Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Прошек Илья Валериевич

Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей
<
Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прошек Илья Валериевич. Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Прошек Илья Валерьевич; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Шуя, 2008.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/623

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей 15

1.1. Теория ценностей как предмет современного научного исследования 15

1.2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей 31

1.3. Патриотическое воспитание в историческом аспекте и на современном.этапе общественного развития 49

Выводы 76

Глава II. Моделирование процесса патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей 81

2.1. Характеристика процесса, патриотического воспитания учащихся старших классов средствами региональных культурных ценностей 81

2.2: Организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов, средствами региональных культурных ценностей ... 104

2.3. Результатьгэкспериментальной работы

Выводы. 126

Заключение 128

Список использованной литературы 131:

Приложение 146»

Введение к работе

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей развивающейся личности в развивающемся мире. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях является главным направлением в современной педагогике.

Проблема патриотического воспитания является важной составляющей современного процесса гуманитаризации образования, одной из задач которой является воспитание духовнобогатой личности.

Правовые основы для воспитательного воздействия на развитие духовности личности учащегося исходят из современной политики государства. Закон РФ «Об образовании» (10.07.1992 г.) определяет гуманистический характер образования,, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине. В программном документе «Концепция модернизации российского образования» заявлено о том, что в школу возвращается воспитание, особенно гражданское, патриотическое, нравственное с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Воспитание духовности педагогическими средствами - сегодня одна из актуальных проблем. Гуманизация и демократизация российского общества предполагают использование его культурных ценностей для формирования у человека потребности в социально-ориентированном поведении. В но-выхмполитических и, социокультурных условиях особое значение приобретает деятельность, направленная на поддержку и помощь человеку в решении им жизненно важных проблем. Это положение актуально для современной молодежи в процессе развития национального самосознания, воспитания' чувства патриотизма.

Однако '' в деле духовно-нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и особен-

4 но у молодежи - характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед Отечеством.

Явно обозначившееся в настоящее время отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры, рост приоритета потребительских ценностей привели к утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, к утрате целостности отечественной культуры, разрыву и противостоянию различных типов культур, заметному неприятию национальной* культуры как важнейшей сферы жизни. В этой обстановке особый характер приобретает вся воспитательная работа, которая должна быть направлена на воспитание молодежи в духе преемственности поколений, национальной «гордости и, прежде всего, патриотизма.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской ^Федерации, на 2006-2010 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан. Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов, религиозных концессий, определены содержание, основные направления (духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социаль-нотпатриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое), пути развития и формирования патриотического сознания как .важнейшей, ценности. Но приэтом следует отметить, что содержание данной Программы в большей мере ориентировано - на военно-патриотическое и спортивно-патриотическое воспитание граждан и характеристику особенностей^ организации данных процессов в общеобразовательной школе. В Программе была поставлена задача формировать у граждан системой мер духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, чувство вер-

. і.

ности конституционному и воєнному долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества.

Обширный опыт, накопленный в советский период по данному направле
нию воспитательной работы, требует педагогического переосмысления с гума
нистических позиций. В советской педагогике патриотическое воспитание под
растающего поколения разрабатывалось на основе трудов Н.К.Крупской,
А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. Они заложи
ли фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания
учащихся, раскрыли сущность понятия «социалистический патриотизм» и осо
бенности его формирования. Изучение литературы постсоветского периода по
проблеме патриотического воспитания молодежи показало, что этот процесс
раскрывается-в работах С.Е.Матушкина, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина и
других. Проблема патриотического воспитания раскрывалась в совокупности с
гражданским воспитанием, военно-патриотическим' (В.И.Лутовинов,

Н.В.Мазыкина), национально-патриотическим (М.А.Дегтярев и другие). Спе-

, цифика і патриотического воспитания в различных учреждениях образования-

исследуется- в диссертационных работах И.Н'.Рлазуновой, Н.В.Ипполитовой,

г Н.А.Мельниковой, А.С.Куликова, В. И.Кузьмина, А.С.Целовальниковой, Н.В.

Романенко и других.

В. практике работы по патриотическому воспитанию определился ряд

приоритетных .направлений, среди которых возвращение к пропаганде патрио
тизма средствами культуры и искусства. Однако в научной педагогической ли-
тературе на современном этапе нет исследований аспекта патриотического вос-
t питания учащихся средствами региональных культурных ценностей, постиже-

[ ние,,,которых представляет богатейшие возможности для патриотического вос-

питания учащихся, приобщает их к историко-культурным ценностям, к памяти

| народа. Однако отсутствие развития духовного начала в личности человека в

современной общеобразовательной школе и средних специальных учебных за-

ведениях являет собою отрыв от исторически сложившейся культурно-педагогической традиции в отечественном образовании.

Анализ теории и практики патриотического воспитания учащихся позволил выделить следующие противоречия между:

- высокой потребностью общества в личности человека,, готового к соз
нательному служению Родине и недостаточным; вниманием образовательных
учреждений к проблеме патриотического воспитания в период активного
взросления подрастающего поколения;

— важностью определения содержания патриотического воспитания мо
лодежи в современных условиях и неразработанностью концептуальных основ
патриотического воспитания личности^ отсутствием целостной теории патрио
тического воспитания в системе школьного образования;

..... ,..—., потенциальными возможностями образовательных учреждений в патриотическом воспитании учащихся и недостаточным вниманием к проблеме патриотического воспитания молодежи на современном этапе; ч ., — ;. осознанием значимости региональных культурных; ценностей в патриотическом воспитании учащихся5 и недостаточным уровнем реализации их возможностей в воспитательном процессе.

Таким образом, актуальность исследования определяется изменением политических и социально-экономических условий современного общества; повышением; значимости; патриотического! воспитания в процессе развития; личности, повышением роли региональных культурных ценностей вшроцессе становления духовно богатой личности и отсутствием научно обоснованных условий содержания патриотического воспитания учащихся;

Наюснове всего изложенного*была%сформулирована проблема? исследования:;' какие педагогические условия, достаточны ш необходимы, длж научно-методического и;практического обёспеченияшатриотического воспитания; учат щихся средствами региональных культурных ценностей? Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и прак-

7 тике, выявленные противоречия явились основой выбранной темы исследования: «Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся* старших классов.

Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей.

Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей будет успешным, если:

— іизучен феномен ценности и определено понятие «культурная цен
ность»;

і ! і:: .>. 11 — охарактеризованы особенности патриотического воспитания учащихся в современных социально-экономических условиях и конкретизировано понятие «патриотическое воспитание»;

обоснована и разработана модель патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей;

разработан и реализован комплекс педагогических условий, способствующих воспитанию у учащихся чувства патриотизма;

использованы диагностические методики, позволяющие изучить реальный уровень сформированности чувства патриотизма, выявить уровень знаний учащихся .о .региональных, культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные проблеме ценностей, и определить понятие «культурная ценность».

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющихся, исследований охарактеризовать проблему патриотического воспитания учащихся в историческом аспекте и современных социально-экономических условиях, конкретизировав сущность понятия «патриотическое воспитание».

  2. Теоретически обосновать и внедрить в практику модель патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей.

  3. Выявить и апробировать комплекс педагогических условий процесса патриотического воспитания учащихся в современных социально-экономических условиях.

  4. Разработать диагностические методики, позволяющие изучить реальный уровень сформированности чувства патриотизма, выявить уровень знаний учащихся ч о ^региональных культурных ценностях и определить ценностные ориентации учащихся.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о социальной и духовной сущностичеловека, об общественной природе воспитания человека, о взаимосвязи патриотического сознания и сформированности социального опыта под влиянием окружающей культурно-социальной среды и воспитания, личностно-деятельностном подходе к воспитанию, культурологическом подходе к воспитанию, о целостности педагогического процесса.

