Содержание к диссертации
*
Впадение 3-11
Глава 1. Интеркультурное образование в системе современного общества
1.1 Тенденции развития поли культур ного образова
ния в России 12 -4S
Современная система образования в Германии,., 45-71
Социально-педагогические проблемы немецкого общества и пути развития интеркультурной педаго- _. lf(-гики ....................
Глава 2. Аналитическая характеристика системы интеркультурного образования в Германии
2.Ї. Принципы интеркультурного образования 104-126
2.2. Концептуальные модели решения проблемы ин
теркультур лого образования в Германии,. 126-165
23.Организационно - дидактические модели интер
культурного образования в Германии ,.. .„л
Заключение 210-211
Библиографический список 212-226
I*
Введение к работе
Общая характеристика исследования
Актуальность проблемы и темы исследования продиктована
обострением этнических, религиозных и национальных отношении во всем мире, вызванным различными экономическими, геополитическими и демографическими условиями и характерным в настоящее время для большинства современных государств, в связи с чем возникает необходимость создания системы образования, способного решать вопросы профилактики этно- и ксенофобии и формировать у молодого поколения навыки сотрудничества с людьми разных национальностей, рас, культур и вероисповеданий. Научить людей жить вместе — одна из важнейших задач школы, и она может быть решена на основе концепций интер культури ого (поликультурного) образования.
Вслед за К.А. Абульхановой, А.С Белкиным, Ю.А, Конаржевским и др., определившими понятие концепции образования в целом> под концепцией интеркультурного образования в нашем исследовании понимается совокупность идей, взглядов, определяющих принципиальные пути решения задач организации и управления образовательным процессом, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому^ этническому, национальному или расовому признакам.
Интеркультурное образование призвано решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью интеркультурного образования является воспитание интеркультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Концепции интеркультурного образования и воспитания, в становлении которых большую роль сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, сексологические, социологические и
лингвистические исследования отечественных и зарубежных ученых: СТ. Айвазовой, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Е.М. Верещагина, ВТ. Костомарова, Г.Д. Дмитриева, И.С. Кона, М.Н. Кузьмина, Д.С. Лихачева, СВ. Лурье, Н.Б. Мечковской, В.А. Масловой, Е.И. Пассова, Т.Г. Стефаненко, Л Л. Супруновой, В.А. Тишкова; А. Вежбицкой, А. Гумбольдта, А, Маслоу, М Мид, Э. Холла, Г. Ауэрнгеймера (G. Auernheimer), К. Геерца (C.Geertz), Э.Кияя (Е. Kiel), В, Нике (W, Nieke), К. Леви-Стросса (С. Levi-Strauss), Ч. Тейлора (Ch. Taylor), П Триандиса (G. Triandis) и многих других, появились в последней четверти XX века.
Термин мультикультурализм (Multikulturalismus) в англосаксонском мире введен Чарльзом Тейлором (Ch. Taylor). Multicultural education — достаточно распространенный английский педагогический термин, intercultural education употребляется, чтобы подчеркнуть взаимодействия и контакты между представителями различных этнических и культурных групп.
Понятие интеркультурного образования наиболее полно раскрыто в Международной энциклопедии образования (Оксфорд, 1994) и определяется как: «образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» (International Dictionary of Education, Vol.7.- Oxford: Pergamon Press. 1994. P. 3963).
В настоящее время концепции интер культурного образования приобретают все большую теоретическую и прикладную значимость и актуальность, в том числе в полиэтническом и поликультурном российском обществе, В отечественной педагогической теории и практике система поликультурного образования находится еще в стадии становления, следовательно, обобщение опыта интеркультурной педагогики, уже имеющегося во многих странах с современным полиэтническим и
5 поликультурным обществом (США, Канаде, Голландии, Германии и др.), представляется чрезвычайно продуктивным.
Одной из таких стран, ранее других накопившей конструктивный опыт организации интеркультурного образования, является Германия, где проживает в настоящее время более семи миллионов иностранцев, среди которых свыше 23% дети и молодежь до 18 лет; при этом тенденции государственной демографической и миграционной политики направлены на увеличение количества иностранной молодежи.
Таким образом складываются противоречия между:
- обострением социальных, этнических и национальных отношений в
стране и в мире и отсутствием системы интеркультурного (поликультурного)
образования, которое должно решать вопросы профилактики этно- и
ксенофобии и формировать у молодого поколения навыки сотрудничества с
людьми разных национальностей, рас, культур, разных жизненных ценностей и
конфессий;
необходимостью подготовки молодежи к жизни в современных условиях и недостаточной теоретической разработанностью системообразующих концепций и нтер культурного (поликультурного) образования;
потребностью в воспитании интеркультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур, и недостаточной разработанностью моделей и технологий, воспитывающих такую личность.
Данные противоречия определили актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и выявлении педагогически эффективных концепций интеркультурного образования в Германии.
Социально-педагогическая, научная и научно-методическая значимость данной проблемы, потребность глубокого осмысления разработанных в Германии наиболее продуктивных идей интеркультурного образования для их
6 дальнейшего использования в отечественной педагогике и определили тему исследования: «Концепции интеркультурного образования в современной Германии».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать концепции интеркультурного образования и их реализацию в образовательном пространстве современной Германии.
Объект исследования: образовательный процесс в школах Германии.
Предмет исследования: концепции интеркультурного образования в педагогической науке современной Германии.
Гипотеза исследования:
реализация интеркультурного образования в Германии происходит на основе системообразующих концепций, взаимодействующих по принципу дополнительности: концепции поэтапной социализации учащихся в поликультурной среде (микро-, мезо- и макроэтапы) и концепции уровневого подхода к формированию интеркультурной компетенции (моно-, меж- и транскультурный уровни);
интеркультурное образование и воспитание в Германии, базирующееся на вышеуказанных концепциях, происходит на основе организационно-дидактических моделей: гуманно-личностной интеркультурно-воспитательной; лингвистической образовательной; личностно-социалъной;
реализация системообразующих концепций и организационно-дидактических моделей в образовательном пространстве служит воспитанию интеркультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур на принципах, реализующих содержание интеркультурного образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определились следующие задачи исследования:
Выявить и определить системообразующие, взаимодействующие по принципу дополнительности концепции интеркультурного образования: концепцию поэтапной социализации учащихся и концепцию уровневого подхода к формированию интер культури ой компетенции, на основе которых реализуется интеркультурное образование в Германии;
Выявить, определить и обосновать, что интеркультурное образование и воспитание в Германии, базирующееся на вышеуказанных концепциях, осуществляется на основе организационно-дидактических моделей: гуманно-личностной интеркультурно-воспитательной; лингвистической образовательной и личностно- социальной,
Выявить и определить пути и средства воспитания интеркультурной личности, применяемые в практике интер культурного образования в современной Германии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философско-педагогические идеи культурологического подхода и диалога культур М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.А. Беляевой, И.Е. Видт, К.З. Закирьянова, Н.Б. Крыловой, СЮ. Курганова, В.В. Сафоновой; современные концепции воспитания и образования А.С. Белкина, Е.В. Бондаревской, Б.С Гершунского, А.Н. Джуринского, В.И. Загвязинского, И.А. Зимней, З.А. Мальковой; личностно-ориентированныи подход в образовании и педагогика взаимодействий ИЛ. Бим, В.И. Данильчук, Э.Ф Зеера, Е.В. Коротаевой, И.С. Якиманской; теория межкультурной коммуникации Н.В. Барышникова, Е.И. Пассова, И.И. Халеевой, концепции и модели интеркультурного образования и воспитания Г.Д. Дмитриева, Л.Л. Супруновой, Д. Бутьеса (D. Buttjes), В. Зайлер (W. Seyler), В. Миттера (W. Mitter), Л. Кольберга (L. Kohlberg), Э. Киля (Е. Kiel), Ф. Клиппель (F. KHppel), Р. Ляйпрехта (R. Leiprecht), М. Майера (М. Meyer), В. Нике (W. Nieke), В. Рифлера (W. Riefler), ГО. Рот (Ju. Roth), М. Хомана (М. Hohmann), X. Ширпа (Н. Schirp), А. Эртельт-Фит (A. Ertelt-Vieth).
Термины многокультурный, мулыпикулътурный, поликультурный, кросскультурный являются синонимами, поскольку первая часть этих слов обозначает одно и то же, но происходит из разных языков. Немецкие педагоги используют термин интеркультурный (interkulturell), чтобы подчеркнуть взаимодействие (и взаимопроникновение) между представителями национального большинства и национальных меньшинств (W. Nieke). В России единого термина пока нет: многокультурный (Г.Д. Дмитриев), поликультурный (Н.В- Бордовская, А.Н. Джуринский, ЗА. Малькова, JLJL Супрунова).
Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ педагогической» психологической, культурологической, методической, лингвистической литературы и данных СМИ; логико-методологический анализ основных понятий, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, синтез опыта. Эмпирические: изучение рекомендаций Министерства культов и сравнительный дидактический анализ учебных планов земли Баден-Вюртемберг, наблюдение, персонифицированный анализ; беседы с преподавателями вузов, экспертами, социальными педагогами, учителями, школьниками и их родителями в Германии.
Этапы исследования:
Первый этап: (1999 —2000) — осмысление первоначального эмпирического опыта, персонифицированный анализ, сравнительный дидактический анализ учебных планов земли Баден-Вюртемберг, обоснование проблемы и темы, определение целей, задач и методов исследования.
Второй этап: (2000 —2001) — анализ психолого-педагогической, психолингвистической, методической, культурологической литературы для разработки методологического аппарата исследования; логико-методологический анализ основных понятий, синтез опыта, определение концепций, моделей и технологий интеркультурного образования, перевод немецких источников на русский язык.
Третий этап: (2001 — 2003) — систематизация материалов исследования, выводы, заключения, публикации отдельных материалов
исследования, апробация их на научно-практических конференциях, оформление и редакция текста диссертации.
База исследования. Образовательные учреждения различного типа
(Grundschule, Hauptschule, Realschule, Gymnasium) земли Баден-Вюртемберг в
городах Кальв» Фройдеиштадт, Карлсруэ, Этлинген и Ройтлииген, а также
Государственная Академия повышения квалификации учителей, город Кальв,
іЩ земля Баден-Вюртемберг (Staatliche Akademie fur Lehrerfortbildung GmbH,
Calw).
Научная новизна исследования состоит в том, что;
выявлены, определены и обоснованы системообразующие концепции: поэтапной социализации (микро-, мезо- и макроэтапы) и уровневого подхода (моно-, меж- и транскультурный уровни), которые определяют цели, задачи, содержание, организацию интеркультурного образования и имеют универсальное значение для развития теории и практики интеркультурной педагогики стран со сходными социокультурными и полиэтническими условиями;
выявлены организацией но-дидактические модели интеркультурного образования в системе общего образования Германии; гуманно-личностная интеркулътурно-воспитателъная; лингвистическая образовательная; личностно-социальная модели, базирующиеся на указанных концепциях и универсальные для всех форм обучения и всех образовательных уровней.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
,ф - в научный оборот введен широкий и многообразный фонд оригинальных
первоисточников, существенно расширяющих базу данных о концепциях интеркультурного образования и путях воспитания интеркультурной личности;
- определено понятие «концепция интеркультурного образования»^
предполагающее совокупность идей, взглядов, определяющих принципиальные
пути решения задач организации и управления образовательным процессом, в
котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому,
fP этническому, национальному или расовому признакам;
- дано авторское определение понятия «интеркультурная личность» (т.е.
способная к взаимному признанию национально-культурной идентичности,
сохраняющая свою национальную культуру и индивидуальность, но
понимающая многомерность мира и признающая и организующая партнерство
представителей различных культур).
Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт
^ организации интеркультурного образования в Германии, базирующегося на
основе системообразующих концепций и организационно-дидактических моделей, воспитывающих интеркультурную, успешно интегрирующуюся в общество личность, может быть рекомендован для практического использования в образовательном пространстве полиэтнического и поликультурного Уральского региона, а также в масштабах системы образования Российской Федерации в целом; материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических вузов и на курсах повышения квалификации учителей.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись путем публикации статей по теме исследования; материалы диссертации обсуждались на вузовских, городских и региональных научно-практических конференциях, а также нашли отражение в процессе преподавания спецкурса по межкультурной коммуникации на IV курсе ФИЯ НТГПИ и в работе творческой группы студентов IV курса «Проблемы интеркультурного образования. Диалог культур»,
т Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены
опорой на философско-педагогические идеи диалога культур; на современные
концепции воспитания и образования; на личностно-ориентированный подход в
образовании и педагогику взаимодействий; на теорию межкультурной
коммуникации; на концепции и модели и нтер культури ого образования и
воспитания, представленные в подлинных немецких источниках; на
использование теоретических и эмпирических методов исследования,
Ф адекватных поставленной цели и задачам.
11 На зашиту выносятся следующие положения:
- системообразующие концепции и организационно-дидактические модели
интеркультурного образования в Германии являются значимыми для развития
поликультурного образования в Российской Федерации, так как они
направлены на воспитание интеркультурной личности, готовой к взаимному
признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою
Щ национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность
мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур;
- этапы формирования интеркультурной компетенции представляют собой
шесть уровней: культурную сенсибилизацию; методы культурного анализа;
анализ собственной культуры; анализ «целевой культуры»; конструирование
правил целевой культуры; проверка сконструированных правил целевой
культуры. Овладение названными уровнями приводит индивида к
мультикультурализму.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
*