Содержание к диссертации
Введение
1. Формирование личности специалиста сервисной службы с использованием ценностей национальных культур как педагогическая проблема 19
1.1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования личности 19
1.2. Подходы к решению проблемы интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс различных типов учебных заведений 35
1.3. Модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы как механизм формирования личности будущего специалиста 54
2. Опытно-экспериментальная проверка модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы (на примере торгово- технологического колледжа) 71
2.1. Проектирование содержания подготовки будущего специалиста с использованием ценностей национальных культур 71
2.2. Формирование духовной культуры личности как непрерывный процесс 90
2.3. Выбор педагогических технологий формирования духовной культуры специалиста 111
2.4. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 123
Заключение 139
Список использованной литературы 144
Приложения 157
- Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования личности
- Подходы к решению проблемы интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс различных типов учебных заведений
- Проектирование содержания подготовки будущего специалиста с использованием ценностей национальных культур
- Формирование духовной культуры личности как непрерывный процесс
Введение к работе
Последнее десятилетие 20 века, наряду с его достижениями, поставило перед человечеством ряд задач, выполнение которых должно дать позитивные перемены в обществе. В их ряду - вопросы образования и воспитания будущих поколений. "Сегодня образование — ведущий социогенетический механизм развития всей цивилизации. В связи с эволюцией образовательной системы общество превратилось в интеллектно-информационное. Отсюда неизбежно следует, что образовательная политика любого государства имеет стратегический характер. Образование — важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности экономики государства, капитал, который концентрируется развитыми государствами для удержания монополии в геополитическом пространстве."[6]
Модернизация как перспективное направление российского образования на ближайшие годы предполагает возрастание роли человеческого капитала, "сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур... Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке трмда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования".[86]
В Законе "Об образовании" Российской Федерации подчеркивается, что образование направлено на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни общества, создания основы для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных
общеобразовательных программ[71]. Одной из задач образования остается задача подготовки специалиста, призванного работать в определенном регионе, в определенных условиях труда и быта.
Регион, в переводе с английского языка, означает обширный район, соответствующий нескольким областям (районам) страны или нескольким странам, объединенным историко-культурными, экономическими, географическими и иными особенностями. Это то социальное пространство, которое посильно для освоения отдельным человеком с целью удовлетворения базовых жизненных потребностей, прежде всего в труде и работе как основном способе поддержания существования. Этот ближайший социум одновременно и более понятен человеку, он чувствует себя в нем более комфортно и уверенно. Социальные перемены имеют смысл, если им удается естественным образом интегрироваться в социальную жизнь региона. Территориальная форма организации совместной жизни людей одна из самых ранних и естественных, органичных; жизнь на определенной земле, в определенном географическом ландшафте, имеющая определенные общие черты. Это формирует специфические способы социальной и профессиональной активности, формы отношений людей друг к другу, труду, природе и т. д. Разработка моделей регионального развития с ориентацией на собственные ресурсы, традиции, возможности, естественно, рассматривает образование важнейшим средством развития. Большое внимание уделяется совершенствованию профессиональной школы с учетом специфических особенностей региона, что предусматривает подготовку специалиста, необходимого региону, способного самореализоваться в многонациональных, многокультурных условиях. Поэтому реформирование образования заключается не только в обновлении содержания образования в процессе приобретения профессии, специальности, квалификации в соответствии с интересами учащихся и социальным заказом региона, но и в создании условий, способствующих формированию личности будущего специалиста, в
том числе, созданию условий для изучения языков (родного, русского как языка межнационального общения для представителей других национальностей, иностранных) и формирования этнически-ориентированной личности, приобщенной к национальным ценностям с развитым национальным самосознанием, способной к творческому саморазвитию и самореализации в поликультурном мире. По мнению ученых, специалист должен определять свое положение в обществе как " профессионал -труженник и как носитель культуры"[46]. Этого требует новый социокультурный стереотип личности специалиста XXI века, его уже начинают определять не только по способности мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества и производства, быстрой смене профессий и сферы деятельности, но и по духовно-нравственным качествам, судят о нем как о личности (личность специалиста "должна наполняться здоровым смыслом национального достоинства и культуры межнациональных отношений"[47]). А это, в свою очередь, предполагает, что в числе функций профессионального образования педагогическая (воспитание и развитие личности) и культурологическая (трансляция, сохранение и совершенствование общей, интеллектуальной и духовно-нравственной культуры общества, формирование носителя этой культуры) функции становятся в числе первостепенных по значимости.
Вышесказанное важно и по другой причине. Сегодня в мире наблюдается появление этнического парадокса. С одной стороны, растет популярность проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного мышления с тенденцией к сближению народов. С другой стороны, налицо углубление кризиса межнациональных отношений, связанного с распадом федеративных государств, противодействие "формированию надэтнических народов", "потере" национальных языков, сближению этнического статуса "меньших народов". А "разве это уж так умно отказаться от своих родных, от собственного прошлого..."[23]. В то же время, имеются тенденции
6 безразличия к "соседям". Так, по результатам опроса, проведенного газетой "Восточный экспресс" 26 апреля 2002 года, 55 % казанцев признались, что равнодушны к культуре других народов! Это тревожный знак, свидетельствующий о происходящих в обществе внутренних расколах. "Да, конечно, число людей, интересующихся литературой, музыкой, живописью или театром других народов ненамного меньше, чем равнодушных ко всему этому богатству. Но все-таки меньше. Всего 41 %". Интересно, что интерес к этим вопросам есть и у девушек, и у юношей до 24 лет, потом он резко падает, и вновь появляется только после 35 лет. В этих реалиях необходимо позаботиться о том, чтобы у молодого человека формировалось стремление самореализоваться и образовываться в соответствие с традициями семьи, ближайшего социума, этноса, не утеряв интереса к ним и подкрепляя интерес к "соседям". "Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц"[132].
Для этого важно преодолеть противоречия между глобальными и локальными проблемами, в частности:
стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа;
между традициями и современными тенденциями - адаптация без отрицания собственных корней;
глобализация культуры приобретает всеобщий характер (риск забвения уникального характера каждой личности, опасность для традиций отдельных культур).
Идея интернационализации материальных и духовных ценностей привела к ассимиляции народов, унификации их образа жизни, стиранию различий в культурных и поведенческих стереотипах. Это противоречие актуализирует проблему всех народов - проблему воспитания молодежи, что в полной мере относится и к нашей стране. Во Всеобщей Декларации прав человека ООН сказано: "Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости
и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами...". Поэтому изменились требования к подготовке выпускника образовательного учреждения, особенно это касается тех будущих работников, которые в силу своей деятельности включены в межличностные коммуникации. Как отмечал Н.А.Бердяев, человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно как русский, француз, немец или англичанин[24].
Еще одна проблема актуальна для нашей страны сегодня как никогда - мы сталкиваемся с необходимостью вхождения в мировую цивилизацию на бытовом уровне общения. Расширяются культурные связи, обмен туристами, делегациями на самых разных уровнях.
Обобщая все вышесказанное, становится очевидным, что отечественная система образования должна укреплять достоинство и самосознание как общероссийское, так и, в первую очередь, национальное. Учитывая обстоятельство, что мы живем в поликультурном мире, это определяет путь для воспитания гражданина, патриота, формирования гуманистического мировоззрения. На нем три этапа:
формирование национального самосознания и сознания, формирование межнациональной, межкультурной толерантности, формирование поликультурности (интернационализма). Логично, что для этого, содержание образования (в соответствие с целями, задачами, содержанием и технологиями обучения), должно:
обеспечивать учащимся знания о народах, с представителями которых они учатся, об их культуре, традициях, этике, быте,
прививать любовь к родному языку, культуре, истории своего народа,
формировать правильное национальное сознание и самосознание.
Со времен К.Д.Ушинского идея народности в образовании постоянно являлась
одной из главных идей российского просвещения. Ее верными
последователями были С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.
Сухомлинский и др. Однако в последние десятилетия советского периода интерес к народному опыту, национальным особенностям, традициям, обычаям, больше декларировался, нежели использовался в практической учебной деятельности. С началом новых социально-экономических изменений, вновь возникла потребность в обращении к народным корням. Проблемы возрождения национальной системы образования раскрыты в "Концепции развития татарского просвещения" (Казань, 1991), "Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия)", "Этнопедагогической концепции национальной школы" (Г.Н.Волков) и других источниках. В нашей республике ведущие ученые и учителя - Г.В. Мухаметзянова, Р.А. Низамов, 3. Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, Р.А. Исламшин активно обращаются к идеям народной педагогики как источнику развития нравственности, гуманизма, духовности. Большая работа ведется в Закамском регионе по пропаганде и использованию идей и принципов народной педагогики и культуры (Р.Х. Шаймарданов, Л.Г. Ахметов, М.И. Богомолов, И.М. Хамитов и др.). Сущность и принципы формирования национального самосознания разработаны в исследованиях И.Я. Курамшина, Г.Ф. Хасановой. Вопросы интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса исследованы Ф. Ф. Харисовым, религиозной культуры и содержания образования - Л.А. Харисовой, ценностей татарской семьи — в исследованиях В.Г. Закировой.
Учитывая такое количество научных работ по использованию национальной
культуры в образовании, можно предположить, что в новых экономических
условиях ориентация на национальную культуру как составляющую общей
культуры личности будущего специалиста останется актуальной. В этой связи,
особую важность и практическую значимость приобретает интеграция
национальной культуры в учебно-воспитательный процесс
профессионального учебного заведения. Таким образом ликвидируется разрыв в цепочке "семья - дошкольное учреждение - школа" - "начальная, средняя,
высшая профессиональная школа". Его связующее звено — этнокультурный компонент учебно-воспитательного процесса профессиональной школы. Актуальность этого особенно важна при подготовке специалиста сервисной службы, связанной с постоянным общением с клиентом - важны знания языков народов региона, их традиций, обычаев, других ценностей. Настоящее исследование посвещено этому вопросу. Однако, проведя анализ имеющейся литературы, можно заключить, что сегодня мы не имеем разработанных в полной мере научно-методических рекомендаций по интеграции национальных культурных ценностей в профессиональную подготовку будущих специалистов. Наблюдается отставание в уровне подготовки преподавателей, владеющих инновационными педагогическими технологиями в области национального образования. Заброшена система воспитания как составная часть педагогического процесса. Перечисленные трудности отражают наличие противоречия между объективной потребностью в специалистах, которых отличает высокий профессионализм и этнокультурный потенциал личности и неготовностью профессиональной школы к интеграции национальных культурных ценностей в процесс подготовки такого специалиста, формирования его личности. Имеются и другие противоречия, в которых отражаются грани проблемы:
между необходимостью разработки и применения эффективных методов формирования знаний, умений, навыков в области национального образования с учетом современных требований к учебно-воспитательному процессу в профессиональном звене системы образования, с одной стороны, и ориентацией профессиональной школы на использование традиционного содержания образования, с другой стороны;
между необходимостью формирования толерантности всех членов общества, в том числе и в молодежной среде, с одной стороны, и несовершенством государственной политики в этой области, с другой стороны;
между необходимостью вхождения молодого человека в новое полиэтнокультурное пространство, с одной стороны, и внутренняя его неготовность к этому, в, другой стороны.
Все эти противоречия в полной мере относятся к подготовке специалиста сервисной службы и позволяют сформулировать проблему исследования: Каковы педагогические условия интефации национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы, способствующие формированию личности будущего специалиста сервисной службы?
Тема исследования: Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы. Цель исследования: разработать теоретико-прикладную модель интефации национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы и обосновать педагогические условия ее реализации.
Объект исследования: Формирование личности специалиста в учебно-воспитательном процессе средней профессиональной школы. Предмет исследования: Педагогические условия интефации национальных культурных ценностей в процесс формирования личности специалиста в средней профессиональной школе сервисной службы. Анализ проблемы в теории и практике позволил выдвинуть гипотезу: формирование личности будущего специалиста сервисной службы на основе национальных культурных ценностей будет успешным, если:
а) разработана теоретико-прикладная модель интефации национальных
культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс;
б) создаются и поддерживаются педагогические условия реализации этой
модели в учебном заведении сервисной службы:
содержание образования спроектировано путем интефации ценностей национальных культур в общую и профессиональную подготовку,
II - организация педагогического процесса предусматривает интеграцию ценностей национальных культур в содержание образования,
социокультурное пространство учебного заведения способствует
формированию этнокультурного потенциала личности каждого учащегося и естественности его проявления;
в) осуществляется подготовка педагогического коллектива с учетом традиций народной педагогики и национальных культурных ценностей. Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:
Провести теоретический анализ проблемы исследования и обобщить имеющиеся психологические, педагогические, философские концепции по теме исследования;
Определить методику отбора национальных культурных ценностей для интеграции их в общеобразовательную, профессиональную подготовку, воспитательную деятельность профессионального учебного заведения на основе адаптационной авторской версии;
Разработать и апробировать теоретико-прикладную модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы сервисной службы;
Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий реализации модели интеграции национальных культурных ценностей в
учебно-воспитательный процесс ССУЗ сервисной службы. При разработке теоретического и прикладного аспектов интеграции ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы мы опирались на методологические положения о соответствии содержания образования и воспитания этнофилософским традициям, этнопедагогическим особенностям народа (Г.В.Мухаметзянова), о формировании социокультурного потенциала современного специалиста (Л.А.Волович). Методологическими основами данного исследования являются
философские, психологические и педагогические труды, посвященные
проблеме формирования личности, теории ценностей, вопросам
формирования национальной культуры и ее интеграции в учебно-воспитательный процесс. Исследование опирается на следующие теории: национально-ориентированного образования, опирающегося на принцип народности в педагогике (К. Д. Ушинский, К. Насыри), развития национальной системы образования (Г.В.Мухаметзянова), основы этнологии (Е.П. Бусыгин), гуманистические идеи воспитания ребенка (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, а также труды современных ученых Л.А.Воловича, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова), целостного процесса формирования личности (Л. А. Волович, М. А. Данилов, В. С. Ильин, А. А. Кирсанов, Н. М. Таланчук), интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Ф.Ф.Харисов), социализации личности, понимаемой как ее включение в систему общественных отношений (И.С.Кон, В.Ш.Масленникова, П.Н.Осипов), творческого развития личности (В.И.Андреев), положение о культуре как источнике формирования содержания образования (И. Я. Лернер, М. И. Скаткин), культуры (Ю.В.Бромлей, Э.С.Маркарян), основы обучения и воспитания в профессиональной школе (С.Я.Батышев, Г.И.Ибрагимов, А.М.Новиков), психологии управления (Р.Х.Шакуров), идеи педагогической герменевтики (Л.С.Выготский), теории ценностей (Б.С.Алишев, Р.Ф.Шакуров), саморазвития и самореализации учащихся (П. Н. Осипов), использования народной педагогики в педагогическом процессе (К.Х.Ахияров, Я. И. Ханбиков, Д.С.Ягафарова, Г.Ф. Хасанова, В.Г. Закирова). Для решения поставленных в этой работе задач применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по исследуемой проблеме,
анализ предмета и проблемы исследования,
педагогическое наблюдение,
анкетный опрос,
педагогический эксперимент,
изучение и анализ педагогического опыта работы преподавателей, а также самоанализ собственного опыта работы в должности заместителя директора по национальному образованию и воспитанию,
абстрагирование, анализ, синтез в разработке концептуальной модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс.
Эмпирической базой исследования является передовой опыт преподавателей, мастеров, администрации Торгово-Технологического колледжа № 117 и филиала Казанского государственного университета (г. Набережные Челны). На защиту выносятся:
Теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы.
Совокупность педагогических условий, обеспечивающих интеграцию национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы.
3. Методика отбора национальных культурных ценностей для интеграции их в содержание образования. Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (1996 год) был проведен анализ проработанности в науке и практике проблемы исследования. Раскрыта сущность и определено содержание исследования, разработаны его теоретические основы. Определена методика и программа педагогического эксперимента.
На втором этапе (конец 1996-2000 годы) проводилась экспериментальная проверка эффективности интеграции ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс на базе торгово-технологического колледжа,
изучалось влияние и взаимодействие социокультурных пространств города (в их числе Набережночелнинский филиал КГУ, школы и предприятия торговли и общественного питания города).
На третьем этапе (2001-2002 годы) были обобщены результаты эксперимента, выполнена корректировка концептуальной модели, сформулированы выводы и разработаны рекомендации для работников системы профессионального образования и руководителей сервисной службы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в
обоснована, предложена и апробирована теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы, повышающая качество профессиональной подготовки и личностного потенциала будущего специалиста сервисной службы;
уточнены и обогащены понятия "национальные культурные ценности" и "этнокультурный потенциал" личности. Национальные культурные ценности мы понимаем как социокультурные ценности, созданные, сохраненные, реализуемые и воспроизводимые в процессе жизнедеятельности этнической общности. Этнокультурным потенциалом личности мы называем способность личности к восприятию, освоению, осмыслению, передаче, сохранению и обогащению национальных культурных ценностей как родного, так и других народов, умению использовать эти ценности в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;
выявлено продуктивное взаимовлияние социокультурных пространств учебного заведения и города на процесс формирования этнокультурного потенциала личности специалиста сервисной службы.
Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса рекомендованной методикой отбора ценностей национальных культур для интеграции их в содержание
образования; в разработанном курсе "Национальные культуры: сервисный аспект", позволяющем использовать национальные ценности различных народов для формирования как профессиональных, так и личностных качеств, знаний, навыков и умений. Теоретические и экспериментальные результаты могут стать основой серии методических рекомендаций для преподавателей, руководителей ССУЗов и предприятий сервисной службы.
Для всех типов современной сервисной службы выводы о необходимости повышения этнокультурного потенциала личности помогут сориентироваться на специалиста, способного работать эффективно в изменяющихся социальных условиях. В свою очередь, это, возможно, позволит избежать существенных затрат на переподготовку и переучивание специалиста, а также будет способствовать формированию здорового микроклимата в трудовом коллективе.
Непосредственно для отдельного учащегося возможность развития его этнокультурного потенциала сделает более привлекательным процесс учебы, позволит лучше подготовиться к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды.
Апробация исследования и внедрение его в практику проводилось путем
выступления диссертанта на:
Научно-практической конференции "Инновации в профессиональном образовании: теория и практика", Казань, 1997. - "Опыт и проблемы внедрения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс колледжа",
Всероссийской научно-практической конференции "Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы", Казань, 1998. - "Включение ценностей национальных культур в учебно-воспитательный процесс средней профессиональной школы",
Международной научно-практической конференции "Социально-профессиональное становление молодежи" Казань, 1999. - "Необходимые
16 условия социально-профессионального становления молодежи и роль национального образования в социализации студентов торгово-технологического колледжа",
Республиканской научно-практической конференции "Формирование конкурентоспособного специалиста в новых типах учебных заведений профессионального образования: опыт, проблемы, пути решения", Набережные Челны, 1999. - "Двуязычие как фактор формирования конкурентоспособного специалиста",
VIII Всероссийской научно-практической конференции "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования", Казань, 2000. - "Включение ценностей национальных культур в воспитательную работу ССУЗа",
Межрегиональной научно-практической конференции "Этнокультурный фактор совершенствования системы образования республики Татарстан" Казань, 2000. - "Этнокультурный фактор улучшения межличностных коммуникаций",
Всероссийской научной конференции "Социальная психология в периоды кризиса общества", Набережные Челны, 2000. - "Обращение к национальным культурным ценностям в воспитании молодого поколения",
8. Седьмой Международной научно-практической конференции "Этнопе-
дагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений",
Казань, 2000. - "Основа духовности личности - в ее национальных корнях",
9. Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование
организационно-экономического механизма управления общеобразовательным
комплексом", Набережные Челны, 2002. - "Национальные культурные ценности
в образовательной системе многонационального города",
статьях:
10. Ориентир - на национальные культурные ценности. // Профессиональное
образование. - Казань, № 2, 1998. - С.69-71,
Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования личности
Проблема формирования, развития, становления и воспитания личности активно разрабатывается в педагогике, философии, социологии, психологии на протяжении многих веков. Принято считать, что понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя. Чаще всего в это понятие закладывают ее социальный смысл:
- это специфическая социальная характеристика человека, его общественная сущность, выявленная в конкретно мыслящем "чувствующем человеке" [8],
- это продукт включения человека в общественные отношения и приобщение его к культурным нормам и ценностям,
- устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включения индивидов в систему в-ейеему- социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения[184, с.556].
Различные стороны теории личности проанализированы психологами. Эта проблема была интересна А.Адлеру, А.Маслоу, Ж.Политцеру, К.Роджерсу, З.Фрейду, Э.Фромму, Э.Шпрангеру, К.Юнгу, Психологи советского периода рассматривают категорию личности в связи с: - потребностями - установками - деятельностью (Д.Н.Узнадзе), - установками и потребностями (В.Г.Норакидзе), присвоением социального опыта (Л.С.Выготский)[49].
Такой подход стал единой теоретической основой для анализа личности у различных школ и течений в области психологии советского периода: в характеристике личности важны статус, роли и ценностные ориентации, определяющие особенности мотивации её поведения (Б.Г.Ананьев)[7], формирование личности представляется как развитие процесса целеобразования и действий субъекта во имя реального единения членов общества через восходящее движение в нравственно-ценностной плоскости (А.Н.Леонтьев)[98], процесс формирования личности прежде всего путь становления её индивидуальности (К.А.Альбуханова-Славская)[1], - становление личности происходит при превращении её из объекта общественного развития в его субъект (А.Г.Асмолов)[16], изучение психических явлений личности невозможно без исследования человека вне того историко-культурного контекста, в котором он существует (Л.С.Выготский)[49] . Современная западная философская школа называет необходимыми следующие качества личности[129]: - системное научное мышление (творческое и критическое), - высокое нравственное сознание и логичное социальное поведение - общая и экологическая культура, система научных знаний и информационная культура, творческая активность и толерантность, - моральные мотивы труда. При формировании новой личности, по мнению американского философа К.Дорсетта, важны следующие направления в области обучения, развития и воспитания: - глобальное сознание, - глобальное мышление, межкультурные коммуникации, - языковая подготовка, воспитание толерантности, культура межличностного общения, - усвоение традиций своей нации, здоровый образ жизни.
Педагогические аспекты формирования личности исследовались в работах Я.А.Коменского, А.Дистервега, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др. Они считали, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью и воспитанием, отводя последнему определяющую роль. При этом личность понимается как социокультурный продукт среды и воспитания. Такой идеи придерживались создатели и последователи известных сегодня прогрессивных воспитательных систем, таких как Вальдорфская школа, школа Селестена Френе, школа Марии Монтессори и других. Для них главная цель воспитания - это формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять объективные системы социальных ролей. Под такой целью понимается тот конечный результат, который необходимо достичь всем ходом воспитания личности на различных этапах ее развития. Такой подход ученые назвали личностно-ориентированным подходом.
Передовая педагогическая мысль XX столетия отличается широкой панорамой теорий и подходов к проблеме формирования личностной парадигмы. В Советском Союзе проблема личности решалась с марксистско-ленинских классовых позиций: личность участвовала в социальных отношениях и представляла ценность не сама по себе, а как выразитель интересов определённого класса. Проблема формирования личности "советского человека" сводилась к "подтягиванию" его к определённому эталону, и анализ действительного положения вещей зачастую замещался утверждением идеального образа - воплощения того, каким должен быть строитель нового мира. Педагогическая литература о воспитании основывалась на трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина. Основополагающим для отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, Н.Ф. Каптерев, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.В.Сухомлинский и др.) является положение, что основой и целью образования является развитие личности, а сама личность рассматривается как приоритет в педагогической деятельности. "Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук."( А.С.Макаренко)
Подходы к решению проблемы интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс различных типов учебных заведений
При исследовании любой проблемы важно рассмотрение как теоретических разработок в изучаемой области, так и путей ее практического решения. В нашем случае интересны также различные подходы к интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы страны - разработки нового содержания образования, использование новейших педагогических технологий в общеобразовательной и профессиональной подготовке, введение новых форм воспитательной внеурочной деятельности, а также в целом создание здорового социокультурного пространства, способствующего формированию этнокультурного потенциала каждой личности и возможности его естественного проявления. Одним словом, все, что направлено на формирование, развитие личности будущего специалиста, призванного работать с людьми и для людей.
Логично, что в педагогической деятельности важное значение имеют ценности традиционной культуры. Традиционная культура в науке рассматривается как термин равнозначный понятию народная культура, где отношения человека к обществу и миру регулируются повседневной практикой, как исторически сложившаяся система и форма передачи культуры, как наиболее устойчивая сфера общественной жизни. Говоря о ценностях, главными ценностями называют традиционно общечеловеческие ценности. Они создаются общими усилиями всех народов, они многочисленны, самоценны независимо от национальной принадлежности [183], но среди их множества можно выделить те, которые объединяют, создают предпосылки для воспитания представителя любого этноса - это природа, игра, слово, общение, идеал, религия, искусство, традиции. Весь спектр ценностей каждого народа важен для становления духовной культуры личности, поэтому так важна в системе образования "установка на национальное воспитание и образование" [5], ведь воспитание создает человека, но не просто человека. Все привычки и обычаи, характерные для каждого народа, все этнические особенности поведения именно воспитываются.
В исследовании В.Брожика [32] поднимается проблема ценностной детерминанты личности "в мире родины". "Родина - это особая подсистема целостности общественного бытия, специфическая конкретизация единства его предметности, ценностной предметности и значимости, в рамках которых действующий субъект воспроизводит условия своего общественного существования". Далее "вещи, деятельность, способы поведения и т.д., которые как знаки по воле человека стали элементами его родины, служат не только передаче информации, но и ее сохранению". Родина является средой для реализации личности, она свидетельствует о его самобытности, активности по отношению к наследию. Ценности культуры региона ближе всего относятся к "миру родины"- малой Родины, "второй родины", "исторической родины", в которой человек осознает ценности или по традиции их воспринимает, или идентифицирует свои личностные ценности с ценностями культуры региона, соотносит их, оценивает, осваивает и развивает. Г.Н.Волков считает: "Можно полагать, что стереотипные характеристики, подчеркивающие наиболее сильные и самобытные черты народов, такие, как "энергичные и предприимчивые татары", "сообразительные и гордые черкесы", "музыкальные украинцы", "горячие и темпераментные молдаване",... не потеряли своего значения до сих пор" [43 , с. 15]. Эти этнические характеристики, по нашему мнению, важны как для личности в целом, так и для ее профессионального становления, конкурентоспособности в условиях постоянно меняющейся жизни общества.
Поэтому обращение к национальным ценностям важно на всех этапах непрерывного образования.
Диссертант умышленно рассматривает примеры не только профессиональных учебных заведений, но и общеобразовательной, дополнительной системы образования, создания социокультурного пространства. Изучая научные статьи, периодическую печать по теме исследования, знакомясь с опытом коллег, мы выявили несколько основных подходов:
1) разработка целостной региональной программы с опорой на национальные культурные ценности региона; 2) создание учебных заведений, комплексов, подготовка по новым специальностям; 3) включение и интеграция в учебно-воспитательный процесс новых учебных предметов, курсов производственного обучения; 4) создание здорового этнокультурного пространства учебного заведения (включая музеи, проведение воспитательных мероприятий и др.); 5) формирование этнокультурного пространства региона (города, села и т.д.); 6) зарубежный опыт.
Итак, рассмотрим эти подходы на примерах.
1) С начала 90-х годов на разных уровнях делались попытки возрождения национальной школы, использования культурных ценностей народов в учебно- воспитательном процессе учебных заведений. В 1990 г. эти идеи нашли подтверждение в документе Коллегии министерства образования РСФСР "О Концепции национальной школы РСФСР, научных и организационных механизмах ее реализации", позже — в "Программе стабилизации и развития российского образования в переходный период" (1991 г.) Однако в них отсутствовали содержательный и технологический уровни. Принятый в 1992 г. Закон Российской Федерации "Об образовании" сделал сферу управления образованием полисубъектной. Закон закрепил и компонентный принцип организации содержания образования, оставив установление федеральных компонентов за федеральными органами государственной власти и отдав установление национально-региональных компонентов в компетенцию соответствующих субъектов Федерации [71]. В статье 2 п. б) Закона в качестве принципов государственной политики в области образования утвержден принцип единства федерального культурного и образовательного пространства и, одновременно, принцип защиты системой образования национальных культур и региональных культурных традиций.
Проектирование содержания подготовки будущего специалиста с использованием ценностей национальных культур
Опытно-экспериментальная проверка представленной модели осуществлялась в торгово-технологическом колледже города Набережные Челны - инновационном учебном заведении системы начального профессионального образования. Некоторые дополнительные исследования проводились на базе филиала Казанского государственного университета, изучение социального заказа, уровня актуальности проблемы исследования — в составляющих социокультурного пространства города (школах, других вузах, предприятиях общественного питания и торговли, национальных культурных общинах города Набережные Челны).
С начала 90-х годов в колледже проводится педагогический эксперимент, направленный на подготовку конкурентоспособного специалиста для сферы торговли и общественного питания города. Разработана, апробирована модель выпускника колледжа. Мы полагаем, что теоретико-прикладная модель интеграции национальных культурных ценностей является дополнением и составляющим компонентом механизма реализации модели конкурентоспособного выпускника колледжа.
Логику опытно-экспериментальной работы мы выстраивали, учитывая два следующих момента:
1) В развитии и формировании личности значительную роль играют следующие группы факторов: - биологическая детерминанта (природные задатки), - детерминанты окружающей среды (социокультурное пространство), - целенаправленный учебно-воспитательный процесс, - собственная активность студентов, обозначенная потребностями, склонностями, целью и мотивами.
Важна взаимосвязь и постоянная интеграция перечисленных факторов для получения положительного результата.
2) Требования к уровню подготовки современного специалиста предполагают изменения сложившихся подходов к организации процесса обучения и воспитания с учетом состояния развития будущей сферы деятельности наших студентов. Сегодня в сфере организованной торговли города Набережные Челны занято 7,5 тысяч человек, которые объединяют работу 183 стационарных магазинов, 96 предприятий общественного питания: 15 ресторанов, 14 баров, 38 кафе и 28 закусочных, более 700 магазинов среднего и мелкого бизнеса, 38 рынков и микрорынков, 625 единиц объектов мелкой торговли, соответственно потребность города и региона в специалистах не уменьшается и требования к его подготовке увеличиваются. Социальный заказ формируется в соответствии с требованиями времени. В их числе требования, связанные со знанием государственных языков, национальных традиций и обычаев народов республики. С учетом отмеченного планировалась и ведется учебная, производственная и
воспитательная деятельность в колледже.
Проектирование содержания подготовки будущего специалиста составило четыре основных фазы (Таблица 2): - теоретико-подготовительную, - диагностическую, - фазу включения национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, - фазу анализа результатов и подготовки рекомендаций. Теоретико-подготовительная фаза включила в себя следующие этапы: - изучение актуальности проблемы исследования в учебном заведении и разработанности проблемы в городе; - изучение опыта и подходов к решению проблемы в различных учебных заведениях города, республики, страны; - подбор и изучение научной и методической литературы по теме исследования; - анализ исходного состояния проблемы в рамках учебного заведения (методическое обеспечение, готовность педагогического коллектива к исследованию); - актуализация проблемы исследования на уровне администрации; - разработка теоретических основ исследования (модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс, методика отбора национальных культурных ценностей для их последующей интеграции в учебно-воспитательный процесс); - включение целей и задач исследования в общие цели и задачи учебно-воспитательного процесса колледжа.
Актуальность нашей деятельности освещена во введении и параграфе 1.1, опыт и подходы к решению проблемы - в параграфе 1.2., модель интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс колледжа, вспомогательные модели и схемы, формализующие проблему - в параграфе 1.3.
Учитывая ситуацию, связанную с введением государственного образовательного стандарта и включением национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений, актуальность проблемы нашего исследования была теоретически очевидна. Поддержка исследования была обозначена и в городском управлении образования, и на уровне администрации Торгово-технологического колледжа. В этот период в учебных заведениях города была введена должность
Формирование духовной культуры личности как непрерывный процесс
Использование потенциала национальной культуры в целях развития духовной культуры личности, ее этнокультурного потенциала предполагает обращение к духовно-нравственной сфере и связано с этнической ориентацией личности, передачей ей нравственно-этических, мировоззренческих, эстетических, прагматических ценностей и другой информации, свойственной национальной культуре. Для этого "важна культуросообразность развития личности в процессе постижения национальной культуры, что достигается посредством включения эмоциональной сферы, энергии чувств в процессе восприятия этнокультурных явлений, эстетический, эмоциональной окрашенности впечатлений, приобщения к этнокультурному художественному мироощущению народа" [173,с.74]. Поэтому так важен для нас герменевтический подход - прочувствование факта, ситуации, события.
Социокультурное пространство учебного заведения частично забирает на себя функции, ранее присущие семье, роду - создание "почвы" духовности, способной помочь вступающему в мир человеку узнавать, осмысливать, выбирать, присваивать те ценности, с которыми ему жить, которые ему более понятны и близки. Причем, эти процессы все больше смещаются в сферу ментального, изучение этнических ценностей делает своим объектом не только материальные ценности, но и этнокультурные формы внутренних представлений человека о мире, самом себе, отношениях с миром и людьми, такие феномены как национальное самосознание, национальный образ мира. Таким образом, повышение уровня духовной культуры личности тесно связано с осознанием личности как части этноса, повышения его этнокультурного потенциала.
Как было отмечено в 1.1., духовная культура - это сложное, многостороннее общественное явление, неразрывно связанное с понятием материальная культура, в тоже время это способ и результат духовной деятельности человека. Структура духовной культуры очень велика. Она включает в себя разные виды общественного сознания: искусство, мораль, право, политику, идеологию, фольклор и мифологию, язык, религию, образование, просвещение, науку, литературу, нравы и обычаи, и т.д. Суть духовной культуры в творческой деятельности и проявляется в процессах создания ее элементов.
В ходе опытно-экспериментальной работы, естественно, что в круг наших интересов попали не только экспериментальная площадка, но и учебные заведения, учреждения культуры, государственные учреждения, что является социокультурным пространством города (Рис.7). Этот "фон" предполагает разные уровни взаимодействий членов социума - учебные заведения — предприятия, государственные, культурные учреждения - профессиональные учебные заведения и т.д. Среди них — сотрудничество торгово-технологического колледжа со всеми элементами этого пространства, в том числе, этнокультурные взаимодействия.
Торгово-технологический колледж г. Набережные Челны - полиэтничное учебное заведение. В 1996 - 2000 годах здесь обучались представители от 8 до 17 различных национальностей, что давало возможность для экспериментальной работы.
Мы исходили из того, что современная профессиональная школа, ориентированная в первую очередь на подготовку специалиста, выдвигает на первый план те учебные предметы, которые наряду с профессиональной направленностью, по самому содержанию "транслируемого" ими опыта несут возможность целенаправленного воспитания личности, в частности, воспитания духовной культуры на основе национальной культуры.
Деятельность диссертанта показала, что мозаичность, эпизодичность в работе снижают успех работы по формированию, развитию этнокультурного потенциала как основы духовной культуры личности, поэтому важна непрерывность, системность и преемственность в работе. Эти принципы мы реализовали посредством:
- ознакомления учащихся с культурой, традициями разных народов через литературные, фольклорные, декоративно-прикладные "образцы"; - изучение культур национальных диаспор через общение с наиболее яркими представителями различных национальностей, несущими в себе потенциал национальной культуры; - реализации разноплановых мероприятий от внеурочных по предмету до спортивно-досуговых; - использования различных методов и форм деятельности для приобщения учащихся в разном качестве (от зрителей до организаторов и участников) к разнообразным видам деятельности и творчества; - открытие этнографического уголка, сбор материала для музея; - установление связей с культурно-просветительскими учреждениями города, региона и республики; - оформление учебного заведения. В представленном исследовании такой подход осуществляется за счет интеграции национальных культурных ценностей, входящих в следующие блоки: - Языково-литературный ("Русский язык и литература", "Татарский язык и литература", факультатив "Татарский язык для менеджеров", иностранные языки - английский и немецкий), - Культурологический (факультативы - "Эстетика", "Мировая художественная культура", "Национальная культура: сервисный аспект"", "Умение вести дом", "Национальная кухня народов мира", "Рисование для кондитеров", "Грация", "Физическая культура"), - Историко-мировоззренческий ("История России", "История Татарстана", "Обществознание", "Психология", факультатив "Познай себя"), - Профессиональный (включение национально-регионального компонента с преимущественной опорой на духовные ценности в спецдисциплины, профессиональная подготовка, практическая деятельность, внеурочная профессиональная деятельность), - Творческий (этнокультурный компонент воспитательной работы в колледже).
Каждый из блоков реализует цели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс по следующим путям: историко-культурному, этнографическому, художественному, экологическому, философско-мировоззренческому, традициям физической культуры, традициям рода, трудовым профессиональным традициям. Рассмотрим отдельно каждый блок.
Итак, языково-литературный блок. Татарский, русский, иностранные (английский и немецкий) языки - это не только языковые знания, но и навыки общения, самовыражения во время проведения внеурочных мероприятий. Преподавание татарского языка ведется в колледже с 1990 года.