Теоретической- базой исследования, явились положения ученых об общей теории культуры (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, И.А.Ильин), аксиологические концепции культуры (М.М.Бахтин, В.Н.Волков, И.Д.Левин, Д.А.Леонтьев, Э.Фромм), представления и идеи, о психолого-педагогической* культуре (К'.А.Абульханова-Славская; Е.П.Белозерцев; И:А.Ильин, Д.С. Лихачев; А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов и другие), о педагогических ценностях и ценностных ориентациях (Е.П.Белозерцев, Е.И.Исаев, И.А.Ильин, Н.Д.Никандров; В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский, Е.Н.Шиянов и

I м IIі' Ч

9
другие); психологическая теория развития личности (К.А.Абульханова-
Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Е.Н.Бондаревская,
Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,

И.СЯкиманская и другие); культурологический подход к образованию и воспитанию (А.Д.Дейкина, Т.Н.Волкова, Л.П.Сычугова, Л.А.Ходякова и другие).

При разработке поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические (анализ философской, психологической, педагогической, культурологической литературы по теме исследования);

эмпирические (изучение нормативно-правовых документов, опыта организации патриотического воспитания учащихся, наблюдения, беседы и другие);

диагностические методы (анкетирование, тестирование и другие);

..,,...... педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

- статистические методы обработки результатов экспериментальной ра
боты.

Понятийный аппарат исследования. Ведущими понятиями предпринятого нами исследования являются:

«Культурная ценность» - важнейший компонент человеческой культуры, совокупность общечеловеческих ценностей, в которых проявляется духовная сущность человека, создателя многоликих форм материальных ценностей культуры (декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, архитектура литература и т.д.).

«Патриотическое воспитание» - процесс, в котором наряду с воспитанием1 преданности Родине, готовности защищать ее чувство патриотизма формируется через постижение учащимися национальной (региональной) культуры и воспитание толерантности к другим культурам.

»!! I IV.

Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе Ивановского энергетического колледжа, лицея № 22 г. Иванова. В эксперименте участвовало 720 учащихся, 50 преподавателей этих учебных заведений.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2007 и включало три этапа.

На первом этапе (2004 — 2005 г.г.) осуществлялось теоретическое изучение проблемы патриотического воспитания, ценностных ориентации учащихся, разрабатывались экспериментальные материалы и осуществлялась частичная их проверка.

ні ,uiHa втором этапе (2005 — 2006 г.г.) выявлялись педагогические условия исследуемого процесса, определялись содержание, формы и методы патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей, осуществлялась проверка их на практике, а также проводился анализ полученных результатов.

В ходе третьего этапа (2006 - 2007 г.г.)* осуществлялась экспериментальная апробация комплекса методических средств патриотического воспитания! учащихся, систематизация і результатов экспериментальной работы и литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен анализ проблемы ценностей, определено понятие куль
турной ценности и ее проявление в условиях воспитательного процесса в обра
зовательных учреждениях;

- конкретизировано содержание понятия «патриотическое воспита
ние» применительно к современному этапу общественного развития, а именно:
патриотическое воспитание следует рассматривать как процесс, в котором на
ряду с воспитанием преданности Родине, готовности защищать ее чувство пат
риотизма формируется через постижение учащимися национальной (регио
нальной) культуры и воспитание толерантности к другим культурам;

- патриотическое воспитание средствами региональных культурных
ценностей представлено как предмет специального изучения и определены его
особенности (учет общественно-политических и социально-экономических из
менений, происходящие в стране, и научных достижений в области патриоти
ческого воспитания молодежи; пропаганда патриотизма средствами культуры
и искусства; культурологическая основа содержания патриотического воспита
ния, учитывающая региональные культурные ценности);

- представлены элементы и основное содержание модели патриотиче
ского воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей
(когнитивный, ценностный и личностно-деятельностный компоненты),

Теоретическая значимость исследования: v.. п^ —,конкретизировано содержание понятий, входящих в проблемное поле исследования: «культурная ценность», «патриотическое воспитание»; на основе гуманистического подхода выявлены принципы организации патриотического воспитания учащихся? (научность, целостность, системность, сотворчество, опора на историческое наследие, культуросообразность);

