Содержание к диссертации
Введение
Глава1. Теоретико-методологические основы формирования качеств личности человека культуры в образовании .15
1.1.Историко-педагогический анализ проблемы формирования качеств лич-ности человека культуры в теории и практике отечественного и зарубежного опыта. 15
1.2. Сущностный смысл понятия «человек культуры» и современное состоя-ние решения проблемы 43
1.3. Критерии и уровни сформированности качеств личности человека куль-туры у школьников .68
Выводы по первой главе 103
Глава 2. Педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода 106
2.1.Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников в общеобразовательном учрежде-нии 106
2.2. Модель формирования качеств личности человека культуры у школьни-ков на основе реализации культурологического подхода ... 127
2.3. Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры .143
2.4.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы .173
Выводы по второй главе 190
Заключение 193
Список литературы
- Сущностный смысл понятия «человек культуры» и современное состоя-ние решения проблемы
- Критерии и уровни сформированности качеств личности человека куль-туры у школьников
- Модель формирования качеств личности человека культуры у школьни-ков на основе реализации культурологического подхода
- Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры
Введение к работе
В последние десятилетия культура стала определять события жизни людей, их безопасность, взаимоотношения и благополучие. В этой связи изменился идеал образования, которое ориентируется в настоящее время на формирование личности человека культуры: активного, самостоятельного, духовно и нравственно развитого, творческого, способного адаптироваться в быстро изменяющемся мире, самореализоваться в социуме. Особую значимость приобретают качества способности к диалогу, к творчеству.
Образование - есть возможность осуществления человека в культуре. Оно предполагает не только освоение школьниками дидактически преобразованного социального опыта («ставшей» культуры) и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире (Ю. В. Сенько).
В то же время социологические и педагогические исследования обнаруживают нечёткость намерений современной школы относительно формирования личности, сообразной своему времени. Это приводит к неподготовленности выпускников к самоопределению в социокультурном пространстве жизни, деятельности, общения.
Наше исследование показало, что 29% старшеклассников высказывали сомнение о связи культуры и их собственного развития, 39,5% учеников полностью отвергли необходимость изучения и усвоения опыта предыдущих поколений, в рейтинге ценностей активная деятельная жизнь отмечена только 13,2% учащихся, ещё менее значимыми для школьников оказались: «здоровье» (10,5%), «уверенность в себе», «творчество», «продуктивная жизнь», «развитие», «свобода», которые получили самый низкий рейтинг в данном исследовании (5,3%).
Такие результаты, на наш взгляд, есть следствие недопонимания школьниками значимости в их жизни культуры как накопленного опыта предыдущих поколений, отражённого в содержании образования, необходимости выработки в себе качеств личности человека культуры.
Анализ литературных источников показал, что проблема формирования личности человека с новыми качествами разрабатывается в личностно-ориентированной педагогике и практике инновационных образовательных учреждений и решается в науке в различных аспектах.
Вопросы духовно-нравственного воспитания личности исследуют в своих трудах С. Абрамова, В. В. Бобров, В. М. Видгоф, В. Е. Турин, А. А. Из-гарская, Н. Д. Никандров и др. В исследованиях Т. И. Баклановой, Е. П. Бе-лозерцева, А. В. Каменец, Л. Н. Пауковой и др. рассматриваются культурно-национальные аспекты развития современного человека.
Единство проблем гуманизации, личности, культуры в образовании раскрывается в трудах Ш. А. Амонашвили, Т. А. Баздеровой, Л. Буевой, Е.В.Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончарова, Н. Б. Крыловой, Н. С. Розова, Ю. В. Сенько, Е. Н. Шиянова и др.
Реализация культурологического подхода в образовании отражена в работах И. В. Бабенко, О .И. Андреевой, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой и др.). Создание условий для творческой самореализации раскрывается А. А. Макареней, Г. И. Ловецким, И. С. Якиманской и др.). Становление высококультурной личности освещено в работах Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др.).
Педагогами Т. А. Артёменковой, С. А. Баклушинским, Л. Т. Демидовой, Г. А. Кондратовой и другими уделяется внимание воспитанию и развитию внутренних человеческих качеств, культуры человека, как способу обеспечения качественного формирования ценностных ориентиров самореализации в последующей социальной, личностной и профессиональной деятельности.
В. С. Библером, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончаровым, Н. Е. Щурковой и др. сделана попытка воссоздания образа человека культуры через определение его качественных составляющих.
Вместе с тем, анализ теории и практики по теме исследования свидетельствует о недоработках в формировании качеств личности человека куль туры у школьников, недостаточном использовании культурологического подхода в решении данной проблемы.
В полной мере не определён и не исследован образ человека культуры, не разработаны механизмы формирования качеств личности человека культуры у школьников. В педагогической деятельности преобладают авторитарные методы и приёмы. Проблема формирования качеств личности современного человека культуры на основе реализации культурологического подхода ещё не стала предметом специального научного исследования.
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между потребностями современного общества в человеке культуры и уровнем сформированности его качеств у школьников; между необходимостью формирования качеств личности человека культуры у школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.
Поиск разрешения возникающих противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы: каковы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода?
Актуальность проблемы, её социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода».
Цель исследования: определить и научно обосновать педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.
Объект исследования: процесс формирования качеств личности человека культуры у школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода.
Гипотеза исследования - формирование качеств личности человека культуры у школьников будет эффективным, если:
- реализуются возможности культурологического подхода, позволяющие рассматривать культуру во всей её полноте и многообразии как содержание образования, использовать её как естественное основание воспитания, помочь школьнику обрести себя в культуре, сформировать собственное культурное самосознание на основе принципов культуросообразности и культу-ротворчества;
- разработана и внедрена в практику модель формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода;
- обеспечивается культурологическое осмысление изучаемого материала школьниками, интеграция знаний, направленная на формирование представлений о целостной картине мира и развитии культуры;
- осуществляется преемственность в культурологическом образовании школьников путём введения в учебный план предметов, представляющих исторически последовательное развитие культуры;
- создана и реализована культуротворческая образовательная среда за счёт организации условий для творчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Задачи исследования: 1 .Проанализировать и обобщить историко-педагогический отечественный и зарубежный опыт и современное состояние проблемы формирования качеств личности человека культуры в педагогической теории и практике. 2.Уточнить сущностный смысл понятия «человек культуры», его структуру, определить критерии, показатели и уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников.
3. Разработать и апробировать на практике модель формирования качеств личности человека культуры у школьников в инновационном общеобразовательном учреждении на основе реализации культурологического подхода. 4.Определить и проверить в эксперименте технологию реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.
5.Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении.
Теоретико-методологической основой исследования явились: философские положения о целостном развитии личности, сознательности субъекта деятельности; о социокультурной обусловленности развития личности в процессе обучения и воспитания; методологические подходы: системный, деятельностный, аксиологический, цивилизационный; принципы: гуманизации и интеграции; теории Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушин-ского о гармоничном развитии человека; концепции Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. Соловьёва и других отечественных философов о человеке как основной культурной ценности; концепции личностно-ориентированного образования М. Е. Кузнецова, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова, И. С. Якиманской; концепции реализации культурологического подхода в образовании Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, В. А. Караковского, А. А. Макарени, А. Ф. Малышевского, Н. Е. Щурковой.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: изучение и анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; моделирование; изучение и обобщение педагогического и методического опыта; анализ учебно-методической, педагогической документации, продуктов деятельности учащихся; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение педагогического процесса; педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа народной культуры №2 г. Осинники Кемеровской области. Исследованием было охвачено 257 учащихся, 35 учителей.
Исследование проводилось с 1997 по 2008г.г. и включало несколько этапов:
Первый этап: подготовительный (1997 - 2001 г.г.) - изучение и анализ культурологической, философской, психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций научной и периодической печати по теме исследования; собеседования, анкетирование, изучение мнений педагогического коллектива, учащихся, родителей базовой школы по проблеме определения дальнейшего пути развития школы; изучение и анализ исходного состояния и тенденций изменения школы; исследование практического опыта учителей и школ по внедрению в учебный процесс предметов, включающих отечественную и мировую культуру; выявление образа человека культуры, формулирование научного аппарата исследования.
Второй этап: поисково-практический (2002 - 2005г.г.) - изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования; определение возможностей культурологического подхода как средства формирования качеств личности человека культуры у школьников; разработка и внедрение модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода и технологии реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры.
Третий этап: заключительный (2006 - 2008г.г.) — анализ, обработка, обобщение, систематизация результатов исследования, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования; литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены и систематизированы исходные предпосылки исследования проблемы формирования качеств личности человека культуры у школьников: ориентация образования, общества и личности на перспективу; потребность личности в совершенствовании, овладении культурным опытом предыдущих поколений; ориентир на человека как субъекта собственного развития, на его активность и самостоятельность; внедрение в практику образования принципов индивидуализации, интеграции, природо- и культуросообразности, лич- ностно-деятельностного подхода, опоры на культуру;
- уточнено понятие «человек культуры». В нашем толковании - это носитель общей и индивидуально-личностной культуры в их единстве и гармонии; личность, разносторонне развивающаяся на основе усвоения национального и общекультурного опыта предыдущих поколений, живущая по гуманистическим принципам, обладающая комплексом качеств, необходимых в современных социокультурных условиях: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству. Данные качества являются обобщёнными и включают в себя многие другие положительные качества (гуманность, доброта, ответственность, коммуникативность, толерантность, совестливость, честность, воспитанность, стремление к самосовершенствованию, служению людям и др.).
- определена структура понятия «человек культуры» применительно к школьникам, включающая: целостное представление о культуре; понимание необходимости овладения культурой; осознание связи культуры и собственного развития; отношение к культуре как ценности и потребность в её практическом усвоении; ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие; качества личности: духовность, нравственность, способность к творчеству, самостоятельность, способность к диалогу;
- разработан комплекс критериев и показателей качеств личности человека культуры у школьников (когнитивный; мотивационно-ценностный; личностный); определены уровни их сформированности: высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный);
- определены и апробированы педагогические условия формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода: использование возможностей культурологического подхода, позволяющих сформировать у школьников целостное представление о культуре и осознание себя в культуре; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры (культурологическое осмысление учебного материала; интеграция знаний на культурологической основе; осуществление преемственности в ознакомлении с опытом культуры предыдущих поколений; создание культуротворче-ской образовательной среды).
Теоретическая значимость исследования состоит в определении теоретических оснований процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении (предпосылки, принципы, содержание, особенности, педагогические условия, критерии); в выявлении и научном обосновании этапов преемственности в культурологическом образовании школьников; в уточнении содержания понятия «человек культуры» и состава качеств личности человека культуры у школьников.
Работа вносит вклад в теорию общей педагогики по исследованию условий развития личности школьников, совершенствованию их культуры.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику работы школы народной культуры модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода; в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников, включающего: курсы повышения квалификации для учителей школы: «Народная культура как учебный предмет», «Народная культура как фактор духовно-нравственного воспитания», «Духовные основы русского дома. Го дичный цикл праздников», «Русский народный костюм»; концепцию и проект школы народной культуры, программы школьных и культурологических предметов, переработанные с учётом культурологического подхода, программы дополнительного образования («Кружевоплетение на коклюшках», «Пирография», «Мягкая игрушка», «Глиняная игрушка», «Резьба по дереву», «Тестопластика», «Художественное вязание», «Народный костюм», «Туристический», «Театральный» и др.), методические разработки занятий, содержащих культурологические материалы, которые можно использовать в образовательной деятельности любых общеобразовательных учреждений, в системе дополнительного образования школьников, а также в практической деятельности педагогов вузов и в системе повышения квалификации. На защиту выносятся следующие положения:
1. Человек культуры применительно к школьникам рассматривается нами как личность, имеющая: целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях жизнедеятельности, общения, осознающая связь культуры и собственного развития, имеющая потребность в её практическом усвоении и ценностные ориентации на самоосуществление в социуме, вырабатывающая в себе качества: духовности, нравственности, самостоятельности, способности к диалогу и творчеству.
2. Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода является целостным процессом поэтапного ознакомления учащихся с содержанием культуры (ценным опытом предыдущих поколений во всех сферах жизнедеятельности, творчества, общения, поведения), приобретения ими собственного культурного опыта в ходе изучения школьных предметов, программ дополнительного образования художественно-эстетического и декоративно-прикладного направлений, спортивных и туристического кружков, научно-поисковой деятельности в научном обществе учащихся, активного участия в общественной школьной жизни - в детском объединении «Возрождение», в тимуровском отряде «Забота».
3. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников состоят в:
- рассмотрении культуры во всей её полноте и многообразии как содержания образования;
- опоре на культуру как целостный опыт предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества;
- понимании человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития;
- понимании культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия;
- усилении гуманитарной составляющей учебных предметов;
- направленности на сохранение культуры, её базовых ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств.личности и развития индивидуальных способностей ученика.
4.Педагогическими условиями формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода являются: использование возможностей культурологического подхода, позволяющих сформировать у школьников целостное представление о культуре; создание модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в инновационном общеобразовательном учреждении; технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры (культурологическое осмысление учебного материала; интеграция знаний на культурологической основе; осуществление преемственности в ознакомлении с опытом культуры предыдущих поколений; создание культуротворческой образовательной среды).
Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состояло: в проведении системного анализа проблемы формирования качеств личности человека культуры у школьников, в разработке критериально-оценочного аппарата исследования, в выявлении педагогических ус ловий формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, в разработке и внедрении модели и технологии формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода, разработке научно-методического обеспечения процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников, курсов повышения квалификации, в проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условий и обработке результатов педагогического эксперимента.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается привлечением теоретического и практического философского, культурологического и психолого-педагогического материала, его содержательным и разносторонним анализом, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, результатами внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода в практику инновационного общеобразовательного учреждения и технологии её реализации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики начального образования и развития личности Кузбасской государственной педагогической академии; на научно-практических и научно-теоретических конференциях и семинарах различного ранга: международных: «Проблемы этнологии и этнопедагогики» (Новосибирск, 1997г.); региональных: «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (Кемерово, 1997г. - две статьи); «Инновационные программы и технологии деятельности в системе дополнительного профессионального образования» (Новокузнецк, 1999г.); «Научно-методическое обеспечение развития образовательного пространства» (Новокузнецк, 1999г.); «Непрерывное образование как условие развития творческой личности» (Новокузнецк, 2001г.); «Сибирь. Образова ниє. XI век» (Кемерово, 2002г.); «Активизация воспитания и учения школьников в процессе гуманитаризации образования» (Новокузнецк, 2003г.); «Повышение качества подготовки учителей в условиях непрерывного образования» (Новокузнецк, 2005г.); «Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации» (Санкт-Петербург, 2006г.); «Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования» (Екатеринбург, 2006г.); Актуальные проблемы развития образования в современных условиях (Новокузнецк, 2008г.).
Теоретические положения и результаты исследования были опубликованы в материалах вышеуказанных конференций, в межвузовских сборниках научных трудов). Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в 12-ти публикациях автора.
Во время проведения исследования для повышения эффективности инновационной работы школы использованы опубликованные диссертантом ранее: авторская программа по народной культуре в методическом пособии «Народная культура. Авторские программы предмета». Редактор-составитель Пигилова Т. А. (Москва: Издательство «Русский дом», 1994г.); книга «С. С. Торбоков. Моя горная Шория» (Новокузнецкий ИПКД995 г.), (составитель), методическое пособие по народной культуре «Годичный круг жизни» (Новокузнецкий ИПКД998 г.).
Результаты исследования внедрены в практику работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа народной культуры №2» г. Осинники Кемеровской области, дошкольного образовательного учреждения №8 г. Осинники Кемеровской области, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Сущностный смысл понятия «человек культуры» и современное состоя-ние решения проблемы
Разработка теоретико-методологических основ проблемы формирова-ния качеств личности человека культуры в системе образования базируется на философском и психолого-педагогическом анализе концептуальных под-ходов, на выявлении основных понятий, условий, исходных предпосылок решения данной проблемы.
Методологическим основанием нашего исследования избраны систем-ный и аксиологический подходы. При системном подходе объект рассматри-вается как целостное образование, состоящее из элементов, тесно взаимосвя-занных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаи-модействия. Отличительными чертами всякого системного объекта являются его развитая связь между элементами и упорядоченность, что обусловливает его целостный характер [128]. Опираясь на системный подход, мы рассмат-риваем формирование качеств личности человека культуры в образовании как систему.
Между элементами системы важно установить связи. Особое место в ней занимают системообразующие связи. В нашем исследовании в качестве таковых выступают субъект-субъектные взаимоотношения учителя и учени-ка, которые строятся на равнопартнёрской основе, воспитывающей взаимное уважение друг к другу и к самому себе. Аксиологический подход предполагает рассмотрение формирования качеств личности человека культуры с позиции ценностей, соответствующих тем или иным идеалам. Применение аксиологического подхода к изучению педагогических яв-лений и процессов, согласно позиции И. А. Зимней, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова и др. вполне правомерно, поскольку ценности определяют сущ-ность образования, формирование личности ученика, в том числе, формиро-вание у него качеств личности человека культуры [95; 105; 161].
В связи с этим процесс исследования проблемы формирования качеств человека культуры непосредственно связан с ценностными ориентациями, которые трактуются учёными (В. Е. Гурин, Л. Т. Демидова, А. С. Зубра, В. Г. Крысько, Н. Г. Ратанова) как важный регулятор социальных взаимоотноше-ний и деятельности личности, как форма её направленности на цели, средства и способы осуществления деятельности [79; 84; 101; 126; 183]. Такой подход позволяет выделить в структуре ценностных ориентаций личности ценности-цели (наиболее значимый конечный результат), ценности-средства (наиболее значимые способы и средства достижения цели) и ценности-качества (наибо-лее значимые качества личности, необходимые в достижении цели).
В нашем исследовании мы используем аксиологический подход для выявления только ценностей-качеств в процессе формирования личности че-ловека культуры на основе реализации культурологического подхода в инно-вационном образовательном учреждении (школе народной культуры), так как именно качества, на наш взгляд, являются основным показателем сфор-мированности личности человека культуры.
В контексте нашего исследования системный подход во взаимосвязи с аксиологическим подходом будет способствовать всестороннему исследова-нию изучаемого объекта. Решение поставленной проблемы не может быть плодотворным без осмысления и использования исторического опыта, без анализа педагогиче-ских традиций, зародившихся в прошлом и в модифицированном виде суще-ствующих в настоящем. Историко-педагогический анализ позволяет найти начала современных назревших вопросов и обнаружить направление их ре-шения. Это даёт возможность проследить, как развивалась проблема форми-рования качеств личности человека культуры в педагогической науке и обра-зовании. Изучение литературных источников показало, что существовала с древнейших времён и была актуальной на протяжении всей истории челове-чества проблема совершенствования личности для лучшего устроения соци-альной жизни. Мы выявили, что истоки проблемы формирования качеств личности человека культуры лежат в традициях европейской и российской философско-педагогической и духовно-религиозной мысли гуманистической направленности.
В связи с этим мы проанализировали педагогический опыт решения исследуемой проблемы (учёными философами, психологами, педагогами), подходы к воспитанию и обучению, которые способствовали формированию нового, прогрессивного человека своего времени, являющегося, по нашему мнению, прообразом современного человека культуры.
Ретроспективный анализ философской, культурологической, педагоги-ческой литературы позволяет заключить, что проблема философии – позна-ние человека и проблема педагогики – формирование его личности развива-лись в истории общества в тесной взаимосвязи и определяли эволюцию гу-манистических взглядов на человека, а также средства формирования его личностных качеств. Тем самым постепенно создавалось представление о том, что и сам человек, и средства формирования его качеств определяются уровнем развития его культуры и культуры общества.
На протяжении всей истории мировой культуры философы, общест-венные деятели, педагоги ставили вопрос о человеке, его роли и месте в жиз-ни природы и общества, а также, о возможности формирования его личности как творца культуры и самого себя. При этом философское и духовно-религиозное понимание человека определяло педагогические взгляды на его воспитание.
Систематизировав изученные материалы по истории философии, куль-турологии, истории педагогики, рассматривающие во взаимосвязи развитие культуры и человека в Европе и в России в различные исторические эпохи, мы выявили философские и педагогические аспекты развития человека в раз-личные исторические периоды с точки зрения зависимости целей, принци-пов, методов образования, основы взаимоотношений учителя и ученика от философского понимания человека (Таблицы 1, 2).
Анализ литературы показал, что зарубежная история культуры и исто-рия педагогики разделены учёными на пять больших периодов: античность, средневековье, возрождение, новое время и новейшее время. В рамках этих периодов мы рассматриваем философские и педагогические представления о человеке и формировании качеств его личности. Исследовав аналогичные материалы о развитии проблемы формирования личности человека в нашей стране от древнейших времён до конца ХХ века, мы выделили два периода: христианский и советский периоды. При этом христианский период разделён нами на три эпохи: 1)Киевская и Московская Русь до Петра Первого; 2)Россия Петра Первого; 3)Послепетровское время до начала ХХ века. Осно-вой такой классификации для нас послужило принципиально различное фи-лософское понимание человека в каждом из данных периодов, влияющее на формируемые качества личности, а также, на выбор и использование опреде-лённых принципов, методов образования, основы взаимоотношений учителя и ученика. Охарактеризуем эти периоды как историческую базу современно-го решения проблемы с позиции системного и аксиологического подходов. Как видно из таблиц 1 и 2, во все исторические периоды происходило воспитание и развитие человека, на что указывают приобретаемые качества личности, в целом составляющие образ человека каждой эпохи в Европе и в России.
Критерии и уровни сформированности качеств личности человека куль-туры у школьников
Близкого мнения с коллективом авторов под руководством В. А. Сла-стенина придерживается Е. В. Бондаревская, отмечающая, что «культуроло-гический подход предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию»[45,c.43-44]. Раскрывая понятие «культурологическая школа» (работающая на основе культурологического подхода), Е. В. Бондаревская считает, что это школа с приоритетным изучением культуры и человека как её субъекта, где «формируется целостный образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры» [45,с.19]. В трудах Н. Е. Щурковой также прослеживается толкование культуры как исходного понятия культурологического подхода: «Воспитание на основе культурологического подхода – это целенаправленное … восхождение ре-бёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью пе-дагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном об-ществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» [223, с.7]. Сам ребёнок при этом понимается ею как «творец, продукт, продолжатель культуры» [223, с.8]. Опосредованно исходным понятием культурологического подхода на-зывает культуру А. А. Макареня, разрабатывая на его основе идею культуро-творческой среды в образовании. Систематизация вышеперечисленных толкований культурологического подхода позволяет сделать вывод, что культурологический подход как обще-научный метод предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса. Он определяет методологическую по-зицию учёного, раскрывающую единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-личностного аспектов культуры и рассматривающую чело-века её субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая ос-нова современной педагогической науки культурологический подход пред-полагает использование феномена культуры в качестве стержневого в пони-мании и объяснении педагогических явлений и процессов. Являясь методологической основой и методом проектирования лично-стно ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать: - культуру как гуманистически ориентрированное содержание образо-вания; - образование как процесс овладения культурой, направленный на раз-витие, целостное преобразование личности человека; - познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и са-мореализации личности.
Культурологический подход, по мнению вышеназванных учёных, слу-жит реализации принципов культуросообразности и культуротворчества в образовании, представляет культуру как содержание образования во всей её полноте и многообразии, позволяет использовать её как естественное и глав-ное основание воспитания, создаёт условия для обогащения учащихся сведе-ниями о культуре, помогает человеку обрести себя в культуре, сформировать собственное культурное самосознание, отношение к другим национальным культурам, способствует снятию обособленности, абстрактности и культур-ной обезличенности знаний, обеспечивает укоренённость личности в соци-альном и национально-культурном планах. В результате приходим к выводу, что данный подход направлен на ре-шение задач овладения учащимися содержанием культуры для становления социально-полезной личности, формирования качеств личности человека культуры посредством её усвоения. Изучение педагогических исследований, отражающих практическую реализацию культурологического подхода, показало, что авторы используют его для формирования у школьников отдельных качеств: готовности к социо-культурной ориентации (О. О. Кузнецова), морально-нравственных и эстети-ческих качеств, экологической культуры (И. М. Люнькова), черт националь-ного характера в процессе изучения русской литературы (Т. В. Андронова). А также используют его для решения определённых локальных задач образо-вания: гуманитаризации естественно-научного цикла предметов, гуманиза-ции межличностных отношений, преподавания отдельных предметов. При этом они делают упор не на накопление знаний о мире и социуме, а исполь-зование их для поиска смыслов: жизни человека, явлений культуры и их пользы для человека. Анализ трудов Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой и др. позволяет заключить, что наиболее важными этапами процесса воспита-ния личности на основе культурологического подхода учёные называют: 1) освоение норм, правил поведения и культурного взаимодействия с социумом, способов (технологий) деятельности; 2) присвоение ценностей культуры, вы-работку гуманистического мировоззрения, самоопределение в социуме и культуре; 3) трансляцию культуры – непосредственную реализацию в жизни внутренних духовно-нравственных установок, гуманистического мировоз-зрения, деятельности и творчества, накопленных знаний, умений, ориентиро-ванных на благо людей и окружающего природного и социального мира. С их точки зрения, продвигаясь по этим этапам в своём развитии, школьник проходит ряд уровней становления личности (репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий), которые характеризуются различ-ной степенью сформированности качеств личности [45; 123; 223].
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе культурологического подхода характеризуется нацеленностью на раз-витие его культуры и субъектности (активности в познании и деятельности) в процессе изучения школьных предметов, активного участия в школьной жизни.
Модель формирования качеств личности человека культуры у школьни-ков на основе реализации культурологического подхода
Как видно из таблицы, на первом месте среди терминальных ценностей у выпускников счастливая семейная жизнь: 94,1% против 52,4% в начале эксперимента, когда эта ценность была лишь на 4 месте. Причём рейтинг этой ценности поднялся на 41,7%. Данный факт мы связываем с тем, что многие школьники, живя в неблагополучных семьях, не имели опыта тёплых семейных отношений. В школе, рассуждая с ценностной и гуманистической точек зрения о человеческих отношениях, они по-другому посмотрели на свою личную, в том числе, семейную жизнь. На втором – счастье других (88,2% ). Данная ценность была в начале эксперимента на первом месте и составляла 81%.
Для нас было очень важно узнать, что творчество, как человеческую ценность, выделили 76,5% учащихся (против 4,8% в начале эксперимента). Это на 71,7% больше, чем было в начале. Мы объясняем это тем, что в фор-мирующем эксперименте особое место нами было отведено организации культуротворческой среды. Творчество занимает 3-е место в иерархии тер-минальных ценностей выпускников. На четвёртом месте – значимость друзей. Этот показатель почти не из-менился: 64,7% против 66,7% на начало эксперимента.
На пятом месте (52,9%) интересная работа. С 33,3% это ценность под-нялась на 19,6%, что указывает на положительный результат внедрения мо-дели формирования качеств личности человека культуры у школьников. На шестом месте равный процент голосов отдан материально обеспе-ченной жизни, общественному признанию, здоровью, уверенности в себе (47,1%). Причём ценность материально обеспеченной жизни понизилась в глазах школьников с 57,1%, стала на 10% ниже. Этот факт нельзя отнести ни к положительному, ни к отрицательному результату, можно лишь отметить, что ценности духовного порядка отмечаются учениками выше, чем раньше. На это указывает и рейтинг других ценностей: общественное признание бы-ло важно 19% школьников и повысилось в результате эксперимента на 28,1%; рейтинг ценности «здоровье» – с 9,5% повысился на 37,6%; уве-ренности в себе – с 4,8% - на 42,3%.
На седьмом месте находится ценность «образование и познание» (41,2% против 23,8% в исходном эксперименте). Ей отдано почти в два раза больше голосов. На восьмом месте (23,5%) ценности: «активная деятельная жизнь» (по-высилась с 14,3% на 9,2%); «жизненная мудрость», «продуктивная жизнь» (повысились с 4,8% на 18,7%). Большее количество старшеклассников выделили такие ценности, как красота природы и искусство, любовь, развитие, свобода (17,6% против 4,8%). Это на 12,8% выше, чем в начале эксперимента. Мы отметили что ценность «развлечения» также, как и раньше, не котируется среди учеников (в начале эксперимента – 4,8%, в его конце – 5,9%, рост всего 1,1%).
Итак, в число основных ценностей выпускников 2007 года входят: сча-стливая семейная жизнь, счастье других, значимость друзей, творчество и интересная работа. Отмечаем, что если в начале эксперимента наблюдалась только социальная ценностная направленность, то в его конце – на первых двух местах – как социальная, так и индивидуально-личностная направлен-ность жизни школьника. Также мы отметили повышение рейтинга почти всех терминальных ценностей. Мы объясняем этот факт повысившимся вниманием учеников к человеческим ценностям как опыту предыдущих поколений людей, которое есть результат внедрения модели формирования качеств личности человека культуры у школьников. Проанализируем результаты эксперимента на основе изменений пред почтений школьников по инструментальным ценностям.
Мы видим, что на первом месте у учеников стоит (как и было в начале эксперимента) ценность «честность» (76,5%). Эта ценность даже повысилась в представлениях учеников (с 71,4% до формирующего эксперимента на 5,1% после него). Интересно, что выпускники, не выделив в число основных терминальных ценностей «образование и познание» (она находится на седь-мом месте), тем не менее, ценят инструментальную ценность «образован-ность», она отмечена ими также, как честность, и процент ценящих это каче-ство, повысился с 66,7% до 76,5%. Большую значимость для старшеклассни-ков приобрела и ценность «чуткость» (47,6% - 76,5%). Таким образом, на первом месте у выпускников стоят три равнозначно оцененные ценности: че-стность, образованность и чуткость. На второе место по значимости для них школьниками поставлены и оценены равнозначно такие ценности, как «ответственность» (52,4% - 52,9%), «терпимость» (33,3% - 52,9%) и «независимость» (19% – 52,9%). Причём ценности «терпимость» и «независимость» повысились в рейтинге соответ-ственно на 19,6% и 33,9%. Мы объясняем это повысившимся в результате инновационной педагогической деятельности по внедрению разработанной нами модели самосознанием учащихся, их направленностью на самовоспита-ние качеств личности человека культуры.
В третью по значимости для выпускников группу ценностей входят: «исполнительность» (61,9% – 47,1%), «воспитанность» (47,6% - 47,1%), «ра-ционализм» (28,6% - 47,1%), «твёрдая воля» (28,6% - 47,1%), «смелость в от-стаивании своего мнения» (23,8% - 47,1%). Как видно из этих результатов, отдельные ценности стали важны для учеников меньше, например, «испол-нительность» (понижение на 14,8%). Несколько менее оценена «воспитан-ность» (на 0,5%). Зато повысился рейтинг ценностей: «рационализм» и «твёрдая воля» (повышение на 18,5%) , «смелость в отстаивании своего мне-ния» (повышение на 23,3%). Налицо более осмысленный выбор ценностей школьниками. Кроме того, хотя сама ценность «воспитанность» не вошла в число основных ценностей выпускников, туда включены такие ценности, как чуткость, терпимость, что указывает на более высокую духовную направлен-ность личности. В соответствии с логикой исследования мы провели отслеживание по личностному критерию, раскрывающему сформированность у школьников качеств личности человека культуры: духовности, нравственности, самостоя-тельности, способности к диалогу и творчеству. Сформированность качества духовности личности человека культуры у школьников при констатирующем эксперименте мы отслеживали по показа-телям гражданской зрелости (любовь к Родине, патриотизм, стремление при-носить пользу) и наличия качества эмпатии, означающего эмоциональную отзывчивость человека на переживания других людей – сочувствие, сорадо-вание, способность к глубокому проникновению в субъективный мир друго-го человека, стремление его понять, прочувствовать и помочь (Таблица 22).
Технология реализации разработанной модели в воспитательно-образовательном процессе школы народной культуры
Русский физик Татьяна Алексеевна Афанасьева-Эренфест известна прежде всего своей работой «Об основных статистических воззрениях в ме-ханике», написанной в 1911 году совместно с мужем, известным нидерланд-ским физиком Паулем Эренфестом и изданной в Амстердаме. В ней она дала глубокий анализ основных понятий и методов статистической физики.
Интересны ее труды по второму началу термодинамики. Учёная пред-ложила разделить это начало термодинамики на аксиомы. Свои взгляды она изложила в работах «К аксиоматике. 2 начала термодинамики» (1925 год) и «Необратимость, односторонность. 2 начала термодинамики» (1928 год).
Учеником демонстрируется опыт с «Птичкой Хоттабыча», («пьющим утёнком», «ненасытной птичкой»).
Описание опыта «Птичка Хоттабыча». Среди детских игрушек есть одна, пришедшая к нам из Китая, вызы-вающая удивление всех, кто видит ее в действии. Ее называют «ненасытная птичка» или «птичка Хоттабыча». Поставленная перед чашкой с водой, птичка опускает клюв в чашку и, «напившись», выпрямляется. Постояв некоторое время, она начинает медленно наклоняться, достает клювом воду, «пьет» и снова выпрямляется. Эта игрушка является типичным представителем даровых двигателей. Механизм ее движения очень остро-умен. Взгляните на рис. 1. «Тело» птички состоит из стеклянной трубочки, заканчивающейся сверху шариком, который оформлен как головка с клю-вом. Внизу трубка заканчивается открытым концом в более широком резер-вуаре, тоже герметически закрытом. Этот резервуар заполнен жидкостью так, что уровень жидкости несколько выше открытого конца трубки.
Для того чтобы птичка ожила, надо смочить ей головку водой. Неко-торое время после этого птичка будет сохранять вертикальное положение, так как широкий нижний резервуар с жидкостью тяжелее головки. Просле-дим теперь, что произойдет дальше. Мы заметим, что жидкость начинает подниматься вверх по трубке (рис. 2). Когда она достигнет верхнего края трубочки, верхняя часть станет тяжелее нижней, и птичка наклонится клю-вом вперед над чашкой. Когда птичка достигла горизонтального положения, открытый конец трубки оказался выше уровня жидкости в нижнем резер-вуаре, и жидкость из трубки стекает обратно в резервуар. Вновь «хвост» становится тяжелее головы, и птичка переходит в вертикальное положение. Теперь мы поняли механическую сторону вопроса: движение жидкости меняет распределение тяжести относительно оси, т. е., смещает центр тя-жести. Но что же заставляет жидкость двигаться вверх? Жидкость внутри птички — эфир — легко испаряется при комнатной температуре, а давление насыщенных паров эфира резко меняется с изменением температуры.
Когда птичка встала вертикально, можно отдельно рассмотреть две об ласти паров эфира: трубочку с головкой и хвостовой баллончик.
Головка птички обладает замечательным свойством: смоченная водой, она имеет температуру несколько ниже температуры окружающей среды. Добиться этого нетрудно, если поверхность головки сделать из пористого материала, хорошо впитывающего и интенсивно
Вспомните наши рассуждения. Интенсивное испарение сопровожда-ется понижением температуры головки птицы по отношению к температуре трубочки и нижнего резервуара. Это, в свою очередь, вызывает уменьшение давления насыщенного пара в верхнем баллончике, и жидкость вытесняется вверх по трубочке превосходящим давлением паров в нижней части игруш-ки. Центр тяжести перемещается, и птичка, наконец, занимает горизонталь-ное положение. В этом положении произойдут независимо друг от друга два процесса. Во-первых, птичка обмакнет свой «клюв» в воду и тем самым смочит еще раз ватный чехол на своей головке. Во-вторых, произойдет смешение насыщенного пара нижней и верхней частей, давление уравняется (за счет тепла окружающего воздуха произойдет небольшое повышение тем-пературы паров), и жидкость из трубочки под действием собственного веса вытечет в нижний резервуар. Птичка расположится снова вертикально.
Игрушка будет действовать безотказно до тех пор, пока будет смачиваться ватный чехол на ее головке, и при условии, что влажность окружающего воздуха не слишком велика; это обеспечит нормальное испарение, а значит, и относительное понижение температуры головки. Таким образом, тепло ок-ружающего воздуха, непрерывно поступающее к игрушке, служит источни-ком движения волшебной птички.
Ученик продолжает рассказ о Т.А. Афанасьевой-Эренфест. Ею сформулированы 4 аксиомы и в связи с этим даны 4 формули-ровки второго закона термодинамики для квазистатистических процессов. В науке для количественного выражения степени «обесценивания» энергии существует понятие «Энтропия» - обесценивание. Второе начало термоди-намики по Астафьевой - Эренфест, есть принцип существования энтропии С, изменение которой для термостата выражается формулой
Для пояснения физического смысла понятия «энтропия» покажем следующий эксперимент: - взяты два сосуда с водой и пробирка, наполненная эфиром и закры-тая пробкой. В первый сосуд заливают 1 кг воды и нагревают до 40С, т. е., сообщают 168000 ДЖ тепла. Во второй сосуд наливают 0,4 кг воды и нагре-вают до 100 С, т. е., сообщают количество тепла, тоже равное 168000 ДЖ.. В сосуды по очереди погружают пробирку с эфиром и наблюдают разные ре-зультаты: пробка не вылетает, когда пробирка находится в первом сосуде, и вылетает, когда пробирка опущена во второй сосуд. Значит одинаковое ко-личество теплоты, переданное воде, неравноценны в смысле возможности совершения работы: тепло, «запасённое» в первом сосуде, менее «ценно» (оно не может совершить работу) , и его характеризует большое значение эн-тропии, поскольку температура мала. Во тором сосуде вода аккумулирует тепло более «ценное» (оно совершает работу), значение энтропии в данном случае мало, т. к. температура велика. Таким образом, энтропия есть мера обесценивания тепла.