. Анализ опыта и народных традиций воспитания свидетельствует о том, что все этнические группы уделяли внимание процессу воспитания и вхождения подрастающего поколения в общество. Однако экономическое и политическое устройство, нравы, религиозные взгляды обусловливали интеграцию молодежи в общество в рамках отдельного этноса, социальной группы. Так, условия жизни русских крестьян были далеко не одинаковы ни по отношению к собственности, ни по месту в иерархии социальных слоев общества. Исследования В.Д. Семенова показывают, что социально-национальные типы людей, представленные народной педагогикой, включали крестьян, солдат, ремесленников, впоследствии купцов и промышленников. Самый многочисленный в аграрной России социальный тип «крестьянин» был неоднородным по своему составу и был представлен несколькими подтипами. Во-первых, это были землепашцы, люди труда, хозяева своей семьи и уважаемые в «миру». Они редко встречались напрямую с господами, работая на полях, в лесах, на оброке и т. д., подчиняясь управляющим и законам общины, «миру». Во-вторых, дворовые (социальный тип «лакей», «дворовой»), которых в усадьбах было довольно много, особенно девушек и женщин. Они были совершенно бесправны и презираемы в равной степени и «верхом» и «низом».
Совершенно иное социальное деление было среди крестьян Севера, Сибири, не знавших крепостного права. В такой разнородной среде средства воспитания и социализации были разными[171, С.218].
Воспитание происходило преимущественно стихийно, однако народ стремился сделать процесс вхождения молодежи в общество управляемым, целенаправленным. Особая роль отводилась семье, где вырабатывались первые коллективные трудовые навыки. Пример и авторитет родителей способствовали осознанию ребенком необходимости труда не только на благо семьи, но и во имя общественных интересов. В семье впервые дети осознавали свою сословную принадлежность, становились членами той или иной детской группы, а затем молодежного коллектива, артели, подчинялись установленным в них правилам, обычаям, законам. В детские годы на неосознанном уровне воспитание осуществлялась с помощью усвоения родного языка как основы общения. Трудно не согласиться с К.Д. Ушинским, называвшим родной язык «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [190,С.245].