Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Фархшатова Ирина Абдуллаевна

Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования
<
Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фархшатова Ирина Абдуллаевна. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2003 163 c. РГБ ОД, 61:04-13/308-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования

1.1. Сущность нравственно-эстетического воспитания 13

1.2. Воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей 32

1.3. Особенности нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования 49

Выводы по первой главе 70

ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий нравственно-эстетического воспитания подростков в опытно-экспериментальной работе в .учреждении дополнительного образования

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию подростков 72

2.2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей 91

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по нравственно- эстетическому воспитанию подростков в учреждении дополнительного образования 107

Выводы по второй главе 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

БИБЛИОГРАФИЯ 129

ПРИЛОЖЕНИЯ 146

Введение к работе

Актуальность исследования. В период социально-экономических преобразований в обществе возросли негативные явления в детской и молодежной среде: двойственность сознания и морали, отсутствие нравственных идеалов, распространение иждивенческой психологии и потребительского отношения к жизни, снижение культуры поведения в быту и обществе. Недостаточный уровень эстетической культуры, засилье в средствах массовой информации продукции низкого качества повлекли за собой обеднение эмоциональных чувств и нравственную глухоту современных подростков. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности.

Значительными возможностями в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. Дополнительное образование компенсирует школьные неудачи, выполняя культурообразующую, личностнопорождающую, психотерапевтическую и информационную функции. Для воспитательной среды учреждения дополнительного образования детей характерны признаки гуманистически-ориентированной системы: целенаправленность на взаимодействие субъектов воспитательного процесса, значимые для детей виды деятельности, ситуации выбора, индивидуальные маршруты развития и становления личности.

Однако педагоги дополнительного образования испытывают затруднения в использовании потенциала системы дополнительного образования при организации нравственно-эстетического воспитания подростков.

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что различные аспекты проблемы изучались многими учеными.

Степень разработанности проблемы. Вопросы нравственно-эстетического воспитания учащихся рассматривались в трудах Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, представителей современной научной мысли -В.С.Библера, В.П.Зинченко, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.А.Эренгросс, отмечающие влияние культуры, искусства, природы на формирование личности.

В работах отечественных психологов К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова выявлены сущностные характеристики высших человеческих чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных).

Культурологический аспект проблемы нравственно-эстетического воспитания детей представлен в исследованиях В.Л.Бенина, Е.В.Бондаревской, А.Ф.Еремеева, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Н.Д.Никандрова, А.Н.Срхора.

В педагогической теории раскрыты вопросы формирования нравственных
и эстетических качеств личности школьников (В.И.Андреев, М.А.Верб,
К.В.Гавриловец, И.И.Зарецкая, И.И.Казимирский, В.М.Коротов,

А.Ж.Овчинникова, Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов); вопросы теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко); становления нравственного и эстетического сознания у подростков (Ю.Б.Борев, И.Д.Демакова, В.А.Разумный, Д.И.Фельдштейн).

Особенности формирования нравственно-эстетической воспитанности детей средствами различных видов искусств выявлены в исследованиях А.Н.Андреюшина, И.А.Плясецкой, Н.А.Поляковой.

Таким образом, к настоящему времени в педагогической науке накоплено значительное количество работ, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и деятельности учреждений дополнительного образования свидетельствует, что на современном этапе существует ряд значительно снижающих эффек-

5 тивность процесса нравственно-эстетического воспитания подростков противоречий между:

потребностью общества в воспитанной личности подростка и недостаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности их значительной части;

потребностью подростков в самоактуализации, самовыражении и несфор-мированностью их мотивации на нравственно-эстетическое совершенствование;

потребностью практики учреждений дополнительного образования в научно-методическом обеспечении нравственно-эстетического воспитания и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования - поиск содержания, методов, средств, форм совершенствования нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке позволили определить тему исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования».

Объект исследования: воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: нравственно-эстетическая воспитанность подростков.

Цель исследования: обосновать комплекс педагогических условий формирования нравственно-эстетической воспитанности подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования в формировании нравственно-эстетической воспитанности подростков будет эффективным, если обеспечивается:

- созданием культурно-эстетической воспитательной среды, базирую
щейся на принципах мотивированности, целостности, эмоциональной насы
щенности, культуро- и природосообразности, взаимодействия личности и кол-

6 лектива, направленной на передачу и усвоение подростками нравственных, эстетических ценностей общества;

разработкой и реализацией диверсификационных образовательных программ, позволяющих включить подростка в ситуации нравственно-эстетического выбора;

взаимодействием учреждения дополнительного образования и семьи, влияющим на систематичность и преемственность процессов нравственно-эстетического воспитания, рефлексию нравственно-эстетического поведения подростков.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  1. На основе изучения состояния проблемы в педагогической науке и практике уточнить понятийный аппарат исследования, определить содержание, формы, методы нравственно-эстетического воспитания подростков.

  2. Обосновать структурно-функциональную модель нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования и экспериментально проверить ее эффективность.

  3. Выработать критерии и уровневые показатели нравственно-эстетической воспитанности подростков.

  4. Разработать научно-методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологическую основу исследования составили культурологический, аксиологический и системный подходы, позволяющие исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей в учреждении дополнительного образования как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, законам этики и эстетики; личностно-деятельностныи подход, ориентированный на определение позиций субъектов воспитательного процесса в ходе реализации педагогических условий, способствующих повышению нравственно-эстетической воспитанности подростков. Взаимосвязь указанных методологических подходов определяет теорию и практику исследуемого процесса, его результаты.

7 Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные:

теории личностно-ориентированного воспитания (В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.И.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, И.С.Якиманская);

теории воспитания личности в коллективе (Т.К.Ахаян, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, Т.Е. Конникова А.С.Макаренко, Л.И.Новикова);

вопросам взаимосвязи общественного и семейного воспитания (Ю.П.Азаров, С.И.Голод, И.В.Гребенников, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик);

теоретическим основам формирования ценностных ориентации личности (А.Г.Здравомыслов, Е.И.Казакова, В.А.Караковский, А.В.Кирьякова);

теоретическим положениям, раскрывающим особенности нравственного и эстетического воспитания личности (О.С.Богданова, З.И.Васильева, Л.А.Волович, И.Ф.Гончаров, И.И.Зарецкая, С.М.Каргапольцев, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Б.М.Неменский, Л.Б.Соколова);

теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, Д.И.Эльконин);

научно-теоретическим основам организации воспитательной среды в учреждении дополнительного образования (В.А.Березина, Л.К.Балясная, А.Я.Журкина, М.Б.Коваль, О.ЕЛебедев, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская).

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются: «воспитание», «нравственное воспитание», «эстетическое воспитание», «нравственно-эстетическое воспитание».

Воспитание - процесс целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях специально организованной воспитательной среды (Российская педагогическая энциклопедия).

Нравственное воспитание - это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на развитие морального сознания, нравственных чувств, выработку навыков и привычек нравственного поведения (Педагогическая энциклопедия).

Эстетическое воспитание - система взаимодействия, направленная на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (И.Ф.Гончаров).

Нравственно-эстетическое воспитание - это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для их самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения.

Культурно-эстетическая воспитательная среда - социокультурное, образовательное пространство, включающее в себя эстетическое отношение и характер взаимодействия воспитателей и воспитанников, художественные символы и вещи, духовные и нравственные ценности, влияющие на становление нравственно-эстетических взглядов, убеждений, образцов поведения подростков (Т.К.Мурманцева).

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 1997-2003 гг. и предусматривала три этапа.

На первом этапе (1997-1998 гг.) изучались и анализировались теоретические работы по исследуемой проблеме, обобщался опыт деятельности учреждений дополнительного образования Оренбургской, Челябинской, Самарской областей по нравственно-эстетическому воспитанию; проводился анализ нормативно-правовой и инструктивно-методической продукции; отрабатывались основные теоретические подходы к проблеме; формулировались цели, задачи, основные понятия и гипотеза исследования. Апробировалась и корректировалась структурно-функциональная модель нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, выявлялись и апробировались педагогические условия, способствующие более высокой эффективности нравственно-эстетического воспитания подростков.

Основные методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, изучение документов, методических материалов, творческих работ, моделирование, диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, наблюдение), констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1998-2001 гг.) в ходе опытно-экспериментальной работы конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие более высокую эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, корректировались содержание, методы, формы исследуемого процесса.

Применялся комплекс методов исследования: анкетирование, тестирова
ние, интервьюирование, беседа, наблюдение, статистическая обработка данных,
формирующий эксперимент. -. .

На третьем этапе (2001-2003 гг.) систематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование и научно-методические рекомендации.

На данном этапе использовались методы математической статистики, табличной и диаграммной интерпретации данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.

База исследования: областной Дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко г.Оренбурга, Подгородне-Покровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района Оренбургской области. В исследовании, на разных его этапах, приняло участие 460 человек (подростки и их родители, педагоги, психологи, методисты).

Научная новизна исследования:

- уточнено понятие «нравственно-эстетическое воспитание подростков» за счет взаимообусловленности целей, содержания, методов нравственного и эстетического воспитания, культурологического, аксиологического и личност-но-деятельностного подходов;

обоснованы цель, задачи, принципы, методы, этапы, обеспечивающие целостность, систематичность, преемственность нравственно-эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования, ведущие к результату - нравственно-эстетической воспитанности подростков;

определены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий) и их уровневые показатели, характеризующие нравственно-эстетическую воспитанность подростков;

выявлен комплекс педагогических условий нравственно-эстетического воспитания подростков, обеспечивающий переход их к самовоспитанию, ориентации на социально и личностно значимые ценности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении педагогической теории воспитания за счет:

систематизации принципов организации нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей (мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и при-родосообразности, взаимодействия личности и коллектива);

обоснованности стимулирующе-мотивационного, содержательно-деятельностного, аналитико-результативного этапов нравственно-эстетического воспитания подростков, позволяющих представить исследуемый процесс целостным, систематичным, на каждом из этапов которого, происходит усложнение и развитие целей, содержания, методов, средств воспитания.

Практическая значимость исследования:

разработаны и апробированы диверсификационные программы по нравственно-эстетическому воспитанию подростков, издано учебное пособие «Мир добра и красоты», а также научно-методические рекомендации по организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

внедрены в воспитательный процесс учреждений дополнительного образования (Оренбургская область, г.Магнитогорск) эффективные формы и методы совместной деятельности учреждения дополнительного образования детей и семьи воспитанника (благотворительные акции, творческие встречи, семейные клубы и др.).

11 Личный вклад автора состоит в:

разработке структурно-функциональной модели нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования;

организации и проведении опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности нравственно-эстетического воспитания подростков.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание подростков - это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для их самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения.

  2. Формирование нравственно-эстетической воспитанности обеспечивается целенаправленно и эффективно посредством структурно-функциональной модели нравственно-эстетического воспитания подростков, отражающей логику и внутриэтапную динамику исследуемого процесса, его цели, задачи, методы, результаты, содержащей как инвариант принципы мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности, взаимодействия личности и коллектива.

  3. Нравственно-эстетическая воспитанность подростков, объединяющая в себе критерии: когнитивный (знание сущности понятий и категорий этики, эстетики, способов нравственно-эстетического самовоспитания), эмоционально-ценностный (эмоционально-нравственная отзывчивость: эмпатия, переживание чувства прекрасного в искусстве и природе), поведенческий (умение вести себя в соответствии с нравственно-эстетическими нормами, способность к рефлексии, самовоспитанию, социально направленный характер действий), обуславливает субъектную позицию воспитанника в ситуациях нравственно-эстетического выбора, восприятие прекрасного в жизни и искусстве, совершенствование окружающего мира на основе нравственных и эстетических ценностей общества.

12 4. Эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей обеспечивают:

культурно-эстетическая воспитательная среда, базирующаяся на принципах мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности, взаимодействия личности и коллектива;

разработка и реализация диверсификационных образовательных программ, позволяющих включить подростка в ситуации нравственно-эстетического выбора;

взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи в процессе нравственно-эстетического воспитания.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса взаимодополняющих методов изучения проблемы, адекватных цели, предмету и задачам, репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были изложены автором в публикациях и докладах на Всероссийских научно-практических конференциях: «10 лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития» (Самара, 2001); «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2001, 2003); «В.А.Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003); «Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания в высшей школе» (Актобе, 2003); областных научно-методических конференциях и семинарах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографии, приложений.

Сущность нравственно-эстетического воспитания

Проблема нравственно-эстетического освоения мира подрастающим поколением относится к числу непреходяще актуальных проблем потому, что каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Нравственно-эстетическое воспитание подростков многоаспектно. Категории «нравственность» и «эстетика» приобрели статус междисциплинарных, фиксирующих в каждой науке область их значений.

Выделим подходы к анализу и изучению сущности нравственно-эстетического воспитания подростков: культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный.

В контексте нашего исследования выбор культурологического подхода обусловлен тем, что он позволяет расширить воспитательное поле индивидуума, дает возможность воспитаннику самому, путем проб и ошибок познать нравственные и эстетические ценности.

Об органичном сочетании эстетического и этического упоминается еще со времен Древнего мира: Аристотель, Демокрит, Конфуций, Платон, Пифагор, Сократ, ведущие идеи которых в XXI веке, обогащенные и содержательно разработанные, становятся основой для организации нравственно-эстетического воспитания личности.

Взаимообусловленность нравственного и эстетического выделили и классики русской философии: Н.А.Бердяев, В.С.Библер, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, В.С.Соловьев, Ю.У.Фохт-Бабушкин. Их работы с нравственно-гуманистической ориентацией представляет собой спектр интуитивного, поэтического, чувственно-личностного, «это живое движение души, личностное переживание». Произведения духовной культуры, прежде всего, направлены на формирование в человеке высоких этических и эстетических идеалов.

В трудах В.С.Соловьева и Н.А.Бердяева, определена сущность духовности, выявлены ее основные категории: истина, красота, добро, свобода, любовь. Так, В.С.Соловьев в «Оправдании добра» писал: «Для того, чтобы идея добра в форме должного получила силу достаточного основания или мотива, нужно соединение двух факторов: достаточной ясности и полноты самой этой идеи в сознании и достаточной нравственной восприимчивости в натуре субъекта» (21).

Идеи Н.А.Бердяева и В.С.Соловьева о сущности духовно-нравственного сознания личности развили современные философы. Заслуга авторов состоит в том, что они обозначили искусство как средство сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального, дающее человеку целостный опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни. Наличие тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием доказал Ю.У.Фохт-Бабушкин. По мнению ученого, искусство обладает предельно широким спектром воздействия на развитие человека в силу объединения всех видов человеческой деятельности (218). Для нашего исследования эта мысль становится концептуальной, так как в основе эстетической деятельности, эстетического воспитания лежит воспитание средствами культуры, искусства, а эстетическое сознание и деятельность выступают как формы освоения действительности. Теоретический анализ позволит нам констатировать, что эстетическое сознание теснейшим образом связано с нравственной жизнью общества.

«Искусство - размышляет российский психолог и философ В.П.Зинченко - одно из важнейших средств воспитания души, поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества. Искусство -это до-теоретическая этика - этика в действии, а не в назидании... Активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной практики» (74). Автор считает, что воспитанию души должны предшествовать соприсутствие, со-действие, со-чувствие, со-переживание, со-страдание, соучастие, со-причастие, вчувствование в сокровенное, которое есть в людях, в произведениях искусства, в вещах, в утвари. Все это будет способствовать росту нравственных качеств личности.

В этой связи, многие философы, (Э.В.Ильенков, А.Ф.Еремеев, М.С.Каган и другие), раздумывая о причинах смещения нравственных критериев, приходят к выводу, что искусство стало играть второстепенную роль в жизни общества, уступив место научно-техническому прогрессу и интеллекту. Вместе с тем, они утверждают, что истину, добро, красоту способно сформировать в личности только искусство. Данные категории, по мнению Э.В.Ильенкова, «растут из одного корня, питаются одними соками. Поэтому, как бы далеко ни разошлись ветви в своем росте, они всегда останутся ветвями одного дерева. Поэтому они «внутренне» не могут быть враждебны друг другу, хотя бы «внешне» дело и выглядело именно так» (78, с.301).

О неразрывной связи эстетического отношения и нравственного чувства человека подчеркивал А.Ф.Еремеев. Эстетическое отношение он считал универсальным определителем особой общественной ценности для данного общества, данного времени, данной нации или государства. Настоящее искусство, как считает философ, должно стать для человека мерилом его поведения, мыслей, поступков, чувств» (67, с. 154).

В этой связи, М.С.Каган отмечает: «Суть культуры состоит в том, чтобы каждого человека формировать как носителя культуры» (85), поэтому целью современного образования является превращение культуры общества в культуру личности, а культура личности включает в себя совокупность знаний и умений, систему общественных ценностей, уровень ее нравственного и эстетического развития.

Русский мыслитель В.С.Библер, раскрывая сущность современной культуры, говорит о том, что она строится на принципах диалога, пронизывает все события жизни и сознание людей. Диалог культур должен основываться на понимании другого человека, его самоценности, в рамках принятия и диалога таких категорий как истина, красота, добро (23).

Проведенный анализ трудов мыслителей-философов, на наш взгляд, свидетельствует о том, что нравственно-эстетическое воспитание детей есть ценностно-смысловой процесс, в котором нравственная и эстетическая культура личности рассматриваются как целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации, отношений, позволяющих индивиду быть воспитанным. В основе нравственно-эстетического воспитания лежат категории: добро, истина, красота, ответственность и свобода, любовь. Средствами нравственно-эстетического воспитания выступают не только искусство, материальные и духовные ценности культуры, но и природа, отношения, позволяющие формировать нравственно-эстетические качества личности, пробуждать восприимчивость индивида к прекрасному.

Воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей

Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, содействуя процессам самореализации и социализации личности. Поэтому среди многообразия типов учебных заведений в системе государственного образования учреждения данного типа занимают особое сударственного образования учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором может развиваться самодостаточная личность и обеспечивая тем самым «ситуацию» успеха для каждого воспитанника.

По мнению А.И.Щетинской, дополнительное образование детей - это особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является временем творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована (229).

Исследования проблем становления и развития деятельности внешкольных объединений были подготовлены появлением методологических и теоретических работ педагогов-классиков: Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого.

В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах В.И.Андреева, А.Г.Асмолова, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, А.Я.Журкиной, О.Е.Лебедева, Л.Ю.Ляшко, С.В.Сальцевой, А.И.Щетинской и других ученых. В большинстве исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентацией, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры.

Методологической базой современного дополнительного образования детей является «парадигма развивающего вариативного образования», способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. В основе дополнительного образования детей лежат идеи педагогики развития, педагогики свободы (51).

Деятельность учреждений дополнительного образования детей базируется на следующих, вытекающих из концептуальных положений современной гуманистической парадигмы, принципах:

- гуманизации - доминирование во всех подструктурах системы идеи уникальности человека во всем его многообразии, признание самоценности детства, ориентация на создание максимально благоприятных условий развития творческого потенциала личности воспитанника во взаимодействии с творческой личностью педагога;

- детоцентризма - это утверждение приоритета интересов и потребностей ребенка при создании педагогических условий для психобиологического и социального развития;

- природосообразности и кулътуросообразности - предопределяет ориентацию на учет индивидуальных природных задатков и возможностей развития человека, единство человека и социокультурной среды;

- демократизации - организация деятельности детей на основе законного обеспечения их прав, а также и других субъектов образования со строгим распределением административных и педагогических функций, реализацию системы мониторинга с целью коррекции, совершенствования и дальнейшего развития системы;

- вариативности и дифференциации - возможность свободного выбора различных каналов и форм получения образования вследствие многообразия форм собственности и видов образовательных учреждений, что позволяет реа-лизовывать индивидуальные образовательные программы с учетом интересов, склонностей и способностей детей;

- регионализации - наделение правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно демографическими и другими условиями;

- непрерывности - преемственность различных ступеней образования и многомерное движение в образовательном пространстве;

- творческого сотрудничества и партнерства - утверждение отношений творческого соучастия в едином процессе деятельностнои коммуникации в достижении общей цели; в этом случае участники образовательного процесса, дополняя друг друга, образуют систему субъект-субъектных отношений, в которой творческие возможности и способности участников образовательного процесса реализуются наиболее полно;

- индивидуализации - не только учет конкретных индивидуальных особенностей, но и приверженность индивидуальным ценностям в совместной деятельности педагога и воспитанника по развитию того особенного, единичного неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте (229).

