Введение к работе
Актуальность исследования. Система образования Российской Федерации находится в сложном процессе реформирования, разработки оптимальных методов обучения и воспитания, направленных на формирование гармонично развитой, творческой и социально активной личности. В данных условиях представляется целесообразным обратиться к педагогическому опыту, накопленному предыдущими поколениями. Анализ педагогических взглядов и концепций великих педагогов прошлого, переосмысление и использование в современной практике их педагогических идей и методов может способствовать созданию единой гармоничной системы образования, что, несомненно, будет способствовать решению задачи повышения его качества.
В указанном контексте интерес представ ляет отечественная педагогика конца XIX и начала XX века, богатая наследием таких выдающихся деятелей, как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. И. Ильминский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и многие другие. Данный период вошел в историю как эпоха реформ и перемен, становления системы образования в национальных регионах, реформирования педагогического процесса. Представители этого времени аккумулировали весь позитивный опыт, накопленный педагогической наукой до них, очертили перспективы и направления развития образования, выдвинули новые принципы и методы обучении. Педагогика рубежа веков была направлена на воспитание гармонійно развитой личности в процессе образования, использование прогрессивных методов обучения, имеющих практическую направленность. Педагогические идеи и разработанные в ХІХ-ХХ веках методики обучения и воспитания способны подсказать ответы на многие возникающие перед педагогами в настоящее время вопросы.
В этой связи представляется чрезвычайно интересным и полезным обратиться к педагогическому наследию А. В. Рекеева, чувашского педагога, общественного деятеля, этнографа, переводчика, миссионера, священника, первого ученика И. Я. Яковлева и его помощника в создании чувашского алфавита и букваря. Его деятельность была направлена на распространение и развитие образования на чувашской земле, внедрение нововведений в преподавании отдельных дисциплин, нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения, открытие школ и издание книг на родном языке, приобщение молодежи к православным ценностям. А. В. Рекеев как учитель и священник изучал быт и нравы местных крестьян, способствовал улучшению их жизненных условий. Он выступал в печати с цельными этнографическими сочинениями. В «Известиях по Казанской епархии» в 1895 г. была опубликована его статья «Разные чувашские моления». В Казани в
1898 году вышла книга А. В. Рекеева «Из чувашских преданий и верований», а также статья «Чуваши: Применение системы Ильминского к их просвещению». Чувашский педагог принимал активное участие в составлении с И. Я. Яковлевым чувашского алфавита, «Букваря для чуваш», «Чан тён кёнеки», переводе книги К. Д. Ушинского «Родное слово», Н. Ф. Бунакова «Уроки для чтения», «Обучение грамоте по звуковому способу в связи с предметными уроками» на чувашский язык. А. В. Рекеев последовательно придерживался идей о необходимости обучения на родном языке, приобщения учащихся к физическому труду и их духовно-нравственного воспитания.
Эти и другие педагогические идеи были А. В. Рекеевым успешно воплощены в жизнь в открытых им школах, где он преподавал различные учебные дисциплины. Последующее развитие педагогики доказало правильность и обоснованность его концептуальных положений. К сожалению, общий ход мировой истории и катаклизмы середины двадцатого столетия приостановили процесс изучения и применения творческого наследия чувашского педагога и только сейчас мы заново осмысливаем педагогический опыт А. В. Рекеева и находим в нем ответы на многие вопросы, которые волнуют наше общество.
Творческое наследие А. В. Рекеева востребовано в современных условиях реформирования педагогической системы ввиду необходимости сохранения национального колорита, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, внедрения новых форм образования и т.д. Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно - ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения. Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культу-росберегающим центром. Школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы, от тех задач, функций и условий, создаваемых школой, от ее культурного содержания, социальных ролей, необходимых для развития не только учащихся, но и сельского населения.
Степень изученности проблемы. Научная значимость исследуемой проблемы подтверждается слабой степенью ее изученности в
отечественной педагогической литературе. В послереволюционные годы российская педагогическая наука была направлена на популяризацию и повсеместное распространение образования, которое рассматривалось советскими идеологами в качестве мощного орудия пропаганды революционных достижений. В результате с течением времени педагогическое наследие А. В. Рекеева было забыто, поэтому сегодня его имя мало известно нашей педагогической общественности. В этой связи А. В. Сусметов писал: «Сейчас много говорят о возрождении чувашского народа, и интерес к деятелям культуры, науки и просвещения прошлого всё более возрастает. Все мы гордимся ярким представителем нашего народа И. Я. Яковлевым - великим чувашским просветителем. Но не о всех личностях было принято говорить в советское время. О многих выдающихся личностях в культурно-просветительской деятельности второй половины XIX и начала XX века говорили мало или вообще не вспоминали. К ним относим А. В. Рекеева, первого ученика И. Я. Яковлева».
Со второй половины восьмидесятых годов XX века появился интерес к деятельности ученых, писателей, общественных деятелей XIX века, обусловленный перспективами обновления российского образования и поиском новых концепций. Этот интерес нашел свое отражение в ряде работ современных чувашских исследователей, среди которых труды Г. А. Александрова, А. А. Алексеева, Т. С. Ивановой, Н. Г. Краснова, В. Г. Родионова, А. О. Смолина, А. В. Сусметова, Г. Юмарта, посвященные жизни и деятельности А. В. Рекеева. Публицистической деятельности А. В. Рекеева посвящены исследования И. Я. Тенюшева. Данные работы интересны для нас тем, что вышеуказанные авторы отмечают выдающуюся роль А. В. Рекеева в развитии педагогики XIX-XX веков, незаслуженно забытого в настоящее время. В отечественной педагогической литературе до сих пор нет исследований, посвященных подробному анализу педагогической деятельности А. В. Рекеера как самостоятельной и полностью себя реализовавшей личности, разработавшей и применившей на практике новые педагогические идеи, одного из создателей чувашского алфавита и букваря, переводчика, этнографа, учителя.
Анализ перечисленных источников, а также трудов А. В. Рекеева, изучение его творчества позволили выявить противоречие между необходимостью реализации педагогических идей А. В. Рекеева в современной национальной школе и отсутствием целостного исследования, посвященного изучению роли его общественно-педагогической деятельности в духовном развитии и просвещении чувашского народа.
Данное противоречие обусловило проблему настоящего исследования: каковы роль общественно-педагогической деятельности
А. В. Рекеева в духовном развитии и просвещении чувашского народа и возможности реализации его педагогического наследия в современной школе?
Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы исследования.
Целью исследования является изучение общественно-педагогической деятельности А. В. Рекеева и возможностей реализации его педагогического наследия в современной школе.
Объект исследования - научно-педагогическое и литературно-публицистическое наследие А. В. Рекеева.
Предмет исследования - педагогические идеи А. В. Рекеева и его практическая деятельность в области духовного развития и просвещения чувашского народа.
Гипотеза исследования заключается в том, что определение роли общественно-педагогической деятельности А. В. Рекеева и реализация его педагогического наследия в современной школе возможны, если:
1) освещено профессионально-педагогическое становление
личности А. В. Рекеева;
дана характеристика участия А. В. Рекеева в создании чувашской письменности и зарождении двуязычной национальной школы;
раскрыто содержание педагогических идей А. В. Рекеева;
определены основные направления реализации педагогического наследия А. В. Рекеева в современной школе.
Исходя из проблемы, объекта, предмета и гипотезы исследования нами поставлены следующие задачи:
Дать характеристику становления личности А. В. Рекеева как видного представителя демократической педагогики чувашского народа.
Осветить участие А. В. Рекеева в создании чувашской письменности и зарождении двуязычной национальной школы.
Раскрыть содержание педагогических идей А. В. Рекеева и его роль в духовном развитии и просвещении чувашского народа.
Определить основные направления реализации педагогического наследия А. В. Рекеева в современной школе.
Методологическую основу исследования составляют: принципы историзма, связи теории с практикой, научности, последовательности, системности, объективности в подборе и оценке фактов и явлений; культурно-исторический и системный подход к изучению истории педагогической мысли и практики, позволяющие рассматривать идеи
А. В. Рекеева как социальное, культурное и педагогическое явление; гуманистическая направленность развития теории и практики воспитания и обучения.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-педагогов Г. А. Александрова, Г. Н. Волкова, А. А. Гина, А. Е. Землякова, Н. И. Ильминского, Н. Г. Краснова, Г. М. Матвеева, М. И. Махмутова, М. М. Михайлова, Н. В. Никольского, В. А. Сухомлинско-го, И. Я. Тенюшева, К. Д. Ушинского, М. Г. Харитонова, И. Я. Яковлева.
Источниками исследования послужили труды А. В. Рекеева «Воспоминания о Симбирской чувашской учительской школе в первоначальном ее виде», «Из чувашских преданий и верований», «Чуваши», «Разные чувашские моления», «Чуваши: Применение системы Ильминского к их просвещению», «Записки сельского священника», «Букварь для чуваш», «Чувашская книга», а также работы Г. А. Александрова, А. Е. Землякова, Н. Г. Краснова, И. Я. Яковлева. Из архивных источников использованы материалы научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук, архива Чувашского национального музея, Государственного архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, Научной библиотеки КГУ им. Н. И. Лобачевского (г. Казань).
Методы исследования: изучение источников, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ, систематизация и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в вышеуказанных источниках, метод исторического и логического анализа.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) впервые в отечественной историко-педагогической науке
освещено профессионально-педагогическое становление личности
А. В. Рекеева и определены источники формирования его педагогиче
ских идей (труды и деятельность И. Я. Яковлева, Н. И. Ильминского),
дана характеристика участия А. В. Рекеева в создании чувашской
письменности и зарождении двуязычной национальной школы;
2) раскрыто содержание педагогических идей А. В. Рекеева:
опора на родной язык как основное средство изучения других языков;
органичное соединение процесса обучения учащихся с физическим трудом;
понимание духовно-нравственного воспитания как процесса формирования у подрастающего поколения высоконравственного соз-
нания и твердых моральных убеждений на основе православных религиозных ценностей;
- представление об учителе как образце и примере для подражания учащихся;
3) определены основные направления реализации педагогического наследия А. В. Рекеева в современной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет и углубляет историю отечественной педагогической мысли представлениями о роли общественно-педагогической деятельности А. В. Рекеева в духовном развитии и просвещении чувашского народа, обоснованием идеи о необходимости преподавания в начальной школе учебных предметов на родном языке с постепенным переходом на русский язык, приобщения учеников к труду и воспитания у них духовно-нравственных качеств с опорой на православную веру и
ее ценности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и положения способствуют более полному и системному освещению педагогической проблематики данного периода в развитии педагогической мысли. Факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы при дальнейшем изучении различных образовательных систем и педагогических теорий, в научных работах по истории педагогики, в учебных курсах по истории педагогики в педагогических вузах, а также на курсах повышения квалификации учителей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, разнообразием и широким кругом источников, в том числе на чувашском языке, целостным подходом к изучению проблемы, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2005-2006 гг.) - поисковый - изучение трудов А. В. Рекеева, в том числе на чувашском языке, изучение архивных материалов (научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук, архив Чувашского национального музея, Государственный архив Ульяновской области, Национальный архив Республики Татарстан). Определение темы, цели и задач исследования.
Второй этап (2006-2007 гг.) - теоретический - систематизация материалов, их теоретическое осмысление, выявление взаимосвязи и преемственности педагогических идей А. В. Рекеева и современной системы образования.
Третий этап (2007-2009 гг.) - обобщающий - изучение современных систем школьного образования, их анализ с точки зрения реализации педагогических идей А. В. Рекеева, публикация статей, выступления на конференциях.
Положения, выносимые на защиту:
Становление личности А. В. Рекеева как педагога, переводчика, миссионера, священника, видного представителя демократической педагогики чувашского народа происходило под влиянием идей и деятельности Н. И. Ильминского и И. Я. Яковлева. Кроме преподавания русского и родного языков, арифметики, ведения церковных служб, А. В. Рекеев активно занимался переводческой деятельностью, участвовал вместе с И. Я. Яковлевым в составлении чувашского алфавита, в переводах и изданиях учебных книг, распространении их среди населения. Вся деятельность А. В. Рекеева была направлена на повышение грамотности чувашей, что могло быть достигнуто посредством открытия двуязычных национальных школ. Преподавание в открытых А. В. Рекеевым школах осуществлялось на основе учебных книг, переведенных им самим на чувашский язык. Национальные школы являлись своего рода экспериментальной базой, в которой проходили апробацию учебные книги и пособия на предмет доступности, что влияло на духовное развитие и просвещение чувашского народа.
А. В. Рекеевым были разработаны педагогические идеи, оказавшие существенное влияние на развитие образовательного процесса в школе:
преподавание в начальной школе должно осуществляться на родном языке с постепенным переходом на русский язык. Первоначальное воспитание ребенка должно проходить на родном языке, что является обязательным условием нормального развития ребенка. Родной язык связан с мыслительными процессами, чувствами, ощущениями, настроениями. Он существует в ребенке как естественный, коренной и великий жизненный фактор. Родной язык является неотъемлемым средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в начальной школе;
процесс обучения должен быть соединен с физическим трудом. А. В. Рекеев в открытых им школах воплощал идею о необходимости приобщения учащихся к труду посредством организации мастерских, где учащиеся осваивали азы столярного дела. В мастерской школы ученики изготовляли предметы школьного оборудования, домашнего обихода. Чувашский педагог доказал, что обучение столярному, слесарному, токарному ремеслам необходамо воспитанникам школы в их будущей деятельности. Он утверждал, что именно в этих
видах деятельности развивается трудолюбие, проявляется высокая человеческая нравственность;
- школа должна заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся. Воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач, изначальных потребностей человеческого общества и необходимое условие для его существования и развития. Чувашский педагог настоятельно рекомендовал проводить внеклассные мероприятия с учащимися, поскольку непосредственное общение с педагогом является эффективным средством воспитания.
- учитель должен быть образцом поведения для учащихся. В живом и постоянном общении с детьми учителя не должны допускать со своей стороны ничего холодного, сухого, безжизненно-формального, напротив, общение должно быть непринужденно простым и добрым. Только в атмосфере добрых чувств, душевной дружбы и расположенности возможно создание и развитие внутреннего существа ребенка. Всякое раздражение, ярость, гнев и злоречие не должны присутствовать в школах. Учитель должен возрождать, поддерживать и питать в детях душевную силу, содействовать их органическому, внутреннему развитию, росту душевных сил и способностей.
3. Педагогические идеи А. В. Рекеева могут быть применены в процессе преподавания таких дисциплин, как «Русский язык», «Родной язык», «Иностранный язык», «Трудовое обучение».
Во всех школах, открытых А. В. Рекеевым, обучение русскому языку проводилось наглядно-переводным методом, который давал блестящие результаты и используется в настоящее время при обучении русскому языку как иностранному. Успешное освоение русского языка в национальной школе невозможно без опыта овладения родным языком.
Опыт А. В. Рекеева может быть применим в части сохранения и увеличения количества часов по преподаванию родного языка, изданию и переводу мировой художественной и научной литературы на чувашский язык.
В методике преподавания иностранного языка получила свое развитие идея А. В. Рекеева о временном исключении родного языка при изучении иностранного. В настоящее время большую популярность приобрели специальные лагеря и школы с приглашением иностранных преподавателей, где общение между учащимися и преподавателями проходит на обучаемом языке.
Реализация идей чувашского педагога о взаимосвязи обучения с жизнью используются в настоящее время возможно на каждом этапе учебного процесса, начиная с начальных классов в виде уроков труда, где обучают, например, шитью, до старших курсов в вузах, где обуче-
ниє совмещается с прохождением производственной практики. Кроме того, учащиеся в настоящее время активно приобщаются к труду посредством ухода за классным кабинетом, прилегающей территорией школы и т. п.
Педагогические идеи А. В. Рекеева о правильном соединении обучения с физическим трудом, об обучении русскому языку посредством родного языка, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, учителе как образце для подражания являются актуальными сегодня, востребованы современной системой национального образования и реализуются в повседневной педагогической практике сельской школы.
Апробация и внедрение результатов работы Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научных сессиях и методологических семинарах аспирантов Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, заседаниях кафедры истории образования, этно-педагогики и яковлевоведения ЧГПУ. Результаты исследования обсуждались на Международной научной конференции «Цивилизация народов Поволжья и Приуралья» (г. Чебоксары, 2006 г.), научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты этнокультурных ценностей формирующейся личности» (г. Москва-Чебоксары, 2006 г.), V Международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению» (г. Чебоксары, 2007 г.), I Международном научном симпозиуме «Социальная теория и проблемы становления гражданского общества на постсоветском пространстве» (г. Москва-Чебоксары, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Яковлевские традиции в развитии двуязычия и многоязычия» (г. Чебоксары, 2008 г.) и ряде научно-практических конференций по вопросам педагогики и образования, проводившихся в г. Чебоксары в 2005-2009 гг.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.