Введение к работе
Актуальность исследования. Музыкальное искусство нашей
страны — композиторское, исполнительское — прочно заняло ведущее положение в мировой музыкальной культуре. Во многом своими художественными достижениями оно обязано сложившейся и активно функционирующей системе профессионального музыкального образования. Однако музыкальное искусство не стоит на месте, постоянно развивается; активно развиваются и художественные запросы слушателей. Поэтому далеко не случайно к системе профессионального музыкального образования с каждым годом предъявляются все более высокие требования, появляются тенденции создания нетрадиционных форм профессионального обучения.
Социально-культурные условия настоящего времени и коренные преобразования, происходящие во всех сферах российской общественной жизни, заставляют задуматься над тем, в какой мере сложившаяся в нашей стране практика подготовки специалистов-музыкантов соответствует потребностям и задачам возрождения и развития российской музыкальной культуры.
Отечественное музыкальное образование, опираясь на тра
диции общей педагогики, заложенные в классических трудах
Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и др., развивая идеи русской
музыкальной профессиональной школы — А. С. Даргомыжского,
А. Н. Серова, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна и
Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева и др., и основоположников советского музыкознания (Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой и С. Т. Шацкого, Б. В. Асафьева и др.), оформилось в единую организованную, многофункциональную структуру.
Сложилась и несколько десятилетий действует система специального музыкального образования "музыкальная Школа — Училище — ВУЗ" (ШУВ). Она способствовала наращиванию отечественного музыкального потенциала, развитию музыкальной
культуры, выдвинула большой ряд ярких музыкантов, музыкальных общественных деятелей, добилась общемирового признания.
Вместе с тем, исследования последних лет по проблемам
образования, общей педагогики (В. Г. Кинелёва, В. Г. Щипунова,
А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, М. Е. Дуранова,
С. Е. Матушкина, В. А. Черкасова и др.), музыкальной педагоги
ки (Л. А. Баренбойма, М. М. Берлянчика, Е. Г. Гуренко,
Е. В. Назайкинского, Г. А. Осипенко, Л. П. Робустовой,
Г. Г. Фельдгуна, А. Я. Якупова и др.), свидетельствуют, что, несмотря на имеющиеся достижения в области обновления содержания, форм и методов обучения, совершенствование отдельных звеньев образовательной системы, все заметнее становятся накапливавшиеся проблемы.
В сфере музыкального образования к ним можно отнести целый ряд общих и частных проблем: резкое падение престижа образования, культуры; отсутствие концепции и всеобъемлющей программы перспективного развития системы музыкального образования на федеральном и местном уровнях; недостаточность научного обоснования зарождающейся системы непрерывного многоуровневого музыкального образования; определенную организационную унифицированность, ограниченность и жесткость действующего трехступенчатого образования (ШУВ), отсутствие подлинной преемственности между его звеньями; заметное снижение в этой связи интереса к профессиональному музыкальному образованию; недооценку ранней музыкальной профессиональной ориентации детей; отсутствие взаимодействия в деле воспитания юных музыкантов со стороны большинства общеобразовательных школ; недостаточность квалификации педагогических кадров в системе детских музыкальных школ; слабую финансовую и материально-техническую базу большинства музыкальных учебных заведений и т. п.
Таким образом, потребности развития системы профессионального музыкального образования приходят в противоречие с его практикой.
Цель исследования состоит в разрешении указанного противоречия посредством теоретического обоснования и экспериментальной проверки организационно-педагогических условий непрерывного профессионального музыкального образования с учетом его региональных особенностей.
Гипотеза исследования. _ Предполагается, что в результате
выработки комплекса организационно-педагогических условий возможно создание новой альтернативной формы учебного заведения, интегрирующего в себе три уровня музыкального образования: специальное начальное, среднее и высшее.
Объектом исследования выступает система многоуровневого непрерывного профессионального музыкального образования, представленная в новом типе учебного заведения — колледже-комплексе.
Предметом исследования является разработка модели многоуровневого музыкального образования в колледже-комплексе, соответствующего изменившимся в стране социокультурным условиям.
В соответствии с намеченной целью и для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решение следующих задач-.
провести анализ истоков, тенденций и организационных форм развития отечественного музыкального профессионального образования;
сформулировать концептуальные основы проектирования альтернативной модели организации профессионального музыкального образования;
обосновать проектировочную модель организационно-педагогических условий непрерывного музыкального образования в новых социокультурных условиях;
провести экспериментальную проверку возможностей реализации указанной модели в условиях деятельности учреждения музыкального образования — Челябинского музыкально-педагогического колледжа имени П. И. Чайковского.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных ученых по проблемам общей и профессиональной педагогики и непрерывного образования, в том
числе музыкального, развития гибких образовательных структур
(Л. Г. Арчажникова А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский,
В. И. Загвязинский, А. В. Малинковская, Ю. Н. Pare и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые в систематизированном виде выявлены и описаны пути развития непрерывного музыкального профессионального образования применительно к новым социокультурным условиям России, теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, содержание и структура деятельности многоуровневого музыкального образования в учебном заведении нового типа — колледже-комплексе.
Практическая значимость работы заключается в том, что обоснованная в диссертации модель реализована в деятельности Челябинского музыкально-педагогического колледжа и может быть использована в качестве прототипа в других регионах страны; результаты исследования могут быть также полезными при разработке и совершенствовании государственных стандартов музыкального образования.
Апробация работы осуществлялась в ходе проведения двух-этапного эксперимента по созданию Челябинского музыкально-педагогического колледжа в 1989-1992 и 1992-1995 гг., на региональных научно-практических конференциях ("Челябинское высшее музыкальное училище /колледж/: концепция, учебные планы, программы, перспективы развития", 1994 г.; "Музыкальное образование: состояние и перспективы", 1995 г.), на заседаниях Ученого совета Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, Челябинского музыкально-педагогического колледжа, Учебно-методического объединения Министерства культуры Российской Федерации, в ходе государственного лицензирования колледжа на право ведения образовательной деятельности по начальному, среднему и высшему уровням профессионального музыкального образования, а также на заседаниях сектора психолого-педагогичеких проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.
На защиту выносятся:
концепция создания, функционирования и развития целостной системы профессионального музыкального образования, предполагающая реализацию принципов целостности и комплексности, преемственности и ранней профессиональной ориентации как организационно:педагогических условий- осуществления непрерывного музыкального образования;
альтернативная структурная модель непрерывного специального музыкального образования (начального, среднего и высшего), реализующая данные организационно-педагогические условия в рамках одного учебного заведения — колледжа-комплекса.
Структура и объем работы. Диссертация объемом в 197 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, б приложений, списка использованной литературы, включающего 204 наименования.