Анализируя научные источники, нормативные документы, а также практический опыт работы учреждений дополнительного образования детей, приходим к выводу, что воспитательное пространство учреждений дополнительного образования детей интегрирует все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально-полезной деятельности в целостный воспитательный процесс.

Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, по мнению А.Я.Журкиной, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья ребенка; гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и особенностям развития воспитанников; демократический характер управления педагогическим процессом (69).

Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию подростков

Исследование эффективности педагогических условий нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей составило разработанную нами программу опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение трех лет в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи (далее Дворец) и средней школе с.Подгородняя-Покровка Оренбургского района Оренбургской области.

Цель опытно-экспериментальной работы - экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования.

Реализация программы исследования предусматривала решение следующих задач: обосновать выдвинутые критерии и уровневые показатели нравственно-эстетической воспитанности подростков; реализовать в учреждении дополнительного образования, выявленные педагогические условия нравственно-эстетического воспитания подростков; разработать программу организации и проведения опытно-экспериментальной работы, в том числе диагностических процедур; провести диагностическое исследование динамики уровней нравственно-эстетической воспитанности подростков.

Программа опытно-экспериментальной деятельности состояла из следующих этапов: организационного, констатирующего, формирующего, заключительного (см. таблицу 3).

Нравственно-эстетическая воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоциональных проявлений. В нашем исследовании мы ориентировались на изучение динамики базовых компонентов личности.

При оценивании уровней нравственно-эстетической воспитанности подростков мы использовали критерии и уровневые показатели, обоснованные в первой главе диссертации. Также в первой главе мы отмечали, что семья с ее воспитательным потенциалом обусловливает эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков. С одной стороны, семья - важнейшая ценность, с другой, наиболее кризисная сфера жизни современных россиян. От уровня взаимоотношений в семье и, это особенно важно для подростка по мере продвижения его от младшего подросткового к юношескому возрасту, зависит его эмоциональное благополучие, личностная направленность, психическое и социальное здоровье.

В нашем исследовании приняли участие 211 респондентов, из них 114 подростков и 97 их родителей. Среди подростков - 72 девочки и 42 мальчика. На начало эксперимента подростки имели различный опыт и продолжительность занятий работы в творческих коллективах и объединениях школы, областного Дворца творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко. Участники исследования распределены по трем группам: первая экспериментальная (Зі) -группа подростков, занимающихся во Дворце; вторая экспериментальная (Э2) -группа подростков, занимающихся в коллективах эстетической направленности в школе; контрольная (К) - группа школьников, дополнительные занятия которых не имеют эстетической направленности (см. диаграмму 1).

Из родителей, участников исследования - 92 женщины и 5 мужчин, возраст - от 34 до 46 лет.

Рассмотрим диагностическую программу нашего исследования. Логика исследования обусловлена необходимостью использования трех диагностических блоков. В первом изучались и анализировались материалы, полученные по результатам опроса подростков и их родителей, во втором - только подростков, в третьем - родителей (см. таблицу 4).

Следует отметить, что в ходе опытно-экспериментальной работы, на разных ее этапах, нами использованы следующие диагностики:

- начальная - с целью выявления наличного уровня изучаемого феномена;

- текущая - получение информации о динамике развития педагогического объекта и факторов, влияющих на этот процесс;

- обобщающая - соотнесение количественных и качественных показателей, то есть анализ достижения цели деятельности.

Рассмотрим результаты начального изучения. Одной из задач нашего исследования явилось определение, на какие именно из качеств личности оказывают влияние занятия искусством.

В ходе опроса воспитанников и их родителей нами составлен перечень из шестидесяти нравственно-эстетических качеств личности, которые ранжированы ими по степени значимости. Для выполнения сопоставительного анализа проведена группировка данных, выделены десять качеств, которые имеют сближенные позиции по группам респондентов. Ранговые места приведены в таблице 5.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей

Решением проблемы педагогической интерпретации понятия «нравственно-эстетическое воспитание» может служить спроектированное образовательное пространство жизнедеятельности воспитанника в целях обеспечения сози-дания лучших качеств личности, в котором самореализация поддерживается путем продуктивной деятельности, инициативы, сотрудничества, самоопределения. Такое образовательное пространство реализуется через систему художественно-эстетического воспитания, построенную на основе интеграции культурологических и дидактических принципов: развивающего обучения, научности и системности, систематичности и последовательности, комплексного изучения предметов, единства эмоционального и сознательного, наглядности.

Система художественно-эстетического воспитания содержит ряд взаимодополняющих и взаимодействующих друг с другом компонентов - обучение как: освоение разнообразных видов эстетической деятельности; развитие творческого потенциала воспитанника; развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к эстетическим ценностям; воспитательное взаимодействие, общение.

Анализ результатов исследования, описанных в первом параграфе предыдущей главы, позволил выявить перспективы совершенствования деятельности учреждения дополнительного образования в процессе нравственно-эстетического воспитания подростков:

- коррекция научно-методического обеспечения образовательного процесса с целью внедрения проектов духовно-нравственного содержания, включения подростков в ситуации нравственно-эстетического выбора;

моделирование воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей на основе мониторинга нравственно-эстетической воспитанности;

- обеспечение взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в процессе нравственно-эстетического воспитания;

- создание благоприятного для нравственно-эстетического воспитания психологического климата в объединениях.

Моделирование воспитательного процесса показало, что во Дворце существуют богатые потенциальные возможности нравственно-эстетического воспитания путем прохождения подростков каждого модуля образовательного процесса. Важнейшим аспектом разработанной нами модели являлось единство ее содержательной и процессуальной основ, которые тесно взаимосвязаны. Апробация модели в ходе опытно-экспериментальной работы обеспечила переход от «случайных», единичных воспитательных мероприятий к реализации системы нравственно-эстетического воспитания подростков в деятельности Дворца.

Нами анализировалась нравственно-эстетическое воспитание подростков, занимающихся в объединениях художественно-эстетической направленности, так как они являются наиболее востребованными в учреждении дополнительного образования как подростками, так и родителями. Трудно понять современного культурного человека без развитых эстетических взглядов, без знаний истории культуры, без полноценного эстетического отношения к миру не только как к объекту созерцания, но и как к предмету активного преобразовательного действия.

Наблюдаемый сегодня процесс коренного переосмысления традиционных взглядов на проблему художественно-эстетического воспитания, пересмотр теории становления и развития эстетической культуры воспитанников обусловлен реально существующими проблемами. Эстетическому воспитанию отводится сегодня лишь роль второстепенного досугового занятия, выделяя лишь 5% времени от образовательного процесса.

Б.М.Неменский указывает на то, что «из задач насущного развития общества, поставленных перед образованием, решаются только две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две же другие, не менее важные для экономики, нравственности, культуры общества - передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру - и не осознает и не решает (147, с. 19-21).

В образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей реализуются как традиционные, так и разработанные, авторские программы. Авторские программы реализовывались на принципах комплексного, интегративного развития воспитанника. Система нравственно-эстетического воспитания основывалась на внедрении в содержание образовательных программ творческих объединений спецкурсов с глубокой нравственной направленностью.

Все темы курсов были направлены на формирование нравственно-эстетических качеств. Каждый педагог в течение учебного года готовил в своем объединении совместно с воспитанниками открытое занятие или открытое мероприятие с нравственно-эстетической направленностью. Это делалось для того, чтобы помочь педагогам увидеть методический рисунок такого занятия или мероприятия, поразмыслить над новыми находками, поделиться с трудностями. Занятия сразу же анализировались вместе с коллегами и вырабатывались рекомендации, которые обсуждались на семинарах, педсоветах.

Содержание и методика занятий объединены целенаправленной логикой включения подростков в диалог, усиливающий процесс осознания и переживания нравственно-эстетических ценностей как важнейших потребностей личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров в ее ценностных стремлениях. Поэтому занятия строились на равноправном взаимодействии педагога с воспитанником по самым главным вопросам человеческой жизни с целью выработки и актуализации индивидуального взгляда и личностной позиции подростка.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования