Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. О жизненном пути и.д.канукова (1852-1899) и первых шагах его творческой деятельности 16
1.1. Краткие сведения о жизненном пути писателя-педагога и характеристика кавказского периода его деятельности 16
1.2. Первые выступления И.Д.Канукова в печати по общественно-политическим и духовным вопросам и его место среди северокавказских просветителей 27
1.3. И.Д.Кануков — активный участник общественно-просветительского и педагогического движения народов Северного Кавказа второй половины XIX века и защитник духовных и гражданских интересов трудового народа 36
Выводы 49
ГЛАВА II. Отражение идей и опыта народного воспитания горцев северного кавказа в творчестве И.Д.Канукова 51
2.1. И .Д.Кануков о пережитках патриархально-родового уклада в жизни горцев и его отношение к обычаям и традициям старины 51
2.2. И.Д.Кануков о характере народного воспитания горцев Северного Кавказа и его обусловленности историческими и социально-политическими факторами 62
2.3. И.Д.Кануков о роли органов общественного самоуправления в жизни северокавказских горцев и их воспитательных функциях 77
2.4. И.Д.Кануков о социально-правовом положении женщины-горянки на Северном Кавказе и проблемах ее воспитания 89
Выводы 101
ГЛАВА III. Сибирский и дальневосточный период научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности и.д.канукова 103
3.1. Краткая характеристика научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности И.Д.Канукова в 80-90-х гг. XIX в 103
3.2. Критика И.Кануковым просветительской политики царского правительства в Сибири и на Дальнем Востоке и оценка им положения народного учителя в обществе.. 116
3.3. Отражение в творчестве И.Д.Канукова в 80-90-х гг. XIX в. проблем народного просвещения и школы народов Дальнего Востока и Сибири 127
3.4. Проблемы школьного образования и народнойшколы в педагогическом творчестве И.Д.Канукова 130
Выводы 144
Заключение 146
Литература 154
- Краткие сведения о жизненном пути писателя-педагога и характеристика кавказского периода его деятельности
- Первые выступления И.Д.Канукова в печати по общественно-политическим и духовным вопросам и его место среди северокавказских просветителей
- .Д.Кануков о пережитках патриархально-родового уклада в жизни горцев и его отношение к обычаям и традициям старины
- Краткая характеристика научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности И.Д.Канукова в 80-90-х гг. XIX в
Введение к работе
Актуальность исследования. Перемены, происходящие во всех сферах нашей действительности, объективно способствуют демократизации и обновлению общества, раскрепощению общественно-исторического и духовно-нравственного сознания людей.
Социально-экономические, политические и духовные реформы работают на возвышение и гуманизацию человека как личности со всеми её проблемами и запросами. Они работают на утверждение общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в обществе.
Однако перестроечный процесс за последние 10-12 лет идет негладко, идет болезненно и противоречиво. Он обнажил многие отрицательные явления в поведении людей, в особенности молодежи, проявляются негативные стороны нашей воспитательной системы.
Фактически до настоящего времени бездействуют наши школьные общественные организации, зато процветает деятельность многих неформальных подростковых и юношеских организаций, целью которых становятся разбои, грабежи и другие уголовные деяния.
За бортом школы остается огромное количество детей, почти несколько миллионов, не подлежащих точному подсчету. Дети зарабатывают себе на жизнь воровством, кражей вещей, а иногда - эпизодической коммерческой деятельностью. В этой ситуации теряется интерес к школе, падает интерес к образованию.
В сознании определенной части молодежи происходит своеобразная инфляция духовно-нравственных ценностей, создаются иллюзии сравнительно легкого пути приобретения материальных ценностей.
В условиях, когда на Кавказе обостряются межнациональные конфликты, проблема, избранная автором для исследования, значи-
тельно актуализируется. Это тем более следует иметь в виду, поскольку просвещение и просветительская деятельность многих выдающихся деятелей культуры Северного Кавказа всегда оказывала влияние на социальную сферу тех или иных народов этого региона.
Отсюда встает вопрос о всестороннем изучении нравов, обычаев горцев и тех многозначительных и противоречивых процессов, которые происходили на Северном Кавказе в образовании и просвети-тельско-педагогическом движении.
Решение этой задачи диктуется объективно-исторической необходимостью выявления тех демократических элементов деятельности видных горских просветителей, которые имеют важную научно-практическую значимость для нашей воспитательной системы.
И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из него определенных уроков истории. Достижения отечественной школы всегда обуславливались результатами длительного развития всей практики воспитания и прогрессивной просветительско-педагогической мысли народов нашей страны. А если говорить конкретно и отдельно о Северном Кавказе, то здесь решающую роль в развитии школ и просвещения сыграли такие исторические факторы, как присоединение его народов к России, вовлечение их в орбиту капиталистических отношений и приобщение их к передовой русской культуре.
Эти факты объективно способствовали появлению здесь первых просвещенных людей русско-грузино-осетинского происхождения, так называемых пионеров горского просветительства (русский Па-хомий, грузины Гайоз и Чонкадзе, осетины П.Генцауров и И.Ялгузидзе, кабардинцы С.Хан-Гирей и Ш.Ногмов), получившие
образование в грузинских духовных школах или в русских гражданских и военных учебных заведениях. Они и представители последующих поколений (А.Атажукин, И.Кануков, А.Гассиев, А.Колиев и др.) испытав на себе благотворное влияние русской культуры и, возвращаясь в свою этническую среду, становились сеятелями «разумного, доброго, вечного» и ориентировали свои народы на вечную дружбу и совместную жизнь с Россией.
Интерес к истории, этнографии, традиционной культуре северокавказских народов со стороны русских и иностранных ученых возник еще в IV - XIII веках, а более отчетливо проявился после того, как началось освоение кавказских территорий. Известны имена крупных русских ученых-кавказоведов Н.Данилевского, Н. Дубровина, Ф.Леонтовича, П.Надеждина и др., изучавших историю; этнографию, обычаи, культуру и просвещение горцев, но подчас отзывавшихся о них необъективно, тенденциозно, а по незнанию дела, иногда изображавших их дикарями, не желавшими заводить у себя школы.
Однако известны имена и таких ученых-кавказоведов, как А. Берже, П.Бутков, М.Ковалевский, Я.Неверов, Л.Люлье, В.Миллер, Л.Модзалевский, Д.Семенов, А.Шегрен, К.Яновский и др. Эти ученые совершили множество научных экспедиций на Кавказ, а многие из них жили среди горцев целые десятилетия, исследуя культуру, историю, школу и разрабатывая для них письменность с целью обучения их в правительственных школах на родном, а затем на русском языках. Они способствовали открытию школ, сами обучали горцев, обобщали свои наблюдения в капитальнейших трудах о жизни этих народов и серьезных лингвистических исследованиях.
Известный историк-кавказовед П.Бутков в своем трехтомном труде «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб., 1869) всесто-
ронне охарактеризовал миссионерско-просветительскую деятельность Общества просвещения христианства на Кавказе.
Другой русский ученый-офицер Л.Штедер дал важные сведения о создании и деятельности Осетинской духовной комиссии.
О семейно-бытовых отношениях, традициях, обычаях горцев писал в своем двухтомном труде «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882) Ф.И.Леонтович. Что касается похоронных обычаев и верований горцев, то они получили свое освещение в очерках и статьях Л.Люлье; «О религиозных обрядах осетин, ингушей и их соплеменниках» писал А.Шегрен. Он же является составителем в 1844 году алфавита и осетинской грамматики с осетино-русским словарем.
Полезную информацию об истоках школы и деятельности миссионерских организаций на Северном Кавказе, а также многих прогрессивных педагогов этого региона мы получаем из трудов М.В.Краснова «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913) и «Историческая записка о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1887).
Для разработки нашей проблемы важное методологическое и научно-теоретическое значение имеют историко-педагогические труды Н.Г.Гончарова, Н.А.Константинова, Ф.Ф.Королева, Е.Н.Мединского, М.Ф.Шабаевой и др.
На рубеже XIX - XX веков проведено много интересных исследований А.Абаевым, Ч.Ахриевым, М.Гардановым, А.Гассиевым, Г.Дзасоховым, Г.Кокиевым, М.Косвеным, Г.Цаголовым, представляющие большой интерес для характеристики состояния школы, просвещения и просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Проблемам истории просвещения, общественно-
просветительской мысли и народной педагогики Северного Кавказа до и постоктябрьского периодов посвящены работы Г.С.Багдасарова,
Т.З.Бесаевой, Р.Т.Битиевой, Н.О.Блейх, Т.А.Бекоевой,
М.Б.Гуртоевой, Л.В.Дзанаговой, З.А.Кайтуковой, И.П.Копачева,
В.К.Кочисова, Л.Б.Кусовой, В.Д.Магометовой, З.А.Мадаевой,
М.С.Саблирова, А.Ю.Слановой, Е.Г.Сиукаевой, М.У.Умарова,
С.Б.Узденовой, М.С.Тотоева, Е.Е.Хатаева, И.Е.Хатаева,
Р.А.Хатаеваой, А.О.Хоретлева, Ф.Н.Цораевой, С.Р.Чеджемова.
Ряд авторов: Т.X.Кумыков, Р.И.Туганова, Р.Х.Хашхожева и другие из Кабарды свои исследования посвятили состоянию просветительской мысли адыгских народов XIX - начала XX веков. И тем не менее проблема просветительской мысли и школы на Северном Кавказе далеко еще не исчерпана.
Большие пробелы имеются в изучении научно-просветительской и педагогической деятельности многих дореволюционных писателей, историков, этнографов, публицистов и видных педагогов. Их педагогические идеи до сих пор не изучены. Не стала до сих пор предметом специального исследования научно-просветительская и педагогическая деятельность И.Д.Канукова, одного из крупных писателей и просветителей-педагогов Северного Кавказа второй половины XIX века. Литературное творчество писателя изучено хорошо. Ему посвящены кандидатская диссертация и монография З.Н.Суменовой.
Что касается его просветительско-педагогических воззрений, то они еще совершенно никем не изучены, хотя в своих научных трудах он постоянно опирался на идеи и принципы педагогики К.Д.Ушинского и русских ученых-педагогов Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого.
Между тем в 70-90-х годах XIX века имя И.Д. Канукова не сходило со страниц кавказских и сибирских периодических изданий. Он был просветителем-интернационалистом масштабного плана, откликавшемся не только на узко национальные темы Осетии и Северного
Кавказа, но и на проблемы, которые ставила в печати общественно-педагогическая мысль России на протяжении всего пореформенного периода.
Не было пожалуй ни одной более или менее значимой проблемы этнопедагогики Северного Кавказа и школы в Сибири, на которую бы он не отозвался. Его интересовали гражданские и духовные запросы простых горцев, а также и переселенцев и инородцев Сибири и Дальнего Востока. Писатель критиковал школьную политику правительства на Кавказе и Сибири. Он защищал интересы женщины-горянки и школьного учителя и ратовал за развитие народных школ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью научного подхода к проблеме, её неразработанностью, отсутствием опубликованных монографий и диссертаций об этапах просветительско-педагогической деятельности и воззрений И.Канукова.
С учетом вышеизложенного был определен выбор темы исследо
вания, проблема которой гласит так: каковы условия и факторы
формирования просветительско-педагогических воззрений
И.Д.Канукова и его вклад в развитие педагогической мысли и школы Северного Кавказа, а отчасти и малых народов Сибири в 70-90-х годах XIX века. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - школа и просветительско-педагогическая мысль народов Северного Кавказа и Сибири в 70-90-х годах'ХІХ века.
Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность И.Д.Канукова и его педагогические воззрения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
- выявить условия и факторы развития школ, педагогической
мысли на Северном Кавказе и формирования просветительско-
педагогических воззрений И.Д.Канукова;
систематизировать его научно-просветительскую и педагогическую биографию;
проанализировать сущность высказываний Канукова об идеях и опыте народного воспитания горцев;
раскрыть сущность общепедагогических воззрений писателя-просветителя на школу и образование;
определить вклад И.Д.Канукова в развитие школы и просвети-тельско-педагогической мысли горских народов Северного Кавказа и малых народов Сибири и Дальнего Востока.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и образования, национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; о диалектике общего и особенного; о бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и критическом, творческом его освоении.
Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ архивных материалов;
сопоставительный анализ историко-педагогических, этнографических, публицистических и фольклорных источников;
анализ и обобщение трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Кавказа;
анализ и обобщение трудов И.Д.Канукова.
Основные положения, выносимые на защиту:
решающими факторами становления, развития школы и про-светительско-педагогической мысли на Северном Кавказе были присоединение горцев к России и прогрессивные последствия этого исторического акта для их последующего социально-экономического и духовного развития;
для формирования прогрессивных педагогических взглядов Канукова решающее значение имели благотворное влияние на него передовой русской культуры, литературы и педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова и других прогрессивных русских педагогов;
требуя возрождения традиционной культуры воспитания на Северном Кавказе он вместе с тем проявил себя стойким непримиримым борцом против отживших свой век обычаев старины;
- будучи активным участником общественно-политического и
педагогического движения народов Северного Кавказа, Кануков
примыкал к прогрессивно-демократическому крылу этого движения;
Кануков изучал и хорошо понимал характер народного воспитания горцев и подчеркивал обусловленность его направленности социально-экономическими и духовными факторами жизни общества;
Кануков ратовал за развитие светских и народных школ, которые были бы способны вывести население Северного Кавказа и Сибири из состояния «векового застоя», отвечали бы духу народа и готовили детей к жизни.
Источниковую базу диссертации составляют:
- архивные документы, извлеченные из Центрального историче
ского архива республики Грузия (ЦИА РГ), Центрального архива
Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А) и Северо-
Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (СОИГСИ);
труды дореволюционных и современных авторов об истории, этнографии, культуре, школе и просветительско-педагогической мысли народов Северного Кавказа в XIX веке;
труды и историко-этнографические, историко-педагогические и литературные очерки И.Д.Канукова.
Организация и этапы исследования:
(Щ* I. 2000 — 2001 — предварительное знакомство с проблемой разви-
^ тия просветительского движения на Северном Кавказа в 60-70-х го-
дах XIX века и с участием в этом движении И.Д.Канукова, определение темы исследования и изучение научной литературы по избранной теме.
II. 2002 - 2003 - сбор научной информации и материалов для
диссертации, исторический обзор литературы, оценка состояния
(ж проблемы, определение методологии, методов и задач, издание пер-
вых научных публикаций по проблеме.
III. 2003 - 2004 - систематизация, обобщение и литературное
оформление текста диссертации, издание очередных научных публи-
W каций по проблеме.
Достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов целям работы, апробацией результатов.
^, Научная новизна исследования:
- поставлена и решена одна из важных проблем историко-
педагогического регионоведения - вклад И.Д.Канукова в развитие
просветительско-педагогической мысли горских народов Северного
Кавказа и инородческой школы в Сибири и на Дальнем Востоке;
определены факторы становления, развития школы и просвети-тельско-педагогической мысли на Северном Кавказе и формирования просветительско-педагогических воззрений И.Д.Канукова;
раскрыта сущность его просветительских и общепедагогических идей и критика им школьной политики правительства на Северном Кавказе, Сибири и на Дальнем Востоке;
показана защита им идеи возрождения традиционной культуры воспитания и непримиримость его с отжившими свой век горскими обычаями старины;
дано целостное представление об его научно-педагогических подходах к проблеме подготовки подрастающих поколений к жизни, труду;
определены научно-педагогические подходы к характеру народного воспитания у горских народов и его обусловленность социально-экономическими и духовными факторами;
дана оценка его взглядам по определению роли и назначения народной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в своих трудах и педагогических очерках о состоянии школ малых народов в Сибири и на Дальнем Востоке, исходя из конкретных исторических и местных условий этих регионов, Кануков обобщил и творчески применял к их деятельности лучшие традиции и положения прогрессивной русской педагогики XIX века.
Кануков предлагал создать особую модель народной школы для Сибири и Дальнего Востока, выражающую особенности психологии и характера малых народов этих регионов.
Заслуги писателя заключаются в том, что в своих произведениях он отразил новые моменты в общественно-политической жизни гор-
цев, которые были следствием присоединения их к России и вовлечением их в орбиту капиталистических хозяйственных отношений.
В теоретическом плане ценно то, что Кануков первый поднимал в своем творчестве и периодической печати такие социально-экономические и школьные проблемы, которые затем нашли свое отражение и развитие в творчестве представителей различных течений общественно-педагогической мысли.
Ратуя за развитие народной школы, Кануков выступал за тесную ее связь с жизнью и с этих позиций рассматривал он и проблему введения в Сибири всеобщего начального образования, отвечающее духу народа и дававшее детям реальные жизненные знания.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, при написании студентами и аспирантами дипломных работ и кандидатских диссертаций, в ходе чтения педагогами спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа и на курсах переподготовки учительских кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере завершения его структурных разделов.
Результаты исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений с докладами и сообщениями на всероссийских, региональных, университетских научно-практических конференциях, а также на международных конгрессах, проводимых за последние 3-4 года во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах по проблемам своей диссертации.
Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Севе-ро-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекций по спецкурсам «Просветители народов Северного Кавказа» и
«Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.
Опубликованные материалы диссертации используются студентами и аспирантами при написании дипломных и диссертационных работ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении содержится постановка проблемы, обоснование её актуальности, определены объект, предмет, задачи и методы исследования, проанализирована степень разработанности темы, показаны научная новизна, практическая значимость работы, её источниковедческая база, сформированы положения диссертации, выносимые на защиту, дан обзор литературы.
В первой главе «О жизненном пути И.Д.Канукова (1852-1899) и первых шагах его творческой деятельности» рассмотрены годы его учения и охарактеризован кавказский период его деятельности. Здесь же сказано об участии писателя в общественно педагогическом движении на Северном Кавказе в 60-70-х годах XIX века и определено его место среди других просветителей этого региона.
Во второй главе «Отражение идей и опыта народного воспитания горцев Северного Кавказа в творчестве И.Д.Канукова» -речь идет о роли традиционной культуры воспитания в жизни горцев и о характере народного воспитания, а также о социально-правовом положении горянки в семье и обществе.
В. третьей главе «Сибирский и дальневосточный период научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности И.Д.Канукова (80-90-е гг. XIX в.) - характеризуется разносторонняя работа писателя-педагога в рассматриваемый период.
В заключении представлены общие итоги работы.
Краткие сведения о жизненном пути писателя-педагога и характеристика кавказского периода его деятельности
Инал Дударович Кануков относится к той замечательной плеяде писателей, просветителей, публицистов и педагогов, которые в условиях пореформенной самодержавной России отстаивали гражданские и политические права и духовные интересы народов Северного Кавказа. Они внесли огромный вклад в развитие их культуры, школы и общественно-педагогической мысли. И.Д.Кануков был этнографом, писателем и педагогом-публицистом, отразившим в своих трудах, статьях и очерках быт, нравы и обычаи горцев-осетин и других северокавказских народов.
Писатель-педагог по праву является и видным публицистом Сибири и Дальнего Востока, где проживал долгое время [42. 3-18].
В литературу И.Кануков пришел еще в самом начале второй половины XIX века. Тогда же он предпринял первые шаги своей научно-творческой деятельности. Еще будучи гимназистом Ставропольской гимназии, он проявил живой интерес к проблемам этнографии и литературы и стал пробовать свои силы.
Личность И.Канукова и его творчество приковывают к себе внимание широкого круга людей и, в особенности тех, кто занимается изучением проблем этнографии, школы и просветительско-педагогической мысли народов Кавказа.
Его творчество создает для соискателей и молодых ученых благодатную почву для изучения различных сторон жизни горцев Северного Кавказа.
И.Кануков занимает особое положение среди горских просветителей дооктябрьского периода в том плане, что он, несмотря на то, что был представителем второго поколения этих просветителей, первый поднимал в своем творчестве и периодической печати такие политические, социально-экономические, школьные и этнопедагоги-ческие проблемы, которые потом нашли свое отражение и развитие в творчестве других крупных деятелей культуры и просветительско-педагогической мысли северокавказских народов. К ним по праву следует отнести труды следующих авторов: Ц.Гадиева [19. 6], М.К.Гарданова [23. 230-233], А.В.Гассиева [24, 25], Г.И.Дзасохова [32-36], Х.А.Уруймагова [126, 127], К.Л.Хетагурова [138-140], Г.М.Цаголова [141, 142] и др.
Литературное творчество И.Канукова исследовано хорошо. Частично изучены и его социально-политические воззрения. Им посвящены кандидатская диссертация и монография З.А.Суменовой «Инал Кануков» (Орджоникидзе, 1972. - 247 с), статьи и очерки других авторов.
Интерес к творчеству И.Канукова проявил и выдающийся русский ученый-кавказовед В.Ф.Миллер, который положительно отозвался в своих «Осетинских этюдах» о его очерках «В осетинском ауле» и «Горцы-переселенцы» [122. 3-4].
Что касается научно-педагогической деятельности писателя и его педагогических воззрений, то они до сих пор не изучены.
В творческой биографии писателя ученые выделяют два основных периода. Первый - это кавказский период его жизни и деятельности, который относится к 70-м годам XIX века, когда он предпринимал первые шаги и пробовал свои возможности в области литературы и этнографии, писал и публиковал первые свои очерки: «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «Кровный стол», «К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев», определяя новые литературные и просветительские замыслы. Период этот заканчивается 1879 годом, после которого не стали появляться в кавказских периодических изданиях его статьи, очерки и другие выступления.
Второй период в творческой биографии писателя-просветителя продолжился в 80-90-е годы, когда он служил в царской армии, а после отставки жил и занимался педагогической деятельностью в Сибири и на Дальнем Востоке [42. 8, 16].
Родился будущий писатель-просветитель в ауле Кануковых, расположенном недалеко от нынешнего осетинского села Гизели в семье тагаурского феодала Дудара Канукова. Впоследствии Инал вспоминал, что отец его «хотя и не служил в регулярных войсках, но тем не менее участвовал в разных кампаниях против враждебных России горцев и за это дошел до подпоручьего чина, считаясь по армейской кавалерии и управляя аулом нашей же фамилии, Кануков-ским» [42. 3].
В этом ауле, расположенном на левом берегу р. Фиагдон, вблизи теперешнего селения Гизель, прошли ранние детские годы будущего писателя.
Домашнее первоначальное воспитание Инал получил в соответствии с нормами и правилами, типичными для детей горской феодальной знати, суть которых заключалась в том, чтобы готовить из них хороших наездников, хорошо знающих нормы горского этикета и народных обычаев, а также в прислуживании многочисленным гостям отца в кунацкой и уходе за лошадьми.
Первые выступления И.Д.Канукова в печати по общественно-политическим и духовным вопросам и его место среди северокавказских просветителей
Определяя место И.Канукова среди просветителей северокавказских народов дохетагуровской поры, следует иметь ввиду то, что он был одной из колоритных фигур общественно-политической, просве-тительско-педагогической мысли и культуры этих народов.
Писатель стоял у истоков дореволюционной культуры горских народов. Крупнейший просветитель дохетагуровской поры он внес важный вклад в особенности в развитие общественно-политической, просветительско-педагогической и публицистической мысли Осетии [122. 3]. И.Кануков был первым писателем-публицистом, который отразил на русском языке в своих рассказах, очерках и статьях хо ( $ зяйственно-экономический уклад, нравы и обычаи горцев. Кроме то w го, он является видным публицистом и просветителем Сибири и
Дальнего Востока, что заметно отличает его от других северокавказских просветителей. И.Кануков был просветителем масштабным, откликавшимся не только на узко национальные темы Кавказа, но и на проблемы, которые ставила общественно-политическая и педагогическая мысль России 80-90-х годов XIX века.
Что касается литературы, то в нее он пришел в самом начале 70 х годов XIX века. В своем разностороннем творчестве И.Кануков впервые поднял такие хозяйственно-экономические, этнографиче ские и духовные проблемы жизни горцев, которые впоследствии ста _ ли предметом дальнейшего изучения для Г.Цаголова, А.Гассиева,
А.Ардасенова, К.Хетагурова, Ц.Гадиева, Г.Дзасохова, Х.Уруймагова, М.Гарданова и других просветителей. Проф. М.С.Тотоев отмечает, что для истории культуры горцев-осетин его труды представляют особенный интерес. Среди светской осетинской интеллигенции он выделялся как колоритная фигура, как публицист, который по срав нению со своими предшественниками оставил наиболее яркие очерки о социально-экономическом, политическом и культурном состоянии Осетии 60-70-х годов XIX века [123. 33-34].
Если обобщить основное содержание трудов И.Канукова 60-70-х годов XIX века, то оно сводится к следующему: во-первых, писатель показывает причины, последствия и негативное отношение основной массы горских народов к переселению в Турцию. Писатель изобра зил роковые последствия спровоцированного турецкими агентами при прямом попустительстве царской администрации на Северном Кавказе переселения мусульманской части горцев и тревожное со стояние их умов в связи с провокационной агитацией их турецкими эмиссарами; во-вторых, он показал те изменения, которые происхо дили в постреформенные годы в быту и психологии горцев; втретьих, им раскрыто положение вещей с разорением крестьян на
Северном Кавказе от произвола помещиков и царской администрации, от непомерных налоговых поборов и штрафов; в-четвертых, показано разорение хозяйств горцев-крестьян разорительными обычаями (калымом, поминками, кровной местью и др.); в-пятых, показано бесправное положение женщины в семье и обществе, сочувствие и гуманное отношение к ней со стороны писателя [123. 34-35].
Конечно, суть каждого из названных положений нами будет рас- крыта в других разделах текста, а пока хочется отметить и другие важные штрихи деятельности И.Канукова. Поэтому отметим, что ес ли И.Канукову удалось в своих очерках и публикациях показать _ столь ярко особенности быта и психологии горцев рассматриваемого периода, то это лишь потому, что он был истинно народным писателем, близко стоявшем к нему нравственно и психологически, сочувственно относящимся к его бесправному тяжелому положению. Наблюдательный гимназист, а позже - писатель Кануков постоянно общался с простыми людьми, посещал ныхасы и народные собрания, узнавал о нуждах и запросах людей и черпал сведения длясвоего творчества из недр самой жизни [42. 20-35].
.Д.Кануков о пережитках патриархально-родового уклада в жизни горцев и его отношение к обычаям и традициям старины
Получив хорошие научно-исследовательские умения по истори-ко-этнографическим наукам и фольклору еще в стенах Ставропольской гимназии в 70-х гг. XIX в., И.Кануков выпустил ряд этнографических очерков: «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «Заметки горца», «Две смерти», «Из осетинской жизни», «К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев», «Кровный стол» и др. В них он ставил своей целью собирание всего богатства обычаев, традиций и обрядов горских народов для знакомства с их национальной культурой и народным характером русского и других народов России, и сделать все это их достоянием. От решения этой задачи во второй половине 70-х гг. XIX в. он перешел к глубокому осмыслению и оценки этих обычаев, нравов и традиций с точки зрения их значимости для своего народа, воздействия их на общественное мнение. И, наконец, после 1875 года в центре его внимания находились, главным образом, разорительные для народа, подрывающие его экономику, устаревшие и вредные обычаи - кровная месть, калым и поминки.
Таким образом, главную цель своих этнографических трудов, писатель видел в том, чтобы способствовать сближению кавказских горцев с русским и другими народами, ибо благотворное влияние на них русской культуры являлось важнейшим условием присоединения их к мировой цивилизации. Поэтому Кануков и другие образованные люди Осетии каждый раз очень близко воспринимали к сердцу всякую попытку с чьей бы то ни было стороны она не предпринималась, рисовать облик современного горца в искаженном свете. А подобные попытки, как мы уже говорили, предпринимались под влиянием произведений русских писателей 20-х, 30-х гг. Марлинского, Пушкина, Лермонтова, создавшим, по словам Канукова, из горцев каких-то страшилищ для русской читающей публики в лице Амалат-Бека, Казбича, Муллы-Нура, Измаил-Бея, Хаджи-абрека и других. По словам писателя то было дореформенной поры, когда Кавказ был другим, другим были и горцы. И тем не менее читающая публика была так доверчива и так привыкла верить авторитету упомянутых поэтов даже в изображении кавказской жизни, которую почти не знали, приняла их за действительные типы, и эти черты засели в их воображении и теперь еще (т.е. в пореформенные годы) не выходят. «Теперь пора уже понять, - обращается Кануков к русской читающей публике, - что времена Казбичей и т.п. людей ушли в область мифов и надо их забыть. И не возмутительно ли, если подобные устарелые уже понятия распространяются еще в наше время с воспитательной целью и распространяются как верные источники и предлагаются нам как пособия для познания Кавказа» [55. 329].
А дело-то заключалось в том, что в русской историко-этнографической литературе XIX века в ходу были два подхода в изображении кавказских горцев. Один из них исходил от дворянских и буржуазных военных и гражданских историков, офицеров и путешественников, которые по незнанию горцев подчас отзывались о них неуважительно, высокомерно, искажая их нравственный облик [29.123].
Другую тенденцию представляли прогрессивные русские ученые, писатели, путешественники, декабристы, изучавшие нравы, обычаи, язык горцев и отзывались о них хорошо.
В этой ситуации позиция И.Канукова была легко объяснима. Он требовал от представителей разных течений говорить правду о горцах, изображать в литературе современные реалии, изображать реальные черты характера современного ему горца, а не ушедшую в прошлое дореформенную пору. И сам он рисовал в своих произведениях 70-х годов горца нового времени, у которого после окончания Кавказской войны «понизилась температура крови». Он изображал горца-труженика, стремящегося выйти на широкую дорогу просвещения.
Таким образом, какие бы цели не ставил Кануков в своих произ ведениях, он высоко ценил роль печатного слова, литературы, призванной сближать кавказских горцев с Россией.
Определив в качестве одной из главных задач этнографии -сближение горцев с русскими, Кануков сформулировал и вторую задачу - знание народного быта местного населения необходимо, какон считал, прежде всего царской администрации на Кавказе, чинов никам, которые не зная нравов и обычаев горцев, часто оскорбляют их национальное достоинство, что нередко приводит к кровопролитию.
О таком обстоятельстве говорил Кануков, когда имел в виду ободном волнении среди горцев в Хасавюрте в 1872 году, когда двумя горцами был убит местный начальник полковник Петухов, который позволил себе дернуть за бороду почетного чеченца.
Краткая характеристика научно-просветительской, публицистической и педагогической деятельности И.Д.Канукова в 80-90-х гг. XIX в
Как мы уже отмечали, в начале 1879 года И.Кануков, будучи офицером русской армии на Кавказе, был разжалован и переведен на службу в Сибирь, а затем на Дальний Восток фактически в положении ссыльного военнослужащего. К сожалению, причины этой ссылки никем еще не выяснены из тех, кто изучал его писательское творчество из-за отсутствия документов судебного процесса, но не подлежит сомнению, что одной из серьезных причин ссылки послужили его демократически направленная деятельность и критика им внутренней политики правительства.
О том, что И.Кануков подвергся аресту и высылке в Сибирь именно в начале 1879 года, нет сомнений. Об этом свидетельствует и тот факт, что он до этого времени довольно часто публиковал свои статьи и очерки в кавказских периодических изданиях, а сначала этого года в них они перестали появляться вплоть до начала 90-х годов, т.е. до того времени, как он с ними снова начал сотрудничать [123. 33, 34, 57].
Несмотря на тяжело сложившуюся судьбу, И.Кануков (фактически он находился в условиях восемнадцатилетней ссылки в Уссурийском крае Дальнего Востока, откуда он вернулся потом в Осетию в 1898 году туберкулезно больным), эти годы были для него решающими для его идейной закалки. Они были годами, завершающими формирование социально-политических и педагогических идеалов писателя. Здесь же он расстается с грузом либерально-демократических взглядов и выступает как писатель, просветитель и педагог прогрессивно-демократического направления, критикует правительственную политику в Сибири.
В апреле 1883 года И.Кануков, дослужившись до чина штабс-капитана, вышел в отставку. Тогда же он покинул село Никольское Уссурийского края, где проходила его военная служба, и переехал во Владивосток [122. 27]. В ту пору Владивосток был небольшим городом, военной крепостью только что с отстроенным морским портом, который начал налаживать связи с соседними странами, а его культурная жизнь набирала только первые шаги. В городе не было еще ни электричества, ни трамвая, ни водопровода [14. 4-6]. Годы военной службы на Дальнем Востоке дали писателю возможность вникнуть в суть армейской действительности 80-х гг. XIX в. и характеризовать её негативные стороны.
В своих очерках «Захолустье», «Марья», «Дуэлисты», «Продул ся» и других Кануков нарисовал картины муштры, жестокого обра щения командного состава к рядовому, низкопоклонства перед на чальством, пьянства, пошлости, нравственной опустошенности в среде русского офицерства, хотя по подцензурным соображениям об этих беспорядках в армии говорить громко и откровенно он не мог. Можно не сомневаться, что выйдя из такой атмосферы, Кануков жа ждал живой и творческой деятельности, желания принести пользы обществу и народу. Движимый этими мыслями, он вошел в группу единомышленников (В.А.Панов, И.А.Бушуев, В.П.Смельский и др.), которые создали 17 апреля 1883 года газету «Владивосток». Редак тором и издателем газеты был коллежский регистратор Н.В.Сологуб, служащий во Владикавказском телеграфном управлении.
Несмотря на бескорыстное желание сотрудников трудиться на общую пользу газеты, они испытывали значительные лишения морально-правового и материального порядка. Газета не получала никакой финансовой помощи со стороны властей, кроме казенной типографии, отданной ей губернатором на арендных условиях. Все сотрудники работали безвозмездно, поэтому едва перебивались. Но бедой для Канукова и его друзей была не только их материальная нужда, но и цензура, которая никак не мирилась с появлением органа гласности пока еще в глухом углу на окраине России. Она усердствовала, проверяя правомерность каждой появившейся в газете заметки, и разыскивала её автора [158].
Редактор, не имевший финансовой помощи со стороны местной администрации, опасавшийся закрытия газеты, старался обходить наиболее острые и злободневные вопросы, поднимаемые сотрудниками газеты. Такая позиция издателя газеты к обсуждаемым проблемам не удовлетворяла Канукова, как человека, принявшего наиболее активное участие в создании газеты, которому близки и дороги стали интересы края, и который хотел через печатное слово выносить на суд общественности насущные вопросы жизни трудового народа. Видимо этим объясняется тот факт, почему в первые два года существования газеты так мало печатался в ней писатель.
Занимаясь журналистикой и просветительской деятельностью, И.Кануков одновременно вел и педагогическую работу в школах, проявляя живой интерес к достижениям современной ему педагогической науки, и характеризуя в своих статьях и очерках состояние школьного дела и просвещения Сибири и Дальнего Востока.