Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание осужденных Зауторова, Эльвира Викторовна

Нравственно-эстетическое воспитание осужденных
<
Нравственно-эстетическое воспитание осужденных Нравственно-эстетическое воспитание осужденных Нравственно-эстетическое воспитание осужденных Нравственно-эстетическое воспитание осужденных Нравственно-эстетическое воспитание осужденных
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зауторова, Эльвира Викторовна. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Зауторова Эльвира Викторовна; [Место защиты: Академия управления МВД РФ].- Москва, 2011.- 440 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-13/83

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы нравственно эстетического воспитания осужденных 30

1. Историко-педагогический анализ проблемы нравственно-эстетического воспитания осужденных в уголовно-исполнительной системе 30

2. Сущность и структура процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных 58

Выводы по I главе 86

Глава II. Анализ практики нравственно-эстетического воспитания осужденных 88

1. Психолого-педагогическая характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных 88

2. Специфика процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы 113

3. Опыт использования искусства в нравственно-эстетическом воспитании осужденных в России и за рубежом 139

Выводы по II главе 168

Глава III. Рефлексивно-деятельностный подход к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных 170

1. Концепция процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных 170

2. Модель процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы 199

3. Технологии процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных 226

Выводы по III главе 258

Глава IV. Опытно-экспериментальная работа по нравственно эстетическому воспитанию осужденных в местах лишения свободы 260

1. Характеристика основных этапов и методов исследования 260

2. Опыт индивидуализации нравственно-эстетического воспитания осужденных 292

3. Результаты нравственно-эстетического воспитания осужденных 320

4. Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных 341

Выводы по IV главе 363

Заключение 365

Список использованной литературы 373

Приложения 403

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Изменения социально-политических, экономических отношений в российском обществе привели к массовой трансформации традиционных ценностей, доминированию потребительских тендерных интересов, стремлению к преимущественно индивидуально-рациональным целям сегодняшнего дня. В связи с этим и без того сложная проблема нравственного воспитания, формирования ценностных ориентаций осужденных в местах лишения свободы, является еще более актуальной.

В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности, прослеживается ухудшение криминогенного состава лиц, лишенных свободы, характеризующихся негативной ценностно-нормативной сферой, низким значением общепризнанных социальных ценностей. Отмечается также падение общекультурного и образовательного уровня осужденных, распространение в их среде тюремной субкультуры. При этом у большинства из них не сформированы умения прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, что тесно связано с проблемами развития и содержания их экзистенциальной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления.

В настоящее время государством принимаются меры, направленные на повышение эффективности борьбы с преступностью. Реформа уголовно-исполнительной системы ставит своей целью качественное изменение организации исполнения наказаний, формирование новой системы исправительного воздействия на осужденных, приведения условий отбывания наказания в соответствие с международными нормами, что предполагает гуманизацию условий отбывания наказания, широкое привлечение общественности и средств массовой информации к процессу исправления лиц, лишенных свободы. Новым уголовно-исполнительным законодательством России усилена педагогическая направленность деятельности учреждений пенитенциарной системы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года ориентирует на использование и реализацию индивидуального подхода в работе с осужденными, решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, позитивным изменением внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных, приобщением их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных, общественно полезных граждан.

Демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, непрерывное развитие отечественной педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению преступников, активизации личностных возможностей осужденных путем специально организованной психолого-педагогической работы.

Позитивные тенденции исправительной политики сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике воспитательного процесса учреждений исполнения наказаний, вследствие чего осужденный, как правило, остается лишь объектом педагогической деятельности. Воспитательная работа слабо ориентирована на развитие субъектности осужденного, его готовности к сознательному выбору цели жизни и понимания ее смысла, наблюдаются формализм и заорганизованность в ее проведении.

В связи с этим возрастает потребность в активизации деятельности исправительных учреждений в преодолении негативных тенденций, развитии гуманитарных, эмоциональных начал исправительного процесса, формировании у осужденных целостного эстетического отношения к жизни, повышении готовности к осознанному включению в процесс собственного нравственного развития, самостоятельной работы над собой. Важным источником субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, формирования и коррекции ценностных ориентаций личности выступает нравственно-эстетическое воспитание.

Являясь неотъемлемой частью процесса исправления, нравственно-эстетическое воспитание осужденных тесно связано с другими направлениями воспитательной работы. Его основная цель – формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральным нормам, способности ощущать и создавать красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. В нравственно-эстетическом воспитании осужденных особое внимание уделяется формированию их ценностных ориентаций, коррекции асоциального поведения, активизации творческой деятельности личности, развитии интереса и любви к жизни во всех ее проявлениях.

Важное место в процессе нравственно-эстетического воспитания личности занимает искусство, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам («учебник жизни», «источник самосовершенствования»). Искусство в концентрированном виде содержит универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании и преобразовании аксиологической сферы личности, ее самореализации и самоопределении в мире ценностей и смыслов сегодняшней жизни. Искусство способствует преодолению педагогической невосприимчивости осужденных, может стать способом профилактики и коррекции их поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления личности, дать ценный опыт позитивных изменений. Более активное приобщение к различным видам искусства помогает создать благоприятные возможности для улучшения положения осужденных, снижает негативное воздействие криминальной субкультуры, являющейся препятствием эффективному функционированию исправительных учреждений.

Историко-педагогический анализ изучаемого процесса показал, что в истории пенитенциарной теории и практики проблема нравственно-эстетического воспитания не выделялась из общего контекста воспитательной работы с осужденными; на разных этапах развития общества данный процесс отличался исключительно сменой внутриполитической конъюнктуры руководства страны. Однако в связи с гуманизацией и демократизацией уголовно-исполнительной системы возникла реальная потребность введения в воспитательную работу отдельного направления – нравственно-эстетическое воспитание осужденных.

Следовательно, необходимо обеспечить разработку теории и практики специально организованного коррекционно-педагогического процесса художественного и творческого воспитания, способствующего формированию нравственных ценностных ориентаций, развитию рефлексивных установок осужденных в целях последующей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям среды. В связи с этим процесс нравственно-эстетического воспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы, приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы духовно-нравственного развития личности средствами искусства рассматривались на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Воспитательную и профилактическую силу воздействия искусства на человека отмечали еще древнегреческие философы (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон). В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого и других раскрыты место и функциональная роль искусства в развитии человека.

Сущность категорий «духовность», «нравственность», «ценности», «личность» раскрыта в трудах отечественных философов (Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, В.П. Тугаринова и др.; социологов С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.), педагогами М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, В.В. Сериковым, А.И. Шемшуриной и другими рассмотрены сущность нравственных ценностей и ценностных ориентаций, их место в структуре личности.

Современные философы, социологи и психологи (Н.С. Розов, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.) также обращаются к проблеме коррекции, формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Общим вопросам нравственно-эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач посвящены труды М.А. Вербы, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. Учеными представлены взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальных компонентов эстетической культуры личности, определены особенности ее эстетического и художественного развития.

Акцентируя внимание на теоретических предпосылках сущности и структуры системы нравственного развития, раскрывая психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, ученые рассматривают пути совершенствования воспитательной работы, уделяя особое внимание проблемам самовоспитания, самоорганизации и саморазвития личности (А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

Наиболее активно различные аспекты проблемы нравственно-эстетического воспитания начали разрабатываться с конца 70-х гг. XX в., когда появились исследования Л.В. Котенко, Г.А. Поличко, И.Г. Ревес и др. Данные авторы сочетают научно-методический подход с конкретными способами организации воспитательной работы. Формирование личности рассматривается ими с социально-этических и нравственно-психологических позиций. В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и формирования нравственно-эстетических качеств личности рассматриваются в работах Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Н.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского и др. Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания, определяются источники нравственно-эстетического опыта человека, выявляются условия оптимальной организации различных видов художественной деятельности.

