Введение к работе
Проблема и актуальность исследования. Преобразование российского общества вызвало к жизни радикальную смену социально-экономических и ценностно-смысловых ориентиров, ухудшение духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, утилитаризм, меркантилизм, утрату интереса к культурным ценностям Поэтому в последние годы со всей остротой встает задача повышения общекультурного уровня, возвращения человеку духовного потешгнала как восхождение его к общезначимым ценностям в процессе творческого и нравственного развития
В этих условиях необычайно актуализируется необходимость использо-
г**ъ1тт»*г чгчгът г»^оггт чжг\г*гъ tt<*tA4r/*/vr,io і> »«»ттл/«гті /1»*JTj"'T,rw»o гпгупліілгл no*)i» *** n гтт*ті_
пости школьника Постижение мира в художественной форме позволяет человеку использовать в качестве источника информации образы, отношения, переживания Обращение к специфике художественного постижения мира не только расширяет возможности его познания, но и дополняет содержание образования опытом человеческих состояний Музыке в таком постижении принадлежит особое место
К сожалению, получившая широкое распространение в стране массовая культура существенно снижает роль музыки в духовном становлении и развитии личности школьника. Однако, организуя деятельность учащихся, выводящую их на постоянное многоплановое общение с музыкой, школа приводит в движение мощный фактор развития, воспитания и социализации личности Привлечение высокохудожественных музыкальных произведений к обучению, воспитанию и развитию учащихся приобретают исключительную значимость в условиях сельской школы
Во многих сельских школах нет соответствующего технического оснащения, музыкальных инструментов, диатек, аудио и видеотек Усугубляется положение такими условиями, как отдаленность от города, отсутствие культурных центров, низкий уровень квалификации учителей и классных руководителей, низкий уровень социальной среды
В то же время, действующая общеобразовательная школа формирует культурный климат сельского социума Сельская школа - это своеобразный универсум, она дает возможность петь в хоре, играть в оркестре, заниматься танцами, рисовать и т д Создавая необходимую социокультурную среду, сельская школа формирует средствами музыки тружеников совремеїшого типа
Идея активно-преобразующей роли музыкального искусства в утверждении человеческого начала была выдвинута в трудах Б В Асафьева, М М Бахтина, Л С Выготского, М Ф Гнесина, Д Б Кабалевского, Д С Лихачева, Л М Предтеченской, В В Розанова, М М Рубинштейна, В А Сухомлинско-го, Б М Теплова, В Н Шацкой и др
Проблемы музыкального воспитания п музыкального восприятия изучали Э Б Абдулин, Ю Б Алиев, О А Апраксина, В К Белобородова, Е А Бодана, IIА Ветлугина, Л В Горюнова, Н А. Гродзенская, В В Давыдов, Е Д Критская, А Л Маслов, В В Медушевский, В И Муцмахер, Е В Назай-кинский, В Д Остроменский, В И Петрушпн, М.Г Плохова, В А. Разумный, В Г Ражников, М А Румер, Г П Сергеева, Г П Сгулова, Г.С Тарасов, К В Тарасова, Р А Тельчарова, В О Усачева, Г М Цыпин, Л В Школяр, В А Школяр, Б Л Яворский и др
Продвижению научного понимания роли искусства, в том числе музыкального искусства в жизни и общества и личности много содействовали исследования С А Аничкина, А А Баян, Ю Б Борева, А И Бурова, Н И Кия-щенко, О А Кривцун, В С Кузина, А А Леонтьева Б Т, Лихачева, Р С Немо-
UHJ, AV± '*' vyXYV/lKXTXrUWOii, ±J Л 1 lUJlHTlUI I/, MJ IV VAU1VUЩШЧ\Ши JT1 ДІ/
Развитие музыкальной культуры школьников - фундаментальная цель музыкального воспитания Важные стороны феномена культуры рассматриваются в трудах Г.А Гонтарева, А Н Джуринского, М С Кагана, Л.Н. Когана, Э В Соколова и др Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни
Проблемы о роли искусства в формировании мировоззренческих представлений школьника исследует В В Демиденко, о музыке, как социальной среде - Л П Дуганова, один из путей музыкального воспитания школьников через фольклорное творчество разработан Л Л. Куприяновой и др
Между тем становится все более очевидной потребность в улучшении музыкального воспитания школышков и недостаточной разработанности путей оптпмизащш этого процесса в педагогической науке, что является неразрешенным иротнворечнем в современных условиях общественного развития По мнению А А Мелик-Пашаева, в условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре, соответствуюпщй щош школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки уровня его оснащенности, и действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса Прагматики считают искусство «бесполезным» и «необязательным» Это касается и уроков музыки
С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования «Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника», проблема которого сформулирована следующим образом при каких педагогических условиях музыка становится фактором духовного развития личности сельского школьника9
Решение этой проблемы составляет цель исследования
Объектом исследовании является музыка ках социально-психологический феномен и фактор духовного развития личности
Предметом исследования выступал процесс приобщения сельских школьников к музыке как фактору их духовного личностного развития
Задачи исследования
1 Выявить воспитательные потенции н функции музыкального искусст-
ва в системе духовного становления и развития человека.
2 Создать рабочую модель приобщения сельских школьников к музыке
как фактору их духовного развития
3 Определить педагогические условия, методику и технологию внедре-
ния музыки в жизнь и образование сельского школьника.
4 Разработать научно-практические рекомендации по использованию
музыки как средства духовного развития сельского школьника. Гипотеза исследования:
воспитательный потенциал музыки как фактора личностного развития реализуется только при условии педагогического перевода учебного изучения музыкальных произведений в свободное общение школьника с музыкой, который совершается при педагогической инструментовке восприятия музыкального прошведения как общения композитора со слушателем «Я» композитора - «Я» школьника Методическим решением данного перевода выступает художественно-творческая деятельность школьника, организуемая педагогом как общение «Я» школьника с «Я» другого человека Ключевым элементом этого перевода является овладение школьником художественно-образного языка искусства как специфического языка человеческого общения,
педагогическими условиями организации свободного общения с му-
11 ttl"rtl I ЛП П«Т»Л*ТЧ"»*Т И/1ІЛЛТТТТОІІ1Ю ПТТ>*ХЖ»Ої-І11Л»Т»1ЛТ-Ч*Ч ЛШ ІТЧ nr\S*T***1ia4*tia **^f_
jiimUn nx»ju\EXJi\/A xituvi/iiJ-tviLriWi ішік/ічЛІЛ,гіулчі\л к/ К/лиякл жшпґІаігжамллл^ж і«>"
зыки разных эпох и стилей, музыкально-эстетических знаний и умений в разнообразных формах организации музыкальной деятельности, пополнение музыкальных впечатлений в свободной деятельности и в условиях немузыкальных занятий, поэтапное применение методов и приемов, побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической деятельности Ведущей идеей исследования служило восхождение сельского школьника к свободному общению с музыкой как механизму обретения в личностной структуре духовно-ценностного отношения к искусству
Теоретико-методологическими основаниями исследования явились важнейшие философские положения о человеке как высшей ценности гуманистической культуры, о сущности гуманистической природы искусства, о роли искусства в формировании духовно богатой личности, о специфике музыкального творчества и художественного познаїшя мира; о художественной деятельности как синкретической деятельности и общения «Я» и «Другого» (ММ Бахтин, ДБ Кабалевский, М С Каган и другие)
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования
- теоретический анализ философской, психологической, искусство-
ведчекой и педагогической литературы;
длительные педагогические наблюдения по специально разработанным программам,
анкетирование, интервьюирование, беседа и др ,
проективные методики (недописанный тезис, недописанный диалог, фантастический выбор и др),
опытно-экспериментальная работа,
математические методы
Опытно-экспериментальной базой была избрана МОУ «Середсйская средняя школа» Сухиничского района Калужской области К исследованию были привлечены учащиеся первых - восьмых классов (120 человек)
Исследование выполнялось в несколько этапов
Первый этап (2001 - 2003) - подготовительный изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы Оценка современного состояния проблемы Определение цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования
Второй этап (2003 - 2005) - опытно-экспериментальный разработка содержания и определение методики констатирующего и формирующего вариантов организации эксперимента общения сельских школьников с музыкой и изучение ее влияния на личностное развитие учащихся
Третий этап (2005 - 2006) - обобщающий систематизация, уточнение и корректировка результатов исследования, положений и выводов, литературное оформление диссертации
Научная новизна исследования:
выявлен дополнительный фактор усиления воспитательных потенций музыки в ее влиянии на духовное развитие личности сельского школьника, введено понятие «свободное общение с музыкой» как педагогический инструментарий организации процесса духовного развития личности,
- осуществлено педагогическое моделирование перевода учебного изучения
сельскими школьниками музыки через художественно-творческую дея
тельность в свободное и систематическое общение с музыкой,
определены и обоснованы педагогические условия, методики и техноло
гии приобщения школьников к свободному общению с музыкой в усло
виях сельской школы
Теоретическая значимость исследования:
расширены функциональные возможности музыки в духовном становлении и развитии личности,
раскрыт психологический принцип «перевода изучения музыки в свободное общение с музыкой» в организованном педагогическом влиянии музыки на личностную структуру школьника,
выделены содержательные и процессуальные характеристики приобщения сельских школьников к свободному общению с музыкой Практическая значимость исследования:
разработаны программа и методики организации общения сельских школьников с музыкой,
- подготовлены научно - методические рекомендации по использованию музыки в системе духовного развития личности сельского школьника. Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены четкостью методологических позиций, связанных с культурологическим и личностно - деятедьностным подходами, использованием кошшекса методов исследования, адекватных его проблеме, объекту, предмету, задачам и логике, непротиворечивостью и сравнимостью опытно-экспериментальных данных с массовой практикой
На защиту выносятся следующие положения
1 Музыка обладает особо тонким и чрезвычайно сильным воспитательным
влиянием на детей, реализация ее развивающего потенциала требует педа
гогически целесообразной организации в освоении сельскими школьни
ками луДОлСССТВСНКО-ОчраЗНОГО ЯЗЫКа И БОСПрИЯТИИ МуЗЫКиЛЬНСГО ПрОИЗ-
ведения,
Педагогически инструментованное восприятие музыкального произведения открывает школьнику путь к свободному общению с музыкой и к выходу на общение «моё Я» - «Я композитора»,
Процесс перевода сельских школьников на свободное и систематическое общение с музыкой состоит из трех основных элементов «шадивидуаль-ное восприятие» - художественно-творческая деятельность - самостоятельно избранное музыкальное произведите для свободного общения с ним,
Переход «от учебного прослушивания» к «свободному общению с музыкой» обеспечивает продуктивное влияние музыкального искусства на духовное развитие сельского шконьника, обретение им его личностного смысла при условии соответствующей профессиональной подготовки педагога.
Апробация и внедрение результатов исследования. Его основные положения и выводы апробированы путем публикаций Они обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Mill У, на научно-практических конференциях в г Калуге (1997, 2001), Барнауле (2003), на научном семинаре в г Архангельске (2006), на методических семинарах заместителей директоров по воспитательной работе Сухиничского, Думиничского, и Мещевского районов Калужской области Ведущие идеи исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ «Середейская средняя общеобразовательная школа» Сухиничского района Калужской области
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы