Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Урусова Зурият Магометовна

Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника
<
Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урусова Зурият Магометовна. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 200 с. РГБ ОД, 61:05-13/2046

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-педагогические основы становления традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 12

1.1. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа 12

1.2. Становление и развитие традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 37

1.3. Традиции семейного воспитания в педагогике карачаевского народа 56

Выводы 86

ГЛАВА II. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника 89

2.1. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи 89

2.2. Идеал совершенного человека в карачаевской семейной педагогике 110

2.3. Труд - как основное средство в формировании личности младшего школьника в карачаевской семье 139

2.4. Взаимодействие семьи и школы в формировании личности младшего школьника 162

Выводы 178

Заключение 181

Библиография 188

Введение к работе

Актуальность исследования. Решение современных социально-экономических, политических и образовательных задач, вставших перед современной Россией, актуализировало проблемы культуры и человека как ее носителя, усиление роли культуры в воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что человек информационной цивилизации XXI в. может руководствоваться разными ценностями, вместе с тем главным регулятором его поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, этнокультурной и социокультурной активности. В этом процессе особая роль отводится современному осмыслению этнических ценностей культуры, рассмотрению их в качестве оздоровляющего компонента культурно-воспитательных систем. Современному человеку необходим возврат к истокам своих культур, приобщение к их традициям, позволяющим осознать принадлежность к своей нации. В обращении к культуре своего народа его привлекает ощущение глубинной связи между собственной судьбой и судьбой этнокультуры, пока жив народ, жива и его культура и опора на родную культуру порождает веру и надежду человека, чувство уверенности и защищенности.

Семья как общность людей, связанных отношением супружества, роди-тельства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демо графические изменения, здоровье общества, становление гражданских позиций. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые бы принесли положительные результаты.

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры, и это возможно лишь на основе глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.

Актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде, средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающего поколения, развития любви к родному народу, гражданственности.

Сегодня остро ощущается потребность в разработке этнопедагогических проблем семейного воспитания и, в частности, в карачаевской семье. Обращение ученых и учителей к традиционной народной педагогике, критическое осмысление жизни и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные методы и средства, способствующие воспитанию молодого поколения. Особенно важно осуществление целенаправленного воздействия традиций на детей младшего школьного возраста, ибо основы формирования цельной личности закладываются именно в этом возрасте.

В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, .Сухомлинского, Л.Н.Толстого,К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, И.Я.Яковлева, Н.М.Охотникова, Г.Т.Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П.Борисенков, Б.З. Вульфов, Т.С.Комарова, В.М.Коротов, Г.Б.Корнетов, Б.Т.Лихачев, СВ. Мягченков, В.И.Петрова, Ю.П.Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (И.А.Арабов, А.Л.Бугаева, В.И.Баймурзина, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н.Волков, А.Г.Гашимов, АЛО. Гранкин, М.Б.Гуртуева, В.Г.Закирова, А.Э.Измайлов, Б.А Кадыров, Ш.А.Мирзоев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, К.Б.Семенов, Э.И.Сокольникова, М.И.Стельмахович, СБ.Узденова, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров), труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д.Алиев, Е.П.Алексеева, Х.Х.Биджиев, М.Д.Каракетов, А.И.Караева, М.А.Мизиев, К.Т.Лайпанов, В.П.Невская, Р.А-К.Ортабаева, Е.Н.Студенецкая, К.М.Текеев, М.А.Хубиев, К.И.Чомаев, И.М.Шаманов, Ф.С.Эфендиев).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и ее влияния на формирование личности младшего школьника.

Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на подрастающее поколение на основе использования богатств народной педагогики.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между: •отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования; •воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и этнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей в новых социокультурных условиях; •объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации воспитательной парадигмы в этом направлении; •богатством потенциальных возможностей традиционной педагогической культуры карачаевской семьи по формированию личности младшего школьника с выраженным национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогических инстру-ментариев данного воспитательного процесса.

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каков воспитательно-образовательный потенциал традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и возможности ее использования в формировании личности младшего школьника. Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования - воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры карачаевского народа.

Предмет исследования - традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника.

Гипотеза исследования заключается в том, что традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как этнически целостная и самобытная система воспитания будет служить обогащению практики семейного воспитания, способствовать становлению национального самосознания, сохранению этнической общности, возрождению и развитию ее самобытности, формированию этнического менталитета подрастающих поколений, если:

• раскрыта общечеловеческая и национальная сущность традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, ее общность и взаимосвязь с педагогическими культурами горских народов Северного Кавказа;

• выявлена и проанализирована система формирования идеала совершенной личности в карачаевской семейной педагогике;

• выявлены и раскрыты особенности содержания воспитательного потенциала карачаевской семьи, направленного на формирование личности младшего школьника;

• выявлены факторы, средства и методы воспитания детей младшего школьного возраста в карачаевской семье.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить опыт традиционной педагогической культуры карачаевской семьи как этнически целесообразной системы воспитания.

2. Раскрыть современную традиционную систему воспитания, обосновать пути и средства достижения идеала совершенной личности в карачаевской семье,

3. Вычленить воспитательные ценности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, направленные на формирование личности младшего школьника.

4. Обосновать структуру этнопедагогического пространства карачаевской семьи.

5. Охарактеризовать факторы, методы и средства воспитания в семейной педагогике карачаевцев.

Методологическую основу историко-педагогического исследования составили: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития; системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, системный, деятельност-ный и личностный подходы. Особое место в методологии заняли положения общей и этнической педагогики карачаевского народа, этнопсихологии, этнолингвистики, этнографии, этнологии и педагогической антропологии, идеи гуманизации и этнопедагогизации воспитания.

В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались методы: теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий; изучение ретроспективной информации по теме; теоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников, документов и архивных материалов по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, опыта работы школ; беседы с учащимися, учителями и родителями; пилотажный опрос, методы математической обработки материала.

Организация, база и этапы исследования.

Исследование проводилось в 1999-2005 гг. на базе общеобразовательных школ г. Карачаевска и Карачаевского района.

Первый этап (1999 - 2001 гг.) - изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедагогической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной литературы по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; исторических и архивных документов; выявление уровня разработанности проблемы; определение цели, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (2001-2003 гг.) - систематизация и определение наиболее эффективных путей использования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи в формировании младших школьников в современной этнокультурной среде;

Третий этап (2003-2005гг) - анализ роли семьи и школы в формировании личности младшего школьника; уточнение и систематизация полученных результатов, обобщение теоретических положений и выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования выявлена зависимость и взаимообусловленность исторической эволюции традиционной педагогической культуры карачаевской семьи от уровня развития общественно-педагогической мысли, научных, философских, религиозных, и нравственно - эстетических представлений народа; определены этапы в истории развития традиционной системы воспитания в карачаевской семье как одного из важных элементов в раскрытии особенностей педагогической культуры народа; дана научная характеристика этнопедагогического пространства карачаевской семьи как одной из категорий современной педагогической науки; раскрыты особенности организации (соблюдение этикетных норм поведения «Тау адет», традиции фамильной (родовой) чести, воспитание детей в совместном труде, взаимопомощь, культ почитания старших, традиции родной земли) воспитательной деятельности карачаевской семьи в формировании личности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования обоснованы сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, которые заключаются в раннем начале домашнего воспитания; природосообразности, преемственности, иерар-хизированности, инвентаризуемое™ и импровизируемости; выявлены факторы (природа, труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал) и средства карачаевской народной педагогики (традиция, обычаи, ритуалы, игры, праздники, фольклор) в воспитании детей младшего школьного возраста; уточнены педагогические условия (усиление этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса; создание целостной педагогической системы на базе консолидации семьи, школы, общественности в этом направлении; изучение учащимися прошлого и настоящего родного края, местной среды и др.) использования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи в формировании личности младшего школьника.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что его результаты способствуют пополнению релиогональной системы образования новым фактическим материалом относительно самобытной системы воспитания карачаевской семьи; они могут быть использованы родителями в деле совершенствования семейного воспитания, а педагогами образовательных учреждений в просветительской деятельности родителей, в организации этнопедагогизации процесса воспитания, в пропаганде идей народной педагогики среди карачаевского населения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к анализу проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, обобщением (анализом и синтезом) многообразного материала, взятого из научно-литературных, архивных источников, современной практики воспитания подрастающих поколений, научной апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов в начальных национальных школах.

На защиту выносятся следующие положения: традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как ценный педагогический опыт, целостной этнической системы воспитания, сложилась под воздействием исторических, политических, социально-экономических условий жизни карачаевского народа в течение длительного периода; этнопедагогическое пространство карачаевской семьи, представляет собой единство общечеловеческого и этнического в формировании личности младшего школьника; эффективность использования традиционной педагогической культуры карачаевского семьи в формировании личности младшего школьника определяется уровнем взаимодействия родителей и учителей, развитием у них профессиональной и педагогической культур.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкеского государственного университета; докладывались на всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях: Карача-евск (1998-2005), Казань (2005), Майкоп (2004), Ставрополь (2005), Волгоград (2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа

В настоящее время значительная часть современных исследований строится на базе системного подхода, который представляет изучаемый объект в виде системы, т.е. формирует о нем знания, необходимые для всестороннего решения задач исследования. Существуют разночтения в трактовке системного подхода. Системный подход наиболее эффективен в исследованиях сложных, динамических, самоуправляющихся систем, представляющих высокие уровни организованности бытия - биологический, социальный и т.д. (92, 13). Системный подход считается одной из фундаментальных стратегий научного исследования, исторически вызванной необходимостью изучения сложно организованных систем. Как показали исследования, высокую эффективность имеет системный анализ культуры, который позволяет получить знание об изучаемом типе культуры как о целостном, развивающемся объекте. Сказанное убеждает нас в целесообразности использования системного подхода в исследовании традиционной педагогической культуры.

Выделяют три направления организации системного подхода: структурно-функциональный анализ, структуризм и системный анализ (109). Структурно-функциональный анализ направлен на исследование процесса функционирования социального организма (социальных групп). Структуризм более приемлем к историческим исследованиям. Системный анализ предполагает: 1) раскрытие объекта действительности как системы; 2) определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий; 3) выявление внешних связей системы, выделение из них главной; 4) определение функций системы и ее роли среди других систем; 5) анализ диалектики структуры и функций системы; 6) обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы (109). Приведенную схему условно можно разделить на две части, характеризующие внутреннюю и внешнюю организацию исследуемого объекта. Соответственно, в традиционной педагогической культуре можно выделить внутреннюю и внешнюю структуры.

Системный анализ культуры предполагает гармонию ее элементов, адекватность культуры и индивидуальной психологии, согласованность основных ценностей (92, 69). Обобщенной характеристикой системного подхода выступает динамическая система, состоящая из трех плоскостей рассмотрения объекта: 1) предметной; 2) функциональной; 3) исторической (там же, 22). В предметной плоскости системного исследования решаются три задачи: а) выделяются составные части изучаемого объекта, их взаимосвязи взаимодействия, придающие системе целостность и уникальность; б) определяется иерархия этих составляющих, уровень, глубина их рассмотрения; в) соотносится объект исследования с другими объектами различной степени общности. Анализ выделенных задач свидетельствует, что предметная плоскость системного подхода содействует выявлению структурных связей, поэтому в дальнейшем ее будем называть структурной плоскостью (137, 23).

Под структурой понимают внутренний способ организации целостной системы, специфическую взаимосвязь и взаимодействие ее составляющих. Система характеризует особенности объекта, его устойчивость и стабильность, благодаря чему он сохраняет свое качественное своеобразие при изменении условий его функционирования. Согласно проведенных нами теоретических исследований, традиционная педагогическая культура представляет собой целостную систему, поэтому она может выступать предметом системного анализа. Применительно к теории культуры системный подход, по мнению Г.Г. Котожекова, предполагает: выявление системообразующих признаков изучаемого объекта (т.е. в нашем исследовании определение традиционной педагогической культуры); анализ структуры; определение законов развития этой системы; построение на этой основе теоретической модели необходимого состояния системы; сравнение необходимого (должного) состояния с реальной действительностью; и, наконец, выработку практических рекомендаций (использование традиционной педагогической культуры в современной национальной системе образования).

Системный подход предоставляет достаточный спектр аналитических средств для исследования, однако связан со многими трудностями, прежде всего с выбором определения культуры и выявлением законов ее развития, т.е. с построением историко-культурной типологии. В построении типологии той или иной культуры важнейшая роль принадлежит исторической антропологии, одна из главных задач которой, по мнению А.Я. Гуревича, видится «в воссоздании картин мира, присущих разным эпохам и культурным традициям, и тем самым в реконструкции субъективной реальности, которая была содержанием сознания людей данной эпохи и культуры» (73, 7).

Выделение особенностей видения «картины мира» (образа мира) различными народами служит инструментарием в познании и традиционной педагогической культуры каждого из них.

Анализ сущностных характеристик традиционной педагогической культуры прежде всего требует соотнесения и, по возможности, разграничения таких понятий, как «культура», «традиционная культура», «традиционная культура воспитания», или, что почти то же самое, «традиционная педагогическая культура», «народная педагогика» (50, 63).

В современной культурологической, педагогической, философской литературе приводятся разнообразные по смыслу и содержанию определения понятия «культура». Слово «культура» Н.К. Рерих расшифровал как «почитание света» («культ» - почитание, «ур» - свет). В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля сказано, что «культура - обработка и уход, возделывание, возделка, образование умственное и нравственное». В традиционном понимании слово культура (лат. culture — возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех видах бытия и сознания.

В последние десятилетия делаются попытки создания единой культурологической концепции. Теоретические изыскания в рамках настоящего исследования показали, что термин «культура» относится к разряду универсальных, как и культурологический подход в целом. Он применим к различным областям познания, в зависимости от специфики которых толкуется по-разному. С целью объективного использования культурологического подхода для раскрытия сущности традиционной педагогической культуры необходимо рассмотрение различных трактовок понятия культуры.

Античные философы понимали культуру как «возделывание души». Они характеризовали ее как важную способность человека и всего человеческого рода - способность к саморазвитию. Позднее под культурой стали понимать воспитание, обучение. В большинстве языков мира культура трактуется как «просвещенность, образованность, воспитанность человека» (124, 19).

Первоначальные представления о культуре личности изображали человека как объект общественного процесса. Универсальной характеристикой человека культура представлена в трудах И. Гердера (64, 230). К концу XVIII в. культура стала устойчивым научным термином. Применительно к обществу ее рассматривали как определенный уровень социального развития, который создает возможность совершенствования интеллектуальных и моральных сил человека.

Становление и развитие традиционной педагогической культуры карачаевской семьи

Народная педагогика - естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Она представляет собой «педагогическое бытие» народа как единство его педагогического сознания и его повседневной воспитательной практики. Под народной педагогикой понимается совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.

В народной педагогике реально действующим центром воспитания являлась и является семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующих как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте — на уровне семьи.

В понимании карачаевского народа юретиу (обучение, воспитание) -многостороннее явление, объединяющее уход за ребёнком, защиту его жизни и здоровья, сознательное воздействие на него со стороны других людей с целью привить ему определённые умственные, нравственные, физические и эстетические качества, подготовить к жизни (95, 785).

Семья представляет собой основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества, в то же время прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Основными функциями семьи выступают обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитании детей, хозяйственно-бытовая функция. Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья. Она управлялась отцом и включала в себя его жену, их потомков с женами и детьми. Возникнув на заре патриархального общества, семья в дальнейшем превратилась в воспитательное пространство.

Семья как социально-историческое явление обычно является частью рода как группы кровных родственников, ведущих свое происхождение по отцовской и материнской линии, по большей части осознающих себя потомками общего предка. Тесно связано с родом такое социально-историческое явление как община. Под ней понимается первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровородственных связей или существующая как соседская община.

В XIX - начале XX вв. в Карачае, наряду с малой, встречалась большая патриархальная семья (семейная община).

М.И. Ковалевский и В.Ф. Миллер отмечали, что у горцев «двор является совокупностью нескольких родственных семей, владеющих сообща как движимым, так и недвижимым имуществом. Это своего рода «задруга», или, еще точнее, русская большая семья» (127, 582). Б.В. Миллер писал, что «самым характерным явлением в жизни карачаевцев служит так называемая большая семья, или, вернее, семейная община» (126).

Длительное сохранение большой семьи и патронимии у карачаевцев объясняется рядом причин: низким уровнем производительных сил, натуральным характером хозяйства, специфическими природными условиями. Заниматься одновременно отгонно-пастбищным скотоводством и горным земледелием, охотой и пчеловодством было под силу только большой, неразделенной семье.

Малоземелье не позволяло делить общесемейные земельные участки, а сохранение первобытных орудий труда вызывало необходимость использования большого количества рабочих рук. С другой стороны, малоземелье, незначительные размеры приусадебных участков служили тормозом для чрезмерного разрастания семейной общины. Слишком большой семье негде было поставить большой дом на маленьком участке, трудно было прокормиться с небольшого сабана.

Карачаевская семейная община, основанная «на единстве крови, общения культа и факте совладения имуществом» (85, 559), относится, по классификации М.О. Косвена, к демократическому типу (108, 12). Несмотря на то, что глава семьи ведал всем хозяйством, направлял занятие каждого из членов, требовал от них безусловной передачи всех их заработков в общую кассу, производил, в случае нужды, займы и отчуждения семейных доходов, но не иначе как с общего согласия.

Глава карачаевской семейной общины «уллу юйюр» назывался «юйюр тамада» (глава семейства). Им был старейший мужчина — дед, отец, старший брат, а в ряде случаев старшая женщина (мать). Иногда во главе семьи после смерти отца становился не старший брат, а младший, если он выделялся умением хозяйничать и руководить. В своей деятельности глава рода руководствовался нормами обычного права (Тау адет) и мусульманского (шариат).

Глава семейной общины, обладавший известным авторитетом, никем не избирался, а должность его переходила по обычаю старшинства. Главе семьи все члены были «обязаны повиновением» (126). Однако произвол главы семьи ограничивался семейным советом «юйюр оноу», где при решении возникших вопросов общины принимали участие мужчины старшего поколения и глава женской половины дома «юйюр бийче».

Идеал совершенного человека в карачаевской семейной педагогике

У каждого народа своя «модель мира», свой особенный народный идеал совершенного человека, отражающий его языковые, этнические, социальные и другие особенности, ценностные ориентации и нормы поведения. Именно они и определяют картину воспитательного воздействия на поколение в целом.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтаксическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся внешний образец, к которому он должен стремиться (Г.Н.Волков).

Общая основа идеала общечеловечна. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к родному очагу, Родине, честность, мужество, гуманность и т.д., но представление каждого народа о совершенной личности формировалось и развивалось под влиянием исторических, социальных и географических условий. Своеобразие условий жизни этноса, его менталитет внёс этнический характер, придал национальную специфику этому образу.

«Каждый народ, - писал К.Д.Ушинский, - имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитанника воспроизведения этого идеала в идеальных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием. Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию. Он украшает этого идеального человека лучшими качествами души своей...» (166, 638).

Стремление человека к самосовершенству и самосовершенствованию -явление закономерное, оно заложено в самой природе человека.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен в этой способности (Г.Н.Волков).

В народной педагогике только человек с устойчивыми нравственными качествами считается совершенной личностью. Нравственный облик, в конечном счете, определяет в человеке все. Идеал не только является целью и программой воспитания, но и фактором, средством воспитания как наглядный пример.

В педагогической культуре разных народов отражается целенаправленная забота о воспитании совершенного человека. Совершенным, настоящим человеком считается тот, кто вбирает в себя лучшие качества народа и отражает наилучшие черты его характера. Образ совершенной личности горских народов рассматривается в двух аспектах - настоящий джигит, человек (кер-ти, асыулу эркиши) и настоящая горянка, женщина (керти, асыулу таулу ти-ширыу), соответственно, — «настоящий карачаевец», «настоящая карачаевка», «настоящий адыг», «настоящий ингуш», «настоящий чеченец», «настоящий аварец» и т.д.

Важнейшим стимулом в становлении идеала и развитии потребности в достижении его качеств реальным человеком было общественное мнение. Это понятие является одной из форм существования соционормативной культуры, занимающей значительное место в системе карачаевского народного воспитания.

Общественное мнение - это коллективное суждение, в котором выражается отношение к чему-либо на основе общего интереса. Воздействие общественного мнения на сознание и поведение людей обычно осуществляется в форме оценки (одобрение, осуждение), требования, санкции и т.п. В рамках соционормативной культуры общественное мнение выполняет ряд функций: 1) информационную; 2) коммуникативную; 3) регулятивную.

Информационная функция состоит в передаче, распространении, обмене сведениями. Основные решения сельского схода доводились до всех членов семьи, включая детей. Это приобщало их к нормам поведения, принятым в обществе, формировало адекватную реакцию на одобряемые или осуждаемые поступки. Коммуникативная функция состоит в способности общественного мнения сплотить множество людей, имеющих общие цели и интересы. Это способствовало развитию важнейших черт национального характера, учило находить устраивавшее всех решение, согласовывать действие с окружающими. Регулятивная функция общественного мнения предполагает воздействие на каждого члена сообщества с помощью оценок, санкций, рекомендаций, исходя из общественных интересов, норм морали, права, доминирующих представлений о справедливости, доброте, честности. Решения сходки были обязательны для исполнения всеми членами общины. Нарушителя ждало суровое общественное наказание.

Главная решающая добродетель у всех народов - трудолюбие, труд. Без него нет совершенного человека, более того, без него нет человека вообще, но один человек, естественно, не может вобрать в себя все положительные качества, культивируемые народом. Поэтому в народной педагогике присутствует идея суммарного, совокупного представления совершенства всех членов рода.

Ко всему роду предъявлялись те же требования, что и к отдельному человеку. Так, идеал совершенства личности дополнялся идеалом совершенства семьи, рода («честный род»); соответственно, идеал совершенства семьи сочетался с идеалом совершенства племени, подобное совершенство уже вело в последующем к гармоническому совершенству всего этноса, и он выступал уже как историческая личность, имеющая право на достойное имя (44, 53).

Ч. Айтматов писал: «Если каждый человек думает о других, как о себе, и если он понимает, что другой испытывает те же чувства, что и ты сам, то это и есть наивысшая степень планетарного сознания, к которому сквозь боли и муки, через противоречия и трагедии, через войны и революции стремится человек, с тех пор как он стал таковым» (11).

В устном народном творчестве любого народа людям приписывается много черт, которые раскрывают богатство человеческой природы. Тот или иной положительный персонаж, если даже характеризуется только одним или двумя словами, то и тогда в них вкладываются вполне определенные идеи о многранности человеческой натуры. Традиционные русские характеристики личности (например, «умница и красавица» и «добрый молодец»), подчеркивая главные человеческие черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным признакам. Ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умницы и красавицы» только для удобства отмечает лишь две основные черты личности, а в действительности же она является универсальной. «Умница и красавица» - это самая высокая оценка личных качеств девушки и представляет собой идеальный образ женщины, доведенный народной педагогикой до уровня программы воспитания. Что же касается «доброго молодца», то это еще более развернутая программа формирования личности: «добрый молодец» представляет собой обобщенную, так сказать, суммарную формулу положительных черт (56).

Труд - как основное средство в формировании личности младшего школьника в карачаевской семье

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают не- одинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми.

Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Однако противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А.С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божо-вич писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему пред-лагают.

Формирование личности включает в себя развитие, воспитание, образование, обучение, воздействие среды и наследственности и, в конечном счете, представляет собой социализацию личности, т.е. становление индивида как социального существа. На начальных этапах становления личности именно семья выступает той социальной и духовной средой, в которой происходит оформление всего многообразия свойств и качеств человека, его индивидуальных особенностей.

Похожие диссертации на Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника