Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода
1.1. История зарождения и развития семиотики и семиотического подхода к исследованию нравственного воспитания дошкольников 16-48
1.2. Сущность и значение использования семиотического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников в условиях современного образования 48 - 68
1.3. Теоретическая модель организации процесса нравственного воспитания дошкольников в контексте овладения ими знаками и знаковыми системами 68 - 95
Выводы по первой главе 96 - 98
Глава II. Экспериментальная работа по организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.1. Механизм освоения ребёнком знаков и символов в процессе нравственного воспитания 99-125
2.2. Особенности использования методов и форм организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода 125 - 151
2.3. Оценка эффективности теоретической модели организации нравственного воспитания на основе семиотического подхода 151 - 180
Выводы по второй главе 181-183
Заключение 184-186
Библиографический список 187-208
Приложение
- История зарождения и развития семиотики и семиотического подхода к исследованию нравственного воспитания дошкольников
- Сущность и значение использования семиотического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников в условиях современного образования
- Механизм освоения ребёнком знаков и символов в процессе нравственного воспитания
- Особенности использования методов и форм организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в России обусловливает необходимость модернизации системы образования. Государственная политика направлена на достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования в стране. В нормативно-правовых актах намечена стратегия его совершенствования. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.) определяют стратегические цели, связанные с проблемами развития российского общества, с особым акцентом на повышение эффективности воспитания. Одной из них является «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
В типовом положении о дошкольном образовательном
учреждении (2008 г.) в качестве основных задач дошкольного
образовательного учреждения определены: «обеспечение
социально-личностного развития детей; воспитание
гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». С целью создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования обращается внимание на использование нравственного потенциала знаков и символов культуры как средства формирования и развития духовно-нравственного потенциала личности.
Ребенок еще в период дошкольного детства может и должен усвоить доступные для него общечеловеческие и национальные ценности. Набранный культурно-нравственный багаж в дальнейшем
будет определять его мировоззрение, отношение к действительности. Особое звучание в современных условиях приобретает положение о единстве государственного, общественного и семейного воспитания. Учитывая тот факт, что каждая семья имеет свой нравственный потенциал, свои традиции и ребенок находится в центре внутрисемейных отношений, благополучных или неблагополучных, необходима связь педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей с целью согласования педагогических путей и методов воспитания.
Нравственное воспитание остаётся важнейшей сферой, где особенно важно организовать процесс усвоения ребёнком культурных ценностей, носителями которых выступают в человеческой культуре знаки и знаковые системы. Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в знаках-словах, понятиях, образах, рисунках, представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, справедливости и несправедливости и т.д. В документах по дошкольному образованию подчеркивается значение знаково-символической деятельности, в рамках которой у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями.
В условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, наблюдается интенсивный рост мирового информационного пространства, появляется необходимость в упорядочении этих знаний для скорейшего осуществления поиска и извлечения полезной информации. Знаки и знаковые системы являются универсальными формами сохранения культурной информации, культурного наследия человечества. Семиотика, как наука, изучающая развитие знаков и знаковых систем, становится ценной для педагогической науки в целом и важной для решения её наиболее сложных проблем. В педагогике методологический подход, в рамках которого при проведении научных исследований используются важнейшие идеи, теоретические положения семиотики, получил название - семиотический. Данный подход недостаточно исследован, но именно он может стать одним из способов осмысления и решения проблем нравственного воспитания детей.
Семиотический подход предстаёт перед нами как система ориентиров, необходимая для понимания деятельности человека в окружающей его среде, как средство подготовки человека к взаимодействию с окружающим материальным и социальным
миром, как средство социализации, воспитания и обучения. Семиотика образования ориентирует на выяснение взаимосвязи педагогической деятельности со знаковыми системами любой природы. Современный социум наполнен знаками и символами. Это лингвистические и математические, религиозные и светские, политические и общественные знаки. Это знаки и символы на флагах и гербах разных стран, знаки на географических, политических и других картах, знаки дорожного движения, знаки внимания, различные схемы, пословицы, поговорки, рисунки и их цветовой фон, жесты, мимика и многое другое. Знаки и символы часто являются носителями нравственного содержания и могут быть предупредительного, разрешающего или запрещающего характера. В них закодирована огромная информация, помогающая человеку организовывать своё поведение, деятельность в обществе в соответствии с действующими в нём нормами, правилами и законами. Учить детей декодировать, понимать, осмысливать эту информацию, регулировать своё поведение в соответствии с требованиями систем культурных знаков и символов, является пропедевтической основой в нравственном воспитании дошкольников.
Проблемы семиотики и семиотического подхода в
отечественной философии разрабатывали В.И.Антонов,
С.Р.Вартазарян, А.А.Ветров, В.В.Иванов, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман,
А.М.Пятигорский, В.М.Розин, Э.А.Тайсина, Л.В.Уваров,
В.А.Штофф, Г.П.Щедровицкий и др. В культурологии и филологии
проблемы семиотики исследовали А.А.Леонтьев, С.Т.Махлина,
А.Н.Портнов, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, С.Г.Проскурин,
Б.А.Успенский и др.
В педагогике и психологии над проблемой использования семиотического подхода работали Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер, А.А.Веряев, П.Я.Гальперин, Р.И.Говорова, В.В.Давыдов, С.А.Лебедева, Н.И.Непомнящая, Л.Ф.Обухова, Н.Н.Поддъяков, Е.К.Ривина, Н.Н.Романова, Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, Д.Б.Эльконин и др.
В современной науке семиотический подход понимается как подход, в основу которого положено научное использование знаков и символов для сохранения и передачи от поколения к поколению наиболее ценной культурной информации, в том числе, решения проблем нравственного воспитания. Семиотический подход в дошкольной педагогике предстаёт не только как средство кодирования и декодирования информации (хотя и эти функции он выполняет), а как средство создания системы ориентиров,
необходимых для адаптивной деятельности ребенка в окружающей его среде.
Одной из главных задач воспитания дошкольников является формирование основ нравственной культуры. Средствами организации воспитания на основе семиотического подхода в дошкольном возрасте могут выступать как вербальные (слово, понятие, представление, умозаключение), так и невербальные знаки (мимика, жесты, поза, интонация, паузы, смех, плач и др.), лежащие в основе коммуникации, человеческого общения. А также в качестве этих средств выступают знаки и символы других типов (схематические, графические, картографические изображения, рисунки, цвет, кроссворды, ребусы и т.п.). Семиотический подход благодаря использованию данных средств, а главное - привнесению новых принципов, механизмов воспитания, специфике применения методов и форм организации нравственного воспитания дошкольников обеспечивает достижение качественно новых результатов.
Исследования отечественных учёных доказывают, что основой нравственного воспитания дошкольников является формирование у них нравственных чувств. Рассмотрению проблем формирования чувств ребенка уделяли внимание Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Г.Ковалев, Ф.С.Левин-Щирина, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, А.П.Нечаева, С.В.Петерина, Е.Смирнова и др.
Особое значение в период дошкольного воспитания учёными придаётся формированию нравственного сознания (А.В.Запорожец, И.Н.Курочкина, Я.З.Неверович, В.Г.Нечаева, С.В.Петерина, Н.Н.Поддъяков) и форм нравственного поведения дошкольников (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский). Анализ работ, посвященных нравственному воспитанию, показывает, что учёные используют только элементы теоретических положений и методов, которые можно отнести к семиотическому подходу (игра или работа ребёнка со словом, понятием, наглядным образом; использование наглядности в воспитании и т.п.).
В настоящее время над проблемой использования семиотического подхода в дошкольном воспитании работают В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова, Л.Т.Потанина, Е.К.Ривина, Н.Г.Салмина, С.И.Семенака. Но исследований в этом направлении ещё недостаточно. В большинстве исследований не раскрыты возможности нравственного воспитания детей, организованного на основе семиотического подхода, на этапе подготовки их к школьному образованию. Анализ теории и практики показывает, что
на этом этапе нравственного становления дошкольника проблема глубоко не исследована, научный материал не систематизирован. Не разработаны педагогические принципы, условия, методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода. Вышеизложенные факты определяют актуальность настоящего исследования.
Проведенный анализ проблемы нравственного воспитания дошкольников в рамках семиотического подхода позволил выявить противоречия:
- между объективной потребностью общества в новых подходах
к организации нравственного воспитания дошкольников и
недооценкой роли семиотического подхода, отсутствием
целенаправленной, систематизированной исследовательской работы
по его разработке и внедрению;
между потребностью педагогической науки в разработке теоретических основ нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода и недостаточной разработанностью соответствующих педагогических принципов, условий эффективного его использования;
между потенциальными возможностями использования на практике педагогами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) семиотического подхода при организации нравственного воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью механизмов, методов и форм, способствующих достижению цели.
Проблема исследования состоит в выявлении возможностей, особенностей и условий организации нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, осуществляемого на основе семиотического подхода, т.е. целенаправленного и систематичного использования знаков, знаковых систем и символов культуры. Недостаточная разработанность проблемы и её практическая значимость для образовательного процесса ДОУ определи тему диссертационного исследования: «Организация нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода».
Объект исследования: нравственное воспитание
дошкольников.
Предмет исследования: семиотический подход как средство организации нравственного воспитания дошкольников.
Цель исследования: научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности семиотического подхода при организации нравственного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что
семиотический подход, понимаемый как совокупность теоретических положений, определяющих научные основы и практику использования знаков и знаковых систем при организации нравственного воспитания дошкольников, выступает средством повышения его результативности.
Нравственное воспитание становится более эффективным если:
- создана теоретическая модель, сформулированы научные
принципы, выявлены особенности применения методов и форм,
условия организации нравственного воспитания дошкольников на
основе семиотического подхода;
- предложено теоретически обоснованное и экспериментально
проверенное программно-методическое и технологическое
обеспечение, разработан механизм использования системы знаков и
символов и диагностики результатов нравственного воспитания
дошкольников.
Задачи исследования:
-
Выявить сущность семиотического подхода, проследить путь становления и определить его значение для организации нравственного воспитания дошкольников.
-
Создать и апробировать на практике теоретическую модель организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода в условиях ДОУ.
3. Разработать принципы и педагогические условия
эффективного освоения дошкольниками знаков и символов
нравственного содержания.
4. Выявить особенности применения средств, методов и форм
организации нравственного воспитания дошкольников при
реализации семиотического подхода.
5. Определить критерии оценки уровней нравственной
воспитанности детей дошкольного возраста, разработанные на
основе применения семиотического подхода.
Теоретико-методологическая основа исследования: при
разработке теоретических положений диссертационного
исследования использовались философские работы по семиотике
(В.И.Антонов, А.А.Ветров, В.В.Иванов, В.А.Канке, А.Ф.Лосев,
Ю.М.Лотман, В.В.Мантанов, Ч.С.Пирс, В.М.Розин, Ю.С.Степанов,
Э.А.Тайсина, Л.В.Уваров, В.А.Штофф, Г.П.Щедровицкий),
психологические и педагогические работы, в которых освещена
значимость знаково-символической деятельности, в том числе и в
сфере образования (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.А.Веряев,
П.Я.Гальперин, М.В.Гамезо, А.А.Леонтьев, Ж.Пиаже,
Н.Ф.Талызина). При исследовании проблемы осуществлялась опора
на идеи формирования знаково-символической деятельности у детей
дошкольного и младшего школьного возраста (Р.И.Говорова,
Л.Ф.Обухова, Е.К.Ривина, Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова,
Д.Б.Эльконин). Использовались философские, психологические и
педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую,
духовную сущность человека как субъекта социальных отношений;
принципы диалектического метода познания: единства
человеческого сознания и деятельности в понимании общей
педагогики (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Сухомлинский).
Специальная методология представлена культурно-исторической
теорией Л.С.Выготского; теориями гуманистической педагогики и
психологии; концепцией дошкольного детства, целостного развития
ребенка (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин); концепциями, раскрывающими сущность
нравственного воспитания старших дошкольников (Л.И.Божович,
Р.С.Буре, А.М.Виноградова, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев,
А.А.Люблинская, Л.Ф.Островская, Т.С.Комарова, А.Д.Кошелева,
В.С.Мухина, В.Г.Нечаева, С.В.Петерина, Г.А.Урунтаева,
С.Г.Якобсон); идеями деятельностного подхода в воспитании
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,
Г.П.Щедровицкий); идеями культурологического подхода, раскрывающего особенности нравственного воспитания в отечественной педагогике (К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, П.Ф.Каптерев, В.А.Караковский, М.М.Рубинштейн, Н.Е.Щуркова).
Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме; анализ педагогических программ и обобщение педагогического опыта в системе дошкольного воспитания; обобщение эмпирических данных и эмпирические методы: педагогическое наблюдение; опрос; беседа; анкетирование и интервьюирование педагогов и родителей; анализ результатов деятельности детей; педагогический эксперимент.
Базой исследования выступили дошкольные образовательные учреждения города Коломны Московской области: МДОУ детский сад № 46 «Орленок» и МДОУ детский сад № 3 «Ладушки».
Этапы исследования:
на первом этапе (2003 - 2005 гг.) при изучении и анализе отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературы по проблеме использования семиотического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников была выявлена его сущность, основные пути его использования в условиях ДОУ; определены объект, предмет, цель,
гипотеза и методологическая база исследования;
на втором этапе (2005 - 2008 гг.) был разработан комплекс диагностических методик, позволяющий с достаточной степенью надежности, точности и достоверности определять уровень нравственной воспитанности дошкольников, разработана теоретическая модель организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода, подобраны экспериментальные материалы, методики по нравственному воспитанию дошкольников с применением данного подхода, проведена экспериментальная проверка их эффективности;
на третьем этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования по организации нравственного воспитания детей 5-7-летнего возраста с применением семиотического подхода; уточнялись выводы, проводилась обработка и систематизация данных, полученных в ходе эксперимента; оформлялись результаты диссертационного исследования.
Результаты исследования: разработаны теоретические положения, создана и апробирована на практике модель организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода; разработано программно-методическое и технологическое обеспечение её работы.
Достоверность результатов исследования обеспечена
всесторонним анализом проблемы, методологической
обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, глубиной анализа результатов педагогического эксперимента, длительным характером изучения педагогической практики, доказательностью полученных выводов.
Научная новизна исследования:
- семиотический подход рассмотрен как методологическая
основа построения процесса нравственного воспитания в условиях
дошкольного образовательного учреждения;
- разработана теоретическая модель организации нравственного
воспитания дошкольников на основе семиотического подхода;
- обоснованы принципы, педагогические условия, особенности организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода;
- рассмотрен механизм освоения дошкольниками нравственных
понятий, выявлены особенности использования средств, методов и
форм организации нравственного воспитания дошкольников при
реализации семиотического подхода на практике;
- выявлены и содержательно охарактеризованы критерии и показатели уровней нравственной воспитанности дошкольников, разработанные на основе применения семиотического подхода.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что обобщена и расширена система научных знаний по проблеме семиотического подхода при организации нравственного воспитания дошкольников; обоснована сущность и значение семиотического подхода в организации нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения; уточнено понятие «семиотический подход»; разработана теоретическая модель организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода; раскрыта специфика использования методов и форм организации нравственного воспитания дошкольников в рамках семиотического подхода.
Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что разработана программа «Семиотика нравственности» для детей 5-7-летнего возраста, авторские методики организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода, авторские сказки нравственного содержания и комплекс вопросов для диагностических методик, ситуации морального выбора. Основные теоретические положения диссертации могут применяться преподавателями высших и средних специальных учебных заведений при организации обучения и подготовки к профессиональной деятельности студентов в курсе общей педагогики, теории и методики воспитания, а также в создании на их основе специальных курсов для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации образовательной деятельности МДОУ детского сада
№ 3 «Ладушки» и МДОУ детского сада № 46 «Орленок» г. Коломны Московской области, обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт», выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (2004 - 2010), во время анализа открытых занятий для студентов педагогического факультета ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт» (2003 - 2010), на семинарах заведующих дошкольными учреждениями г. Коломны (2004 - 2009), семинара музыкальных руководителей г. Коломны
(2004), на городских и районных курсах повышения квалификации (2004, 2005), городских методических объединений педагогических работников дошкольных учреждений (2004 - 2009), а также публикаций материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семиотический методологический подход - это совокупность
теоретических положений, определяющих принципы, методы
исследования в науке и использования в педагогической практике
знаков и знаковых систем, сложившихся в современной культуре,
для достижения целей и задач нравственного воспитания и развития
детей дошкольного возраста.
2. Сущностью и особенностью организации нравственного
воспитания дошкольников на основе семиотического подхода
является целенаправленное формирование в гармонии нравственно-
эмоциональной, сознательной и деятельностной сферы личности
через последовательное освоение детьми системы знаков и символов
культуры, особенно знаков нравственного содержания, включение
их в разнообразные виды знаково-символической (символико-
графической) деятельности.
-
Теоретическая модель организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода представляет собой единство структурных компонентов: цели, принципов, условий, основных направлений, содержания, методов, форм организации воспитательного процесса. Базовыми принципами, определяющими продуктивность модели, выступают принцип целостности процесса нравственного воспитания; системности, последовательности освоения знаков; доступности знаков и знаковых систем; гуманно-превентивного характера организации знаково-символической деятельности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; комплексности; неразрывности естественных и искусственных условий; единства эмоционального и рационального; индивидуализации; культуросообразности; толерантности; психологической комфортности воспитания в ходе использования знаков и знаковых систем нравственного содержания. Ведущими направлениями её реализации выступает работа с основными субъектами педагогического процесса (воспитанники ДОУ, педагоги, родители).
-
Основными средствами организации нравственного воспитания на основе семиотического подхода в дошкольном возрасте выступают знаки, которые используются как вербальные (слово-знак, понятие-знак, умозаключение-знак, представление-знак) и невербальные средства передачи информации и регулирования
социального и педагогического общения, коммуникации (жест, поза, мимика, цвет, интонация, пауза, смех, плач и др.), а также символические, схематические, графические, картографические, художественные и другие изображения, образующие различные знаковые системы и представляющие значимость для нравственного становления детей в дошкольном возрасте. Использование семиотических средств обуславливает специфику применения существующих методов и форм нравственного воспитания.
5. Педагогическими условиями эффективной организации
нравственного воспитания старших дошкольников в контексте
овладения ими знаковыми системами выступают: создание единого
семиотически обеспеченного образовательного пространства;
создание соответствующего знакового внутреннего и внешнего
интерьера ДОУ (знаковое обозначение направления движения,
поэтажная схема ДОУ и территории, экологическая тропинка с
иконическими знаками, обозначение комнат и уголков, правил
поведения определенными знаками и т.п.); увеличение
семиотической составляющей современных программ дошкольного
образования; программно-методическое обеспечение организации
нравственного воспитания, создание специальных методик и
технологий нравственного воспитания с использованием системы
знаков и символов нравственного содержания; регулярное
включение детей в знаково-символическую деятельность;
специальная подготовка педагогов к работе с детьми с
использованием семиотического подхода; организация совместной
деятельности педагогов с родителями по нравственному воспитанию
на основе изучаемого подхода, создание благоприятной
психологической атмосферы и другие.
6. Основными критериями оценки результатов нравственного
воспитания дошкольников выступают особенности восприятия
детьми нравственных норм и форм поведения, осознанность
проявления нравственных чувств и эмоций, глубина освоения
нравственных понятий, поведение в ситуации нравственного выбора
с использованием системы знаков и знаковых систем нравственного
содержания.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, 17 приложений. Основной текст диссертации изложен на 208 страницах. Библиографический список включает 277 наименований. В работе содержится 3 таблицы, 2 схемы, 7 гистограмм.
История зарождения и развития семиотики и семиотического подхода к исследованию нравственного воспитания дошкольников
Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Знак в научной литературе определяется как пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь [148, с. 231]. По Л.Резникову «знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем» [133, с. 102].
Символ - это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи [148, с. 717]. Символ - это условный чувственно воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие [133, с. 406]. Под символом Ж.Пиаже понимает «индивидуально обозначаемое, содержащее в себе элементы изображения искомого объекта» [272, с. 226].
Знаки, знаково-символические системы — не просто предметно-телесные образования, а посредством их - выраженные определенные общественные отношения. Статус знака может приобрести любой предмет, любая предметная форма, используемая в деятельности и общении людей. Предмет, действие становятся знаком тогда, когда их собственное бытие, собственная форма существования становится средством презентации других предметов и явлений.
Символы и знаки играют значительную роль в общественной жизни, в самых различных отраслях и сферах жизнедеятельности общества. Они составляют основу языка современной науки. Трудно представить математику, логику, лингвистику, физику, химию, психологию, социологию, педагогику без знаков и знаковых систем.
Знаки возникли и обрели свою значимость в процессе эволюции человеческой культуры, цивилизации. В ходе развития культуры происходило оформление и шлифовка знаковых систем. Они возникали и отмирали, сохранялись или забывались, возникали и развивались новые. Новообразование знаков происходило с помощью совершенствования сознания человека и перехода цивилизации на более высокую ступень.
Исследуя природу знака, одни учёные фактически отождествляют понятия «знак» и «знания». Все знания, накопленные человечеством, они относят к знакам, другие разводят понятие «знак» и «знание».
Г.П.Щедровицкий, опираясь на понимание деятельностной природы мышления, сводит все знания к знакам. По мненшо же В.М.Розина, «знание не тождественно знаку». Семиотический процесс является основой знания, т.е. чтобы получить знание, необходимы замещение, означивание и действие со знаками. В сознании человека, получающего и понимающего знание, предмет начинает существовать двояко - и сам по себе, и как представленный в семиотической форме (слове, рисунке и т.п.). Учёный указывает, например, что знание слова «мать» не только создает представление о матери, сложившееся в жизнедеятельности, но и представление о матери, неотделимое от самого слова «мать». В обычном сознании эти два представления сливаются в одно целое — знание, но в общении и деятельности они расходятся и выполняют разные функции [86, с. 38-39]. Знаки и символы глубоко пронизывают всю человеческую деятельность. Образование символов и их систем, обозначающих предметы и их отношения, приводит к тому, что внешне предметная деятельность значительно сокращается, схематизируется, обретая знаковую форму. Предметные и деятельностные формы организуют предметное пространство, деятельность, поведение, мышление людей и обеспечивают накопление, трансляцию социального опыта, знаний. Знаки произвольны, они искусственно изобретены и могут служить для фиксации определенного конкретного содержания. Смысловое значение знака обычно бывает понятно человеку, который с детства живёт и развивается в рамках определённой культуры, цивилизации. Человечество, передавая знаковые системы от поколения к поколению, изменяло их в соответствии с требованиями времени, взрослением общества. Каждое новое поколение неуклонно умножало количество информации, вырабатывая при этом новые виды знаков, знаково-символические системы. Цивилизация, развиваясь, становилась информационно насыщенной. В различных сферах бытия человека возрастало значение семиотических средств общения. С помощью знаков и символов строится коммуникативно-информационный обмен между людьми. А.Г.Спиркин отмечает: «Пристально всматриваясь и вслушиваясь в окружающий нас природный и социальный мир, вникая во взаимное общение людей, мы без труда замечаем, что все сферы жизни человека насквозь пронизаны бесчисленным множеством символов» [226, с. 231].
Знаки и символы возникают в обществе, поэтому всегда имеют отпечаток социальной наследственности, по которой определяется историческое время и прочитывается уровень развития данного общества. Жизнедеятельность человека взаимосвязана и обусловлена общественной моралью, нравственностью, которая основана на знаках и знаковых системах определенной направленности и содержания. Они фиксируют этические нормы общества, регулируют поступки, действия, связаны с деятельностью человека. Знаки и символы, являющиеся носителями нравственного содержания, имеют особое значение для социального развития, становления каждого человека, его адаптации в обществе. Именно эти знаки регулируют все формы общения, взаимодействия в обществе, предупреждая асоциальные и стимулируя социально одобряемые формы поведения.
В процессе образования ребёнок учится понимать и интерпретировать знаки и символы культуры, так как именно в них или с помощью них сохраняется богатство знаний и опыта, которое накопило человечество и которое передаётся от поколения поколению. В современных условиях, когда возрастает роль и значение знаков и символов в образовании, остается актуальным высказывание В.А.Канке о том, что «семиотическая интерпретация сохраняет свое значение, она оказывается в итоге наиболее универсальной» [78, с. 80-81]. Семиотические или знаковые системы организуют пространство образования, ментальное пространство общества и личности. Образование и воспитание требует обеспечения усвоения человеком определенных форм общения между людьми, создания системы коммуникаций посредством обмена информацией с помощью знаков, символов. Постоянная, устойчивая, разносторонняя система знаковой коммуникации порождает определенную форму единства и дифференциации социального бытия.
Сущность и значение использования семиотического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников в условиях современного образования
Основы современного понимания семиотического подхода к воспитанию были заложены в начале XX века, но наиболее продуктивное развитие данного методологического подхода происходит во второй половине и, особенно, в конце XX -начале XXI века. Для дальнейшего изучения проблемы имели особое значение семиотические исследования в отечественной философии (В.А.Канке, В.М.Розин, Н.Н.Романова, В.Н.Садовский, Э.А.Тайсина, А.В.Филиппов, А.А.Штофф, Г.П.Щедровицкий). Важными направлениями стали работы по изучению роли знаков и символов в познании (В.И.Антонов, А.А.Ветров, Б.Т.Домбровский, Л.В.Уваров), в коммуникации (А.А.Брудный), труды по семиотике культуры (Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, С.Г.Проскурин, С.Л.Филимонов), в том числе - языка, рисунка, образа (Л.Бенаус, В.Я.Пропп, А.А.Потебня, Г.Г.Почепцов, Д.Н.Шмелёв). В психологии и педагогике к проблемам семиотики обращаются учёные, изучающие процессы развития умственной, эмоциональной и социальной сферы дошкольника как в ходе обучения (А.А.Веряев, Н.Г.Салмина), так и воспитания (А.М.Виноградова, Г.Е.Крейдлин, Л.Т.Потанина, Е.К.Ривина, Т.В.Снегирёва).
Сущность семиотического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников заіслючается в определении научных принципов, правил и методов внедрения знаков и знаковых систем в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, с целью совершенствования, повышения качества результатов его работы. Содержание образования в дошкольном учреждении включает в себя формирование системы знаний, понятий, ценностей, отношений у миру, целостное умственное и нравственное развитие и воспитание. Вовлекая ребенка в образовательный процесс, организованный на принципах семиотического подхода важно учитывать весь комплекс воспитательных воздействий: окружающую среду и характер её воздействия на ребёнка; направленность и содержание познавательной, нравственной и другой культурной деятельности дошкольников в дошкольных учреждениях, когда он знакомится с конкретными системами знаков и знаковых систем, овладевает операциями сравнения, обобщения, умозаключения; свободное его общение с родными, близкими, друзьями, сверстниками, когда формируется его отношение к окружающей социальной действительности, морали, нравственным нормам, правилам общественного поведения. В условиях современного образования усвоение знаков и символов культуры означает усвоение содержания образования.
Данный подход помогает определить основные семиотические средства организации нравственного воспитания дошкольников: слово-знак, чувство-знак, понятие-знак, образ-знак, представление-знак, схематизация как знак, модель как знак.
Особое место в системе семиотических средств при организации нравственного воспитания дошкольников занимает слово-знак. Слово-знак является свя зугощим звеном между внешним миром и ребёнком как субъектом познания. Именно оно помогает ребенку познавать окружающую действительность, осваивать знания, развивать эмпирическое и логическое мышление. С помощью него происходит общение, обмен мыслями, передача информации, ребенок постоянно учится отделять главное от второстепенного, объединять предметы по случайным и логическим признакам, переходить от образов единичных предметов к устойчивому пониманию значения слов. Слова имеют определенное значение в предметном мире, например, если во время общения говорящий употребляет в своей речи то или иное слово, то и он и слушающий обычно подразумевают одни и те же предметы или явления и между ними не возникает непонимания и недоразумения. На основе слова строится любое общение, в том числе - воспитание и обучение. Однако слепое повторение за взрослыми непонятых, но случайно запомнившихся слов, результата не даст. Слово должно быть осознанно, понято, прочувствовано ребенком.
С помощью семиотического подхода, т.е. педагогически целесообразного использования слова-знака, мы обогащаем представления детей, развиваем их чувства, создаем чувственные образы, формируем понятия, развиваем их мышление, отрабатываем способы применения понятия в общении и деятельности.
До школы у ребенка интенсивно, с большой скоростью формируется физиологический аппарат: растет скелет ребенка, изменяется его мозг, ребенок взрослеет, готовится к школьному обучению, а значит, к восприятшо огромного количества новой, сложной, сначала непонятной для него информации.
Ещё И.П.Павлов считал, что ребенок к дошкольному периоду (к трем годам) физиологически должен быть готов к восприятию слова.
Слово, по выражению И.П.Павлова, - это «сигнал сигналов». Учёный ввел в науку термины «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система». К первой системе он отнес ощущения, впечатления, представления о предметах внешнего мира. Поэтому основной чертой первой сигнальной системы является чувственный образ познания окружающей действительности. Ко второй системе относилось произносимое, слышимое и видимое слово, так как оно имеет способность заме щать группу первых сигналов. Характерной чертой второй сигнальной системы является обязательное осмысливание, понимание слова; «слово, услышанное, но не понятое, не есть второй сигнал». По характеристике И.П.Павлова, вторая сигнальная система есть высший регулятор поведения человека. Обработанная корой головного мозга информация и сохраненная в памяти человека важна для регуляции его поведения.
И.П.Павлов считал, что слово является раздражителем высшего типа. Образование речи физиологически обусловлено наличием системы следов в коре головного мозга: понятые слова, услышанные и произнесенные, создают условные речевые структуры. Осмысленное, понятое слово, т.е. слово, обработанное мозгом, является включенным в условные речевые структуры.
Как показали эксперименты Л.С.Выготского, уже на ранних этапах овладения речью ребенком, в его мозгу происходят соединение разных значений слова в одном комплексе, связанных со случайными ассоциациями. Неоднократное предупреждающее об опасности обращение матери, связанное с горячей чашкой с молоком, тарелкой с кашей, кастрюлей, утюгом вызывают у 10-месячного малыша звукосочетание «фу», данеє в том случае, если пища холодная, а посуда пустая. Хотя это и происходит в ранний период детства, однако система следов в коре головного мозга сохраняется и переносится в более старший возраст. В данном периоде детства преимущественную роль имеет правое полушарие. Левое полушарие быстрее развивается в период накопления словарного запаса ребенка.
Механизм освоения ребёнком знаков и символов в процессе нравственного воспитания
На современном этапе проблема нравственного воспитания выступает в качестве наиболее сложной по способам её решения. Семиотический подход к исследованию проблемы позволяет по новому подойти к поиску путей и способов достижения педагогических целей. Особенностью данного методологического подхода к организации нравственного воспитания дошкольников является использование в качестве основных средств - знаков и знаковых систем нравственной направленности и содержания. Теоретичесіше принципы и положения, определяющие особенности его реализации в педагогической практике, в том числе обуславливают направления поиска новых методик и технологий использования знаков и знаковых систем с целью повышения качества педагогических результатов.
Основная задача методик и технологий дошкольного возраста - организация разных видов деятельности дошкольника (игра, речевое общение, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальная деятельность), руководство ими, забота об их совершенствовании, о предании им коллективного и свободного самодеятельного характера [210, с. 276].
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы научной работы нами было проведено экспериментальное исследование в детском саду № 46 и контрольное исследование в детском саду № 3 (г. Коломна Московской обл.) по проблеме организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода. В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста (48 детей - в экспериментальной группе и 50 детей - в контрольной группе). Исследование включало три этапа.
Первый этап - констатирующий эксперимент, в ходе которого отбирались диагностичесіше методики, определялся исходный уровень развития нравственных чувств, нравственного сознания, умений организации нравственной деятельности старших дошкольников, т.е. уровня развития их нравственной воспитанности в экспериментальной и контрольной группах (сентябрь-декабрь 2004 г.).
Второй этап - формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась теоретическая модель организации нравственного воспитания дошкольников, построенная на основе семиотического подхода. В том числе, прошла апробацию в экспериментальной группе авторская программа «Семиотика нравственности». На данном этапе эксперимента проводилась текущая диагностика (диагностические срезы) с целью определения уровней нравственной воспитанности старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах (январь 2005 — май 2009)
На третьем этапе - этапе анализа, обобщения и оценки результатов эксперимента - проводилась итоговая диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах. Проводилось сравнение, анализ и оформление результатов эксперимента (май 2009 - декабрь 2009 г.).
Эксперимент проходил в естественных условиях воспитательного процесса дошкольного учреждения при однородном составе дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
В основе разработанных методик и технологии использования знаков и символов в процессе нравственного воспитания дошкольников была положена культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского,в том числе - идея интериоризации, развиваемая позднее и другими учёными.
Л.С.Выготский считал, что содержание сознания человека возникает в процессе его социализации, которая всегда имеет знаковую форму. «Знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит... социальным средством» [45, с. 146]. Основным механизмом влияния среды на изменение психики человека учёный считал интериоризацию знаков, как искусственно созданных человеком стимулов-средств. «Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения» [130, с. 269]. Каждая высшая психическая фуніщия, писал Л.С.Выготсгшй, появляется на сцене дважды. Один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй — как внутренняя, интрапсихическая. Однако он считал, что операция, превращаясь из интерпсихической в интрапсихиче-скую, не сразу становится внутренним процессом. Она долгое время продолжает существовать и изменяться как внешняя форма деятельности, прежде чем уйдет окончательно внутрь.
По мнению Л.С.Выготского, при «вращивании», т.е. переходе внешней функции во внутреннюю, благодаря знакам и символам происходит сложнейшее преобразование высших психических функций:
1. Замещение функций, т.е. при запоминании чего-либо большее значение имеет не сила памяти или ее сформированность, а «комбинаторская деятельность» восприятия, мышления, слова и других процессов. «При переходе операции внутрь замещение функций приводит к вербализации памяти и связанному с этим запоминанию в понятиях» [46, с. 16].
2. Изменение натуральных непосредственных внутренних функций, которые не поддаются регуляции со стороны человека.
3. Возникновение новых психологических функциональных систем, которыми люди могут сознательно управлять. Происходит это за счет воздействия знаков и вспомогательных стимулов-средств на поведенческую или мыслительную реакцию ребенка [46, с. 12-18].
Идею «вращивания» знака как «внешне вспомогательного стимула» и его употребление, носящий характер «внешней деятельности», разделял Г.П.Щедровицкий. Он ввел понятие знака как «средства связи» для ликвидации разрыва человека и социума с помощью деятельности. Появление новых «средств связи происходит одновременно с появлением новых видов деятельности, направленных на них» [265, с. 36]. Настаивая на деятельностной природе мышления, ученый сводил знания к знакам.
По мнению российского философа и методолога В.М.Розина, «семиотический подход возникает как естественный ход» в образовании, деятельности, коммуникации. В отличие от Г.П.Щедровицкого, который считал, что знание тождественно знаку, В.М.Розин пишет: «чтобы получить знание, необходимы замещение, означение и действия со знаками» [195, с. 39]. Именно это создает целостное представление о предмете.
Особенности использования методов и форм организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода
В ходе экспериментальной работы по реализации педагогической модели организации нравственного воспитания дошкольников на основе овладения ими знаками и символами нравственной культуры были определены основные факторы, необходимые для обеспечения эффективности воспитательной работы, а также предупреждения отклонений в нравственном становлении детей в ДОУ № 46 «Орленок» г. Коломны: - изучение педагогами возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, типа его нервной системы, темперамента, характера, поведения; реализация дифференцированного и индивидуального подхода в воспитании; - учёт специфики использования методов и форм в рамках организации нравственного воспитания на основе семиотического подхода; - обязательность выяснения позиций в вопросе нравственного воспитания в семье и выработка общих подходов к воспитанию родителей и воспитателей ДОУ на основе семиотического подхода, выявление причин появления отклонений в нравственном развитии ребенка; - необходимость глубокого и всестороннего изучения культурной среды, ближайшего окружения ребенка; - создание обогащенного нравственными знаками и символами социокультурного пространства, а таюке благоприятного психологического іслимата в ДОУ, способствующего нравственному воспитанию; - выявление и постоянное удерживание «проблемного» или трудновоспитуемого ребенка в поле педагогического внимания, установление вежливых, приветливых, доброжелательных отношений с ним, разработка и реализация в работе с ним индивидуальных коррекционно-развивающих программ; - понимание потребностей ребенка, его чувств и интересов.
Важными задачами работы по организации нравственного воспитания, а также предупреждению отклонений в нравственном становлении дошкольников является: 1) помощь в развитии нравственных чувств, освоении нравственных переживаний на основе знаков и символов культуры; 2) формирование нравственных понятий, представлений, взглядов, оценочных суждений на нравственное и безнравственное поведение; 3) формирование положительных и преодоление нега тивных привычек поведения, развитие умений саморегулирования своего поведения; 4) формирование доброжелательных и коррекция агрессивных форм отношений с другими людьми.
Особенностью реализации теоретической модели по организации нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода в ходе экспериментальной работы стала не просто организация данного направления воспитания, а одновременно - работа по предупреждению отклонений в нравственном развитии, личностном становлении ребёнка.
Предупредить отклонения в нравственном становлении дошкольников значит специальными методами выявить и устранить факторы, которые могут способствовать возникновению этих отклонений, а также своевременно диагностировать и оперативно скорректировать личностное развитие ребёнка. Наилучшие результаты достигаются, если предупреждение отклонений в нравственном воспитании проводятся уже в дошкольном возрасте (Е.Е. Кравцова, А.А.Нурахонова, В.В.Степанова).
В ходе экспериментальной работы учитывались результаты научных исследований по диагностике и предупреждению ранних негативных формах поведения и возможных отклонений в развитии ребёнка. Так, исследователи И.А.Фурманов, А.М.Прихожан [254] отмечают, что уже у ребенка первого года жизни неосознанная агрессивность проявляется в импульсивных принципах упрямства, злости, он настаивает на своем желании, кричит, топает ногами, падает на пол и т.п. В период кризиса трех лет появляется негативное, отрицательное отношение к действительности, стремление действовать вопреки требованиям взрослого, добиваться своего капризами, плачем, вспышками ярости, злости. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наблюдается повышение конфликтности (И.А.Фурманов [254], С.В.Завражин [51]). Причины конфликтов у детей данного возраста с взрослыми и сверстниками связаны с настойчивым желанием обладания каким-либо предметом (игрушки), немотивированными запретами взрослого, неинтересной деятельностью, негативными образцами поведения. Старшие дошкольники (6-7 лет) уже в
определённой степени могут контролировать свое поведение, но не всегда, что связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У детей дошкольного возраста уже встречаются отклонения в развитии характера. Это может быть связано с процессом полоролевой идентификации: у девочек негативные проявления выражаются вербально и косвенно (жалуется, плачет), а у мальчиков - физически и прямо (не раздумывая, сразу дерётся).
Среди детей, проявляющих отклонения в нравственном становлении, можно выделить два типа:
1. Дети с поведением опасным для окружающих людей. Этим детям присущи такие формы поведения, как конфликтность, агрессивность, импульсивность.
2. Дети, не несущие опасности окружающим, но доставляющие дискомфорт в общении и деятельности себе, сверстникам и воспитателям. Им хараісгерньї такие формы поведения, как повышенная обидчивость, упрямство, застенчивость, нерешительность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, тревожность, страх.
Перечисленные типичные отклонения в поведении дошкольников обусловлены нарушением в эмоциональном и рациональном развитии детей. По мнению Р.В.Овчаровой, проблема заключается в том, что ребенок не может осмыслить заданную ситуацию в целом, однозначно воспринимает возникшую ситуацию, не может из нее выйти и управлять ею [146, с. 208].
Чтобы предупредить отклонения в нравственном становлении детей, важно знать причины их возникновения. Такие ученые, как А.В.Алексеева, Е.Д.Белова, Ю.П.Литвинене, изучая детей с отрицательными чертами характера, выделяют несколько групп причин их возникновения.