Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Узденова Соня Баймурзаевна

Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв.
<
Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Узденова Соня Баймурзаевна. Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв. : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 1997 426 c. РГБ ОД, 71:99-13/27-5

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ з

ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В КАРАЧАЕ И ЧЕРКЕСИИ ДО ОКТЯБРЯ 1917 Г.

  1. Формировании? intpo.wit K:i]);t'i:u'iio-[{i'pivcciiii и ірії,(іншії носшпаїїия. 21

  2. ОГ>р;і кисшие it Л(і[н(|і(і|іміиііі.ііі lupiin.i. 36

  3. Iilivi).i;t її носин inline it пореформенные период. 53 1.4.lipoiitt'мисли К;і]і:іч:іі[ її Чі-ркіч-іш її it\ ]ік.!і:і;і it p:i minuc oop;i tnnnumi н ішсшігаїши (>2

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАРАЧАЕ И ЧЕРКЕСИИ В 1921-1931 ГГ.

  1. 1 ]]Н'<)Г>|];і кисший it сфере народної о стршонашш к России ti I'M? f *'2!l 11. кіис предпосылка раннішії нроспсщсшш it Карачае и Чсркччпи И 1421-193111. 145

  2. ФормнропаїНІс «1С 1Ч.-МЫ оораніїіаиііл Кара'іан II Чсркесші І54

  3. Dcpecipohk:! содержаміптора итаини м V'lcolKMtneiiuia і е.іі.ної о процесса 17.1

  4. Ликвидации неї рамо і носі її н «cviiueiцинік- ніччіґлцсго начальної о поучении 1N1

  5. ('оід:іііііс іиісі.мсшіосмі її учіТінмкіш 142

  6. Подютонка иедапп іічсских к;ілріш 2(1(1

ГЛАВА III. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КАРАЧАЕ И ЧЕРКЕСИИ В 1931-1941 ГГ.

3.), Гашише школы її целинники її ішршііпо і ocv lapcmciimiii пкіга;і 206

  1. Сосі (»»ішіі' системі.і народної о oopuioitaiiiui 217

  2. УчіГііііііі н isihiih і:і і е.п.пан раооїа 231

ГЛАВА IV. ШКОЛА КАРАЧАЕВОЧЕРКЕСИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

  1. Особенное і и учсшіо-іюпші а і e.ii.mjii paooiu it ткан- n 1У41-ІУ43 11. 275

  2. Іїоі'іші.шт и ovi учение дічеіі карлчасіщск it годы иаппі.сінсіїпоп дешіріаціїн (ІУ43-ІУ56) 286

  3. Школа Черксенн it ііослсиоі'ішміі период (19-45 - 1V56) 302

&

ГЛАВА V. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ В 1956-1991 ГГ.

5Л. Основные направления ралшпт школы и нсд:н ошческпіі теории it 1956 - 1964 гг, 318

5-2. Школа и іісдаїогнчесюан мысль Кира'шшш-Чсркссип в 1965 - 1985 п. 348

5.3. Сіі<чсм;і оГ)])аншліїші и поспішніші и 1985 - 1991 п. 366

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 379

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 394

.1

Введение к работе

Актуальность исследовании. Целью воспитания в современной России является формирование гражданина демократического общества, способного свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности, укреплять духовные и физические силы, совершенствовать самостоятельное мышление, овладевать богатствами культуры.

На современном этапе образовательная политика государства направлена на развитие гуманизации и демократизации, децентрализации и регионализации управления с учетом общечеловеческих и национальных особенностей. Определение границ между историей п современностью: сохранение культурной, языковой и национальной самобытности, преемства в образовании способствует определению реальных возможностей совершенствования его содержания.

Школа Карачаево-Черкесии формировалась не одно десятилетие. 11а ее становлении сказывались противоречивые тенденции социально-экономического, нолнтпко-1 ідеолог]іческого, теоретического и организационного характера. В своем развитии содержание образования обретало как негативные, гак и позитивные черты. Анализ исторически сложившегося опыта образования и воспитания в Карачае и Черкесии позволяет последовательно -проследить развитие национальных духовных ценностей, выявить особенности педагогической культуры этих народов, Обращение с новых методологических позиций к региональным исторпко-педагогпческим исследованиям представляется весьма значимым и актуальным для выявления преемственности и образовании.

Для представления обшей картины развития школы и педагогики народов Кара чая и Черкесии с XIX века по настоящее время большое значение имеют историко-педаготические и историко-этнографические исследования дореволюционных и современных авторов. Анализ работ историков п этнографов, а также рассмотрение ситуации в области народ-

ного образования, сложившейся в предшествующий период, показывает недостаточность исследований исторического опыта отечественной школы. Так, в Карачаево-Черкесии многие проблемы и вопросы решались без учета специфических особенностей социально-экономического и культурного развития коренных народов: абазин, карачаевцев, ногайцев, черкесов.

Становление и развитие национальной общеобразовательной школы в Карачас и Черкесни в 20-е годы XX столетия происходило на основе концепции единой трудовой школы, в соответствии с которой определялось научное содержание образования, придавалась демократическая направленность воспитанию. Педагогический процесс связывался с жизнью, преодолевалось отчуждение учащихся и учителей. В 20-е годы это находило отражение в учебных программах ГУС'а, которые носили жизненно и лнчиостно ориентированную направленность «от ребенка к миру, от мира к ребенку». Декларировалось формирование сознательной и активної! личности, готовоіі к творческой деятельное їй но созданию социалистического общества. В 30-е годы развитие школьного дела в Карачас и Черкесип, как и повсеместно в СССР, осуществлялось в сложных условиях. Постепенно возрождалась «школа учебы». Были установлены единые типы учебных заведении в стране, ликвидировались начатки вариативности школы. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы происходила дальнейшая идеологизация школы, сказывалось пагубное влияние культа личности Сталина на развитие школы и педагогической мысли. Трагическими для карачаевского парода были годы насильственной депортации (1943-1957). Народ подвергся массовому геноциду. Следуя традициям народної! педагогики, карачаевцы в этих трудных условиях сохранили национальную гордость и воспитывали молодежь в духе любви к жизни и труду. Возвращение карачаевского народа на историческую родину еще не было реабилитацией. В тяжелых материальных и морально-психологических условиях возрождалась школа.

Учителя карачаевской школы продолжали совершенствовать педагогический процесс. Командно-бюрократическая система не была заинтересована в развитии подлинно демократической школы, ее гуманизации. Тем не менее созданная советской властью система образования в Карачае и Черкесии, как и в СССР в целом, была для своего времени передовой. Она создавала условия для дальнейшего приобщения народа к достижениям мировой культуры, демократии и прогресса. Положительный опыт, накопленный образовательной системой Карачая и Черкесии, должен быть сохранен, упрочен и использован при реформировании школы в соответствии с задачами меняющегося общества.

Философы, политологи, историки, психологи и педагоги все более единодушны в утверждении истины: тот или иной народ, та или иная нация могут сохранить себя, не допустить деградации этноса только при условии функционирования собственном системы воспитания, основанной на народных идеалах, ценностях, традициях и положительном опыте. Нельзя не согласиться с тезисом, выдвинутым учеными научно-исследовательского института национальных проблем образования Российской Федерации: «Школа не может не быть национальной» (33, 7).

Известный отечественный исследователь этнопедагогики Г. Н. Волков убедительно доказал, что «очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на педагогическую концепцию в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является главным условием и возрождения любых национальных традиций, и национального возрождения в целом. Это основа основ» (58, 63).

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и должен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций и теорий. Этот опыт способствует выявлению содержания образования и поемптанпя, определению основных направлений, средств и

6 методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современной демократической школы не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, а также на многовековой опыт воспитания и образования. Вместе с тем, национальная школа, национальное воспитание должны включать все богатство знаний, выработанных человечеством. Только при условии, что национальная школа обеспечит подрастающему поколению современное развитие и включит его в жизнедеятельность цивилизованного общества, она будет способна удовлетворять жизненные потребности своего народа.

Поиск новых моделей образовательных систем в России требует учета происходящих перемен, связанных с переходом субъектов федерации в качественно новое общественно-экономическое и правовое состояние. Существенно изменилось политическое и экономическое положение многих российских регионов, в том числе Карачаево-Черкесии. В новых исторических условиях национальная школа развивается с учетом социокультурных особенностей региона. В то же время она остается в рамках единого образовательного пространства России. Идея национальной школы не означает необходимости сохранения национальных предрассудков и восстановления прошлого, его идеализации. Формирование личности должно осуществляться с учетом этнопсихологических особенностей данного народа и необходимости приобщения подрастающего поколения к высшим достижениям отечественной и мировой науки и культуры.

Для осмысления эволюции общероссийского образовательного процесса как составной части мирового педагогического процесса большое значение имеет научное освещение истории народного образования отдельных регионов, так как история образования России складывалась усилиями разных народов, населяющих страну.

Актуальность данного исследования обусловливается также и тем,

что в исторнко-псдагогнческой науке происходит переоценка ценностей прошлого. Это нормальное, естественное состояние всякой науки. Оно объясняется внутренними объективными закономерностями исторического процесса, непрерывным накоплением новых фактов, источников, а также изменениями, происходящими в методологических подходах к истории педагогики. В условиях современной российской действительности произошло крушение ранее безраздельно господствовавшей идеологии марксизма-ленинизма. Получили признание философский и гносеологический плюрализм, идея приоритета общечеловеческих ценностей. Высшей ценностью современная наука считает поиск объективной истины. В историко-педагогической науке этот поиск воплощается, в частности, в анализе и оценке закономерностей, открытых в конкретных исторических условиях, а также в принципах и методах воспитания, образования и обучения. Гуманистическая педагогика основной ценностью признает личность, ее физическое и духовное развитие, свободу. Та или иная ценность воздействует на личность во взаимодействии с непрерывно изменяющейся «образовательной средой», во всей системе отношений в обществе. Все э'Ю ставит перед исследователями в области истории педагогики задачу осмысления прошлого с новых теоретик о-методологических позиций и раскрытия прогностического значения педагогического наследия, опыта образовательных систем прошлого. В этой связи важно отметить, что в историко-педагогических исследованиях 90-х годов XX в. отчетливо проявляется восхваление, идеализация дореволюционной школы и педагогической мысли, и в то же время имеет место значительное искажение, замалчивание того позитивного, что было достигнуто советской школой и педагогикой.

Проведенное исследование способствует раскрытию содержания процесса становления образования в Карачае и Черкесии с момента зарождения здесь школы и распространения просветительства в дореформенный и поспереформепный периоды в годы советской власти. Анализ

к положительного исторического опыта развития образования в Карачае и Черкесии может внести определенный вклад в разработку проблем образования современной национальной школы.

В конце XIX- начале XX в», российские исследователи стали описывать быт, культуру, археологические памятники Кара чая и Черкесии. Они показали, что конец XVIII- начало XIX в. явились переломным периодом в социально-экономическом, культурном развитии горских народов Северного Кавказа: произошло вхождение Карачаево-Черкесии в состав России. В этот период еще не сложились границы расселения народов Северного Кавказа, не было завершено их объединение. Многочисленные сведения подтверждают, что нынешние коренные жители КЧР в начале рассматриваемого периода (середина XIX в.) не имели письменности.

Вхождение Карачаево-Черкесии в состав России в 1828 году объективно способствовало поднятию культуры населяющих ее народов на более высокую ступень, приобщению их к российской и европейской цивилизации. Однако все это осуществлялось под двойным гнетом; царского самодержавия и местной феодальной знати,

Нараждающийся капитализм и присоединение к России способствовали открытию очагов просвещения, развитию педагогической мысли, а также вовлечению местных жителей в производительный труд и производственные отношения. Передовые общественные деятели, познавшие прогрессивное влияние передової! русской культуры, много делали для распространения знаний среди соотечественников.

В годы советской власти школа в известной мере отражала как общегосударственные, так и региональные национальные особенности, обусловленные синтезом духовно-нравственных ценностей российского образования. Ликвидация неграмотности, просвещение женщин, введение всеобщего обязательного обучения, научный характер образования способствовали повышению культурного уровня населения. Однако в пето-

ч ричееком развитии советской школы направленность на политизацию и идеологизацию учебно-воспитательного процесса мешала воспитанию нового поколения, способного к принятию самостоятельных решении, зачастую отсутствовал индивидуальный подход к развитию каждой личности.

В настоящее время школа Карачаево-Черкесии переживает период обновления. Народы республики хотят учить своих детей на родном языке, готовить их к труду, приобщать к национальным традициям и обычаям, воспитывать в духе горской и общечеловеческой морали, давать сообразно с требованиями времени полноценное, конкурентноспособное образование.

До настоящего времени не было проведено специальных исследований становления и развития национальной школы Карачая и Черкесии. Отдельные сведения из истории формирования народного образования и воспитания в Кара чае и Черкесии до Октября 1917 г. содержатся в трудах зарубежных и отечественных историков, этнографов, путешественников. Однако, они занимались, в основном, изучением языка, быта, нравов, обычаев, традиций местного населения и в меньшем мере исследовали вопросы образования и воспитания. Исследователи Н.Ф. Дубровин, Ф.Л. Леонтович, П.П. Надеждни награждали местные пароды разного рода эпитетами: «коварные», «хищные», «дикари» и т.п., что никак не могло служить сближению горцев и русских. Исследованием исторического прошлого горцев занимались Я. Абрамов, А.П. Берже, И.Ф. Бларамберг, М.М. Ковалевский, 13. Прело, Д.Д. Семенов, П. Тульчпнекий, U.K. Услар и многие отечественные и зарубежные путешественники. Некоторые из них жили среди горцев несколько лет п дали относительно объективное описание их жизни, быта, нравов. Это Д. Белл, Г.Ю. Клапрот, Дж.А. Лонгворт, Ф.Д. Моипсре, II.С. Паллас, Л.Л. Штедср. Ими были собраны ценные сведения по истории, культуре и воспитанию. Историко-этнографическим проблемам, вопросам культуры и просвещения северо-

кавказских пародов на рубеже XIX-XX вв. и после 1917 г. посвящены работы У. Д. Алиева, М. Косвена, Ш. Н or мова и др.

Развитие народного просвещения на Северном Кавказе, начиная со второй половины XIX в. и до 90-х годов XX века, рассматривали исследователи советского периода: Н.Т. Брнтаева, Л.С. Гатагова, Т.И . Гонта-рева, З.А. Дзгоеиа, А.А. Павленко, А.Х. Пашаев, М.А, Тамбиев, Е.Е. Ха-таев, Б.Б. Шаманов и др.

Материалы по некоторым вопросам образования и воспитания горцев мы находим в исследованиях М.Б. Гуртуевой, С.Х. Мафедзева, Ш.А. Мирзоева, P.M. Пашаевой, И.А. Шорова и др. Вопросы развития народного образования и деятельности отдельных мыслителей Северного Кавказа в области просвещения освещены в работах Ф.В. Абаевой, Т.З. Бе-саевон, И.П. Копачева, М.З. Саблнрова, А.К. Селпмханова, А.Х. Хакуа-шсна. ЕМ. Хатаевн, P.U.I. Хашхоженоп, А.О. Хореглева, Х.И. Хутуева, Ш.Ш. Чсченова. В них показано становление школы в отдельных регионах Северного Кавказа в разные исторические периоды, просветительская деятельность передовых общественных деятелей и интеллигенции. Эти исследования имеют значительное научно-практическое значение.

Однако до настоящего времени нет систематических исследований, посвященных народному образованию и воспитанию в Карачае и Черке-сии. В работах ряда авторов описаны некоторые стороны воспитания, развития народного образования в этом регионе (исследования А.Х. Ак-бншева, Р.И. Байчоровон, Х.Х-М. Батчаевой, М.А. Ершовой, А.К. Каза-лиевой и др.).

Отдельным проблемам развития народного образования в Карачаево-Черкесии в определенные исторические периоды посвящены исследования С. К. Халиловой, «Проблемы всеобуча в истории Карачаево-Черкесской национальной школы» (1976), Г. С. Багдасарова «Развитие и перспективы школьного образования в Карачаево-Черкесской автономной области» (1970).

II Вопросы совершенствования методики преподавания отдельных учебных предметов в национальной школе Карачаево-Черкесии исследованы P.M. ІЗайкуловон, З.Х. Пайрамуковой, Э.Х. Дзаеежсвым, Р.А. Де-кушевой, А.Х. Загаштоковым, О.А. Загаштоковой, А.Х. Музукабзовой и

др.

Отсутствуют специальные исследования, в которых история народного образования и воспитания в КЧР раскрыта как целостный педагогический процесс. Большие пробелы обнаруживаются в освещении просветительской миссии передовых общественных деятелей и интеллигенции Карачаево-Черкесии, Северного Кавказа и России в данном регионе. Педагогические воззрения и вклад их в дело просвещения не получили должного освещения.

Анализ архивных материалов, нсторико-педагоги ческой, этнографической, периодической литературы показал, что несмотря на наличие исследований, посвященных отдельным аспектам истории народного образования в Карачае п Черкесии, неизученными остаются важные вопросы развития школы и педагогической мысли народов Карачая и Черкесии до октябрьской революции 1917 г. и в годы советской власти, состояние образования и воспитания в учебных заведениях КЧР и др. Круг вопросов, связанных с историей развития народного образования КЧР, несомненно, можно расширить.

Все сказанное дает основание утверждать, что назрела необходимость теоретического осмысления истории народного образования Карачая и Черкесии как культурно-исторического процесса в единстве с развитием образовательной среды. Острая необходимость изучения исторического омыта развития и функционирования системы образования горских народов Карачая и Черкесии обусловлена тем, что эта система не была предметом специального исследования. Актуальность проблемы, а также потребность педагогической науки и образовательной практики в использовании накопленного положительного опыта для дальнейшей

демократизации и гуманизации педагогического процесса в национальной школе обусловили выбор темы нашего исследования: «Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкесии (ХІХ - конец XX вв)

Объект исследовании - народное образование в Карачае и Черкесии как социокультурный институт общества (XIX в. - 1991 г.).

Предмет исследования - исторический процесс становления и развития системы образования и учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы и педагогической мысли горских народов Карачая и Черкесии в рассматриваемый период.

Проблема исследовании заключается в выявлении способов преодоления противоречий между насущной потребностью в системе непрерывного образования и реальными возможностями ее их практического осуществления в конкретных исторических условиях Карачая и Черкесии с XIX века по 1991 год.

Цель исследования - выявление специфики и основных тенденций исторического процесса становления и развития системы образования и педагогической мысли в Карачае и Черкесии в контексте общего хода развития народного образования и педагогического процесса в России .

В соответствии с основной целью определены следующие задачи исследования:

охарактеризовать состояние теории и практики исследуемой проблемы, процесс возникновения и особенности развития и функционирования образовательных учреждений в Карачае и Черкесии в XIX веке (дореформенный период);

проанализировать школьную поли гику царизма, ее влияние на образование и развитие педагогической мысли и педагогического процесса в Карачае и Черкесии пореформенного периода (до октября 1917 г.);

выявить структуру и подвергнуть анализу состояние системы образования и педагогического процесса в общеобразовательной школе в годы советской власти, определить достижения п недостатки в учебно-

13 воспитательной работе в этот период;

- обосновать возможности использования позитивного исторического регионального опыта развития системы образования и педагогического процесса, которые способны содействовать формированию современной стратегии развития национальной школы КЧР.

Методологической основой исследования явились современные концепции целостности мирового педагогического процесса, философский и гносеологический плюрализм, приоритет общечеловеческих ценностей. Автор руководствовался такими методологическими принципами исто-рико-педагогического исследования, как конкретно-историческое изучение педагогического явления во всем многообразии его связей и зависимостей; учет социокультурных факторов, «образовательной среды»; гуманистическая направленность развития педагогических идей, практики образования и воспитания: объективность в подборе и оценке исследуемых факторов и явлений; связь логического и исторического, исторического и современного, объективного и субъективного; ориентация образования и воспитания на формирование личности с определенными национально-специфическими характеристиками, учитывающими этнопсихологические особенности.

В исследовании процесса становления и развития системы образования и учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы Карачая и Черкеснп автор применял системно-структурный подход, рассматривая составные звенья образовательной системы, выделял внутренние связи между ними, анализировал специфику функционирования подсистем, взаимодействующих в исследуемом процессе.

Автор опирался па теоретические труды отечественных педагогов Ю, К. Бабанского, Б. С. Гершунского, Н. К. Гончарова, Л. Б. Занкова,

П. Ф. Каптерева, Н.А. Константинова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, II. Д. Никандрова, П.И.Пндкаснстого, З.И. Равкииа, В.А.Сластепипа, М.ГТайчпнова, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,

СТ. Шацкого, психологов Л .С. Выготского, В. 13. Давыдова, А.В. Запорожца, Л.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона. Большую помощь автору оказали новейшие исследования по истории отечественной педагогики ученых Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Р.Б. Вендровскоп, Л.Н. Гончарова, В.И. Додонова, С.Ф. Егорова, Г. Б. Кор истова, В. В. Мака єна, Р.. Г. Осо некого, А. И. Пискунова, М.Г. Плоховой, Ф.А. Фрадкина,Е.Н.Шиянова, специалистов по этнопедагогике К.И. Бузарова. Г.Н. Волкова. А.Ш. Гашимова, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, А.Э. Измайлова, Ш.А. Мирзоева, Ю.К. На-митокова, Я.С. Смирновой, Я.И. Хапбикова, Е. Е. Хатасва, И.А. Шоро-ва, ЗА. Якубова.

В исследовании использован следующий комплекс методов: изучение первоисточников, сравнение, сопоставление, обобщение и систематизация фактов, явлений, идей; анализ нормативных материалов, первичных документов; оценка выявленных тенденций в ретроспективном и прогностическом плане; изучение практического опыта учителей и школ; обобщение 15-летнего педагогического опыта автора в качестве учителя школы, преподавателя, доцента кафедры педагогики педагогического вуза.

Источниками исследовании явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая, общественно-политическая и документально-художественная литература, учебные планы, учебные программы и школьные учебники, методическая литература. В диссертации использованы материалы и документы следующих архивов:

Государственного метрического архива Российской Федерации;

Центрального Государственного архива России (фонд отдела народного образования);

Ростовского Государственного областного архива;

Центрального Государственного исторического архива Грузии;

- Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской

республики;

-Ставропольского Государственного краевого архива;

Государственного архива Краснодарского края;

Государственного архива Карачаево-Черкесской республики;

Архива Карачаево-Черкесского республиканского научно-исследовательского института,

Исследуемая проблема освещена по следующим основным периодам: дореформенный период (с 20-х до 60-х годов XIX века); посреформенныи период (до Октября 1917 г.); советский период (до 1991г.). Последний период подразделяется на этапы: 1917-1920 гг. (предпосылки развития просвещения); 1921-1931 гг. (формирование системы образования); 1931-1941 гг. (развитие школы и педагогической мысли в годы становления и укрепления тоталитаризма); 1941-1956 гг. (школа в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы). Отдельно рассматривается образование карачаевского народа в 1943-1956 гг. - в годы его насильственной депортации. Период 1956-!991 гг. подразделяется на этапы: 1956-1964 гг. (школа и педагогическая мысль в годы политической «оттепели»); 1965-1985 гг. (состояние школьного дела, учебно-воспитательная работа в годы застоя); 1985-1991гг. (школа и педагогическая мысль и годы распада СССР).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной иеторико-педагогпческой науке выявлены исторические, экономические, социокультурные предпосылки возникновения, эволюции и современного состояния системы образования в Карачае и Черкссии. Проанализирован процесс становления и непрерывной эволюции образования. Показано, что коренные изменения в педагогической культуре народов этого региона произошли в первой половине XIX века в результате присоединения к России и развития капитализма. Дальнейшее преобразование образования было вызвано просветительской политикой правящих кругов России, отменой крепостного права, развитием капитализма,

Ifl борьбой за демократизацию просвещения.

- Раскрыта структура системы образования, охарактеризован педаго
гический процесс в общеобразовательной национальной школе, выявле
ны особенности ее функционирования на каждом папе исторического
развития, показаны достижения и недостатки школы и педагогического
процесса к неп. Сделан вывод о том, что положительным омыт, накоп
ленный национальной школой и педагогикой Карачая и Черкесии в годы
советской власти, не может и не должен быть разрушен.

Выявлены демократические тенденции развития образовательной системы КЧР, которые могу] быть использованы для определения стратегии становления подлинно национальной школы в КЧР, дальнейшего развития педагогической культуры народов республики как составной части мирового педагогического процесса.

Обоснованы гуманистические идеи обучения и воспитания, выдвинутые прогрессивными русскими учеными-кавказоведами и северокавказскими просветителями-педагогами.

Проанализированы их педагогические воззрения.

- Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том,

что сделанные выводы и обобщения о специфике становления и эволюции системы народного образования и педагогического процесса в общеобразовательной школе Карачая и Черкесии на всех основных этапах их исторического развития способствуют совершенствованию и углублению теоретических основ создания национальной модели образования в поликультурном и полинащюиальном российском обществе - модели, позволяющей самондептпфицпровать личность в этнокультурную, общероссийскую и мировую среду.

Практическая значимость исследования. Содержащийся в исследовании фактический материал, выводы и теоретические положения являются основой для новых работ по истории педагогики. Основное содержание

работы может быть представлено в учебниках истории педагогики для педагогических средних и высших учебных заведений, использоваться в качестве учебного пособия для спецкурсов и спецсеминаров по педагогическим дисциплинам, а также найти применение в системе повышения квалификации учителей. Тем самым результаты исследования могут способствовать обновлению содержания педагогического образования.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров, соответствием задач и методов целям исследования, положительной апробацией основных положении и выводов исследования в докладах, выступлениях и публикациях.

Апробации и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по мере завершения отдельных его частей. Основные теоретические положения и выводы отражены в монографии «Народное образование и педагогическая мысль Кара чая и Черкесии (до октября 1917)». /Пятигорск, 1994. - 136 с./; «Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (1917-1991 гг.)». / Пятигорск. 1997. - 256 с./; в методических разработках, научных статьях, докладах и других публикациях диссертанта, общим объемом 30 п. л.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение па международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях по педагогическим проблемам (Москва, Ростов-на-Дону, Кривой Рог, Нальчик, Армавир, Чебоксары, Ставрополь, Черкесск, Элиста, Пятигорск, Карачасвск), проводившихся в 1989-1997 гг., а также на научно-практических конференциях, семинарах и координационных заседаниях преподавателей кафедр пепхолого-педагогических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета. (КЧГПУ) и Пятигорского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) в 1991-1997 гг. Полученные в ходе исследования результаты внедрялись автором в учебно-воспитательный процесс в КЧГПУ и

ПГЛУ, в школах Карачаево-Черкесской республики. На педагогических факультетах диссертант ведет спецкурс «История образования и педагогической мысли н Карачас и Черкесии». руководит курсовыми и дипломными работами студентов по исследуемой проблеме. Материалы диссертационного исследования используются студентами КЧГПУ в процессе прохождения педагогической практики в школах республики, а также преподавателями кафедры педагогики Карачаево-Черкесского института повышения квалификации учителей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1988 по 1997 год и включало следующие этапы:

1-й этап: 1988-1990 - разработка теоретико-методологических основ и методов исследования;

2-й этап: 1990-1995 - отбор, анализ и синтез основных источников (литературных и архивных), формирование первичных эмпирических моделей;

3-й лап: 1995-1997 - осмысление и обобщение материала в свете современных философских, гносеологических, социокультурных и лсихо-лого-педагогических концепций- На этом же этапе была завершена разработка теоретической модели исследования и проводилось оформление текста диссертации.

Апробация и публикация результатов исследования проводились на каждом этапе.

На защиту выносятся следующие положення:

решающую роль в становлении очагов просвещения, развитии педагогической мысли, создании системы образования в Кара чае и Черкесии сыграло присоединение Северного Кавказа к России, вовлечение горских народов в сферу капиталистических отношений и приобщение к передовой русской культуре;

просветительная политика царизма была противоречивой и в целом характеризуется унификацией школ, открытием очагов просвещения для

детей имущих без учета местных условий;

на распространение просвещения в Карачае и Черкесии благотворное влияние оказали буржуазно-демократические школьные реформы 60-х и 90-х годов XIX иска п начала XX лека в России: они были направлены на удовлетворение возникшей потребности производства в грамотных, толковых рабочих, в необходимости применения знаний в народном хозяйстве и других сферах жизнедеятельности;

развитию народного образования, обучению на родном языке, приобщению горских народов к национальной, а также русской и мировой педагогической и общей культуре способствовала деятельность горских демократов-просветителей дореволюционного периода;

педагогическая мысль пародов Кара чая п Черкесии отражала национальные особенности образа жизни, опиралась на этнопедагогику, обогащалась передовой русской культурой и педагогической культурой других народов России;

особенности формирования системы народного образования в Карачае и Черкесии в 20-30-е годы XX пека: создание государственной системі)! образования, обучение на русском и родном языке, организация женского образования, осуществление всеобщего обязательного начального и неполного среднего образования, система подготовки учителей, политизация учебных заведений, коммунистическая идейная направленность содержания образования и воспитания; деятельность педагогов по созданию учебной и методической литературы па основе созданной письменности (на основе латинской и русской графики);

непрерывное повышение уровня образования и совершенствование воспитательной работы в школе;

особенности образования, обучения и воспитания карачаевских детей в период насильственной депортации: запрет обучения на. родном языке, ограничение на получение высшего образования;

- высокий уровень образования, его связь с жизнью, подготовка уча-

щихся к производительному груду, гуманистическая направленность воспитания как ведущие тенденции развития национальной школы Ка-рачая и Черкесии в 60-80-е годы;

- необходимость использования положительного опыта школы Карачая и Черкесии советского периода в дальнейшей демократизации и гуманизации образования и в разработке модели национальной школы, входящей в сие гему образовательного пространства Российской Федерации.

Похожие диссертации на Образование и педагогическая мысль народов Карача и Черкессии, XIX - конец XX вв.