В настоящее время идеи использования искусства в воспитательном процессе нашли отражение во всех известных психолого-педагогических школах и направлениях. Выводы ученых подтверждают, что общение с искусством позволяет человеку испытывать положительные эмоции, активизирует его творческий потенциал. На педагогическом уровне взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов изучается, как правило, по отдельным возрастным категориям. Наиболее изучены вопросы нравственно-эстетического воспитания личности в детском возрасте.

Существенную роль в данном исследовании сыграло освоение классического социально-педагогического наследия отечественной теории и практики XIX и первой половины XX столетий в области образования, самообразования, саморазвития: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

В трудах известных ученых-пенитенциаристов (И.П. Башкатова, А.В. Буданова, Е.М. Данилина, В.М. Литвишкова, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.И. Ушатикова и др.) поднимаются проблемы осмысления теории и практики исправления и перевоспитания правонарушителей. Исследованием смысловой сферы осужденных занимались В.Г. Деев, А.В. Наприс, В.В. Яковлев и др. Проблеме нравственного воспитания педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности, а также рассмотрению социокультурных основ ресоциализации осужденных посвящены работы Е.Г. Багреевой; вопросы эстетического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с целью их исправления нашли отражение в трудах С.В. Паншиной; проблема развития эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки раскрывается в работах О.М. Фалетровой; теме использования искусства в коррекционной работе с осужденными посвящены публикации зарубежных авторов – М. Либманна, К. Тисдейла, К. Каррелла и др.

Между тем в отечественной пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и всесторонне обоснованная система нравственно-эстетического воспитания осужденных, учитывающая специфику исправительных учреждений. Рассмотрены отдельные методы формирования ценностных ориентаций у осужденных, однако до настоящего времени не проводилось исследований, в которых в комплексе рассматривался бы вопрос использования воспитательного потенциала искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания с целью исправления личностных образований осужденных. Остаются неразработанными сущность, содержание и технологии данного процесса, не выявлены пути его совершенствования. Все это препятствует изменению сложившейся ситуации в исправительных учреждениях, снижает результативность воспитательного процесса в органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Еще одним обстоятельством, определяющим актуальность темы диссертации, является то, что научные работы, ранее проводившиеся по созвучным проблемам, в связи с динамичностью протекающих социальных процессов, объективно не могли учесть значительную долю принципиальных изменений, произошедших в анализируемом объекте и предмете исследования.

Эти факты позволяют говорить о наличии основных противоречий, сложившихся к настоящему времени в теории и практике нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы:

– между возрастающими требованиями современного общества к гуманизации и демократизации воспитательного процесса и существующей организацией данного процесса в исправительных учреждениях, не обеспечивающей необходимого уровня развития экзистенциальной сферы личности осужденного;

– между задачей развития нравственно-эстетической сферы осужденных и слабой ориентацией на ее решение в практике исправительного процесса, недостаточной разработанностью педагогического инструментария для определения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных;

– между высоким духовно-нравственным потенциалом искусства, признанием его коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала и неразработанностью адекватных технологий его использования в условиях исправительного учреждения, имеющего отрицательно-разрушающую специфику негативной субкультуры;

– между необходимостью в научном осмыслении инновационных процессов исправительной практики и отсутствием исследований по целому ряду актуальных проблем использования искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания осужденных, связанных с удовлетворением их потребностей в самореализации, осознанным отношением к жизни во всех ее проявлениях;

– между социальными ожиданиями высокой эффективности исправительного процесса, гуманизации субъект-субъектных отношений и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников к осуществлению нравственно-эстетического воспитания осужденных, лишенных свободы.

Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования, которая заключается в обосновании теоретико-методологических основ использования воспитательного потенциала искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания осужденных. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание осужденных».

Объект исследования: воспитательная система исправительных учреждений ФСИН России.

Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания осужденных, отбывающих лишение свободы.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Основная идея исследования состоит в том, что стратегию нравственно-эстетического воспитания осужденных определяет рефлексивно-деятельностный подход, который способствует развитию осознанного отношения человека к своей жизни и предполагает, что в центре воспитания стоит личность, сама осуществляющая выбор адекватных ей видов и форм деятельности для удовлетворения потребностей своего развития.

Гипотеза исследования.

Процесс нравственно-эстетического воспитания в деятельности исправительных учреждений приобретает действенный, управляемый, эффективный характер и способствует исправлению осужденных, если его стратегию определяет рефлексивно-деятельностный подход в рамках которого:

– педагогический процесс, направленный на повышение нравственно-эстетической воспитанности личности, предстает как гибкая, вариативная система; осуществляется реальная дифференциация воспитывающих воздействий по уровню нравственно-эстетической воспитанности, используется критериально-диагностический инструментарий его определения;

– содержание воспитательного процесса целенаправленно формируется и обогащается нравственными ценностями, смыслами, традициями на основе идей использования искусства в исправительном процессе; искусство становится средством более интересной и активной жизни осужденных, возможностью личностной самореализации и повышения самооценки, помогает человеку понять смысловую сферу своего поведения и своих поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями;

– стимулируется самостоятельность, творчество и развитие рефлексивной позиции осужденных на основе выделения ценностно-смысловых ориентиров; система представлений о высших ценностях базируется на центральных экзистенциалах, отраженных в произведениях различных видов искусства (свободе, демократизму, достоинству, чести, ответственности, совести, стыду, любви, доброте, вере, воле, добродетели, творчеству);

– отработана и реализована концепция нравственно-эстетического воспитания осужденных, в центре которой находятся личность и ее экзистенциальная сфера, обеспечивающая направленность исправительного процесса;

– обеспечена реализация принципов личностно значимой доминанты, доступности восприятия произведений искусства, активизации сопереживания в процессе приобщения к искусству, актуализации ситуации на основе художественного материала, рефлексивности и эстетизации среды учреждения через включение осужденных в художественно-творческую деятельность;

– разработана модель нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы и на ее основе построена система деятельности сотрудников по организации данного процесса, учитывающая особенности спецконтингента и отражающая многосторонность данного процесса;

– ведущими условиями освоения осужденными нравственного опыта выступают создание творческо-развивающей среды (признание субъектной позиции, построение субъект-субъектных отношений, обеспечение свободного выбора и ответственности в художественно-творческой деятельности в соответствии с интересами осужденных), разработанность и применимость технологий нравственно-эстетического воспитания, целенаправленная подготовка сотрудников в парадигме экзистенциальной педагогики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Исследовать педагогический феномен нравственно-эстетического воспитания осужденных, определить сущность и структуру данного процесса.

  2. Изучить исторический опыт нравственно-эстетического воспитания осужденных в России, его современное состояние в отечественной и зарубежной пенитенциарной системе.

  3. Раскрыть сущность рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных.

  4. Обосновать концептуальные теоретические положения нравственно-эстетического воспитания осужденных, уточнить содержание и специфику основных компонентов данного процесса в условиях лишения свободы.

  5. Осуществить разработку и экспериментальную проверку модели процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных в пенитенциарной практике.

  6. Выделить критерии, их показатели и уровни нравственно-эстетической воспитанности осужденных, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы.