- выявлен.-и. теоретически обоснован комплекс педагогических условию
процесса патриотического воспитания учащихся в современных социально-
экономических условиях: отношение к патриотическому воспитанию учащихся
как важной части целостного педагогического процесса; деятельное приобще
ние учащихся к региональным культурным ценностям в процессе формирова
ния у них представлений'о патриотизме и его осознание; включение учащихся
в творческую деятельность в процессе приобщения к региональным культур
ным ценностям; активное использование разнообразных форм патриотической
направленности в воспитательнойработе;

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработано и апробировано научно-методическое обеспечение про
цесса патриотического воспитания средствами региональных культурных цен
ностей, включающее дидактические средства, методические рекомендации,

12 направленные на развитие у учащихся патриотических чувств (содержание занятий патриотического клуба «Земляки», радиопередачи на патриотические темы, очные и заочные экскурсии на тему «Край родной, навек любимый...», творческие работы учащихся и т.д.), что обновляет содержание патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях.

— разработанные и апробированные диагностические методики (анкеты.
«Считаете ли Вы себя патриотом?», «Что Вы знаете о культуре своего края?» и
другие; определение ценностных ориентации учащихся) поможет учителям в
изучении уровня і сформированное чувства патриотизма и выяснении их зна
ний о культурных ценностях, что позволит прослеживать динамику развития
личности учащихся;

— результаты исследования могут быть использованы как один из ис
точников для разработки целостной теории и методики патриотического воспи
тания їв различных образовательных учреждениях: общеобразовательных шко
лах, лицеях, гимназиях, колледжах; они могут непосредственно использоваться4
в педагогической практике при разработке специальных учебных курсов куль
турологического характера, в процессе переподготовки и повышения квалифи
кации . работников образования с учетом национально-регионального уровня*
культурно-образовательного пространства РФ.

Личный вклад* автора состоит в разработке общей идеи, главных положений исследования, методики проведения экспериментальной работы по исследуемой проблеме; руководстве и участии в экспериментальной работе по организации! и. .проведению патриотического воспитания учащихся; получении экспериментальных данных, теоретическом обобщении результатов исследования, представленных в диссертации^опубликованных работах.

Автор был руководителем патриотического клуба «Земляки», организатором и непосредственным участником экскурсий по городам Ивановской области, ведущим радиопередачи на патриотические темы, научных конференций о культурных ценностях родного края.

13 Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Этнолингвокультурология: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, 2004 г.), «Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений» (Москва, 2007 г.); «Развитие личности в процессе гуманитарного образования (Иваново, 2007 г.); «Развитие гуманитарно-ориентированной личности учащегося средствами учебного предмета и во внеурочной деятельности» (Иваново, 2005г.); «Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии» (Иваново, 2006); тематических мероприятиях, проводимых в рамках музейной деятельности, занятиях в школе гуманитарных знаний; заседаниях кафедры лингвистического образования, кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализов данных экспериментальной работы, показывающих положительный результат; разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Патриотическое воспитание - это процесс, в котором наряду с воспитанием преданности Родине, готовности защищать ее чувство патриотизма

14 необходимо формировать через постижение учащимися национальной (региональной) культуры и воспитание толерантности к другим культурам.

  1. Модель патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах научности, целостности, системности, сотворчества, опоры на историческое наследие, культуросообразности; объединяет когнитивный, ценностный, деятельностно-творческии компоненты; обеспечивает целостность образовательного процесса и способствует повышению уровня патриотизма у учащихся.

  2. Процесс патриотического воспитания учащихся средствами региональных культурных ценностей будет успешным при соблюдении комплекса педагогических условий:

п:г.:ы— отношением патриотическому воспитанию учащихся как важной части целостного педагогического процесса;

- деятельное приобщение учащихся к региональным культурным ценно
стям в процессе формирования у них представлений о патриотизме и его осоз
нание;

— включение учащихся в творческую деятельность в процессе приобще
ния к региональным культурным ценностям;

. і. - активное использование разнообразных форм патриотической направленности в воспитательной работе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 232 наименования, приложений. В тексте диссертации содержится 6 рисунков, 4 таблицы.

Теория ценностей как предмет современного научного исследования

Теория ценностей первоначально развивалась и разрабатывалась философией, в результате чего определилась отдельная область философского направления - аксиология - наука о ценностях. Культура в данном случае предстает как совокупность всех ценностей, созданных человечеством, а «аксиология есть регулятивно-нормативная сфера человеческой жизнедеятельности, знание о механизмах порождения и изменения ценностей, о многоликих формах их представленности, суммирующих достижения цивилизации в различных областях человеческой практики» [51, с.387].

Существует два основных понимания происхождения ценностей. Приверженцы первого направления трактуют ценность как атрибут некоторо й вещи, где ценности выступают как нечто объективное, существующее независимо от человека. Второе направление рассматривает ценность как результат оценивания, где ценность сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. В соответствии с этими подходами ценности заданы и существуют вне и независимо от человека.

Основной вопрос, традиционно формулируемый в рамках теории ценностей: «Что есть благо?», впервые приобретает философскую значимость и ставится Сократом. В античной и средневековой философии ценностные характеристики? включаются! в определение самой-реальности, так называемого истинного бытия. Нерасчлененность онтологии и аксиологии, бытия и ценности -характерная черта начального осмысления природы ценностных отношений в обществе, что наиболее ярко было представлено традицией объективно-идеалистического рационализма от Платона до Гегеля.

Идеи Платона о том, что вещи ценны в той степени, в которой причаст-ны совершенству своих трансцендентальных образцов, которые выполняют роль критерия, развиваются в идеалистических концепциях [113, с. 12].

Аристотель ценность вещи определяет в ее соответствии собственной имманентной-природе. Это соответствие выявляется в деятельности, так как только последняя реализует возможности, определенные-природой вещи, естественная цель которой состоит в полной реализации своих возможностей. Таким образом, ценность вещи определяется одновременно статистически через соответствие вещи своей природе и динамически через соответствие своей цели [113,с.12].

В теории Аврелия Августина ценность определяется бытием Бога как абсолютной ценности, добра, истины. В эпоху Нового-времени аксиология в основном развивалась в трудах зарубежных ученых. В этот период в аксиологии продолжает развиваться тен денция объективизации ценностей и одновременно начинает набирать силу субъективное, сознательно переживаемое понимание ценности. Р.Б. Пери и Дж. Дьюи утверждают, что источник ценностей - в биопсихологически интерпре тированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Значитель ную роль в аксиологическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе определенно принятой «полезности» или же-«инструмен тальное». С другой стороны, интерпретацияь ценности как эмпирически конста тируемого, феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, к пред метной реальности [192; 209]. Согласно РіБ.ГТери, имеются четыре главных принципа градации ценностей: правильность, интенсивность, предпочтитель ность, включенность. Три первых принципа классифицируют ценности по их внутренним признакам, четвертый - определяет связь с другими ценностями. В рамках неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) ценность. - это идеальное бытие, бытие норм, которые соотносятся не с эмпирическим, а с чиотым», трансцендентальным сознанием. Будучи идеальными сущностями, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний, в связи с чем возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания». Идеальное бытие для представителейотой школы опирается на реальность. Развитие этих представлений предполагает два варианта:, либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос» [47].

Представителем интуиционизма был М. Шел ер. Он определяет ценности как объективные феномены, которые не зависят от сознания субъекта и от предметов, в которых они являются. Ценности имеют своих носителей и в них становятся действительными. Такими носителями являются личности, вещи и т.д., однако бытие ценностей, по М. Шелеру, независимо от бытия их носителей. Ценности не являются свойствами их носителей [221].

Н. Гартман в своих учениях иллюстрирует свой взгляд на соотношение ценностей и реального мира чаще всего примерами из этики. Нравственная ценность человеческого поведения существует независимо от людей, не только «для них»; но и «в себе» [57].

Отечественными философами ценности в основном рассматриваются с позиции диалектического материализма. Наибольший вклад в развитие теории ценностей внесли М.С. Каган [89], Л.Н. Коган [95], В.А. Лекторский [116], В.П. Тугаринов [199].

М.С. Каган охарактеризовал ценность как силу, определяющую поведение любого человека. На ее основе люди строят свои отношения; определяют свои критерии и приоритеты, выдвигают цели своей деятельности [89 ].

В.П. Тугаринов под ценностями понимает «предметы, явления природы и их ювойства,- которые нужны людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве норм, цели и идеала» [] 199].

Отечественные философы считали, что ценностью является то, что обладаем положительной значимостью для человека, а значимость объекта определяется его вовлеченностью в человеческую жизнь.

Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей

Одним из едущих вшедагогике является понятие «воспитание», которое определяется в педагогической науке как «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных,, организационных): для усвоения новым; поколением общественно-исторического опыта с целью: подготовки их к общественной: жизни и; производительному труду» . [184, С.335]. Данное поня тие употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса и определяется как «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [162, с.453].

В нашем исследовании мы опирались также на положения педагогической науки о воспитании как организованной деятельности ребенка, вовлекающей его ,в активное взаимодействие с современной ему культурой, наполняющее жизнь ребенка культурным содержанием, как «целенаправленное инициирование осмысления детьми ценностного содержания жизни и развития у детей способности производить, осознанный свободный выбор в жизненных ситуациях с ориентацией на наивысшие ценности жизни [162, с.463]1 У обучаемых необходимо воспитывать ценностное отношение к действительности.

В содержание воспитания как педагогического понятия входят три существенных признака: а) целенаправленность, наличие какого-то образца как социально-культурного ориентира, б) соответствие хода воспитательного процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития, человечества, в) присутствие определенной системы организуемых влияний.

Таким, образом, воспитание - это целенаправленное развитие личности на основе формирования определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрения; поведения. В современной педагогической науке воспитание понимают как «передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное); ор ганизацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, т.е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем; трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности» [е.;39]І Выделяют умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание.

В современной; педагогической науке Н:Б. Крыловой выделен принцип культуросообразности, который лежит в основе культурологии образования и воспитания : соответствие образования и воспитания разнообразной палитре культуры; культурное самоопределение ребенка, признание образовательной среды как разнородной, без видимых культурных доминант, обеспечение различных культурных функций (не только функции трансляции культурного опыта); раскрытие личностной культуры каждого субъекта. [ 105, с:65-68]. - - В-рамках-.культурологического подхода -функции и» задачи образования! и, воспитания; получают новую ориентацию, указывают перспективы развития; и реформирования современного учебно-воспитательного процесса: Ві этом направлении работают сегодня ученые-педагоги: Е. В і Бондаревская, Т.Н. Волко-ва А.Д; Дейкина, Н.Б. Крылова; ЛШ Новикова; Л;А. Ходякова и другие.

Изученные нами источники позволили сделать вывод о том, что приобщение учащихся к региональным культурным ценностям является; составляющей патриотического воспитания; учащихся;

Итак, актуальной задачей; гуманистической1 педагогики является; воспитание подрастающего-поколения; способного принимать активное участие в создании национальных общественных, образовательных, культурных, религиозных ценностей;, следовательно, задача школьного образования как одной из: составляющих, гуманистического воспитания? — приобщение подрастающего поколения; прежде всего, к целостной системе культурных ценностей своей страны (достижениям і науки и, искусства; основам нравственности и права, знаниям экономики), знакомство с духовными и культурными ценностями других стран и народов, а также воспитание человека культурного, который будет стремиться в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами страны, общества, государства и других людей. Такой человек способен правильно выбирать жизненные цели, избегая крайностей коллективизма и индивидуализма, терпим к другим людям и их ценностям.

Таким образом, общее положение ведущего принципа.культуросообразности заключается в том, что развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания, другими словами, воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей определенной культуры.

Основным средством развития личности и.формирования ее базовой культуры является содержание образования. В настоящее время приоритетным становится личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, которое направлено прежде всего на развитие «целостного человека: его природных особенностей, (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и, свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и, культурных начал осуществляется, в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность» [188, с. 140].

Характеристика процесса, патриотического воспитания учащихся старших классов средствами региональных культурных ценностей

Основой данной модели в нашем исследовании является информационная база данных, сформированная на научных подходах к патриотическому воспитанию в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. При этом мы исходили из определения модели как «системы элементов, воспроизводящей определенные стороны, связи, функции предмета исследования,- из "концептуальных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма учащейся молодежи в образовательном пространстве» (В.В. Краевский).

Основными задачами экспериментальной работы явились определение уровня, .сформированное знаний учащихся о региональной культуре (культурных ценностях своего края), чувства патриотизма учащихся старших классов и выяснение педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию учащихся.

В ходе констатирующего эксперимента выявлялся реальный уровень сформированности. патриотических знаний, эмоционально-ценностных отно шений к патриотическим ценностям, степень активности учащихся в социально значимых видах деятельности, знание региональных культурных ценностей.

Анализ сущности патриотизма и учет особенностей учебно-воспитательного процесса в старших классах позволил определить педагогические условия, необходимые для эффективного процесса патриотического воспитания старшеклассников.

В нашем исследовании мы опирались на ряд диагностических методик, направленных на измерение уровня сформированности у старшеклассников чувства патриотизма, определения основных социально-политических ориентиров старшеклассников в ходе исследования им было предложено два вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите постоянно жить?», а также было проведено анкетирование учащихся старших классов. В эксперименте участвовало 155 старшеклассников средних школ и энергетического колледжа г. Иваново.

Учащимся была предложена следующая анкета: 1. Имеете ли Вы какие-либо обязанности перед страной? " "2 . Ощущаете ли Вы себя патриотами России? 3. В какой степени Вы ощущаете себя гражданами России? Уровень сформированности чувства патриотизма характеризуется тремя условно выделенными нами уровнями: низким, средним, высоким. Отнесение учащихся к тому или иному уровню происходило на основе следующих критериев: — понимание сущности патриотизма; - знание реалий региональной культуры и осознание их ценности; — личностная рефлексия; - активная познавательная деятельность в связи с расширением знаний о региональных культурных ценностях. Низкий уровень отличается преобладанием малой степени выраженности чувства патриотизма. Учащиеся этого уровня не понимают сущности патрио [ тизма, не анализируют свои личностные качества, их знания о национальной культуре поверхностны, они не задумываются о ценности произведений культуры, не интересуются народным искусством, хотя проявляют интерес к некоторым изделиям народных промыслов, равнодушны к природе своего края

Учащиеся среднего уровня в основном правильно понимают сущность патриотизма, осознают себя патриотами, многие из них хотят жить в своей стране, в основном понимают свои обязанности перед страной стремятся анализировать свои личностные качества в этом направлении, Они проявляют интерес к русской культуре, знают многие реалии национальной культуры, стремятся узнать больше, иногда читают книги о народном искусстве, любят посещать выставки живописи, почти всегда участвуют в экскурсиях, стремятся как можно больше знать о региональных культурно-исторических ценностях, в основном бережно относятся к природе, доказывая это своими поступками.

Высокишуровень отличается преобладанием показателей большой степени выраженности чувства патриотизма. Учащиеся этого уровня полностью понимают сущность патриотизма на современном этапе, считают себя патриотами, осознают свои обязанности перед Родиной, хотят всю жизнь жить только в России, они анализируют свои личностные качества и стремятся воспитать в себе смелость, самоотверженность в деле служения Отечеству; учащиеся высокого уровня проявляют большой интерес к региональным культурно-историческим ценностям, посещают выставки, читают литературу о русской культуре, о народных промыслах, осознают в полной мере ценность русской культуры, но интересуются и общечеловеческими ценностями, культурой других народов; они любят природу, берегут ее, активно участвуют в культпоходах по родному краю.

Организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов, средствами региональных культурных ценностей

При разработке процесса патриотического воспитания учащихся старшего возраста средствами региональных культурных ценностей мы опирались на проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме, на результаты констатирующего эксперимента, а также на разработанную нами модель данного процесса. Реализация этой модели, обоснование ее эффективности составили главную цель опытно-экспериментальной части исследования.

Рассмотрим вопрос о средствах воспитания. Средством в педагогике считается все то, что использует субъект в процессе движения к цели, средства обучения и воспитания разделяются на материальные и идеальные. Так, к идеальным средствам обучения Л.С.Выготский относил произведения искусства. «В общем случае - идеальное средство - это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей» [162, с.285]. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, животные, звук, растения," произведения творчества, явления, события и т.п. Все это может быть средством в руках педагога. «Наделяет педагогическими функциями предмет сам педагог, именно педагог преобразует любой объект мира в воспитательное средство. И делает он это путем очень тонкой, но простой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта, взглянув на него с позиции человеческой жизни, а значит значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как конкретный носитель ценности современной культуры» [162, с.569]. К средствам патриотического воспитания мы относим: "— " средства, выполняющие развивающую и воспитательную функции: лекции, посещение музеев, беседы, встечи с ветеранами войны и труда, радиопередачи на патриотическую тематику: — средства- выполняющие мировоззренческую функцию; обеспечи вающие формирование действенных психологических, и практических меха низмов патриотической активности: игры; патриотической направленности, по ходы по местам боевою славы, культурным местам своего края, встречи; с ве теранами; шефскаяработа с ветеранами; занятия в патриотическом; клубе: — средства, оказывающие комплексное воздействие на сознание, прежде всего, на его потребностно-мотивационную, эмоционально-ценностную сферу,,формирование адекватным этим ценностям форм поведения в частности создание ситуации патриотической направленности, в которых учащиеся при обретают эмоционально-нравственный опыт переживания и сопереживания,; своей!сопричастнбстй к судьбе Отечества.

Ценность того или иного объекта объективна и определяется в процессе его оценки личностью,.выступающей средством осознания значимости,предмета для;удовлетворения ее-потребностей [188]- На данные положения современной педагогики мы опирались при проведении - констатирующего эксперимента; отнеся» к средствам: региональных культурных ценностей такие объекты; как архитектурные памятники, произведения живописи, изделия народных промыслов, произведения искусства; воспоминания участников Великой Отечествен-нойвойны, природу родного края (малой родины).

Одной из форм; патриотического воспитания: учащихся старших классов является і клубная деятельность, которая-проводилась намишаэтапе формирующего эксперимента:

Вначале необходимо было определить принципы проектирования клубной деятельности в современной школе. Рассмотрим данные принципы и способы их реализации в воспитательном процессе. На основе анализа литературы нами выделены следующие принципы клубной деятельности.

Прежде всего, при проектировании клубной деятельности большое значение имеет принцип учета возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст - это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. Все виды деятелыюстных мотивов у старшеклассников становятся смыслообразующими, отношение к различным политическим событиям, своей малой родины, своему дом является очень важным, поэтому учащиеся старших классов проявляют большой интерес к уяснению всех этих проблем, поэтому важным является принцип взаимосвязи познавательной мотивации и интереса к жизненным явлениям.

Все исследователи личности старшеклассников отмечают большую избирательность познавательных мотивов. Поэтому необходимо проводить работу по - формированию у старшеклассников интересов к культуре своего края с опорой на познавательную мотивацию, т.е. такое состояние и свойство человеческой личности, которое отражает недостаток необходимых для творчески преобразующей деятельности знаний о своей родине, природе, обществе и человеческих отношениях.

Не менее важным является принцип преемственности и последовательности всех педагогических воздействий, которые должны обеспечивать самодвижение ученика к вершинам патриотизма.

Особенно важен при организации деятельности клубов для старшеклассников принцип межличностного общения, который реализуется при проведении встреч старшеклассников с людьми старшего поколения, экскурсий в музей, по местам боевой славы, бесед с героями войны.

Клубная деятельность может быть успешной также при соблюдении принципа добровольности. Данные принципы учитывались нами при организации клубной деятельности. "Основой нашей деятельности по патриотическому воспитанию учащихся является краеведение, а организующим и руководящим центром такой работы -клуб «Земляки», который работает в Ивановском энергетическом колледже и гимназии № 22. Работа клуба осуществляется по двум направлениям: историческое и художественное краеведение. Так, в аспекте исторического краеведения учащиеся, прежде всего, знакомятся с историей родного города. В качестве примера приведем содержание заседания клуба «Земляки» на тему «Истоки. Столица ситцевого края. Выдающиеся земляки». Вступительное слово ведущего:

Похожие диссертации на Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных культурных ценностей