Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1. Из истории проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе 13
2, Место и роль курса биологии в общем развитии и формировании личности школьника 22
3. Психолого-педагогическое обоснование использования изобразительной наглядности в системе биологического образования современных школьников 43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 6-9 КЛАССАХ
1. Система изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах как важнейший фактор биологического образования и эстетического воспитания школьников 55
2. Индивидуально-возрастные особенности в развитии художественно-эстетического восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ 140
- Из истории проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе
- Система изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах как важнейший фактор биологического образования и эстетического воспитания школьников
- Индивидуально-возрастные особенности в развитии художественно-эстетического восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах
Введение к работе
Актуальность исследования. Условия гуманитаризации и демократизации образования подрастающих поколений, глубокие изменения в системе обучения и воспитания современных школьников настоятельно требуют совершенствования и обогащения содержания учебных предметов, разработки новых подходов в методике их преподавания, разработки эффективных педагогических методов, приемов и средств.
При этом следует подчеркнуть, что современная гуманистическая
психология своим главным предметом считает целостную личность в
процессе ее саморазвития, устремленную в будущее, к свободной
реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих.
Реализация этих идей осуществляется в рамках гуманистической
педагогики. Следовательно, важнейшая задача образования
формирование личностной зрелости обучаемых обусловливает систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации. На первый план выступает не только успешное усвоение учебного материала по предмету, но, прежде всего, развитие всех структур, компонентов личности - мышления, зрительных восприятий, представлений, творческой активности и т.д.
Решение этих вопросов актуально, требует совершенствования, поиска нестандартных форм, методов и средств обучения и использования опыта, накопленного в системе образования, в учебно-воспитательном процессе. Новая реформаторская концепция общего образования в России повышает роль наглядности, эстетического, нравственного воспитания
школьников, открывая новые перспективы в вопросах образования и воспитания, повышая значимость учебно-воспитательного процесса.
Биология как обязательный общешкольный предмет обладает широчайшими возможностями для использования на уроках изобразительной наглядности, включая произведения изобразительного искусства» то есть изобразительную наглядность высокого художественного достоинства. Это значительно расширяет возможности эстетического воспитания, художественного образования школьников в процессе обучения биологии, в развитии и обогащении зрительных образов, представлений о природе, животном мире, человеке. Однако, как свидетельствует анализ педагогической практики, использование произведений изобразительного искусства на уроках биологии в 6-11 классах ведется очень редко и в чисто иллюстративном плане, без практической реализации дидактических функций, что снижает потенциальную возможность искусства в обучении школьников. Обычно использование зрительной наглядности в этих классах ограничивается анализом маловыразительных, с художественной точки зрения, носящих чисто иллюстративно-информационный характер рисунков и схем в учебниках. Не лучше обстоит дело и в младших классах. Хотя, в отличие от 6-11 классов, для начальной школы издавались в небольшом количестве подборки репродукций с картин - пейзажей известных художников и подборки репродукций с изображением животных по курсу природоведения. Сказанное не только противоречит требованиям межпредметных связей, но и лишает возможности с помощью изобразительного искусства донести до школьника красоту, гармонию природы, растительного и животного мира, в яркой форме показать общее и индивидуальное в развитии и функционировании человеческого организма, сложные отношения человека с окружающей природой, с
окружающим миром, влияние человека на экологию и экологии на человека. Здесь следует особо подчеркнуть, что в центре изучения биологии к на уроках изобразительного искусства (и других предметов художественно-эстетического цикла) находятся природа, растительный и животный мир, человек, их тесная взаимосвязь. Поэтому комплексное использование знаний, специфических средств изучения учебного материала по курсу биологии и изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы будет способствовать углублению знаний, конкретизации и одновременно обогащению зрительных образов, представлений.
Как известно, проблема использования наглядности в учебном
процессе имеет свою давнюю историю. Этой проблемой занимались
Я.А.КоменскиЙ, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский,
Д.О.Лордкипакидзе, Л.В.Занков, Н.П.Кокобеевский и др.
Однако, вопросы конкретного использования наглядности, включая изобразительной наглядности высокого художественного достоинства в учебном процессе, особенно на уроках предметов естественно-научного цикла практически на ставились и не решались.
Все сказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования - «Психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников», призванного восполнить в значительной мере указанный пробел в педагогической науке.
Проблема исследшашш: раскрытие психолого-педагогических основ использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников и научная разработка эффективной методики использования изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах.
Цель, исследовании: повысить эффективность биологического образования и эстетического воспитания на уроках биологии в 6-9 классах средствами экспериментальной системы изобразительной наглядности.
Объект исследовании: процесс обучения учащихся 6-9 классов на уроках биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследовжезш: психолого-педагогические основы
использования изобразительной наглядности в системе биологического
образования учащихся 6-9 классов. '
Гивзотезой исследование послужило предположение о том, что
успешное биологическое образование и эстетическое воспитание учащихся
6-9 классов на уроках биологии, предполагающее активизацию
познавательной деятельности, художественного восприятия, зрительных
представлений, проявления творческого мышления, умственных
способностей, прочности и глубины знаний возможно при условиях;
раскрытия психолого-педагогических основ использования
изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников; разработки и экспериментальной проверки эффективной методики использования изобразительной наглядности в процессе обучения биологии в 6-9 классах^ включающей в себя оригинальную систему изобразительной наглядности; раскрытия специфики художественного восприятия при анализе зрительной наглядности; выявления индивидуально-возрастных особенностей в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования, в соответствии с указанными объектом и предметом исследования были поставлены следующие заджчи:
Раскрыть психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности. в системе биологического образования школьников.
Разработать и экспериментально проверить экспериментальную методику использования изобразительной наглядности в процессе обучения биологии в 6-9 классах и на этой основе создать эффективную методику обучения биологии.
Выявить специфику художественного восприятия при анализе изобразительной наглядности.
Установить индивидуально-возрастные особенности в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах.
Разработать эффективную систему изобразительной наглядности для уроков биологии в 6-9 классах.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, ученых-естествоиспытателей, культурологов, художников, психологов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики биологического образования и эстетического воспитания.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ философской, культурологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, трудов ученых-естествоиспытателей;
«изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки биологии;
«наблюдения за учебным процессом учащихся и педагогической деятельностью педагогов;
беседы, анкетирование и интервьюирование;
психолош-педагогический развивающий эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе №741 г.Москвы.
Исследование проводилось в три этапа с 1991 по 1998 гг.
На тецмвФм этапе (1991-1992 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежкой педагогической, психологической, методической, научно-биологической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в школе №741 г.Москвы.
Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на трм этот (1993-1997 гг.), логически завершившись разработкой экспериментальной системы изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств биологического образования и эстетического воспитания и развития школьников на основе изобразительной художественной наглядности.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения биологии в 6-9 классах на основе системы изобразительной наглядности в экспериментальных классах с установкой на эффективное биологическое образование и эстетическое воспитание и развитие школьников по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в параллельных классах (контрольные классы).
Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной
диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов по разделам биологии, культурологии и искусства.
Широко проводились экскурсии на природу (включая Центральный ботанический сад), в художественные и естественнонаучные музеи (Государственная третьяковская галерея, Дом-музей В.М.Васнецова;, Государственный биологический музей им, К.А.Тимирязева, Зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Музей коневодства московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева и др.), на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников-пейзажистов и анималистов.
В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, сравнивались результаты экспериментальных занятий и результаты традиционной методики проведения аналогичных уроков.
В контрольных классах не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий-таблиц, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии в музеи и художественные выставочные залы, на природу. Другими словами, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.
На третьем этапе в конце эксперимента (1997-1998 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Hs защиту выкосятся следующие положевддог
психолого-педагогическое обоснование использования
изобразительной наглядности в системе биологического образования современных школьников;
дидактическая система изобразительной наглядности для уроков биологии в 6-9 классах;
^разработка и экспериментальная проверка эффективной методики использования изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах;
есодержание и структура отдельных уроков школьного курса биологии с использованием изобразительной наглядности и, прежде всего, с использованием репродукций и иллюстраций с произведений изобразительного искусства.
Няучшш новизна и теоретическая ценность иссладдаяшиш состоят в том, что в нем:
ераокрыты психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников;
«выявлена специфика художественного восприятия при анализе изобразительной наглядности;
установлены индивидуально-возрастные особенности в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах.
Правагичкеекш звежтамость. исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики обучения биологии в 6-9 классах на основе использования экспериментальной системы изобразительной наглядности; в создании эффективной дидактической системы изобразительной наглядности для уроков биологии в 6-9 классах.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по курсу биологии для общеобразовательных учреждений, включая гимназии, лицеи, школы с лицейскими классами, при создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике и методикам в педагогических институтах, университетах и училищах, колледжах, в институтах усовершенствования учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных
диссертантом результатов проведенной работы обеспечены
использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, культурологии и эстетики, теории и практики биологического образования и эстетического воспитания.
Апробации к внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе №741 г.Москвы.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на конференциях и заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1998 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации (1994-1998 гг.), на педагогических советах школы №741 г.Москвы. Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.
Из истории проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе
История проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе тесно связана с историей проблемы научной разработки принципа наглядности обучения - одним из важнейших дидактических принципов. Как известно, этот принцип обусловлен необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых знаний, представлений и понятий.
Принцип наглядности пришел в дидактику общеобразовательной школы из педагогики прошлого. Известно, какое значение этому принципу придавали педагоги различных и эпох. О наглядности писали Квентилиан, Монтень, Рабле, Мор. Наглядность находила применение в братских школах Юго-Западной Руси в XIV-XVI веках. Научное обоснование наглядности как принципа обучения дал знаменитый славянский педагог Я.А.Коменский. Он требовал, чтобы ученики черпали знания из собственных наблюдений и в обучении их учителя руководствовались выдвинутым им «золотым правилом», которое гласило: «...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно; видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания». Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...» (61, 302-303), Однако Коменскому не удалось раскрыть принцип наглядности с достаточной полнотой и необходимостью. Помешала сделать это сенсуалистическая философия, на которую он опирался, создавая свою педагогическую теорию.
В дальнейшем разработка принципа наглядности получила продолжение в трудах таких крупных педагогов, как Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский. Г.Песталоцци, ратуя за наглядность, настаивал на том, чтобы обучение упорядочивало наблюдения, разграничивало предметы, помогало учащимся формировать понятия. Однако в трактовке наглядности как принципа обучения и в рекомендациях, которые давались Песталоцци относительно применения его в обучении, немало формализма.
Много о наглядности писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. он связывал использование наглядности с преподаванием родного языка. Наглядность, согласно его утверждения, является лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития у них дара слова. Учитель должен помочь им, используя наглядность в обучении, превратить ощущения в понятия так, чтобы они смогли из понятий составить мысль, а мысль облечь в слово. Принцип наглядности Упшнский поставил на подобающее ему место в обучении, дав обоснование ему с философской и психологической точек зрения.
К.Д.Ушинский считал наглядным «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых... Этот род учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от определения к мысли так естественен к основывается на таких психических законах. Что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности». (114, 644-645). Развивая учение о наглядности, К.Д.Ушинский исходил из того, что она отвечает психологическим особенностям детей, которые мыслят «формами, звуками, красками, ощущениями». Если данные, воспринятые из внешнего мира, неверны, то и выводы будут ложны. К.Д.Ушищжнй усиленно подчеркивал важность воспитания наблюдательности, видел в наглядности средство развития мышления и речи. Образную речь учителя Ушинский тоже считал средством наглядности. Вместе с тем он отмечал, что наглядность есть средство сближения учителя с классом. Даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранной картинки начинают говорить свободно, непринужденно.
Система изобразительной наглядности на уроках биологии в 6-9 классах как важнейший фактор биологического образования и эстетического воспитания школьников
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования наиболее эффективна педагогическая модель дидактической системы изобразительной наглядности для уроков биологии, состоящей из трех основных блоков: природа, животный мир, человек. Данные блоки отражают содержание учебных дисциплин, входящих в образовательную область "Биология" - ботанику, зоологию, человека (анатомия, физиология, психология).
В соответствии с этим было построено содержание учебно-методических наглядных таблиц. Первую серию таблиц составили репродукции с произведений (законченных картин, рисунков и этюдов, набросков и зарисовок), изображающих природу разных континентов, разных времен года и суток таких известных художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Дюрера, Делакруа, Энгра, К.Коро, КМоне, Сезанна, Ван Гога, Поль Гогена, С.Щедрина, И.Шишкина, И.Левитана, А.Куинджи, В.Полевова, С.Жуковского, К.Юона, А.Пластова, АХерасимова, С.Герасимова, Б.Щербакова, М.Сарьяна и др.(рис. 1-31) Значительный эффект дают и цветные фото с натуры.
Вторую серию таблиц составили таблицы с репродукциями произведений художников, изображающих животных. Это рисунки, зарисовки, живописные этюды, картины Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рубенса, Делакруа, Жерико, К.Брюллова, В.Верещагина, В.Сурикова, А.Пластова и. др.(рис.32-44). Особенно привлекательны произведения художников-анималистов; А.С.Степанова, П.К.Клодта, В.Ватагина, А.Лаптева, И.Ефимова и др.
В третьей группе особый интерес вызывают анатомические рисунки человека Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Гармонию человеческого тела, единство физической и духовной красоты человека раскрывают произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Тициана, А.Иванова, К.Брюллова, И.Репика, В.Серова, К.Коровина и других известных зарубежных и отечественных художников, (рис.45-61).
Причем наибольший успех демонстрация этих таблиц дает при сочетании с демонстрацией соответствующих рисунков на страницах учебников.
Использование художественной изобразительной наглядности предполагает определенный уровень развития художественного восприятия.
Полноценное художественное восприятие в качестве своей предпосылки имеет признание того, что структура художественной предметности принципиально отлична от структуры объекта непосредственного чувственного созерцания. Она не есть только материальное, только вещь. Ко она не есть также и отраженная средствами искусства видимость жизни. За этими двумя элементами художественной предметности стоит смысл, глубинное духовное содержание, благодаря которому достигается гармония и единство всех сторон художественного образа - внешнего и внутреннего, материального и идеального, случайного и необходимого, видимости и сущности.
Мера адекватности художественного восприятия имеет социоличностные причины, обнаруживая зависимость от характера и уровня эстетических потребностей, мотивов восприятия, интересов личности, ее языкового развития, способности выявить, осмыслить содержащуюся в произведении информацию.
Индивидуально-возрастные особенности в развитии художественно-эстетического восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6-9 классах
Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования свидетельствуют о том, что наблюдаются довольно ярко выраженные возрастные и индивидуально-психологические особенности в усвоении учебного материала по биологии и в эстетическом развитии учащихся 6-9 классов в процессе обучения биологии.
Имеются в виду особенности во всем спектре компонентов психологической структуры личности школьника, составляющей суть, содержание биологического образования и эстетического развития этой личности. А именно - знания и представления об особенностях живой и неживой природы, о растениях и животных, о человеке, художественное восприятие, эстетические вкусы и интересы, творческое воображение, эстетические чувства и потребности, творческие способности и общие способности, выражающиеся в аналитико-сиктетической деятельности мозга.
Конкретное проявление этих особенностей заключается в качественном, содержательном развитии, формировании, совершенствовании указанных выше компонентов развития личности учащегося. Но, в соответствии с поставленными задачами, нас особенно интересовала динамика развития художественно-эстетического восприятия у учащихся в процессе обучения биологии на основе ознакомления их с художественной изобразительной наглядности, И как свидетельствуют данные эксперимента, довольно контрастно различаются характеристики художественного восприятия, формирования зрительных образов у учащихся в зависимости от возрастной группы (6-9 классы). Причем, каждую последующую возрастную группу отличает более полное, глубокое, насыщенное и содержательное развитие того или иного психологического компонента эстетического развития школьника,
О результатах экспериментального обучения и традиционного обучения и влияния их на развитие художественного восприятия и формирования зрительных образов - основы успешного овладения учебным материалом курса биологии и эстетического развития личности, убедительно свидетельствуют данные, приведенные в таблицах диссертации (таблицы №1-6). Они показывают - если в начале эксперимента уровень развития художественного восприятия и зрительных образов у учащихся экспериментальных и контрольных классов был примерно равен (в соответствии с возрастной группой), то в конце эксперимента в экспериментальных классах под влиянием экспериментально-развивающего обучения наблюдается более продуктивное развитие художественного восприятия и зрительных образов у учащихся, более быстрый переход их на новый, последующий уровень сформированное. Причем эта разница существенна - в 6 классе - на 24% учащихся, в 7 классе - на 29%, в 8 классе -ка32%ив9 классе - на 38%.
Аналогичная картина наблюдается и по развитию и формированию других процессов, в усвоении конкретного учебного материала по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.