Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Хайруллоев Бахриддин

Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане
<
Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайруллоев Бахриддин. Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 201 с. РГБ ОД, 61:07-13/350

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы музыкальной подготовки учителей начальных классов

1.1. Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема

1.2. Теоретическая и практическая музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в педагогических вузах Таджикистана 43

1.3. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся начальном школы в Таджикистане в свете подготовки учителей начальных классов (историко-педагогический обзор) 73

Выводы

ГЛАВА II. Пути совершенствования музыкально-педагогической подготовки студентов факультета педагогики отделения методики начального обучения педагогических университетов

2.1. Повышение роли музыкально-педагогической полі отопки студентов в курсе методики музыкального воспитании и в процессе исполнения музыкальных произведений на инструментах

2.2. Педагогическая практика как важное звено .музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов

2.3. Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов во внеучебное время

Выводы 147

Заключение 151

Приложения 161

Библиография

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования, В процессе обновления демократизации общества, когда заново осмысливается история, пересматривается содержание образования, возвращается забытое или раннее запрещенное, упущенное в духовной жизни народов, возрастает актуальность возрождения культурно-исторического наследия прошлого. Одним из его компонентов является народная педагогика - с её богатеїішнми нравственно-эстетическими традициями и опытом, в том числе музыкальным воспитанием подрастающего поколения.

Возрождение утраченных духовных и нравственных ценностей национальной культуры, любви к своей Родине и её традициям, требует нового подхода к решению вопросов воспитания личности, формирования самосознания, необходимости реформирования и совершенствования всей системы образования. Выдвижение на одно из первых мест гуманистического воспитания обусловлено потерей идеалов, так называемого «дефицита духовности». Сферы морали и этики, нравственности, как известно, непосредственно смыкаются с музыкой, являющейся составной частью духовного богатства человека. Гармоническое развитие подрастающего поколения невозможно представить вне совершенствования системы музыкального образования. Важность этой проблемы возрастает в связи с развитием духовной сферы общества, осмыслением культурно-исторического потенциала республики.

Одной из важнейших задач, декларируемой Законом Республики Таджикистан «Об образовании», it условиях демократического светского правового унитарного государства являются: развитие индивидуальных творческих способностей, культурного уровня учащихся, подготовка и воспитание высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма и патриотизма (58с 16). Этому в полной мере содействует музыкальное образование учащейся

молодёжи, её музыкально-педагогическая подготовка основанная на познании художественно-музыкальных ценностей народа. Поэтому совершенствование учебно-воспитательного процесса, в системе музыкально-педагогического образования, является одним из решающих направлений реализации его качественных преобразований. На сегодняшний день музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов считается актуальнейшей проблемой, так как существующая в Таджикистане методика музыкального воспитания, основанная на общеевропейских традициях, еще не учитывает всех особенностей таджикской национальной музыки и её традиций.

В этой связи необходимо найти связующее звено в механизме
воздействия этих систем - музыкальной, педагогической и
профессиональной. Для осуществления этой задачи требуются
соответственно подготовленные высококвалифицированные педагогические
кадры. В тоже время в республике не хватает учителей музыки с
профессиональным музыкальным образованием. По данным Министерства
образования Таджикистана в республике в 2003/2004 учебном году
функционировало 3745 школ, в которых обучалось свыше 1,5 млн. учащихся
и только в 20 % школ, в основном в городах Душанбе, Худжанде, Хороге и
Чкаловске - имеется по одному учителю музыки. С 1973 года и по
сегодняшний день главной кузницей подготовки учителей музыки и пения
являются музыкально-педагогический факультет Таджикского

государственного института искусств и отделение музыки и пения Таджикский государственный педагогический университет им. К.Джураева (ТГПУ). Ежегодно эти два вуза выпускают на 20-30 учителей-специалистов, но и они но идут работать и школы, так как низкая зарплата не удовлетворяет их и они идут в театры, ансамбли, оркестры, а зачастую обслуживают местные празднества.

В Концепции национальной школы Республики Таджикистан особое внимание уделяется повышению качества музыкально-эстетической

подготовки младших школьников, так как именно на начальном этапе обучения закладывается фундамент эстетической воспитанности и музыкальной образованности подрастающего поколения. Важная роль в решении этой задачи принадлежит учителю начальной школы. Только специалист с достаточно высокой профессиональной подготовкой может целенаправленно воспитывать и обучать детей с малого возраста и поэтому роль педагога в обучении и воспитании детей трудно переоцеЕПіть(72с52).

Сегодня вся система обучения и воспитания, особенно музыкальное воспитание детей, должна быть построена на основе возрождения национальной культуры и обычаев, опираться на суверенитет государства и передовые слои общества, на общечеловеческие ценности, богатое национальное музыкально-педагогическое наследие.

Отмечая воспитательное значение произведений музыкального творчества, передовые деятели просвещения Востока и Запада еще с древнейших времён ратовали за включение лучших его образцов в систему образования. К примеру, в классической Греции существовало понятие триединства «мусических искусств»-поэзии, танца, и музыки, считавшихся одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Аристотель писал, что в музыке находятся зародыши нравственных состояний, поэтому она должна быть обязательным предметом обучения и воспитания(20с44).

Сохранившиеся письменные источники истории культуры предков таджиков содержат также ценные сведения о выдающихся учёных-просветителях, которые уделяли особую роль использованию музыки в культурном воспитании подрастающего поколения. В их число входят Абунаср Аль Фараби (851-950гг), написавший Большой трактат о музыке «Китоо ул мусики ал -Кабир», «Философские трактаты», Ибн-Сино (980-1037гг.), посвятивший этому виду искусства специальные разделы в «Книге исцеления» («Китоб ул-шифо») и включивший раздел о музыкальном

воспитании в свою энциклопедию «Ключи к наукам» («Мафотих ул-улум»), Фахриддин ал-Рози с его энциклопедией «Собрание наук» («Чамъ-ул улум»), Сафиуддип Абдумумин (XIII век) с уникальными работами «Книга о благородностях» («Рнсолату шарофия») и «Книга о кругах» («Китоб ул-адвор»), Зайнулобиддин ал - Хусайни, написавший «Научные и практические правила музыки» (каноны), А. Джами, создавший «Трактат о музыке» и другие (8с57, 9с117, 6с27). Эти труды представляют собой замечательные по значению произведения, авторы которых, наряду с исследованиями звука, способен его возникновения, акустических свойств, интерналов и ритмов изучали роль и влияние музыки на душевное состояние человека. Основноії задачей музыки и её конечной целью они считали воспитание человека, совершенствование его духовного облика. Древние мыслители не отделяли воспитательную функцию музыки от социально-эстетических задач. Абуали ибн-Сино, например, отрицал наличие врождённых качеств у человека, указывая на необходимость их воспитания. (6с281). Так же, как и Фараби, он полагал, что посредством нравственного, интеллектуального и духовного совершенствования каждой личности можно совершенствовать общество в целом. (9с540). Такая гуманистическая направленность музыкально-педагогических взглядов средневековых мыслителей представляет их взгляды актуальными, глубоко созвучными современным учениям. Говоря о воспитательной роли их произведении, Президент Таджикистана Э.Ш.Рахмонов отмечает что: «...вклад гениальных сынов нашего народа в развитие мировой цивилизации также очень заметен и вписан золотыми буквами навечно в истории». (121с6).

Формирование личности учителя и совершенствование его профессиональных качеств - эти проблемы постоянно изучаются и анализируются. Эти требования сформулированы в Концепции национальной школы Республики Таджикистан. (73с 11).

В современных условиях особое значение преобретает проблема музыкального воспитания и обучения учащихся начальной школы, ибо

7 именно на этом этапе закладываются основы культуры личности. Разрешение данной проблемы полностью зависит от подготовки учителей с достаточно высокой музыкально-педагогической культурой. Учитывая, что в ближайшее время до 2020 года, музыкальное воспитание и обучение младших школьников не может быть осуществлено учителями-специалистами, перед образованием истает важная проблема подготовки учителей начальных классов для осуществления этого процесса.

В последнее время наметился повышенный интерес к изучению
различных аспектов профессиональной подготовки учителей начальных
классов в вуза: дидактического - А.С.Касимов, математического -
Г.И.Подгейнер, методического - М.Лутфуллоев, Р.Курбонов,
О.А.Арчажпикоп, О.Л.Апраксина и др. Неслучайно, в настоящее время
возрастает интерес к истории, народным традициям и вполне правомерно то,
что ученые и преподаватели - практики обращаются к народной педагогике
в поисках методов и приемов воспитания молодого поколения, в их числе:
А.А.Алибеков, Д.Ь.Бабаев, А.Э.Измайлов, А.М.Петров, М.Р.Рахимова,
М.Н.Стелмакович и др. Петь немало работ, к примеру: К.Н. Абышева,
А.Т.Арзыкулогшй, Т.М.Болтабаевой, М.А.Жутановой, Л.Л.Мастрянской,
В.Т.Стапенко, посвященных исследованиям роли национальной

музыкальной культуры в осуществлении эстетического воспитания детей и учащихся, молодежи различных возрастных групп. Однако эти работы охватывают небольшие части определённых ступеней учебного процесса в системе педагогического образования и не раскрывают полностью значения использования музыки во всех звеньях обучения, а также не обосновывают преемственность в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Большинство перечисленных исследований было проведено в советский период. Новые условия требуют иных подходов к решению данной проблемы с учётом этнических и других специфических условий Республики Таджикистан.

В Таджикистане учёным и-педагогам и проведен ряд исследований, посвященных истории и теории музыкального образования и воспитания (М.Р.Юлдашевой, С.Ф.Сизиковой, Н. Туровец и М.Набиевой). (Ібісі 14, 1126с180, 98с132). В этом плане для нас особенно ценным является исследование М.Р.Юлдашевой, «Становление и развитие системы музыкального образования в Іаджикистапе», в котором, на основе культурологического подхода к историко-педагогической проблеме, автором исследуются национально - специфические особенности музыкально -художественной культуры таджиков. Исходя из этого, предлагается современный взгляд модернизации всей системы музыкального образования на основе национальных традиции. (160cl 49).

Анализ положения и практики работы общеобразовательной школы и высших педагогических учебных заведений Таджикистана, изучения учебнілх планов и программ показывает, что многие проблемы музыкальной подготовки учителей начальных классов в период обучения в педагогических вузах остаются нерешенными. Не раскрыты глубоко содержание и структура этой подготовки, не обоснованы пути и средства её обеспечения. Поэтому идея разработки новой методики музыкального воспитания от начальной до высшей школы, основанной на применении специфических особенностей таджикской народной музыки, становится одной из главных задач музыкально-педагогической общественности республики. Все больше педагогов, воспринимают эту идею не как угрозу их индивидуальности, а как творческий подход к урокам, как необходимость обобщения всего лучшего, что соїдано в теории, методике и практике музыкального воспитания.

Таким образом, все более осознается разрыв между педагогической практикой музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в вузе и уровнем научных знаний о закономерностях формирования у педагогов готовности успешно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и образование младших школьников.

Дтя педагога начальных классов общеобразовательного профиля в современных услопиях остро встаёт вопрос о важности практического овладения музыкальным искусством. Практика музыкально-педагогической подготонки учителей начальных классов в педагогических вузах свидетельствует о наличии противоречий между современными требованиями к учителю, которые осуществляют процесс музыкального воспитания и обучения младших школьников по новой программе и уровнем его музы кально-педагоги чес кой подготовки.

Происходящие на современном этапе изменения на основании закона «Об образовании». Концепции национальной школы в системе образования и воспитании, реформирование школ свидетельствуют, что возросший интерес к народным традициям выдвигает перед педагогическими вузами вопрос повышения качества профессиональной подготовки специалистов. (58, 73)

В этом аспекте важнейшей проблемой педагогической науки являются поиск и разработка оптимальных систем воспитания, обучения предусматривающих решение вопросов, связанных с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса во всех звеньях образования.

В сня'Ш с этим особое значение представляет организация музыкально-педагогической подготовки, владение которой рассматривается как важнейшая предпосылка социально-экономического процесса. Развитие науки и техники, склонность к овладению общечеловеческими ценностями требуют основательного изучения и знания эстетически-музыкального и певческого образования.

Резкое возрастные потребностей общественного развития в специалистах музыкально-педагогического профиля с высоким интеллектуальным уровнем, умеющих непосредственно использовать прогрессивные мировые традиции, свидетельствует о необходимости серьезного исследования проблемы музыкально-педагогической подготовки учителей начатьных классов в системе высшего педагогического образования в Республики Таджикистан.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью углублённого овладения студентами педагогических вузов музыкально-педагогическими знаниями и умениями.

Неразработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане предопределило выбор темы диссертационного исследования «Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане».

Целыо исследовании является разработка и научное обоснование системы музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в педагогических вузах Таджикистана.

Объектом исследования были студенты факультета педагогики отделения методики начального обучения и процесс формирования музыкально-педагогических умений в педагогических вузах Таджикистана, преподавательская деятельность педагогов и учителей общеобразовательных школ.

Предметом исследовании стали пути и средства повышения эффективности музыкально-педагогической подготовки студентов отделения методики начального обучения к работе в начальной школе, реализация идеи интеграции в процессе развития музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в период обучения в педагогических вузах.

Диссертантом выдвинута следующая гипотеза: эффективность профессионального обраювания студентов педвуза и музыкально-педагогическая подготовка являются одним из важнейших средств для формирования личности учителя начальных классов и этот процесс может быть значительно улучшен при условии, если:

-Организация музыкально-педагогического обучения студентов будет проводиться по новым программам и методическим рекомендациям. Для решения этой задачи было необходимо:

-обогатить содержание общественных, психолого-педагогических, методических дисциплин знаниями и умениями, необходимыми будущему

учителю в работе по педагогическому руководству музыкой в процессе воспитания младших школьников;

-направить деятельность студентов на творческое освоение многообразия произведений посредством этнопедагогики;

сформировать у будущих учителей систему знаний и умений по руководству музыкальных уроков, занятий в кружках на основе ведения семинара-практикума и решения задач педагогической практики;

проанализировать учебные планы и учебно-методические материалы по музыкально-педагогической подготовке студентов на отделении методики начального обучения;

разработать структуру и содержание музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов, призванных осуществлять музыкальное образование и воспитание учащихся.

выявить и экспериментально обосновать педагогические условия обеспечения эффективности музыкально-педагогической подготовки студентов факультета педагогики отделения методики начального обучения для работы в начальной школе;

выработать методические рекомендации по совершенствованию музыкально- педагогической подготовки студентов педагогических вузов в процессе изучения ими музыкальных дисциплин в период педагогической практики и во внеучебное время;

предоставить необходимые предложения по внедрению результатов исследования.

Методологическую основу исследования составили принципиальные положения, вытекающие из диалектико-материалистического метода познания и его категории общего и особенного о ведущей роли деятельности в становлении личности; закономерностей межличностных отношений в процессе самопознания и самовоспитания; трудов классиков педагогики, в которых раскрыты проблемы подготовки учителей начальных классов.

Теоретической основой исследования послужили государственные документы последних лет: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национальной школы, Национальная концепция воспитания в Таджикистане, Концепции о среднем и высшем образовании Республики Таджикистан, труды выдающихся мыслителей Лл-Фараби, Ибн Сино, Ал-Розн, Ал.Хусайни, А.Джами, Д.Чанги, К.Д.Ущинского, С.Абдулииа, основоположников советской педагогики Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, основоположников советской музыкальной педагогики Т.А. Неркман, Б.В.Асафьев, Д.Б. Кабалевского и других.

Для раскрытая темы исследования были использованы методы, анализ литературы, связанные с различными аспектами проблемы. Было организованно изучение психолого-педагогического опыта музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в педвузе; анализ учебных планов и учебных программ; наблюдение за музыкально-педагогической деятельностью студентов на различных этапах учебно-воспитательного процесса и обучения но новой программе; анкетирование, опросы, интервьюирование студентов и учителей; мысленный и естественный эксперимент: обобщение полученных результатов.

Большое значение для обучения учащихся на современном этапе имеют постановления Правительства, приказы и другие документы Министерства образования, которые посвящены вопросам образования и воспитания учащихся.

Выдающиеся учёные и мыслители в своих трудах объединяли вопросы умственного развития и эстетического воспитания, которые в процессе трудовой деятельности народа осуществляются неразрывно и способствуют всестороннему гармоническому развитию детей. Их мысли базируются на утверждении педагогической закономерности, согласно которой подчеркивается, что каждая национальная школа имеет свои особенности и

13 отличительные черты, составные элементы, тесно связанные между собой, своё содержание образования, формы, методы и пути его достижения.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой, авторам диссертации были поставлены следующие задачи исследования:

а) изучение и теорегнческий анализ методологической, философской,
исторической, этнографической, психолого-педагогической и музыкальной
литературы;

б) изучение и обобщение передового педагогического опыта
музыкально-педагогической подготовки студентов и учителей начальных
классов (вуз + школа);

в) анализ учебных планов и учебных программ отделения методики
начального обучения педагогических факультетов;

г) наблюдение за музыкально-педагогической деятельностью студентов
на различных этапах учебно-воспитательного процесса и обучение по новой
программе;

д) опытно-педагогическая работа в вузе в соответствии с целью и
задачами исследования.

Источниками исследования являются труды выдающихся философов, психологов, педагогов по проблемы исследования; официальные документы Конституция Республики Таджикистан (июнь 2003 год); Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (апрель 2004 год), Постановление правительство о реформировании школ (2004 год), Концепция национальной школы о высшем и среднем образовании (2003 год).

База исследования. Опытно педагогическая работа проводилась на факультете педагогики отделения методики начального обучения ТГПУ им. К.Джураева, а также в базовых школах № 9, 10, 52, г. Душанбе, где студенты проходили педагогическую практику и работали стажёрами, а также в летных-оздоровительных лагерях «Чайка» и «Спутник». Общая численность участников опытного-эксперимента составила свыше 240 студентов и более 19 компетентных лиц, в качестве которых выступили преподаватели

14 педуннверсптета, учителя начальных классов, руководители школ, кружков по интересам.

Исследования проводилось в несколько этапов, начиная с 1986 года, когда автор диссертации вёл уроки музыки в общеобразовательной школе №53 города Душанбе и преподавал методику музыкального воспитания на факультете педагогики, на отделении методики начального обучения Таджикского госиедуниверситета. Служебные командировки по школам республики послужили изучению состояния музыкально-эстетического воспитание учащихся общеобразовательных школ. В этот период было выяснено несоответствие, которое выражалось в острой нехватке кадров в области музыкального воспитания учащихся республики, и теми сложными задачами, которые ставила новая школьная программа в сфере формирования музыкально-эстетического воспитания школьников. (116 с 84).

На пер ном этапе (1990-1994) - изучалась философская, историческая, психолого-педагогическая искусствоведческая и другая литература по проблеме исследования, проводились наблюдения и обобщения опыта работы преподавателей музыкальных дисциплин в педагогических вузах, ведущих уроки пения и руководителей кружков по интересам, а также анкетирование, тестирование, интервьюирование студентов, преподавателей, учителей, с целью изучения их мнения; организовывалась опытная работа по обучению студентов и учителей основам музыкально-педагогических умений, как основному элементу в эстетическом воспитании, применённых в различных организационно-методических формах.

Второй этап (1995-1999гг.) исследования был связан с выбором методов исследования, теорией и практикой организации педагогического эксперимента; определялось содержание музыкально-педагогической подготовки студентов, учителей начальных классов с учётом специфики их профессии; создавалась теоретическая модель будущего учителя начальных классов на отделении методики начального обучения факультета педагогики; осуществлялись организация и поиск путей совершенствования подготовки

15 будущих учителей к практической деятельности. Была разработана система знании, обеспечивающая отработку студентами основных структурных компонентов деловой подготовленности по своей специализации. Разрабатывались методические рекомендации, пособия для студентов и учителей начальных классов. Главное внимание было сосредоточено на установлении оптимальных типичных и практически приемлемых, педагогически оправданных путей использования музыкально-педагогической подготовки (распевки, ритмические движения, простукивания) а развитии познавательной деятельности детей, их творчества, самодеятельности. Естественный эксперимент дал возможность оперативного исследования намеченных целей в учебно-воспитательном процессе с их одновременной коррекцией и внесением изменений, дополнений, уточнений. Такой подход предоставил возможность вторичного проведения эксперимента с учётом ошибок предыдущей работы.

Третий этап исследования (2000-2005гг.) - заключительный. На этом этапе были обобщены результаты опытно-педагогической раооты, выявлены и обсуждеты основные параметры профессиональной подготовки студентов отделения методики начального обучения (ракультета педагогики по педагогическому руководству музыкально-педагогической подготовкой учащихся начальных классов в общеобразовательных школах.

В ходе экспериментальной проверки гипотезы проводилось педагогическое наблюдение за студентами разных курсов, их интервьюирование во время отчётов о педагогической практике, анкетирование, анализ учебной и внеучебпой деятельности, письменных работ и материалов, консультации преподавателей, которые работали параллельно с автором диссертации, интервьюирование учителей музыки, руководителей педагогической практики. В результате было уточнено содержание музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальних классов, определены её рациональные формы и методы, что, в конечном итоге, обеспечило благоприятные условия для самостоятельного

осуществления ими музыкально-эстетического воспитания и обучения младших школьников.

Hay чип я новизна и теоретическая значимость исследовании состоит в том, что:

выявлены сущность и специфическая особенность музыкально-педагогической подготовленности будущего учителя начальных классов как категории деятельной и важнейшей в воспитании личности учащихся начальных классов;

исследованы потенциальные воспитательные возможности музыкально-педагогической подготовленности студентов и учащихся;

-определены особенности методики руководства музыкально-педагогической подготовленности студентов педвуза и детей начальных классах;

изучены и обоснованы педагогические пути и условия, обеспечивающие эффективность музыкально-педагогической подготовки студентов в стенах педагогических вузов;

уточнены и конкретизированы теоретические представления о содержании, сущности и функциях музы кально-педагоги чес ко и подготовленности студентов как компонента педагогической деятельности;

показало, что процесс формирования общепедагогических умений и обучения музыкальной подготовленности с точки зрения повышения качесіва профессиональной подготовки будущих учителей является единым и связан с овладением психолого-педагогических знаний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана авторская программа подготовки студентов по руководству музыкально-педагогической деятельностью, целью определить и апробировать основные условия и пути подготовки студентов к этой деятельности. Разработанные методические рекомендации призваны способствовать улучшению учебно-воспитательного процесса в вузе. А также они могут быть также использованы учителями общеобразовательных школ, педагогических

17 колледжей, университетов, ведущих подготовку и повышение квалификации специалистов педагогического профиля, обучение студентов в педвузе; в системе практических заданий для самостоятельной работы по овладению музыкальной грамотностью обеспечить эффективность знаний и умений; программах обучения, методических рекомендациях может применяться преподавателями при разработке содержания и структуры педагогического образования.

Достоверность її обоснованность научных результатов обеспечена методическим анализом задач исследования с позиции учения о формировании всесторонней личности непосредственным, планомерным и систематическим испытанием модели музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов, разработанной в эксперименте; непрерывным осуществлением анализа подготовки студентов посредством от предшествующего к достигнутому с определением перспектив дальнейшего развития, анализом самостоятельной музыкально-педагогической деятельности на основе выявленных уровневых критериев музыкально-педагогической подготовки. Результаты исследования позволяют усовершенствовать музы кально-педагоги чес кий процесс в вузах и обеспечивать его эффективность в практике работы школ.

Апробання и внедрение результатов исследования. Результаты многолетнего исследования докладывались на различных научно-теоретических, научно-методических, научно-практических конференциях и семинарах по проблеме музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов в системе высшего и среднего образования. Материалы обобщались в ходе семинарско - практических занаятий по методике музыкального воспитания на II-IV курсах, при организации и проведении спецкурса и спецсеминара «Мастерство педагога», в процессе руководства педагогической практикой и самостоятельной работы студентов ПІ-TV курсов, при организации занятий по педагогической практике во время

18 инструктивных сборов по подготовке к летней практике студентов, а также в процессе занятий с учителями базовых школ.

Автором были разработаны программы для проведения музыкально-педагогической подготовке студентов отделения методики начального обучения факультета педагогики Таджикского госпедуниверситета, проведено интервьюирование учителей школы с целью выявления качественного повышения уровня музыкально - педагогической деятельности студентов на основе результатов практики, обновлены методические рекомендации для студентов. Проводилось также наблюдение за деятельностью выпускников, самостоятельно ведущих преподавание музыки в начальных классах.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Эффективные формы и методы музыкально-педагогической подготовки студентов, обучающихся в педвузах на отделении методики начального обучения факультета педагогики .

  2. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов со специфической комплексной методикой, синтезирующей в себе изучение курсов теории музыки, сольфеджио и обучении игре на музыкальных инструментах.

  3. Методика музыкального воспитания во взаимосвязи с усиленной музыкально-педагогической подготовкой студентов, способствующей связи теории и практики во внеучебное время и педагогической практики.

Структура и объём диссертации. Общий объём работы составляст201 страница компьютерного текста, включающего в себя 16 таблиц, 17 листов приложения, а так же список использованной литературы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов как психолого-педагогическая проблема

Народное творчество, в частности музыкальное - это концентрированное выражение художественной концепции народа, его мировосприятия, вкусов, идеалов, дум, чаяний и устремлений. В большой и разносторонней работе с учащимися, их духовном воспитании особое место занимает музыкальное воспитание. Потребность в искусстве отдельно взятой личности выражает стремление испытать радость, удовлетворение, наслаждение от совершенства художественного творчества, что формирует эстетическое восприятие действительности, приобщает к культуре. Роль музыкального искусства в пробуждении чувства прекрасного побуждает воспитательно-образовательные учреждения усиливать работу по музыкальному воспитанию молодёжи.

Главная цель педагогов учебных заведений - ввести учащихся в мир высоких и разнообразных духовных ценностей, заключённых в музыкальном искусстве, научить наполнять собственную жизнь глубоким смыслом, добрыми чувствами, той особенной красотой, которая присуща музыке. Повышение роли музыкального воспитания на всех уровнях обучения и образования служит благородной задачей в формировании богатого духовного облика человека. И место музыкально-педагогического образования в этом процессе существенно значимо.

В процессе обучения современный студент должен быть подробно ознакомлен с направлениями музыкальной культуры, методами и средствами подготовки учащихся школ к её восприятию. Уровень культуры учителя, как личности, способности, его достижения в педагогической деятельности, оказывают весьма существенное влияние на культурный уровень учащихся в особенности младших классов.

Эффективность музыкального воспитания подрастающего поколения в системе начального образования во многом определяется преемственностью совершенствования учебных планов, программ методики преподавания различных дисциплин, их взаимосвязью и взаимообусловленностью. Проблемы музыкально-педагогического образования и задачи обновления содержания и методов обучения находятся в прямой зависимости от развития музыкальной культуры республики. Поэтому система музыкально-педагогического образования требует от Министерства образования, НИИПНТ обеспечения педагогических кадров доступными учебными планами, программами и пособиями, составленными на научных принципах, с учётом традиций музыкальной и педагогической культуры таджикского народа. Естественно, что невысокая музыкальная культура личности не позволяет ей проявить все потенциальные возможности её духовного развития, сужает горизонты эмоционального мира. Это положение особенно важно для процесса воспитания той части молодёжи, которая не оценивает роли и значения музыки.

Методологические принципы детерминизма и деятельности дают возможность подойти обоснованно к музыкально-педагогической подготовке учителя начальных классов, „которая является важной как в его педагогической так и музыкальной деятельности.

Музыка - одна из форм общественного сознания, способ образного осмысления действительности, вид творчества, направленный на создание специфических художественных произведений, в которых представлена человеческая сущность. При рассмотрении специфики музыкальной подготовки методологически ценным является положение К.Маркса о необходимости различать виды художественной (духовной) культуры с вещественным способом существ, входящих и обращающихся в нем с производством, и с процессуальным. Музыка - единство трех взаимосвязанных процессов - творчества, исполнения и восприятия, в которых творчество и исполнение являются художественным производством, а восприятие звучащих музыкальных образов слушательскими аудиториями - потреблением художественных ценностей (83-142). Таким образов, музыка как вид искусства и музыкальные произведения, как результат музыкального производства, могут существовать в обществе лишь при условии наличия субъекта человека способного их воспринимать.

Единство результата искусства и его реципиента составляет основу музыкальной культуры общества. Учитель начальных классов является, в первую очередь, реципиентом, поскольку его деятельность в сфере музыкальной подготовки заключается в большей мере в потреблении музыкальных ценностей, в деятельности распредмечивания идеала человека, одпредмеченного художником в художественном образе. (124-04). Поэтому для «распредметчивания» заложенного в произведении музыкального искусства идеала учитель младших классов должен обладать определенным уровнем развития музыкального сознания и самосознания.

Для того чтобы понять суть музыкального сознания, целесообразно рассмотреть динамику логического ряда: общественное сознание эстетическое сознание, художественное сознание, музыкальное сознание. Методологический принцип системности и целостности требует при рассмотрении части исходить из целого. Поскольку эстетическое сознание является частью общественного сознания, нам представляется необходимым уточнить понимание категории сознания с целью выявления сущности для диссертационного исследования. Проецируя сказанное на категорию эстетического сознания, выявить соотношение эстетического и художественного сознания, так как музыкальное сознание является частным проявлением художественного. За основу дифиниции эстетического сознания взято определение, данное Г.З.Апресяном: «Эстетическое сознание - это форма или часть общего сознания, которая отражает всё богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активнее, действенное стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу прекрасного. Специфическим атрибутом эстетического сознания, наряду со знанием, переживанием и отношением является эмоциональность». (19с.ЗО).

Теоретическая и практическая музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в педагогических вузах Таджикистана

На современном этапе развития «Положение об общеобразовательной школы» (108с34) одним из условий успешной реализации Закона «Об образовании» (58с59) Республики Таджикистан является поиск новых путей профессиональной подготовки будущего учителя. Происходящие в общественном сознании изменения связанные с необходимостью глубокого познания культуры своего собственного народа, обусловили требования формирования музыкально-педагогической подготовки профессионального сознания и творческой индивидуальности будущего учителя.

Педагогический труд на современном этапе, становится все более похожим на труд учёного. Успешно работать в школе, эффективно обучать и воспитывать может лишь учитель, глубоко знающий свой предмет, основы знаний педагогики, психологии, современной науки и техники, обладающий глубокой идейной убеждённостью, культурой, профессиональным мастерством, уважительно относящийся к национальной культуре и традициям.

Проблемы музыкально-педагогического образования и задачи обновления содержания и методов обучения находятся в прямой зависимости от развития музыкальной культуры в республике. Поэтому вся система музыкально-педагогического образования требует обеспечения новыми учебными планами, программами, учебниками и пособиями составленными на научных принципах, с учётом истории и традиции музыкальной культуры таджикского народа.

В соответствии идеями гуманизации образования и требованиями современности, богатое художественное наследие, таджикского народа должно стать основной этновоспитания, как концептуальным фундамента основа развития личности. Кризис школы, который обозначился на новом этапе развития общества и который необходимо преодолеть, имеет в своей основе игнорирование индивидуальности, всестороннее развитие которой предполагает не механическое перенесение требований государства на структуру личности, а мобильное и творческое их воплощение в интеллектуальной, эмоциональной природе человека.

Основной задачей на современном этапе, является подготовка кадров специалистов, обладающих фундаментальной подготовкой. Одной из прогрессивных идей этой проблемы должно быть использование новых прогрессивных методов преподавания во всех подсистемах педагогического образования, их преемственность и соответствие требованиям современной социокультурной обстановки. Это предъявляет требование формирования у будущих специалистов таких качеств, как умение самостоятельно повышать свои знания, всемерно реализовать собственный творческий потенциал в профессиональном труде.

В психолого-педагогической литературе, посвященной вопросам вузовской дидактики, указывается, что эффективность обучения в вузе во многом обусловливается степенью сформированное студентов, активностью их познавательной деятельности. Несмотря на определенные достижения в этой области, проблема самостоятельности изучена пока еще недостаточно. Постоянная активная помощь студентов школе - важнейший фактор идейно-политического и профессионально-педагогического формирования будущего учителя-воспитателя. Организация на базе каждой студенческой академической группы педагогического отряда, закреплённого за определенной школой и классом, способствует установлению постоянных связей студентов со школьниками. Студенты не только читают в школе лекции, проводят беседы, диспуты, но и организуют разнообразную художественную самодеятельность.

Так, опыт работы педагогического отряда факультета педагогики отделения методики начального обучения ТТПУ им. К.Джураева в 1980-1994 гг. в начальных школах №7,9,10,52,58 города Душанбе показал, что студенты могут оказывать большую помощь школе не только в проведении торжественных вечеров, утренников, но и они могут организовать и музыкальные праздники «Fyimaxon санъат», КВН, музыкально-спортивные программы как например «Офарин». Совместная работа школы и педагогического коллектива в этом направлениям значительно активизирует, и обогащает общественно-педагогическую практику студентов.

Выдающиеся педагоги-музыканты Л.Н.Николаев, С.С.Гольдентрих и другие неизменно подчеркивали, что главная их задача научить самостоятельности мышления, овладению методами умения и снижения до поставленной цели (45с101). Поскольку основой обучения, в процессе подготовки учителя начальных классов является разностороннее изучение музыкального произведения то на этой основе должно происходит и достижение его эмоционально - художественного образа, что сказывается на функционирование у студентов готовности к самостоятельному решению задач которое осуществляться при органичном сочетании развития их интеллектуальности с активным проявлениям эмоциональных компонентов мышления.

В процессе обучения современный студент должен быть ознакомлен с направлениями развития музыкальной культуры своей страны. Однако анализ музыкально-педагогического образования в республике свидетельствует об отсутствии стройной системы использования народно-песенного материала в учебном процессе. Между тем, в недалеком прошлом, воспитание школьников в Таджикистане происходило в рамках связи музыкального искусства с народно - поэтически творчеством. Оно было связано с деятельностью таджикских поэтов, писателей и народных музыкантов. Преподавание на этих уроках велось _ репродуктивными методами, в основном слухо-подражательным приемом обучения.

Включение в учебные планы «Пения с методикой его преподавания» свидетельствовало о том, что в республике в прошедшие годы уделялось большое внимание развитию музыкального образования учащейся молодежи, подготовке учителей методики начального обучения для общеобразовательных школ. Вместе с тем, программы по музыке для педтехникумов, подготовленные Наркомпросом РСФСР в 1936 году, не учитывали реальные возможности учебных заведений Таджикистана. Если в программе 1936 года задача курса состояла в том, чтобы дать учащимся элементарные знания и навыки по музыке, которые позволяли бы учителю работать с детьми в школах, то в программе 1945 года требования были уже более глубокие и качественнее отражали задачи стоящие перед педагогами в повышении музыкального образования молодежи, втом числе Таджикистана (119, с,102).

Предусматривались обучение пению и ознакомление с нотной грамотой в такой степени, чтобы студенты могли читать ноты в пределах репертуара несложных детских песен, а также обучение методике проведения уроков пения в национальной школе, игре на инструменте (скрипка, рояль) в таком объёме, чтобы исполнять мелодии детских песен с несложным сопровождением (171хп15,30).

Однако сжатые сроки обучения, языковый барьер (обучение проводилось в основном на русском языке), не привычные для слуха детей коренной национальности тембры и принципы музыкального мышления запада не давали желаемого результата. Выпускники педагогических техникумов, в подавляющем своем большинстве, не были знакомы с элементами музыкальной грамоты, не владели простейшей методикой разучивания новых песен, не могли самостоятельно передать мотив, мелодию песни. В процессе учебы в педагогическом техникум (педтехникуме) большая часть времени отводилась на усвоение расположения нот, нотных знаков и т.д., что не способствовало развитию познавательного и профессионального интереса. Основная масса поступающих в педагогические техникумы (педтехникумы) не имела общешкольного музыкального образования. Поэтому, как совершенно справедливо отмечалось, "без подготовительного курса не может повышаться профессиональный уровень учащихся, так как прохождение учебных программ, составленных с учётом объема знаний семилетней школы, в музыкальном отношении за 4 года без предварительной подготовки невозможно" (169хп1,25).

Повышение роли музыкально-педагогической полі отопки студентов в курсе методики музыкального воспитании и в процессе исполнения музыкальных произведений на инструментах

История развития науки свидетельствует, что достижения эффективного результата исследований возможно только на основе ясных методологических положений, направляющих путей подхода, способов, методов решения проблемы. Исходя из понимания метода как учения о структуре логической организации, путях и средствах деятельности, принципах построения, формах и способах научного пользования. Ключевыми позициями обновления таджикской национальной школы является реализм школьной политики, перевод школы в режим развития, её демократизация, гуманизация, опора на национальные культурно-исторические традиции. И все это должно найти самое широкое отражение в музыкально-педагогической подготовке студентов.

Необычайно богатое наследие таджикского народа в соответствии с требованиями современности является основой этновоспитания - как концептуального развития личности.

Без специальных педагогических мер музыка непосредственным образом положительно влияет на становление нравственных качеств. Однако для усиления этого влияния необходимо создание определённой системы, различных программ обучения и музыкального воспитания, специфических форм педагогического взаимодействия во всех звеньях музыкально-педагогического образования.

Содержание музыкального образования, изложенное в программах, учебных и методических пособиях, призвано быть основанным по использованию народной музыки, ибо любая программа, составленная без учёта особенностей национальной культуры и соответственно начального слухового опыта, будет заранее облегчена на провал. Но национальные особенности должны характеризоваться не столько заимствованиями из фольклора, сколько национальным характером музыкального мышления.

Именно в начальной школе у учащихся должны воспитываться музыкально-слуховые представления на основе музыки, которые послужили бы на последующих ступенях обучения фундаментом музыкальной грамоты, построенной на специфических особенностях народной музыки.

Анализ изучения исследуемой проблемы показывает, что в Таджикистане теория и практика использования музыки в системе музыкально-педагогического образования находятся в состоянии глубокого противоречия. С одной стороны, это малое количество исследований и работ, раскрывающих большой воспитательный потенциал таджикской народной музыки и песня, её воздействие на всестороннее развитие личности, а с другой стороны - программы и учебники по музыке, опирающиеся на европейскую систему, с эпизодическим включением народно-песенного репертуара.

Естественно, что обладая богатой культурой, громадным музыкально-теоретическим наследием великих мыслителей как Аль Фараби, Ибн-Сино, Махмуд Хусайни, Абдурахман Джами, Дарвешалии Чанги, древнейшими вековыми устоями и обычаями, нельзя игнорировать свои традиционные формы обучения. Но в то же время нельзя идти по пути односторонней приверженности традиционализму и отрицания нового в искусстве. Традиция всегда должна быть в контакте с современностью. Накопленный опыт поколений, его важность и роль в воспитании, и выработке соответствующих рекомендаций невозможно переоценить.

Нами в методике музыкального воспитания не отрицаются современные методы музыкального воспитания и обучения, а предлагает синтез. В существующую методику по степени эффективности и образования вводятся одни разделы и убираются другие, усиливаются или ослабляются те или иные стороны учебного процесса. Тем самым удаётся «сконструировать» ту необходимую модель музыкального воспитания, которая отвечала бы современным требованиям и основной цели воспитания и образования, формированию духовно-богатой и всесторонне развитой личности.

На наш взгляд требуется такая программа в республике в которой необходимо перенести акцент с обучения на развитие личности ребёнка в процессе воспитания и образования. Эта программа должна содействовать решению не только узкоспециальных целей, связанных с формированием навыков слушания, пения по нотам, вокально-хоровых и других, но и задач целостно-личностного развития, формирования духовной культуры школьника, его активного интереса к жизни через музыку, художественно-образное мышление в музыке и о музыке.

Этот интерес в начальных классах должен проявляться через мир музыки, через восприятие не отдельных общемузыкальных элементов музыкальной речи и конкретных произведений, а через родовые, исторически сложившиеся интонационно-содержательные первоосновы музыки, доступные и адекватно-слышимые каждым ребёнком. Такой первоосновой, для младших школьников Таджикистана, является таджикская народная песня и музыка, способствующие духовному развитию молодёжи. Таджикская народная музыка - универсальное средство приобщения к истории, к культуре и традициям, к обретению утраченных ценностей. Поэтому музыкальное воспитание и обучение должно в основном опираться на таджикскую народную песню и музыку, так как «подлинное» проникновение в музыкальное искусство обязательно должно быть основано на хорошо знакомым детям песенном фольклоре. Только таким путём можно идти от «знакомого» к «незнакомому» (59, с.14).

Методология есть логика деятельности, логика исследования. Как указывалось выше, основой методики данного исследования является классико-современное учение в единстве его составных частей: философии, экономических учений и научной литературы. Философский принцип детерминированности человеческой психики, условий жизни и деятельности является важнейшей методологической основой для подготовки учителя. Педагогическая деятельность, как реальность, детерминируется как сущность музыкально-педагогической подготовки, так и специальных особенностей учебно-воспитательного процесса, её форм, а также и определённого качества всесторонней и гармонически развитой личности учителя.

В основе разработки специфического метода проблемы лежат общие теоретические положения педагогики, педагогические законы и закономерности. На методическом уровне эти положения являются специальными по отношению к философии, которая вооружает их диалектическим методом, но то же время они выступают как методические основы по отношению к более узким, специальным дисциплинам, в частности, к музыкально-педагогической.

Педагогическая практика как важное звено .музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов

Важную роль в процессе формирования музыкально-педагогической подготовки студентов факультета педагогики и методики начального обучения играет педагогическая практика. Среди разнообразных видов практики наибольшими возможностями обладает учебно-воспитательная практика на предвыпускных (третьем и четвёртом) курсах, условно музыкально-педагогическая практика.

Музыкально-педагогическая практика имеет целью подготовку будущих учителей к самостоятельному ведению уроков музыки и обладает определёнными возможностями в формировании их музыкально-педагогической подготовки. В процессе практики, с одной стороны, проявляется достигнутый уровень развития музыкально-педагогической подготовки, а с другой - продолжается её интегративное формирование.

Методика музыкально-педагогической практики на третьем курсе имеет свои специфические особенности. В ней проявляются трудности как методического, так и психологического характера. Трудности усугубляются тем, что во время этой практики уроки музыки единственные. До практики их не было и не будет после неё, до стажёрской практики на четвёртом курсе. Поэтому не представляется возможным что-то исправить, улучшить, сделать по-иному. Прежде чем студенты пойдут на практику, им необходимо тщательно подготовиться, уметь на третьем курсе (5 семестр) посещать уроки музыки в школах, _ В своих группах они должны проводить уроки музыки по методике музыкального воспитания (лабораторные занятия).

В естественном эксперименте нами были разработаны и внедрены в практику два типа консультаций. Перед занятиями урокам музыкой и в процессе их проявляются различные виды педагогической деятельности учителя: познавательно-просветительская, конструктивная, организаторская, коммуникативная. Первой консультации условно даем название установочная, а второй - репетиционная. Установочная консультация проводится за 4-5 дней до урока. Её целью является проектирование действий учителя во время подготовки к уроку. Эта цель реализуется через ряд задач. Предстоит познакомить с примерным планом - конспектом урока, внести в него необходимые изменения в соответствии с особенностями каждого данного конкретного класса; ознакомиться с музыкальным произведением урока в записи и его расположением на грампластинке или магнитоле; выучить произведение (песня, попевки) на музыкальном инструменте; выявить значение и место темы данного урока в теме четверти; определить методы и приёмы подготовки к уроку музыки. Методы содержательной установочной консультации складываются из осмысления задач урока, чтения студентами примерного плана-конспекта и внесения соответствующих необходимых изменений под руководством преподавателя, прослушивания музыкального материала урока и овладения приёмами пользования грамзаписью в различных видах деятельности на уроке музыки, проигрывания песни и попевок на музыкальном инструменте. В результате установленной консультации вырабатываются основы конструктивной деятельности самостоятельной подготовки к уроку, конструирование его.

Вторая, репетиционная, консультация проводится за один-два дня до урока и имеет свой целью проигрывание своеобразной его репетиции, в результате которой студенты получают достаточно полное представление о деятельности учителя на уроке музыки. Эта цель достигается в результате решения следующих задач: постановки цели урока; определения способов мобилизации учащихся на уроке; овладения приёмами создания и разрешения познавательной ситуации; формирования способности к самонаблюдению, самоанализу и самооценке; наложения и закрепления необходимой для урока интонации речи учителя, жестов, мимики; овладения умением пользоваться звукоаппаратурой; отработки элементов предлагаемой вокально-хоровой работы; достижения выразительности исполнения на музыкальном инструменте; знакомства с принципом анализа музыки (учащиеся реализовывают тему урока с учителем, в опарной деятельности учащихся и учителя).

Важное значение в достижении цели имеет методика проведения репетиционной консультации. В естественном эксперименте эффективно проводились следующие формы: студент, готовящий урок, выступал в роли учителя и «проигрывал» все свои действия, несколько студентов в роли учеников выполняли указания методиста (преподавателя) и отвечали на его вопросы. Для формирования умения задавать вопросы преподаватель вместе со студентом (учеником) разрабатывали вариантные ответы на вопросы студента - учителя, в том числе, и такие которые не соответствовали теме. Подобная методика давала студенту-учителю возможность почувствовать уверенность в своих силах, найти верный путь. Как коллективная форма, репетиционная консультация, позволяет обратить внимание студентов на наиболее важные этапы всего урока, и в особенности вокально-хоровую деятельность учащихся и их отрепетированность. В результате рождался чёткое, ясное представление о ходе урока музыки, которое закреплялось в процессе подготовки к последующей теме.

Важным этапом музыкально-педагогической подготовки является самостоятельная разработка студентами урока музыки и утверждение его методистом. Для учителя начальных классов этот этап имеет свои особенности. Сложность проведения зачётного урока музыки состоит в том, что студент даёт один урок, «вырванный» из конспекта целостного учебно-воспитательного процесса, поэтому он не имеет полного представления о музыкальном развитии школьников, а лишь догадывается о нём на основе представления о программе. Поурочная методическая разработка является для него ценным ориентиром в построении собственного урока. Огромное значение для студентов имеет знание характерных особенностей учащихся класса, который ему поручил учитель, постоянно работающий с этим классом.

Большое значение имеет и то, что студенты факультета педагогики отделения методики начального обучения в силу специфики своей будущей профессии знают о разносторонности интересов учащихся класса, в котором проводят уроки, что значительно облегчает их ситуацию. В то же время результат педагогической подготовки в ходе эксперимента показал недостаточность специальных знаний из-за низкого начального уровня музыкальной подготовки абитуриентов и особенностей их музыкально-педагогической подготовки в процессе обучения в педагогических вузах.

136 Поэтому самостоятельную разработку уроков студент осуществляет на основе примерного плана - конспекта, в котором в общих чертах намечены музыкально-педагогический план урока, деятельность учителя и учащихся. При этом самостоятельность студента проявляется в том, что он перерабатывает план-конспект с учётом условий и особенностей того класса, в котором будет проводить урок, выявляет уровень развития учащихся, степень усвоения ими темы четверти и темы предыдущего урока. Эмоциональность восприятия студентами музыки, развитие их речи, уровень вокально-хорового развития, степень интереса к урокам, соответствие уже пройденного материала - все это показатель музыкально-педагогической культуры.

В результате опытной проверки различных видов плана-конспекта урока музыки сложилась следующая наиболее рациональная форма, состоящая из трёх разделов, в которых отражены и содержательный музыкальный материал, и задачи каждого этапа деятельности учителя и учащихся. Причём в плане-конспекте продуманы и расписаны не только необходимые ответы и действия учащихся, но и важные варианты, а также соответствующие действия учителя по достижению нужных результатов.

Похожие диссертации на Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане