Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЧЕСТВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 22
1. Исторические корни традиционной школы художественной росписи ткани 22
2. Формы и методы передачи профессионального опыта в традиционном народном декоративно-прикладном искусстве России 65
ГЛАВА II. ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РУКОВОДСТВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 83
1. Специфика деятельности мастера-педагога в области практического освоения учеником искусства художественной росписи ткани 83
2. Процесс обучения как сотворчество мастера и ученика в современной школе росписи ткани 104
3. Современные направления и формы освоения мастерства в структуре многоуровневого
преподавания декоративно-прикладного искусства росписи 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
БИБЛИОГРАФИЯ 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 184
- Исторические корни традиционной школы художественной росписи ткани
- Формы и методы передачи профессионального опыта в традиционном народном декоративно-прикладном искусстве России
- Специфика деятельности мастера-педагога в области практического освоения учеником искусства художественной росписи ткани
Введение к работе
Декоративно-прикладное искусство, являясь народным по своему происхождению и утилитарно-прикладным по характеру, пользуется непреходящим признанием у всех без исключения социальных слоев современного общества. О художественной и прикладной ценности различных видов декоративно-прикладного искусства и его эстетических основах пишут многие известные искусствоведы и ученые: Бадяева Т.А.. Бакушинский А.В., Василенко В.М., Ведерникова В.М., Воронов В.С.Каплан Н.И., Мамонтова Н.Н., Некрасова М.А., Разина Т.М., Черкасова Н.В.
В настоящем исследовании, опираясь на труды Вишневской В.М., Канцедикас А.С, Мамонтовой Н.Н. . Федоровой Н.Н. мы рассматриваем декоративно-прикладное искусство как динамическую систему, которая находится в постоянном развитии. С одной стороны декоративно-прикладное искусство обладает достаточной степенью самостоятельности, но, с другой стороны, оно существует и развивается вместе со всем обществом в непрерывном и взаимосвязанном процессе. Поэтому ему, как и культуре вообще, присущи разные сферы деятельности, это, в первую очередь, художественная производственная деятельность, связанная с непосредственным изготовлением предметов декоративно-прикладного искусства; затем - социальная, потребительская деятельность, направленная на реальное воплощение изделий искусства в быту, производстве, музее, и важная для нас образовательная деятельность, обращенная к развитию и воспитанию детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Особенность образовательной деятельности в области декоративно-прикладного творчества обусловлена разнообразием форм, видов, направлений.
Своим происхождением декоративно-прикладное искусство обязано народному творчеству, которое в России всегда было почитаемым, а народные мастера были особо уважаемыми людьми. Разнообразие видов художественных ремесел России поражает своим богатством. В каждой деревне, каждом маленьком населенном пункте развивался и совершенствовался какой-нибудь промысел, который бережно хранился и передавался из поколения к поколению с особой тщательностью.
Развитие промышленного производства заменило искусство мастеров современными формами, лишенными тепла. И, видимо, поэтому, несмотря на казалось бы ненужность и несовременность форм индивидуального творчества, народное прикладное искусство в своих уникальных формах продолжает жить, а традиции и технологии изготовления авторской, несерийной "вещи" до сих пор ещё сохранилась в некоторых регионах. В этой связи особый интерес представляют для исследователей народного искусства не только технологии производства и приемы работы с материалом, красками но и педагогические приемы, рождающие уникальных художников-мастеров.
В настоящем исследовании выделяется деятельность обучающая, как развивающаяся и самосовершенствующаяся в связи с развитием и совершенствованием общества и искусства в целом. Это тем более важно так как современный период характерен всплеском развития индивидуальностей, стремления школ совершенствовать систему образования и обращением к развитию индивидуальности каждого ученика, воспитания его чувств, эмоциональной сферы.
Каждый народ интересен и богат традиционными формами передачи знаний новым поколениям, не исключение в этом и традиционная российская школа, в которой проблема ученичества всегда присутствовала в исследованиях известных ученых народного творчества, но к сожалению до конца не была раскрыта и требует дальнейшей разработки.
С незапамятных времен люди изготавливали различные декоративные изделия и обучали этому искусству подрастающее поколение. Эта традиция сохранилась и активно развивается. В настоящее время существует множество учебных заведений различного уровня от кружков и студий до высших учебных заведений, обучающих молодежь профессии художника-прикладника. Поэтому на сегодняшний день в обучении декоративно-прикладному искусству особенно актуальны и значимы проблемы методики освоения и использования народных традиции.
В данном исследовании нас интересовала проблема освоения мастерства художественной росписи ткани в российской традиционной школе преподавания и передача мастером-художником разных поколений своего опыта, секретов и таинств творчества ученику.
Художественная роспись тканей - это разновидность художественного текстиля и представляет собой важное направление в декоративно-прикладном творчестве. MlX9MhBSS^k_reMM иселедемзтж
К сожалению, проблема освоения мастерства художественной росписи ткани в Российской традиционной школе преподавания и его использование в современном учебном процессе не получили должного теоретического освещения.
Имеющиеся в науке теоретические издания не дают полного и цельного представления об исторических процессах развития традиций ученичества в декоративно-прикладном искусстве вообще, в том числе и в области художественной росписи ткани. Кроме того-в теоретических исследованиях данного вопроса используется лишь незначительная часть архивных документов, в то время, как большая часть материалов, хранящихся в государственных архивах и касающихся художественной росписи ткани и традиций ученичества в освоении мастерства до сих пор не опубликованы.
До настоящего времени ученичество в процессе обучения художественной росписи ткани не выделялось как целостное явление и потому часто обходилось вниманием в научных трудах, особенно в педагогическом, социальном и психологическом аспектах. Лишь в немногих изданиях затрагивался вопрос о традициях в освоении мастерства. Чаще всего художественная роспись ткани рассматривалась совместно с другими видами декоративно-прикладного искусства лишь с искусствоведческой точки зрения.
Таким образом, проблема изучения мастерства в области художественной росписи тканей на основе Российской традиционной школы преподавания представляет для нас большой научный и практический интерес.
Выбор темы определен и прикладными задачами, в связи с которыми особую актуальность приобретает развитие декоративно-прикладного искусства, а также влияние общего культурного уровня и психологии населения на развитие декоративно-прикладного искусства. В предлагаемой работе предпринята попытка провести педагогическое исследование традиций ученичества в освоении мастерства художественной росписи ткани.
Обращение к данной теме обусловлено, еще и тем, что во-первых, народные художественные промыслы в которых развиты традиционные формы передачи опыта - не только отрасль народного декоративно-прикладного искусства, но и отрасль промышленности с присущей ей законами, с массовым серийным производство изделий народного потребления, с частично механизированным и даже автоматизированным производством. Во-вторых, оживление в последние десятилетия научного и общественного интереса к русскому народному творчеству и декоративно-прикладному искусству выдвигает на первый план не только возрождение центров отечественной национальной художественной культуры, и исторически сложившихся форм творчества, но и проблему возрождения традиций обучения тому мастерству.
Имеющиеся исследования носят не столько педагогический, сколько искусствоведческий и этнографический характер. До сих пор остались практически не изучены такие вопросы как: специфика педагогической деятельности при освоении художественной росписи тканей в России, формы передачи профессионального опыта в традиционной школе преподавания, сотворчество мастера и ученика в народном и профессиональном творчестве, преодоление стереотипности мышления ученика в процессе творческого осмысления художественного замысла, целостность подходов в педагогическом руководстве декоративно-прикладной деятельностью. Искусствоведческая литература о русском декоративно-прикладном искусстве, особенно о художественной росписи ткани в большей мере связана с археологией, этнографией и искусствоведением, чем с областью освоения мастерства и традиций ученичества в психологическом и социальном аспектах процесса обучения. Имеющаяся литература по истории декоративно-прикладного искусства освещает, в основном, вопросы архитектуры, иконописи и церковной утвари.
Начало отечественного исторического исследования по данному вопросу следует отнести к XIX в., когда вышло несколько книг и статей о кустарной промышленности в России, а также двухтомное издание проф. Исаева А.А. "Промыслы Московской губернии" (1876 г.), рассказывающее о различных видах кустарных промыслов Подмосковья с описанием различных изделий народного творчества и процесса их производства.
Обширный материал "Крестьянской выставки" в Историческом музее в 1921-1922 гг. лег в основу многочисленных трудов, книг и статей, написанных на различные темы и так или иначе затрагивающих проблемы народного искусства 20-х годов.
Наиболее ценный вклад в литературу о народном искусстве сделал В.С.Воронов, который в 1924 г. публикует ряд статей в журнале "Вестник промышленной кооперации", в которых отмечается важность кустарных народных промыслов для народного хозяйства РСФСР и констатируется факт возрождения народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства в послереволюционный период, а также поднимаются вопросы о насущных задачах развития народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Его книга "О крестьянском искусстве" послужила теоретическим обоснованием применения старых народных методов не только в кустарных промыслах, но и в производстве изделий декоративно-прикладном искусства в мастерских, на предприятиях, на заводах. В книге не только впервые раскрыты основы народного искусства, но и даны перспективы его дальнейшего изучения. В этом плане она не утратила своего научного значения, т.к. многие практические условия до сих пор осуществлены лишь частично. В характеристике отдельных видов народного творчества, автор впервые заостряет внимание на его важном значении в жизни народа и в развитии русского народного прикладного искусства и, в частности, освоении традиций обучения.
Эпоху от XVIII до XIX автор отмечает как время переосмысления отношения к народному искусству, появлению нового мировоззрения, что отразилось в более широком претворении действительности в произведениях декоративно-прикладного искусства. Автор не только раскрыл идейную значительность и духовное богатство традиций народного искусства, но и дал исторический обзор развития народного искусства. В своих изданиях автор углубляет целый ряд положений, затронутых его предшественниками, не только раскрьгоает глубокое содержание русского декоративно-прикладного искусства, но и, что особенно ценно в нашем случае, его исторических связей.
Большое значение для нашего исследования имеют работы выдающегося ученого-искусствоведа, теоретика, критика и педагога А.В. Бакушинского. В 20-30 годы А.В. Бакушинский проводил большую работу по возрождению народного прикладного искусства. Он глубоко изучал историю Палеха, Городца и других промыслов. хорошо знал их художественные особенности, что особенно ценно для нашего исследования, а также направлял поиски мастеров народного творчества как на возрождение многих забытых старых традиций, так и в поисках новых направлений, что особенно важно было для возрождения промыслов и их востребованности в переходный период нашей истории. В своих работах А.В.Бакушинский уделял большое внимание анализу художественных произведений. Главным предметом его исследований было воздействие искусства на духовное формирование личности. А.В.Бакушинский впервые раскрыл в своих работах специфику воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в обучении детей разных возрастных периодов.
В 1931 г. вышло первое издание книги Т.Арманд "Орнаментация ткани" (4), которая представляет собой руководство по художественной росписи тканей. В книге подробно излагаются различные техники росписи тканей, описываются различные приспособления для этого вида творчества, рассказывается о том, как работать с красками и различными тканями. Здесь же даются практические советы по применению различных красок и резервов, даются рецепты их приготовления, а также перечислены типы красителей, имевшихся в то время в продаже и их характеристики. В процессе изложения материала Т.Арманд параллельно дает сведения по истории художественной росписи тканей.
В 1926 г. в Трудах государственного исторического музея была опубликована статья С.В.Бахрушиной "Ремесленные ученики XVII века"(13), посвященная институту ремесленного ученичества. Однако в этой статье основное внимание уделялось социальному и экономическому аспекту данной проблемы и практически не освещаются вопросы традиционных приемов освоения мастерства учениками. --В 1934-37 г. были изданы книги Н.Н.Соболева "История украшения тканей" и "Очерки по истории украшению тканей"(133). В книге очерков рассказывается о тканях Древнего Востока, Античного мира, Византии, мусульманских стран и Европы эпохи феодализма и абсолютизма, в том числе описываются и ткани России, в основном набивные, производимые вплоть до 1930 г. Эта книга представляет собой ряд очерков, которые, строго говоря, не являются историей, поскольку не имеют общей концепции и единства текста всей книги, в ней разные части никак не связаны между собой.
Последовавшие работы подтвердили изначально приоритет искусствоведческой науки в исследовании данной проблемы.
В последующие десятилетия в исторических работах преобладала сложившаяся ранее практика косвенного рассмотрения художественной росписи ткани, в частности посредством включения их в обобщающие, посвященные декоративно-прикладному искусству или вопросам моды труды.
Следует также отметить работы Н.Д.Соболевского, в частности его книгу "Художественные промыслы Подмосковья" (1948 г. )(134), имеющую очерковое построение. Поставив перед собой задачу - рассказать широкому кругу читателей о богатстве культуры народных промыслов и кратко осветить их развитие в Московской области, автор не дает полного и исторически объективного освещения проблемы, особенно в историческом аспекте, что является характерным для периода времени издания книги.
В последующие годы публикуется ряд работ, в которых с позиции искусствоведения уделяется большое внимание вопросам различных видов русского декоративно-прикладного искусства, публикуется большое количество материалов по археологии и этнографии, ведется интенсивная экспедиционная работа. Комплексное изучение этого материала дает новые результаты в разработке теории декоративно-прикладного искусства и ее практического применения.
Большой интерес представляют для нас работы С.М.Темерина. В 1952 г. под его редакцией вышла книга "Роспись тканей. Пособие для художников и мастеров", в которой им написан первый раздел, "Искусство росписи тканей", где автор пишет о художественной росписи тканей: "В отличие от большинства других художественных промыслов, здесь нет прочно сложившихся традиций, прямых преемственных связей ни с крестьянским бытовым искусством, ни вообще с каким-либо определенным художественным производством прошлого. в этом кроется одна из причин, свойственных этому производству: с одной стороны художественно-стилевая многоликость, а с другой - резкие колебания художественного уровня выпускаемых вещей"(146,5). В очерках "Русское прикладное искусство" (1960г.)(145) С.М.Темерин уделяет много внимания не только истории художественного оформления тканей и его современному развитию, но и дает серьезный анализ современной художественной росписи тканей. Далее автор пишет: "В недостаточно хорошем знание техники росписи крылась, в частности, главная причина тех неудач, которые постигли в конце 30-х годов квалифицированных художников."(145, 132). В своих работах по художественной росписи тканей С.М.Темерин неоднократно отмечал тот факт, что большинство мастеров, владевших техникой ручной росписи, в большинстве своем не имели хорошей художественной подготовки, кроме того здесь сказывалось отсутствие традиций. В учебном пособии "Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе" (1975) С.М.Темерин подчеркивает, что характерную черту народного прикладного искусства составляет "передача традиций в порядке ученичества"(144,2 ) .
Много работ о художественной росписи тканей написала известный ученый О.В.Танкус. Например, в соавторстве с Н.И.Сысоевой написана книга "Роспись ткани" (143), в которой рассказывается о ее художественных особенностях, и выдвигается положение о том, что художественная роспись тканей не имеет исторически сложившихся традиций. Свою работу "Традиции народного искусства в художественной росписи тканей" (1979) Л.В.Федотова начинает с того, что "Художественная роспись тканей является новым видом декоративно-прикладного искусства".(159,53) Эти работы подтверждают выдвигаемое нами положение о том, что набойка не является корневой традицией в художественной росписи тканей.
Вопросам ученичества в народном творчестве в имеющейся литературе уделяется мало внимания. В частности в 1990г. НИИ Художественной промышленности посвятил свой сборник научных статей проблемам форм и методов передачи педагогического мастерства в современных школах и традиционных промыслах.
Проблемы ученичества затрагивают в своих исследованиях Л.В.Казакова, С.И.Масленицын, Ю.Ф.Лащук, М.А.Некрасова. Большой интерес представляет для нас работа С.И.Масленицына "Ученичество в народном искусстве". Как указывает автор, в семьях мастеров промыслов обучение ремеслу начиналось с 7 - 8 лет Лі в большинстве своем воспоминания мастеров были "не особенно радостными, ибо работать приходилось много и кропотливо, не уступая в качестве взрослым, делать вещи, которые нужно было... отвозить на продажу в магазины и лавки."(83,101). И в то же время, в воспоминаниях о детском труде мастера гордились своими учителями, отцом, матерью, старшими братьями и сестрами и в дальнейшем оставались верными традициям семейного ремесла, бережно хранили привязанность к приемам обработки материала. В семейных школах главными задачами было: приучить уважать заветы традиций, понимать красоту художественных мотивов, так как рисунки складывались веками, переходя от поколения к поколению.
Вопросы обучения освещаются также в работах по истории русского искусства и русского декоративно-прикладного искусства И.Э.Грабаря, К.Карнилович, А.С.Кравченко и А.П.Уткина и других. Вопросы передачи мастерства в народных промыслах и ремеслах освещают такие авторы, как Ю.Ф.Лащук, Л.В.Казакова, М.А.Некрасова. "У каждого мастера, - пишет Л.В.Казакова,- есть мечта стать непревзойденным исполнителем какого-либо приема, продолжить почерк своего отца или деда... Выполняя знакомый, родной по духу образ сообразно своей фантазии, создавая традиционный растительный узор, мастер всегда сохраняет природную живость, непосредственность восприятия, открытость чувств, При этом выразительность живого образа он отождествляет с точностью технического приема. Автор выделяет в творчестве народных мастеров природные мотивы, символику, сказочность образов, жизненность и красоту, иконографию изображения птиц и цветов, необыкновенно, фантастически богатый орнаментальный язык" (56,130).
Большой интерес представляют для нас сборники НИИ художественной промышленности с 1960 по 1992 г., в которых освещается различные проблемы народного искусства, такие как его эстетические основы, проблемы и закономерности развития искусства народных художественных промыслов, а также проблемы возрождения традиций в искусстве народных художественных промыслов. Это работы А.В.Барадулина, В.М.Вишневской, Н.Н.Мамонтовой, М.А.Некрасовой Т.М.Разиной. Различные аспекты эстетических основ народного искусства и художественных промыслов рассматривают А.С. Канцедикас, Н.И.Каплан, Н.В.Черкасова и др. Однако все эти работы, безусловно интересные в с точки зрения их художественной и промышленно-потребительской ценности, практически не затрагивают вопросов ученичества в декоративно-прикладном искусстве и в традиционной школе художественной росписи тканей.
Определенный интерес представляет сборник статей "Традиции и современность", изданный в Тюмени 1998 году, в котором прослеживаются закономерности развития народного искусства и взаимосвязь традиционного и профессионального искусства.
Таким образом анализ историографии подтверждает, что в отечественной литературе по истории декоративно-прикладного искусства России нет специальных работ, посвященных исследованию традициям ученичества в освоении мастерства.
Особо следует отметить работы одного из лучших мастеров и преподавателей по художественной росписи тканей Риммы Акимовны Гильман. Огромный интерес представляют ее исследование по проблеме "Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей"(176), и книга "Художественная роспись тканей"(33). Определенную ценность представляет альманах "Русская традиционная культура" (1996 г. /выпуск 3/(150), в котором предложены учебные программы по традиционным монастырским ремеслам Нижегородского края, где в разделе "Художественная роспись тканей" дается программа обучения этому мастерству, в которую включена не только технология обучения собственно художественной росписи тканей, но и изучение истории края и развития его культуры.
Особую значимость представляют материалы современных педагогических исследований в области декоративноприкладного искусства: Е.Г. Болотских "Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов"(175), Р.А.Гильман "Педагогическое руководством творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей"(176). Н.В.Гросул "Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью"(177 ), И.А.Даги "Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ"(178), Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством."(179), посвященное допрофессиональной подготовке в области Петириковской росписи. О.Н.Поповой "Методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно-графических факультетах педагогических институтов (техника "чия", ручное ткачество, роспись ткани )(181), Л.Г.Савенковой "Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе"(182), Т.Я. Шпикаловой "Народное искусство в системе народного образования"(164). Эти материалы позволяют утверждать, что обучение декоративно-прикладному искусству невозможно отделить от освоения окружающей действительности, истории региона, мировых художественных ценностей и от нравственных ценностей.
Психологические условия обучения достаточно полно рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Д.Н.Богоявленского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова. Авторы предлагают эффективные методики обучения, в том числе проблемного обучения, обучения предметам эстетического цикла. Большое внимание этому уделяется в книге "Педагогика" под редакцией П.И.Пидкасистого.
Проблеме педагогического мастерства и педагогического творчества и их роли в современной системе образования посвящены работы В.И.Загвяэинского, И.А.Зязуна, Н.В.Кузьминой и
Психологические процессы, возрастные особенности восприятия искусства и его воздействие на личность раскрыты в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова и др.
Цель исследование - выявить и проанализировать основные тенденции в освоении мастерства художественной росписи ткани в Российской традиционной школе преподавания.
Объект_исследования - процесс освоения мастерства художественной росписи тканей в российской традиционной школе преподавания.
Предмет исследования - формы и методы педагогического руководства в процессе освоения мастерства в условиях сотворчество мастера-художника и ученика.
Гипотеза исследования: Стремительное развитие современных форм искусства на основе новых материалов и технологий, технического совершенствования производства, в то числе дизайна, требуют иного подхода к процессу образования и развития учащихся. Общая урбанизация, оторванность современного искусства и системы образования от особенностей культуры региона выхолащивают и уничтожают традиции, тем самым изолируют новые поколения от исторических корней народа. В этом плане освоение истоков мастерства народного декоративно-прикладного искусства, в том числе росписи ткани, являются важным и значимым, а успешность его обусловлена следующим:
1) использование наиболее эффективных и исторически оправданных приемов, способов и направлений работы мастера-художника с учеником, сохранивших свою актуальность в настоящее время: критического отношения к своему труду, знания и уважения народных традиций и канонов, освоения традиционных приемов, высокой техники исполнения, - высокой графической культуры, владения колористикой, умения владеть инструментами и приспособлениями, владения материалами, самостоятельного творчества. преодоление стереотипного мышления ученика; сотворчество преподавателя и ученика; использование в процессе обучения прогрессивных технологий художественной росписи ткани; » 5) соблюдение многоуровневой системы обучения художественной росписи ткани. Задачи^сследрвания:
Изучение и анализ истоков и исторических корней традиционной школы художественной росписи ткани.
Исследование проблемы ученичества и преемственности традиций в народном декоративно-прикладном искусстве.
Выделение современных направлений и методов работы в преподавании декоративно-прикладного искусства в разных типах # учебных заведений.
4. Раскрытие основных направлений и методов взаимодействия педагога и ученика в процессе обучения художественной росписи тканей.
Обшар методологическая позиция^исследования базируется наположении о формировании всесторонне развитой творческой личности на основе освоения традиционной культуры региона и мировых художественных ценностей, отраженных в трудах '« А.В.Бакушинского, В.М. Василенко, B.C. Воронова,
М.А.Некрасовой, М.А.Рыбакова и теории "Экологии культуры" - 20 -Д.С.Лихачева. теоретический анализ искусствоведческой, историко-этнографической. методической и психолого-педагогической литературы по проблеме русской традиционной школы росписи ткани; обобщение данных по проблематике, направленной на поиск оптимальных подходов в педагогическом руководстве декоративно-прикладной деятельностью; метод сравнительного анализа различных подходов к поискам оптимальных путей обучения художественной росписи тканей, в программных и методических материалах российской традиционной школы преподавания; изучение и описание педагогического опыта (архивы, интервью с мастерами и педагогами, реальная практика школ, студий, учебных заведений).
Раскрыты потенциальные возможности освоения мастерства в области художественной росписи ткани в русле традиционной школы преподавания. Результатом проведенного теоретического анализа явилось обобщение исторического опыта в области освоения мастерства и традиций ученичества в Российской школе преподавания декоративно-прикладного искусства. Изучены традиционные направления, условия и методы педагогической деятельности в обучении художественной росписи ткани. Обобщены теоретические и практические основы формирования профессионально-педагогической направленности, на основе которых строится процесс подготовки педагогов декоративно-прикладного искусства. Установлено, что в освоении искусства художественной росписи ткани наиболее важным - 21 -педагогическим условием, является процесс сотворчества мастера-педагога и ученика.
Практическая значимость исследования.
Предлагаемые автором диссертации: многоуровневая система подготовки кадров и приобщения подрастающего поколения к искусству художественной росписи ткани, педагогические условия в освоении мастерства в области декоративно-прикладного творчества, формы и методы передачи могут служить основой в формировании требований к процессу подготовки художников-мастеров по художественной росписи ткани, и использованы в реальной педагогической деятельности в любом виде декоративно-прикладного искусства в рамках системы среднего и высшего художественного образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на семинарах аспирантов РАО и Института художественного образования, в выступлениях перед педагогами, в публикациях автора по проблеме исследования.
Внешеяие_^е^хльтатш^<&^е&ованНЯЛ.
Разработанная программа экспресс-курса "Свободная роспись ткани" может найти применение в системе дополнительного художественного образования, а также может войти специальным курсом в методику преподавания изобразительного искусства в педагогических колледжах и художественных школах. QF^yj^y^^—Jf^csmejimmfn.ejJLC^eMOBaffnn^.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Принятые в, тексте сокращения:,
ДПИ - декоративно-прикладное искусство
ХОТ - художественное оформление тканей
ХРТ - художественная роспись тканей.
Исторические корни традиционной школы художественной росписи ткани
Художественная роспись ткани - это разновидность художественного текстиля. который представляет собой один из важных разделов декоративно-прикладного искусства. Ручная художественная роспись тканей своими корнями уходит в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани уже можно встретить на страницах "Естественной истории". Этот древний способ украшения ткани был известен на Руси. в Армении, Азербайджане. Широкой популярностью он до сих пор пользуется в Индонезии. Еще в 18 веке в Китае появляется роспись ткани на основе воска. Искусство Востока оказало существенное влияние на черты декоративно-прикладного искусства России. О чем во второй половине XIX в. указывал В.В.Стасов, подчеркивая особенности сюжетного характера изображений в декоративно-прикладном искусстве и раскрывая традиционную культуру и мировоззрение народа (137). Позднее в трудах В.С.Воронова были заложены основы изучения русского народного декоративно-прикладного искусства, его разнообразные внешние и внутренние связи. Он убедительно доказал коллективное начало, заложенное в творчестве русского народа, что оказало серьезное влияние на возникшие позднее промыслы. Уже в 20-е годы нашего столетия встала задача "перенесения" непреходящей красоты с предметов уходящего крестьянского быта на современные предметы, а также задача сохранения старых промыслов и их адаптация к новой среде. Это позволило проследить связь народного искусства с окружающей средой и исторической действительностью на разных этапах развития художественных традиций. В традиционное народное искусство входили постепенно новые элементы меняющейся действительности. Многоукладность быта позволила в середине XIX в. сохранить в отдельных районах России промыслы и ремесла.
Интерес русской интеллигенции к творчеству народа во второй половине XIX в. в некоторых аспектах повлиял на судьбу художественных промыслов. Развивались рыночные отношения, земства создавали кустарные склады и магазины, которые занимались реализацией изделий народных мастеров. Устраивались школы, где мастера-художники обучали детей крестьян и взрослых ремеслу. Передовая художественная интеллигенция способствовала формированию общественного мнения, вкусов и моды на изделия народных промыслов. С помощью интеллигенции в Московских губерниях сохранились и поддерживались еще до революции артели, которые объединяли кустарей художественных промыслов: Загорская артель игрушки, образованная в 1913 г.. артель федоскинской миниатюрной живописи, созданная в 1910 г., артель вологодских кружевниц, возникшая в 1917 г. В 1931 г., под Москвой (на станции Тарасовка) была создана артель ручной росписи ткани с использованием запарной набойки по холсту.
Резонанс Всемирной выставки, проходящей в 1925 г. в Париже, на которой большой успех имели изделия кустарной промышленности России, в частности одежда с применением ручной вышивки и росписи (модели Н.Ламановой и Т. Макаровой), стимулировали возрождение этой отрасли в России(139). В артель в Тарасовке были привлечены художники, которые при непосредственной консультации умельцев-кустарей и мастеров ручной набойки возобновили этот старый вид художественного ремесла, ставший одной из статей экспорта изделий за пределы России.
Естественно, что проблема перспективы и развития традиционных видов прикладного искусства, как одной из форм этнического сознания решались неоднозначно и целью многих исследований являлось доказательство адекватности современных форм бытования предметов декоративного искусства традиции этнического сознания сегодняшней России.
Исследование корней традиционной школы художественной росписи тканей нами раскрыто по четырем различным направлениям:
1. Разные виды художественного оформления тканей.
2. Мировой исторический опыт.
3. Российский исторический опыт.
4. Современная художественная роспись тканей в России. Как показывает опыт мировой истории, искусство художественной росписи тканей известно с глубокой древности.
Прежде всего следует отметить, что первой тканью, которую расписывали был шелк. Появившиеся в Китае, затем в Индии, Японии и Корее шелковые ткани украшались в соответствии со вкусом и мастерством художников. Причем каждая страна вносила в искусство художественной росписи тканей свои национальные особенности.
Формы и методы передачи профессионального опыта в традиционном народном декоративно-прикладном искусстве России
В предыдущем параграфе нами были определены существенные направления деятельности в традиционной школе художественной росписи России, которые, на наш взгляд могут служить основой в формировании требований к процессу подготовки будущих художников-мастеров. Многие авторы, например, рассматривая русское народное декоративно-прикладное искусство, освещают и вопросы обучения. Проблема же ученичества в русском декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах рассматриваются различными авторами, чаще всего с точки зрения социально-исторической. Вопросы передачи мастерства в народных промыслах и ремеслах освещают такие авторы, как Ю.Ф.Лащук, Л.В.Казакова, однако эти работы относятся к промыслам и ремеслам, далеким от искусства художественной росписи тканей. В данной работе мы опираемся на исследование С.И.Масленицына "Ученичество в народном творчестве" и на отдельные материалы из работ других авторов по истории русского искусства и русского декоративно-прикладного искусства: И.Э.Грабаря, К.Карнилович, А.С.Кравченко и А.П.Уткина, Н.Н.Соболева и других.
Как пишет Л.В.Казакова, при обучении в разных видах декоративно-прикладного искусства "традиции ремесла проявляются по-разному, равно как понимаются и трактуются по-разному"(56,129). Однако, как мы утверждаем в предыдущем параграфе, художественная роспись тканей вобрала в себя опыт и традиции многих других видов декоративно-прикладного искусства, а также иконописи, поэтому мы считаем необходимым изучение традиций ученичества в народных промыслах и иконописи.
„Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве уходят корнями в народные промыслы, где избранную родителями профессию продолжают дети, затем внуки и правнуки.
Изначальной формой ученичества была передача опыта от родителей к детям, от мастера к ученику. При этом обучавшиеся не только постигали секреты мастерства, но и принимали непосредственное участие в процессе изготовления изделий, идущих на продажу.
Обучение чаще всего происходило в семье, с раннего детства. Первыми учителями были родители и старшие братья и сестры. Поскольку это было одновременно и работа для дома или на продажу, то есть промысел, то молодежи приходилось трудиться много и кропотливо, чтобы делать вещи, не уступающие по качеству тем, которые делали старшие.
Таким образом можно сказать, что. древнейшей формой ученичества было обучение в семье.
В течение долгого времени это была основная система воспитания в народном творчестве. При этом для обучающихся детей и подростков, как и для обучающих - их родителей, это было частью их жизни. Поэтому обучение и приучение к труду органично входили в воспитание детей, были его неотъемлемой частью.
Что касается освоения ремесла, навыков и традиций, то в данном случае это было естественное введение детей и подростков в уже сложившуюся систему и не рассматривалось как стремление получить образование и профессию. Сама семья, в которой человек родился, регионе, занятия и труд семьи определили "профессию", род деятельности каждого его члена.
Предопределенность в потомственном выборе профессии способствовала формированию художественного вкуса, который базировался на традициях мастерства. Поэтому здесь традиция, канон имели главное значение, потому что изделие должно быть узнаваемым, отличным от других, поскольку их делали не только для своих домашних потребностей, но и на продажу.
Этот факт имел две стороны:
- с одной стороны, ученик чувствовал свою ответственность за то, что он делает, поэтому проявлял максимум старания. гордился тем, что его работа имела конкретное применение:
- с другой стороны, такая ответственность влияла на развитие его творческих способностей, и его творческой индивидуальности. и особенно на желание сделать что-то оригинальное, самобытное, не такое, как у старшего мастера, но выполненное по точному соблюдению всех правил работы, ее этапов, иначе изделие, выполненное им не совсем точно по указанию наставника, не будет продано.
Таким образом мы можем сказать, что при обучении в домашних условиях для родителей главной задачей было воспитать надежных помощников.
Специфика деятельности мастера-педагога в области практического освоения учеником искусства художественной росписи ткани
Раскрывая проблему целостности в подходе к процессу обучения, как "объективно взаимосвязанных явлений" (по В.В.Давыдову), которые составляют целостную систему, мы считаем необходимым выделить два ее направления: общее и конкретное. Опираясь на Д.Б.Эльконина и возвращаясь к истокам обучения вообще. следует указать, что "... Позиция школьника ( в нашем случае ученика) [М.П.] не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя" (162,145).
Поэтому для нас важно первое общее направление, определение целостности, которое предусматривает освоение учениками основ конкретного искусства на уровне осмысления общечеловеческих ценностей культуры в комплексе через общий деятельностный характер творчества. Имеется в виду усвоение учениками научных, художественных и нравственных ценностей в процессе комплексного освоения декоративно-прикладного искусства через конкретную деятельность в области художественной росписи тканей, такой подход особенно актуален в подростковом возрасте, так как имено подростки тяготеют к творчеству в области декоративно-прикладного искусства, конкретной деятельности, общественно значимой и полезной.
Поскольку любая конкретная деятельность определяется потребностью личности и мотивами, для нее важно раскрыть проблему ценности декоративно-прикладного искусства через анализ и выделение важных сторон творчества и их объединение в целостный продукт человеческой деятельности. С другой стороны, такой подход значительно расширяет нравственный и интеллектуальный кругозор учащихся, их представление о мире, о взаимосвязи всего и вся, формируя их интеллектуальную и эмоциональную сферы и тем самым воспитывает отношение к ценности с разных точек зрения.
Другое конкретное для нашей области деятельности понятие целостного подхода в педагогическом руководстве деятельностью в области художественной росписи ткани - осмысление учащимися представлений о композиции, как важного составляющего любого искусства и взаимодействие различных подходов, приемов в деятельности педагога с воспитательной стороной всего процесса обучения на примере народного декоративно-прикладного искусства.
В процессе своего развития человек, активно осваивает мир. Это освоение, как мы уже сказали выше, неизбежно идет одновременно в двух направлениях - познавательном и ценностном.
В процессе познания человек вольно или невольно дает свою оценку тем или иным явлениям, свойствам объектов, отношениям. Он оценивает их, прежде всего, с точки зрения удовлетворения своих потребностей. Поэтому у нас есть все основания сказать, что познавательное и ценностное направления в процессе освоения мира ребенком определяются естественными потребностями человека - биологическими и социальными. Эти отношения зависят от того, каково значение этого явления или события для человека, то есть, какова их ценность. Причем понятие ценности распространяется не только на пользу его или вред для человека, вкусно-невкусно, приятно-неприятно, но и красиво-безобразно, справедливонесправедливо. Последнее волнует нас не меньше, чем полезность или вред, потому что в процессе социализации личности у каждого человека появляются нравственные и эстетические потребности.
Ценностное освоение мира жизненно необходимо человеку, поскольку оно позволяет ему ориентироваться в мире, строить свою деятельность в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
В подростковом возрасте процесс социализации активно развивается. Поэтому формирование социальных потребностей в этот период во многом зависит от окружающих его взрослых, школы и его преподавателей. Большое значение приобретают формирование у школьников эстетических и нравственных потребностей, которые не менее важны для его личности, чем образование и воспитание. Опираясь на исследования известных ученых Ю.Б. Борева, А.Я.Зися, Л.С.Выготского и М.С.Кагана и можем утверждать, что область эстетического имеет особую специфику: она является, практически, всеобщей, охватывающей все явления действительности.
В отличие от других материальных объектов, произведение искусства оценивается в первую очередь с точки зрения эстетической, художественной значимости, отождествляются с неким идеалом. М.Горький называл идеал посохом, который природа дала человеку, подняв его на ноги. Идеал помогает человеку ориентироваться в жизни общества, так сказать, держаться на ногах и двигаться в правильном направлении. Представление об идеале дает человеку не природа, а окружающие люди, поскольку первоначально ребенок, не имея представления о красоте, опирается на мнение окружающих его людей, а в дальнейшем это понятие тесно связано с удовлетворением эстетических потребностей, а следовательно - с искусством, произведения которого изначально создаются для удовлетворения этих потребностей. Поэтому формирование (развитие, рождение) идеала - одна из важнейших форм духовной деятельности человека.
Так как в обычной жизни и деятельности человек часто имеет повод сопоставить нечто со своим идеалом, у него постепенно формируется собственная шкала ценностей.
Художественное освоение мира не дано человеку от рождения, а формируется вместе с его личностью, поэтому проблема художественного и эстетического воспитания стоит особенно остро. В эту систему входит и формирование соответствующего художественного идеала. и развитие потребности создавать произведения искусства - выражать свое вИдение мира, свое духовное состояние, свое Я. То есть реализовать свои эстетические и художественные взгляды и возможности в художественном творчестве.
Для этого необходимо определенное художественное образование. Конечно, художественное воспитаниие и образование не гарантируют возможности художественного творчества, однако способствует ему.