  7. Разработать комплекс практических рекомендаций по организации нравственно-эстетического воспитания осужденных для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Методологическую основу исследования составляют учения о личности как субъекте культуры, природной и социокультурной обусловленности развития личности, идеи гуманизации, демократизации и гуманитаризации воспитательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Я. Корчак, Т.Н. Мальковская, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.); экзистенциальное учение (А.Н. Леонтьев, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Г.П. Щедровицкий) и разработанный на его основе экзистенциальный подход в педагогике (М.И. Рожков); психолого-педагогические учения о закономерностях формирования, развития и воспитания личности, изучения человека как ценности и целостного существа в его взаимодействии с окружающим миром, теории социализации человека (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Басов, Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.А. Липский, Т.В. Машарова, А.В. Мудрик и др.), социального и педагогического взаимодействия (В.М. Басова, А.Н. Аверьянов, Х.Й. Лийметс, М.С. Каган, Л.И. Новикова, А.И. Тимонин и др.); представления о творчестве как способе развития человека в культуре (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, В.А. Разумный, Б.М. Теплов и др.), выводы и данные комплекса научных дисциплин, исследующих проблемы исправления человека в специфических условиях лишения свободы (Ю.М. Антонян, С.А. Ветошкин, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева и др.).

Теоретической базой исследования послужили: концепция человека как высшей духовной ценности, творца культуры (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.); работы, в которых содержится научный анализ природы деятельности субъекта, развития творческой активности личности и ее индивидуальности (Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, Л.И. Божович, Л.П. Буевой, О.С. Гребенюка, В.В. Давыдова, М.С. Кагана, Ф.И. Кевли, А.Н. Леонтьеав, Б.Ф. Ломова, Г.Н. Филонова, Д.Б. Эльконина, Э.Г. Юдина и др.); исследования проблем рефлексии (Б.З. Вульфов, А.В. Карпов, М.И. Рожков), а также места и значения искусства и его функций в жизнедеятельности человека (М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терентьевой и др.).

Значимые ориентиры для нашего исследования содержат труды по педагогической аксиологии (В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина и др.), теории воспитательных систем (Е.В. Бондаревской, Б.3. Вульфова, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др.), рефлексии и подходам ее реализации в педагогической деятельности (Б.З. Вульфова, В.В. Давыдова, А.В. Карпова, С.Ю. Степанова и др.), принципам гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, К.В. Вентцеля, О.С. Газмана, В.П. Кащенко, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.).

Важное значение для исследования имеют труды ученых, посвященные проблемам художественной педагогики (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.). Изучая психологические аспекты воспитания личности, мы опираемся на исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В своей работе мы руководствовались исследованиями в области пенитенциарной педагогики: нравственного воспитания осужденных и разработки системы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях (Г.П. Байдакова, С.А. Ветошкина, В.М. Литвишкова, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой), определения механизмов исправления лиц, лишенных свободы (Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, В.Г. Деева, М.Г. Деткова, В.И. Позднякова, В.И. Хомлюка), проблем формирования профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы и деятельности педагогического коллектива пенитенциарного учреждения (В.И. Белослудцева, А.В. Буданова, М.Г. Дебольского, В.Б. Первозванского, В.Ф. Пирожкова).

В процессе работы над исследованием был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга. Теоретические методы: историографический, анализ психолого-педагогической литературы, монографических материалов, учебно-методической документации, сравнение, обобщение, моделирование. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, диагностические (анкетирование, тестирование, беседа) методы, метод обобщения независимых характеристик, анализ продуктов творческой деятельности осужденных. Для обработки данных использовались количественные и качественные методики, методы математической статистики. Основным методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой были получены новые научные данные, проверенные на практике.

Этапы исследования. Исследование данной проблемы проводилось в период с 1995 по 2011 гг. и включало четыре этапа.

Первый этап (1995–2002 гг.) – был нацелен на выявление методологических предпосылок изучения нравственно-эстетического воспитания личности на основе анализа философской, психолого-педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы. Изучалось современное состояние проблемы нравственно-эстетического воспитания личности, специфика данного процесса и особенности использования искусства в воспитательной работе с осужденными в России и за рубежом. Основным результатом этапа стала формулировка идеи исследования и соответствующей ей гипотезы, нуждающейся в теоретико-методологическом обосновании и экспериментальной проверке.

Второй этап (2003–2004 гг.) – был направлен на разработку концепции нравственно-эстетического воспитания осужденных на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Построена соответствующая ей модель, ориентированная на развитие нравственно-эстетической воспитанности, экзистенциальной сферы личности. Разрабатывалась программа эксперимента, была организована диагностика осужденных по уровню развития их нравственно-эстетической воспитанности. Идеи исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах различного уровня.

Третий этап (2005–2008 гг.) – состоял в реализации опытно-экспериментальной работы на основе выбранных технологий, способствующих развитию нравственно-эстетической воспитанности осужденных. Осуществлялось внедрение в воспитательный процесс программы нравственно-эстетического воспитания осужденных, авторского курса, направленного на повышение профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к организации данного процесса. Результаты научных исследований обсуждались на научных конференциях различного уровня, оформлялись в виде монографий, методических пособий и рекомендаций, научных статей.

Четвертый этап (2009–2011 гг.) – включал обработку, анализ и обобщение результатов проделанной работы, их теоретическую интерпретацию, оценивание, классификацию, формулирование общих выводов и их использование в воспитательном процессе исправительных учреждений. Оформлялся текст докторской диссертации, определялись перспективы изучения исследуемой проблемы.

Эмпирическую базу научного исследования составили:

  1. Статистические данные, информация справок-отчетов Управления Федеральной службы исполнения наказаний о состоянии воспитательной работы с осужденными в современный период.

  2. Материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний по исследуемой теме, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в сети Интернет.

  3. Данные, полученные автором при анкетировании и индивидуальных беседах с осужденными, сотрудниками, организаторами и участниками воспитательного процесса в исправительных учреждениях, курсантами и слушателями факультета повышения квалификации Вологодского института права и экономики ФСИН России; при изучении первичной информации о деятельности отдельных подразделений различных регионов (республик Коми, Мордовии, Краснодарского края, Архангельской, Вологодской, Костромской, Мурманской областей); при оценке опытно-экспериментальной работы. В исследовании приняли участие более тысячи осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях различных регионов, и 300 сотрудников уголовно-исполнительной системы. Непосредственно в эксперименте участвовало 210 осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Вологодской области.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечены исходными методологическими позициями, междисциплинарной научно-теоретической базой исследования, полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве его содержательных, структурных, функциональных и процессуальных характеристик, использованием методики исследования, соответствующей его задачам и логике, репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, непротиворечивостью выводов и их сравнимостью с массовой практикой. Верификация результатов подтверждается их научной апробацией на международных, всероссийских и региональных конференциях, совещаниях и семинарах.

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы и попыткой с современных теоретико-методологических позиций на основе междисциплинарного подхода в системном виде проанализировать проблемы нравственно-эстетического воспитания осужденных как перспективного направления гуманизации уголовно-исполнительной системы.

Диссертация является первым, комплексным, логически завершенным, монографическим исследованием, направленным на разработку теоретико-методологических основ использования воспитательного потенциала искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания с целью исправления личностных образований осужденных, повышения уровня их нравственно-эстетической воспитанности, развития экзистенциальной сферы. На основе анализа широкого круга источников и значительного массива эмпирического материала в диссертации получило обоснование новое перспективное научное направление исследований нравственно-эстетического воспитания осужденных на основе рефлексивно-деятельностого подхода.

В работе сформулирован и обоснован понятийно-категориальный аппарат исследования нравственно-эстетического воспитания осужденных. В диссертации также:

– изучен и обобщен историко-педагогический опыт возникновения и развития теории и практики нравственно-эстетического воспитания осужденных с XIX века по настоящее время, представляющий собой сложное многоаспектное явление, развивающегося под влиянием комплекса факторов, значимость которых обусловлена конкретными историческими реалиями исследованного периода; оценено современное состояние этой деятельности в исправительных учреждениях России и за рубежом;

– изложены теоретико-методологические основы нравственно-эстетического воспитания осужденных, обоснован и разработан авторский подход к организации процесса исправления осужденных средствами искусства;

– раскрыта сущность рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию процесса нравственно-эстетического воспитания, развивающего экзистенциальную сферу осужденных, их восприятие как субъектов собственного нравственного становления и ответственности за данный процесс;

– обоснованы и научно аргументированы концептуальные положения нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы в рамках экзистенциальной парадигмы;

– разработана модель нравственно-эстетического воспитания в местах лишения свободы с целью повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных, развития их экзистенциальной сферы;

– выявлены и охарактеризованы особенности нравственно-эстетической воспитанности осужденных и специфика организации воспитательной работы на основе приобщения их к искусству;

– сформулированы критерии, их показатели и уровни развития нравственно-эстетической воспитанности осужденных, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– обогащены знания о сущности и содержании актуальной научной проблемы – нравственно-эстетическое воспитание осужденных на основе рефлексивно-деятельностного подхода в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы;

– определены специфические принципы нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы, раскрывающие закономерности научного обеспечения процесса и его реализации;

– раскрыты факторы, влияющие на эффективность изучаемого процесса;

– выявлены технологические основы и организационно-педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания; отмечена тенденция: организация нравственно-эстетического воспитания осужденных на основе рефлексивно-деятельностного подхода способствует повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности личности, развитию экзистенциальной сферы в процессе исправления осужденного.

Междисциплинарное значение исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретических воззрений на проблему нравственно-эстетического развития личности в философии, психологии, социологии, социальной и пенитенциарной педагогике. Кроме того, ряд выдвинутых в работе идей может служить научно-теоретической базой для разработки инновационных технологий нравственно-эстетического воспитания личности, способствовать развитию концепций экзистенциального выбора осужденных, воспитательный потенциал произведений искусства может быть экстраполирован на различные категории осужденных и послужить основой разработки целостной теории духовно-нравственного воспитания личности в местах лишения свободы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы определяют концептуальные представления о стратегии развития и совершенствования нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы, что создает реальные предпосылки для повышения эффективности данного процесса в современных условиях. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку методические комплексы (программа нравственно-эстетического развития осужденных, диагностические материалы, научно-методические и практические рекомендации для сотрудников исправительных учреждений) могут непосредственно использоваться и находят реальное применение в пенитенциарной практике.

Обоснованная и проверенная программа спецкурса по повышению профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы может способствовать эффективности их подготовки к осуществлению нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы.

Результаты исследования могут быть использованы:

– в практической деятельности исправительных учреждений при составлении планов и программ воспитательной работы;

– при подготовке учебной и иной специальной литературы по пенитенциарной педагогике;

– в качестве источника дополнения соответствующих разделов уже имеющихся учебников и учебной литературы по пенитенциарной педагогике, пенитенциарной психологии, уголовно-исполнительному праву и иных общественных наук;

– при разработке и преподавании спецкурсов и факультативов в качестве разделов учебных дисциплин;

– в ходе организации профессиональной и служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Предполагается, что использование воспитательного потенциаа искусства в нравственно-эстетическом воспитании на основе рефлексивно-деятельностного подхода с целью повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных способствует эффективности исправительного процесса. Предлагаемая оценка его результативности позволит отслеживать динамику качественных и количественных изменений в личностной сфере каждого осужденного на протяжении всего времени его пребывания в исправительном учреждении, определять положительное влияния различных условий и факторов на исправление лиц, лишенных судом свободы.

Материалы исследования могут найти применение и в работе различных образовательных учреждений с педагогически запущенными детьми и подростками, представлять интерес для реабилитационных центров, специальных общеобразовательных школ, коррекционных образовательных учреждений и специальных профессиональных училищ закрытого типа и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных есть сложное системное образование, в котором различные сферы психики, свойства и качества осужденных связаны между собой. Применительно к специфике учреждений исполнения наказаний нравственно-эстетическое воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования нравственных убеждений, чувств, привычек и образцов поведения осужденных в соответствии с общечеловеческими ценностями и общепринятыми моральными нормами, повышения уровня осмысленности собственной жизни, развития способности к самостоятельному творчеству и самосовершенствованию.

Нравственно-эстетическое воспитание направлено на то, чтобы изменить негативное содержание экзистенциальной сферы личности осужденных и приблизить их к общечеловеческим нравственным ценностям. Несмотря на деформацию личности осужденных, у них сохраняются понятия таких вечных ценностей как семья, жизнь, свобода, дружба, которые можно усилить и укрепить средствами искусства.

2. Нравственно-эстетическое воспитание способствует самоизменению личности осужденного под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды, его структура имеет сложную организацию и включает в себя несколько компонентов, связанных между собой: когнитивный (ценностное представление: нравственные идеалы, ценностные ориентации личности, ее убеждения, стремления, установки, знания), эмоциональный (ценностное отношение: нравственные и эстетические чувства, эмпатические способности), деятельностно-творческий (поведение и оценка: способы достижения идеалов, ценностных ориентаций, установок личности, способность выбирать адекватную стратегию поведения, опыт саморефлексии).

3. Нравственно-эстетическая воспитанность осужденного – цель и результат нравственно-эстетического воспитания – представляет собой интегративное свойство, обеспечивающее субъектную позицию личности в ситуациях морального выбора, эстетическое восприятие явлений действительности, осознанное отношение к жизни во всех ее проявлениях, совершенствование окружающего мира на основе нравственных и эстетических ценностей.

4. Стратегию нравственно-эстетического воспитания осужденных определяет рефлексивно-деятельностный подход, представляющий собой единство процессов рефлексии и деятельности. Данный подход опирается на ключевую идею о необходимости преобразования личности из объекта в субъект воспитательного воздействия и служит методологической основой повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности. Рефлексия служит механизмом изменения ценностного мира осужденного, выступающего субъектом своей жизни, внутреннего мира, способного планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. При этом осужденный сам должен желать изменений, самостоятельно совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным.

5. Концептуальными идеями нравственно-эстетического воспитания осужденных на основе рефлексивно-деятельностного подхода являются: 1) использование искусства с целью повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных, что позволит повысить эффективность исправительного процесса; 2) развитие экзистенциальной сферы (процесс нравственно-эстетического воспитания в условиях изоляции будет тем эффективнее и гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил осужденного, чем больше будет стимулироваться функционирование экзистенциальной сферы личности с тем, чтобы обеспечить все потенции человека и его стремление к исправлению); 3) использование ситуаций морального выбора на основе художественного материала для обсуждения нравственных проблем, что позволяет участнику занять определенную позицию и будет способствовать активизации его экзистенциальной сферы; 4) субъектная позиция осужденного в нравственно-эстетическом воспитании приводит в действие процесс самоизменения, создает готовность личности к работе над собой; 5) включение осужденных в художественно-творческую деятельность способствует формированию их рефлексивной позиции; 6) создание гуманной, личностно значимой атмосферы взаимоотношений всех участников воспитательного процесса, предусматривающей толерантность и уважение в формировании субъектности осужденного; 7) эстетизация среды исправительного учреждения, отражающая современную социально-культурную ситуацию.

Реализация концептуальных идей призвана способствовать эффективности нравственно-эстетического воспитания осужденных как динамичного, творческого и демократического процесса, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в данном направлении, а также предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность его составных частей, взаимодействие всех субъектов исправления.

6. Модель нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы отражает многосторонность и целостность ее структуры, которая образуется посредством взаимосвязи диагностического, целеполагающего, стимульно-мотивационного, содержательного, деятельностного, регуляционно-волевого и рефлексивно-контрольного компонентов, детерминированными принципами рефлексивно-деятельностного подхода, что делает ее выражением гуманистической направленности системы. Модель ориентирована на сочетание педагогического влияния и его субъектного преломления в самовоспитании человека (рефлексия), благодаря чему личность реализует себя в соответствии с собственным осознанным выбором. Выход на модельную интерпретацию позволяет прогнозировать данный процесс.

7. Эффективность нравственно-эстетического воспитания осужденных определяется полнотой реализации следующих специфических принципов: личностно значимой доминанты, доступности восприятия произведений искусства, активизации сопереживания в процессе приобщения к искусству, актуализации ситуации на основе художественного материала, эстетизации среды учреждения через включение осужденных в художественно-творческую деятельность и рефлексивности. Вместе с тем данный процесс базируется также на общенаучных принципах: целенаправленности, культуросообразности, гуманистической ориентации, учета возрастных и индивидуальных особенностей осужденных, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых, педагогического оптимизма, социального закаливания.

8. Критерии и показатели выступают в качестве алгоритма диагностики нравственно-эстетического развития осужденного, позволяя судить о степени сформированности всего комплекса компонентов его отношения к действительности: мотивационно-целевой, определяемый совокупностью побудительных сил самого осужденного, опредмеченных потребностей и намерений, его способностью ставить перед собой цели, принимать частные цели, уметь формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и план их решения; когнитивный, предполагающий присвоение осужденными нравственных ценностей и норм, отраженных в произведениях искусства, осознание степени принимаемой на себя ответственности за нравственный выбор, развитие уровня знаний и стремления к самопознанию и саморазвитию; эмоционально-волевой, отражающий уровень эстетической потребности и направленности личности, степень преодоления негативных воздействий социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям, навыками межличностного и группового общения; деятельностно-творческий, определяющий наличие навыков саморефлексии, стремление осужденных к самоопределению, самореализации, предоставляющей им возможность выразить себя в процессе приобщения к искусству, выборе форм и способов участия в художественно-творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе непосредственной деятельности диссертанта в ФБУ «Вологодская воспитательная колония», исправительном учреждении ФБУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, где апробировались варианты программы и технологии нравственно-эстетического воспитания осужденных, осуществлялась диагностика уровня их нравственно-эстетической воспитанности. В отдельных видах опытно-экспериментальной работы принимали участие осужденные исправительных учреждений республик Коми, Мордовии, Краснодарского края, Архангельской, Костромской и Мурманской областей.

Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на совместном заседании кафедр психологии, педагогики и организации работы с кадрами и уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России. Основное содержание диссертационного исследования рассматривалось на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, кафедры педагогики, кафедры пения и методики музыкального воспитания Вологодского государственного педагогического университета.

Основные теоретические положения диссертации и практические рекомендации обсуждались на международных (Казань, 2000; Ростов-на-Дону, 2002; Москва, 2006, 2008-2009; Вологда, 2004, 2006, 2008-2009; Ставрополь, 2005; Псков, 2006; Таганрог, 2008; Воронеж, 2009; Уфа, 2010; Тамбов, 2010; Луганск, 2010); всероссийских (Вологда, 2001, 2009; Чебоксары, 2004, 2006, 2009-2010; Екатеринбург, 2005; Санкт-Петербург, 2007-2008; Краснодар, 2010; Красноярск, 2010), региональных и областных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах. Выводы исследования нашли отражение в монографиях, научных статьях, учебных пособиях, методических материалах и рекомендациях, адресованных сотрудникам исправительных учреждений, использованы Научно-исследовательским институтом ФСИН России при разработке методических рекомендаций по подбору и обучению членов самодеятельных организаций осужденных (2006 г.), справочного пособия «Пенитенциарный словарь» (2007 г.).

Методические материалы используются в учебном процессе образовательных учреждений, в том числе Вологодского института права и экономики ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Пермского института ФСИН России (курсы «Пенитенциарная педагогика», «Юридическая педагогика», «Социальная педагогика», «Пенитенциарная психология и педагогика»); в Московском университете МВД России (курсы «Профессиональная этика

сотрудников ОВД», «Эстетическая культура сотрудников ОВД», факультатив «Служебный этикет»), в курсах лекций для различных категорий слушателей.

Исследование осуществлялось по заявке Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России.

Личное участие автора работы состоит в теоретической разработке идей и положений по исследуемой теме, содержание и обоснование которых освещено в 92 научных публикациях, создании программы, направленной на повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных и рекомендаций сотрудникам исправительных учреждений, организации научно-практических семинаров по теме исследования, непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в исправительных учреждениях Вологодской области, в качестве преподавателя пенитенциарной педагогики в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, музыкально-эстетических дисциплин в Вологодском государственном педагогическом университете, члена общественного совета при начальнике УФСИН России по Вологодской области, руководителя научного объединения курсантов и слушателей по пенитенциарной педагогике, научных работ студентов и аспирантов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, двенадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы (375 наименований, из них 12 на иностранном языке), 16 приложений, 13 таблиц, 11 диаграмм, 2 схем.

Историко-педагогический анализ проблемы нравственно-эстетического воспитания осужденных в уголовно-исполнительной системе

Необходимым условием развития науки и практической деятельности является опора на предшествующий опыт, изучение которого имеет не только познавательное значение, но и помогает творчески использовать педагогические идеи нравственно-эстетического воспитания (НЭВ) осужденных прошлого, выявлять наиболее релевантные сегодняшнему дню, вырабатывать конкретные рекомендации по его совершенствованию в условиях исправительного учреждения (ИУ).

Воспитательную и профилактическую силу воздействия искусства на человека отмечали еще древнегреческие философы. Так, для «исправления» души Пифагор пользовался стихами Гомера. Аристотель разработал концепцию катарсиса - очищения души человека в процессе восприятия произведений искусства. Гесиод поэзию и музыку называет средствами эстетического-внушения для внедрения в человеческую душу советов житейской мудрости и житейской морали. В работах эпохи просвещения Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, А. Шефтсбери впервые показана возможность культурного и эстетического развития человека, где эстетическое воспитание рассматривается как средство приобщения человека к культуре. Основоположники эстетики И. Кант, Ф. Шиллер, Г. Гегель определяли роль искусства как путь развития и повышения культуры человека и общества в целом, тем самым отождествляя эстетическое развитие с эстетическим воспитанием.

Вопросы духовно-нравственного воспитания личности средствами искусства рассматривались на протяжении всей истории развития русской мысли. Во времена Киевской Руси этические нормы бытия русского человека были выражены в целом пласте художественного творчества. Культовое пение было необхолимым спутником христианского богослужения, которое являлось христианской философией слова, проводником христианских постулатов и добродетелей.

Тенденции использования возможностей воспитания осужденных в российской уголовно-исполнительной практике отмечаются на протяжении» достаточно долгого исторического периода. Наиболее выраженное проявление они находили во времена, характеризующиеся радикальными изменениями в? правоохранительной политике государства.

Еще в екатерининскую эпоху отмечено усиление предупредительного начала в государственной социальной политике. Следуя за западной мыслью, Екатерина П подняла вопрос об ответственности общества за совершенное человеком преступление. В «Наказе», изданном в 1767 г., она говорит о необходимости сострадания к заключенным, призывая «принести в темницы жалость и человеколюбие». Тем самым впервые светская власть обратила внимание на вопросы нравственного исправления преступников. Появилась новая цель наказания - не только устрашение и изоляция правонарушителей, но и возможное их перевоспитание1. Осужденных, особенно это касалось молодых преступников, стали не только пытаться спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать как граждан, готовых служить Отечеству «делами рук своих в различных искусствах и ремеслах».

С 1762 г. в России был введен институт официальных увещевателей, которые назначались и к осужденным. По определению тогдашнего Святейшего Правительствующего Синода, увещевание необходимо было рассматривать как средство воспитания всех граждан России. В качестве рекомендации Синодом было предложено «ежедневно собирать арестантов в церковь для слушания божественной литургии... и раздавать для чтения книги, изданные Библейским обществом» . Чтение религиозной литературы немыслимо было без наставления. Рекомендовалось также при тюрьмах организовывать библиотеки. К числу исправительных мер, применявшихся к преступникам в местах заключения, относилось и совершение молитвы. Особый акцент делался на понимании искусства как «небесного восхождения» души человека. Приближая к Богу, разные виды искусства облагораживали и морально воздействовали на личность («греху узда, похотей уставление, ума возвышение»)1, способствовали формированию- ценностных ориентации человека. Поскольку увещеватели по-разному смотрели на вопросы перевоспитания лиц, преступивших закон, то по-разному и была организована их деятельность. Несмотря на это, важным на данном этапе было понимание необходимости воспитания данной категории общества.

К концу екатерининского правления государственный протекционизм в сфере призрения отверженных принял более гибкие и результативные формы, значительно расширив методы воспитательного воздействия и задействовав потенциал религиозного искусства в качестве вспомогательного средства" просвещения. Конечная цель, которую перед собой видели практики, заключалась в воспитании религиозно-нравственного, честного работника.

Петровские преобразования повлияли на систему воспитания, выдвигая идею гармоничного развития личности («просвещенного читателя», «просвещенного любителя музыки»), что являлось неотъемлемой частью традиционной русской педагогики предыдущих столетий. Философские идеи добра, красоты, духовности органично вошли в коррекционно-воспитательную систему России того времени.

Научное осмысление механизмов воздействия искусства на человека началось в XIX в. Начиная с 60-х г. нравственное воспитание рассматривалось передовыми педагогами (К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым и др.) как действенное средство привития человеку гуманных качеств, развития у него интереса к жизни в ее многообразных проявлениях, формирования творческих способностей личности. Широкое распространение получили идеи духовного развития подрастающего поколения средствами искусства. К.Д. Ушинский указывал на важность положительных эмоций, компенсировать недостаток которых можно путем включения человека в разнообразные виды деятельности, при этом особо выделял их художественное воплощение1. Педагог-гуманист одним из первых в отечественной- педагогике предложил включать воспитанника в организованную; разумную, нравственно насыщенную деятельность.

Эти гуманистические и демократические настроения в педагогике оказали значительное влияние на воспитательную систему исправительных заведений. В качестве средств исправления в них стали применяться религиозно-нравственные чтения и церковное пение. Посещение церкви рассматривалось как непременная обязанность арестантов. В качестве средства организации полезного досуга осужденных стали использоваться элементы общекультурной эстетической деятельности (хоровое пение, чтение, клубная работа и др.) . Почти во всех заведениях воспитанники осваивали народные промыслы. Вгпроцес-се реализации нравственного воспитания участвовал весь педагогический персонал колонии, который оказывал влияние на воспитанников целенаправленными мероприятиями воспитательного характера, в том числе светскими вечерами, спектаклями, хоровым пением и пр.3

Во второй половине ХГХ в. одной из особенностей социально-педагогической деятельности в борьбе с детской преступностью является то, что свою работу представляли различные организации, которые способствовали в устройстве специальных заведений для несовершеннолетних правонарушителей4, тем самым ограждая их от влияния аморально-криминальной атмосферы, уличной среды1. Данные общества занимались педагогическим обеспечением организации досуга путем устройства детских клубов, библиотек, площадок, праздников, экскурсий и т.д.

До XIX в. несовершеннолетние, совершившие преступления,» все без исключения, отбывали наказания,1 на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные гу-бении, в Сибирь на каторгу, заключали в тюрьмьґ. До судебной реформы 1864 г. в России специальных заведений для исправления-и перевоспитания молодежи, совершившей преступления, не было.

Опыт использования искусства в нравственно-эстетическом воспитании осужденных в России и за рубежом

Все более активные попытки осмысления возможностей использования ис-кусства в целях изменения личности предпринимаются в последние годы представителями отечественной школы. Выводы ученых подтвердили, что общение с искусством способствует развитию нравственных качеств личности, позволяет человеку испытывать положительные эмоции, обусловливающие творчество человека в его жизни.

На наш взгляд, основной задачей использования искусства в пенитенциарной практике является преодоление негативных тенденций и создание оптимальных возможностей и условий для формирования ценностных ориентации осужденных, что способствует развитию гуманитарных, эмоциональных начал исправительного процесса. «В настоящее время в пенитенциарных учреждениях основной формой организации отдыха правонарушителей являются культурно-массовые мероприятия, укрепляется взаимодействие с творческими союзами и театральными деятелями, проводятся смотры-конкурсы среди осужденных и сотрудников, в ряде подразделений функционируют самодеятельные театры»1. Как показывает российская практика, современные руководители исправительных учреждений используют искусство для «выправления душ» осужденных. В учреждениях существуют кружки и клубы по интересам - декоративно-прикладного творчества, художественной самодеятельности и т.д.

Анализ различного рода документов, отчетов, направленных из Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России, отдельных публикаций периодической печати, опыта работы исправительных учреждений (Вологда, Боброво, Орел, Колпино и др.) позволяет оценить эффективность реализации на практике процесса приобщения осужденных к искусству с целью их исправления и наметить пути его дальнейшего совершенствования1.

В.- последнее время в исправительном процессе учреждений УИС имеют место факты весьма успешного использования искусства в коррекционных целях, с помощью чего удается снизить уровень тревожности осужденных, способствовать эффективной профилактике их эмоциональных нарушений, развивать коммуникативную компетентность. Так, в Биробиджанской воспитательной колонии с этой целью разработана специальная программа формирования конфликтоустойчивости у подростков-правонарушителей с включением элементов психодрамы и арт-терапии2. Результат использования этой программы -тенденция к снижению конфликтности у большинства ее участников.

Отметим позитивный опыт исправительной женской колонии № 6 УФСИН России по Орловской области, где несколько лет функционирует психотерапевтический театр как особая форма терапии, способствующая разрешению глубоких личностных проблем, свободному выражению чувств и эмоций. Методы стихотерапии, символдрамы представлены в деятельности исправительных учреждений Московской, Калужской областей, Республики Бурятии и др.

Методы арт-терапии успешно используются в ФРУ ИЗ-64/1 ГУФСИН России по Саратовской области с целью снятия стрессовых состояний осужденных женщин1. Различные психокоррекционные методики (кинотерапия, музыкате-рапия, изотерапия) применяются для формирования навыков позитивного межличностного общения, удовлетворения потребности осужденных в общении- с другими людьми, нормализации психоэмоционального состояния через-процесс творчества, снятия стрессового состояния, релаксации.

Однако следует отметить, что опыт успешного применения искусства.в-це-лях исправления личности используется недостаточно и не находит пока широкого распространения в пенитенциарной практике, данные факты продолжают оставаться единичными явлениями. Поэтому в условиях реформы УИС важными задачами являются обеспечение атмосферы заинтересованности в преодолении этой застойной ситуации, создание системы коррекционно-воспитательной работы в местах лишения свободы.

Программа малых грантов «Тюремная реформа в России» информирует о положительном практическом опыте успешного использования различных видов искусства в реализации программ для несовершеннолетних осужденных. Так, цель проекта «На пути к свободе» - помочь подросткам, находящимся в колонии, ощутить радость творчества и свободы через приобщение их к искусству. Работа с правонарушителями Колпинской воспитательной колонии включает изучение жизни и творчества Ф.М. Достоевского, проведение занятий-тренингов по актерскому мастерству и сценическому движению, благотворительные показы спектаклей по произведениям русской классики. В течение года научные сотрудники музея, творческий коллектив театра, воспитатели и психологи колонии проводят занятия с подростками по изучению жизни и творчества писателя, обсуждению его произведений и их экранизаций2.

Образовательный проект «Наполним музыкой сердца» творческого объединения «Досуг» Колосовской воспитательной колонии имеет также своей целью организацию деятельности, способствующей формированию и развитию у молодежи чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру средствами искусства!. В рамках проекта разработан интегрированный учебный курс «Искусство», используются, креативные методы реабилитации молодых людей (сказкотерапия, музыкотерапия), организуются и проводятся литературно-музыкальные вечера, концертные программы и т.д.

Вместе с тем в упомянутых программах отсутствуют данные об их содержании, способе внедрения, квалификации специалистов и др. Заметим, что положительной стороной такого рода информации является пропаганда самого новшества. Однако при этом невозможно оценить степень его соответствия научно обоснованному оригиналу.

Приведем еще несколько примеров, которые свидетельствуют об использовании искусства в исправительных учреждениях с целью исправления-личности. Так, в исправительном учреждении г. Ярославля открыта православная школа, задачами которой являются духовно-нравственное воспитание осужденных, расширение кругозора правонарушителей при использовании для этого средств различных видов искусства — киноискусства, музыки, литературы, театра, живописи. Определены и формы работы: семинары-лекции, просмотр и обсуждение кинофильмов, художественные выставки, встречи с представителями духовенства и общественности города, самодеятельными и профессиональными художественно-творческими коллективами.

Имеется опыт организации творческой деятельности среди молодых осужденных как внутри колонии, так и за ее пределами, что способствует расширению списка поощрительных мер, оказывает на осужденных большое воспитательное воздействие: «организуются групповые экскурсии в городской театр, в сопровождении родственников осужденным разрешено посещать культурные мероприятия за пределами колонии. У воспитанников развиваются чувства ответственности, заботливости, трудолюбия, творчества, когда они мастерят игрушки, поделки, которые отправляются в детские дома»1. Опыт организации выезда лучших отрядов на концерты и выставки за пределы учреждения имеется также у Томской воспитательной колонии для девочек2.

В рамках социально-гуманитарной подготовки осужденных в учреждениях ГУФСИН России по Саратовской области осуществляется большая коррекци-онно-воспитательная работа. Анализ планов занятий показал, что при этом широко используются средства различных видов искусства (представлены темы занятий: «Мир и человек в художественных образах», «Этика поведения», «Общечеловеческая культура и духовное богатство личности», «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций», «Праздники и обряды народов мира» и др.)3.

Сообщается о подобном опыте работы в других городах и регионах Рос-сии. Среди них исправительные учреждения Вологодской, Московской, Челябинской и других областей. Эти примеры показывают возрастающий интерес к данной практике в местах лишения свободы. Тем не менее по ряду объективных причин сложилась ситуация, сдерживающая процесс использования искусства с целью коррекции личности осужденных. Согласно наблюдениям и предварительному анализу деятельности исправительных учреждений отмечаются значительные недостатки в организации этого важного участка воспитательной работы. Надо сказать, что до сих пор многие подразделения УИС продолжают «на глазок» планировать и вести воспитательную работу с осужденными в данном направлении.

Технологии процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных

Сложный и многогранный процесс исправления осужденных предполагает применение целого комплекса педагогических технологий, которые представляют собой совокупность психолого-педагогических установок,-определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обуче 227 ния, воспитательных средств и являются организационно-методическим инст-рументариемпедагогическогопроцесса(Б.Т. Лихачев).

НЭВ і личности осуществляется педагогическими технологиями на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, сотрудничества: и сотворчества. Эти:технологии характеризуются процессуальной«ориентацией» приоритетом личностных отношений; индивидуальным; подходом. Диалоговое взаимодействие участников определяет стиль общения методьг и приемы» воспитательного взаимодействия; приводит к качественным изменениям субъектов/ воспитания. Авторитарный- стиль взаимодействия, неоправданное вмешательство в деятельность участников заметно снижает педагогический эффект НЭВ При гуманистической позиции организатора воспитательной работы быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия. Именно диалог как основа «искания истины; между людьми» (по-М.М. Бахтину); позволяет участникам осознать свою сопричастность ко всему процессу. Диалоговое взаимодействие предполагает ориентацию на «субъект-субъектные» отношения; когда происходит взаимная трансляция Я субъектов, а культурное достояние одного человека преобразуется в общее достояние субъектов взаимодействия, осуществляется процесс их внутреннего обогащения. Диалоговое сотрудничество осужденных между собой и с сотрудниками будет способствовать духовно-моральному и полихудожественному развитию и совершенствованию участни-% ков процесса.

Использование педагогических технологий, соответствующих объективным условиям и субъективным факторам НЭВ, позволяет индивидуализировать данный процесс, прогнозировать степень готовности осужденных к; исправлению, способствовать развитию их нравственных качеств. Основная функция-технологий НЭВ — внутренняя организация и регулирование воспитательного процесса, а результат применения — повышение нравственно-эстетической воспитанности осужденных.

При организации НЭВ осужденных необходимо учитывать следующие критерии и требования к используемым технологиям: 1) концептуальность 228 опора на концепции гуманистической направленности, позволяющие обосновать нравственно-эстетические цели и ценности; 2) системность - логика процесса, взаимосвязь его составляющих, их целостность; 3) управляемость — возможность проектирования воспитательного процесса, определенных результатов и вероятных эффектов, а также легкая адаптация к-изменившимся условиям; при необходимости допускает ее осуществление с любого этапа работы; 4) эффективность. - получение позитивных запланированных стабильных результатов, доступность в освоении и простота в использовании; 5) воспроизводимость - возможность применения (повторения) приемов, процедур, техник другими субъектами в сходных условиях и достижение близких по эффективности результатов.

Методики и технологии НЭВ предстают как очень тонкий «инструмент прикосновения к личности» (по А.С. Макаренко) осужденного, как совокупность способов воздействия, ориентированных на утверждение истинной нравственности и эстетики в отношениях между сотрудниками и осужденными, как важный и необходимый механизм исправления личности. С одной стороны технологии НЭВ соответствуют сущностным характеристикам данного процесса, а с другой - учитывают реальный уровень развития личности осужденного, особенности демонстрируемых им отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе. При этом перед непосредственной реализацией того или иного воздействия важно предвидеть и учитывать психические реакции, общее состояние, настроение участника, результативность ранее применяемого метода, если работа уже проводилась, и реакцию осужденного на осуществляемое педагогическое воздействие.

Представление любой технологии предполагает раскрытие и анализ всех основных ее характеристик. Это особенно важно в контексте ее транслирования, освоения и дальнейшего применения в практической деятельности. Охарактеризуем технологии НЭВ осужденных с указание на то, что изучаемый объект в виду своей сложности и полифункциональности позволяет представить эту характеристику достаточно условно. Итак, в зависимости от масштаб 229 ности использования- данные технологии правомерно рассматривать как локальные, так как применяются они для решения» конкретной проблемы — изменения нравственно-эстетической воспитанности личности. По типу управления деятельностью — это технологии индивидуальной работы и- малых групп. Основное назначение их состоит в том, что в, процессе деятельности осуществляется «свободное самооткровение личности» (по М.М. Бахтину), побуждающее участников искать способы для выражения своих мыслей, отстаивать и осваивать новые ценности. Применение данных педагогических технологий создает предпосылки усвоения личностью общечеловеческих ценностей, осознания и постепенного преодоления трудностей, возникающих в жизнедеятельности.

При выборе технологий воспитания, рассматривая различные их классификации (Ю.К. Бабанского, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Сластенина), мы исходили из цели и задач НЭВ, его принципов, закономерностей и особенностей содержания, при этом учитывали индивидуальные и личностные особенности осужденных. Общие черты, присущие различным способам НЭВ, позволили определить технологии, в основе которых лежит концепция человеческой деятельности: 1) технология осмысления нравственного опыта, мотивации деятельности и поведения осужденных (когнитивная составляющая НЭВ) — формирование сознания человека через размышления и переживания, собственное мнение и оценка происходящего; осмысление жизненного опыта, мотивация поступков, развитие экзистенциальной сферы; 2) технология эмогщонального стимулирования действий и отношений осужденных в воспитательном процессе (эмоциональная составляющая НЭВ) — формирование побуждений деятельности, определенных мотиваций у осужденных, педагогическая поддержка и помощь воспитуемому в поиске новых резервов своей деятельности, веры в свои силы и возможности, осознание ценности своей личности; 3) технология накопления нравственного опыта и самоопределения осужденных в художественно-творческой деятельности (деятельностно-творческая составляющая НЭВ) — формирование субъектной позиции, положительных черт характера, нравственных качеств и опы 230 та; продвижение от элементарных навыков поведения осужденного к более высокому уровню, где требуется»самостоятельность принятия решениями нравственный, выбор; результат НЭВ в значительной! мере определяется теми действиями и усилиями, которые прилагает сам человек в деле своего развития и воспитания) (табл. 4)

Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных

Эффективность, процесса НЭВ осужденных, лишенных свободы, зависит от многих факторов, главным из которых является профессиональная компетентность сотрудников, осуществляющих педагогическую деятельность в данной области.

Реформирование УИЄ предъявляет новые требования к сотрудникам пенитенциарных учреждений. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий коррекционныи процесс сотрудник является гарантом решения поставленных задач по исправлению правонарушителей, посредником между осужденными и общечеловеческими ценностями, морально-этическими нормами и идеалами. Если сотрудник ИУ позитивно относится к процессу НЭВ, проявляет личную готовность к его осуществлению, профессионализм и компетентность в данной области, то он непременно увлечет этим своих подопечных, возьмет их в союзники и в результате сотрудничества сможет эффективнее организовать данный процесс.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе нет единства в отношении содержания понятия компетентности. Отдельные авторы включают в его содержание уровень базового и специального образования, стаж работы, умение аккумулировать широкий опыт в области руководства, и т.д.1 В.М. Бочаров в содержании данного понятия выделяет следующие характерологические особенности: когнитивную (наличие необходимых профессиональных знаний), регулятивную (использование профессиональных знаний для решения профессиональных задач), рефлексивно-статусную (право действовать определенным образом), нормативную (круг полномочий, сферу профессионального ведения) и коммуникативную (процессы общения и взаимодействия в практической деятельности)2.

Наиболее широко используется определение компетентности как досконального знания своего дела, существа выполнения работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. Компетентность - (от лат. competens - соответствующий, способный) — психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, которое дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением .

Применительно к нашему исследованию под профессионально-педагогической компетентностью сотрудников УИС понимается система инте-гративных качеств, свойств, знаний, умений,- способностей и опыта, а также мотивация и личностные особенности, определяющие успешность выполнения профессиональной деятельности по НЭВ осужденных. Мы рассматриваем три сферы профессиональной компетентности: когнитивную, эмоциональную и практическо-творческую.

Когнитивная сфера отражается: в уровне развития познавательной потребности сотрудника в получении новых знаний о воспитательных ценностях; осознании общественной значимости профессиональной воспитательной деятельности как целостного явления; знании и понимании цели своей работы, путей и средств ее достижения; степени-информированности об объекте\НЭВ; понимании психологии осужденных; осознании своих реальных возможностей влияния на них; уровне сформированности ценностного отношения! к% искусству; осознании необходимости целенаправленного процесса НЭВ; знании факторов, влияющих на данный процесс; широте общего и профессионального кругозора; знании критериев, показателей, уровней и методов диагностики коррекции осужденных. Эмоциональная сфера проявляется: в выраженной гуманистической направленности при решении профессионально-педагогических задач; интересе к воспитательной деятельности; способности сотрудника эффективно взаимодействовать с осужденными в системе межличностных отношений; чувстве удовлетворенности от взаимодействия, несмотря на трудности; умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе НЭВ . Дея-телъностно-творческая сфера отражается: в стремлении реализовывать личностные потребности, руководствуясь воспитательными ценностями; умениях пользоваться новыми технологиями воспитания, применять средства искусства в воспитательной работе с целью более эффективной организации данного про-цесса, видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения, профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег, стремлении к творчеству, владении методами исследования по выявлению уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных, планированию и проведению работы по его повышению, установке на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание.

Также было выделено несколько уровней профессионально-педагогической компетентности сотрудников в данной сфере: высокий (очень высокий) - доминантные характеристики педагогических действий оптимальны, эффективны, систематичны, средний (ниже среднего, чуть ниже среднего, чуть выше среднего, выше среднего) — эпизодическая реализация соответствующих задач, низкий (очень низкий) - полное или почти полное отсутствие педагогических действий по НЭВ осужденных.

Диагностические исследования уровня профессионально-педагогической» компетентности сотрудников в области НЭВ" осужденных проводились с позиции личностно-деятельностного и системного подходов на базе факультета по-вышения квалификации Вологодского института права и экономики ФСИН России в рамках курсов переподготовки и повышения квалификации начальников отрядов ИУ и воспитателей, начальников отрядов воспитательных колоний, а также в учреждениях Республики Мордовия, Ямало-Ненецкого округа, Вологодской, Архангельской областей. Всего в исследовании приняли участие 300 сотрудников УИС.

В ходе диагностики стартовой готовности сотрудников к реализации процесса НЭВ мы определяем отсутствующие или несрабатывающие компоненты. их деятельности, «белые пятна» в знаниях и опыте, образующиеся поле личностных и профессиональных затруднений. С целью выявления понимания сотрудниками УИЄ сущности и особенностей данного процесса, готовности к его реализации в условиях ИУ была проведена беседа и разработан тест (приложение 13). Материал теста и беседы интересны с нескольких точек зрения. Они позволяют судить о готовности основных субъектов педагогического процесса к НЭВ, наличии собственной точки зрения на решение проблемы НЭВ, самооценке личностных качеств либо частоте их проявления, которые характеризуют степень профессионально-педагогической компетентности в данной области, о том, какие аргументы для сотрудника являются наиболее убедительными при организации данного процесса, какие существуют мнения практических работников о реальном влиянии уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных на их исправление, то есть о когнитивной, эмоциональной и деятельностно-творческой сфере профессионально-педагогической компетентности организаторов исправительного процесса. Результаты теста и беседы позволяют полнее определить пути повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных в местах лишения свободы (табл. 13).

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание осужденных