Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Слагаева Людмила Анатольевна

Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников
<
Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Слагаева Людмила Анатольевна. Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Йошкар-Ола, 1998 165 c. РГБ ОД, 61:98-13/764-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Народное искусство Марий Эдтсак основа художественного образования в начальных классах 24

I. I. Историография системы художественного образования в многонациональной школе республики Марий Эл ... 24

1.2. Пути совершенствования содержания образования младших школьников средствами народной художественной культуры Марий Эл 43

ГЛАВА 2. Педагогические условия реализации марийского регионального компонента в художественном образовании начальной школы ..

2.1. Региональная программа первого года обучения "Я, ты, мы и искусство" в системе художественного образования младших школьников 69

2.2. Возможности региональной программы второго года обучения "Искусство, вокруг меня, тебя и нас" в совершенствовании художественного образования учащихся начальных классов

2.3. Взаимосвязь мировой художественной культуры и регионального искусств на уроках изобразительного искусства в начальной школе ***

Заключение 144

Список литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди вопросов, связанных с художе ственным воспитанием в Республике Марий Эл, особо остро встает про блема освоения детьми национально-региональной художественной куль туры как части мировой культуры. Разнообразное народное художе ственное творчество русских, мари, татар, чуваш... запечатлело в своих і* \ произведениях историю, быт, мировоззрение и характер своего народа. Все это является сокровищницей мудрости и обладает колоссальным вос питательным потенциалом. В каждой народной художественной культуре сосредоточен национально своеобразный язык художественного твор- 1 чества, в котором закодированы образы - символы наших предков, ни- [ когда не исчезающие из народной памяти.

Художественное освоение культуры любого народа в каждой семье начинается с раннего детства. Успех преобразований в области воспита- 1 ния в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет об- | ращение ребенка к народной художественной культуре и искусству. В

I данном исследовании выбран начальный рубеж в рамках общеобразова-

I тельной школы - младший школьный возраст.

Проблемой внедрения регионального компонента в систему обра- 1 зования родного народа непосредственно в его недрах занимались в XIX і веке К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, в Чувашии - И.Я. Яковлев, на терри- '< тории Марийского края - С.А, Нурминский. Эти педагоги обоснованно

1 считали школой воспитания природу, язык, быт, искусство, фольклор, вероисповедание, то есть то, что составляет духовную жизнь народа.

Вопросы художественного образования в школе средствами народ- ной культуры и искусства разрабатывались в 1920-х годах учеными педагогами А.В, Бакушинским, П.П. Блонским, СТ. Шацким и др. Эти годы характеризуются периодом подъема творческих сил национальной художественной и педагогической общественности. Но с начавшейся в стране

4 индустриализацией и коллективизацией стала заявлять о себе идея политехнизма. Ею были пропитаны все школьные дисциплины. А изобрази-тельному искусству досталась роль пропедевтики черчения - языка техники. Такое положение оставалось до 70-х годов.

В конце 1960-х гг. деятели отечественной культуры и образования В.В. Алексеева, К.В. Дитмар, Г,В, Лабунская, Б.М. Неменский, В.В. Полунина, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др. осознали опасность отрыва школы от народной художественной культуры. Эта проблема была решена появлением экспериментальных программ "Изобразительное искусство", разработанной под руководством Б.П. Юсова, "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством Б.М. Неменского, позднее появилась программа' "Основы народного и декоративно-прикладного искусства" научного, руководителя Т.Я. Шпикаловой, в которой народное искусство и культура рассматриваются как содержательный компонент художественного образования учащихся.

В последующие годы проблема освоения школьниками национально-регионального компонента в системе художественного образования получила всестороннее теоретическое обоснование благодаря диссертационным исследованиям К.Ж. Амиргазина, Л.А. Белоус, Л.С. Вагиной, Н.А. Горяевой, Е.А. Диченской, В.Ф. Канева, Э.Г. Скворцова, Т.Я. Шпикаловой и др., в которых намечены программно-методические подходы к совершенствованию приобщения учащихея -к- художественным культурам разных народов.

В Республике Марий Эл также были проведены аналогичные исследования и намечены педагогические методы и приемы организации художественно-эстетического образования учащихся и студентов на основе изучения и освоения местных традиций и искусства.

Это диссертационные исследования Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов" (12 ,16), Ф.В. Гинзбурга "Эстетико -

5 воспитательная работа с детьми по месту жительства как средство профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов" (29, 177), Л.А. Овчинниковой "Интегрированный курс истории и культуры марийского народа как средство реализации профильного обучения информатики" (102, 147), Р.Н. Хакимовой "Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в про-цессе внеклассной работы" (178, 257) и др. Однако при всем многообразии научных трудов и исследований по вопросам образования и воспитания средствами народного искусства, при стабильности действующей Государственной программы "Изобразительное искусство.и художественный труд" отсутствуют научно обоснованная региональная программа по ИЗО и методические рекомендации, направленные на совершенствование художественного образования младших школьников средствами марийской региональной культуры. В связи с этим знакомство с народным и профессиональным изобразительным, литературным и музыкальным творчеством на уроках ИЗО носит эпизодический характер. Тем самым младшие школьники лишены возможности в полной мере представить себе истоки региональной художественной культуры во веем многообразии.

Наблюдается, таким образом, противоречие между уровнем развития педагогической науки в изучаемой нами области и потребностями практики, на разрешение которого и направлена наша работа. А потому тема "Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников является актуальной, а ее исследование - необходимым.

Цель исследования - выявить педагогические условия реализации марийского регионального компонента в художественном образовании младших школьников.

Объект исследования - художественное образование учащихся начальных классов на уроках ИЗО в школах Республики Марий Эл.

Птзедмет исследования - процесс совершенствования художествен- ного образования младших школьников средствами марийской региональной культуры.

Гипотеза - повысить эффективность художественного образования младших школьников средствами марийской региональной культуры, как одной из составляющих общечеловеческой культуры, возможно, если: процесс обучения учащихся начальных классов на уроках ИЗО проводить в тесной взаимосвязи с мировой, российской и марийской культурами; в основу художественного образования младших школьников будет положена марийская региональная культура; учителя будут применять игровые, театрализованные моменты с заимствованием произведений изобразительного искусства, музыки и поэзии разных народов Республики Марий Эл в целях успешного воздействия на эмоциональную сферу личности детей.

В соответствии с этим определены следующие задачи: - провести историографический анализ системы художественного образования в марийской многонациональной школе; определить пути совершенствования содержания художественного образования младших школьников' средствами марийской региональной культуры; - -- разработать рекомендации к содержанию программ по применению марийского регионального компонента в системе художественного образования младших школьников.

Внедрение в начальных классах компонента художественной культуры всех 79 народов рассматриваемого региона представляет собой практически неохватный объект для одного исследования, поэтому, учитывая цели и реальные возможности работы, цо всем ее характеристикам, в исследование включены элементы культур лишь трех крупных этнических групп, населяющих Республику Марий Зл:финно-угорскую, славянскую и.тюркскую.

Существенную роль в разработке общей гипотезы исследования сыграл личный опыт работы автора учителем изобразительного искусства школы № 9 г. Йошкар-Олы Марийской АССР /1972/, советской школы № п Монгольской Народной Республики /1973/, в школе № 2 г. Нерчинска Читинской обл. /1974-1976/, школы № 17 г. Йошкар-Олы /1984-1997/; ассистентом методики изойскусства начальных классов на педфаке МГПИ им. Н.К. Крупской /1978-1984/; в качестве заведующей курсами повышения квалификации учителей изобразительного искусства Республики Марий Эл с 1991 г., ас 1993 г. старшим научным сотрудником Марийского института образования.

Методологической основой исследования явились труды классиков художественной педагогики, перспективные исследования и разработки педагогической науки и практики. Принципиальное значение для данного исследования имели работы ученых по педагогике Ю.П. Азарова, Б.М. Бим-Бада, Л.В. Занкова, Г.Н. Волкова, Б,Т. Лихачева, В.Д. Симоненко и др.; художественно-педагогические идеи Н.А. Горяевой, Е.И. Коротеевой, Н.Н. Михайловой, Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, М.С Чернявской и т.д.; искусствоведческие и программно-методические работы по народному искусству Д.С. Лихачева, М.М. Некрасовой, Л.Ґ. Савенковой, П.А. Флоренского и др.; исследования крупнейших представителей психологической науки Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.В. Петровского, К.Р. Роджерса, а также исследования философов-эстетов В.В. Ванслова, М.С. Кагана, Л.А; Неменской и др.

В ходе исследования применялись следующие методы: изучение и анализ специальной литературы, памятников народного искусства и архивных данных в рамках избранной проблематики, наблюдение процессов совершенствования художественного образования учащихся младших классов, анализ художественных работ учащихся начальных классов, опытно-экспериментальное обучение в 1-3 классах.

8 . Научная новизна и теоретическое значение исследования: - проведен историографичекий анализ системы художественного образования учащихся младших классов в марийской многонациональ ной школе; определены пути совершенствования содержания художественного образования учащихся начальных классов средствами марийской региональной культуры; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально разработаны педагогические условия реализации „марийского регионального компонента в художественном образовании для младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении в школьные программы научно обоснованных методических рекомендаций, направленных на совершенствование художественного образования учащихся начальных классов средствами марийской региональной культуры. Они могут быть применены учителями изобразительного искусства, начальных классов, мировой художественной культуры, истории и культуры марийского народа как в России, так и за рубежом, а также в работе со студентами различных учебкьшзаведений и на курсах повышения квалификации работников образования.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью его исходных предпосылок, применением различных методов, Дополняющих друг друга и адекватных задачам и предмету исследования, многолетним опытом работы автора с учащимися, студентами и учителями Республики Марий Эл.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляли в процессе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах Республики Марий Эл по региональной программе, а также во время чтения лекций и проведения практических занятий с учителями ИЗО в Марийском институте образования (1990-1998), в выступлениях на республиканских (г. Йошкар-Ола, 1994-1997), всесоюзных (г.Москва,

9 1995, г.Самара, 1996), международной (г. Йошкар-Ола, 1997) конференции по проблемам художественного образования школьников и в научно-методических публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Марийский национально-региональный компонент может зна чительно обогатить содержание художественного образования младших школьников, а именно через марийское народное, декоративно - при кладное и профессиональное изобразительное искусство, литературу и музыку народов Республики Марий Эл учащиеся приобщаются к художе ственной культуре.

2. Новое содержание художественного образования младших школьников с применением возможностей марийского регионального компонента: а) для первого года обучения "Я, ты, мы и искусство"; б) для второго года - "Искусство вокруг меня, тебя и нас"; в) для третьего года - "У каждого народа - свои художники".

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, освещаются методологическая основа и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическое значение исследования, практическая значимость, достоверность научных результатов и даются сведения об апробации, внедрении работы и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе предпринята попытка раскрыть вопрос о народном искусстве Марий Эл как основе художественного образования младших школьников.

Изучение народной художественной культуры народов Марий Эл

10 проводилось автором по научным публикациям и трудам В Л. Акцорина, Н.И. Егорова, Т.А. Крюковой, Г.Б. Матвеева, Э.Д. Меджитовой, Т.Л. Молотовой, К.Н. Санукова, Г.И. Соловьевой, М.П. Романова. Были привлечены искусствоведческие исследования и публикации А.Г. Григорьева, А.А. Зенкина, Л.А. Кувшинской, В.Г. Кудрявцева, Г.И. Прокуше-ва, Б.Ф. Товарова-Кошкина, СМ. Червонной. В диссертации также использованы документы из Государственщ)го_архива Республики Марий Эл и произведения народного изобразительного искусства, хранящиеся в Национальном музее им. Т.Е. Евсеева. Историография художественной педагогики на территории современной Марий Эл имеет свои особенности. Уникальность народной художественной культуры объясняется отражением в ней исторических пластов материальной и духовной культуры предков, имевших интенсивные культурные контакты со многими странами. Изучив закономерности эстетического .освоения человеком ми-pa, можно сказать, что славяне и угро-финны одной европейской расы. Это прослеживается по многим данным^Зететическая культура, пришедших позднее в регион Марий Эл тюркских племен складывалась также на основе местной материальной культуры, привнося свои художественные элементы из Азии. В итоге у всех трех типов имеются свои сложившиеся многовековые культуры, свои традиции, обычаи, вероисповедания и практика воспитания подрастающего поколения; Дополняя друг друга, реальный опыт всех народов нашего региона привел к тому, что искусство, в том числе и педагогическое искусство, стало мощным средством духовного формирования и воспитания каждой нации.

С образованием Марийской автонемнон-области (из частей Казанской, Вятской и Нижегородской губерний) появилась продиктованная временем необходимость в элементарном просвещении народа, так как "культура и просвещение являются залогом победы над темнотой и невежеством" (СВ. Стрелков). В первые годы постреволюционного периода в молодой советской стране была сформулирована идея сквозного предме- H ,: - та для школ I ступени, то есть начальных классов, - "Изучение человеческой культуры в связи с природой". Данньїйтіредмет должен был синтезировать знания учащихся, знакомить их с эволюцией труда, науки и культуры. Подобной программы не было ни в одном государстве.

У истоков нововведений стояли П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий. Их планы о преобразовании школ в пользу эстетической художественной культуры старались реализовать даже в периферийных школах Марийской автономной области. Новые веяния в педагогике дали возможность родиться и своим местным программам. Одна из программ заслуживает внимания. Она составлена преподавателем графических искусствТорномарийского педтехникума Ф.Н. Моляровым для учебно-показательной школы I ступени. В программе прорисовывалась канва для будущей программы "ИЗО и художе-ственный труд".

Программа Государственного ученого совета /ГУСа/, разработанная под руководством Н.К. Крупской в 1923-25 гг., также нашла практическое воплощение в некоторых марийских школах. Для нашего исследования представляет интерес отчет заведующей Ирмучашской школы А.В. Решетовой о работе I- II классов'по программе ГУСа. Ею осуществлены параллельные связи между способами художественного освоения действительности: постройкой и изображением,- а украшение представлено в основном в виде декорирования класса.

Идеи ГУСа не нашли широкого практического воплощения в силу многих обстоятельств (кадры, низкий жизненный уровень, наступление политехнического просвещения, при помощи которого нельзя решить задачи возрождения духовности и национальной культуры).

Идеи "первопроходцев" системы эстетического воспитания оставались до нынешних времен практически неизвестными массе учительства.

1930-е годы характеризуются массовым террором по отношению к человеку, его душе. О художественном образовании в школе речь не ве-

12 лась. На первое место ставились вопросы успеваемости, посещаемости и дисциплины. Кадровый вопрос учителей ИЗО ни на каком уровне не решался, ибо в учителях ИЗО руководство всех рангов не нуждалось, о чем свидетельствуют архивные документы Марийской АССР "Потребности кадров на 1938-39 уч. год". Но в 40-х годах Наркомпросом МАССР со слабой самокритичностью отмечено "...мы бедны кадрами учителей рисования и внутри республики их не готовим". Такое положение было характерно для всей страны.

В программах по ИЗО в 50-60-е гг. вопросы освоения народного искусства как основы художественного образования решались поверхностно: в основном это было составление национального, преимущественно русского, орнамента в геометрических фигурах.

Вопросы эмоционально-образного познания народного искусства не рассматривались. .__.--—,.

С 1964 г. урок рисования стал называться "Изобразительное искусство". Но в расписаниях марийских школ это название стало медленно приживаться лишь с середины 80-х гг., когда стала вводиться программа "Изобразительное искусство"( научный руководитель Б.П. Юсов), а затем программа "Изобразительное искусство и художественный труд" ( научный руководить Б.М. Неменский) в СШ № 4,17 г. Йошкар-Олы и Крас-номостовской СШ МАССР. После проведения курсов в 1991 г. для учителей ИЗО на базе Марийского института ^усовершенствования учителей соавторами программы "Изобразительное-искусство и художественный труд" во главе с Б.М. Неменским круг последователей расширился. Программа стала внедряться во многие школы республики. Возникла необходимость ее адаптации с учетом местных условий. В 1996 г. в республике Марий Эл появилась программа по ИЗО и художественному труду с национально-региональным компонентом. В ней, как и в российской, обучение детей ИЗО предлагается путем эмоционально-образного познания на материале художественной культуры Марий Эл, ІЗ—'"— Пути совершенствования содержания образования младших школьников средствами народной художественной культуры Марий Эл нами просматриваются через приобщение к фольклору. Фольклор в переводе с английского означает народное искусство, которое в регионе Марий Эл представляет:

1) народную поэзию (предания, легенды, сказки, короткие юмори стические рассказы, пословицы и поговорки,^загадки и считалки); народную музыку (песнопения, колыбельные, частушки и народные танцы); вероисповедания (христианство, язычество, ислам); народную архитектуру (жилье, хозяйственные постройки, культовое зодчество); народные промыслы (резьбу и роспись по дереву, вышивку, керамику, кружевовязание, ткачество, лыко- и лозоплетение).

Из всех слагаемых фольклора первые три внда представляют из себя литературно -музыкальный жанр, помогающий на уроках ИЗО и художе- ственного труда понять сущность проблемы и эмоционально выразиться в детском творчестве. Например, в III классе по теме "Народные праздники" необходимы применение игровых и театрализованных моментов в народной музыке, таких, как частушка, показ элементов народных танцев и тех национальных обрядов и традиций, праздник чьего народа задуман по тематике: русская ярмарка, марийский "Пеледыш паирем", татарский "Сабантуй" или чувашский "Акатуй".

Следующие два вида фольклора: народная архитектура и народные промыслы - дополняя друг друга, непосредственно связаны с искусством изображения. Народные промыслы и архитектура есть часть художественной среды, культурной жизни любого народа, в приобщении к которой главное звено приходится на начальную школу (И.Я. Яковлев).

Этнографическая художественная среда Марий Эл имеет региональные особенности в силу географического положения, полиэтническо-

14 го состава проживающих на ее территории. Среда включает в себя орга-низацию человеком предметного пространства (жилье, одежда, утварь) в гармонии с природой. "Человек и Природа_взаимосвязаны и внутренне едины..." (П.А. Флоренский). В единстве природного окружения с народным искусством создавалась культурная среда. Она необходима человеку "для его духовной оседлости" (Д-С. Лихачев).

Данный контекст необходим для начального художественного образования младших школьников.

Как обустраивал художественную среду сельский житель, можно наглядно проследить в творчестве местных художников П. Радимова, В. Тимофеева, К. Егорова и др. Содержание их картин доступно для млад шего школьного возраста. -—__.

Следующий компонент художественной среды - утварь. Она имела равноценное значение с утилитарной и художественной точки зрения." Искусством становилось все, чем окружал себя человек" (М.М. Некрасова). Всю утварь можно объединить по разделам:

1) орудия труда; 2) домашняя утварь; 3) украшения.

Природные залежи глины на территории Марийского края позволяли заниматься гончарным делом, а лесные богатства подталкивали на изготовление утвари, которая подразделяется на 5 групп (Г.Б. Матвеев).

Иллюстрацией для проведения уроков-ЙЗО могут послужить картины марийских художников Н. Токтаулова, И. Михайлина, И. Ефимова, Б. Тарелкина, И. Ямбердова и работы народных мастеров Л. Рязанова, А. Костина, А. Калачева и др.

Сельские мастера занимались и изготовлением побочной продукции - игрушек. Эти сведения по психологическим данным доступны младшему школьному возрасту. Снаружи жилище украшалось резьбой по дереву, существовавшей в регионе в 5 видах.

В интерьере изб большое место занижала ручная вышивка на домотканом холсте. Узор у финно-угров и славянттреобладал геометрический,

15 позже от народов тюркского происхождения были заимствованы узоры свободной растительной формы.

Ювелирным мастерством владели все народы региона. Популярными до наших дней были украшения с монетами и вышивкой: головные, шейные, нагрудные, поясные, - браслеты и серьги. Это искусство связано с одеждой, дизайн которой является третьим элементом художественной среды. В прошлом одежда многих народоїГсредней полосы Восточной Европы шилась из белого холста и украшалась геометрической вышивкой с преобладанием красного цвета. В головных уборах закладывались знаковые различия: возраста, семейного положения, имущественного состояния, ритуального назначения. Поэтому целесообразно в начальных классах ознакомить детей с классификацией старинных головных уборов народов, населяющих Марий Эл.

Мужчины (русские, мари, чуваши) ноейли' войлочные шляпы, кар-тузы, фуражки. Татары, башкирьї - тюбетейки и войлочные шляпы.

Женские головные уборы разнообразнее: платки у всех народов региона; повязки: а) головные (шарпан у мариек, сурпан у чувашек, тастар у татарок и башкирок, чалма у удмурток); б) налобные (нашмак у мариек, масмак у чувашек, налобник у русских девушек);

3) шапочные головные уборы на основе каркаса: а) сороку рогатую носили марийки и русские женщины; б) такья - шапочка у мариек, тухья шапочка в виде шлема у чувашских девушек.

При сопоставлении одежды народов региона Марий Эл видно наличие общих черт. Это отмечено в этнографической литературе, заметно в живописных произведениях местных художников.

Таким образом, изученный фактический материал по искусству и просвещению народов Марий Эл позволяет сделать выводы:

Стремление к сохранению художественной культуры народов Марий Эл заставило обратить внимание ученых и практиков на уникальность истории республики с ее многонациональными культурами трех этнических групп и отметить плохую обеспеченность кадрами ИЗО в общеобразовательных школах Марий Эл.

Активизация эмоционально - образного познания народной художественной культуры Марий Эл в содержании предмета " Изобразительное искусство" приходилась на 20-е, 80-90-е годы, что характерно и для других российских территорий. Л

Несмотря на значительное количество научных исследований и немалый практический опыт, до сих пор не полностью используются возможности народного искусства Марий Эл, как основы художественного образования в начальных классах.

Во второй главе рассматриваются вопросы педагогических условий реализации марийского национального компонента в художественном образовании начальной школы путем рекомендаций по практическому внедрению региональной программы первого года обучения по ИЗО "Я, ты, мы и искусство". ( '

Современный этап истории школы.-характеризуется развивающим обучением с введением национально-регионального компонента. Прин цип Б.М. Йеменского "от родного порога в мир общечеловеческой куль туры" заявил о себе не только в изобразительном искусстве, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Иначе, как отмечает Б. А. Вульфсйн, игнори рование национальной специфики приводит к созданию искусственных "универсальных" конструкций, в угоду которым - сознательно или не сознательно - подбирается материал и отсекается то, что противоречит априорно заданной схеме. , '

Перестройка содержания изобразительного искусства в школе шла в течение почти двух десятилетий и вылилась в интересную программу "Изобразительное искусство и художественный труд", не имеющую ана-

17 логов в мире. Поэтому региональная программа первого года обучения ИЗО "Я, ты, мы и искусство" в Марий Эл построена на том же "скелете" российской программы, включающей в себя национально-региональный компонент во все 3 ряда: в зрительный, литературный и музьжальный.

Взаимодействие различных видовТгскусства в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию ребенка и пробуждению эмоциональной отзывчивости.

Отметим, что для первоклассников Марий Эл, как и для детей других регионов, художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре своей республики и России. На первом этапе это знакомство с художественными материалами, их элементарное оевоейие на практике, а также .і по произведениям художников России и Марий Эл. Затем включение детей в драматургию с мастерами ИзображёнияТУкрашения, и Постройки в виде трех понятных и доступных способов художественного освоения действительности: изобразительной, декоративной и конструктивной. Параллельно дети приобщаются к художественной культуре Марий Эл и России.

В конце учебного года дается представление о выразительности ху дожественной речи, в сравнении с произведениями марийских и россий ских графиков и живописцев. " "

Приводим описание эксперимента "Изображение и фантазия первоклассников". Целями эксперимента в 1-х классах были: выявление значения регионального народного искусства в изобразительной деятельности первоклассников; определение роли фантазии и связи с реальностью на основе марийских небылиц; решение фантастической композиции на плоскости по теме "Изображение и фантазия"(техника материала на выбор).

Эксперимент показал, что: . применение регионального народного искусства в массовых школах Марий Эл находится на начальном этапе. И поэтому в младшем возрасте надо учиться на фольклоре; во время творческого процесса фантазии первоклассников становятся неотъемлемой частью художественной правды, которая материализуется в детских работах в виде образов.

Далее автор показывает возможности региональной программы второго года обучения "Искусство вокруг меня, тебя и нас" в рамках совершенствования художественного образования учащихся начальных классов.

Это вторая ступень познания и освоения окружающей художественной действительности, обязательно идущая в строгой последовательности за первой ступенью, то есть программой "Я, ты, мы и искусство", иначе получится разрыв в цепочке логической взаимосвязи между тематикой учебных годов.

Процесс обучения строится на дальнейшем приобщении детей к ру котворной и нерукотворной красоте. -~-—_.

Почти на каждом уроке для детей и их родителей идет своеобразное открытие, что руки художников прикладываются ко всем предметам домашнего обихода, не обойтись без художников и на улицах населенных пунктов. Различные массовые зрелища, театры и музеи оформляются тоже художниками. Учащимся представляется возможность - в соответствии с темой и возрастом - самим в материале изготовить тот или иной объект из окружающей художественной среды.

Тема 2-го года обучения ИЗО продолжает формировать у детей патриотизм, так как на уроках изучаетєя-наєяедие минувших поколений родного населенного пункта: деревни или села, поселка или города. Каждый урок привязан к национальной культуре определенной этнической группы, число детей которой преобладает в классе, в школе. Это может быть славянская культура, угро-финнская или тюркская. Но лучше вари-

19 ант более узкий - употребление местной формы национальной культуры, например, русской (вятской), чувашской, удмуртской, татарской, горномарийской и т.д. "Нельзя стать патриотом сжГей страны, полюбить свой народ, не полюбив свою малую родину. Это ведущая нравственная задача года" (Н.Н. Михайлова). Духовные, нравственно-эстетические функции наравне с утилитарными естественно воспринимаются во время обучения на уроках ИЗО. Особенный эффект дают коллективные работы, поэтому гипотезой экспериментального поиска среди учащихся 2-х классов на уроках ИЗО является: - преимущество коллективной формы изучения региональной темы "Наш город" по сравнению с индивидуальным изображением; - преимущество спаренного урока для Завершения и лучшего выра- жения обобщения темы в коллективном панно "Наш город" по сравнению с одним недельным часом ИЗО. Проведенный сравнительный поиск этого исследования позволил дать ему объективную оценку, исходя из гипотезы: преимуществом итогов региональной темы "Наш город" является коллективная форма выражения -100%. Качественный показатель индивидуальных рисунков по этой теме в тех же Условиях - 10%. Потеря пока-зателей знаний, умений и навыков составляет - 90%; при выполнении коллективных работ, в том числе и по региональной теме "Наш город", недостаточно 1-го часа. При спаренных уроках ИЗО дети видят плоды своего коллективного творчества уже в конце 2-го урока.

В конце главы раскрываются взаимосвязь мировой художественной культуры и регионального искусства на третьем году обучения ИЗО.

Бели в I и во И классах приобщение детей к искусству велось в основном вокруг ребёнка и его окружения, то в 3-м классе диапазон радиуса расширяется до знакомства с искусством соседних народов сначала своей республики, а в дальнейшем и за ее пределами вплоть до заочного

20 путешествия в страны Востока и Западной Европы. В задачу учителя ИЗО, преподающего в 3-м классе, входит формирование представлений о культуре разных народов. В связи с этим, особое значение приобретает атмосфера общения учителя с классом на уроке, в создании которой уча-ствуют и художественное слово, и музыка, и образы пластических искусств Марий Эл, России и всего мира. При этом, как отмечено Н?В- Гро-сул, только тогда педагог получит наилучшие результаты, когда сочетаются различные методы.

Содержание обучения в 3-м классе требует более значительного освоения терминологии и сведений по истории искусств. Но главное не зубрежка, а чтобы у детей остались в душе впечатления от пройденных тем: "Искусство моего народа", "Искусство разных народов Марий Эл и России", "У каждого народа Земли есть художники", завершающим ак-кордом является тема IV четверти "Духовная красота человека в представлениях разных народов". Она одинакова^ибо все народы воспевают материнство, мудрость старости, борьбу за свободу и справедливость, скорбь о погибших борцах. По последней добродетели ставился естественно-педагогический эксперимент в 3-х классах на местном патриотическом материале через поиск эмоционального отклика на важные события из окружающей действительности. В результате проведенных практических исследовательских опытов выявлены: а) стимул отклика на скорбь о павших с воспеванием их подвига, б) формы проявления данного сти- мула. Определено, что этот стимул доступен пониманию учащихся 3-го класса, а потому и применим в начальной-школе.

Следующее экспериментальное исследование - тестирование. Оно проводилось нами в разных школах Республики Марий Эл (городских, районных, сельских) среди школьников 10-летнего возраста на уроках ИЗО с целью определения знаний учащихся о местных народных праздниках и о том, что к ним относится.

Наилучший процентный показатель Склоняется в сторону сельских * 21 школ, где работают специалисты по ИЗО~(5ЇГ%). Чуть ниже показатель в городских школах, обеспеченных специалистами (50 %). Еще ниже показатель в сельских школах, где отсутствуют специалисты (25 %), и самый низкий - в школах райцентров, где тоже нет специалистов ИЗО (только 16 % детей-респондентов знают все о местных народных праздниках). Процентные показатели данного тестирования объясняются:

1) окружающей действительностью, художественной средой, где проживают дети, еще не совсем оторванные от народных корней;

2) кадровым обеспечением школ учителями специалистами по ИЗО, способными дать учащимся элементарные Знания по художественному образованию своего региона.

Экспериментальные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и показали, что целенаправленное обучение младших школьников региональной художественной культуре стимулирует их умственную и творческую активность на уроках ИЗО.

В результате становится возможным дать ряд педагогических реко мендаций учителям ИЗО: " " стараться раскрывать учебный материал через жйзненнопракти-ческое значение изучаемого вопроса на региональном материале по принципу "от родного порога"; заинтересовать учащихся изучаемой темой, используя для этого триединство искусств: ИЗО, литературу, музыку, желательно регионального значения; показать учащимся примеры, достойные подражания: знакомить детей с жизнью, творчеством выдающихся художников, архитекторов и подвигами простых людей, в том числе из своего родного края; самому учителю ИЗО быть примером творческого отношения к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

Общим выводом по второй главе является то, что из существующих разных подходов педагогический условий реализации марийского регио-

22 нального компонента в художественном образовании наиболее весомее те, которые акцентируют внимание на фольклоре, художественной среде, связанной с современным изобразительном искусством, литературой и музыкой. Этот материал можно рекомендовать во внеурочное и в учебное время, что обеспечивает вариативную часть Базисного учебного плана (утвержденного в марте 1998 г.) о реализации регионального компонента; мы рассматриваем лишь уроки изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах.

Так обучение ИЗО, как и жизнь, созданная на твердом основании, может успешно выдержать испытание в последующих классах. По этому поводу приведем текст из Евангелия от Матфея, 7, 25:" И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне"(твердом фундаменте). По нашему мнению, такой фундамент "на камне" мы закладываем в течение первых трех лет. Подобный трехступенчатый "камень" предлагаем в виде: ступень - 1 кл. - "Я, ты, мы и искусство" (общее знакомство с региональным искусством прошлого и настоящего); ступень - 2 кл. - "Искусство вокруг меня, тебя и нас" (изучение народного и декоративно-прикладного искусства Марий Эл); ступень - 3 к^ь '_„>. : ж:-^ ^ " ""У каждого народа - свои худож-ники" (взаимосвязь регионального искусства с мировой художественной культурой). -_--—,.

Все эти перечисленные ступени - фундамент для строительства будущего дома цельной национально- региональной художественной культуры в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду на примере Республики Марий Эл.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования: . 1. В условиях перестройки образования л воспитания учащихся проблема формирования духовной культуры средствами искусства вы-

23 двигается на первый план и занимает одно из центральных мест в художественном образовании и эстетическом воспитании. Видную роль в этом важном государственном деле играет внедрение национально - региональной культуры во всем ее многообразии.

2. Отсутствие до последнего времени экспериментальных исследо ваний и национально-региональных программ ж- самое главное - низкий процент обеспеченности марийских школ кадрами по ИЗО резко отрицательно сказываются на эффективности^стетичёского воспитания и художественного образования учащихся школ Марий Эл, на их общее умственное и духовное развитие.

Экспериментальные исследования подтвердили и убедительно доказали большие возможности национально-региональной культуры Марий Эл в художественном образовании младших школьников, в формировании их духовной культуры, что сказывается на воссоздании личности в конечном результате.

Приобщение детей Марий Эл к ее национальной художественной культуре способствует освоению эстетических идеалов народов, проживающих в этом регионе. Это позволяет развить в детях интерес к окружающей художественной среде и в свою очередь способствует сохранению своеобразия разнообразных культур народов, сохранению их генофонда, возрождению национального самосознания всех народов, проживающих на территории Марий Эл.

Разработанные в диссертации педагогические основы применения марийского регионального компонента в системе художественного образования младших школьников могут быть использованы при разработке программ по изобразительному искусству и художественному труду в средних и старших классах, а также при разработке планов уроков по предмету "История и культура марийского народа".

Историография системы художественного образования в многонациональной школе республики Марий Эл

Поскольку темой исследования является марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников, важно отметить, что художественное ^образование и воспитание относятся к сфере художественной культуры. Под термином " художественная культура" понимается "совокупность художественных ценностей, хранение, распространение и потребление", (183, 64), что непосредственно касается проблемы регионального компонента в художественном образовании учащихся начальных классов, ибо "ребенок живет и учится в конкретной социо-культурной среде, принадлежащей к определенному этносу" (113, 101).

Исторические пласты материальной и духовной культуры предков, имевших интенсивные культурные контакты со многими странами мира, служат основанием для развития народного., искусства, начиная с самых древних культур: волосовской, балановской, чирковской..., обитающих ранее на территории Марий Эл (ПО, 129). От них образовались этнические группы славян и угро-финнов. Изучая закономерности эстетического и художественного освоения человеком мира, можно предположить, что славяне и утро-финны одной европейской расы. Это прослеживается в строительстве жилищ, ношении одежды, украшениях, вышивках и по антропологическим данным. Эстетическая и художественная культура переселившихся в более поздние времена тюрских племен складывалась также на основе местной материальной культуры- свои художественные элементы из Азии.

В настоящее время в республике Марий Эл на площади 23,2 тыс. км2 проживает около 1 миллиона людей 79 национальностей. Коренными жителями марийского края являются не только народ, именем которого названа республика, но и значительная часть потомков вятских, волжских болгар, кривичей, малоросов и тюркских племен. В процентном соотношении жители Республики Марий Элр^спределились следующим образом - 43,8% (мари, удмурты, мордва). Население тюркского происхождения - 7,3 % (татары, чуваши, башкиры...), (181, 28) - это азиатская группа желтой расы, которая под воздействием новых климатических условий и в результате ассимиляции и кровосмешения с белой расой внешне посветлела.

Все группы этнического происхождения имеют свои культуры: славянскую, финно-угорскую, тюркскую. Но так как эти 3 крупные культуры живут географически на одной территории, в одной республике, то их можно объединить в понятие "культура"Марий Эл" по названию этой республики. Тем не менее у всех 3-х этнических типов имеется своя сложившаяся многовековая культура, свои традиции, обычаи, вероисповедания. Есть и взаимовлияние эстетической и художественной культур, так как среди всех народов региона Марий Эл издавна складывались и развивались добропорядочные отношения. Марийцы перенимали более совершенные способы ведения хозяйства, строительства, жилья, осваивали русский язык, христианские обряды и обычаи/Русские крестьяне заимствовали приемы охоты на диких зверей и птиц, обработке дерева, и освоению лесных массивов. У татар перенимали секреты купли-продажи и мены (47,12-13). Взаимовлияние культур просачивается и в народном искусстве. Так, например, национальная вышивка мари, чувашей, удмуртов, мордвы и русских рязанцев имеет общие корни - геометрический орнамент на белой ходщевой одежде. Поэтому с первого взгляда трудно определить какого же она происхождения. Приемы и способы резьбы по дереву горных мари, русских нижегородцев и чувашей тоже имеют много общего.

Женские украшения в виде монист характерны для мари, чуваш, татар. В художественном воспитании было так же много общего, например, с ранних лет девочек всех национальностей приобщали к вышиванию, а мальчиков привлекали к подсобным промыслам плетения лаптей, корзин, к резьбе по дереву.

В итоге у всех 3-х типов происхождения народов Марий Эл имеется своя сложившаяся деятельность и приемы воспитания подрастающего по-коления. Дополняя друг друга, реальный опыт всех народов нашего региона привел к тому, что культура, в том числе и педагогическое искусство стало мощным средством духовного формирования и воспитания каждой нации (155, 70).

Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там есть культура (166, 268). Отметим, что уровень сугубо национального этнического компонента в духовной культуре и духовном воспитании народов республики Марий Эл разный. Он определяется многими показателями, формирующими менталитет нации. Понять и прочувствовать исто-рическую общность и специфику культур народов Марий Эл можно лишь через перспективу использования духовной-лсудьтуры в педагогическом поиске. Поиск путей приобщения к региональной изобразительной культуре младших школьников Марийского края уводит нас вглубь истории (112, 109), когда начали появляться первые инородческие школы (158, 74). В них художественного образования не было. Предпосылки эстетического воспитания введены в марийском крае просветителем 60-х годов XIX века С.А. Нурминским, который писал о том, что инородцу интереснее то учение, которое существенно затрагивает его интересы, касающиеся окружающей его жизни (158, 76). Как .известно каждый народ старался проде-корировать окружающую обстановку:-да*,гдвор, интерьер избы, одежду и т.д. К украшению естественно привлекались дети разных возрастов.

К. Ушинским введена по России классная система обучения, по этому поводу С.А.Нурминский выступает в печати с научно - педагогической поддержкой этой системы. Надо отметить, что классная система вызывала некоторые затруднения относительно предмета "Рисование", для чего требуется специальная подготовленность. И тем не менее С.А, Нур-минский настаивал, чтобы рисование "преподавалось "классными учителями достаточного образованными (158, 80)'.'Он наставлял учителей, чтобы они предметом любви выбирали не какой-то учебный предмет, а живую человеческую личность (158, 83). Эти мысли актуальны и в современное время, они говорят о том, что уже тогда встала проблема возвеличивания души ребенка. Эти начинания были как бы предпосылкой к эмоционально-образному познанию окружающей художественной среды, хотя открыто по данному вопросу пока ни кто из педагогов не давал Ответа. Тем более политическая обстановка начала 20 века повсюду ознаменована революциями, войнами, разрухой, нищетой; голодом и поэтому поголовной безграмотностью и безкультурьем.

В 1920 г. с образованием Марийской автономной области из частей Казанской, Вятской и Нижегородской губерний (144, 26-27) появилась, продиктованная временем, необходимость в элементарном просвещении народа "памятуя, что только культура и просвещение являются залогом победы над темнотой и невежеством" (159, 52).

Молодая советская республика нуждалась в новом школьном обра-зовании и культурном переустройстве сознания народа. Общий подход к преподаванию был зафиксирован в "Основных принципах единой трудовой школы", где рекомендовалось единое образование для всех школ с широким научным кругозором, сознанием, связанным с трудом народных масс, с их борьбой за новую культурную жизнь (90, 137). В 1918 г. Н.Я. Брюсова писала, что планировалась большая созидательная работа в деле равноправного введения художественного воспитания и образования в программе общеобразовательных школ. Должна разрабатываться не техническая сторона искусства, а творческая, а' именно: умение творить и умение воспринимать творчество. Надо научить детей выражать свои чувства, свои мысли в образах окружающего мира... на этом творческом языке, а художественная обработка - это дело профессиональной школы, если человек изберет себе для жизни (331, 88-89). И вот в Декларации Единой трудовой школы была сформулирована идея сквозного предмета в школе I ступени (то есть начальных классах) "изучение человеческой культуры в связи с природой". Этот предмет должен был синтезировать знания учащихся, знакомить их с эволюцией труда, науки и культуры. Подобной программы в области содержания, школьного образования не было ни в одном государстве (107, 67-68). У истоков нововведений стояли такие выдающиеся деятели культуры и образования, как П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Н.К. Крупская, А.Г. Калашников, который ратовал за образование "гармонически слитное с современностью и покоящееся на наследии культуры прошлых эпох" (50, 16).. Такое образование пытались дать детям даже в периферийных школах страны, например в Красно-кокшайской школе I ступени № 3 учащиеся младших классов не раз посещали Казанскую картинную галерею и отделение Музея, где хранится посуда XV - XVII веков.

Пути совершенствования содержания образования младших школьников средствами народной художественной культуры Марий Эл

Для усвоения общечеловеческих ценностей важно показать детям взаимодействие разных культур региона. Как пишет акад. Б.М. Немен-ский, что важные достижения человеческой цивилизации из века в век накапливаемые искусством должны стать средством очеловечивания, то есть приживления молодых к корням культуры (93, 3). Одним из таких корешков является фольклор, как коллективное художественное творчество любого этноса.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для детей формах в виде элементов фольклора на-занятнях изобразительным искусством позволяет создать яркие образы, воспитывать вкус, интерес к жизни и наследию предков.

А систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины .

Фольклор в жизнь детей вторгается через семью, детский сад. Прийдя в школу ребенок дополняет свой баг,аж знаний на разных уроках, в том числе и на уроках ИЗО и художественного труда. Прекрасные образцы устного творчества разных народов, тжружающих ребенка, являются непревзойденными образцами фольклора, как искусства слова. В то же время это и великолепный школьный материал на уроках ИЗО и художественного труда для предпосылок формирования нравственного характера, что является одной из основных задач, стоящих перед людьми. "Русские былины, татарские байты, чувашские сказания... представляют формы, приемы и методы педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней" (166, 90). К счастью ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать задачи, связанные с большими опасностями для детей.

Какие произведения занимают мысли ребенка в самом восприимчивом возрасте? Какие источники предложены им, из которых они могли бы черпать знания? Как пишет Е.Уайт, о многих современных авторах можно сказать, что они пренебрегают принципами морали. Под прекрасным и изящным языком их произведений скрывается аморальность, вызывающая отвращение у читателя. Последние обкрадывают себя, теряя время и энергию, которую лучше направить на решение жизненных проблем (168, 207).

. Другое дело проверенный веками фольклор, который вбирал в себя жизненный опыт, коллективную мудрость людей и передавал их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы предшествующих поколений (100, 3).

Что такое фольклор? В словаре С. Ожегова, первое значение - это народное творчество: словесное, музыкальное, танцевальное. Второе значение - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта (174, 742), В Большой советской энциклопедии фольклор - народная мудрость, народные знания, распространенные в Международной научной терминологии название народного творчества (173, 283). Отсюда можно сделать вывод, что фольклор региона, представляет из себя в целом духовную культуру народов, а она складывается под воздействием многих факторов, в том числе из связи фольклора и народной педагоги-ки, которые неразделимы. Патриарх этнопедагогики Г.Н. Волков выделяет десять взаимосвязанных фундаментальных проблем: функции воспитания, методы и средства воспитания, самоорганизацию воспитания, при активном участии народных воспитателей, применяющих фольклор (22, 26-27). Современные дети слово "фольклор слышат часто, но его значение они понимают в более узком смысле, при беглом знакомстве со сказкой, загадкой, пословицей, а это все относится к жанру поэтическому. Другие же жанры фольклора остаются в стороне.

"Марийские послы у Ивана Грозного" (1975). Мы видим как художник исторически достоверно, используя иконографический материал, достиг большой выразительности в портрете Ивана Васильевича Грозного, А так же тщательно воспроизвел тот предметный "мир, который позволил живописцу полнее восстановить атмосферу эпохи" (164, 22).

Или взять для рассматривания и изучения картину И.Михайлина "Акпарс и Эрвий" ( 1983 ). Рядом с образом марийского князя Акпарса сидит на берегу Волги на фоне Казанского Кремля и русского войска жена Акпарса Эрвий. В левой руке она прячет стакан с зельем. Предание гласит: татары поручили ей отравить русского царя, но из любви к Ак-парсу и из-за последствия с ним и его народом, Эрвий сама выпивает до дна яд, предназначенный Ивану Грозному (59, 331-334). Красавица Эрвий пожертвовав собой, спасла не только жизнь' Акпарса, но и жизнь своего народа; ибо основной заповедью марийцев издревле считалось любить как родную мать свой народ . Следуя народным традициям и высоконравственному воспитанию, Эрвий совершила этот поступок. На картине И.Михайлин запечатлел ее в момент глубокого раздумья, переживания, внутренней борьбы. Именно на это следует обратить внимание детей, и какие композиционные и колористические средства использовал художник для раскрытия темы. Поэтому данные картины можно рекомендовать по программе: "ИЗО и художественный труд" в 3-м классе IV четверти "Представления народов о духовной красоте человека". После темы "Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг" можно предложить тему чисто местного регионального значения: "Акпарс -борец за свободу и справедливость марийского народа" (материалы графические).

Региональная программа первого года обучения "Я, ты, мы и искусство" в системе художественного образования младших школьников

Всякое обучение какой-либо деятельности является само по себе развивающим обучением. Конкретно эта проблема нашла отражение в трудах ученых Л.В, Занкова, BJB. Давыдова, М.Н. Скаткина и др. Как справедливо замечают М.Н. Скаткин и В.В. Краевский, что сегодня резко возрастают требования как к организации процесса обучения, так и к тому содержанию, которое посредством обучения должно сделаться мощным достоянием выпускников средней шкоды; и если не возлагать надежд на упомянутый метод, остается один путь - перестройка школы по про-думанному теоретически обоснованному плану (147, 4). Конечно в истории школы были попытки реформирования^но они явились лишь мелкими уступками в чью-то пользу. Каждый новый виток очередных нововведений в управлении школой учитывает ошибки прошлых лет. Нынешний школьный этап характеризуется развивающим обучением с введением национально-регионального компонента. Принцип Б. Неменского "От родного порога в мир общечеловеческой культуры" (125, 7) заявил о себе не только в изобразительном искусстве, но во всех гуманитарных дисциплинах. Иначе, как отмечает Б.А. Вульфсон» игнорирование националь-ной специфики приводит к созданию искусственных "универсальных" конструкций, в угоду которым - сознательно-лли несознательно - подбирается материал и отсекается то, что противоречит априорно заданной схеме (24, 3). Это мнение теоретиков. А что думают учителя? Отличник просвещения Г.Г. Косарим на практике убедилась, что обучение более эффективно, если несет специальную национальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, -которые развивают сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Помимо "формирования знаний о национальных культурах и специальных умениях, развивающее обучение предпринимает конкретные меры по общему развитию школьников (56, 3), которое является базой мировоззрения. Так же считают и педагоги по изобразительному искусству, работающие в младших классах.

Специалист по ИЗО, заслуженный учитель Российской Федерации Горяева Н.А. считает: "Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня уже не соответствует требованням'живительного процесса обновления. И этот процесс должен коснуться преподавания предметов искусства - музыки, литературы, изобразительного искусства, - обращенных к душе и сердцу ребенка" (32, 3). Именно к детской душе и сердцу обратились в 1970-е годы передовые учителя - специалисты по ИЗО: К.В. Дитмар (Вильнюс), Б.В. Пионтик (Ташкент), А.А. Чучев (Казань), Г.М. Рогова (Ленинград), Ю.В. Шафранская (Коломна), B.C. Выходцева (Магнитогорск), И.Э. Кашекова (Москва), В.Н. Наследова (Челябинск), Е.Ф. Панасенко (Хабаровск), О.В. Островская (Зеленоград) и многие другие под научным руководством народного' художника России, члена- корреспондента АПН СССР Б.М. Неменского, а ныне действительного члена РАО РФ. До них никто так остро не ставил вопрос о всеобщности художественного развития через общеобразовательную школу, то есть" художественного развития не художника, не элиты, а каждого члена общества" (97,102).

Нужна была кардинальная перестройка содержания, изобразительного искусства. Эта работа велась во многих школах СССР в течение почти двух десятилетий. К ним подключились ученые педагоги, психологи, философы, искусствоведы и целая лаборатория ИЗО Института художественного воспитания НИИ АПН. Совместными усилиями была разработана программа "Изобразительное искусство и художественный труд", не имеющая аналогов в мире. Программа представляет собой блоко-тематическую конструкцию. В ней все взаимосвязанно. Общая тема года разделяется на 4 темы четвертей, уточняющих общую тему. А каждая тема уроков конкретизирует и тему четверти и тему года. При этом Б.М. Неменский отмечает "Нельзя путать, тему урока (цель) и задание (средство)" (81, И).

Поэтому региональную программу первого года обучение ИЗО "Я, ты, мы и искусство" в Марий Эл авторы решили построить таким же образом на основе российской программы ИЗО и художественный труд", включив национально-региональный компонент во все 3 ряда: в зрительный, литературный и музыкальный.

Подобное взаимодействие различных видов искусства в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию ребенка и пробуждению эмоциональной отзывчивости, расширению диапазона межхудожественных ассоциаций, что усиливает интеллектуально - творческий потенциал личности (118, 4). Для решения этого вопроса предлагается метод комплексности искусств и принцип интегрированного подбора художественно-выразительных средств: выдающихся произведений изобразительного искусства России и Марий Эл, литературы и фольклора народов Марий Эл, музыки композиторов России и Марий Эл. Это не просто набор или перечень произведений с родственным названием или содержанием, а все необходимое для формирования у учащихся системы образного мышления. Важно, чтобы соблюдалось единство формы и содержания, формирующее эмоциональную-отзывчивость на красивое и безобразное. Причем вторичным является сама форма, язык искусства, способствующие выразительной передаче поставленных задач, при этом содержание является на уроке главным стержнем.

Так же, как и в Российской программе, методика основывается на педагогической драматургии, предусматривающей "педагогику сотворчества", особенно во время коллективных'работ. Аналогично действует закон художественного уподобления, "основывающейся на переживании как формы обучения и формы познания, ибо искусство невозможно воспринять без переживания. В искусстве подлинно воспринимается информация только в условиях сопереживания воспринимающего передающему, зрителя - художнику (97, 111).

Для успешного претворения в жизнь содержания программы авторы предлагают перечень художественных материалов и принадлежностей на 1 год из расчета 1-го и 2-х учащихся (8, 84^ 85);" Но этого недостаточно.

- .І Самое важное для учителя - атмосфера увлеченности предметом (97, 110).

Определяющим для учителя ИЗО являете'индивидуальность восприятия, уровень его образования, художественный вкус, личные симпатии и возможность отыскать для определенного урока необходимые произведения. Помимо изобразительного отбора, гибкий метод педагогического творчества позволяет выстраивать перед учащимися и целые зрительные, литературные и музыкальные ряды из примеров художественной культуры Марий Эл.

Возможности региональной программы второго года обучения "Искусство, вокруг меня, тебя и нас" в совершенствовании художественного образования учащихся начальных классов

Региональная программа II года обучения "Искусство вокруг меня, тебя и нас" является логическим продолжением программы "Я, ты, мы и искусство" (151, 11). Это как бы 2-я ступенька познания, на которую поднимается ученик. Не овладев 1-ой ступенью программы, то есть "Я, ты, мы и искусство", нельзя перешагнуть сразу на 2-ую площадку, ибо вся школа и есть скалистые трудные, требующие силы, воли, усердности, ступеньки лестницы восхождения, возвышения души (5, 35). Попробуйте не изучая в 1-м классе английского языка, во 2-м классе начать с программы 2-го класса, "ведь не удастся. Прийдется пропущенные уроки восполнять, иначе ничего дети не поймут (96, 87) "Такжел в данной программе предусмотрен принцип постепенности или последовательности. Как еще отмечено в Великой дидактике Я. А. Коменским "Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно", при этом он приводит в пример образование птички : освобождение от скорлупы, материнский подкорм, помощь в оперении, упражнения в размахивании крыльев в гнезде, подъеме над гнездом, полете вокруг гнезда, далее расстояние полета увеличивается, и, наконец, мать птенца вверяет его небу (53, 8,8-89). Такой план образова-ния соответствует любому обучению всякой дисциплины, в том числе и предмету "Изобразительное искусство-и-художественный труд".

Сообразно этой схеме, "освобождение от скорлупы" соответствует программе 1-го года обучения, в нашем случае -региональной программе Республики Марий Эл "Я, ты, мы и искусство", в которой детям предлагалось наблюдение и воспроизведение красоты родной природы Марийского края. Учащиеся, как годовалые дети, делали первые шаги в осознании представлений о месте изобразительного искусства в жизни. Наряду с овладением грамоты по другим дисциплинампервоклассники осваивали "алфавит" художественной речи. И самый важный период изучения "Букваря" изобразительного искусства и художественного труда завершен. Акад. РАО Б.М.Неменский рекомендует, с какого бы класса ни начиналось обучение изобразительному искусству и художественному труду, начинать необходимо с 1-го года обучения, в конкретном случае - с темы "Я, ты, мы и искусство". Без нее в проблематику программы ввести невозможно. Это ее фундамент. Далее он советует; что лучше "проиграть" даже в средних классах, все темы начальных классов, при этом усложнив задание, чем начинать с программы, предусмотренной для этого класса (81,12).

Развивая принцип постепенности постижения, следующей начальной ступенью образования искусством будет (по Я.Коменскому) " материнский подкорм", который именуется "Искусство вокруг меня, тебя и нас". Это и есть название программы 2-го года обучения, как логическое продолжение после 1-го класса. Последовательная цельность построения региональной программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты учащихся с тремя видами искусств: ИЗО, литературой, музыкой, и приобщить детей к местной художественной культуре Марий Эл, Без ее освоения - нет пути к общечеловеческой культуре. Эта дорога начинается именно с программы 2-го года обучения.

Опираясь на знания местного изобразительного искусства, на знания художественной речи, при помощи которой легче узреть и понять красоту родной природы Марий Эл, "необходимо приобщить ребенка к представлениям о красоте "второй природы", то есть материального мира, создаваемого руками человека"(124, 3). Ведь он, человек, живет на Земле в определенной сфере эстетического; воздействия. Поэтому поводу доц. Л.А.Неменская отмечает, что люди с малых лет учатся ориентироваться в окружающем мире и с помощью ощущения красоты и безобразия. Вместе с ростом его сознания, выделением себя из окружающего мира ребенок уже разбирается что красиво, а что - некрасиво. Его наивно эстетическая оценка предметов и событий становятся для него инструментом самоориентации в окружающем мире. И основанием его оценки выступает непосредственное впечатление от объекта (98, 73). А объектом служит все, что рядом с ребенком, его окружающий мир: родная природа, родные села- города, дом - квартира, и все находящееся в них. Окружающая действительность наполнена предметами материальной культуры.

"Каждый взрослый хочет подарить своему ребенку забавную игрушку и украсить свою комнату цветами. Почему? Да потому, что иначе человек не может жить! Нельзя жить без красоты!"(20, 171), как нельзя жить без нравственной категории добра; Поэтому учителю ИЗО, даже в заданиях декоративно-конструктивного характера, следует помнить, что тема III четверти 1-го года "Выражение чувств и мыслей художника" является важной и на втором году обучения,-алтотому и не должна забываться ни в одной четверти "из-за бытующей иногда привычки считать эти искусства сугубо утилитарными (126, 55)", Так ли это? - Любое искусство и утилитарно, и жизненно, но главное имеет духовную, нравственно-эстетическую функцию. Еще Л.Н.Толстым отмечено, что мы привыкли понимать под искусством только то, что мы читаем, слышим и видим в театрах, концертах. Но все это есть только самая малая доля того искусства, которым мы в жизни обращаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от украшений жилищ, одежд, утвари до церковных-служб, торжественных шествий. И все это деятельность искусства (165, 162). Но как часто современные дети и взрослые до сих пор не замечают предметов искусства вокруг себя. К примеру, на самом первом уроке 2-го года обучения на вопрос: "Ребята! А какие предметы изобразительного искусства есть в ваших квартирах?" Дети , как правило, отвечают, что на стенах висят "картины", другие говорят, что никакого изобразительного искусства в их квартирах нет, - и это все! Вот здесь перед учителем ИЗО встает благородная задача, постараться раскрыть детям глаза на окружающие их предметы, как предметы изобразительного искусства; осознать это, прочувствовать и выполнить практически собственными пальчиками.

Все это и является целью региональной программы 2^го года обучения "Искусство вокруг меня, тебя и нас".

На каждом уроке рекомендуется обращать внимание на местные формы национальной культуры Марий Эл,- точнее на культуры ее трех этнических групп, населяющих республику: славянскую, угро-финнскую и тюркскую. "Нельзя стать патриотом своей страны, полюбить свой народ, не полюбив свою малую родину, ее культуру". Это ведущая нравственная задача года (83, 5). Через нее у второклассников формируется патриотизм, так как культура села, поселка или города рассматриваются относительно местожительства ученика. Каждый конкретный населенный пункт имеет свои характерные особенности и в тоже время какое-то сходство. Например, наши марийские города Волжск и Козьмодемьянск, оба райцентры, расположенные на Волге. Но в Волжске больше жилых домов "хрущевской" архитектуры, а г.КоЗьмодемьянск славен старинным зодчеством, украшенном русским деревянным кружевом. Для Волжска характерна современная промышленная архитектура: Марбумкомбинат, Совиталпродмаш и т.д., а для Козьмодемьянска характерны культовые постройки православной конфессии: Стрелецкая и Смоленская церкви. Но тот и другой город в настоящее время обустроен современными высокоэтажными жилыми микрорайонами. Или взять для сравнения села любого района, например в Моркинском районе есть села Арино и Куль-баш. Отличие внешнего и внутреннего облика этих населенных пунктов заключается в принадлежности к разным этнографическим группам (угро-финнской и тюркской), и к разным религиозным конфессиям (православным христианам вперемешку с язычеством и мусульманам). С незапамятных времен с.Арино заселено марийцами, а Кульбаш - татарами, Разные национальные культуры наложили свой особый отпечаток.

Похожие диссертации на Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников