Содержание к диссертации
Введение
Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования. 28
Культура в системе наук о человеке. 31
Образование как педагогическая категория.
Взаимосвязь культуры и образования. 52
Педагогическая культура: как самостоятельный феномен и как составная часть общей культуры.
Глава 2. Специфика деятельности и общения в контексте формирования педагогической культуры в образовательном процессе. 130
Культурно-творческая направленность деятельности учителя и учащихся . 135
Общение учителя и учащихся как способ овладения педагогической культурой. 155
Глава 3. Процессуально-личностные особенности овладения педагогической культурой учителями и учащимися. 176
Логика и содержание педагогического эксперимента. 179
Коммуникативная культура как предпосылка к овладению педагогической культурой. -
198
Отношения учителей к педагогической культуре как ценности. Диагностический анализ.
Овладение педагогической культурой учителями в процессе опытно-экспериментальной работы.
Отношения современных школьников к миру, себе и другим людям. Диагностический анализ.
Овладение учащимися педагогической культурой в ходе опытно-экспериментальной работы.
- Культура в системе наук о человеке.
- Культурно-творческая направленность деятельности учителя и учащихся
- Логика и содержание педагогического эксперимента.
Введение к работе
Обращение к исследованию теории педагогической культуры и практики овладения ею в средней школе объясняется рядом причин.
Характерные для современного общества масштабность и дина--мизм социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности человека; активный пересмотр нравственных ценностей; обращение в средствах массовой информации, искусстве/ литературе, в жизни к серьезным проблемам освоения и наращивания культурного потенциала; социальные, экономические, экологические катаклизмы нашего времени, все чаще связываемые с человеком, объективно требуют воспроизводства и созидания культуры как развивающейся системы духовных ценностей и творчества.
Именно человек становится центральной фигурой всех проблем, так как созданный им научно-технический потенциал представляет ныне реальную угрозу жизни нашей планеты. Очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов и, в первую очередь, от его нравственных ценностей, установок, от его нового мьшшения зависит настоящее и будущее человечества.
Это побуящает философов и психологов, социологов и лингвистов, педагогов и людей многих других профессий углубляться в изучение проблем человека, разрабатывая различные концепции развития личности, искать оптимальные условия для раскрытия ее творческого потенциала. В науке определяется путь комплексного познания человека как трехсторонней системы, обусловленной особенностями взаимодействующих сторон - природа, общества и культуры. Человек "является не плоским, одномерным, чисто природным или чисто социальным существом, и не двусторонней биосоциальной системой, а трехе- ~ 5 - торонней - биосоциокультурной" системой. (131,с.46). Такой подход открывает новые перспективы в решении главных проблем: преодоления рассогласованности общества и культуры, которые в разумно устроенной социокультурной системе должны стать разными сторонами единого, целостного и гармонического бытия человека Ш1.С.109); поиска наиболее оптимальных способов включения человека в культуру и в систему социальных отношений; повышения уровня культуры во веек аспектах - культуры труда, управления, нравственной, педагогической, художественной и т.д.
Овладение культурой отношений к себе, миру, другим людям, к природе, познанию, технике, науке, искусству и т.д., удовлетворение духовных потребностей в изменяющейся социокультурной ситуации есть часть общечеловеческой культуры и цель учебно-воспитательного процесса в любой образовательной системе. Тогда воспитание как гуманистическая практика, направленная на приобщение детей к общемировой и национальной культуре; как возрояодение культуры и нравственности, способствующие тому, чтобы молодое поколение могло понять роль морали для решения широкого круга практических проблем и соответствующий образом действовать, руководствуясь моральными категориями, становится главной задачей школы.
В яизни индивида и общества роль культуры огромна. Она обогащает личность, обеспечивает становление ее мировоззрения, мироощущения, способствует ее самореализации. Культура сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Часто становление культуры человека-именуют его вторым рождением. Так, разрабатывая идею прогресса человечества на конкретном материале истории культуры, выдающийся философ немецкого просвещения И.Гердер писал: "Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли - "культура", либо с образом света - "просвещение". Эта цепь культуры и просвещения охватывает всю землю, от края и до края". (73,с. 144)., Поэтому столь значимо усиление и усложнение роли культуры в социальной жизни.
Личность и общество обращаются к культуре. Общество, чтобы сохранить и передать человеку накопленную людьми культуру, личность, чтобы с помощью культуры добиться самостоятельности, утвердить собственную индивидуальность. Для удовлетворяющего обе стороны взаимодействия необходимо сформировать в личности созидательное отношение к себе и культуре, а для этого важно обратить внимание на педагогическую культуру как особую составляющую общей культуры. Особую, так как педагогическая культура пронизывает другие виды культуры, если рассматривать ее как культуру отношений к миру, себе и другим людям; обогащает личность, обеспечивает становление ее мировоззрения, мироощущения, позволяет определить свое место в жизни, способствует самореализации и самосовершенствованию.
Смысловое поле педагогической культуры с началом разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии включает: знания, способности и привычки, обретенные человеком как членом разных сообществ; формы поведения, привычные для группы, общности людей, социума; совокупность достижений, служащих упорядочению отношений людей друг с другом; реализацию нравственных ценностей путем развития высших человеческих достоинств. Главное в педагогической культуре - то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и стремятся ра- ботать над собой. Педагогическая культура - явление многоликое, , она включена в общечеловеческую культуру и обогащает ее духовными ценностями, которые формируются в образовании, педагогической деятельности и общении. Это сложнейшее явление социальной действительности есть объект нашего исследования.
Педагогическая культура представляется по-разному - интегральное качество личности педагога, определенная степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, достигнутый уровень развития его личности, механизм регуляции поведения людей и другие. Принимая данные положения, мы более разделяем точку зрения И. А. Колесниковой, которая отмечает: "Прежде всего у человека существует к воспитанию природная предрасположенность, ибо воспитательные функции врождены ему вместе с потребностью в отцовстве и материнстве. Стремление заботиться о потомстве, охранять его, передавать свои индивидуальные знания, умения, опыт -общая черта, свойственная большинству живых существ и принимающая у человека специфические формы, упорядоченные с развитием человечества в виде различных модификаций образовательно-воспитательной системы. Человеку врождена такая потребность в эмоциональном контакте, общении, взаимодействии с другими людьми. ... Именно взаимодействие, общение, эмпатия органически связываются с сущностными особенностями воспитания" (155. с.157).
Действительно, педагогическая культура как часть общечеловеческий культуры выдвигает на первой план личностный аспект, уделяя внимание человеку, гуманистическому характеру взаимодействия людей. Поэтому проблема исследования педагогической культуры в современных условиях особенно актуальна. Личностный план педагогической культуры позволяет рассматривать ее становление, овладе- нне ею как процесс. Поэтому предметом исследования является раз- \ і работка теоретических основ педагогической культуры и возможное- <1U- ^)-тей овладения ею учителями и учащимися в средней общеобразова- | тельной школе. I
Через создание новых систем воспитания и образования, соот ветствующих развивающейся культуре, общество обеспечивает доступ \личности к культуре. Сама же личность меняет содержание, форму, | объем и структуру культуры, отношение к иен и этим самым может \изменять не только культуру, но и себя, воздействовать на общест во. В одних концепциях внимание уделяется отдельной личности, \ анализу внутреннего мира, определяющего характер всех ее поступ- | ков и действий, отношение к культуре, моральный выбор. В других акцент делается на развитии личности при взаимодействии ее с окружающей средой, различными социальными группами и отдельными индивидами. Есть ученые, внимание которых к системам воспитания и образования "объясняется не тем. что их действительно интересует передача знаний, участие широких масс в ценностях культуры или . социализация молодежи, а тем, что они понимают роль воспитания в решении идеологических и политических проблем".(382, с. 6)
Мы разрабатываем концепцию развития личности путем овладения \Ч j ею педагогической культурой, которая составляет часть общечеловеческой культуры. Для собственного развития человеку необходимо овладеть культурой, как существу социальному для него очень значимы отношения, умения их понять и установить, чтобы чувствовать себя комфортно с другими людьми. Именно педагогическая культура дает возможность человеку испытывать удовлетворение от контактов с другими людьми, стремиться к самосовершенствованию, определять свое место в жизни.
Формирование педагогической культуры как научная проблема сегодня исследовано в системе педагогического образования многими учеными, но противоречия между теоретическими знаниями о педагогической культуре и практическими проявлениями ее столь существенны, что изучение продолжается, В теории и практике педагогического образования с позиций культурологи отмечаются противоречия: между развитием мировой культуры, интегрирующей в себе все материальные и духовные ценности, созданные человечеством на протяжении его истории, и недостаточной разработкой, анализом связей культуры и образования в педагогической практике; между потребностью в гуманизации образовательного процесса и неадекватностью педагогических механизмов ее реализации; между необходимостью культурологического подхода к совершенствованию образовательного процесса и отсутствием готовности педагога к его реализации, стремления к усвоению теоретических знаний о педагогической культуре и механизмов ее созидания.
Эти противоречия тормозят процесс овладения культурой, в том числе и педагогической. Разрешение их возможно, если теорией и практикой педагогической культуры овладеют не только учителя, но и учащиеся. В системе общего образования феномен педагогического образования мало изучен, предпринята попытка учителей-практиков дать некоторое описание рассматриваемого явления. Тем более не определен феномен "педагогической культуры", ее роль в развитии общей культуры и субъектов учебно-воспитательного процесса. Сказанное выше и новая мировоззренческая ориентация, социальное напряжение общества, многовариативность человеческого прогресса, диалог и сотрудничество как средство сохранения и развития цивили- - ЇО ~ зации, обоснование целей жизни современного культурного общества, л наличие связей между культурой и образованием - все это обусловило выбор темы исследования "Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы".
ЦЕЛЬ исследования-, дать теоретическое обоснование сущности педа-гогической культуры и разработать практические основы овладения ею субъектами образовательного процесса в средней школе.
ЗАДАЧИ исследования:
Определить культурно-исторические предпосылки и раскрыть основные положения концепции развития теории и практики педагогической культуры.
Обосновать теоретическую и практическую значимость педагогической культуры для субъектов образовательного процесса на этапе средней юколы.
Раскрыть функции, специфику и взаимосвязь деятельности и общения в овладении субъектами образования педагогической культурой.
Раскрыть способы и результаты овладения педагогической культурой субъектами образования (по данным педагогического эксперимента) .
Реальный путь овладения культурой осуществляется через систему образования, выделение в ней общечеловеческих категорий, знаний, ценность которых не зависит от времени, которые должны стать достоянием каждого человека. Это необходимо для воспитания творческой личности, способной самостоятельно искать, восприни- мать и оценивать новую информацию, принимать решения, соответствующие усвоенным ценностяи культуры, и действовать сообразуясь с ними, опираясь на свою индивидуальность.
Для обоснования выбранного пути овладения педагогической культурой был изучен опыт зарубежной и отечественной школы, позволяющий отметить взаимосвязи культуры и современного образования: образование в поиске себя все чаще обращается к общемировой и национальной культуре; образование как часть мировой культуры становится достоянием все большего числа людей и может обеспечить им овладение общечеловеческой культурой; отличительная тенденция образования - его гуманизация и гуманитаризация; разрабатываемые концепции образования обращены на осмысление перспективных теоретических представлений и инновационных идей, отражающих и стимулирующих развитие педагогической культуры и практику педагогов; особенностью современного образования является его личностная ориентированность, предоставление права выбора; проблемы образования, его содержания» структуры, механизмов реализации находятся в поле постоянных интересов исследователей.
Многообразие жизни сообществ, различия в образовательных системах помогают становлению множества педагогических практик, которые опираясь на общечеловеческие ценности (общепринятые значения, цели и смыслы жизни людей), выстраивают в каждой из частей широкого культурного пространства новые образовательные системы, сообразные культурным условиям и ситуациям развития местных сооб- ществ.
В отечественной практике образования появляются инновационные образовательные системы, требующие анализа и осмысления, так как каждый прорыв в новое образовательное пространство объективно изменяет содержание всей сферы образования, меняет его философию, создает условия его развития. В результате процессов, происходящих в обществе, развивается новая система ценностей, которая влияет на сферу образования. Образование способствует освоению культурных ценностей, что изменяет личность и обеспечивает жизнь и благополучие большему числу людей. Школа, являясь зеркалом своего общества, со всеми плюсами и минусами, интересна тем, что готовит молодых людей,к самореализации, к выбору своей позиции, своего места в жизни.
В зарубежной литературе широко представлены исследования об образовании как предмете разных наук, о его видах, возможностях в развитии человека. 3 материалах о школах США, Германии указывается? что с 8-го класса среди предлагаемых на выбор циклов дисциплин наряду с естественно-математическим, художественным, правовым, техническим, экономическим присутствует и педагогический. Цель предлагаемого цикла: удовлетворить потребности учащихся и способствовать выбору дальнейшего жизненного пути.
Отечественная наука к педагогической культуре обращается в процессе развития педагогического образования в России. Социальное значение педагогического образования возрастало, во-первых, в связи с ростом социальных потребностей - во все большем числе образованных граждан, и, во-вторых, в связи с новыми целями школы. Первоочередной задачей общего образования, и задачей "гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов", является воспитание в человеке нравственных чувств, необходимость учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, приучить оценивать свои поступки с точки зрения их общественной пользы. (361, с. 418)
Российские ученые и педагоги решают вопросы: какой материал из области педагогической науки надо выделить и сообщить тому, кто выбрал профессию учителя, чтобы приобщить его к культуре, побудить размышлять над проблемами общего и педагогического образования; чтобы развивать его умственные способности, обеспечить возможность выбора им жизненного пути; чтобы сориентировать на необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, взаимосвязанного с овладением педагогической культурой.
В 60-ые годы прошлого века Л,Н, Толстой и К, Л. Ушинский выдвигали идею ценности личного примера учителя, отношения которого к детям - залог успешности воспитания. В конце Х1Х-начале XX века придавали уже особое значение психо-ледагогическому аспекту в образовании: необходимости учить детей самонаблюдению (П. Ф.Капте-рев); чтобы знания, получаемые человеком, находились в гармонии со всеми его мыслями (К.Н.Вентцель); главным предметом в школе должны стать явления человеческой жизни, окружающей действительности (П.П.Блонский), поэтому самое правильное название этого предмета - человековедение, что по сути и составляет сердцевину педагогики.
Появление курса педагогики, наполнение его новым смыслом -человековедческнм, как определил П. П. Блонский, еще более увеличивало социальное значение педагогического образования, в рамках которого решались вопросы овладения учителями педагогической культурой, высказывалась идея введения в школу знаний о человеке и его отношениях с окружающими.
Именно эта страница истории отечественной школы обратила нас к современным исследованиям по проблемам общей и педагогической культуры, которые помогли бы понять их роль в развитии личности. Оказалось, что в настоящий момент проблемы педагогической культуры изучаются многопланово с точки зрения разных подходов профессионально- деятельностного, культурологического, аксиологического, антропологического, индивидуально-творческого, но только в рамках педагогического образования.
Во всех разрабатываемых концепциях педагогического образования содержатся негативные оценки существующей системы подготовки педагога, отмечается "кризис сферы целеполагания, сциентизм и технократизм в содержании образования, недопустимо низкий уровень личностного начала в формах и методах обучения и в сфере общения педагога с воспитанниками" (313.с.5), слабая ориентированность на опыт исследований проблем педагогической деятельности, в том числе профессионально-педагогической культуры у нас в стране и за рубежом, несоответствие содержательного и процессуального компонентов педагогического образования и природы профессионально-педагогической деятельности и другие. Преодолеть указанные несоответствия можно, опираясь: на культурно-исторический и деятельностный подход к' человеку и процессам его онто- и фило-генеза С Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. ЬЧЭльконин, В, В, Давыдов и др.); на идеи концепции непрерывного педагогического образования на'разных этапах; поствуэовском, вузовском и допрофессиональном СЕ. П. Белозерцев, Б. С. Герщунский, А. В. Даринский, В. Г. Онушкин,
В. А. Сластенин и др,); на возможности концепции индивидуально-творческого подхода к подготовке учителя, чтобы выяснить и сформировать неповторимую творческую индивидуальность (В. А. Кан-Калик, И. А. Колесникова, Н.Д. Никандров и др.), на лйчностно-ориентированное обучение, при котором способ усвоения содержания образования связан с выявлением в нем субъективного смысла, "личностно утверждающих ценностей" (Б.Г.Ананьев, Б. В. Сериков и др.). й С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, психологии и педагогике в современных исследованиях намечается и реализуется культурологический * подход к изучению проблем воспитания и образования. Исследуются следующие проблемы; мир культуры и человека как его творца Я. Аделюнг, С. Н. Артановс-кий, А. И. Арнольдов, В. С. Библер, И. Гердер, Э. И. Ильенков, И. С. Кон, А.Ф.Лосев, Н.Н. Моисеев. И.Нидериан, В.-П.Тщенко, С.Пуффендорф и др.); духовные ценности, созданные человечеством и составляющие сущность культуры как мира "воплощающихся ценностей", которые важны не столько сами по себе, сколько тем, как они входят и реализуются в культуре человека, какая устанавливается иерархия основных жизненных и профессиональных ценностей и каков механизм их влияния на процесс формирования личности (С. Н.Артанозский. А. И. Арнольдов, А. А. Богданов, И. А. Громов, В.Е. Давидович, Ю.И.Ефимов, Ю.А.Жданов, А. Г. Здравомыслов, Э.И.Ильенков, М.-С. Каган, В. А. Малахов; Э. С- Маркарян, В. М. '* Межуев, М. Мид, Н.С.Розов, Э. В. Соколов, В.Саймон, В.П. Тугаринов, Н.З.Чавчавадзе и др.); гуманистическая направленность, нравственное становление личности в аспекте мировой культуры (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бонда-ревская, М. Н. Берулова, 3. И. Васильева, Э. А, Гришин, М. Г. Казакина, З.И. Калмыкова, Л. Н. Коган, И. А. Колесникова, T.S. Конникова, Н.Б.Крылова, Л. Н\ Лесохина, Б. Т. Лихачев, Д. Маркуш, Л. И. Новикова, К. Д. Радина, И. Т. Фролов, К. А. Шварцман, М. И. Шилова и др.); профессионально-педагогическая деятельность и культура учителя (0. С. Анисимов, А. В. Барабанщиков, Т. Г. Бране, М. С. Бургин, И. В. Буян, Н.Е.Воробьев, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаев. И. А. Колесникова, Н.В.Кузьмина, Н. Ф. Маслова, М. М. Мукомбаева, Н. В. Пиранашвили, Л. К. Плату нова, 50.. Рябов, Р. П. Скульский, В. А. Сластенин, А. Г. Соколов, В. К. Су-ханцева, В.Э. Тамарин, С.Н.Чистякова и др.); теории общего и непрерывного образования, обеспечивающего развитие человека на различных этапах его жизни (А. Г. Ашолов, С. Г. Вершловский, А. П\ Владиславлев, А. К. Громцева, В. И. Гинецинский, Э.Н. Гусинский, Э.Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. П. Зинченко, Г. Д. Кириллова, В. В. Краевский, 0. Е. Лебедев, М. М. Левина, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, А- П. Тряпицына, Ф. Р. Филиппов, Г. И. Щукина и др.); -отношения, общение, педагогическое творчество (Н.П.Аникеева, A. А. Бодалев, Л. П. Буева, В. С. Грехнев, А. Б. Добрович, И, А. Ильяева, B. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, X. Й. Лийметс, Б. Ф. Ломов, Ю. Л. Львова, Т.Н.Мальковская, В.Н.Мясищев^ А.В.Мудрик, М. М. Поташник,- Н.Ф.Ради онова, Л. А.Регуш, Г. С. Сухобская, В. А. Якунин и др.).
Повышенный интерес к профессионально-педагогической культуре педагога обусловлен: - сменой образовательных парадигм, обращенных к мировой и оте- чественной культуре, имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность, личностную ориентированность, индивидуально-творческий характер деятельности; возрастающими требованиями к повышению уровня общекультурной и -специальной подготовки учителя, обеспечивающих ему профессионально-компетентное вхождение в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии (337, 157, 128, 85, 86): недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально-педагогической культуры преподавателя как фактора формирования личности специалиста, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса в вузе, отсутствием возможных моделей практической реализации профессионально-педагогической культуры; - необходимостью разработки индивидуальных, инновационно-рефлек сивных форм освоения педагогической культуры, ориентирующих педа гогов на познание и переосмысление собственно педагогического опыта, создание педагогических новшеств, развитие личной педаго гической системы, индивидуального стиля педагогической деятель ности и своего профессионального "Я", в отличии от традиционных форм трансляции культуры в вузах, направленных на репродуктивные способы познания и воспроизведения педагогических ценностей.
Совершенствование профессионально-педагогической культуры педагога - это преодоление собственной "педагогичности", это уход от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности и общения и переход на прогрессивный вариант профессиональной самореализации. Оно происходит под нашим руководством в ходе опытно-экспериментальной работы, в лаборатории "Поиск", в учебно-воспитательной - IS - деятельности учителя с учащимися, в собственной педагогической деятельности исследователя с учащимися.
Методологическую основу исследования составляет теория деятельности как способ развития и самореализации человека; теория личностно-ориентировэнного подхода к исследованию педагогической культуры; теория образования в русле философских и психолого-педагогических исследований кай ведущей культурной ценности человека.
Основополагающими для исследования являются идеи: развития личности при овладении ею общей и педагогической культурой в процессе деятельности и общения; гуманизации ' и гармонизации отношений человека с окружающим миром для изменения его и самого человека; личностного аспекта образования для овладения, обогащения педагогической культурой субъектов учебно-воспитательного процесса; ценности педагогической культуры для каждого человека, так как каждый в жизни вступает в отношения, которые в широком смысле являются педагогическими. ^ Теоретическую основу исследования, определяющего концепцию формирования педагогической культуры, составляют положения: - педагогическая культура - субъект истории и часть общечелове ческой культуры; развитие личности происходит при овладении ею педагогической культурой; общее образование в средней школе - база формирования педагоги- ческой культуры; гуманистическая направленность педагогической деятельности и общения - условие овладения педагогической культурой; взаимодействие субъектов в культурном пространстве и окружающей среде.
В ходе исследования предполагается определить: педагогическая культура - культура отношений к миру, себе, другим людям, которой человеку необходимо учиться; организация жизнедеятельности субъектов образовательного процесса в аспекте педагогической культуры - это формирование мотивации и овладение ими знаниями и умениями установления отношений с себе подобными; -педагогическая культура создается и реализуется в деятельности и общении; педагогическая культура в средней школе - это основа содержания воспитания и обучения в школе, обеспечивающая возможность реализации творческого потенциала личности учителя и учащихся; овладение педагогической культурой возможно только в атмосфере духовного и душевного комфорта, который необходимо создать в школе; - ценность педагогической культуры в том, что она способствует развитию личности, погружая ее в познавательно-содержательное, нравственно-воспитывающее, коммуникативно-ориентированное обуче ние. - го -
Гипотетические положения исследования:
Разрабатывая концептуальные основы педагогической культуры как системы взглядов на идеальную цель и качественный результат развития личности в культурном пространстве, мы выделили в соответствии с замыслом исследования пять гипотетических положений.
1. Педагогическая культура как составная часть общечелове ческой культуры в структуре педагогического знания может быть 'ключевым понятием, охватывающим широкий круг педагогических явле ний, характеризующихся полифункциональностью, емкостью, многооб разием связей общества и культуры отношений в нем, приобщением сообщества к духовным общечеловеческим и педагогическим ценностям и целям, с правом каждого субъекта культуры на духовное творчест во, собственное ценностное отношение к миру, людям, себе и другим объектам.
Мы полагаем, что посредством образования может быть реализована идея педагогизации общественно-культурной жизни людей. Образование располагает благоприятными возможностями для создания культурного пространства в образовательном процессе и овладения его субъектами педагогической культурой.
Образование, воплощенное в педагогической (учебно-воспитательной) деятельности, базируется на взаимодействии педагогов и учащихся, внутреннюю сущность которого образуют культурные ценности, выраженные в нравственной мотивации, в самооценке отношений к процессу познания, культуре деятельности в целом. Овладение педагогической культурой обогащает деятельность и повышает уровень индивидуального развития каждого субъекта деятельности и культуры.
Педагогическая культура и общение в образовательном процессе, их взаимосвязь проявляется во взаимопонимании, сопереживании, обмене информацией и ценностями педагогов и учащихся, в формировании коммуникативной культуры. Благоприятный стиль общения в образовательной деятельности обогащает1 ее культурно-творческую направленность.
Ценностное отношение педагогов и учащихся к овладению пе-дагогической культурой в образовательной деятельности и общении при определенных условиях приобретает развивающий характер. Овладение педагогической культурой - это глубоко индивидуальный процесс. Его успех зависит от того, в какой мере школа гарантирует право каждого педагога и ученика на выбор собственного пути овладения культурными ценностями и заботится о гуманистической направленности образования в единстве с непрерывным совершенствованием (обновлением) присущих ему целей - целей культуры и способов их реализации.
База исследования; школы NM 227, 430, 24 г.Санкт-Петербурга:
9ГПУ им. А.И.Герцена в рамках спецкурсов "Педагогическое общение", "Педагогическая культура учителя", проводимых на математическом факультете; л- Университет педагогического мастерства на семинарах преподавателей педагогики и кураторов педагогических классов; - другие образовательные учреждения Санкт-Петербурга, Оренбурга.
Методы исследования;
Теоретический анализ работ в области философии, культурологии, психологии, педагогики по проблемам, связанным с темой дио сертационного исследования; диагностический анализ понимания сущности и значимости педагогической культури для овладения и разви-тия общей культуры и личности, включенной в нее; конструирование механизмов овладения учителями и учащимися педагогической культурой; организация процесса общения и деятельности, обеспечивающего необходимыми педагогическими знаниями и умениями; включение учителей и учащихся старших классов в процесс изучения и анализа полученных в ходе исследования результатов; анализ и синтез, обобщение тенденций овладения и развития общей и педагогической культуры и изменений, происходящих в потребностной и мотивациониой сферах личности, в ее ценностных ориентациях; системное теоретическое и практическое обобщение результатов и их представление в рекомендациях и учебных пособиях; апробация учебно-методических материалов.
Этапы исследования:
Исследование проблемы проводилось в несколько этапов. Задачей первого этапа ( 1980 - 1994 гг.) было изучение общения учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе в школе, определение необходимых знаний и коммуникативных умений, выявление и формирование у каждого субъекта образовательного процесса нраве-твенно-ценного отношения к миру и другим людям. На этом этапе применялся ретроспективный анализ практической деятельности авто- pa в качестве учителя средней школы. Ведущим методом исследования на первом этапе явилось включенное наблюдение в процессе опытно-экспериментальной работы, организованной автором в средней школе N227, а также в школах WN 366, 393, 444, 7, 524, 70, І 83, 197 г.Ленинграда в ходе педагогической практики студентов.
Проводя исследование на персом этапе, мы стремились осуществить широкое ознакомление с решением проблем общения, в том числе в процессе обучения и воспитания, представителями смежных наук -философов, социологов, психологов и педагогов, чтобы убедиться в возможностях общения и деятельности в плане развития личности, овладения ею нравственно-ценными отношениями и умениями.
В результате первого этапа было установлено: 1) общение играет особенную, ничем не компенсируемую роль в формировании личности; 2) общение как существенный элемент жизнедеятельности школьников доляен целенаправленно изучаться учителями и самими школьниками: 3) формирование и обмен духовными ценностями, коммуникативными умениями мекду участниками учебной деятельности происходит во всех ее компонентах от выдвижения целей до их реа-лизации через содержание и Формы организации деятельности; 4) общение обеспечивает формирование нравственно-ценных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Полученные выводы позволили определить дальнейшие перепекти-вы исследования: важнейшая стратегическая- линия - изучение теории педагогической культуры и условий овладения ею учителями и учащи-Р мися с целью развития самой культуры и личности в ней. В общем виде план включал в себя наиболее существенные аспекты проблемы: - изучение подходов в различных областях знаний, раскрывающих сущность и взаимосвязь феноменов культура - педагогическая культура - образование - педагогическое образование - деятельность - общение; анализ противоречий, имеющих место в современном образовании и выводящих его на проблемы педагогической культуры; изучение знаний и отношений участников учебно-воспитательного процесса к проблемам педагогической культуры, деятельности и общения; ценное и ориентиры личности, создание условий, обеспечивающих ее вхождение в культуру и развитие личности в ней; определение роли педагогической культуры в овладении и созидании общей культуры, в развитии самой личности; организация общения и деятельности, способствующая самопознанию, саморазвитию и самораск-рытию индивидуальности каждого человека.
Параллельно создавались условия для экспериментальной проверки ведущих идей исследования: обновлялось содержание образования, вводились новые учебные планы и предметы, усиливался блок учебных предметов культурологического направления "Мир общения", "Традиции" (школы 227, 430), "Мир и человек", "Античные цивилизации" (школа 227), "Прелюдия к педагогике0 (более двадцати школ города) (1984 - 1996 гг.); - разработка теоретического подхода к образованию, его содержанию и организации по овладению педагогической культурой средствами общения и деятельности; обновление учебных планов и программ обучения, которые проверялись в условиях эксперимента, -позволившие уточнить гипотетические положения исследования, оформить общий замысел, концептуальные идеи, систематизировать полученные результаты (1990-1996 гг.).
Апробация исследования осуществлялась на всех этапах его организации: в процессе разработки и реализации программы по педагогике для учащихся средних общеобразовательных школ, имеющих педагогические классы (гимназии NN ZZ1, 24 и более 20 школ г. Санкт-Петербурга, Оренбурга); при участии в научно-методическом обеспечении развития образовательных систем г.Санкт-Петербурга (обучение учителей, завучей, директоров, работащих с педагогическими классами); в ходе обсуждения проблем развития общего среднего и высшего образования на республиканских семинарах и научно-практических конференциях в Усть-Каменогорске (1984 г.). Риге (1985 г. ), Крас-ноярске (1988 г.), Пензе (1989 г.), Петрозаводске (1990 гЛ, Оренбурге (1993г.), Архангельске (1994 г.), Санкт-Петербурге (1993-1996 гг.); на международных семинарах: российско - немецком по проблемам профессионального образования (Москва 1993 г.); российско - голландских по разработке образовательных стандартов в демократическом обществе, по проблемам профилирования школ, целостного подхода к построению воспитывающего обучения, организации работы учителя-экспериментатора (Санкт-Петербург, 1995); на заседаниях кафедры педагогики, лаборатории по нравственному воспитанию, лаборатории по проблемам развивающейся школы, Герце-новских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена (1930-1996 гг.); на заседании лаборатории развития образовательных систем Научно-исследовательского института Непрерывного Педагогического Образования в РГПУ им. А.И.Герцена, на Всероссийских научных конференциях по актуальным проблемам непрерывного педагогического образования" (Санкт-Петербург, 1994-1996 гг.); в процессе организации и проведения научно-практических конференций, посвященных проблемам гуманизации учебно-воспитательного процесса, создания культурного пространства, повышения профессионально-педагогической культуры учителя; в процессе разработки и реализации спецкурсов по - педагогике, в ходе педагогической практики, по руководству дипломными работами студентов РГПУ им. А. И. Герцена.
Материалы исследования прошли апробацию на научно-практических семинарах в педагогической гимназии ( N 227), школе N 430 (г.Санкт-Петербург, всего около 20 семинаров, 1985-5996 гг.).
Обобщенные материалы исследования представлены в различных публикациях автора эа 198СЫ996 гг.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в: определении сущности педагогической культуры, как культуры отношений к миру, себе и другим людям, формирующейся в деятельности и общении, во взаимодействии учителя и учащихся, благодаря которым образуется культурное пространство, осуществляется культурное самоопределение личности; разработке нового направления исследования развития личности в .условиях образовательной системы в средней школе, основанного на концепции овладения педагогической культурой каждым ее субъектом; раскрытии взаимосвязей между общей культурой, образованием и педагогической культурой; выявлении возможностей и специфики деятельности и общения в овладении педагогической культурой субъектами учебно-воспитательного процесса; ч- 27 - раскрытии значимости педагогической культуры для развития личности учителя н ученика: обосновании условий, обеспечивающих овладение личностью педагогической культурой.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в конструировании культурного пространства образовательной системы школы, обеспечивающего ее субъектам осознанное вхождение в общечеловеческую культуру, отвечающее личностным особенностям. Разработанные и экспериментально проверенные в ходе исследования программы овладения педагогической культурой участниками учебно-воспитательного процесса могут помочь в поиске новых педагогических решений в современной культурно-исторической ситуации. Материалы научно-практической лаборатории, опытно-экспериментальной работы, учебного курса "Прелюдия к педагогике" позволяют выработать лич-ностно-ориентированнмй подход в обучении учителя и учащихся, что способствует повышению уровня их педагогической культуры, самопознанию каждого, обеспечивает диагностику ценностей и отношений личности, ее характерологических проявлений.
Структура диссертации соответствует логике построения прикладного научного исследования в педагогической области и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (400 работ) и приложений.
Культура в системе наук о человеке
Трудно представить себе термин более распространенный, чем "культура". Термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в науках, (и в философии), где в него вклады- чается весьма разное содержание и ему придается различный смысл. Подсчеты культурологов еще 30 лет назад дали 257 дефиниций рассматриваемого понятия. В последние 10-15 лет возросший интерес к исследованиям культуры повлек лавинообразный рост таких определений. Фиксируемое семантическое и содержательно-теоретическое разнообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и многообразии анализируемого нами понятия.
Теоретическое рассмотрение вопроса о происхождении и формировании самого термина "культура" широко представлено в работах ряда отечественных и зарубежных авторов Ц.Арэаканьяна, А.Арноль-дова, С.Артановского, 3. Биллера, Ю. Вишневского, К.Долгова, Е.Еши-на, К. Жигульского, А, Зворыкина, Н. Злобина, 3. Ион, М. Иовчука, К. Клосковской, Л. Кириковой, М. Кагана, Л, Когана, Е. Коссау, А. Лука-нова, Э. Маркаряна, В.Менуева, Л.Ортанской, С. Савельева, Э.Соколова, А.Уледова, М. Червинского, Г.Шлемма, Е. Штаермана и др.
Изменение значения слова "культура" на протяжении веков ло-казано в капитальном труде И. Нидермана "Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Герде-ра" (194J), где автор проследил, как происходила семантическая трансформация слова.
В исследовании не ставилась цодь дать обстоятельный анализ превращения лексемы "культура" в содержательное понятие, поэтому мы обратились только к тем его характеристикам, которые помогают в определении собственных идей и понятийного аппарата.
Впервые в литературе слово "культура" как теоретический термин встречается в работе римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (в "Тускуланских диспутах" 45 г,до н.э.) и употребляется он не как агротехнический термин (возделывание, обработка земли), а в переносном смысле - применительно к воздействию на человеческий ум. Культура как возделывание, обработка души, ума. Но долгое время термин культура применялся лишь в соединении с чем-либо, как своего рода "функция" чего-то другого, конкретного.
И только в конце XVII века четкое выделение культуры уяге не в связи с объектом в родительном падеже, а как имени существительного связано с трудами немецкого философа-просветителя С.Пуф-фендорфа (Пуффендорф С. О праве естественном), который отходил от цицероновского словоупотребления и впервые характеризовал культуру как нечто единое, противополагаемое "естественному состоянию". По его логике -культура - то, что "содеяно человеком за минусом природного". Он трактовал культуру как нечто положительное, что возвышает человека, выступая как результат собственной человеческой деятельности, дополняющей его внегонюю и внутреннюю природу.
Культура - как "переход из более чувственного и живого состояния в тесно переплетенные связи общественной жизни. Совершенно чувственное, то есть совершенно животное состояние, истинное состояние природы есть отсутствие культуры" (276, с. 32) представлена в работе немецкого просветителя Я.Аделюнга "Опыт истории культуры человеческого рода".
Культурно-творческая направленность деятельности учителя и учащихся
Исследования педагогической культуры, как отмечалось ранее, обращаются к анализу ее аксиологического аспекта. Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры позиция отдельного человека определяется принятием или не принятием ее ценностей, руководством ею или нет в процессе деятельности. Поэтому целесообразно обратиться к другому аспекту культурологического подхода к исследованию педагогической культуры, который состоит в объяснении культуры как специфического способа человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М,С. Каган, . С. Маркарян и др.). Авторами отстаивается необходимость изучения культуры как сложного, противоречивого явления (подробно об этой в 5 1 главы I), исходным понятием которого является "способ деятельности". Вычленение такого исходного понятия побуждает нас обратиться к категории "деятельность и к проблеме соотношения культуры и деятельности.
По категории "деятельность" в современной философской и ПСИ-XQjraro-педагогической литературе, как говорилось выше, даны многообразные описания деятельности, обусловленные сложностью исследуемого объекта, а также использованием различных подходов к выделению структурных составляющих деятельности. В наиболее обобщенной форме основные отличительные черты деятельности заданы в следующем определении: "Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование". (364, с. 151). Из этого определения могут быть выделены характеристики деятельности, имеющие отношение к вопросу о связи деятельности и культуры.
Человеческая предметная деятельность моиет рассматриваться как единица анализа культуры (В. Є. Давидович, Ю, А. Жданов), как первая всеобщая определенность культуры (В.П. Зинченко). Категории "культура" и "деятельность исторически взаимообусловленны. Если проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, то можно убедиться ь адекватном развитии культуры. Культура, в свою очередь, являясь "универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическуд программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности» ее ценностных типологических особенностей и результатов (337, с. 29). Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.
Логика и содержание педагогического эксперимента
Диагностико-формирующий эксперимент разворачивался во времени с 1980 по 1996 год и проходил в два этапа.
На первом этапе (1980-І 985 гг.) закладывались основы овладения педагогической культурой, так как изучалась ее составляющая коммуникативная культура, мы исследовалиіобщение учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе и подготовку к нему. Для этого определяли сущность явления общения, его роль и функции в формировании личности учителя и ученика, процессуальный характер общения, содержание и механизмы реализации, потребности в общении, общение и деятельность, ведущую роль учителя в организации общения и деятельности.
В соответствии с замыслом исследования на этом этапе было проведено изучение реального общения старшеклассников и педагогов с выделением в качестве основных элементов общения - коммуникативных умений и их личностной характеристики - стремлений к обще- нию, к коммуникации. Умения классифицировались по характеру регуляции отношений, по направленности взаимоотношений в деловых и личных связях. Далее был предпринят сравнительный анализ реально-го общения (коммуникативных умений и стремлений) с оценкой и самооценкой его участниками общения - педагогами и учащимися: выявлен ценностно-нравственный аспект общения, наполняемость организационных форм взаимодействия нравственным смыслом.
На основе диагностического исследования проз еден формирующий педагогический эксперимент, суть которого составила теоретическая и методическая подготовка учителей и учащихся к общению, акцент был сделан на аксиологическом аспекте педагогической культуры, отрабатывался механизм овладения общением.
На стороне учителя мы выявляли:
- принятие им личности ученика как ценности, его потребностей, ориентации на его потенциальные возможности и интересы - как основу совместной деятельности;
- признание педагогом значимости коммуникативной культуры для учителя и учащихся;
- признание необходимости владения коммуникативными умениями партнерами по общение.
У учащихся фиксировалось: убеждение в ценности коммуникативной культуры и в необходимости приобретения знаний и коммуникативных умений общения (личностного, делового и регулятивного плана); овладение оценкой и самооценкой коммуникативных способностей; проявление таких личностных качеств как уважение, искренность, тактичность, уверенность в своих силах, объективность в оценке и др.
Работа, проведенная с учителями и учащимися, привела к гуманиэации отношений в школе, удавалось преодолевать отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга, происходил поворот школы к ребенку, росло уважение к его личности, достоинству, доверие к нему.